Англиканская утреня (ок. 11ч. дня) начинается возгласом священника Иез. 18, 27 (об обращении беззаконника) или Пс. 50, 19 или подобным текстом (из 11); священник произносит краткое увещание к покаянию и исповеданию грехов, собрание читает коленопреклонно формулу общей исповеди, а священник дает общее разрешение; он же с собранием коленопреклонно читают молитву Господню и респонсорий: свящ.: «Господи, устне мои отверзеши», народ: «и уста наша…» (Пс. 50, 17); свящ.: «Боже в помощь нашу вонми», нар.: «Господи…» (Пс. 69, 2); свящ. Слава, нар. И ныне, читается или поется пс. 94, и два чередные из 60 отделов Псалтири; свящ. читает 1-й «урок» из Ветхого Завета, говоря пред ним: ст. и после него: «урок окончился поется (по-английски) «Тебе Бога хвалим» или песнь 3 отроков; 2-й «урок» из Нового Завета, песнь Захарии или пс. 99, Символ апостольский или Афанасиев; над колено преклонным собранием свящ.: «Господь да будет с вами», «И со духом», Отче наш, респонсорий: «Яви, нам, Господи милость…» (Пс. 84, 8); 3 молитвы о Церкви воинствующей, о мире, о благодати, антифон, ектения или 4 молитвы: за царя, его дом, за духовенство и народ, и «молитва св. Златоуста»=мол. 3 ант. нашей литургии, «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…» (2 Кор. 13, 13) [ 886 ]. У протестантов утрени нет и дневные службы начинаются с литургии. ПРАКТИЧЕСКАЯ ОСУЩЕСТВИМОСТЬ ВСЕГО УСТАВА ВСЕНОЩНОЙ (ПРИМЕЧАНИЕ) Совершение всенощной по всем вышеизложенным требованиям Типикона — с пением, например, целого 103 псалма (с припевом к каждому стиху), всех 8 псалмов 1 кафизмы, протяжным пением двух больших полиелейных псалмов или громадного 118 псалма, особенно же с пением 120 ирмосов и тропарей канона, не говорим уже о множестве стихир, седальнов, тропарей и т. п., — совершение всенощной с такой массой пения, да еще с 7 чтениями, может показаться решительно неосуществимым. А применение многогласия в Русской Церкви XVI–XVII b., т. е. в эпоху, когда всенощная закончила свое развитие, по-видимому, и исторически подтверждает такое мнение. И вот как бы для фактического опровержения такого пагубного для Типикона мнения недавно в Киевской Духовной Академии был сделан опыт такой всенощной, вероятно, первый и единственный в России после XVII b. (известно, что ни в одном русском монастыре ныне не поется в цельном виде канон, а тропари его читаются, так же как не поются нигде вся 1-я кафизма, полиелей или Непорочны).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Первым Закон повелевает, говоря: Я Господь, Бог твой… творящий милость… любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Втор. 5:9-10). И другой: Семя безопасности — боящиеся Господа… почтенное насаждение — любящие Его (ср. Сир. 10:19). И: милость человека — к ближнему его, а милость Господа — на всякую плоть (Сир. 18:12), ибо Он возвышает душу и просвещает очи (Сир. 34:17).    Говорит же и Премудрость: Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут ведение; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои паче злата и камения драга (Притч. 8:17-19).    И Давид из-за горячей любви к Богу непрестанно возглашал: Боже, Боже мой, к тебе утренюю: возжада Тебе, душа моя, в земли пусте и непроходне и безводне (Пс. 62:1-2). И еще: Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой (Пс. 17:1-2); и: Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися (Пс. 37:10). И опять-таки: Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюся лицу Божию? (Пс. 41:3), и: Возлюби душа моя возжелати судьбы Твоя на всякое время, и: [Col. 1836] Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим (Пс. 118:20, 103). Ибо говорит: Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей, таково и познание мудрости для души твоей (Притч. 24:13-14). И Иоанн: Возлюбленные! Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. И прибавляет: не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал     Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4:10-11, 16). И Павел: Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас Бога. И продолжает: любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:37, 28). И еще: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? И прибавляет: Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее… ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Подобным образом Премудрый свидетельствует: Все соделал Он прекрасным в свое время ( Еккл.3:11 ; сн. Прем.11:25 ; Сир.39:21 ), и что Бог веселился по сотворении вселенной: веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими ( Притч.8:31 ). Даже о мире в настоящем его состоянии апостол учит: всякое создание Божие хорошо ( 1Тим.4:4 ). По свидетельству того же апостола, мир от начала создании своего никогда не переставал являть в себе, как в зеркале, невидимое Божие, Его вечную силу и Божество, так что безответны те которые не познают чрез мир Бога. ( Рим.1:20 ). Сам Иегова отсылает Иова к зверям и земле, как вестникам совершенств Божиих ( Иов.12:7–9 ). Псалмопевец изображает мир, как чудный и величественный орган откровения славы ( Пс.18:2 ), премудрости (103:24) и благости Божией (144:9), и вследствие такого отображения в мире совершенств Божиих указывает на него, как на лучшее для людей училище истинного боговедения и богопочтения ( Пс.85:8–10; 91:1–6 ; сн. Ис.40:26 ). Но с другой стороны в откровении нет той мысли, чтобы настоящий мир был наилучший из возможных миров, как только Бог мог создать. Напротив, оно учит, что нынешние небо и земля прейдут ( Мф.24:35 ; сн. 2Пет.3:10, 12 ), что будут ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда ( 2Пет.3:13 ; сн. Рим.8:20–21 ), т. е. лучший и совершеннейший настоящего мир. Созданный ради славы Божий, мир создан и для блаженства тварей. Творец, по изображениям священных писателей, действительно каждой твари дал возможную для нее полноту жизни, совершенств, благосостояния. Отец милосердия и Бог всякого утешения ( 2Кор.1:3 ) дает нам все обильно для наслаждения ( 1Тим.6:17 ). Псалмопевец с восторгом воспевает благость Божию, благословляющую плодородие земли ( Пс.64:10–14 ). Восхищенный явлением благости Божией в мире, он исповедует: Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его ( Пс.144:9 ). Даже по отношению к самым малым и ничтожным тварям Бог явил в устроении мира Своего попечительную любовь о их жизни и нуждах ( Мф.10:29; 6:26 ; Прем.11:25–27 ; Пс.144:15–16 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

