Если и мы будем молиться, как подобает и как молилась Пресвятая Богородица, то и наши молитвы не останутся тщетны, а дойдут до Бога, будут услышаны, и мы получим то, чего просили у Бога. Сам Господь сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Мф.7:7 ). в) Получив по молитве Своей исполнение желания, Богоматерь стала собираться в далекий загробный мир. Не следует ли и нам всю свою жизнь собираться в этот дальний, малоизвестный нам путь? Несомненно; но в чем же должны состоять эти приготовления? Пречистая Дева озаботилась одеть и украсить Свое тело и одр: она была безгрешна. Мы же грешники: нам некогда заботиться о теле, когда душа наша неукрашена и нага: нам должно одеть прежде душу свою, украсить ее добродетелями и тогда уже позаботиться об украшении тела. Но чем же одеть нам душу свою, какими добродетелями украсить ее? Все добродетели украшают душу, но более всех – милосердие к ближним. Какой высокий пример в этом подала нам Пресвятая Дева? Были у Нее две ризы, и Она отдала их нищим. Так Слово Божие и нам заповедует устами, св. Предтечи Иоанна: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» ( Лк.3:11 ); «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк.6:36 ), завещает Спаситель и в награду обещает: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» ( Мф.5:7 ). Да не забудем же мы эти священные заветы Господа, – украсим душу нашу любовью к нищим и милосердием к ближним! Горе нам, если во грехах своих умрем: «Убьет грешника зло», – говорит пророк Давид ( Пс.33:22 ). Жить же надо так, чтобы всегда с чистой совестью мы могли сказать: «Готово сердце мое, Боже, готово» («Четьи-Минеи», стр. 68; Пс.107:2 ). Жить надо так, чтобы подобно Богоматери, по кончине услышать и нам на страшном суде Христовом Его божественные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.35:34 ). Надо заботиться о праведности, «ибо знает Господь путь праведных», и избегать всякого зла, потому что «путь нечестивых погибнет» ( Пс.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Желают люди дружбу иметь со знатными и славными этого мира. Ты желай и старайся дружество иметь с Христом и Его святыми. Это желание христианское! Это преславный и пресладкий союз. «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор.6:17 ). «Вы друзья Мои, – говорит Господь, – если исполняете то, что Я заповедую вам» ( Ин 15:14 ). Дружба – это взаимная любовь. Христос тебя возлюбил, люби и ты Его – и будет дружба. «Мне же благо – соединяться с Богом» ( Пс.72:28 ). Желают люди в доме своем принять Царя. Ты желай и старайся в доме сердца своего принять Царя Небесного – Иисуса Христа. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин 14:23 ). О, блаженно то сердце, в котором обитает Триипостасный Бог ! Там царствие Божие, там рай сладости и радости. «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ). О Иисусе, Пастырь и Посетитель душ наших! Не минуй и меня, грешного раба Твоего, и дай услышать мне глас Твой, ибо глас Твой сладок, и приход Твой спасителен и мирен. «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» ( Пс.107:2 ). Желают люди сильных людей защитниками и помощниками себе иметь. Ты желай и старайся Бога Помощником и Защитником себе иметь. Это желание христианское! Это Помощник и Защитник верный! «Боже, в помощь мою вонми! Господи, помощи ми потщися! Помощник мой еси, Тебя пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, Милость моя» ( Пс.69:2, 58:18 )! Желают люди богатство в этом мире иметь. Ты желай и старайся добрыми делами богатеть. Вот истинное богатство христианское! Желают люди славу и похвалу в этом мире иметь. Ты желай и старайся избегать этого и будешь истинную славу иметь. Вот желание христианское! Вот истинная слава и похвала – презирать славу и похвалу мира! Желают люди много знать и мудрыми казаться. Ты же более всего желай и старайся самого себя познать. Вот мудрость христианская! Желают люди знать, что там-то и там-то делается.