Фаддею и Марию - псалом 14 и коптская литургия, припис. Василию Великому, - псалом 50-й пред самым Евангелием.    Римская литургия часто имеет отрывки из псалмов в качестве introitus " a (вступительного стиха).    Литургия ап. Иакова, прототип нашей, не имела в начале, по-видимому, ни псалмов, ни антифонов (рукописи не указывают).    Студийско-Алексиевский устав запрещает изобразительные псалмы и Блаженны на будничной литургии в Петров пост.    Западные Студийские (Калабрийский) и Евергетидский уставы указывают изобразительные для воскресной литургии.    Ркп. Иерус. устава молчат (слав. говорят о Блаженнах). Ркп. Евхологиев XVI b.: «после мирной (ектении) хор поет 1-й антифон или изобразительные, если неделя; если же нет, дня… После мирной (ектении), второй хор поет второй антифон или изобразительные вторые, если неделя; если же нет, дня».         Чин пения изобразительных псалмов    Чин пения изобразительных псалмов указан в Ирмологии и Часослове в последовании изобразительных. Петь их указано здесь на 8 гл., должно быть, как наиболее спокойно-торжественный, причем имеется в виду тропарный напев этого гласа, потому что только такой употребляется на литургии (на Блаженнах - и канонный). Музыкальная традиция расходится с этим указанием: она дает для изобразительных тропарный напев 1 гл., очевидно, предполагая, что они должны следовать гласу дня (как и аллилуиарии поются всегда на 1 гл.). Молчание Часослова о гласе тоже на стороне этого предположения.    Поются изобразительные антифонно. Распределение стихов для пения между ликами дано в Ирмологии. Оно совпадает с библейским делением стихов, исключая то, что в 102 пс. 6 стих соединен с 7 и 9 с 10, благодаря чему всего стихов в этом псалме для антифонного пения получилось 20 (вместо 22 библейских); а в 145 пс. 1 ст. соединен со 2, почему стихов получилось 9 (вместо 10 библейских). Псалмы имеют и припев, но только в начале и конце. Припев для 102 пс. - тот же, что для соседнего с ним в Библии и сродного 103, предначинательного псалма вечерни (из суточных служб наиболее близкой к литургии), именно «Благословен еси Господи» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Римская литургия часто имеет отрывки из псалмов в качестве introitus " a (вступительного стиха) 2752 . Литургия ап. Иакова, прототип нашей, не имела в начале, по-видимому, ни псалмов, ни антифонов (рукописи не указывают) 2753 . Студийско-Алексиевский устав запрещает изобразительные псалмы и Блаженны на будничной литургии в Петров пост 2754 . Западные Студийские (Калабрийский) и Евергетидский уставы указывают изобразительные для воскресной литургии 2755 . Ркп. Иерус. устава молчат (слав. говорят о Блаженнах). Ркп. Евхологиев XVI в.: «после мирной (ектении) хор поет 1-й антифон или изобразительные, если неделя; если же нет, дня… После мирной (ектении), второй хор поет второй антифон или изобразительные вторые, если неделя; если же нет, дня» 2756 . Чин пения изобразительных псалмов Чин пения изобразительных псалмов указан в Ирмологии 2757 и Часослове в последовании изобразительных. Петь их указано здесь на 8 гл., должно быть, как наиболее спокойно-торжественный, причем имеется в виду тропарный напев этого гласа, потому что только такой употребляется на литургии (на Блаженнах – и канонный). Музыкальная традиция расходится с этим указанием: она дает для изобразительных тропарный напев 1 гл., очевидно, предполагая, что они должны следовать гласу дня (как и аллилуиарии поются всегда на 1 гл.). Молчание Часослова о гласе тоже на стороне этого предположения. Поются изобразительные антифонно. Распределение стихов для пения между ликами дано в Ирмологии. Оно совпадает с библейским делением стихов, исключая то, что в 102 пс. 6 стих соединен с 7 и 9 с 10, благодаря чему всего стихов в этом псалме для антифонного пения получилось 20 (вместо 22 библейских); а в 145 пс. 1 ст. соединен со 2, почему стихов получилось 9 (вместо 10 библейских). Псалмы имеют и припев, но только в начале и конце. Припев для 102 пс. – тот же, что для соседнего с ним в Библии и сродного 103, предначинательного псалма вечерни (из суточных служб наиболее близкой к литургии), именно «Благословен еси Господи» ( Пс. 118:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Христианин верует, что Бог есть всех благих Податель, и человек без помощи Божией ничего сделать не может ( Ин.15:5 ). Он имеет все упование и существования, и благополучного своего пребывания не в людях, «в нихже несть