V 17. 3). В Галлии прп. Иоанн Кассиан упоминает отличные от вост. (т. е., очевидно, зап.) чины, назначавшие антифонное пение псалмов в количестве 18, 20, 30 и более для ночного и 18 для дневного богослужения (De inst. coenob. II 2). Значение термина «А.» в ранних памятниках могло варьироваться. Одно из древнейших монашеских правил на Западе (Ordo monasterii. 2), составленное, вероятно, ок. 395 г. свт. Алипием , еп. Тагаста, содержит упоминание о пении 2 А. на малых часах и 4 на вечерне ( Taft. P. 94-96). В «Уставе Учителя» (Regula Magistri; Италия, 1-я четв. VI в.) «А.» назывался псалом с рефреном, в качестве к-рого в воскресенья и праздники пели «аллилуия». В службах этого устава А. значительно больше, чем респонсориев ( Taft. P. 122-125). В Уставе прп. Венедикта Нурсийского ( ок. 549) говорится об антифонном пении псалмов: на бдении (vigilia) - Пс 94 и др. 6 (под воскресенье - 12) изменяемых псалмов (Гл. 9, 11, 15); на будничной утрене - Пс 50 (Гл. 13); на вечерне - 4 псалмов из числа Пс 109-116, 128-132, 143-147 (Гл. 15, 17, 18). На малых часах антифонное пение предписано только для больших общин (Гл. 17) ( Taft. P. 135, 139). В то же время А. упоминаются наряду с псалмами, т. е., вероятно, им нетождественны (Гл. 45, 47); можно предположить, что словом «А.» обозначались рефрены к псалмам (Гл. 24). В дни памяти святых и праздники А. должны были соответствовать смыслу празднования (Гл. 14). В монастырской практике галликанского обряда (Уставы Цезария и Аврелиана Арльских, 1-я пол. VI в.) термин «А.» означал псалом с рефреном или с «аллилуия». А. пелись на всех службах суточного круга, кроме 1-го часа и 2-й ноктурны. 1 А. приходился на 6 обычных псалмов. А. 1-й ноктурны названы «малыми», видимо вследствие их сокращения до неск. стихов. Сведения об антифонном пении в составе кафедрального богослужения содержатся в проповедях Цезария, соч. «О девстве» свт. Авита Вьенского ( 518 или 525), в 18-м правиле Турского Собора 567 г. (Taft. P. 103-106, 149-151; Elberti. P. 196-197).