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Послушай же и то, что сказали о божественном вознесении Христа пророки. Давид говорит: «Господи, пою Тебе в народах, ибо велика превышающая небеса милость Твоя, и достигает небес истина Твоя. Вознесись на небеса, Господи, и по всей земле слава Твоя» ( Пс.107:4–6 ), – что и произошло, ибо Он взошел на небеса, и слава Его обошла всю землю, когда все стали поклоняться Ему как Богу. И опять тот же Давид говорит: «Взошел Бог в восклицаниях, Господь в гласе трубном» ( Пс.46:6 ), – указывая тем самым на высоту божественного восхождения и на возможность об этом услышать. И еще: «Поднимите врата, начальники, ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный в брани. Поднимите врата, начальники, ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? Господь сил. Он – царь славы» ( Пс.23:7–10 ). Так вот, «Поднимите небесные врата», говорят низшие по чину силы высшим; «да войдет Царь славы», – имеется в виду человек, воспринятый Сыном Божиим, для Которого нечто новое и сверхъестественное – прийти с плотью на небеса, поскольку никто из людей никогда не проходил таковыми вратами. Затем, чтобы показать величие и власть Пришедшего, пророк говорит как бы от лица незнающих и вопрошающих херувимов: «Кто сей Царь славы?». На что те, кого вопрошают, отвечают: «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани». И потому – «поднимите», вечно закрытые «врата, начальники, ваши, и войдет Царь славы». Желая таким образом показать сверхъестественность и необычность таинства, в котором имеющий бытие от земли Сын Адама и Девы превзошел и сами небесные силы, пророк представляет высших из ангелов недоумевающими и вопрошающими: «Кто сей Царь славы?», – а носящих его отвечающими: «Господь сил, Он – Царь славы». Словами «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани» он показал только человека, вступившего в бой с дьяволом и решительно его низвергшего, ибо низложил Он того как человек, а не как Бог, потому что тогда в этом не было бы ничего нового, ибо какая с Богом брань? А добавив «Господь сил, Он – Царь славы», он сказал и то и другое, ибо Он – Богочеловек-Слово, Господь всех небесных сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

107:5–6). Не потеряй времени, « потому что дни лукавы » (Еф. 5:16); живи в мудрости, зная, что ты — странник и пришелец на земле и переселенец, подобно тому как все твои отцы (Лев. 19:34). Так же и ты послан в качестве овцы в средину волков, как и апостолы; не будь волком вместо овцы; состязаясь с волками, остерегайся, насколько можешь, чтобы не погубить сокровища правды; остерегайся расхищающих; будучи мудрым, как змея, остерегайся злоумышлений; если же и повредит тебе волк, если и вознамерится разорвать тебя, то приготовься перенести, помня говорящего: « считают нас за овец, [обреченных] на заклание » (Пс. 43:23; Рим. 8:36), взирая на Самого Господа, Который, « как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен » (Ис. 53:7). Придет время и твоей победы, когда победишь, терпя бедствия вместе со Христом. Господь не прекословил и не вопиял, никто не слышал голоса Его на улицах. И апостол говорит, что он готов « наказать всякое непослушание, когда послушание исполнится » тех, которые повинуются (2 Кор. 10:6). Долготерпит Бог, — долготерпи и ты, потому что если ныне страдает Христос, в то время как ты страдаешь, то ради Христа должно терпеть и служителю Христову. Взывай к Нему, и Он совершит мщение в скором времени, положит конец лукавству грешников и направит праведного « Бог — судья праведный и крепкий, и долготерпеливый » (Пс. 7:12); долготерпит же Он для того, чтобы обратить нас к Себе. Ему слава во веки. Аминь. БЕСЕДА о том, что должно избегать притворного и неистинного вида О ПЯТЬ надлежит нам взять в руки евангельскую трубу и высказать вам Господень совет: « берегитесь », говорит (Господь), « лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их » (Мф. 7:15–16). Притворный вид их, говорит, обнаруживается повсюду чрез то, что ими ежедневно совершается, потому что дела проистекают из сердечного расположения; честный вид не изменяет произволения. Итак, попусту трудится лукавый человек пред мудрыми, которые в состоянии уловить его на основании плодов и понять, кто он в действительности и каковым кажется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

