Серг. П., 1992. С. 23, 51, 51-52, 101; Триодь Цветная. М., 1992. [Нот. прил.]: Песнопения Триоди Цветной; «Благослови, душе моя, Господа»: Песнопения всенощного бдения/Сост.: Л. Боровлева, А. Ратников, И. Соловьев. М., 1995. С. 34-36, 65, 70; «Тебе поем»: (Песнопения Божественной литургии): Для смеш. хора/Сост. А. Ратников, Л. Боровлева, И. Соловьев. М., 1997. С. 54; Великий пяток/Ред.: О. А. Бычков. М., 1999. Ч. 2. С. 27; Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 9, 178, 208-231; Воскресные службы Постной Триоди/Ред.: Е. С. Кустовский. М., 2000. С. 117, 119, 146; Песнопения Постной Триоди/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2000. С. 37-39, 153, 257-259; Песнопения Страстной седмицы/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2002. С. 79-80, 253-254, 379-384). Поскольку обозначения «лаврский распев/напев» и «лаврское» могут относиться к неск. крупнейшим обителям - Троице-Сергиевой, Александро-Невской, Киево-Печерской, Почаевской, Святогорской,- происхождение этих мелодий требует исследования в каждом конкретном случае. Обработки напева Троице-Сергиевой лавры делали иером. Нафанаил (Бачкало) («Милость мира», «Тебе поем» и «Достойно есть» 11: (Из лаврской литургии). М., б. г.; «Покаяния отверзи ми двери»// Нафанаил (Бачкало), иером. Духовно-муз. соч. М., 1912. 20; «Благослови, душе моя, Господа» (Пс 103)//Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 12-16), Н. В. Матвеев («Блажен муж»//Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 75-77), диак. С. З. Трубачёв (Ирмосы 2-го канона на Пятидесятницу: Глас 4, Ирмосы канона Св. Пасхи: Глас 1, Задостойники и припевы на 9-й песни//Ирмологий. М., 1983. Ч. 3: Нот. прил. С. 339-347, 421-477), архим. Матфей (Мормыль) (Ирмосы 4-го и 6-го гласов, Ирмосы канонов Пресв. Богородице: Глас 8, [Ирмосы] на Сретение Господне: Глас 3//Ирмологий. М., 1983. Ч. 3. С. 126-136, 179-183, 305-310; «Свете тихий»//«Благослови, душе моя, Господа»: Песнопения всенощного бдения/Сост.: Л. Боровлева, А.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

I. Под именем св. Писания разумеются „книги, написанные Духом Божиим чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами“ (Катих.). Книги эти, называемые Библиею (τ βιβλα – книги), следовательно, не суть обычные человеческие литературные произведения, равно они не то же, что религиозные памятники нехристианских народов (напр., Коран, Зенд-Авеста, Веды и пр.), но книги божественные, или богодухновенные, писания святые (γραφα γαι – Рим. 1, 2 ) писания Священные (ερ γρμματα 2Тим. 3, 15 ), само слово Божие ( Марк. 7, 13 ; сн. Мф. 15, 6 ; Рим. 3, 2; 9, 6 ; 1Сол. 4, 15 ; Евр. 13, 7 ; Апок. 19, 9 и др.). Канон св. Писания состоит из книг ветхого завета, числом двадцати двух по еврейскому счислению (по нашему счислению – 38), и книг нового завета, числом двадцати семи 78 . О богодухновенности (ϑεοπνειστα, inspiratio) ветхозаветного Писания находятся многочисленные свидетельства как в самом ветхом завете, так и в новом 79 . Богодухновенность книг Моисеевых – законоположительных – открывается уже из того, что, по свидетельству Библии , Сам Бог изрек первоначально десять заповедей, служащих средоточием ветхозаветного закона ( Исх. 20 гл.), а затем и другие постановления, касающиеся внутренней, общественной, церковной и семейной жизни еврейского народа ( Исх. 21–23; 25–31; 34 гл.). В книге псалмов Бог представляется говорящим к народу израильскому: слушай, народ Мой; Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог ( Пс. 49, 7 ; сн. 