Как мало вероятна эта или подобные ей теории происхождения Псалтири, достаточно можно видеть из предложенных далее общих замечаний, а еще более из очевидной произвольности всей этой теории, и потому мы считаем излишним останавливаться на ее разборе. 1766 Так, напр. в группе Асафовых псалмов 72–82 сопоставляются между собою псалмы 72, 77, 80 и 81 из Давидовы времени, 73 и 78 из времени разрушения Иерусалима Халдеями, 74 и 75 из времени Езекии, 76 и 79 из времени пред наступлением плена, и 82 из времени Иосафата. Вероятные признаки сродства этих, равно как и других псалмов, на основании исследований разных ученых указаны в сочинении Делича: Symbolae ad Pss illustrandos isagogicae p 57 sq. 1780 См. изд. Св. Синод. Руков. к чт. Св. Пис. В. и Н. Зав. – митр. Амвросия (по 4 изд. стр. 101) и Начерт. Церк. Библ. Ист. Филарета (по 2 изд. стр. 374). Может быть в виду несомненной уверенности нашей Церкви в достоверности этого предания, Прот. Павский (в Обозр. Пс. стр. 15) и не считал нужным останавливаться на вопросе о времени заключения Псалтири, ограничившись только двумя словами: «во время Ездры она довершилась». (См. выше в введ. к исслед.). 1781 Иос. Флав. с Apion lib пар. 7–8. См это свидетельство выше в заключении истории псалмопения, стр. 85–86, прим. 2. 1783 В Преосв. Филарет Митр. Моск., игнорируя заключительные славословия частей Псалтири и считая признаками пятичастного разделения ее только лишь заключительные восклицания: аминь и аллилуия, находит такое разделение Псалтири произвольным и полагает, что оно тем же признакам правильнее было бы разделить ее на семь частей: 1) Пс. 1–40 с заключ. восклицанием: аминь и аминь; 2) Пс. 41–71 – аминь и аминь; 3) Пс. 72–88 – аминь и аминь; 4) Пс. 89–105 – аминь, аллилуиа; 5) Пс. 106–116 – аллилуиа; 6) Пс. 117–134 – аллилуиа и 7) Пс. 135–150 – аллилуиа. Между сими пределами разделения – замечает он далее, – видно точное и тонкое соответствие. Аминь заключает три первые книги; аллилуиа оканчивает три книги последние; средняя книга, как связь двух троичностей, соединяет оба признака разделения: аминь, аллилуиа (Руков. к позн. Кн. Пс. в Чт. Общ. люб. Дух. просв. 1872, 1. Стр. 9. Тоже в Введ. в Св. Кн. В. Зав., В. Преосв. Арсения, стр. 92–93). – Не трудно однако заметить, что предлагаемое седмичастное деление Псалтири, при кажущейся с первого взгляда его правильности, не более как схоластическая тонкость, не имеющая основания в самой Псалтири и даже не отличающаяся логическою последовательностью: так как, если из одного окончания псалмов словом: аллилуиа заключать об указании им особой части Псалтири, то логически следовало бы признать подобные же указания отдельных частей и в псалмах: 112, 113, 115, 145, 147, 148 и 149, которые все, точно также как и 116, 134 и 150 оканчиваются словом аллилуиа, и вообще никак не менее последних псалмов годятся быть заключительными псалмами отдельных частей Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Пс.79:19. не отступим от Тебе,    как причастившиеся жизни Твоей и наименованные Твоим именем, т. е. христианами. Пс.79:20. Господи Боже сил, обрати ны.    Непрестанно повторяет прошение о скорейшем пришествии Единородного, Который спасет их. Псалом 80 Пс.80:1. В конец, о точилех, псалом Асафу. Аллилуия.    Изъясняя восьмой псалом, сказали уже мы, что «точила» суть Церкви. Поэтому и из этого псалма можно видеть, что Псалмопевец призывает народы к вере в Господа, уча их не отступать от Него, и указывая на отвержение народа первого за нечестие его. Пс.80:2. Радуйтеся Богу помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю.   Восклицание есть победная песнь. Поэтому, дает совет народам, чтобы воспели победные песни Богу, Который помог им и избавил их от властительства демонов. Пс.80:3. Приимите псалом и дадите тимпан.    «Псалмом» называет здесь Божественное учение, а «тимпан» есть музыкальное орудие, сделанное из кож. Поэтому, Псалмопевец говорит: соделавшись послушными Божиим словесам, «представите телеса ваша жертву живу... благоугодну Богови» (Рим. 12:1). Псалтирь красен с гусльми.   Псалтирем именуется опять тело, по причине. установившегося уже стройного согласия между телом и душою, да совершены будут Божии люди, посвятив и души Богу, и тело не миру, а Господу. Пс.80:4. Вострубите в новомесячии трубою.    Как древле израильтяне, взяв трубы чувственные, трубили во время новомесячия, потому что повеление это дал Бог, и служило это свидетельством об освобождении их от египетского рабства; так и народ новый, взяв трубу евангельскую, «вещание которой изыде... во всю землю» (Рим. 10:18), приемлет повеление вострубить в новомесячии, т. е. в обновлении ума своего, исповедуя и свидетельствуя тем, что Бог и его освободил из духовного Египта, то есть от власти тьмы. Пс.80:6. Языка егоже не ведяше услыша.    Народ, исшедши из Египта, услышал язык, которого прежде не знал. Какой же это язык? Не глас ли Божий к народу и на горе? Пс.80:7. Отъят от бремене хребет его,    то есть от тяжести бремен. Разумеет же, что Бог освободил их от тяжестей, какие носили, строя города Фараону.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Собеседование 12 на псалом 79 Пс.79:1 .  В конец. Об имеющих измениться. Откровение. Асафа 1. Под изменяющимися пророк разумеет обновляемых чрез покаяние. Справедливо он присовокупил: «в конец», так как по­каяние служит для нас последним якорем; кроме же того и воз­вещено оно было в самом конце веков с пришествием Христо­вым. В свидетельство этого Асаф и составил настоящий псалом, изложив в нем то, что потерпел народ иудейский за свои много­численные грехи. «Пастырь Израиля, внемли, водящий, как овцу, Иосифа, сидящий на херувимах, явись!» ( Пс.79:2 ). Видишь, как с этим согласуются слова Господа, который сказал Он в евангелии: «Я есмь пастырь добрый» ( Ин.10:14 ). Но почему пророк, оставив всех других, ука­зывает Иосифа и Иакова? Потому, что оба они были рабами – один в Египте, другой – в Месопотамии; но Бог изменил их рабство в свободу и соединенные с последнею блага. Пророк поэтому и просит теперь Бога внять, чтобы Он, видя весь наш род раб­ствующим мысленным врагам (не на себя обратить внимание умо­ляет пророк, а неопределенно, т.е. на всех), восстал для нашего освобождения и скорее пришел во плоти, так как мы нуждаемся в Его пришествии для своего освобождения; не иначе, как уже чрез воплощение, люди могли принять седящего на херувимах. «Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею яви силу Твою и приди спасти нас» ( Пс.79:3 ). Ясно, что пророк просит послания Едино­родного во плоти, почему и умоляет Его не только придти, но и воз­двигнуть силу Свою; под силой же он разумеет воплощение, потому что так называет его и в другом псалме, говоря: " облекся Господь силою [и] препоясался» ( Пс.92:1 ). Но почему пророк говорит, что сила Божия воздвигнута пред Ефремом, Вениамином и Манассиею, если Бог, – который всегда силен и только скрывает Свою силу от людей, – когда пришел во плоти, явил Свою силу для всей земли? Он называет по одной части весь народ израильский, к которому пришел с небес воплотившийся Христос; поэтому и говорит: «яви силу Твою»; или же говорит так потому, что они, имея раньше превратное о Нем понятие, нашли Его таким, что стали обращаться к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но этот образ был вместе с тем прообразом напоения чад новозаветной церкви «струями божественного учения» (бл. Феодорит;=Дидим, Евсевий, Зигабен) и насыщения «вкушением таинственной снеди» Тела и Крови Христа Спасителя (бл. Феодорит;=Исихий), услаждающей души верующих (см. выше толк. ва Пс.21:27 и 30, стр. 317–320), и вообще предызображал благодатный дар всегдашней радости их о Господе ( Филип. 