Ежели мы не согласны со влагаемыми от диавола злыми помышлениями, то мы добро творим. Нечистый дух только на страстных имеет сильное влияние, а к очистившимся от страстей приражается лишь со стороны или внешне. Человеку в младых летах можно ли не гореть и не возмущаться от плотских помыслов? Но должно молиться Господу Богу, да потухнет искра порочных страстей при самом начале. Тогда не усилится в человеке пламень страстей. 1. См. Пс.136,8-9. 2. Ср. Мф.21,42: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла... Это от Господа, и есть дивно в очах наших. 3. В русском переводе: Не паши на воле и осле вместе. 4. В русском переводе: С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие. 5. В русском переводе: Рассыпь народы, желающие броней. 30. О внимании к самому себе Проходящий путь внимания не должен только одному сердцу своему верить, но должен сердечные свои действия и жизнь свою поверять с Законом Божиим и с деятельной жизнью подвижников благочестия, которые таковой подвиг проходили. Сим средством удобнее можно и от лукавого избавиться, и истину яснее узреть. Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж или неусыпный охранитель внутреннего Иерусалима. Стоя на высоте духовного созерцания, он смотрит оком чистоты на обходящие и приражающиеся к душе его противные силы, по Псаломнику: И на враги моя воззре око мое (Пс.53,9). От ока его не скрыт диавол, яко лев рыкая... иский кого поглотити (1Пет.5,8), и те, которые напрягают лук свой состреляти во мраце правых сердцем (Пс.10,2). По учению Святых Отцов, при каждом человеке находятся два ангела: один - добрый, другой - злой. Ангел добрый тих, кроток и безмолвен. Когда он войдет в сердце человека, то говорит с ним о правде, чистоте, честности, спокойствии, о всяком благом деле и о всякой добродетели. Когда почувствуешь это в сердце твоем, очевидно: в тебе находится Ангел правды. А дух лукавый острожелчен, жесток и безумен. Когда он войдет в сердце твое, то узнавай это по делам его (Прп. Антиох. Сл.61).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/145/...

«Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мен я оправдания м Твоим " ( Пс.118:135 ). Божество бестелесно, просто и чуждо перемен; Свя­щенное же Писание изображает его более грубыми и телесными чертами, применительно к человеческой природе, так как образом ипостаси Отца и сиянием (славы Его) является Сын, как эту истину выражает блаженный Павел ( Евр.1:3 ). Итак, пророк желает увидеть явление Его для спасения рода человеческого; тогда Он, явив­шись Сам, научил нас всякой правде. Затем, явление лица Божия можно понимать, как разрешение зол и дарование благ. " Источники вод... извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего» ( Пс.118:136 ). И это – закон апостольский, потому что «страдает ли один член, – говорит – апостол, страдают с ним все члены» ( 1Кор.12:26 ). Зна­чит, пророк возвышается до евангельского совершенства, скорбя о беззакониях других людей; исходящими вод он назвал множество слез: потоками проливал я слезы при виде беззаконий людских. Такую печаль о беззаконниках испытывают святые. Скорбел и Моисей, когда народ израильский, обоготворив тельца, уклонился от Бога; он говорил тогда Богу: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» ( Исх.32:32 ). Точно также апостол, видя отчуждение иудеев от евангелия, говорил: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Римл.9:3 ). «Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои. В откровениях Твоих... Ты заповедал... правду и совершенную истину» ( Пс.118:137–138 ). Все, Господи, устраиваешь Ты справедливо: и о людях заботишься, и делателей правды привлекаешь. Ты и закон дал, и нарушителям его открыл, какие наказания они навлекут на себя, и соблюдающим его обещает благое воздаяние, и обещания Свои подтверждаешь делами; последнее именно выражается в словах: «совершенную истину». Назначен у Господа день, когда Он будет судить вселенную и воздавать «каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» ( Римл.2:6–9 ). Выражением же: »совершенную истину» – он обозначил непреложность исполнения дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Достопамятные сказания», изречения преподобного Пимена Великого, гл. 90. 126. Слово 55. 127. Четьи-Минеи, житие преподобного Исаакия 14 февраля, житие преподобного Никиты 31 января. 128.  …противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5. 