80, 9–11). Потому-то Давид, именем которого надписываются многие псалмы, свидетельствует о себе: Дух Господень глагола во мне, и слово Его на языце моем ( 2Цар. 23, 2 ). В особенности же многие и ясные свидетельства о богодухновенности ветхозаветного откровения находятся у пророков. О пророках говорится, что они были орудиями Божиими, которых Он Сам призывал на служение ( Ис. 6 гл; Ион. 1, 2 ), чго они исполнены Духа Святого ( Ис. 59, 21 ; Иез. 11, 5 ; Мих. 3, 8 ), получали откровения непосредственно от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

16. 2007. С. 71–79, здесь: С. 77–78). 46 К вопросу об источниках, использованных патр. Досифеем в 17-й главе «Исповедания…», обращались следующие исследователи: Georgi C. R. A. Die Confessio Dosithei (Jerusalem 1672). München, 1940. (Aus der Welt christlicher Frommigkeit; 16); Biedermann H. M. Die Confessio des Dositheos von Jerusalem (1672)//Würzburger Diözesangeschichtsblätter. Bd. 35–36. 1974. S. 403– 415; см. также: Todt K. P. Dositheos II. von Jerusalem//La Théologie byzantine et sa tradition. II (XIII e – XIX e s.)/Sous la direction de C. G. Conticello et V. Conticello. Turnhout, 2002. P. 659–720, здесь: P. 704–706. (СС); Oeuvres complètes. Vol. 1. P. XXXVI. 48 Καρμ ρης. Τ Δογματικ κα Συμβολικ Μνημεα. T. 2. Σ. 762 (842). Существуют две редакции «Исповедания». 1-я редакция, 1672 г., впервые изданная вместе с актами Иерусалимского Собора в Париже в 1676 г. и в 1678 г. с лат. переводом, стала наиболее распространенной, она претерпела 11 переизданий. 2-я редакция, исправленная и дополненная, была издана самим Досифеем в Бухаресте в 1690 г. Однако в отношении цитируемого фрагмента между ними нет разночтений. См.: Demetracopoulos. Georgios Gennadios II-Scholarios’ «Florilegium Thomisticum». P. 162, n. 54. Там же И. Димитракопулос приводит «plausible estimation [правдоподобное мнение]» М. Жюжи (со ссылкой на статью: Jugie M. Georges Scholarios et S. Thomas d’Aquin//Mélanges Mandonnet. T. 1. P., 1930. P. 423–440, здесь: P. 432; нам эта публикация была недоступна), согласно которому то, что Схоларий присоединяется в своей евхаристической гомилии к учению Фомы о пресуществлении, свидетельствует, что в 1437 г. (чем обусловлена такая точная дата – неясно) он уже читал ST. Мы не будем касаться вопроса о времени знакомства Схолария с ST, однако можем, с большей или меньшей вероятностью, предполагать, что Геннадий не использовал этого сочинения Фомы при написании гомилии. Так, в 9-й главе своей проповеди (Oeuvres complètes. Vol. 1. P. 131) Схоларий следует 7-й главе трактата Пс.-Фомы, в которой Таинство рассматривается с точки зрения категории «претерпевание» (passio).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

74)  См. 1Пет.1:1, 2:11; Флп.3:20; Евр.11:13, 12:22, 13:14; Послание Климента. 1; Мученичество Поликарпа. Пролог; Ириней Лионский. Против ересей. 4. 21.3; Тертуллиан. О венке воина. 13; Климент Александрийский. Педагог. 3.8; Строматы. 7.12; Киприан Карфагенский. О смертности. 26; Понтий. Жизнь Киприана. 2. 75)  Послание к Диогнету. 5.5. 76)  Дидахе. 8.1. Вслед за ним: Учение апостолов ( Didascalia apostolorum ). 21; Апостольские постановления. 5.15; 7.23. Ср. Лк.18:12; Климент Александрийский. Строматы. 7.12; Августин. Письма. 36.30. 77)  Ис.58:6–7. Эти строки часто цитируются в древнехристианской литературе. См. Послание Варнавы. 3; Климент Александрийский. Педагог. 3.12. 78)  См. Пастырь Ерма. Притчи. 5.1–3. 79)  Дидахе. 