Святитель Филарет (Дроздов) предупреждает о том, что может воспрепятствовать этому процессу: «доколе мы живем в мире с беспечностью граждан и наслаждаемся им с самовластием обладателей, дотоле Христос не может вообразиться в нас» . Причина в том, что «мир непрестанно силится отпечатлевать в душе нашей свои преходящие образы; насыщаемые желания рождают другие желания, которые неприметно возрастают в исполинов и зиждут “Вавилон”. “Блажен, иже имет и разбиет о камень” веры самых “младенцев” (Пс. 136, 9) сего Вавилона и отчуждит себя от града, зде пребывающаго, дабы взыскать грядущаго!» . Время жизни человечества в его нынешнем состоянии подходит к завершению Как понять эти слова? По слову апостола Павла, проходит образ мира сего (1 Кор. 7, 31): время жизни человечества в его нынешнем состоянии подходит к завершению, а потому имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся (1 Кор. 7, 2931). Человек, откомандированный в прекрасную страну, хотя и восхищается ее красотами и пользуется ее благами, все же не прилепляется сердцем к тому, что видит и чем пользуется, понимая, что скоро эту страну покинет и вернется на любимую родину, по которой тоскует. Все по настоящему дорогое его сердцу находится там, и стремление скорей вернуться домой охлаждает его ко всему тому, что так привлекательно для жителей той страны. К такому ощущению нашего земного пристанища и призывает нас апостол, ибо мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Гал. 13, 14). Для того, чтобы в нас вообразился Христос, принципиально ощущать себя временными посланниками или даже изгнанниками на земле, поскольку «только произвольные изгнанники земли приемлются в граждан неба. Кто желает быть селением Сына Божия, тот должен иметь отечество в едином Боге и, при всей привязанности к отечеству земному, впрочем, весьма естественной и праведной, почитать его только предградием небесного» .

http://pravoslavie.ru/109770.html

6 Что одними христианами артикулируется как безусловная истина, другими, зачастую, опровергается или опознаётся как ложь, хотя истина не может противоречить сама себе. 7 Не имеем ввиду деструктивные тоталитарные секты, отождествляющие себя с последователями Иисуса Христа, где адептов настраивают на радикально негативное отношение ко всему «мирскому». 8 В настоящее время роль христианства в Европе снижается, традиционные религиозно-христианские и христианско-культурные ценности подменяются и вытесняются новыми, уровень влияния христианства на формирование мировоззрения европейцев падает. На этом фоне значимость вопроса об исторической роли христианства не только не уменьшается, но и увеличивается. От правильности оценки этой роли в истории развития наук зависит точность оценки его роли в деле развития современных наук, не в последнюю очередь тех, что формируются на стыке религиозных и светских дисциплин, как то: История Церкви, Библейская археология как отрасль общей археологии, Православная психология как отрасль общей психологии, Иконография как отрасль светского искусствоведения и др. 10 Стрельченко В. И. Основы истории и философии науки: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 136. 16 См. напр.: Филевский И. И. О значении христианства для науки/И. Филевский. – Харьков: Типография Губернского правления, 1909. – С. 4 17 Конечно, и до образования Церкви среди европейских философов встречались личности, возвышавшиеся разумом до отрицания мысли о существовании множества богов, однако в тех исторических условиях подобное отношение к многобожию не носило массового характера. 18 Вот лишь несколько библейских иллюстраций, подтверждающих сказанное: «Ибо невидимое Его (Бога – А. Л.), вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим.1:20 ); «Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его» ( Пс.96:6 ); «...Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Библия, изложенная для семейного чтения. Пленение Вавилонское и возвращение в отечество Пророк Ездра возвращается в Иерусалим Нельзя сказать, что евреям, переселенным из своего отечества в чужую землю, пришлось испытать немедленно непосильную тягость плена. Напротив, еще со времени первого взятия Иерусалима и начала переселения в Вавилон царь Навуходоносор, избрав нескольких знатных отроков иудейских, велел воспитывать их при своем дворе. Там их учили языку и халдейским наукам, чтобы они могли потом служить в царстве, помогая в сношениях с чужими, подвластными народами. Расселившиеся евреи образовали в разных местностях Халдеи процветавшие впоследствии колонии. Находясь под присмотром вавилонского правительства, но управляемые в то же время своими старейшинами, они могли сокрушаться только о потере своего отечества и своей независимости. Но, главное, свободу вероисповедания своего они сохранили, и хотя не было у них храма, где они могли бы совершать свои жертвоприношения, поддерживающие благочестивое настроение. Тем не менее внутреннее или душевное состояние улучшалось, исправляясь под гнетом испытаний, которым они были подвергнуты на чужбине. Постепенно покорялись они своему бедствию, сознавая в нем правосудную кару Божию. Они поддерживали в себе и оживляли свою веру в совместном чтении Священного Писания и в молитве, которой были посвящены определенные каждодневно часы. Таким образом воспевали они, собираясь на берегах Евфрата, известную песнь: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: пропойте нам из песней Сионских. Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» и проч. (Пс. 136, 1–6). Но в отношении к царям Иудейским был жесток Навуходоносор, преемник же его был милостивее: он освободил из темницы Иехонию, пригласил обедать за столом его, определил содержание. А злополучный Седекия так и умер в темнице.

