Лишь один раз в год, в праздник Очищения, первосвященник должен был входить во святилище для того, чтобы там – со страхом и трепетом – шепотом произнести над крышкой ковчега Завета это священное имя. Культ имени Божия занимает центральное место в Псалтири, где говорится, что имя Господне велико, славно, свято и страшно, где оно является объектом любви, восхваления, прославления, благоговейного почитания, упования, страха: Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле ( Пс.8:2 ). Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе ( Пс.33:4 ). Вечно буду славить Тебя... и уповать на имя Твое, ибо оно благо перед святыми Твоими ( Пс.51:11 ). Боже! Именем Твоим спаси меня ( Пс.53:3 ). Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превознесите шествующего на небесах; имя Ему: Господь ( Пс.67:5 ). Будет имя Его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его. И благословятся в нем племена, все народы ублажат его. Благословен Господь Бог... И благословенно имя славы Его... ( Пс.71:17–19 ). Нищий и убогий да восхвалят имя Твое ( Пс.73:21 ). Славим Тебя, Боже, славим; ибо близко имя Твое ( Пс.74:2 ). Ведом во Иудее Бог; у Израиля славно имя Его ( Пс.75:2 ). Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего ( Пс.78:9 ). Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое ( Пс.85:9 ). Свято и страшно имя Его ( Пс.110:9 ). Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлять имя Твое во веки и веки ( Пс.144:1 ). Имя Божие присутствует во всех пророческих книгах. В одном из текстов пророка Исаии имя Господа представлено как человекообразное существо, имеющее уста, язык, шею, дыхание: «Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя Его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи...» ( Ис.30:27–28 ). Под «именем Господа» здесь подразумевается Сам Господь. Приведенные тексты показывают, с каким благоговением в Ветхом Завете относились к имени Божию. Собственным именем Бога считалось имя Яхве: оно отождествлялось с Богом, было неотделимо от Бога. Этому имени воздавали благоговейное поклонение, перед ним трепетали, его боялись, на него уповали, его воспевали, его любили. Имя Яхве воспринималось как наивысшее откровение славы Божией и как точка встречи между человеком и Богом. К прочим именам Божиим, упоминаемым в Библии, тоже относились с благоговением, однако воспринимали их прежде всего как толкования имени Яхве, стоявшего в центре богооткровенной религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Опояшься мечом Твоим при бедре Твоём, Сильный. Пс 44:4а И укрепись, и процветай, и царствуй Ради истины, и кротости, и правды. Пс 44:5а Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Пс 44:8а Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё, И забудь народ Твой и дом отца Твоего. Пс 44:11 Ибо возжелал Царь красоты Твоей, Ибо Он – Господь Твой. И Ты поклонишься Ему. Пс 44:12 – 13а Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:13б Господь во храме святом Своём; Господь, на небесах престол Его. Пс 10:4 Взору открылись шествия Твои, Боже, Шествия Бога моего, Царя, Который во святилище. Пс 67:25 Свят храм Твой, дивен в правде. Пс 64:5б Дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни. Пс 92:5б Вспомнят имя Твоё во всяком роде и роде. Пс 44:18а Ибо оно благо пред святыми Твоими. Пс 51:11в После полиелея седален, глас 4 Подобен: Поражен был Иосиф: Древний днями ради меня становится младенцем,/приобщается обрядам очищения чистейший Бог,/дабы удостоверить, что принял Он от Девы плоть, как у меня./И Симеон, посвящаемый в эти таинства,/познал в Нем Бога, явившегося во плоти,/и как Жизнь Его приветствовал,/и, радуясь, по–старчески восклицал:/«Отпусти меня, ибо увидел я Тебя,/Жизнь всех!» Степенна, 1–й антифон 4–го гласа. Прокимен, глас 4 Вспомнят имя