http://pravenc.ru/text/115824.html

О кафедральных службах в Галлии известно крайне мало. Их чинопоследования могут быть реконструированы только по аналогии с испано-мосарабскими. Древнейший монашеский чин описывается у прп. Иоанна Кассиана. Хотя в «Установлениях» (417-425) говорится о практике городского монашества Вифлеема и описываются службы егип. и палестинских монахов, исследователи полагают, что прп. Иоанн часто иносказательно описывает особенности службы в Галлии. Чин формировался в мон-рях св. Виктора в Марселе и Леринском. В отличие от вост. чинов каждый псалом, а не блок оканчивался возглашением «Слава Отцу» ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. 2. 8). Laudes (хвалитная часть утрени) были отделены от ночной службы (Ibid. 3. 6). На утрене пелись Пс 62, 118. 147-148 и Пс 148-150 (Ibid. 3. 3-6). 3, 6 и 9-й часы включали по 3 псалма, как на Востоке (Ibid. 3. 2-3). 11-й час (вечерня) состоял из продолжительного псалмопения с чтениями и элементами кафедрального чина (Пс 140, служба света) (Ibid. 3. 8-11). В пятницу вечером совершалось особое бдение (Ibid. 3. 1-2). Согласно правилам свт. Кесария и Аврелиана Арелатского, в составе служб суточного круга появляются гимны и отдельные стихи псалмов. Каждая служба начиналась с троекратного «Господи, помилуй» (Вазионский II Собор 529 г. постановил петь Kyrie на утрене, вечерне и мессе). Часы включали 1-3 библейских чтения. Впервые в этих правилах четко говорится о службе 1-го часа в субботы, воскресенья и праздники, созданной для того, чтобы монахи не ложились спать после утрени ( Aurelian. Reg. monach. 28). В дни, когда месса не совершается, монахи причащались на службе 3-го часа, прочитав «Отче наш» (Ibid. 57. 11-17). После вечерни (lucernarium) совершалась служба 12-го часа (duodecima), к-рая состояла из 12 псалмов и 3 антифонов (у Кесария) или 18 псалмов и 1 антифона (у Аврелиана). На Пасху эта служба включала 18 псалмов, 3 антифона, 2 чтения из Апостола и Евангелие о Воскресении. Началом служил Пс 103. 19а - 24а. Бдение состояло из неск. блоков чтений и псалмопения (missae). Каждый блок включал 3 чтения, завершавшиеся молитвой, и 3 псалма. Литургический год

http://pravenc.ru/text/Галликанский ...