http://pravoslavie.ru/2912.html

Когда человек или целый народ противится Божией воле, он за-блуж-дается и теряется, ставя себя в рас-путье или бес-путье. Своим идолопоклонством, жестокосердием, эгоистичностью. Иногда в Библии такое поведение приравнивается впрямую к блуду или прелюбодеянию как супружеской измене. Великие пророки нередко уподобляли Израиль и святой град Иерусалим блуднице: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы» (Ис. 1, 21); «Господь сказал мне во дни Осии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево, и там блудодействовала… И видела это вероломная сестра ее Иудея. И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла, и сама блудодействовала» (Иерем. 3, 6-8). Пророк Иезекииль поэтически уподобляет Иерусалим возлюбленной, нарядной, блистательной и красивой, но неблагодарной и неверной жене (гл. 16). «БЛУДНЫЙ СЫН». Давид Вилкерсон За всё своё распутство и беспутство израильтяне неоднократно подвергались разных скорбям, из которых наиболее продолжительным испытанием стал их семидесятилетний плен в Вавилоне, далекой стране на востоке, земле изгнания… «На реках Вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс. 136). Плакал и Адам, вспоминая о первозданном Рае и оказавшись изгнанным из него. И этот плач Адама проникновенно изобразил старец Силуан Афонский: «Скучал Адам на земле и горько рыдал, и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил: «Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя была весела и покойна, и враг не имел ко мне доступа; а теперь злой дух взял власть надо мною, и колеблет, и томит душу мою, и потому скучает душа моя о Господе даже до смерти, и рвется дух мой к Богу, и ничто на земле не веселит меня, и ничем не хочет душа моя утешиться, но снова хочет видеть Его и насытиться Им. Не могу забыть Его ни на минуту, и томится душа моя по Нему, и от множества скорби стоном плачу я: «Помилуй мя, Боже, падшее создание Твое». Так рыдал Адам, и слезы лились по лицу его на грудь и землю, и вся пустыня слушала стоны его; звери и птицы замолкали в печали; а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь».

http://pravmir.ru/tolkovanie-pritchi-o-b...