8). 129. Четьи-Минеи, 1 сентября. 130. Преподобного Макария Великого Беседа 26, гл. 3. 131. Добротолюбие. Ч. 2. Гл. 73. 132.  …многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят (Мф. 24. 5). 133. Такое поклонение воздал диаволу, явившемуся в виде Христа, преподобный Исаакий Печерский, и страшно пострадал. 134. Апреля в 22 день. 135. Последняя из глав зело полезных преподобного Григория Синаита. Добротолюбие. Ч. 1. 136.  По плодам их узнаете их (Мф. 7. 16, 20). 137. Евр. 5. 14. 138. Рукопись. 139. Четьи-Минеи, житие преподобного Пахомия Великого, мая в 15 день. 140. Быт. 3. 141. Быт. 4. 142. Ср.: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9. 22). 143. Слово 7, гл. 7. 144.  …служили Ему (Мф. 4. 11). 145. Лествица, Слово 27. Преподобного Нила Сорского Слово 11. Пролог января в 9 день, о монахе, прельщенном бесами. Житие преподобного Никиты Печерского, Четьи-Минеи 31 января. 146. Преподобный Нил Сорский, Слово 11; так рассуждают и прочие наставники христианского подвижничества. 147. О слепоте духа много говорит святой Тихон Воронежский в келейных письмах своих. Томы 14 и 15. 148.  …неужели и мы слепы? (Ин. 9. 40.) 149. Ин. 9. 39, 41. 150.  Безумные и слепые! (Мф. 23. 17.) 151. Добротолюбие. Ч. 3. 152.  Вкусите, и увидите (Пс. 33. 9). 153. Св. Исаак Сирский, начало 59 Слова. 154. Изречение преподобного Иоанна Колова, Алфавитный патерик. 155. Мф. 5. 39. 156. Мф. 5. 38. 157. Алфавитный патерик. 158. Иноков Каллиста и Игнатия о безмолвии и молитве, гл. 68. Добротолюбие. Ч. 2. 159. Лествицы Слово 4, гл. XXXV. Этого же мнения и все святые Отцы. 160. Ср.: Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи (Пс. 118. 104). 161. Ин. 13. 2. 162. Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Оставили они вас, но Бог вас не оставил. Он и в изгнании вашем с вами, и Он для вас — все. Помните и то, что для благочестивых душ, живущих в этом мире, любое место — ссылка. Они в этом мире находятся так, как некогда Иудеи в плену вавилонском, которые, помня Сион — свое Отечество, «там сидели... и плакали» (Пс.136:1). Так и всякая благочестивая душа в этом мире, как на реках вавилонских, сидит и плачет, вспоминая любезное свое небесное Отечество и горний Иерусалим. Нет благочестивой душе в этом мире истинного дома и Отечества, но везде изгнание и ссылка. Потерпите, возлюбленные, и подождите, пока Господь вас из этого мира, как из Вавилона, в горний Иерусалим позовет. Тогда увидите дом ваш и Отечество ваше, но уже небесное, вечное, блаженное. «И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16:22). «Возврати, Господи, пленников наших, как потоки влечешь южным ветром» (Пс.125:4). 7) Все благочестивые, как-либо страждущие, возведите сердечные очи ваши в обители Небесного Отца, и рассмотрите тех жителей святых. Никого не увидите, кто бы туда скорбным путем не пришел. И услышите оттуда голос, о них свидетельствующий: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед Престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр.7:14—17). «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Петр 4:15—16).    Если бы кто-либо на каком месте сидел или стоял, а над его головой висел бы острый меч на тонкой нитке, всякий о нем судил бы, что он в великой опасности находится, ибо в таком случае очевидная смерть над ним висела бы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

О том, что прежде испытания не надо вынуждать Бога поспешить сотворить чудо, но терпеть и ожидать благоволения свыше, говорит Владыка Христос ученикам Своим: И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня ( Деян. 1:4 ), и когда сподобитесь, тогда положите начало учению и знамениям. Так же и бывшие со святым апостолом Павлом: они не были допущены Духом Святым проповедыватъ слово в Асии ( Деян. 16:6 ). 130. Монаху Евгению Невозможно совершить путь без печали тому, кто наставляется искушениями. Но когда минуют искушения и удалятся демоны, тогда все возделавшие в сердце спасительные скорби исполнятся великой радости, сладостных слёз и божественных помыслов. Ибо сказано: При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою ( Пс. 93:19 ). 131. Диакону Евтихию Необходим великий подвиг, много заботы, трезвенной и неразвлекаемой молитвы, чтобы найти и обрести ничем не возмущаемое состояние ума, в котором обитает Владыка Христос, по слову апостола. В этом состоянии откроется некое иное сердечное небо, озаряемое Божией благодатью. 