Твоё/во всяком роде и роде. Стих: Излило сердце моё слово благое, я изрекаю дела мои Царю. Пс 44:18а; 2а Евангелие от Луки, зачало 8 В то время был в Иерусалиме человек, которому имя Симеон; и человек этот – праведный и благоговейный, ожидающий утешения Израиля, и Дух Святой был на нем. И было ему открыто Духом Святым, что он не увидит смерти, прежде чем не увидит Христа Господня. И пришел он в Духе в храм, и когда принесли родители Младенца Иисуса, чтобы им совершить по установлению Закона о Нем, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов: свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

10-ая молитва Утрени Молитва Пс. 50 Славянский Служебник: 1. Господи Боже наш,покаянием оставление человеком даровавши, 2 . и во образ нам познания грехов и исповедания, пророка Давида покаяние к прощению наказавый : 3 . Сам, Владыко, во многая ны и великая падшыя согрешения, 4 . помилуй, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония наша= Пс. 50,3 . 5 . Яко Тебе согрешихом, Господи=ср. Пс. 50,6 , 6 . и безвестная и тайная сердца человеческаго ведущему ­ ср. Пс. 50 ,8б, 7 . и единому имущему власть оставляти грехи= Марк. 2,10 ; 8 . сердце же чисто создав в нас= Пс. 50 ,12а, 9 . и духом владычним утвердив нас= Пс. 50 ,14б, 10 . и радость спасения Твоего сказав нам= Пс. 50 ,14а. 11 . не отрини нас от лица Твоего= Пс. 50,13 : 12 . но благоволи, яко благ и человеколюбец, 13 . даже до последняго нашего издыхания, приносити Тебе жертву правды и возношение во святых Твоих жертвенницех – Пс. 50,21 . В. Милостию и щедротами и человеколюбием единородного Твоего Сына, с Ним же благословен еси, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне...   Эта молитва является настоящей псаломной молитвой: ее текст близок к тексту псалма, хотя не буквально, придавая ему христианский смысл. Пс. 50 рассматривается как псалом в высшей степени покаянный, и он действительно является таким в своей первой части. Но после 9-го стиха затронуты другие темы: духовное обновление (стихи 9,10,12,14–15), радость спасения (стихи 10,14), провозглашение чудес Господа (стихи 15,17) и особенно действие в нас Духа Божия (стихи 12,13,14): не без причины этот псалом составляет также часть теперешнего Третьего Часа, и стихи 13 и 14 вошли в сердце Литургии перед епиклезисом. Это является почти общим фактом, который можно указать во всех литургических традициях Востока и Запада: Пс. 50 открывает утреннюю часть службы. Это является общим до такой степени, что если его найти в середине службы, то можно с большой вероятностью утверждать что все, что предшествовало ему, является частью не собственно утренней службы, но предрассветного бдения как в случае константинопольского σματικς ρθρος, или монашеской савваитской службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Викарные кафедры: Старорусская, Кирилловская, Тихвинская, Крестецкая, Валдайская, Боровичская, Маловишерская, Демянская, Хутынская. 991/992 10.02.1030 15.10.1059 31.01.1109 1109(1110) 21.04.1156 10.08.1158 в/у св. Аркадий, нареченный 10.08.1158 19.09.1163 28.03.1165 в/у св. Илия, нареченный 28.03.1165 07.09.1186 29.03.1187 29.03.1187 24.05.1193 Св. Григорий 10.12.1193 24.08.1199(1200) 1199(1200) 03.07.1201 в/у Митрофан, нареченный 03.07.1201 22.01.1211 03.07.1223 Митрофан, паки 03.07.1223 25.02.1230 25.02.1230 20.07.1249 Спиридон 25.05.1251 в/у Далмат, нареченный 25.05.1251 21.10.1274 11.1276 11.1276 22.05.1299 Климент 05.1299 29.06.1300 в/у св. Феоктист, нареченный 29.06.1300 12.1308 05.06.1309 в/у Давид, нареченный 05.06.1309 05.02.1325 02.1326 в/у св. Моисей , нареченный 02.1326 05.1329 31.08.1330 03.07.1352 Св. Моисей III, лаки 15.09.1359 в/у Алексий, нареченный 07.05.1388 17.01.1389 в/у Иоанн III Порфирьев, нареченный 17.01.1389 11.08.1415 22.03.1416 22.03.1416 