спасения» ( Пс.145:3 ), но во всемогущем Боге и Спасителе. Он, веруя, что Бог столько любит человека, что удобнее есть забыть матери о чадах своих, нежели Богу о человеке, печалится, правда, когда умрет сродник или друг его; плачет подлинно, видя искреннего и любезного своего лежащего мертва, видя кормителя, правителя, благотворителя, того, от коего зависела и честь и состояние его: но не так, как неверный печалится, ниже так плачет, как отчаянный, ниже рыдает и болезнует, как никакого не имеющий в Боге упования. И сие есть то же, что сказанное Господем вдовице Наинской: «не плачи». Не плачи: то есть, не плачь чрезмерно и неутешимо, не плачь так, как неверные, не имеющие упования. Ниже Господь сказал вдовице: совершенно не плачь; ниже Апостоле говорил прямо, чтобы не скорбели, но присоединил сие, «якоже: да не скорбите, якоже и прочии неимущие упования» ( 1Сол.4:13 ). Плачь о мертвом, но не паче меры. Бог для душевного спасения посылает печаль и слезы, но посылает сии, свидетельствует Пророк, в меру: «напоиши нас слезами в меру» ( Пс.79:6 ). Естество подает слезы, но вера иссушает источники слезные. Умер отец мой и матерь моя: «отец мой и матерь моя остависта мя» ( Пс.26:10 ), остался сиротою и беспомощным. Почему естество подает слезы, но вера доставляет утешение. Отец твой, внушает мне, и матерь твоя оставили тебя; но Господь восприял тебя. Брат мой или сестра моя, или сродники мои умерли, – остался убогим и сродников лишенным: почему естество производит слезы, но вера отирает слезы мои, внушающая: имеешь братом и сестрою и материю Господа Иисуса. Ибо Он сказал: «иже бо аще сотворит волю Отца моего, Иже есть на небесех, той брат мой и сестра, и мати ми есть» ( Мф.12:49 ). Умер любезный мой друг, благодетель мой, покровитель мой, – остался бедным, несчастным, непризренным. Естество рождает слезы; но вера полагает меру слезам моим: имеешь, вопиет, другом и благотворителем и покровителем Всемогущего. Ибо Он сказал: «вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам» ( Ин.15:14 ). Скорбит, поистине, и плачет верный, но не так, как неверный. Правда, и верный человек, когда смотрит низу, лишается всякого утешения: «отвержеся», сказал Пророко-царь, «утешитися душа моя» ( Пс.76:2–3 ): но когда возвел очеса на небо и помыслил о Боге, тогда же возродилось утешение: «помянух Бога, и возвеселихся».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

11, 6) и прочее. И в другом месте он же говорит: «познах, яко сотворить Господь суд нищим и месть убогим». И еще в другом месте: «сира и вдову приимет и путь грешных погубить» (Пс. 145, 9), то есть, обижаемых защитит и избавит их, а обижающих истребит, ибо «лице Господне, — сказано, на творящия злая, еже потребити от земли память их; очи же Господни на праведные, и уши Его в молитву их» (Пс. 33, 17), то есть, чего просят от Него творящие на земле правду, то Он для них делает, по сказанному: «близ Господь всем призывающим Его во истине», то есть, призывающим Его деятельным словом, исполненьем всех святых Его заповедей, ибо говорит: «волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит, и спасет я» (Пс. 144, 19). Что же может быть лучше этого? Не за что другое возвысил преблагий Бог царство Кира, царя Персидского, хотя он был нечестивый идолопоклонник, как только за великую его правду, за кротость и милосердье его к своим подчиненным, которые поэтому называли его своим отцем. И настолько Бог присвоил его и почтил его добродетель, что благоволил назвать его Своим помазанником, как слышим в книгах, повествующим о сем. Также: не за иное какое прегрешенье предал Господь разоренью царство Седекии и Иехонии, царей Иерусалимских, хотя они, отчасти, были и благоверны, как только за их всяческое беззаконье, сатанинскую гордость и богомерзкое лихоимство. Ибо сказано: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать». И опять: «праведен Господь и правды возлюби: правоты виде лице Его» (Пс. 10, 7). Благочестивейший Государь! Прошу славную державу твоего благоверия: прости меня в том, что я осмелился высказать полезное к утвержденью богохранимой державы твоей и всех славных твоих вельмож. Я счел себя обязанным сделать это—с одной стороны, в виду осужденья того ленивого раба, который скрыл талант господина своего в земле, а с другой—в виду многих благодеяний и чести, каких сподобил меня в теченье девяти лет государь мой, приснопамятный твой родитель, великий князь и самодержец всея России, Василий Иоаннович, который и впредь сподобил бы меня еще большей чести, если бы, по грехам моим, не оклеветали меня пред ним некоторые недоброжелатели, которым да будет Бог Судьей… Пусть другие приносят благоверному царству твоему-кто что может из многоценных сокровищ этого маловременного и скоропреходящего мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