4:4 ; ср. Римл. 14:17; 15:13 ; Гал. 5:22 ), изливаемой в сердца их Духом Святым ( 1Сол. 1:6 ; Римл. 5:5 ; ср. толк. на Пс.22:5 стр. 326–7). – в) Бог есть источник жизни и света (ст. 10) и по милости Своей дарует людям, поддерживает, сохраняет и восстановляет жизнь, как физическую, так и духовную ( Быт.2:7 ; Деян.17:28 ; Пс.15:10–11; 137:7; 118:25, 37, 40, 50, 93 и др.) и, ежедневно озаряя их светом солнечным ( Мф.5:45 ), – в переносном смысле просвещает их светом земного счастья ( Пс.17:29 ; ср. 96:11; 11:4; Иов. 18:5–6; 21:17 ), и духовно – светом спасительной истины Своего откровенного закона, просветляя, очищая и направляя к добру их разум, сердце и волю ( Пс.18:9; 42:3; 118:105, 130 ; Притч. 6:23; 4:18 ) и постепенно возводя к созерцанию света славы, – к блаженству вечному ( Ис.60:19–20 ; Апок. 22:5 ). Давид в несчастьях гонения, всеми оставленный и забытый, признавал себя как бы уже лишенным жизни и света и заключённым во мраке вместе с умершими ( Пс.30:11–13; 141:7; 142:3–4 ); но оживляемый и просвещаемый духовно верою в Господа ( Пс.141:6; 15:5–8; 18:9; 26:1 ), в надежде на Его милость, ясно предчувствовал, что Господь снова оживит его Своею всемогущею силою ( Пс.138:7; 15:10–11; 70:20 ) и просветит светом лица Своего ( Пс.4:7; 30:17; 17:29 ), т. е. даст ему снова увидеть светлые и счастливые дни на земле, – а вместе с тем провидел обетованного Христа Спасителя (бл. Феодорит, Августин, Зигабен; ср. Василий В. против Евномия кн. 2 и 4), который есть живот и свет человекам ( Ин.1:4 и 9; 8:12; 11:25; 14:6), и что Он, пришедши на землю, совершением дела искупления оживит мертвых прегрешениями ( Еф.2:1–6 ; Римл. 6:13 ) и светом Своего учения просветит сидящих во тьме неверия и нечестия ( Лк.1:79 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Псалом 79 Пс.79:1 . В конец, о изменшихся, свидение Асафу, псалом. НАДПИСАНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу на шестоструннем орудии созанним, псалом свидетельства Асафу. Надпись означает, что псалом сей содержит свидетельство, воспетое Асафом, чрез которое Дух Святый свидетельствует о бывшем пленении Израильтян и о избавлении их. В Греческом переводе придается еще слово «о Ассирианах», понеже пленение, о котором во псалме сем говорится, первее было при Ассирийском царе Салманассаре, который, пленив десять колен Израилевых, отвел их во страну Ассирийскую, как пишется в 4Цар. 17 ; потом же при царе Навуходоносоре, который и остальных людей отвел пленными в Вавилон, как повествуется в той же книге 4Цар. 24–25 , Содержание познается из надписания: ибо псалом представляет людей, просящих Бога о изведении их из плена Вавилонскаго. Пс.79:2 . Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на херувимех, явися: Пророк начинает псалом от призывания Бога, и молится, дабы услышал молитву и воззрел на народ Свой. Пасый Израиля! вонми. Аки бы сказал: Ты, о Боже, Который управляеши и пасеши Израильские люди, услыши молитву, юже возсылаю о них. Потом повторяет первую часть, и подразумевает вторую: наставляяй яко овча Иосифа. То есть: Ты, Который пасеши народ, происходящий от Иосифа, яко стадо овец, – услыши молитву, юже именем Израиля и Иосифа возсылаю о том же народе. Пс.79:3 . пред Ефремом и Вениамином и Манассием воздвигни силу твою, и прииди во еже спасти нас. В первом стихе просил Пророк Бога, дабы приклонил ухо к молитве народа Своего: а здесь присовокупляет, дабы приклонил и очи, то есть, милостиво воззрел и показал светлое лице народу Своему. Седяй на Херувимех, явися: то есть, Ты, о Боже, Который на небеси седиши на начальнейших Ангелах, Херувимами именуемых, а в знамение седения сего имееши во святилищи Твоем очистилище со изображением Херувимов яко престол, а ковчег завета яко подножие ног, – явися пред Ефремом и Вениамином и Манассием! То есть: покажи лице Твое, и буди милостив к людем Твоим, сынам Израилевым, хотя и грешным. Потом, изъясняя, чего ради просит Бога, дабы приклонил ухо и очи к народу Своему, – присовокупляет: воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас. То есть: изми нас от