Пс.79:9. Виноград из Египта принесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и.    Писание часто в переносном смысле называет «виноградом» Израиля (Василий В.). Пс.79:10. Путесотворил еси пред ним, и насадил еси корения его, и исполни землю. Пс.79:11. Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия: Пс.79:12. Простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его.    Пророк повествует о том, как заботился Бог о спасении народа Своего израильского: как вывел его из Египта и «насадил» в земле обетованной, как укрепил и умножил «отрасли Его», т.е. пришельцев из язычников, которых научил Богопочитанию (Златоуст, Феодорит). Пс.79:13. Вскую низложил еси оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем; Пс.79:14. Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и.    Здесь Пророк оплакивает бедность, в которую впал народ по Божьему гневу за беззакония. «Озоба» — опустошение, а именами многих диких зверей Писание обычно изображает диавола, который получил доступ в «виноградник» Христов вследствие «низложения оплота», т.е. Божьего покровительства (Василий В., Златоуст, Феодорит). Пс.79:15. Боже сил, обратися убо, и призри с Небесе и виждь, и посети виноград сей:    В высшем духовном смысле «виноградом» называется всякая душа, от которой требуется достойное плодоношение. Поэтому, если посвящаем себя чистой жизни, Бог вспомоществует нам в очищении себя от страстей, усовершая нашу старательность и ревность о добре (Василий В.). Пс.79:16. И соверши и, егоже насади десница Твоя, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе. Пс.79:17. Пожжен огнем и раскопан: от запрещения лица Твоего погибнут.    Умоляет Владыку воззреть на погубление «виноградника» и уврачевать его злострадания, ибо он «пожжен огнем и раскопан», и нуждается в особой спасительной помощи «Сына Человеческого». Кто же есть сей «Сын Человеческий», как не Сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях? (Афанасий). Пс.79:18. Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе.     «Рукой» означает Пророк спасение народа, совершенное «десницею Отчею» — Иисусом Христом (Афанасий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

До тех пор Пророки питались «хлебом слезным» и «питием» , оплакивая род человеческий, пока Сам Христос не стал Хлебом и Чашей Жизни (Златоуст). Пс.79:8.   Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся. Усиленно повторяет ту же просьбу, желая показать ее необходимость и научить нас не падать духом, когда не получаем просимого, но оставаться твердыми, в уверенности, что получим непременно (Златоуст). Пс.79:9.   Виноград из Египта принесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и. Писание часто в переносном смысле называет «виноградом» Израиля (Василий В.). Пс.79:10.   Путесотворил еси пред ним, и насадил еси корения его, и исполни землю. Пс.79:11.   Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия: Пс.79:12.   Простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его. Пророк повествует о том, как заботился Бог о спасении народа Своего израильского: как вывел его из Египта и «насадил» в земле обетованной, как укрепил и умножил «отрасли Его» , т.е. пришельцев из язычников, которых научил Богопочитанию (Златоуст, Феодорит). Пс.79:13.   Вскую низложил еси оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем; Пс.79:14.   Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и. Здесь Пророк оплакивает бедность, в которую впал народ по Божьему гневу за беззакония. «Озоба» — опустошение, а именами многих диких зверей Писание обычно изображает диавола, который получил доступ в «виноградник» Христов вследствие «низложения оплота» , т.е. Божьего покровительства (Василий В., Златоуст, Феодорит). Пс.79:15.   