15.06.1421 Св. Симеон Хутынский 01.09.1421 30.08.1423 9.1423 09.1424 09.1424 01.11.1429 Евфимий Брадатый 13.11.1429 26.05.1434 в/у св. Евфимий II Михеев Вяжицкий, нареченный 26.05.1434 11.05.1458 19.03.1458 02.1459 в/у св. Иона Отенский, нареченный 02.1459 05.11.1470 15.11.1470 15.12.1471 в/у св. Феофил , нареченный 15.12.1471 07.1483 04.09.1483 24.06.1484 12.12.1484 26.06.1504 15.01.1506 04.1509 04.03.1526 19.03.1542 18.06.1542 06.1551 14.06.1551 29.10.1552 Серапион II Курцов (Курцев) 20.11.1552 24.02.1570 06.12.1571 20.10.1575 12.09.1576 26.06.1591 20.02.1592 15.04.1601 06.02.1603 10.04.1619 22.07.1619 12.09.1626 Макарий II 20.10.1626 17.12.1634 08.03.1635 07.01.1649 11.03.1649 25.07.1652 08.08.1652 14.11.1663 Макарий III 06.08.1664 07.07.1672 22.12.1672 26.07.1674 06.08.1674 03.03.1695 Корнилий 14.04.1695 06.12.1696 Евфимий III 06.06.1697 03.02.1716 03.02.1716 06.01.1721 06.01.1721 12.05.1725 24.05.1725 25.06.1725 25.06.1725 08.09.1736 29.05.1740 17.05.1745 18.08.1745 16.09.1753 22.10.1757 14.12.1767 01.01.1775 19.12.1800 19.12.1800 06.04.1818 26.06.1818 24.03.1821 24.03.1821 19.06.1821 29.06.1821 17.01.1843 17.01.1843 04.11.1848 04.11.1848 17.09.1856 17.09.1856 01.10.1856 01.10.1856 17.06.1860 17.06.1860 11.08.1860 01.07.1860 07.09.1892 08.09.1892 21.11.1892 21.11.1892 13.08.1900 13.10.1900 17.10.1910 05.11.1910 29.07(11.08)1933 17(30)08.1923 01(14)05.1924 30.05(12.06)1924 20.08(02.09)1926 29.07(11.08)1932 29.07(11.08)1932 22.09(05.10)1933 Алексий II Симанский 22.09(05.10)1933 23.08(05.09)1936 (08.1941 16(29)04.1944 15(28)11.1955 09(22)10.1956 09(22)11.1956 10(23)08.1959 10(23)08.1959 24.09(07.10)1967 10(23)10.1967 23.08(05.09)1978 (24.08)06.09.1978 16(29)05.1986 в/у Антоний Мельников 16(29)07.1986 25.05(07.06)1990 в/у Апексий Ридигер 07(20)07.1990 Новгородская, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У самого Давида Он прямо назван «Христом и достопокланяемым Богом» 322 ; при чем Давид, «ожидая пришествие Его, воспевал» оное 323 , и «со слезами и сетованием говорил: «кто даст от Сиона спасение» ( Пс.13:7; 79:18–19 ) и молился сими словами: «Господи, при­клони небеса и сниди» ( Пс.143:5 ) 324 . По словам св. Ипполита Римского , Давид, «поя нечто пророчески об истинном Христе ясно предвозвестил все, что сделано было Ему от Иудеев во время (Его) страдания» 325 . Сам же «пророк (Давид) столько был привержен ко Христу, что говорил: «что бо ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли?» ( Пс.72:25 ), т. е. из всего горнего и дольнего ничего не желаю, кроме Тебя единого» 326 . По мнению св. Афанасия Великого , все то, что со­вершено по домостроительству, как то: рождение от Девы, чудотворения, восшествие на крест, домостроительственно-восприятую смерть, воскресение из мертвых, восхождение на не­беса – все это Давид называет «шествиями Божиими» и о сих­-то шествиях говорит он, что они сделались «явными» ( Пс.67:25 ) 327 . Поэтому, благодаря Бога за то, что Он «удостоил (его) такой чести, что открыл (ему) Сына Своего и сделал Его ведомым» для него, Псалмопевец словами: «безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси» ( Пс.50:8 ), по тол­кованию св. Иоанна Златоуста , как бы так говорит: «я по­знал, что Ты имеешь Сына, принявшего естество человеческое, и я возвестил вселенной крест, погребение, нисшествие (с неба), воскресение Его, сказал о суде Его, об избрании Апо­столов, об отвержении Иудеев, о седении Его одесную Тебя» 328 . «Узнаете (же все это) о Христе, – замечает Св. Отец в дру­гом месте, – в Давидовой книге (Псалмов)» 329 . «Сводя все черты, которыми изображается Мессия в Псалтири», – го­ворит о. (ныне Преосвященный Никанор) Каменский – «можно приблизительно представить образ Мессии в сле­дующем виде: воспринявши человеческую природу от цар­ственного семени Давида и