На такое пение в древней храмовой практике, м. б., указывает Пс. 146:7: «пойте поочередно» по-евр. «henu» «отвечайте», но в греч. ξαρξατε , слав. «начните»; выражение можно понимать и о двух других родах пения: епифонном и ипофонном. И термин selah понимают в смысле указания на антифонное пение. Думают, что антифонное пение заимствовано евреями из Египта, где песня разделялась между жрецами и народом, между мужчинами и женщинами, между детьми и взрослыми. Таким пением сопровождалось поклонение золотому тельцу: сходя с горы и заслышав шум, Моисей говорит: «это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих» (Исх. 32:18); буквальнее с еврейского: «это не голоса попеременные (anoth – отвечающие) побеждающих, ни голоса попеременные побежденных; но голоса попеременные я слышу». – Филон видит первый опыт антифонного пения в песни Моисея по переходе чрез Чермное море. Насколько это верно? Исполнение этой песни так описано в Исходе: «тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: пойте Господу, ибо Он высоко превознесся " …; по изложении песни прибавлено: «и взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан (тамбурин, бубне, танцевальный музык. инструм.) и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием (евр. мехолот , пляски, греч. χορω ν ); и воспела Мариам пред ними; пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх. 14:31; 15, 1. 20. 21). Это описание толкователя понимают различно (не в смысле лишь антифонного пения); по одним мужчины повторяли непосредственно после Моисея и по его напеву каждый стих песни и затем тот же стих пели женщины (как у нас поется трижды прокимен, тропарь, светильны); по другим женщины пели один стих, мужчины другой и т.д. попеременно; но гораздо прямее вытекает из контекста речи такое понимание, что после Моисея пропетый им стих повторяли мужчины, а женщины повторяли постоянно один первый стих, изменяя первое лицо пою в пойте, как бы приглашая этим своих мужей дружнее петь гимн Иегове; это тем более, что отчетливо могли слышать слова песни только ближе стоявшие к Моисею. Олесницкий , Др.-евр. муз. и пение, Труды К. Д. Ак. 1871, 11, 115—116. Наш чин исполнения песни в В. субботу основан на этом последнем понимании. (Ср. и Кейль. Рук. к библ. археол. рус. пер. Киев 1879, II, § 136)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

На такое пение в древней храмовой практике, может быть , указывает Пс.146:7 «пойте поочередно» по-евр. «henu» – «отвечайте», но в греч. ξρξατε, слав. «начните»; выражение можно понимать и о двух других родах пения: эпифонном и ипофонном. И термин selah понимают в смысле указания на антифонное пение. Думают, что антифонное пение заимствовано евреями из Египта, где песня разделялась между жрецами и народом, между мужчинами и женщинами, между детьми и взрослыми. Таким пением сопровождалось поклонение золотому тельцу: сходя с горы и заслышав шум, Моисей говорит: «это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих» ( Исх.32:18 ); буквальнее с еврейского: «это не голоса попеременные (anoth – отвечающие) побеждающих, не голоса попеременные побежденных; но голоса попеременные я слышу». – Филон видит первый опыт антифонного пения в пении Моисея по переходе чрез Чермное море. Насколько это верно? Исполнение этой песни так описано в Исходе: «тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: пою Господу, ибо Он высоко превознесся " …; по изложении песни прибавлено: «и взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан (тамбурин, бубен, танцевальный музыкальный инструмент) и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием (евр. мехолот, пляски, греч. χορων); и воспела Мариам пред ними; пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» ( Исх.14:31, 15:1,20:21 ). Это описание толкователи понимают различно (не в смысле лишь антифонного пения); по одним, мужчины повторяли непосредственно после Моисея и по его напеву каждый стих песни, и затем тот же стих пели женщины (как у нас поется трижды прокимен, тропарь, светильны); по другим женщины пели один стих, мужчины другой и т.д. попеременно; но гораздо прямее вытекает из контекста речи такое понимание, что после Моисея пропетый им стих повторяли мужчины, а женщины повторяли постоянно один первый стих, изменяя первое лицо «пою» в «пойте», как бы приглашая этим своих мужей дружнее петь гимн Иегове; это тем более, что отчетливо могли слышать слова песни только ближе стоявшие к Моисею. (Олесницкий А.. Древнееврейская музыка и пение//Т.К.Д.А. 1871, 11:115–116). Наш чин исполнения песни в Великую субботу основан на этом последнем понимании. (Ср. и Кейль. Рук. к библ. археол. рус. пер. Киев, 1879, II, § 136)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

