Но где бы ты такового сыскал человека? Воистину такового не обрящешь человека. Но обрящешь, если хочешь, Бога. Он есть всемогущ: «яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть, Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте» ( Пс.94:4–5 ). Единого обрящешь Бога, «сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них» ( Пс.145:6 ). Сего единого обрящешь, хранящего обетование Свое неизменным во веки, «хранящаго истину в век». Сего единого обрящешь по естеству благорасположительна, ибо Той судит обидимым, питает алчущих, решит от всякой нужды оною окованных, умудряет слепцы, возводит в несчастия низверженных, любит праведников, хранит к Нему приходящих, приемлет на Себя попечение о сироте и вдове, заглаждает грехи грешников. «Творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники: Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит» ( Пс.145:7–9 ). Почто убо возлагаю я надежду мою на бессильных, на непроизвольных, на изменяемых человеков, а не на Бога всесильного, благотворительного, истинного, неизменяемого? Почто возлагаю надежду мою на бездушные, бесчувственные и недвижимые земные глыбы, а не на Бога, «сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них»? Если возложу всю мою на Него надежду, все, что хочу, получу мне полезное и буду всесчастлив и блажен. «Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего» ( Пс.145:5 ). Неужели мы не доверяем словам Его, и потому не надеемся на Него? Но Он самыми делами показал, колико уповающим на Него помогает. Четыреста тысяч мужей сильных от колена Иудова ополчаются против осми сот тысяч мужей, равно сильных, от прочих колен Израилевых: но побеждают до конца те четыреста тысяч сии осмь сот тысяч. «И укрепишася, свидетельствует Божественное Писание, сынове Иудины». Но почему же? «Яко, говорит оно, уповаша на Господа Бога отец своих» ( 2Пар.13:18 ). Ангел Господень поражает в едину нощь сто осмьдесят и пять тысяч Ассириян, пришедших попленить Езекию, царя Иерусалимского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Пс.145:8. Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники:     «Господь умудряет» Своею мудростью лишенных телесных и душевных очей, а также восстановляет впадших в болезни или несчастья низверженных в пропасть погибели, согласно пророчества Исаии: «Я дал Тебя во свет народов отверзать очи слепым, извести из уз окованных ими, и из темницы седящих во тьме; тогда услышат глухие слова книги и покрытые тьмою и мглою очи слепых прозрят» (Ис. 42:6—7). «Господь любит праведников», которые страдают от несправедливости: они будут особо возлюбленными и вознагражденными за терпение у Бога. Молитвы их всегда будут услышаны: «много бо может молитва праведного поспешествуема» (Иак. 5:16). А кто сделался умом «слеп» ко всему окружающему, кроме Бога, тех «Господь умудряет», показывая им божественнейшее (Паисий, Марк Подвижник). Пс.145:9. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.    Если Господь помогает находящимся в несчастии, «сира и вдову приимет», т.е. заступит, то тем более — подвизающимся в добродетели. «И путь грешных погубит», но не самых согрешающих, чтобы ты не подумал, что души их тленны, но путь их, т.е. действия, жизнь. Ибо Бог не отвращается от существа, но ненавидит пороки (Златоуст, Максим Грек). Пс.145:10. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.    Не будем смущаться и безпокоиться в искушениях, если мы не тотчас получаем избавление от них, но предоставим время избавления Самому Господу; и когда совершим что-нибудь доброе, не будем тотчас требовать воздаяния, но будем полагаться на Его волю. Ибо если Он «царствует» постоянно и пребывает «во век» — то не должно сомневаться; ибо если Он не сделал воздаяния здесь, то отлагает его для большего воздаяния (Златоуст). Аллилуиа, 146    И этот псалом есть хвала и славословие Богу (Афанасий). Пс.146:1. Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление.    Благое дело — воспевать и песнословить Господа. «Псалом» возводит от земли мысль, окрыляет душу, облегчает и делает ее возвышенною. Но чтобы «хвала» была «усладительной» Богу, необходима и добрая жизнь, и молитва, и внимание поющего. Ибо Богу, как неимеющему нужды, приятно не пение, но намерение поющего (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Как мало вероятна эта или подобные ей теории происхождения Псалтири, достаточно можно видеть из предложенных далее общих замечаний, а еще более из очевидной произвольности всей этой теории, и потому мы считаем излишним останавливаться на ее разборе. 1766 Так, напр. в группе Асафовых псалмов 72–82 сопоставляются между собою псалмы 72, 77, 80 и 81 из Давидовы времени, 73 и 78 из времени разрушения Иерусалима Халдеями, 74 и 75 из времени Езекии, 76 и 79 из времени пред наступлением плена, и 82 из времени Иосафата. Вероятные признаки сродства этих, равно как и других псалмов, на основании исследований разных ученых указаны в сочинении Делича: Symbolae ad Pss illustrandos isagogicae p 57 sq. 1780 См. изд. Св. Синод. Руков. к чт. Св. Пис. В. и Н. Зав. – митр. Амвросия (по 4 изд. стр. 101) и Начерт. Церк. Библ. Ист. Филарета (по 2 изд. стр. 374). Может быть в виду несомненной уверенности нашей Церкви в достоверности этого предания, Прот. Павский (в Обозр. Пс. стр. 15) и не считал нужным останавливаться на вопросе о времени заключения Псалтири, ограничившись только двумя словами: «во время Ездры она довершилась». (См. выше в введ. к исслед.). 1781 Иос. Флав. с Apion lib пар. 7–8. См это свидетельство выше в заключении истории псалмопения, стр. 85–86, прим. 2. 1783 В Преосв. Филарет Митр. Моск., игнорируя заключительные славословия частей Псалтири и считая признаками пятичастного разделения ее только лишь заключительные восклицания: аминь и аллилуия, находит такое разделение Псалтири произвольным и полагает, что оно тем же признакам правильнее было бы разделить ее на семь частей: 1) Пс. 1–40 с заключ. восклицанием: аминь и аминь; 2) Пс. 41–71 – аминь и аминь; 3) Пс. 72–88 – аминь и аминь; 4) Пс. 89–105 – аминь, аллилуиа; 5) Пс. 106–116 – аллилуиа; 6) Пс. 117–134 – аллилуиа и 7) Пс. 135–150 – аллилуиа. Между сими пределами разделения – замечает он далее, – видно точное и тонкое соответствие. Аминь заключает три первые книги; аллилуиа оканчивает три книги последние; средняя книга, как связь двух троичностей, соединяет оба признака разделения: аминь, аллилуиа (Руков. к позн. Кн. Пс. в Чт. Общ. люб. Дух. просв. 1872, 1. Стр. 9. Тоже в Введ. в Св. Кн. В. Зав., В. Преосв. Арсения, стр. 92–93). – Не трудно однако заметить, что предлагаемое седмичастное деление Псалтири, при кажущейся с первого взгляда его правильности, не более как схоластическая тонкость, не имеющая основания в самой Псалтири и даже не отличающаяся логическою последовательностью: так как, если из одного окончания псалмов словом: аллилуиа заключать об указании им особой части Псалтири, то логически следовало бы признать подобные же указания отдельных частей и в псалмах: 112, 113, 115, 145, 147, 148 и 149, которые все, точно также как и 116, 134 и 150 оканчиваются словом аллилуиа, и вообще никак не менее последних псалмов годятся быть заключительными псалмами отдельных частей Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Пс.145:5 . Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего, Пс.145:6 . сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них: хранящаго истину в век, Пс.145:7 . творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущым. Господь решит окованныя: Пророк, отринув суетную надежду на князей земных, научает здесь, что ежели кто желает достигнуть истиннаго блаженства, тот должен полагать упование свое в едином истинном Боге. Сему порядку учения следует и Пророк Иер. 17:5, 7 , глаголя: проклят человек, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем и проч., потом: благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его. Тако убо и Давид глаголет: блажен, емуже Бог Иаковль помощник его. Нарицая Бога Богом Иаковлим, отличает Его от множества ложных богов, коими тогда хвалилися неверные. А как дом Иаковль почитал истиннаго Бога, а Моавиты, Аммониты, Филистимляне, и прочие соседственные народы ложным богам покланялися, сего ради не без причины упоминает об Иакове, дабы верные последовали примеру праотца, а идолопоклонников удалялися. За сим приводит многия причины, чего ради должно уповать на Господа: и во-первых, глаголет, что Он сотворил небо и землю, море и вся яже в них. Из чего заключает, что Он всемогущ, и что все Ему покорно, и потому, кого Он защищает, тот ничего бояться не должен. Но как мог некто сказать: я знаю, что Бог есть всемогущ, и что может, ежели восхощет, защитит меня, и помочь мне, но откуду узнаю, что Он хощет? Таковому ответствует Пророк, и доказывает, что Он и может и хощет, потому что есть праведен и милостив. И поскольку есть праведен, то хранит истину во век, то есть всегда исполняет обещания Свои верно, между которыми первая есть помощь: притом поскольку есть и правосуден, то посему творит суд обидимым, то есть, правосудно решит дела, которые имеют праведные с нечестивыми, и первых венчает, а последних наказывает. Поскольку же есть милостив, дает пищу алчущим, то есть, чудными путями Своего промысла способствует нуждам как духовным, так и телесным тех наипаче людей, кто уповают на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

579 Ст. 4. В греч. языке понятия «дух, дыхание, дуновение, ветер» выражаются одним словом, посему в этом контексте, где говорится о стихиях, ст. 4 может иметь и такой смысл: «Ты превращаешь в ветер Своих Ангелов и в огненное пламя Своих служителей» или: «Ветры делаются Твоими Ангелами и вспышки огня – Твоими слугами». О явлении Ангела в пламени огня см.: Исх. 3:1–2 . 581 Ст. 6. ...на горах станут воды – вздымающаяся водная громада достигнет высоты гор, но не сможет затопить землю, не сможет нарушить установление Божие, стихия подчиняется Богу и начертанному Им порядку. Ст. 6–16. Живописуется водная стихия в разных ее проявлениях и порядок, внесенный в природу Богом. 582 Ст. 6–16. Живописуется водная стихия в разных ее проявлениях и порядок, внесенный в природу Богом. 583 Ст. 10–16. От водной бездны взор псалмопевца переносится на землю и на воду, текущую по земле, на ее место и роль в природе: вода питает землю, поит растения, животных, вместе с землей она создает среду обитания и среду произрастания для всей живой природы и человека. 585 Ст. 17–18. Впечатление величия создается образом высоты: от обилия влаги вырастают высокие кедры, и на них высятся гнезда аиста, вода как бы поддерживает эту верхушку дерева, тянется к ней; так же и земля тянется ввысь своими горами и скалами и на этой высоте принимает к себе животных. 586 Ст. 19–24. Четвертый день творения (см.: Быт. 1:14–19 ). Луна упомянута первой, потому что у древних евреев счет времени велся по лунному календарю. Как и в предыдущих стихах, неживая природа объединяется здесь с одушевленным миром: луна и солнце определяют собой ритм жизни человека и животных. 588 Ст. 29. Отвратишь лицо Твое – лишишь Своего благоволения; ...отнимешь дыхание у них – ср. рассказ о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2:7 ). 591 Аллилуия – букв. «хвалите Бога». Собрание псалмов с таким заголовком (песни хваления) входило в чин ветхозаветного богослужения, в Псалтирь вошли группы таких псалмов (пс. 104–106; 110–118; 134–135; 145–150). Пс. 104–106 вместе с пс. 103, в конце которого в евр. тексте стоит «Аллилуия», образуют тетралогию, то есть содержат четырехчастное описание библейских событий: пс. 103 воспевает творение мира, пс. 104 – раннюю историю еврейского народа, пс. 105 – выход из Египта, пс. 106 – возвращение в Палестину.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