Боже сил, обратися убо, и призри с Небесе и виждь, и посети виноград сей: В высшем духовном смысле «виноградом» называется всякая душа, от которой требуется достойное плодоношение. Поэтому, если посвящаем себя чистой жизни, Бог вспомоществует нам в очищении себя от страстей, усовершая нашу старательность и ревность о добре (Василий В.). Пс.79:16.   И соверши и, егоже насади десница Твоя, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе. Пс.79:17.   Пожжен огнем и раскопан: от запрещения лица Твоего погибнут.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.79:9. Виноград из Египта пренесл еси.    Разумеет Израиля. Изгнал еси языки, и насадил еси и.   Ибо, предшествуя израильтянам, изгонял Ты народы от лица их. Пс.79:11. Покры горы сень Его.    «Сень» виноградника есть служение по Закону, потому что Закон имеет «сень... грядущих благ» (Евр. 10:1). Под «горами» же разумеет горы Силомскую и Сионскую; потому что в этих двух местах водружаема была скиния. Поэтому, Псалмопевец означает не что-либо иное, а то самое, что на этих двух горах совершалось по Закону и было сенью грядущих благ. И ветвия его кедры Божия.    «Кедры» суть небесные силы, а «ветви» виноградные суть пророки, которые были восхищаемы в высоту из среды народа и упокоеваемы среди горних и разумных Сил. Пс.79:12. Простре розги Своя до моря.    «Розгами» и отраслями винограда называется все множество народа, занимавшего всю страну от реки Евфрата до моря Индийского. Пс.79:13. Вскую низложил еси оплот его?    Оплотом ему было хранение Ангелов, которое отнял у них Бог. И объимают и вси мимоходящии путем;    потому что предан в снедь нечистым демонам, которые пожирают души их, лишая духовных плодов. Пс.79:15. Боже сил, обратися.   Поэтому, умоляю Тебя, всемогущего Владыку, воззреть свыше на гибель виноградника и уврачевать злострадание; потому что и прежнее благосостояние даровано ему было Твоим же Промыслом. Пс.79:16. И соверши и, егоже насади десница Твоя.    Поскольку Ты насадил его, а потом стал он Пс.79:17. «пожжет огнем и раскопан»    и погиб, потому что Ты подверг его сему наказанию; то «соверши и», и соделай готовым ко спасению, — предуготовь же к сему чрез Сына человеческого; ибо сказанное: «на Сына человеческого» — значит: чрез Сына человеческого. Кто же есть Сын человеческий, как не сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях? Пс.79:18. Да будет рука Твоя на Мужа десницы Твоея.    Дело же это, то есть спасение народа, которое означается словом «рука», «да будет... на Мужа десницы Твоея», то есть чрез Того Мужа, Который есть Десница Твоя. Кто же это, как не Сын человеческий, Который есть Отчая Десница, хотя и соделался человеком? Когда же совершится это, и спасет нас Десница Твоя, наименовавшаяся Мужем и Сыном человеческим; тогда

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Пс.79:6 . Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру. Пс.79:7 . Положил еси нас в пререкание соседом нашым, и врази наши подражниша ны. Пс.79:8 . Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся. Сими словами изображают верные великость скорби своея и долговременное продолжение бедствий, так как бы сказали, что они от чрезмерной печали и слез дошли до самой крайности. Ибо оное слово, в меру, означает то же, что чрез меру; а в Еврейском тексте читается, в меру сота, которая мера хотя ныне неизвестна, но без сомнения была великая. Потом присовокупляют, что они преданы в пререкание соседом, то есть, в смех и поношение окрестным народам, и что столько же имеют врагов, сколько соседей. В том же разуме сказаны и оныя слова: врази наши подражниша ны, или, как в Еврейском тексте изображено, подражниша ны у себе; а сие значит то же, что враги во взаимных собеседованиях смеялися и ругалися