— «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс.136:1). Произнесши эти слова, он прослезился и задумал бежать, но едессяне, понявши его намерение, поставили стражей, чтобы не лишиться своего пастыря. И в ту ночь преподобному было видение. Некто явился ему и сказал: — Не уподобляйся ленивому рабу, который скрыл в землю данный ему от Господа талант (Мф.25:18), но уподобляйся рабу, принявшему пять талантов и приобретшему десять, за что он и получил власть над десятью городами (Лк.19:16–17). Не отказывайся носить возложенное на тебя иго Христово! После этого видения святой Феодор сказал: — Да будет воля Господня! И отправился с едессянами, решив более не оставлять своего нового служения и уже не печалясь о выпавшем ему жребии. Когда они приближались к Едессе, то весь город вышел навстречу нового архиерея и православные с неизреченною радостью приняли его. Возрадовался духом и святой Феодор, увидев здание соборной церкви в Едессе, по величине и красоте немногим разве уступавшее Иерусалимской церкви Воскресения Христова. Благословив всех, он припал к честной раке святых мучеников Гурия, Самона и Авива и прослезился. Таким образом святитель Христов принял престол свой — (в то время в греческой империи царствовал Михаил с матерью свое Феодорою) — и стал усердно пасти врученную ему Богом паству и словом и делом, с одной стороны питая ее богодухновенными учениями, с другой наставляя на путь спасения примером своей добродетельной жизни. А так как в том городе было не мало ересей — и несториева и северова и евтихиева и манихейская то он печалился от этом и немало трудов положил на борьбу с еретиками, видя в них хищных зверей. И в православных святитель Христов возбуждал радость, а в еретиках досаду, и православные радовались тому, что у них был такой богомудрый пастырь и учитель, а еретики горевали и замышляли против него зло. Но он был тверд как адамант и никакие нападения не могли лишить его мужества. Ему горько было смотреть на грешников, оставлявших истинную веру, но с другой стороны он радовался при виде мужей добродетельных и утвержденных в благочестии и любил часто дружески беседовать с ними наедине.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Пророк выступал против военного союза с Египтом и советовал царю Седекии подчиниться Навуходоносору, говоря, что этого хочет от иудеев Бог. Развращенный народ не любил пророка за то, что он говорил правду и обличал его в нечестии, а советники царя, настаивающие на союзе с Египтом, обвинили его в измене. Иеремию посадили в тюрьму. Но вот, наконец, наступили печальные дни для Иудейского царства, о которых много раз напоминал пророк своему народу. В 586 до н.э. году Навуходоносор разрушил Иерусалим и храм, а иудейский народ увел в плен. Пророку Иеремии Навуходоносор разрешил остаться на родине. Оставшись в разрушенном Иерусалиме, Иеремия горько оплакивал бедствия своего отечества и народа. В состав Библии входит книга «Плач Иеремии», в которой пророк со скорбью описывает все тяготы осады и опустошения Иерусалима, исповедует грехи своего народа и просит Бога о помиловании. Вскоре в Иудее вспыхнуло восстание против Вавилона. Боясь ответственности за беспорядки, многие иудеи бежали в Египет. Вместе с собой они увели и пророка Иеремию. Существует предание, что в Египте пророк был побит камнями своими соотечественниками. Вавилонский плен Жизнь иудеев в плену. Пророк Иезекииль. Пророк Даниил. Друзья пророка Даниила в печи вавилонской Жизнь иудеев в плену Вавилон в это время был величайшим и богатейшим городом мира. Попав в водоворот вавилонской жизни, некоторые евреи привыкли к ней и забыли о своей родине. Но для большинства народа память об Иерусалиме оставалась священной. Они часто садились вместе где-нибудь на каналах («реках вавилонских») и, исполненные тоски по родине, пели печальные песни: « При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали мы о Сионе… Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего » (Пс. 136. 1, 5–6). Иудеи селились вместе в городах и поселках, соблюдали свои древние обычаи, праздновали субботу и все другие религиозные праздники, а поскольку у них не было храма, собирались в домах священников для совместных молений. Эти частные домашние молельни явились зародышами будущих синагог (молитвенных домов). В это время среди иудеев появляются ученые люди, книжники, которые собирали и систематизировали духовное наследие народа. Изгнанникам удалось вынести из горящего Иерусалимского храма некоторые свитки Священного Писания, но много исторического материала пришлось записывать заново, используя устную традицию. Так восстанавливался и созидался текст Священного Писания, обработанного окончательно уже после возвращения на родину.