Соломона ( Пс.44:17, 18; 71:1 ), Мессия сойдет на землю тихо и незаметно ( Пс.71:6 ), и явится, во-первых, благовестителем о Боге, Его истинности, милости и правде ( Пс.21:23, 25; 39:10, 11; 68:31 ), о Самом Себе ( Пс.2:7–10 ) первоначально среди Своих братий – семени Иакова и Израиля ( Пс.21:23–24 ), а потом – и в более великом собрании ( Пс.39:10, 11; 21:26 ), откуда потом разнесется Его проповедь по всему миру и чрез преемство – в роды грядущие ( Пс.21:31, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Цитаты из псалмов в Новом завете приводят, таким образом, миниатюристов к изображению новозаветных событий в соответствующих местах псалтири. Далее, многие изречения псалмов нашли свое место в составе богослужебных песнопений, особенно праздничных: в стихирах, канонах и в виде особых стихов перед стихирами на стиховне; отсюда миниатюристы, иллюстрируя Псалтирь и зная, что известное изречение псалма приурочивается к богослужению того или другого праздника, изображали при этом изречении соответствующий праздник; отсюда явились в псалтири следующие миниатюры: Пс. 88:13  – «Фавор и Ермон о имени твоем возрадуетася» – преображение Господне (ср. стих. на стиховне и стих); Пс. 76:17  – «видеша тя воды и убояшася» – крещение Иисуса Христа (стих. на стиховне); Пс. 73:13  – «стерл еси главы змиев в воде» – крещение Иисуса Христа (стих. на «Господи воззвах»); Пс 131:7  – «поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его» – воздвижение Честного Креста (стих. на стиховне); Пс. 109:3  – «из чрева прежде денницы родих тя» – рождество Христово (тропарь канона); Пс. 46:6  – «взыде Бог в воскликновении» – вознесение Господне (стих. на стиховне); Пс. 113:3  – «море виде и побеже…» – крещение Иисуса Христа (стих и стих. на стиховне); Пс. 73:12  – «содела спасение посреде земли» – воздвижение Честного Креста (стих и стихира); Пс. 4:7  – «знаменася на нас свет лица Твоего Господи» – распятие Иисуса Христа (стих на праздник Воздвижения креста); Пс. 44:11  – «слыши дщи и виждь» – благовещение Пресв. Богородицы; Пс. 23:7  – «возмите врата князи ваша» – вознесение Господне (самогласен на вознесение) и др. Некоторые из новозаветных миниатюр псалтири не находят изъяснения в названных источниках и подходят по своему содержанию к древним толкованиям на псалмы: укажем для примера на изображение отречения Петра при словах псалма Пс. 37:12  – «друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа, и ближнии мои отдалече мене сташа», – также на изображение Евхаристии при словах псалма Пс. 110:5  – «пищу даде боящимся его», – соответствующие изъяснению этих мест в творениях Блаж. Иеронима и Августина 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Пс.30 (31) «В руки Твои предаю дух мой» Пс.39 (40) Мессия пришел исполнить волю Божию Пс.40 (41) О предателе Пс.44 (45) Мессия – Бог Пс.54 (55) О предателе Пс.67 (68) «Восшел на высоту, пленил плен» (Еф.4, Евр.1:3) Пс.68 (69) «Ревность Дома Твоего съедает Меня» Пс.71 (72) Описание славы Мессии Пс.94 (95) О неверии иудеев Пс.109 (110) Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека Пс.117 (118) «Не умру, но жив буду..» Мессия – камень, отвергнутый строителями Пс.131 (132) Потомок Давида воцарится на веки Пророк Исаия Ис.2:2—3 Царство Мессии подобно горе Ис.6:9—10 Неверие иудеев Ис.7 Рождение от Девы Ис.9:1—2 Проповедь Мессии в Галилее Ис.9:6—7 Мессия – Бог крепкий, Отец вечности Ис.11:1—10 На Нем – Дух Господень, о Церкви Ис.12О радости и благодати Ис.25—27 Хвалебная песнь Мессии Ис.28:16 – краеугольный камень Ис.35:5—7 Исцелит всевозможные болезни Ис.42:1—4 О кротости Отрока Господня Ис.43:16—28 призвание язычников, Ис.44 Излияние благодати Св. Духа Ис.49 Мессия – свет народам Ис.50:4—11 О поругании Мессии Ис.53 О страданиях и воскресении Мессии Ис.54:1—5 О призвании