належащия скорби и, да сие сотвориши, возбуди силу Твою, которая аки усыпленна является, когда попускаеши неправедным гонителям угнетать и озлоблять нас. Сего ради прииди к нам чрез всесильную помощь Твою и тако спаси. Здесь заметить должно оныя слова: седяй на Херувимех, яко такия, которыя означают чудную любовь Бога к человекам. Он некоторым образом смиряется, дабы снизойти к ним, и, оставя небо, избирает Себе престол и жилище на земли. Нельзя сказать, чтоб на чем-либо сидел Он, так как не объемлется местом Тот, Котораго не вмещают небеса небес ( Евр. 12:18 ): при всем том, помещается между двумя Херувимами, дабы верные не воображали, что Он удален от них, и не сомневалися ближе приступать к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Все они отличаются поучительным пророчественно-увещательным тоном – не только там, где псалмопевец прямо поучает или обличает своих современников (как в Пс.49, 72, 77:81 ), но и там, где он славит и благодарит Бога за явленные Им милости и благодеяния своему народу (как в Пс.74, 75:80 ), или умоляет о помощи и избавлении от постигших его несчастий (как в Пс.73, 76, 78, 79:82 ). Впрочем, только 5 псалмов: 49, 72, 77, 80 и 84, судя по их содержанию, могут быть приписаны пророку Асафу, современнику Давидову, остальные же должны быть отнесены к различным позднейшим временам, частью Иосафата ( Пс.82 ) и Езекии ( Пс.74 и 75), частию к последним временам существования царства иудейского от Манассии до Седекии ( Пс.76 и 79) и времени халдейского нашествия и разрушения Иерусалима ( Пс.73 и 78). Неизвестные по имени певцы из межени Асафа старались подражать ему в своих песнях и скрыли сбои имена под его именем, подобно как певцы из племени Кореева скрывали свои имена под общим фамильным названием сынов Кореевых. 5) Ефам, иначе называемый Идифумом (ср. 1Пар.6:31–32 и 44; 15:17, 19; 25:1–6 и 2Пар. 25:15 ), левит из племени Мерари, по устроении богослужения при Давиде и после него при Соломоне, подобно Асафу и Еману, состоял в звании одного из трёх главных начальников священного хора, управляя свящ. музыкою и пением при Моисеевой скинии в Гаваоне ( 1Пар.16:39, 41 и 42), с 6-ю чредами певцов и музыкантов, состоявших под управлением 6 сыновей его ( 1Пар.25:3 ). История отличает его именем царского прозорливца и мудреца, соперничествовавшего в мудрости с премудрым царём израильским, и точно также как Емана, вероятно по месту жительства, прозывает «Езрахитом» ( 3Цар.4:31 ). – В Псалтири Ефаму приписывается один псалом 88-й, который, судя по содержанию, надобно полагать, написан был им уже в глубокой старости в последние смутные годы царствования Соломона, или в первые годы царствования Ровоама. 6) Сыну и преемнику Давида, премудрому Соломону, по свидетельству надписаний, принадлежат два псалма 71 и 126, из коих первый, по всей вероятности, составляет вдохновенно-поэтическое изложение его молитвы к Богу в Гаваоне о даровании ему премудрости, а последний представляет поучительное выражение благодарности его к Богу за успешное окончание построения храма и вообще за благополучие своего царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Все же другие указанные здесь глаголы, и особенно √j, означают «лучше образовывать», «давать новую форму» ( Быт.2:19 , πλασεν у LXX) и имеют отношение как к Богу, так и к человеку (ср. F.Delitzsch, op.cit., s.91). Затем, из сопоставления случаев употребления означенных здесь слов можно сделать лишь самые общие заключения. Так, термин pal преимущественно употребляется для обозначения карательного характера деяний, т.