132. Ему же Много преуспевший Давид воздаёт великую благодарность избравшему его Богу и в заключение говорит: раб Твой уготовал сердце свое, чтобы молиться Тебе такой молитвою ( 2Цар. 7:27 ). Этим он обозначает то святое, мирное и светоносное состояние, в котором нет уже никаких воспоминаний о временном и чувственном. 133. Монаху Вилиллу Монах и во сне не должен смотреть на женские лица. Он не должен ни есть, ни пить, ни смеяться, ни проводить ночи вместе с женщинами и не наполнять чувства тлетворным ощущением женщин. 134. Ему же Что сказать тебе, чтобы положить конец твоему непотребству? Что предложить тебе полезное и пригодное для спасения души, как удержать тебя от порока? Какую узду вразумления надеть на коня твоего сластолюбия? Что сделать с тобой, чтобы освободить тебя от страсти к женщинам и как связать тебя узами непорочности? 135. Монаху Димитрию Ты имеешь множество доказательств Божиего попечения о тебе. Еще до принятия иноческого образа, когда не совершил еще ни одного доброго дела, ты был тысячекратно облагодетельствован, утешен и сохранён Богом. Помня об этом, смири своё самомнение. Избегай общения с теми, кто вступив в иноческую жизнь любит гордость, проводит время в судах, болтает о житейском, – их дурные дела хуже всего того, что было сделано ими ранее. Они привлекают к себе множество лукавых духов, так что бывает для человека того последнее хуже первого ( Мф. 12:45 ). Поэтому сам сокруши своё сердце, как сказал Давид: уничижил я себя перед Господом Богом моим и перед верующими в Него людьми. Ибо не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое, недосягаемое для меня ( Пс. 130:1 ), боясь уподобиться людям жестоковыйным и невежественным, которые забыли Господа. 136. Схоластику Нилу

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

По Своему всеведению Господь знает, что именно будет способствовать человеку в достижении истинного блаженства, и потому Он Промыслом Своим устрояет все обстоятельства таким образом, чтобы человек направлялся именно по заданному пути. Следуя воле Божией, человек всегда приближается к истинной любви и вечной радости в единении с Богом. Если же но своему греховному своеволию человек воспротивится воле Божией, то и тогда Господь не перестает направлять его — внушениями совести и советами близких лиц, огорчениями, утратами, скорбями и болезнями — к тому, чтобы привести к спасительному концу. Да, Промысл Божий, направляя человека к Царству Небесному, дает ему вкушать уже в здешней жизни истинные радости во Святом Духе (см. Рим.14:17 ), но в то же время Господь весьма скудно может давать человеку (или и вовсе лишать) вкушать радости телесные и довольство от обладания материальными благами в царстве мира сего. Шествующий узким путем к Царству Небесному уподобляется страннику (см. 1Пет.2:11 ; Евр.11:13 ; Пс.118:19 ), которому надлежит мириться с невзгодами дорожной жизни. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ), и все устрояет так, чтобы и из противящихся могли обитать у Него ( Пс.67:19 ). Господь призывает последователей своих — христиан — участвовать в Его спасительном действовании и посылает их работать на ниву Свою и в виноградник Свой (см. 1Кор.3:9 ; Мф.20:1-16 ; Лк.20:9-15 ). Христиане — соработники у Бога, сограждане святым и свои Богу ( 1Кор. 3:9 ; Еф. 2:19 ). В лице апостолов всем христианам повелевает Спаситель мира: . ..идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:15-16 ). …Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:19-20 ). «Итак, если христианин поступает по воле Божией, то он, исполняя заповеданное Богом, спасается сам и будет привлекать к спасению лиц, с которыми ему придется (по воле Божией!) вступать в общение. Любовь к ближнему есть любовь к его духу и его духовности, а не просто любовь к его страдающей животности… Любовь к совершенству любимого всегда остается сильнее, чем страх перед его возможным страданием» (40. С. 96, 136) 10 . Истинное благо творит ближнему тот, кто приводит его ко спасению

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