107 Далее Давид сказывает о том случае, по которому он дает обещание постоянно прославлять Господа и приглашает других величать Его. Но от случая с собою он приглашает всех обращаться к Богу с молитвою о помощи во всех несчастиях, и обещает, что печаль, омрачающая их лице, изменится в радостное выражение, потому что обращающийся к Богу не отойдет от Него со стыдом, неуслышанный, и не представит случая стыдиться перед нечестивыми за свою надежду на Бога, как об этом нередко молился сам Давид, говоря, например, так: Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же посрамятся ( Пс.30:18 ). 108 Говоря о страдальце, который взмолился и был защищен Богом в его скорбных обстоятельствах, Давид, очевидно, разумеет себя, указывая этим яснее на то, что всякий, страждующий так же легко и скоро может быть избавлен от несчастий, если только он обратится за помощью к Богу, подобно указываемому праведнику (Давиду). 109 Еще более и прямее это наставление высказывается в словах: «Ангел Господень станет вокруг» …, в которых образно представляется могущественная сила Божия, которая защищает праведников так же, как защищают, охраняют царей и полководцев сотни и тысячи воинов, окружающих их со всех сторон … (ср. Пс.90:11–14 ). Бог защищает и через одного только Ангела лучше многих телохранителей, так как Он охраняет и душу и тело от всех врагов душевных и телесных. 110 Приглашение Давида вкусить и видеть доброту Божию, может быть, касалось, ближайшим образом находившихся с ним и евших хлебы предложения, как равно, поэтому же случаю могли быть сказаны слова о страданиях могучих (а по еврейскому тексту – львов), о голодании их, и об избытке во всем у праведников. Но можно думать и так, что в этих словах Давид приглашает всех опытом узнать Владычнюю благость (как говорит блаж. Феодорит) через обращение к Нему и получение всех благ, как земных, например пищи, так и всех других, которые так же необходимы человеку, как пища, и без которых человек не может не чувствовать недостатка, каковы дары умственные, нравственные, например спокойствие совести, происходящее от невинности, честности, доброго, любезного отношения к другим и т.п., что все так же составляет хлеб наш насущный, хотя и духовный. Это приглашение, может быть, возбужденное известным случаем, в начале обращенное к спутникам Давида, далее уже прямо обращается ко всем людям, когда говорится: «Страшитесь Господа» …

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

144. Поэтому, как Отец и Сын – одно, ибо Сын обладает всем, что имеет Отец 107 , так и Дух – одно с Отцом и Сыном, потому что Он Сам знает все, что Божье 108 . Он не вырвал эти знания силой, иначе это было бы оскорблением тому, кто их лишился, и не похитил, иначе претерпел бы ущерб тот, кто оказался обкраденным. Дух не похитил знания, нуждаясь в них, и не вырвал из-за превосходства в силе, но обладает ими по единству власти. Если Он совершает это, поскольку все сие производит один и тот же Дух ( 1Кор. 12:11 ), неужели не Бог Тот, Кто обладает всем тем, чем обладает и Бог? 145. Давайте исследуем, обладает ли Бог чем-либо, чего лишен Святой Дух. У Бога Отца божественная природа, и у Сына, в Котором обитает вся полнота Божества ( Кол. 2:9 ), она есть и у Духа, ибо написано: Божий Дух в ноздрях моих ( Иов. 27:3 ). 146. Бог испытывает сердца и утробы, как написано: Ты испытуешь сердца и утробы ( Пс. 7:10 ); также и Сын, сказавший: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? – потому что знал Иисус помышления их (Μф. 9:4); испытывает сердца и Дух, открывающий пророкам тайные чувства чужих сердец, как выше мы сказали, что тайны сердца его обнаруживаются ( 1Кор. 14:25 ). Почему мы удивляемся, если проникает в тайны человеческие Проницающий и глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ). 147. Бог истинен, ибо написано: Бог верен, а всякий человек лжив ( Рим. 3:4 ), и в другом месте мы читаем: Верен Бог, Который не лжет (1 Kop. 1:9; Тит. 1:2 ). А разве лжет Дух? Он – Дух истины 109 , Который, как мы показали, был назван истиной 110 , так как Иоанн назвал Его истиной, как и Сына. И в псалме Давид говорит: Пошли свет Твой и истину Твою! Да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои ( Пс. 42:3 ). Если ты полагаешь, что Сын здесь свет, то Дух – это истина; если же тебе удобнее назвать истиной Сына, то тогда Дух – это свет. 148. Бог обладает именем выше всякого имени ( Флп. 2:9 ). Мы читаем, Он дал Сыну имя, чтобы во имя Иисусово все преклонили колени 111 . Посмотрим, обладает ли этим именем Дух. В Писании сказано: Идите и крестите народы во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28:19 ). Следовательно, Дух обладает именем превыше всякого имени, и то, что имеют Отец и Сын, имеет и Дух по единству самой природы этого имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