2 Кор. 11:14. 1518 2 Кор И, 14. 1519 2 Кор. 11:15. (В тексте Писания: и служителие его преобразуются (μετασχηματζονται) яко служители правды ). 1520 Рим. 16:18. 1521 Синезий Птолемаидский, De insomniis, 5 — PG 66, 1293D. 1522 Здесь игра слов: «δαιμνιον — εδαμονας». 1523 Этот и следующий параграфы почти дословно повторяют находящиеся в Первом письме к Варлааму, 46–47. 1524 Порфирий. О жизни Плотина, 22 — Brehier, v. 1, p. 24. 1525 Там же, р. 25. 1526 У Плотина, как и вообще у античных авторов, термин «δαιμνιος» не несет отрицательной коннотации, и его следовало бы скорее переводить как «божественный» (как переводит это место и М. Л. Гасиаров: «из гробницы исторгнув Божию душу свою, устремляешься в вышние сонмы Светлых богов»), но, следуя контексту Паламы, мы сочли необходимым перевести его как «демонический». 1527 Там же, р. 25–26. 1528 Маврикий. Жизнь Прокла, 23 — J. F. Boissonade (ed.), Paris, 1862, p. 162–163. 1529 Там же, 18 — p. 160. 1530 Григорий Богослов, Слово 39, 5 — PG 36, 340А. 1531 Кол. 3:3. 1532 Откр. 20:5, 6. 1533 «λυδα», — чаще «λυδα λθος», — кремнистый камень, первоначально открытый в Лидии (область в Малой Азии) и использовавшийся для химического анализа золота. 1534 Буквально: «то, чего надлежит избегать». 1535 Прем. 7:23. 1536 Еф. 1:19. 1537 Ср.: 3–й тропарь канона на утрене в Неделю торжества православия; 1–я молитва Обручения в чине браковенчания. 1538 Аристотель, Никомахова этика, 9, 10. 1539 Быт. 2:24. Ср.: Еф. 5:31; Мф. 19:5. 1540 Прем. Сол. 7:23. 1541 Василий Великий (псевдэпиграф), Против Евномия, 5 — PG 29, 713А. 1542 1 Кор. 6:17. 1543 Пс. 39:17. 1544 Макарий Великий, Слово 4 (О терпении и рассудительности), 13 — PG 34, 876D. 1545 2 Кор. 11:14. 1546 Диадох Фотикийский, Главы, 40 — Е. Des Places, Sources Chrétienne, v. 5, p. 108. 1547 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chrütienne, v. 5, p. 149. 1548 Ср.: Пс. 45:11. 1549 Мф. 6:6. 1550 Пс. 50:12. 1551 Пс. 118:103. Изложение в этом параграфе в основном следует «Лествице» Иоанна Синайского. 1552

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

От Твоего прощения бегут они, гласа грома Твоего ужасаются (Пс. 103:1—7). Но и в большей части этого псалма содержится прославление Отца. Этих прославлений каждый и сам может собрать более и увидеть, как составная часть молитвы, прославление, рассеяна во многих местах [Писания]. Примером благодарения может служить восклицание Давида во второй книге Царств после обетовании (2 Цар. 7:8— 17), данных ему через Нафана, когда царь этот, объятый изумлением перед доказательствами милости к нему Божией, выразил свою благодарность за то в следующих словах: Кто я. Господи, мой Господи, и что такое дом мой, что Ты меня в такой степени возлюбил? И я был слишком мал пред Тобой, Господи мой! О доме раба твоего и в далеком будущем Ты говорил. Это уже по–человечески, Господи, мой Господи! Что еще может сказать тебе Давид (т. е. как мог бы я благодарность свою в словах выразить)? Ты знаешь ведь раба твоего, о Господи! Ради раба Твоего Ты сделал это, и по сердцу Твоему делаешь Ты все это великое; чтобы открыть это рабу Твоему, дабы он превозносил Тебя, Господи, мой Господи (2 Цар. 7:18 22). Пример исповедания грехов: От всех моих беззаконий избавь меня (Пс. 38:9). И в другом месте: Смердят, гноятся раны мои от беззакония моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу (Пс. 37:6—7). Пример прошений в 27–м псалме: Не погуби меня вместе с нечестивыми и вместе со злодеями не изгладь меня (Пс. 27:3) — и т. п. Справедливо, наконец, чтобы начатая прославлением молитва прославлением же и оканчивалась бы и заключалась, а именно возвеличиванием и прославлением Отца Вселенной через Иисуса Христа во Святом Духе, Которому слава во веки. Увещание к мученичеству (1)  От молока отвыкшие, от матерней груди отнятые! Печали на печаль ожидай; ожидай надежды на надежду. Только еще короткое время; только малое время еще — из–за издевательства уст, из–за чуждого языка (Ис. 28:9—11). А так как вы, богоугоднейший Амвросий и богобоязливейший Протоктет, уже мыслите не по–плотски и не дети во Христе, но достигли духовного вашего возраста и более не нуждаетесь в молоке, а в пище твердой (Евр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