8.2–3: “Молитесь не так, как лицемеры, а как Господь повелел в Евангелии”. Тертуллиан дает первое подробное толкование “Отче наш” и также советует повторять молитву не менее трех раз в день. См. О молитве. 1. 24–25. Ср. Дан.6:11; Деян.3:1, 10:3, 9, 30. Ориген. О молитве. 12.2. Апостольское предание (35, 36) говорит о пяти временах молитвы: по пробуждении ото сна; в третий, шестой и девятый часы (соответствующие нашим девяти утра, двенадцати и трем часам дня) в воспоминание о часах казни Христа, а также в полночь. Ср. Киприан Карфагенский. О Молитве Господней. 34–36. Подробнее см. L.E. Phillips. Daily Prayer in the Apostolic Tradition of Hippolytus . C. 389–400. 80)  О молитве по направлении к храму у евреев: Пс.27:2. О молитве на коленях: Тертуллиан. О молитве. 23; Ориген. О молитве. 31. Ср. 1Тим.2:8. О молитве на восток: Иустин. Диалог с Трифоном. 121.2; Тертуллиан. Против валентиниан. 3; Климент Александрийский. Строматы. 7.7.43; Ориген. О молитве. 32. Учение Аддая (2.1) связывает обычай молиться на восток с апокалиптическим предсказанием в Мф.24:27. Подробнее см. J. Danielou. The Bible and the Liturgy. C. 30–33. Молитва в позе оранты напоминала древним христианам форму креста. См. Минуций Феликс . Октавий. 29. 81)  См. Плиний Младший. Письма. 10. 96, написанное в 111 г.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

63) Если Господь часто отнимает у нас блага, как, например, богатство у Иова; ибо Господь его дал, Господь и взял (Иов.1,21): то конечно взято будет из рук наших и зло, которое навел на нас Вечный; ибо, как говорит премудрый, благая и злая от Господа суть (Сир.11,14). И наводящий на нас злое, Он же дарует нам и вечную радость со славою вечною. Как я бдел, говорить Господь, чтоб разорить вас, и зло сотворить вам, так и возсозижду, и уже не разорю, насажду и уже не исторгну. Да умолкнет же народное присловие, гласящее: коль скоро стало не добре, не будет уже добре. Ибо изменивший дела наши на худшее, конечно может опять неожиданно преложить их в светлейшее состояние. 64) Сильнее и победолюбнее нападающий на бесов воздержанием, или молитвою, или другою какою добродетелью, и сам от них получит глубочайшие раны, до того, что даже в безнадежие придет, подозревая, не лежит ли на душе его осуждение мысленной смерти, и вынужден бывая взывать: кто мя избавит от сего тела смерти (Рим.8,24); потому что враг против воли заставляет меня повиноваться законам своим. 65) Не просто написано прежде, как некоторые говорили друг к другу: востаните, пойдем к народу живущему со упованием, и в покое пребывающему (Суд.18,9.10); и еще: приидите взыдем во Иудею, и собеседовавше с ними языком лукавым, отвратим я к нам от истины (Ис.7,5.6). Так обыкновенно и злые бесы против тех, кои избрали безмолвное пребывание во всю жизнь их точат мечи искушений, и на тех. кои более благоговейны, и богобоязненны, с большим неистовством нападают, увлекая их на грех по поводу самых дел благочестия, бранями неизреченными; чтоб хоть таким образом отклонить их от веры во Христа, от молитвы и благоупования, препобедив их. Но мы, Господи, говоря с Давидом (Пс.79,19), не отступим от Тебя, дондеже ущедришь нас, и удалятся от нас поглощающие нас; не отступим от Тебя, пока не повелишь отойти от нас искушающим нас; и мы не оживотворимся терпением и твердым бесстрастием. Ибо искушение есть житие человеческое и часто, во время определенное, от самого подвигоположника попускается нам падать под ноги чуждых; но душе великой и доблестной свойственно не отчаиваться в прискорбных случайностях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/686/...