145 Далее Давид возбуждает себя (а вместе и нас) к прославлению Бога и к памятованию о Его благодеяниях – указанием на благотворное действие этого для нас. Тогда, говорит он, можно чувствовать себя и быть подобным орлу, одевшемуся в новые перья после линянья, т.е. помолодевшим, добрым, обновленным. 146 От представления Божественных милостей к себе, Давид обращается к угнетаемым ( Пс.145:7 ), каковыми были Евреи в Египте, которых чудесно Господь освободил оттуда, показывая им путь через Моисея и сообщая им волю Свою, которой они не слушали постоянно, не смотря на множество чудесных Божественных милостей, оказанных им (См. Втор.4:34,36:39 ). Но, остановившись на этом, Давид необходимо должен был сказать, что Господь долготерпелив и многомилостив ( Пс.34:10 ), потому что в пустыне Господь оказал к Евреям несказанное терпение. Вспоминая это, Давид выражает надежду, что и общий гнев Его на людей, бывший в Ветхом Завете, будет не всегда, а прекратится некогда ( Ис.17:7–8 ), обращая в этом свой пророческий взор на пришествие Искупителя Христа. Может быть и милость Господню восхваляет Давид ту самую, которую оказал нам Бог через снисшедшего на землю Сына Божия. Впрочем, и милость Божия к Еврейскому народу была так же неизмеримо велика, как велико пространство между высшими сферами неба и землёй ( Пс.35:6 ). То же должно сказать и на счет избавления Богом от беззакония через научение ( Ис.44:22 ; Иез.33:16 ). А мы христиане получили уже эту милость Господню, поэтому мы должны славить Господа более, нежели Давид. Вот почему этот псалом поется за литургией, где вспоминается пришествие Иисуса Христа на землю. 147 От попечения Божия об Израиле, Давид обращается к прославлению Господа, как Сохранителя всякого человека, в особенности же надеющегося на Него. Несмотря на хорошо известную Богу ничтожность человека, созданного Им из земли, – Он все-таки, как отец, – милостиво заботится о людях ( Пс.77:39 ). Без Бога люди гибнут так же легко, как, полевые цветки, которые вянут от одного сильного дуновения ветра, так что не бывает даже заметно, где они росли ( Ис.40:6,7 ; 1Пет.1:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«Начало изобразительных»,– по указанию Следованной Псалтири и Часослова, – «глаголи сице: Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя...» и т.д. Это значит то, что в данном случае не следует произносить начальный возглас: Благословен Бог..., но после молитвы 6 часа надобно прямо читать 102 пс.: Благослови, душе моя, Господа... После него 1 лик вышним гласом поет: Слава: затем 2 лик – И ныне. 1 лик: Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя имя святое его. Благословен еси, Господи. Засим читаются: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу,– и 145 пс.: Хвали, душе моя, Господа... и т.д. 441 . После 145 пс.– И ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Единородный Сыне и Слове Божий... Во царствии твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во царствие твоем. Блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное, и т.д. по Часослову, оканчивая словами: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех 442 . Если последование изобразительных приходится отправлять в такой день, на который 48 гл. Типикона не назначает особых песнопений, известных под именем блаженн, то евангельские изречения о блаженствах читаются или поются без всяких к ним добавлений; если же положены блаженны, то сначала надобно читать или петь: Во царствии твоем и т.д. просто, а потом в соединении с песнопениями, известными под названием блаженн,– так, как положено петь на литургии; в заключение – Слава... и блаженна, И ныне... и блаженна (ср. 50 гл. Типик., л. 350: «аще когда» в Пасху «по нужде не бывает литургии»). Непосредственно после блаженн следует читать апостол и евангелие (ср. 50 гл. Типик., л. 350) так, как они читаются на литургии, т.