язычников в Царство Ис.55 О вечном завете Ис.60:1—5 Его Царство – Новый Иерусалим Ис.61:1—2 Дела милосердия Мессии Прор. Иоиль Иоил.2:28—32 О дарах Св. Духа Прор. Осия Ос.1, 2 Призвание язычников Ос.6:1—2 Воскресение на третий день Ос.13 Уничтожение смерти Прор. Амос Ам.8О восстановлении скинии Давида Ам.8:9 Помрачение солнца Прор. Михей Мих.5О рождении Мессии в Вифлееме Прор. Иеремия Иер.23 Мессия – праведный Царь Иер.31 Избиение младенцев в Вифлееме Иер.31:31—34 Установление Нового Завета Варух Вар.3:36—38 О пришествии Бога на землю Прор. Иезекииль Иез.34:23—24 Мессия – Пастырь Иез.36:24—27 Закон Божий написан на сердцах Иез.37 Мессия -Царь и добрый Пастырь Прор. Даниил Дан.2:34—44 Мессианское Царство подобно горе Дан.7:13—14 Видение Сына Человеческого Дан.9:24—27 Пророчество о семидесяти седьминах Прор. Аггей Агг.2:6—7 О посещении Мессией храма Прор. Аввакум Авв.3 О вере Прор. Захария Зах.3:8—9 Грехи людей изгладятся в один день

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

Ученые разделяются в вопросе относительно языка, на котором Иисус произносил эти слова. Были ли они на арамейском, разговорном языке того времени, или на классическом еврейском? Некоторые убедительно доказывают, что Христос использовал еврейскую форму высказывания. Этот аргумент основывается на замечании стоявших рядом, которые, услышав эти слова, сказали: «Вот, Илию зовет» ( Мк.15:35 ). Существовало распространенное убеждение, что пророк Илия придет, чтобы спасти благочестивых. Замечание стоявших рядом было бы более понятным в случае, если бы Иисус воскликнул громким голосом: «λι λι» (Элú, Элú), как сообщается в Мф.27:46 , а не «Ελωι» (Eloi), которое мы находим в Мк.15:34 , которое является арамейской формой 65 . Однако все согласны в том, что эти слова прямо цитируются в Пс.22 (в Синодальном переводе – Пс.21 ). Двадцать второй псалом является молитвой праведного страдальца. В нем праведный страдалец является «поношением у людей и презрением в народе» ( Пс.22:7 / Пс.21:7 ), он окружен множеством злодеев, которые относятся к нему, как дикие животные. Они «пронзили руки мои и ноги мои» и «делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий» ( Пс.22:17, 19 / Пс.21:17, 19 ). Хотя праведный страдалец не отчаивается, ибо он надеется на Господа и спасение от Него: «Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя, поспеши на помощь мне; избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою» ( Пс.22:20–21 / Пс.21:20–21 ). Он восхвалит имя Господне. Псалом завершается ясным выражением надежды: «Потомство мое будет служить Ему, и будет называться Господним вовек. Придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь» ( Пс.22:31–32 / Пс.21:31–32 ). Только если начальный стих псалма берется сам по себе, без какого-либо рассмотрения тогда, что за ним следует, существует возможность толкования его как выражения отчаяния. Ранняя Церковь никогда не приписала бы Христу слова Пс.22:1 ( Пс.21:1 ), если бы Он сам их не произнес. Мы можем также предположить, что Он не только цитировал первый стих псалма, но продолжал его и дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

1. Три псалма, причем берется только один из обычных псалмов 41 , остальные же два заменяются другими, специально посвященными празднуемому событию. Например, на первом часе из обычных остается 5-й и добавляются 44-й и 45-й пс.; на третьем часе остается 50-й и добавляется 66-й пс. и 86-й пс.; на шестом часе остается 90-й пс. и вводится 71-й пс. и 131-й пс.; на девятом часе остается 85-й пс. и добавляется 109-й пс. и 110-й пс. 2. После «Славы» поется тропарь предпразднства: «Написовашеся иногда со старцем Иосифом...». На «И ныне» читается обычный Богородичен часа. 3. После этого (перед «Святый Боже») – большая вставка (по сравнению с обычной схемой часов), а именно: а) поются (по дважды) три тропаря (стихиры), посвященных воспоминанию события праздника; б) прокимен; в) паремия; г) Апостол (без прокимена); д) Евангелие. 