5:1 и дал.), обыкновенно в защиту своей гипотезы указывают на употребление в Пс. слова (ст. 9), утверждая, что будто бы под именем этих святых или избранных нельзя никого более разуметь кроме Асидеев Маккавейского времени ( 1Мак.2:42,7:13 , 2Мак.14:6 ). Но имя это, как мы видели уже при рассмотрении Псс. 73, 78 и 43, употреблялось и в древнейшие времена в значении людей благочестивых или всего народа Израильского, а чтобы в приведенном месте следовало понимать его в значении Асидеев, – на это псалом не дает ни малейшего основания. Мнение о происхождении псалма в древнейшие времена встречается только у тех из толкователей, которые сынов Кореевых не признавали писателями псалмов и приписываемые им псалмы усвояли Давиду или современным ему певцам: Асафу, Еману и Ефану (см. напр. Cramer s, Einleit in die Psalm c 3), или же которые всю Псалтирь считали произведением Давида, каковы напр. Св. Амвросий, бл. Августин, Феодорит и др. Но они в этом случае основываются только на названии Псалтири Давидовой или на надписании этих псалмов в некоторых переводных списках именем Давида, но не указывают никаких внутренних оснований своего мнения в самом содержании псалмов. 1411 Именно, следующие 43 псалма: 65, 66, 90–99, 101, 104–106, 110–120, 122, 124, 125, 127–129, 133–136 и 145–150. 1418 О значении этих и других подобных терминов, как свидетельств древности, см. выше о Псс. Давида стр. 148 и д. Употребление и тем больше обращает на себя внимание, что первое из них встречается в Псалтири 55 раз, последнее 71 раз и, за исключением настоящих двух анонимных псалмов, всегда только в псалмах, надписывающихся именем Давида и певцов его (см. Делича на Пс. 3 и 4). 1421 См. надписания этих псалмов. В нынешнем греческом и славянском тексте, равно как в Вульгате и других известных списках нет, но, по свидетельству Калмета, в некоторых древних списках оно находилось. Какие это были списки, латинские или греческие или другие, этого Калмет не указывает. Comm in h Ps Ср выше примеч. на стр. 289. 1422 Как св Иларий и Евсевий Кесар, также Calmet о Пс. 65 , Belanger о Пс. 66 (в Scr S curs compl T 15 p 688–689, 701), Hengstenberg; у нас: Преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

44 Умиляясь пред величием Божиим и страшась Его грозного могущества, певец, чтобы соответствовать своему назначению, даёт слово прославлять Господа постоянно в течение всей своей жизни, прося только об одном: чтобы Бог не отвергал его прославления, что составляло бы его величайшую радость, особенно в соединении с радостью о красоте и премудрости устройства и сохранении Господом вселенной (ср. Пс.145:1 ). 45 Грешники, идущие в разлад со своим назначением и течением всего мирового устройства, составляют лишь только помеху в мировой жизни и потому священный певец, проникнутый любовью к миру, как к прекраснейшему созданию Божию, для сохранения его в таком виде, желает, чтобы грешников не было, а если они имеются, то исчезли бы. 47 Эти и последние слова прибавлены в Часослове к первоначальному тексту. В настоящем случае о захождении солнца и явлении тьмы говорится уже в применении к вечернему времени, когда совершается служение вечерни. В словах, читающихся в конце псалма и взятых из Пс.103:1,21,24 высказывается отчасти повод, почему 103 псалом ( Пс.103 ) читается за вечерней. 48 Во время чтения 103 псалма ( Пс.103 ), священник выходит из алтаря и пред царскими вратами читает тихо 7 вечерних (светильничных) молитв. В этих молитвах испрашивается, чтобы Господь услышал молитву и научил бы нас путям Своим и прежде всего страху Божественному (1), просветил бы наши сердца и дал бы нам спокойно провести остаток дня (2), вспомнил бы о наших прошениях (3), удостоил бы нас вместе со всеми святыми прославлять Его (4), и, как всем дивно управляющий, дал бы нам избежать всех опасностей в предстоящий вечер и во всю жизнь (5 и 6) и, как всю тварь премудростью создавший и особенно, как создавший солнце и луну, день и ночь, и указавший нам вечер для Его прославления, дал бы нам спокойно провести не только вечер, но и ночь, без всякой боязни и опасностей, так, чтобы мы могли с радостью прославить Божественную доброту (7). 