е. с обычными возглашениями, прокимном и аллилуиарием. Засим читается: Помяни нас, Господи, егда приидеши... (ср. 50 гл. Типик., л. 350). Помяни нас, Владыко, егда приидеши... Помяни нас, Святый, егда приидеши... Лик небесный поет тя... Приступите к нему... Лик небесный поет тя... Слава, Лик святых ангел... И ныне. Верую во единого... Ослаби, остави... Отче наш... Яко твое есть царство... аминь. Кондаки – так, показано в нижеследующих таблицах. Господи, помилуй 40 (см. 50 гл. Тип., л. 350 на об.). Всесвятая Троице... Буди имя Господне... 3. Слава, и ныне. Пс.: Благословлю Господа... Слава тебе, Христе Боже, упование наше... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

…чтобы познать благодеяния YHWH. Буквально значит праведные дела 302 . Синтагма встречается в Танахе не раз (напр., Суд.5:11 ; 1Цар.12:7 ; Пс.103 /102:6), её перевод может варьироваться в зависимости от контекста. Вся забота YHWH об Исраэле, все чудеса, совершённые Всевышним для Его народа, от исхода из Мицраима до завоевания Кнаана – это Его благодеяния. Его праведные дела, которыми Господь не затруднял избранному народу путь спасения, а напротив, делал этот путь лёгким и успешным. Ср. Нав.24:5–13 . Раши: «Вы должны признать Мои праведные дела, ибо Я не утаил от вас Мою доброту и Мою помощь, пока не привёл вас в Гильгаль». Эта короткая историческая ретроспектива ( Мих.6:4–5 ) призвана показать благость Божию по отношению к избранному народу, неизменное стремление YHWH благословлять свой народ и благодетельствовать ему. Судебную тяжбу () можно считать успешной, если одна из тяжущихся сторон признала правоту другой стороны (и, соответственно, свою неправоту). Следующие стихи ( Мих.6:6–7 ), содержат прямую речь Исраэля, который признаёт свою вину перед YHWH и стремится её загладить. С чем предстану пред YHWH, склонюсь пред Богом Всевышним? Исраэль думает, что искупить вину и вернуть Божье благоволение можно торжественным богослужением с многочисленными жертвоприношениями. Тем более что и Всевышний напоминает ему об Анароне ( Мих.6:4 ), олицетворении богослужения. Но этические проблемы (о них довольно говорилось в 1–3 главах пророческой книги) не решаются с помощью культа (ср. Ис.1:11–17 ; Иер.7 ; Ам.5:21–24 ). Социальная несправедливость, экономические правонарушения, коррумпированность верхушки общества, включая «духовенство» – все эти преступления не загладить богослужениями. Бог – не человек. Он не берёт взяток. В породе nifal редкий глагол появляется только в этом месте у Михи (в породе qal (гнуть, преклонять, смирять) – ещё в четырёх местах Танаха: Ис.58:5 ; Пс.57 /56:7, 145/144:14, 146/145:8). Перевести можно как низко сгибаться, склоняться. Конечно, человек должен преклоняться перед Богом Всевышним ( ). Но чего стоит такое поклонение, даже с самыми дорогими для человека жертвами, без покаяния и исправления? Ср. Пс.51 /50:18–19.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Структура из 3 антифонов была обычной для богослужения К-поля; в частности, во мн. дни года литургия предварялась шествием по К-полю с пением последования из 3 специально подобранных антифонов (Ibid. P. 34-40). В. а. могли быть включены в литургию для пения их в те дни, когда такого шествия не было,- в подражание 3 антифонам предлитургийных процессий. Еще одна возможная причина замены входного антифона из Пс 94 структурой из 3 В. а.