е. сверхъестественных мер наказания грешников [ср., напр., Пс.43:3 , ср. F.Delitzsch. Commentar über die Psalmen, s.354; F.Baethgen (D.W.Nowack). Psalmen, s.123). – Пс.45:3 (ср. 10 стих, D.W.Nowack, op.cit., s.132), 63:9, (ср. F.Delitzsch. Commentar über die Psalmen, s.461; D.W.Nowack, op.cit., s.189), 94:2, (ср. F.Hitzig. Die Psalmen, bd.2, s.255 – объясняет 9ст. дальнейшими – вопреки F.Baemhgen«y (D.W.Nowack. Psalmen, s.290). Ср. также Hupfeld»a – у F.Delimzsch«a (cit. Commentar über die Psalmen, s.654), Пс.108:20 (ср. F.Delitzsch, op.cit., s.719), 142:5 (вопреки F.Delimzsch»y, op.cit., s.855). Авв.1:5 ; Ис.40:10 ]. А так как наказания Божии постигают человека за его злые дела, то этим термином обозначаются также и самые злые действия человека [ Пс.9:17 (ср. F.Delitzsch, s.131); 16:4 (ср. F.Delitzsch, op.cit., s.176–177; также D.W.Nowack, F.Baethgen, s.45), 27:4 (F.Delitzsch, s.264; D.W.Nowack, F.Baethgen, s.79) и мн. др.]. Термин √pl употребляется для обозначения дел Божиих, спасительных для человека, в которых особенно сильно проявляются Его заботы и попечения о сохранении Израиля и праведников, так что здесь действия Божии суть действия охранительные, защитительные по отношению к Израилю. В собственном же смысле, это – действия чудесные, благодеяния Бога кому бы то ни было ( Втор.2, 7; 14:29 ; 2Пар.31:21; 32:30; 35:2 ; Пс.89:16, 17 ). Термин √j, обозначая благодеяния Бога, нередко служит для обозначения отношений человека к Богу – религиозных, добрых ( Втор.4:29 ; 3Цар.22:17 ; Пс.105:35–39; 113:12 ; Ос.14:4 ; Мих.5:13 ; Ис.2:3; 29:15 ; Иер.1:16; 7:13; 25:6 и др.) и часто ложных (ср. также Пс.104:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

   Например: «Исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою» (Пс.140:2); и: «не уклони сердце мое в словеса лукавствия» (Пс.140:4), также: «к Тебе, Господи, Господи, очи наши» (Пс. 122:1-2), — если только вхождение иерея длится до сего стиха. Этот стих, думаю, показывает молитву пророков и вместе с тем пророчество о том, что Господь пришел, и вочеловечился, и через страдание и восстание спас нас от ада и истления. Посему первый из псалмопевцев называет Его Иереем, как и Давид: «Господи, преклони небеса и сниди, и посли силу Твою, и прииди во еже спасти нас» (Пс. 143Пс. 79:3), и как бы из ада взывает: «Яко к Тебе, Господи, очи мои, на Тя уповах, не отыми душу мою» (Пс. 140:8). Для того-то и иерей тогда выходит к этому стиху: он указывает на Христа, сошедшего к нам даже до ада, и на восстание Его, через которое мы исторгнуты из ада, также Его восшествие на Небеса.    Итак, на вечерне и прежде читаема была Псалтирь, как ныне на утрени, подражая чему в обителях на вечерне читают одну кафисму Псалтири, а на утрени непременно две.    Ныне же на песненной вечерне, по немощи и нерадению, антифоны Псалтири не читаются, разве только в святую Четыредесятницу и на всякой субботней вечерне в одной только Святой Софии, где, из-за ропота некоторых ленивых, мы постановили читать только «блажен муж» (Пс. 1:1) — один псалом с песнями на глас.    Во святую же Четыредесятницу читаются опять, по обычаю, шесть антифонов, или одна целая кафисма. А псалом «Приклони, Господи, ухо Твое» содержит и молитву, и славословие к Богу, и восхваляет пострадавшего за нас Господа Иисуса Христа, называет Его щедрым, многомилостивым и истинным, и просит Его дать нам «знамение во благо» (Пс. 85:17), то есть Крест, пригвожденный к которому плотию вечером, Спаситель умер, а также умоляет Его даровать нам державу и спасти нас.    Потом поют «слава», а другой лик — «и ныне», и вместе с этим поют «слава Тебе, Боже».    Затем иерей опять говорит малую ектению: «паки и паки», и «заступи», а певец на напев вселенную поет «аллилуйа».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