4. После Евангелия – читается «Святый Боже» и прочее по порядку, как на обычных часах. Великие часы заканчиваются чином изобразительных, которые обычно совершаются вместо литургии (обедни). Поэтому последование изобразительных, изображающее своими молитвами и песнопениями литургию, в богослужебных книгах еще носит название «обедницы». Чин изобразительных имеет на великих часах разное окончание, в зависимости от того, бывает в этот день литургия или нет. Если в этот день литургия служится вместе с вечерней, то на изобразительных не читаются Символ веры и пс. 33-й «Благословлю Господа на всякое время...», но поется «Буди имя Господне», потому что это присуще только литургии. Порядок отправления изобразительных Если нет литургии Если есть литургия Чтец: после молитвы 9-го часа читает пс. 102: «Благослови, душе моя, Господа». «Слава» – пс. 145: «Хвали, душе моя, Господа». «И ныне» – «Единородный Сыне...». «Во царствии Твоем...». «Слава, и ныне» – «Помяни нас Господи...». «Лик небесный». Стих: «Приступите к Нему...». «Лик небесный ...». «Слава» – «Лик святых Ангел...». «И ныне» – Символ веры . «Ослаби, остави...». Чтец: то же. По «Отче наш» – кондак предпразднства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Доколе, Боже, поносит враг, раздражит противный Имя Твое до конца ( Пс. 73:10 ). То есть раздражает Самого Господа восстающий на праведника и хулящий Имя Господне. Помяни сия, враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша Имя Твое ( Пс. 73:18 ). Хула на Имя Господа, как бы раздражает Бога и навлекает гнев Божий и наказывает хулителей. Ведом во Иудеи Бог, во Израиле велие Имя Его ( Пс. 75:2 ). В Богоспасаемом Израиле велико было Имя Господне, в особом почёте и уважении. Благо есть исповедатися Господеви, пети Имени Твоему, Вышний ( Пс. 91:2 ). Только правоверующие, славящие Имя Господа, испытывают на себе благость Бога и сподобляются милости Божией... Да исповедятся Имени Твоему великому, яко страшно и свято есть ( Пс. 98:3 ). Для исповедников и святых Имя Божие «Свято». А для беззаконников оно «Страшно». И убоятся языцы Имени Господня ( Пс. 101:16 ). О, если бы и сейчас убоялись язычники и кривоверы Имени Господа и прославили Его! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя Имя святое Его ( Пс. 102:1 ). Точно как св. царь Давид, Сама Пресвятая Дева Мария – при встрече с праведной Елисаветой – исповедала Имя зачатого во чреве Сына Своего: «Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято Имя Его!» Собери ны от язык, исповедатися Имени Твоему святому ( Пс. 105:47 ). Св. Давид молит Господа собрать от язычников всех избранных, исповедать Святое Имя Господа. И ты, Господи, Господи, сотвори со мною Имени ради Твоего ( Пс. 108:21 ). Он усердно молится, чтобы Господь, ради Имени Своего, которое Давид прославляет, сотворил с ним всё во благо. Заповеда в век завет свой, свято и страшно Имя Его ( Пс. 110:9 ). На все века, через Пророка Давида, Господь возвещает, что «свято и страшно» Имя Его. Поэтому св. Давид выражает к Имени Божию самые сердечные свои чувства благоговения. Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века ( Пс. 112:2 ). Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дождь славу ( Пс. 113:9 ). Этими словами он удостоверяет, что слава Имени Божию воздаётся нашими устами действием Святого Духа. Господь Сам даёт славу имени Своему, так как Имя Божие есть слава Бога. Потому и молится св. Давид: «не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу». То есть чтобы не мы прославлялись, но среди нас прославлялось Имя Твоё, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010