1391) и Симеона, архиеп. Фессалоникийского († 1429). Греч. архиерейский чин литургии XIV-XVI вв. имеет следующие особенности: 1) архиерей облачается в храме, стоя в своей стасидии (стихи на облачение он читает сам); 2) энарксис совершается без участия архиерея, к-рый тем не менее находится в храме и прочитывает сам молитвы антифонов; 3) во время малого входа, когда архиерей шествует в алтарь, ему многократно возглашают: «Ες πολλ τη, δσποτα»; 4) сразу после малого входа архиерей совершает каждение; 5) перед Трисвятым епископ трижды осеняет дикирием Евангелие (или св. престол) с чтением парафраза Пс 79. 15-16; 6) Трисвятое поочередно поют певчие и священнослужители; 7) во время Трисвятого епископ трижды осеняет трикирием Евангелие с чтением тех же стихов, что и перед Трисвятым; 8) в конце Трисвятого архиерей восходит на горнее место и оттуда трижды благословляет народ трикирием; 9) перед кондаком , поющимся на Слава , возглашается похвала (многолетия царям, Патриарху и проч.); 10) перед чтением Евангелия архиерей снимает омофор (к-рый далее надевается только при совершении пресвитерской или диаконской хиротонии, а также перед возгласом «    »); 11) во время прошения сугубой ектении о царях епископ трижды благословляет народ трикирием; 12) архиерей не участвует в перенесении Даров из жертвенника в алтарь, умывает руки до великого входа, в диалоге accessus ad altare правильное распределение ролей; 13) после пения херувимской песни епископ трижды осеняет народ трикирием; 14) перед Символом веры архиерей с сослужащими трижды воздевают воздух , читая Трисвятое; 15) во время intercessio анафоры диакон произносит диптихи (эта особенность не является строго архиерейской: в древности диптихи могли произноситься и за иерейской службой - так, напр., в ркп. Ath. Dionys. 105, XIII в.). Памятники, описывающие совершение архиерейской литургии на Руси в X-XIV вв., неизвестны (древнейший рус. Чиновник РНБ. Соф. 1056, 2-я пол. XIV в., не содержит литургии), однако можно утверждать, что и пресвитеры, и епископы использовали единый литургический формуляр (комплекс богослужебных текстов).

http://pravenc.ru/text/архиерейском ...