Пусть не подумает кто-либо, что из-за ранней смерти уменьшились их добродетели. Восхищен Енох, да не изменит злоба сердце его. Иосия на восемнадцатом году царствования своего так праздновал пасху Господню, что всех прежних царей превзошел своим благочестием, однако из-за веры своей он не дольше прожил; но, так как Иудейскому народу предстояла тяжкая гибель, то праведный царь прежде восхищен. Почему надлежит мне боязнь: не ради прегрешения ли нашего какого-либо изъят ты от нас, чтобы тебе на восемнадцатом году царствования твоего как праведнику избегнуть жестокости наступающего зла? Но время уже обнять любезный мне труп и предать его гробу. Валеитиниан мой, возлюбленный мой бел и румян, имей в себе образ Христов! Такими словами Церковь в песнях взывает ко Христу. И это не сочти за обиду: ибо знамением Господним знаменуются рабы, именем же императора запечатлеваются воины. Сам Господь говорит: Не прикасайтеся к помазанным Моим (Пс. 104,15). Вы - свет мира (Мф. 5,14). И Иаков сказал: Иуда! тебя восхлалят братья твои (Быт. 49,8). С этими словами обращался он к сыну и этим открывал Господа. Об Иосифе же сказал: сын возвращен Иосиф, сын возвращен мои ревностный (Быт. 49,22), и этим означал он Христа Почему можно и мне знаком Господним запечатлеть раба: возлюбленный мой бед и румян, избран от тем (Песн. 5,10) Избран сын мой, когда по смерти отца в малых летах потребован на царство. Голова его - чистое золото; ...глаза его - как голуби при потоках вод (Песн. 5,11,12). Там сидели мы и плакали (Пс. 136,1), сказали пришедшие оттуда. Живот его - как изваяние из слоновой кости (Песн. 5,14), да примет слова Писаний и сможет сказать: Утроба моя! утроба моя! скорблю во глубине сердца моего (Иер. 4,19). Как пророк воскликнул. Ибо это говорит подражатель Христов. Щеки его - цветник ароматный, гряды благовонных растении (Песн. 5,13). Губы его - лилии, источают текучую мирру; руки его - золотые кругляки, усаженные топазами (Песн. 3,13,14). Ибо в словах его сияла правда, в делах же - благотворение и человеколюбие, разговоры его исполнены были добродетели и царской важности, постоянство его не преклонялось перед страхом самой смерти, исправление нравов и дел было непрестанное: ибо всякий добрый делатель есть рука Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/37/h...

РАЗВЕРЗЛИСЬ (ОТВЕРЗЛИСЬ) ХЛЯБИ НЕБЕСНЫЕ: ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП; НОЙ Шутливое замечание по поводу затяжного дождя, ливня. Хлябь — глубина, бездна или пространство, заключающее в себе какую-либо подвижную субстанцию. Потоп начинается с того, что «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились…» ( Быт.7:11 ). В речи сохранился оборот слав. текста Б .: «Разверзошася вси источницы бездны, и хляби небесныя отверзошася…» — там же). Разрушить до основания РАЗРУШИТЬ ДО ОСНОВАНИЯ см. также КАМНЯ НА КАМНЕ НЕ ОСТАВИТЬ Оборот указывает на полное, необратимое разрушение. Означает окончательную победу над противником, беспощадные и жестокие действия на его территории. Утвердилось в речи столь прочно, что стихи «Интернационала»: «Весь мир насилья мы разроем/До основанья, а затем/Мы наш, мы новый мир построим…» цитируются, как правило, вопреки рифме: «Весь мир насилья мы разрушим». «Припомни, Господи, сынам Едомским день Иерусалима, когда они говорили: “разрушайте, разрушайте до основания его”» ( Пс.136:7 ). «Так говорит Господь Саваоф: толстые стены Вавилона до основания будут разрушены…» ( Иер.51:58 ). «…Всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию…» ( Наум.1:8 , см. также Пс.10:3, 81:5 ; Иез.30:4 ). Рай РАЙ/ЭДЕМ: АДАМ; ГРЕХОПАДЕНИЕ; ДРЕВО ЖИЗНИ; ДРЕВО ПОЗНАНИЯ; ЕВА; ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД; ЗМИЙ-ИСКУСИТЕЛЬ; ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ В обыденной речи не содержит религиозного смысла и служит указанием на превосходную степень чего-либо; как правило, прилагательное «райский» применимо к самым разным явлениям обыденной жизни: райское место (уголок), наслаждение (блаженство), погода и т.п. Ближе к первоисточнику словосочетания: «райские кущи», «рай земной», «как в раю». Составная часть названий: «райская птица», «райское яблоко». Понятие «рай» входит в пословицы, например: «Рад бы в рай, да грехи не пускают» и др. (см. Даль (посл.)). Рай (сад Божий, Господень, Едемский) подробно описан в Книге Бытия ( Быт.2:8–25 ; 3). Понятие «рай» как многозначная метафора не однажды встречается на страницах Б. В прямом значении рай — это сад в Эдеме, место, в которое Господь Бог поместил созданного им человека: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки» ( Быт.2:8–10 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Таким образом, синтаксис древнееврейского текста Псалма предполагает, что процесс