50 Всех святых и особенно Богородицу мы должны упоминать с мольбою к ним о том, чтобы они ходатайствовали о нашем спасении пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Где же, если не в Нем, мы и можем найти полное удовлетворение для всех высоких потребностей своего духа? 2) Размышляя, в частности, о каждом порознь из свойств существа Божьего, отличающих Бога от Его созданий, можем извлекать для себя новые уроки. И - а) Если один Бог самобытен, т.е. ничем никому не одолжен, тогда как все другие существа, следовательно, и мы, одолжены Ему всем; то мы должны: аа) постоянно смиряться перед Ним, по слову Писания: что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1 Кор. 4:7), и бб) непрестанно благодарить Его: мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17:28). б) Если Он один независим и вседоволен, а потому блага мои Тебе не нужны (Пс. 15:2), напротив Сам дая всему жизнь и дыхание и всё (Деян. 17:25): то мы должны - аа) питать в себе чувство совершеннейшей зависимости от Него и всецелой Ему покорности, и - бб) принося Ему какие либо дары или жертвы, отнюдь не думать, будто бы тем одолжаем Вседовольного, когда все, что ни имеем, есть Его собственность. в) Уверенность, что мы всегда находимся перед лицом самого Бога вездесущего, где бы ни находились, - аа) естественно располагает нас вести себя перед Ним со всей осмотрительностью и благоговением; бб) может удерживать нас от грехов, как некогда удержала Иосифа (Быт. 39:9); вв) может ободрять и утешать нас во всех опасностях, как ободряла Давида, говорившего о себе: всегда видел я перед собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Пс. 15:8); гг) может возбуждать нас к призыванию, славословию и благодарению Господа на всяком месте (Иоан. 4:21—24). г) Памятуя, что един Бог вечен, тогда как все прочее, окружающее нас на земле, временно и скоропреходяще, научаемся - аа) не прилепляться душой своей к благам гиблющим, а искать единого непреходящего блага в Боге (Матф. 6:19—20); бб) не надейтесь на князей, на сына человеческого , которые каждую минуту могут умереть и оставить нас без всякой подпоры (Пс. 145:3—5), а все свое упование возлагать на Того, кто один имеет бессмертие (1 Тим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

11:6), Этим Он ясно, как бы так, говорит: хотя на некоторое время, как кажется обидящим и всячески оскорбляющим нищих и убогих, Я как бы молчу о сем, но не всегда буду молчать, ибо всячески восстану на защиту их и отомщу обидящим их. Тоже самое изъявляет Он и в другом месте чрез того же Про­рока, говоря: «сира и вдову приимет (заступите), и путь грешных погубит» (Пс. 145:9); и в другом месте: «по­знах, яко сотворит Господь суд нищим и месть убогим» (Пс.139:13). Если же все это так, о душа, а иначе быть не может, то зачем мы так бесчувственно относимся ко всему этому? Как не страшит нас сказанная Господом притча о том немилостивом и ненавистнике ни­щих-богаче и об убогом Лазаре, а также отгнание от божественного чертога дев? И еще более, как не убедит нас тот любитель богатства, которому сам Бог и Владыка поносил, говоря: «безумие! в сию нощь душу твою истяжуш от тебе, а яже уготовал еси кому будут?» (Лук. 12:20). Или не знаешь, душа, нелож­ное премудрое изреченье пророка и царя Давида: «вкупе безумен и несмыслен погибнут и оставят чуждим богат­ство свое, гроби их жилища их во век» (Пс.48:11.12). Воистину «несмыслен» есть и признается таковым тот, кто не разумеет «вышних, идеже есть Христос одесную Бога седя», как говорит божественный Апостол, который завещает нам, говоря: «аще востасте со Христом, горняя мудрствуйте, а не земная, умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе» (Кол. 3:1—3). «Безумным» же называется он, как неблагочестно и непра­вильно разумеющий силу божественных повелений и ски­тающийся поэтому по распутьям временных удовольствий и суетностей этого мира, наслаждаясь и увеселяясь этим, как червяк тиною, в которой родится и пресмыкается, и в которой умирает, когда она высохнет. Воспрянем же наконец, душа, и сотрем с мысленных своих очей гной, накопившийся на них по при­чине нашего непокорства и безумья. Поймем, что все, касающееся нас, должно совершаться по божественным заповедям, и постараемся исправить себя. Расточим добре, согласно воле Божьей, собранное нами зле, во­преки божественной заповеди.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3607...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010