Ефремом называет живущие в Самарии десять колен, Иерусалимом же жителей его, то есть колено Иудово и Вениаминово. Итак, про- —125— роческое слово приводит нам и основание безопасности и мира; ибо, говорит, святой город уже не будет удобопроходим для желающих причинить ему бедствие, а спасающий его так расширит своё царство, что Он будет обладать целой Иудеей от моря даже до рек; а они-то суть исходища земли то есть пределы. Негде и божественный Давид воспевает и о синагоге иудейской, говорит как бы о виноградной лозе: простре розги своя до моря и даже до рек отрасли своя ( Пс.79:12 ); ибо земля иудейская граничит с морем и страной к югу и индийской и так называемым средоречием. Но царство Христово отнюдь не заключается в этих пределах, – далеко нет. Но от частного примера речь переходит к всемирному и всеобщему, ибо Он воцарился не над одной Иудеей; но над всей вселенной и власть его простирается от края до края земли. Зах.9:11–12 . И ты в крови завета 160 испустил еси узники твоя от рова не имуща воды: сядите в тверделех связани сонмища, и за един день пришествия твоего сугубо воздам ти. Речь обращается уже к самому праведному и спасающему и в то же время кроткому царю, то есть ко Христу, и поясняет славные и достойные удивления дела Его пришествия на землю: ибо Единородное Слово Бога уничижило себя добровольно, соделавшись человеком, претерпело и крест, о срамоте нерадив ( Евр.12:2 ) и поставило собственную душу выкупом за жизнь всех и стяжало Богу и Отцу вселенную кровью завета вечного, прообразом которого была кровь, кроплённая премудрым Моисеем —126— на древних, как сказано: взем Моисей кровь и самую книгу завета, окропи весь народ глаголя: се кровь завета, егоже завеща Господь к вам ( Исх.24:7–8 ). Но это служило прообразом и подобием истины, а самой истиной служит Христос, купивший всех нас кровью завета; ибо мы, как говорит ученик Его, избавихомся не истленным сребром или златом, но честною кровью яко агнца непорочна и пречиста Христа ( 1Пет.1:18–19 ). Итак, говорит, ты, праведнейший и кротчайший царь, тех, которые кровью завета сделались твоими узниками (то есть тех, которых ты связал узами любви и которых убедил преклонить под твоё ярмо и явно привязать выю ума) испустил еси, то есть избавил или вывел, или выпустил на свободу от рова, не имуща воды.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И в псалме говорится: Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы, и посадил его[Пс 79:9]. И окружил его оградою, то есть или городской стеной, или ангельскими воинствами, и выкопал в н ем точило, то есть или устроил алтарь, или. те точила, именем которых обозначаются три псалма: восьмой, восьмидесятый и восемьдесят третий, и устроил башню; несомненно, что это храм, о котором говорится через Михея: И ты башня, касающаяся облаков, дочь Сиона [Мих 4:8], и отдал его земледельцам, которых в другом месте назвал возделывателями виноградника, которые были взяты в часы первый, третий, шестой, девятый и одиннадцатый [Мф 20]; и отправился далеко. Дело идет не о перемене места, ибо Бог, Которым все наполнено, может ли где-нибудь не присутствовать? Он и через Иеремию говорит: Я Господь приближающийся и не издалека, говорит Господь? [Иер 23:23]. Но Он кажется удаляющимся от виноградника, чтобы виноделам предоставить полную свободу в делании. Он дал им закон и в нем приказал им возделывать виноградник, чтобы они в делах закона обнаружили плод. После того Он послал к ним рабов, которых схватив они или побили, как Иеремию, или убили, как Исайю, или побили камнями, как Навуфея (Naboth) Цар 21:14] и Захарию, которого они убили между ал тарем и храмом Пар 24:21]. Будем читать послание Павла к Евреям [Евр 11:33-39], и из него мы подробно узнаем, какие из рабов Господних и сколько претерпели. В словах, приведенных выше: Снова послал он рабов больше, чем прежде; и сделали им так же, домохозяин обнаруживает долготерпение в посылании большего числа, чтобы злых делателей призвать к покаянию: но они собрали себе гнев на день гнева [Рим 2:5]. Присоединенные затем слова: С опасением примут сына Моего [По новому Синодальному русскому переводу: Постыдятся сына моего. — Ред.] происходят не от незнания [будущего]. Действительно, чего не знает домохозяин, под которым в настоящем месте разумеется Бог Отец? Однако о Боге часто говорится, что Он сомневается, чтобы сохранилась свобода воли в человеке.

http://bible.predanie.ru/nedelya-13-aya-...