2 . Ибо Он Сам – истина, согласно свидетельству Самой Истины: Я есть истина и жизнь ( Ин.14:6 ). И так как мы доказали эту истину в предыдущих книгах, то есть что Господь Иисус Христос, рожденный от Девы, есть Бог, то давайте теперь в этой книге покажем, что о Том, кто должен был родиться от Девы, всегда было предсказано, что Он – Бог. Итак, пророк Исаия говорит: Перестаньте надеяться на человека, [Col. 107] которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит? – или более точно и ясно в еврейском тексте: ибо что он значит высокого? ( Ис.2:22 ). Но, прекрасно сказав перестаньте, словом выразил силу запрещающего сей недуг гонения. Перестаньте, – он говорит, – надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит высокого? 3 . Разве не в одном и том же изречении сказано и о принятии человеческого тела, и об истинности Божества? Перестаньте, – он говорит, – надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит высокого? (308) Я скажу открыто, обращаясь к преследователям Господа, говоря: «Перестаньте надеяться на человека, Которого вы гоните, потому что Этот Человек – Бог, хотя Он и явился в смирении человеческой плоти, но продолжает оставаться на высоте Божественного величия». Хорошо сказал пророк: Перестаньте надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, и таким образом показал Его человечество самыми ясными признаками человеческого тела. И этим бесстрашно и уверенно утвердил как истину Его человечества, [Col. 108] так и истину божества, потому что в этом заключается вера истинная и кафолическая: верить, что Господь Иисус Христос обладал по существу истинным телом и настолько же истинным и совершенным божеством. 4 . Ты считаешь, что это утверждение безосновательно и подлежит сомнению, потому что пророк использует выражение «Всевышний» вместо «Бог», но это повсеместное обыкновение Священного Писания говорить о Боге «Всевышний», как говорят пророки: даде глас Свой [Все]вышний, подвижеся земля ( Пс.45:7 ) и Ты един Всевышний над всею землею ( Пс.82:19 ). Исаия также говорит об этом: [Все]вышний и Превознесенный, вечно Живущий ( Ис.57:15 ), из чего мы должны ясно понять, что он использует именование «Всевышний» без добавления имени Бога, потому что называет Бога еще именем Всевышнего. Таким образом, Божественное слово ясно предсказывало через пророка, что Господь Иисус Христос будет и человеком, и Богом, и мы видим теперь, как соответствуют и согласуются древние свидетельства с новыми. [Col. 109] Глава 6. Две природы Христа подтверждаются Ветхим и Новым Заветами

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

99.  Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14. 24). 100. Мф. 22 11–13. 101.  Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7. 23). 102. Рим. 5. 5. 103. Ин 12. 48. 104.  Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118. 18) 105. Лк. 5. 24. 106. Ин. 9. 39–41. 107. Мф. 9. 13. 108. Житие Пахомия Великого. Vies des Peres des deserts d " Orient par le R. P. Michel Ange Manin. Знал Евангелие наизусть святой Тихон Воронежский. 109.  Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1. 21). 110. 2 Пет. 2. 16. 2 Кор. 2. 15–16. 111.  На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66. 2). 112.  Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12. 25). 113. Преподобного Марка Подвижника, о законе духовном, гл. 32. Добротолюбие. 4. 114.  Господь с неба (1 Кор. 15. 47). 115.  Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12. 36) 116.  С праведным поступишь Ты по правде Твоей, и с мужем неповинным по безвинности его. И с избранным поступишь, как с избранником… (Пс. 17. 26 27). 117. Лк. 16 9. 118. 1 Кор 1. 10. 119. Преподобный Нил Сорский Правила 120. Алфавитный патерик. 121. Притч. 11. 15. 122. «Никто да не читает, — сказал священномученик Петр Дамаскин, — не служащего к угождению Божию. Если же и прочтет когда что таковое в неведении, то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний, и из них именно тех, которые наиболее служат ко спасению души его, по состоянию, которого он достиг… Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность». Святого Петра Дамаскина кн. 1, статья о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 3. 123. При совершении Таинства исповеди положено спрашивать кающегося, не читает ли он книг еретических. — Требник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

99. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14. 24). 100. Мф. 22 11–13. 101. Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7. 23). 102. Рим. 5. 5. 103. Ин 12. 48. 104. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118. 18) 105. Лк. 5. 24. 106. Ин. 9. 39–41. 107. Мф. 9. 13. 108. Житие Пахомия Великого. Vies des Peres des deserts d " Orient par le R. P. Michel Ange Manin. Знал Евангелие наизусть святой Тихон Воронежский. 109. Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1. 21). 110. 2 Пет. 2. 16. 2 Кор. 2. 15–16. 111. На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66. 2). 112. Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12. 25). 113. Преподобного Марка Подвижника, о законе духовном, гл. 32. Добротолюбие. 4. 114. Господь с неба (1 Кор. 15. 47). 115. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12. 36) 116. С праведным поступишь Ты по правде Твоей, и с мужем неповинным по безвинности его. И с избранным поступишь, как с избранником… (Пс. 17. 26 27). 117. Лк. 16 9. 118. 1 Кор 1. 10. 119. Преподобный Нил Сорский Правила 120. Алфавитный патерик. 121. Притч. 11. 15. 122. «Никто да не читает, — сказал священномученик Петр Дамаскин, — не служащего к угождению Божию. Если же и прочтет когда что таковое в неведении, то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний, и из них именно тех, которые наиболее служат ко спасению души его, по состоянию, которого он достиг… Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность». Святого Петра Дамаскина кн. 1, статья о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 3. 123. При совершении Таинства исповеди положено спрашивать кающегося, не читает ли он книг еретических. — Требник.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Pag. 141–142. 101. Состоянием естественным Отцы называют то состояние, в котором человеки сотворены; состояние падения они называют нижеестественным. 102. 4 Цар. 5. 26. 103. 4 Цар. 6. 17. 104. Ср.: не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах (Ис. 42. 2). 105.  По иному чтению: «Вид святых Ангелов — приятный и спокойный: они не спорят между собою, не кричат, — столько тихи, что не слышится голос их. Являясь с благостию и тихостию, поливают в душу радость, наслаждение, извещение». Pag. 142. 106. Лк. 1. 13. 107. Мф. 28. 5. 108.  …не бойтесь… (Лк. 2. 10.) 109. Ин. 8. 56. 110. Лк. 1.41. 111.  …отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4. 10; Втор. 13. 4). 112.  …тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10. 20). 113.  Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас (Мф. 7. 22, 23). 114.  …не всякому духу верьте (1 Ин 4 1). 115. 2 Кор. 12. 11. 116.  Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся (Пс. 19. 8). 117.  …я, как глухой, не слышу (Пс. 37. 14). 118. Человек, при видении духов — так как это состояние находится вне обычного порядка — не может тотчас дать себе верного отчета, совершается ли видимое им на самом деле, или это — только видение. Деян. 12. 9. 119. Рим. 8. 35. 120.  …Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10. 18). 121.  …приложил я к себе (1 Кор. 4. 6) 122. Пс. 9. 7. 123. Нав. 5. 13. 124. Дан. 10. 20. 125. Иное чтение, местами вписанное здесь в выносках, есть перевод греческого текста на латинском Евагрием. Этим чтением пользовался святой Димитрий Ростовский, составляя жизнеописание преподобного Антония Великого. Евагрий сознается в недостаточной точности своего перевода: но перевод этот, будучи сделан иноком, имевшим опытное знание отшельнической жизни, имеет свою цену.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010