Иудеям. Впрочем, все сие приписывают правосудию Божию, и сим образом друг друга увещевают к покаянию, ведая, что во власти Бога состоит обращение людей. Сего ради заключают: Господи Боже сил, обрати ны, просвети лице Твое, и спасемся. А как в той же повинности и мы состоим, то не дивно, что и наше состояние не лучше бывает плененных Иудеев. И как Дух Святый сей образ молитвы, без сомнения, начертал для грешников, то и нам дается свобода, и грехи наши не возбраняют нам, елико возможно чаще, употреблять сии слова: Господи Боже сил! обрати ны, просвети лице Твое, и спасемся. Пс.79:9 . Виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и: Пс.79:10 . путесотворил еси пред ним, и насадил еси корения его, и исполни землю. Пс.79:11 . Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия: Пс.79:12 . простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его. Чрез подобие винограда Пророк проповедует здесь особенное Божие благодеяние, оказанное Израильскому народу при изведении его из Египта, дабы тем лучше преклонить Бога на милость, и получить от Него просимое. А как благодеяние сие основано было на том завете, который учинил Бог со Авраамом за четыреста лет прежде изведения Израильтян из Египта, сего ради Пророк умословствует, что недостойно Бога, дабы виноград, рукою Его насажденный и прилежно возделанный, остался в пренебрежении, и предан был на расхищение диким зверям, тем паче, что завет не вчера или третьяго дня учинен, ниже на краткое время дан, но Бог усыновил детей Авраамовых с тем, чтоб навсегда сохранять и защищать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

«Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои, как сухое дерево, высохли» ( Пс.101:4 ). Здесь по свойственному ему обычаю он представляет будущие несчастья, как уже наступившие, и говорит, что время жизни его подобно дыму прошло без пользы и тело его иссохло как бы опаленное действием огня. Так и истолковал Акила: «и кости мои сделались хрупкими как обожженные». «Я подсечен, как трава, и сердце мое иссохло, так что я забыл есть хлеб мой» ( Пс.101:5 ). Подобно сену я завял и утратил свой прежний цвет. " От громкого стона моего плоть моя прилипла к костям моим» ( Пс.101:6 ). Я утратил охоту ко всякой пище и совершенно лишился прежнего благополучия; от скорби тело мое истощено и изнурено, так что кожа у меня облегает голые кости. «Я уподобился птице пустынной,... стал, как ночной во ро н на развалине дома. Не спал я и был, как птица одинокая на кровле» ( Пс.101:7–8 ). Посредством многих сравнений он старается полнее изобразить не­счастье: выбором каждой из упомянутых птиц он указывает на робость и отсутствие заступника, потому что и воробей от страха лишается сна, и ночной ворон, избегая обитаемых домов, держится пустых и заброшенных. «Нырище» Симмах перевел: «развалины». Так и остальные птицы живут в пустых местах. «Всякий день поносили меня враги мои и хвалящие мен я мною клялись» ( Пс.101:9 ). Я сделался посмешищем для врагов моих; теперь я служу клятвой для тех которые некогда завидовали мне и удивлялись; теперь они клянутся моими несчастьями: да не потерплю я того, что потерпел такой-то. «Ибо я ел пепел, как хлеб, и питье мое растворял слезами " ( Пс.101:10 ). 2. Так говорил он и в семьдесят девятом псалме: «будешь питать нас хлебом слезным и ...поить нас слезами в... меру» ( Пс.79:6 ). Этим он обозначает чрезмерность скорби, потому что если уже во время вкушения пищи он был подавлен горем, то едва ли был свободен от него в другое время. Этими, говорит, бедствиями я объят, потому что Ты, Владыка, обратил против меня гнев Твой. «От гнева Твоего и ярости Твоей, ибо Ты..., поднявши, низверг меня» ( Пс.101:11 ). И народ, и храм были прославлены содействием и волей Божией, и насколько были они возвышены, на­столько пали, когда народ был отведен в плен, а храм вместе с Иерусалимом опустошен; здесь действовал закон, и здесь совер­шалось подзаконное служение Богу, бывшее тенью грядущих благ, – но все это миновало. Говорит это и о самом себе: возвысив меня на зависть другим, Ты вдруг низринул меня. Это образное выра­жение – «низверг» – взято из того, когда поднимают что-нибудь вверх и потом разбивают о пол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