Для прокимнов восьми гласов на чтении Евангелия на воскресной Утрени использованы стихи следующих псалмов. Первый глас – “1. Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем; 2. Словеса Господня, словеса чиста ( Пс.11:6–7 )”. Второй глас – “1. Востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси, и сонм людей обыдет Тя ( Пс.7:7–8 ); 2. Господи Боже мой, на Тя уловах, спаси мя ( Пс.7.2 )”. Третий глас – “1. Рцыте во языцех, яко Господь воцарися, ибо исправи вселенную, яже не подвижится ( Пс.95:10 ); 2. Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля ( Пс.95:1 )”. Четвертый глас – “1. Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас, Имене Твоего ради ( Пс.78:9 ); 2. Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам ( Пс.43:2 )”. Пятый глас – “1. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, яко Ты царствуеши во зеки (самое близкое зто 1Цар.24:21 ); 2. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя ( Пс.9:2 )”. Шестой глас – “1. Господи, воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти нас ( Пс.79:3 ); 2. Пасый Израиля, вонми, наставляяй яко овча Иосифа ( Пс.79:2 )”. Седьмой глас – “1. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесётся рука Твоя, не забуди убогих Твоих от конца ( Пс.9:33 ); 2. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя ( Пс.9:2 )”. Восьмой глас – “1. Воцарится Господь во век, Бог Твой, Сионе, в род и род ( Пс.145:10 ); 2. Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем ( Пс.145:1: 2 )”. Итак, для прокимнов используются псалмы – 9, 11, 43, 79, 95, 145 и, кроме того, для прокимна “Всякое дыхание...” – стихи псалмов 148–150. Следовательно, прокимны, при всей их краткости, как бы обнимают всю Псалтирь, – мы как бы всю ее мысленно прочитываем прежде, чем приступим к слушанию Евангелия. Третий вид употребления псалмов на Утрени – это новозаветное преображение их содержания. Самый характерный пример представляет 18-я кафизма, псалмы которой претворены в песни в честь Святого Духа – степенны (антифоны недели утра Осмогласника).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

11. О законе Божием: 18, 118. 12. О суетности жизни: 38, 48, 89. 13. Об обязанностях правителей: 81, 100. 14. Пророческие псалмы: 2, 15, 21, 39, 44, 67, 71, 96, 109, 117. 15. Псалмы в честь Иерусалима и храма Иерусалимского: 14, 23, 67, 86, 131, 133, 134. 16. История народа Божия: 77, 105. 17. Псалмы о будущем Мессии, Господе Иисусе Христе: 2, 15, 21, 44, 68, 71, 109. 18. О лицах и событиях Ветхого Завета, прообразующих Новый Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь: 8, 18, 34, 39, 40, 67, 77, 96, 101, 108, 116, 117. 19. Хвалительные псалмы: 112, 113, 114, 115, 116, 117. Псалтирь. Репринтное издание Московской Патриархии, 1873 год Псалмы на разную потребу По советам и наставлениям преподобного Ефрема Сирина, святителя Афанасия Великого, преподобного Амвросия Оптинского и святителя Филарета Московского По советам и наставлениям святых отцов Церкви: преподобного Ефрема Сирина, святителя Афанасия Великого, преподобного Амвросия Оптинского, святителя Филарета Московского – в Псалтири можно выделить псалмы на разную потребу: 1. Чтобы уберечься от тяжких грехов: Пс. 18 2. Против нападений бесовских: Пс. 45, 67 3. При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: Пс. 4, 7, 36, 51 4. Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: Пс. 11 5. Для смирения духа: Пс. 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138 6. Когда враги продолжают искать твоей погибели: Пс. 34, 25, 42 7. В благодарность за победу над врагом: Пс. 17 8. Во время скорби и в несчастиях: Пс. 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142 9. При унынии и в безотчетной скорби: Пс. 26, 90, 101 10. В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: Пс. 3, 37, 2, 49, 53, 58, 90, 139 11. В о б стояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: Пс. 16, 85, 87, 140 12. Когда просишь милости и щедрот у Бога: Пс.66 13. Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу: Пс. 28 14. Чтобы не скупиться и подавать милостыню: Пс. 40 15. Восхваляя Господа: Пс. 23, 88,92,95, 110, 112, 113, 114, 133, 138 16. В болезнях:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010