И тогда, с трудом перенося настоящее и сокрушаясь о будущем (потому что сама благость Божия к Своим, от нас скрываемая, была для нас нестерпима), возносили мы глас свой к Богу; то призывая Его, как Владыку, то умоляя, как благого Отца, то как бы жалуясь и вступая с Ним в суд, что свойственно людям сетующим, взывали: «Для чего, Боже, отринул нас навсегда, возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей? Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле» (Пс.73:1-2), который приобрел Ты страданиями Единородного Слова Своего, удостоил великого Твоего завета, привлек на небо новым таинством и залогом Духа. «Подвигни стопы Твои к вековым развалинам!» Ты терпел, «а все разрушил враг в святилище, и торжествовал» на празднике Твоем (Пс.73:3). Мы призывали меч и египетские казни, просили Бога «судить распрю свою»; умоляли восстать наконец на нечестивых, говорили: ««доколе нечестивые, Господи, доколе нечестивые торжествовать будут» (Пс.93:3)? Доколе будут «попирать народ Твой и угнетать наследие Твое?» (Пс.93:5) доколе не перестанут и говорить и делать беззаконие?» Мы повторяли эти и подобные им плачевные слова: «Положил нас в пререкание и поношение соседям нашим, в притчу во языцех, в поругание» всем людям (Пс.79:7, 43:14-15). Мы вспоминали о винограднике, который перенесен из Египта — из мрака безбожия, возрос в красоту и величие Веры, а потом лишился своей ограды — смотрения Божия стерегущего нас, стал открыт для всех проходящих, для злых властелинов, и опустошен диким вепрем этим, лукавым человеком, усвоившим себе зло, преисполненным тиной зла.    Так размышлял и взывал я прежде к Богу. Что же теперь изменяю в звуках песни? Оплакиваю уже погибель нечестивых; делаюсь человеколюбив к ненавистникам, и говорю так: «Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов» (Пс.72:19), как прах, возметаемый вихрем, как пух, развеваемый ветром, как утренняя роса, как свист пущенной стрелы, как удар грома, как быстролетная молния?» Если бы они, хотя теперь, переменились в мыслях, перестали предаваться множеству заблуждений, и потекли во след истины, то, может быть, и само падение обратилось бы им в пользу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

Д. Четвертая строфа (: ). I. 66 . Кто уподобится с Тобою, 67 . (и) кто сходствует с Тобою, 68 . (и) кто сравнится с Тобою! ( Пс. 89:7 ) II. 69 . Бог великий, сильный и страшный! ( Иер. 32:18 др.) 70 . Господь всевышний, создатель неба и земли! ( Быт. 14:19. 22 др. ср 1Пет. 4:19 (κτστης π. λεγ) 1Пет. 1:5, 2:17 ; 2Пет. 1:3, 3:5, 7, 10, 12, 13 III. 71 . Будем восхвалять Тебя и прославлять Тебя и славословить Тебя, 72 . и благословлять имя святое Твое! 73 . Как сказано у (от) Давида (Давидом): «Благослови душа моя Бога и вся внутренность моя имя святое Его». ( Пс. 103:1; 144:21 ср. Деян. 1:16. 20; 2:25; 4:25 ср. стр. 64) IV. 74 . Сильный во всемогуществе (множ. число) силы Твоей, ( Пс. 68:3 множ. соотв. 1Пет. 1:11 и 1Пет. 2:9 ) 75 . Велики во славе имени Твоего, 76 . Крепкий до конца и страшный в чудесах (ужасных делах, ужасах) Твоих, ( Втор. 10:21 ; 2Цар. 7:23 ; Пс. 139:14 ср. 1Пет. 2:17, 3:14 ) 77 . Царь, восседающий на престоле высоком и превознесенном! ( Ис. 6:1 ср 1Пет. 3:22 ) Строки 66–68, 71–72 и 74–76 имеют в конце одни и те же слова, а 69–70 созвучные. Стр. 60 процитирована в вышеук. местах Талмуда. Е. Строфа пятая (: ). I. 78 . Живый вечно (вечность), Превышний и Святый – имя Его ( Ис. 37:15 ; 1Пет. 1:15, 16, 23, 25 ; 2Пет. 3:18 ) 79 . и (как) написано: «Ликуйте праведники о Господе», «благочестивым подобает хвалить (хвала)» ( Пс. 33:1 ) II. 80 . Устами благочестивых Ты превозносишься, 81 . и словами праведных Ты благословляешься, 82 . и языком преподобных Ты святишься, 83 . и сердцем святых Ты прославляешься. III. 84 . И в собраниях мириад (множеств) народа Твоего ( 1Пет. 2:9. 10 ), дома Израилева ( 1Пет. 4:17 Деян. 2:10. 36 ), в славословии (славословиях) прославляется имя Твое, Царь наш, во всяком роде и роде; ибо таков долг всех созданий пред лицом Твоим, Господи Боже наш и Боже отцов наших, благодарить, восхвалять, прославлять, славословить, превозносить, чествовать, благословлять, ублажать и провозглашать всеми словами песнопений и славословий Давида, сына Иессеева, раба Твоего, помазанника Твоего. ( Пс. 17:1, 51, 88:21 ; 1Пет. 2:16 ; 2Пет. 1:1 ; Деян. 2:30, 36, 3:18, 4:25–26, 13:22 )

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010