4. Молитва об очищении тайных грехов, которых в совести не видим     «Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс 18:13—14). 5. Молитва, когда страх Суда Божия, геенны и отчаяния смущает душу     «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене», — и прочее, весь псалом до конца (Пс 6:1—11). 6. Молитва о просвещении очей душевных     «Открый очи мои, Господи, и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс 118:18). 7. Молитва о наставлении в законе Господнем     «Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое. Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс 118:132—133). 8. Благодарение Богу за милость Его     «Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век, яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго» (Пс 85:12—13). 9. Молитва последняя, когда ложимся спать     «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем» (Лк 23:42), якоже помянул еси разбойника, испустившаго глас сей. 10. Песнь Богу — Помощнику нашему     «Помощник мой еси, Тебе пою, яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя» (Лк 58:18). 11. Молитва об общем спасении    Первая. «Господи Боже Сил! Обрати ны, и просвети Лице Твое, и спасемся» (Пс 79:20).    Вторая. «Боже, ущедри ны, и благослови ны, просвети Лице Твое на ны и помилуй ны. Познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое» (Пс 66:1—2).    Третья. «Услыши нас, Боже Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече» (Пс 64:6).    Читай псалтырь, и рассуждай каждый день, утром, и вечером, и днем.    Читай Славословие со вниманием: «Слава в вышних Богу», и прочее.    Прошу и о мне поминать пред Богом.     «Ваш всех слуга усердный, Недостойный епископ Тихон». Христос грешную душу к Себе призывает    Почему ты, человек, Меня оставил? Почему от тебя Возлюбившего отвратился?    Почему снова пристал к врагу Моему? Вспомни, что ради тебя Я с неба сошел. Вспомни, что ради тебя Я Плотью был. Вспомни, что ради тебя Я от Девы родился.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

И кающийся ест и пьет слезы мерою, а не всегда; ибо за оными следует приятное успокоение. Слова Феодорита: Это сделал, когда воздал наказание соразмерно грехам. Так говорит и Господь: какою мерою мерите, будет возмерено и вам. Эту меру видел и пророк Захария, предсказывая о погибели Вавилона. Ибо он сказал, что видел двух жен, имевших крылья удода и несших меру, которую повелено было им отнесть в Вавилон ( Зах. 5:9–11 ,); а чрез них мы познаем праведность суда Божия. Феодора: Выражение: в меру, значит полноту. Так, говорит, наполняем питие слезами, как дающие что-нибудь мерою и наполняющие ее совершенно для полноты меры. Пс.79:7 .  Положил еси нас в пререкание соседом нашим и врази наши подражниша ны Пререканием Давид называет поношение и уничижение, которое иудеи терпели от вавилонян. То же самое говорит и в предыдущем псалме так: Мы были в поношение соседам нашим, нас передразнивают в поругание живущие окрест нас ( Псал. 78:4 .)(1). (1) Слова Кирилла: Положены сыны Израилевы в пререкание соседам и в передразнивание врагам; каким образом? Изнемогая и будучи попираемы и падши под ноги врагов своих. Пс.79:8 .  