духовной практики вникания в закон Господа приводит к результату или, другими словами, дает плод, который описывается в третьем стихе. Для передачи связи, которая имеется в древнееврейском тексте между глаголом будет и предшествующим ему глаголом вникает, в моем переводе стих 3 отделяется от стиха 2 запятой, а дополнительное слово в скобках (тогда) делает смысловую отсылку к предыдущему предложению. Посаженное при ручьях вод. Имя (peleg), ручей, в отличие от имени (naal), поток, обозначает течение вод направленное, умеренное, спокойное: «И скала источала для меня ручьи елея» ( Иов 29.6 ). Поэтому это слово часто употребляется в выражении «ручьи слез» ( Пс. 118:136 ; Плач. 3:48 ). Ручьи могут быть искусственно направляемые: «как потоки (ручьи) вод: куда захочет Он направляет его» ( Притч. 21:1 ). Имя Peleg происходит от глагола (plag), со значением разделять: «кто проводит потоки для излияния воды (кто для разлива вод разделяет потоки)» ( Иов 38.25 ). Таким образом, pyчьu-peleg – это отделенные друг от друга течения вод, которым можно придать желаемое направление. Вследствие этого «ручьи вод» в Псалме создают образ искусственной оросительной системы, специально устроенной для орошения дерева. 3b. Которое плод свой дает во время свое. Имя (prî) в древнееврейском имеет такое же широкое значение, как и русское слово плод. Например: «он будет вкушать плоды дел своих» ( Ис. 3:10 ); «подлинно есть плод праведнику» ( Пс. 57:12 ); «едите плод лжи» ( Ос. 10:13 ); «будут они вкушать от плодов путей своих» ( Притч 1:31 ); «плод праведника – древо жизни» (11:30). В результате того, что муж начинает вникать в закон Господа, он становится подобным дереву при ручьях вод, но плод он приносит в зависимости от стадии роста на этом пути. 3с. И лист которого не вянет. Глагол (nbl) имеет широкий спектр значений, общим для которых является «опадать вследствие лишения жизненных сил», «падать от изнеможения». Например: «ты измучишь и себя и народ сей» ( Исх 18.18 ); «и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы» ( Ис 34.4 ); «с увядшим цветком» ( Ис 28.4 ); «увядает цвет» (40.7). Таким образом, лист не падает с дерева, потому что он не вянет, он вечно зеленый, вечно живой.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogosl...

е. гибель. В таких чертах пророк мог изображать только завоевание Иудеи и Иерусалима Навуходоносором. Пророк Иезекииль, далее, прямо ставил в вину едомитянам то, что они предавали сынов израилевых в руки мечу «во время несчастия их, во время окончательной гибели», что они глумились, говоря о горах израилевых: «опустели! нам отданы на съедение!» ( Иез.35:5, 12 ). В Плч.4:21  в вину едомитянам вменяется то, что они радовались и веселились о злополучии Иуды: «радуйся и веселись, дочь Едома, обитательница земли Уц! И до тебя дойдет чаша; напьешься допьяна и обнажишься». Наконец, в Пс.136 отношение едомитян к бедствию Иуды в день взятия Иерусалима характеризуется так: «Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: разрушайте, разрушайте до основания его». Подобными же выражениями описывается поведение едомитян при завоевании Иерусалима и в Авд.1:10–14 : «не следовало бы тебе злорадно смотреть – радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия» ( Авд.1:12 ). Против изложенного понимания Авд.1:10–14 обыкновенно выставляют то возражение, что пророк в этих стихах не говорит о разрушении храма. Но ведь центром речи пророка является не завоевание Иерусалима, главным моментом которого было разрушение храма, а поведение едомитян во время этого завоевания. Поэтому, упоминание о разрушении храма для пророка не являлось необходимым. Обращают также внимание (Корнели, Орелли, Юнгеров) на то обстоятельство, что ни в Авд.1:10–14 , ни далее пророк не называет по имени вавилонян и что, вообще, враги Иуды в Авд.1:10–14 у него называются неопределенным sarim, nachrim ( «чужие», «иноплеменники» – Авд.1:11 ). В этом видят возражение против отнесения Авд.1:10–14 к завоеванию Иерусалима халдеями. Но ведь с таким же правом неопределенность названия врагов в рассматриваемых стихах можно считать возражением и против всякого другого понимания этих стихов. Если непременно должны быть названы халдеи, то должны быть названы и сирийцы, и филистимляне. По мнению Новака, халдеи не называются потому, что ко времени написания книги они сошли со сцены истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010