    Гуревич А. Я.Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М.: 1990. Книжные центры Древней Руси XI–XVII веков: Разные аспекты исследования. СПб.: 1991. Киселева М. С. Учение книжное: Текст и контекст древнерусской книжности. М.: 2000 (здесь интересная библиография).     Традиции духовного образования в старообрядчестве: История, современность, перспективы. Ржев: 2003.     Пс. 103, 23.     Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Исторический иконографический очерк. СПб.: 1905. 2-е изд. М.: 2001. Он же. Иконография Богоматери. Т. 1. СПб.: 1914. Т. 2. Пг.: 1915. Репринт: М.: 1998.     Ежедневное утреннее и вечернее правило, которое сегодня православные привыкли находить в Молитвослове, сложилось не так давно: ему всего около 300 лет.     Августин (Гуляницкий), еп. По поводу издания «Учебного Октоиха» и «Учебного Часослова»//Труды Киевской Духовной Академии. Киев: 1888. 11. С. 75–103.     Быт. 1, 1 – 2, 3.     Октоих, сиречь Осмогласник, учебный, обдержай воскресную службу осми гласов. СПб., 1891.     1 Кор. 15, 14.     Воскресные Евангелия суть следующие: 1-е: Мф. 28, 16–20. 2-е: Мк. 16, 1–8. 3-е: Мк. 16, 9–20. 4-е: Лк. 24, 1–12. 5-е: Лк. 24, 12–35. 6-е: Лк. 24, 36–53. 7-е: Ин. 20, 1–10. 8-е: Ин. 20, 11–18. 9-е: Ин. 20, 19–31. 10-е: Ин. 21, 1–14. 11-е: Ин. 21, 15–25.     Более подробно о вычислении даты Пасхи см.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 597–611.     См. например 3 июля: Минея июль. Ч. 1. М.: ИМП, 2011.     Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2000. С. 513–516.     1 Кор. 15, 41.     Иосиф Волоцкий, преподобный. Просветитель. Пер. с древнерусского Е. В. Кравец и Л. П. Медведевой. М.: 1993. С. 5–18, 21–36.     Ин. 1, 1–17.     Триодь постная. Ч. 2. М.: 2008. С. 189–215.     Единый государственный экзамен в форме тестов для выпускников средней школы, проводимый в России с 2009 года.     Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. I. М.: 1958. С. 1017.