Господи Боже сил! обрати ны и просвети лице Твое, и спасемся Те, же самые слова сказал и выше, а повторил их дважды, показывая сим напряженность и усиление своей молитвы и прошения к Богу. (1). (1) Того же: В высшем значении желая увидать пришествие Христово, они взывают так к Богу всех: Наконец мы все помилованы явлением Христовым, подавшим нам вечное спасение. Феодорита: Явлением называет пришествие с плотию. Ибо Ты силен, Господь сил, невидимо вызывая их тогда из плена и спасая своим домостроительством язычников. Пс.79:9 .  Виноград из Египта принесл еси Здесь Давид вычисляет прежние благодеяния, которые Бог оказал иудеям; он повествует, как Он перенес род иудейский из Египта в Палестину и какие произвел для него чудеса, чтобы сим повествованием убедить Бога не презирать и теперь иудеев, для которых в древности произвел такие чудеса. Притом сим псалмом пророк дает нам пример как должно умилостивлять Бога и какие должно употреблять слова для умилостивления его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Д. Четвертая строфа (: ). I. 66 . Кто уподобится с Тобою, 67 . (и) кто сходствует с Тобою, 68 . (и) кто сравнится с Тобою! ( Пс. 89:7 ) II. 69 . Бог великий, сильный и страшный! ( Иер. 32:18 др.) 70 . Господь всевышний, создатель неба и земли! ( Быт. 14:19. 22 др. ср 1Пет. 4:19 (κτστης π. λεγ) 1Пет. 1:5, 2:17 ; 2Пет. 1:3, 3:5, 7, 10, 12, 13 III. 71 . Будем восхвалять Тебя и прославлять Тебя и славословить Тебя, 72 . и благословлять имя святое Твое! 73 . Как сказано у (от) Давида (Давидом): «Благослови душа моя Бога и вся внутренность моя имя святое Его». ( Пс. 103:1; 144:21 ср. Деян. 1:16. 20; 2:25; 4:25 ср. стр. 64) IV. 74 . Сильный во всемогуществе (множ. число) силы Твоей, ( Пс. 68:3 множ. соотв. 1Пет. 1:11 и 1Пет. 2:9 ) 75 . Велики во славе имени Твоего, 76 . Крепкий до конца и страшный в чудесах (ужасных делах, ужасах) Твоих, ( Втор. 10:21 ; 2Цар. 7:23 ; Пс. 139:14 ср. 1Пет. 2:17, 3:14 ) 77 . Царь, восседающий на престоле высоком и превознесенном! ( Ис. 6:1 ср 1Пет. 3:22 ) Строки 66–68, 71–72 и 74–76 имеют в конце одни и те же слова, а 69–70 созвучные. Стр. 60 процитирована в вышеук. местах Талмуда. Е. Строфа пятая (: ). I. 78 . Живый вечно (вечность), Превышний и Святый – имя Его ( Ис. 37:15 ; 1Пет. 1:15, 16, 23, 25 ; 2Пет. 3:18 ) 79 . и (как) написано: «Ликуйте праведники о Господе», «благочестивым подобает хвалить (хвала)» ( Пс. 33:1 ) II. 80 . Устами благочестивых Ты превозносишься, 81 . и словами праведных Ты благословляешься, 82 . и языком преподобных Ты святишься, 83 . и сердцем святых Ты прославляешься. III. 84 . И в собраниях мириад (множеств) народа Твоего ( 1Пет. 2:9. 10 ), дома Израилева ( 1Пет. 4:17 Деян. 2:10. 36 ), в славословии (славословиях) прославляется имя Твое, Царь наш, во всяком роде и роде; ибо таков долг всех созданий пред лицом Твоим, Господи Боже наш и Боже отцов наших, благодарить, восхвалять, прославлять, славословить, превозносить, чествовать, благословлять, ублажать и провозглашать всеми словами песнопений и славословий Давида, сына Иессеева, раба Твоего, помазанника Твоего. ( Пс. 17:1, 51, 88:21 ; 1Пет. 2:16 ; 2Пет. 1:1 ; Деян. 2:30, 36, 3:18, 4:25–26, 13:22 )

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Ср.Иов.3:5; 36:29; 37:16. 9 Ср.Пс.35:6; 56:11; 107:5; Ис.14:14; Иов.20:6; Сир.35:20–21. 10 Ср.Числ.12:5; Пс.98:7, 103:3; Ис.19:1; Наум1:3; Втор.33:26; Исх.16:10; 19:9; Лев.16:2; Иов.22:11; Дан.7:13; 2 Мак.2:8 и др. 11 Ср.Исх.13:21; 14:19; Втор.31:15. Неем.9:12. Прем.19:7. 12 Ср. Исх.19:9–25; 24:9–18; 33:11–23; 34:4–8, Втор.5:4. 13 Пс.4:7; 30:17; 66:2; 79:4,20; 89:8. 14 PG6, col.1024–1036. 15 Против ересей, IV,20,4. PG.7, col.1034. 16 Там. же, IV,6,3–6, col.988. 17 Там же, V,16,2, col.1167–1168. 18 Там же, V,6,1, col.1137–1138. 19 Там же, V,9,1, col.1144. 20 Там же, V,8,1, col.1141. 