- необходимость удлинить начальную часть службы из-за совершения в это время протесиса (проскомидии) (Ibid. P. 44-45). Согласно к-польским памятникам IX-XII вв. (Типикону Великой ц., рукописям Евхология этого времени, описаниям очевидцев), в те дни, когда перед литургией совершалось шествие, В. а. отменялись (впрочем, существовали и исключения, когда пелись и процессиональные, и вседневные антифоны - напр., в понедельник Светлой седмицы); в дни нек-рых важнейших праздников В. а. заменялись праздничными; литургия начиналась без антифонов и в нек-рые особые дни года (напр., на Воздвижение Креста). В остальные дни исполнялись В. а., еще не воспринимавшиеся, однако, как обязательная часть службы,- архиерей во время их исполнения или еще не присутствовал в храме, или находился в притворе; мирная ектения читалась не перед В. а., а перед Трисвятым (Ibid. P. 40-41). Припевами к В. а. первоначально были: Τας πρεσβεαις τς Θεοτκου (     - совр. припев 1-го В. а.) или Τας πρεσβεαις τν γων σου (      - совр. припев 2-го В. а.) к 1-му антифону, «Аллилуия» ко 2-му, «Единородный Сыне» к 3-му. Совр. порядок с пением «Единородный Сыне» в конце 2-го В. а. и установлением нового припева (Σσον μς, Υ Θεο -        ) для 3-го В. а. утвердился ок. XI в. (Ibid. P. 49-53). В послеиконоборческих визант. монастырских уставах - Студийском и Иерусалимском (первый получил в IX-XII вв. большое распространение в Византии, второй, основанный на первом, в XII-XIV вв. стал общепринятым в правосл. мире) - В. а. были в значительной степени вытеснены изобразительными. Служба изобразительных первоначально сформировалась в богослужении палестинского уединенного монашества как служба келейного самопричащения Преждеосвященными Дарами. В студийском послеиконоборческом богослужении, принявшем палестинский Часослов за основу суточных служб, эта служба потеряла практическое значение и была включена в литургию; вместо В. а. в качестве начальных антифонов стало обычным петь 2 начальных псалма изобразительных (102 и 145) без припевов (но с «Единородный Сыне» в конце Пс 145) и блаженны ; в качестве обычного входного стиха, однако, остался Пс 94. 6 со своим припевом, происходящий из 3-го В. а. Для дней великих праздников монастырские Типиконы сохранили праздничные антифоны со своими входными стихами.

http://pravenc.ru/text/вседневные ...

Но Господь ничего не говорил несправедливого и не лгал. Ибо не как призрак и привидение из желания обмануть апостолов показал им на горе Моисея и Илию, но то, что они были на самом деле. Из этого, так сказать, и самый необразованный поймет, что Он сим подтвердил бессмертие и непогибаемость души». 763 6) Нижеследующие «тексты Священного Писания доказывают, что люди после смерти ничего не знают ни в каком случае и никакого сознания не имеют». 764 а) «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» ( Пс.145:3–4 ). Из многих мест Священного Писания приведенных нами выше видно, что душа по смерти тела сохраняет все силы и способности, данные ей Богом (остается мыслящей, чувствующей и действующей), и продолжает жить полною внутреннею жизнью, при чем обладает даже большим ведением сравнительно с тем, когда пребывала в теле ( 1Кор.13:10–12 ; 2Кор.5:8 ). Указываемые сектантами тексты также не подтверждают мысли о бессознательном состоянии души человека после его смерти. «Пророк Давид излагает ( Пс.145:3–4 ) причину, – говорит Евфимий Зигабен , – по которой нет спасения у начальников. Он ее полагает в том, что душа князя, на которого ты надеешься, выходит из тела и не навсегда в соединении с ним, иначе, князь есть смертный человек и не пребывает бессмертным. Α по исходе души из тела его, оно обращается через разрушение в землю... Днем Давид называет день смерти, в который душа человека выходит из тела, а помышлениями именует заботы о житейских делах, т.е. о богатстве, о славе, о силе, об удовольствиях и другом, подобном тому». 765 «Не надейтесь на князей... Добрый совет, – замечает блаженный Феодорит , – потому что князи не всегда господствуют, но власть их временна, и не все князья чтят справедливость. Α если бы и то и другое было, то надобно иметь в виду бренность естества... Смотри на природу и не полагайся на власть, потому что дни человека, что трава ( Пс.102:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010