http://bogoslov.ru/article/1943754

Мф. 12:28. 1008 Гал. 5:22. 1009 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1010 100 Максим Исповедник, Главы богословские, 3, 38 — PG 90,1276ВС. 1011 Пс. 18:10. 1012 Максим Исповедник. Главы богословские, 1, 69 — PG 90, 1208В. Ср.: К Фалассию — PG 90, 289В. 1013 103 Пс. 18:10. 1014 Ис. 11:3. 1015 1 Ин. 14:18. 1016 Ис. 11:3. 1017 Кол. 2:9. 1018 Ис 11:3. 1019 Лк 5:22. 1020 1 Кор. 14:25. 1021 Против Евномия 5 — PG 29, 772С. 1022 Зах. 4:10. 1023 Откр. 1:4–5. 1024 Рим. 8:15. 1025 Ин. 14:17. 1026 2 Кор. 3:17. 1027 Ис. 11:2, 3. 1028 Григорий Богослов, Слово 31, 29 — Barbel 268/PG 36, 165С. Ср.: Слово 41, 9 — PG 36, 441С. 1029 1 Кор. 12:10. 1030 Ср.: Иоанн Златоуст, Беседа 29 на 1 Кор., 4 — PG 61, 245. 1031 На самом деле этот отрывок принадлежит Григорию Нисскому: Григорий Нисский, In sextum Psalmum — McDonough, J. (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189–190. 1032 Рим. 8:15. 1033 Гал. 4:6. 1034 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 25 — PG 26, 589А. 1035 Василий Великий, О Святом Духе, 26, 63 — Bruche 230/PG 32,184С. 1036 Исх. 8:15; Лк. 11:20. 1037 Гал. 5:22. 1038 Зах. 3:9. 1039 Ин. 14:17; 16:13. 1040 Рим. 8:15. 1041 Лк. 11:20. 1042 Исх. 8:15. 1043 Ис. 11:2–3. 1044 Зах. 3:9. 1045 Рим. 8:15. 1046 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1047 Ис 11, 2. 1048 К Фалассию 29 — ΡG 90,365А. 1049 Ср.: Кол. 1:19; 2:9. 1050 Буквально: «сотворить сына» (υν ποισαι); Ср.: вульгарное русское выражение «сделать ребенка». 1051 Иов. 1:2. 1052 Быт. 48:5. 1053 Таких слов в Писании не находим. 1054 Ис. 38:19. 1055 Употребляется глагол «γγνομαι», имеющий, среди прочего, значение «делаться», в доказательство того, что данным глаголом не всегда подразумевается акт творения, приводящий из небытия в бытие, но также и рождение по природе, равно как и глаголом «ποιεω» — «творить» или «делать». 1056 Рим. 1:28. 1057 Быт. 18:25. 1058 Еккл. 12:14. 1059 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 6 — PG 75, 77C. 1060 Ср.: 2 Тим. 3:12. 1061

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Ст. 3. Болезнь есть следствие греха, поэтому за прощением греха следует исцеление от болезни. Ст. 5. ...Обновится, подобно орлиной, юность твоя! – похожий образ см.: Ис. 40:31 . Ст. 6. Милость ...правый суд – непременные свойства Божии в Библии (см.: Исх. 34:6–7 ; 2Цар. 22:26 ; Неем. 9:17 ; Пс. 24:10; 57:2; 88:2; 91:3; 100:1 ). Ст. 7. ...пути – заповеди, данные Моисею Богом на Синае (см.: Исх. 20 ). Ст. 8. Ср.: Исх. 34:6 . Ст. 13. В Библии Бог постоянно называется Отцом Своего народа, а народ – сыновьями Бога (см.: Исх. 4:22–23 ; Втор. 14:1; 32:6 ; Ис. 1:2; 45:11 ). Ст. 14. ...прах земной – согласно Библии человек создан из праха земного (см.: Быт. 2:7 ). Ст. 15. Сравнение с травой подчеркивает краткость человеческой жизни. Ст. 17. С этим стихом перекликаются слова Богоматери в Евангелии от Луки (см.: Лк. 1:50 ). Ст. 18. Этот стих перекликается с Втор. 7:9 . О Завете Бога со Своим народом см.: Втор. 29:12–14 , см. также примеч. к пс. 24:10; о заповедях, которые были даны Богом Моисею на горе Синай, см.: Исх. 20–23 . Ст. 19. ...на Небесах... Престол – ср.: Ис. 66:1 .   Псалом 103 В этом псалме воспевается творение Господом мира, воспевается Божие Промышление о нем. Следуя в общих чертах повествованию Книги Бытия ( Быт. 1 ) о начале творения, Псалмопевец одухотворяет ее сухую, лаконичную схему и воспевает жизнь природы, где все взаимосвязано: вода питает растения, растения кормят человека, на растениях селятся птицы; луна и солнце, ночь и день определяют ритм жизни диких зверей, море служит жилищем рыб и гадов и открывает свои просторы кораблям. Эта целесообразность не приводит к утилитарному потребительству, природа устремлена к Богу и находится в постоянном общении с Ним, забота Бога о мире не оскудевает, и с завершением акта творения она остается главным фактором жизни мира. Пс. 103 входит в чин православного богослужения, его пение или чтение во время вечерни служит воспоминанием о жизни первых людей в раю. Ст. 2. Вспоминается первый день творения, создание света и неба (см.: Быт. 1:1–5 ). Сравнение неба с шатром встречается у пророка Исаии (см.: Ис. 40:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010