21 Против ересей, IV,20,5, col.1035. 22 Там же. 23 Там же, IV,20,5, col.1035–1036. 24 Там же, IV,20,7, col.1037. 25 В его «Доказательстве апостольской проповеди», армянский текст. «Patrologia orientalis», t.12, p.771, §31. 26 Против ересей, IV,20,7, col.1037. 27 Там же, IV,20,10, col.1038. 28 Против ересей, IV,20,9, col.1038. 29 Там же, IV,20,2, col.1033. 30 Там же, V, введение, col.1035. 31 Там же, IV,2,5, col.1035. 32 Там же, II,28,2–3, col.805. 33 Там же, V,32, col.1210. 34 Там же, V,35,1, col.1218. 35 Там же, V,36,1, col.1222. 36 Там же, V,36,2, col.1223. 37 Festugiere L " enfant d " Agrigente Pans, 1941, p.131–146. 38 Там же, с.38. 39 Там же, с.38. 40 Там же, с.139. 41 Строматы, V,11. PG9, coll.101–108. 42 Педагог, I,8, PG 8, col.336. 43 Строматы, II,2. PG 8, coll. 936–937. 44 Там же, V,12. PG9, col.116. 45 Там же, V,12. PG9, col.116. 46 Там же, V,II. PG9, col.112. 47 Там же, V,II. PG9, col.112. 48 Там же, V,11. PG9, col.112. 49 Там же, V,12. PG9, col.116. 50 Там же, V,12. PG9, col.109. 51 Там же, V,13, coll.124–125. 52 Там же, II,22. PG8, col.1080. 53 Там же, II,10. PG8. col.984. 54 Там же, IV,22. PG8, col.1345. 55 Там же, VII,10. PG9, coll.480–481. 56 Там же, VII,11. PG9, col.496. 57 Там же, V,1.PG9, col.17. 58 Педагог, I,6. PG , col.293. 59 Строматы, VI,8. PG9, coll.289–292. 60 Строматы, VI,3. PG9, coll.289–292. 61 Строматы, VI,3. PG9, coll.289–292. 62 Там же, IV,22. PG8, coll.1345–1348. 63

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Ос.14:8—9. И процветет яко виноград память его, яко же вино Ливаново Ефремови.    Бог в одном месте говорил матери иудеев, то есть синагоге: «аз посадих тя виноград плодоносел, весь истинен» (Иер.2:21). Поет нам о ней в одном месте и божественный Давид: «виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и: путесотворил еси пред ним» (Пс.79:9—10). Итак, Израиль был «виноградом благолозным» (Ос.10:1). Но так как он многообразно грешил, то Господь низложил «оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем: озоба и вепрь от дубрави, и осел дивий пояде и» (Пс.79:13—14), — значит, отдан на попрание желающим вредить, в добычу кабанам и ослам, то есть — похотям и неразумию. Впрочем во Христе процвела «память его», конечно — Израиля. А «память» — говорит потому, что не все уверовали, но как бы на память о нем соблюдается остаток. Для Ефрема же, или для Израиля, благодать Божия была «якоже вино Ливаново», то есть благовонное и слегка приправленное ливаном для запаха. А это есть слово о Христе, и о Нем говорит блаженный Давид: «вино веселит сердце человека» (Пс.103:15), и к Нему побуждает нас стремиться со всем рвением священное слово, которое гласит так: « ядите, и пийте, и упийтеся ближнии» (Песн.5:1), потому что святым не насытиться тем, что дано чрез Христа, и принятое до опьянения оно еще более полезно. Ос.14:9. Что ему еще и кумиром?    Действительно, если, говорит, насытится и приобщится столь ценных и горних благ, то совершенно отступит от склонности к заблуждению и привязанности к делам собственных рук. В самом деле: в каком еще из благ терпя недостаток, он станет искать их у кого-либо другого? И не бесполезно ли для обольщенных такое искание, ибо что может дать кому либо бездушная вещь? О них справедливо было сказано от Бога: «благо сотворите, и зло сотворите, и увемы, яко бози есте» (Ис.41:23), — но никогда не могут рукотворенные принести вред людям (в самом деле, как и чем?), ни дать что-либо доброе или полезное. Поэтому пусть, и вполне справедливо, услышат: «бози иже небесе и земли не сотвориша, да погибнут от земли и от сих, иже под небесем сим суть» (Иер.10:11). На этот именно поступок и на укрепление в любви к Богу и указывает, говоря: «что ему еще и кумиром?»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010