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Сказано: «Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» ( 1Кор.5:8 ). Пейсах («Пасха») для евреев означал в те времена и праздник надежды на новое освобождение от ига язычников-римлян (Едома) и их ставленников. Разве не сказано в Книге Теилим (Псалтирь): «Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: “разрушайте, разрушайте до основания его”» ( Пс.136:7 ). Многие, и прежде все апостолы, начинают видеть такого Освободителя в Иисусе из Назарета, как вдруг (!) такие слова: « через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие ». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Затем в словах: “через два дня будет Пасха” будем искать то, что освящено, или есть таинство, не обращая внимания на простое значение этих слов. Именно: Спустя два дня яснейшего света, то есть Ветхого и Нового Завета, совершается истинная Пасха за мир» 483 . – Прекрасное истолкование! И Ветхий и Новый Завет указывают на Мессию как на Агнца, подобно пасхальным агнцам, кровью которых помазывали косяки домов и таким образом спасались от Ангела губителя в день Исхода. Но Христос есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ), всего мира. Сказано: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин.2:2 ). – Вот в чем и заключалась ошибка иудеев, мы неоднократно обращали на это внимание: они ожидали политического, военного Мессию, который уничтожит иго язычников римлян, установит теократическое царство на всей планете с центром в Иерусалиме и поставит иудеев царями и священниками над народами (евр. гоим). Но Сын Божий, пришедший в этот мир, воплотился для того, чтобы освободить не только евреев, но и греков, и скифов, и варваров, и самих римлян от ига худшего, чем римское железное иго, – от власти греха, смерти и дьявола. На это указывает не только Новый, но и Ветхий Завет . Сказано: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис.53:5 ); и еще: «И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою» ( Ис.66:19 ). – Эти два ветхозаветных стиха подчеркивают вселенский, а не узкоплеменной характер Первого Пришествия Христа (Мессии).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Следовательно, известный библейский внешне скандальный призыв: Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! (Пс. 136, 9) скорее указывает на необходимость начинать борьбу с собственными грехами-поступками через преодоление самих внутренних страстей в их «младенческом», еще не реализованном в действии, состоянии. «Уничтожающий злые помыслы в сердце своем подобен разбивающему младенцы своя о Таким образом мы устанавливаем, что страсти — и есть та почва, на которой произрастают терния наших прегрешений. И второе (грехи) не существует без первого (страстей), ибо сначала помысл, а потом и порожденное им действие (Мф. 5, 27-28). Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 7). Что значит: надобно придти соблазнам — как не то, что мы не узнали бы нашего действительного состояния, не обнаружив соблазнов в себе. Следовательно, сказанное далее: но горе тому человеку, через которого соблазн приходит — может указывать на того, кто, не сокрушив помысл в его «младенчестве» о Камень, то есть Христа, извел его из собственной души, реализовав в греховном действии (соблазн приходит). По святым отцам Святоотеческая традиция, различая между грехом и склонностью ко греху, настаивает на решительном противостоянии как первому, так и второму, подчеркивая противоположность добродетели каждому греху, как действию, искажающему изначальную природу человека, в день сотворения которого (Адама) было изречено Богом: …что Он создал всё, и всё ...хорошо весьма (Быт. 1, 31). «Поистине, нельзя обойти молчанием и эти слова: И увидел Бог все, что Он создал; и вот, хорошо весьма. В самом деле, когда речь шла об отдельных [творениях], говорилось лишь: И увидел Бог, что это хорошо; когда же речь зашла обо всем [творении], мало было сказать просто хорошо, но следовало добавить: хорошо весьма. Ибо если отдельные творения Божии по внимательном рассмотрении отличаются, каждое в своем роде, похвальной соразмерностью, стройностью и упорядоченностью, то насколько более все это верно в отношении всех творений вместе, то есть в отношении вселенной, которую наполняют отдельные творения, собранные воедино? Ведь красота, присущая частям, гораздо более заслуживает похвалы в целом, нежели в

http://radonezh.ru/text/sem-smertnykh-gr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010