" Любовь к Богу можно возжечь в душе только одной непрестанной молитвой " (Парфений Киево-Печерский, ПВ - 476). " Непрестанная молитва (память Иисусова) едино есть с любовью к Господу " (св. Каллист Тиликуда, Д V, 433). О приучении себя к постоянной молитве сердца еп. Феофан пишет так: " Существо дела есть приобресть навык стоять умом в сердце. Надо ум из головы свесть в сердце и там его усадить, или, как некто из старцев сказал: " сочетать ум с сердцем " . Как этого достигнуть? Ищи и обрящешь. Удобнее сего достигнуть хождением перед Богом и молитвенным трудом, особенно хождением в церковь. Но помнить надо, что наш только труд, а само дело, т. е. сочетание ума с сердцем есть дар благодати, подаемый когда и как хощет Господь " (Д V - 507). " Признак духовной жизни, - говорил преп. Серафим, - есть погружение человека внутрь себя и сокровенное делание в сердце своем... Предочистив душу покаянием и добрыми делами, при искренней вере в Распятого, закрыв телесные очи, должно погрузить ум внутрь сердца и вопиять непрестанно, призывая имя Господа нашего Иисуса Христа. Тогда, по мере усердия и горячности духа к Возлюбленному, человек в призываемом имени находит услаждение, которое возбуждает желание искать высшего просвещения " (ДС - 171, 174). " Бога любящий вожделевает всегда с Ним пребывать и беседовать. Достигается же сие чистою молитвою. О ней и следует нам пещись, сколько сил есть. Она присвояет нас Владыке нашему... Боже, Боже мой! К Тебе устреннюю возжажда Тебе душа моя (Пс. LXII, 1). Ибо утреннюет к Богу тот, кто, удалив ум свой от всего худого, непрерывно уязвленным бывает Божественною любовью " (св. Федор Эдесский, Д III - 370). " Любовь рождает знание " , - божественное просвещение души, та любовь, которою, по слову св. Исаака Сирина, " упоевались некогда Апостолы и мученики " . Все учение Отцов о непрестанной молитве не по форме, по содержанию есть не только возвращение к первохристианству и вместе с тем продолжение его. Так это ими и понималось. Говоря о пути сердечной молитвы и подводя итог всему многовековому учению о ней предыдущих Отцов, бл. Каллист и Игнатий пишут: " Сей путь, сие духовное по Богу жительство и священное делание истинных христиан есть истинная, во Христе сокровенная жизнь. Его продолжил и к нему тайноводствовал Сам Богочеловек, сладчайший Иисус; по нему прошли божественные Апостолы, по нему проследовали бывшие после них, и им, как и должно, последовавшие славные руководители наши " (Д V - 452, 453).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Однако ему было невозможно силой и принуждением исполнить своё намерение, так как сила Божиего благословения превозмогала его принуждение, а поэтому он ухищряется сделать человека отступником от укрепляющей его Божией силы и стать легко уловимым для его злокозненности. См. русский перевод: Творения святого Григория Нисского. Ч. IV. М., 1862. С. 23–24. Он свободно изложен и несколько исправлен по тексту: Gr—goire de Nysse. Discours camechemique/Ed. par R. Winling//Sources 453. Paris, 2000. P. 178–180. 19 См. Пс 48:21; ср. на сей счёт высказывание преподобного Григория Синаита: “Разложение ( fqor¦ — точнее: ‘тление’) — порождение плоти, вкушать пищу и извергать излишнее — естественные свойства зверей и домашнего скота. В силу этого и мы, по непослушании Богу уподобившись скотам, отпали от свойственных нам богодарованных благ, превратившись из разумных су­ществ в скотские и из божественных в зверские”. — Преподобный Григорий Синаит. Творения/Перевод с греческого, примечания и послесловие епископа Вениамина (Милова). М., 1999. С. 8. Ещё в одном месте тот же святой Отец замечает: “Вслед за преслушанием, когда человек подпал тлению и плотской грубости бессловесных животных, тогда по необходимости в нём зародилась раздражительность и плотская страсть ( Р qumXj ka€ ™piqum…a). И всякий раз, как плоть господствует в человеке, так он по ярости и плотскому влечению противодействует желаниям души. Когда же это смертное покорится разумному, тогда спасающийся поспешает в делании добра за желаниями души. Ныне вследствие смешения и соединения с душой прившедших плотских свойств человек стал подобен вьючным животным и, подчинив себя закону греха, в силу естественной необходимости превратился из разумного в глупого и из человека в зверя”. — Там же. С. 34–35. 20 Ср. высказывание преподобного Иоанна Дамаскина о диаволе и бесах: “Они не имеют ни власти, ни силы в отношении кого-либо, если не по домостроительному попущению от Бога, как было с Иовом (Иов 1:12) и как написано в Евангелии о свиньях (Мк 5:13).

http://pravmir.ru/voprosootvetyi-k-falas...

Вот ясное изложение основы подвига воздержания, данное одним из величайших Святых. Тело смерти, о котором писал Апостол, есть, по учению Отцов, совокупность страстей, держащих душу в неестественном рабстве. Задача заключается в том, чтобы освободить ее через подвиг. Но освобождая ее, мы одновременно освобождаем и тело. Тут мы подходим ко второй, очень важной стороне аскетики. Продолжая откровения Апостолов, Отцы оставили нам учение о том, что подвиг так называемого " умерщвления тела " имеет целью не только освободить душу, но и сделать наше тело достойным божественной вечности. Св. Григорий Палама пишет: " Если Апостол называет тело смертью, когда говорит: кто мя избавит от тела смерти сея (Рим. VII, 24), то разумеет при сем чувственное и плотское мудрование. ...И опять: вем - говорит - яко не живет во мне, сиречь, во плоти моей доброе(Рим. VII, 18). Видишь, что не плоть, а что живет в ней, называет он злом. Зло то, что не ум, а этот закон, сущий во удех наших и противувоюющий закону ума живет в теле (Рим. VII, 23). Почему мы, противувоюя сему закону греха, изгоняем его из тела и поселяем там ум... и через него полагаем законы каждой силе души и каждому из членов тела подобающее ему... Апостол говорит, храм живущаго в нас Святаго Духа суть (1 Кор. VI, 19) и опять, что мы - храм Божий (1 Кор. III, 16)... Что же сподобилось быть жилищем Бога, в то вселить ум свой кто из имеющих ум сочтет неподобным?.. Такие слова прилично обратить к еретикам, кои говорят, что тело зло и есть творение злого начала. Мы же быть уму в телесных мудрованиях почитаем злом, а в теле быть ему не почитаем злом: так как тело не зло. Почему каждый из прилепляющихся к Богу жизнью вопиет к Нему с Давидом: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя? (Пс. LXII, 2) и сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе (Пс. LXXXIII, 3) (Д V - 314, 315). Свою задачу аскетика видит в том, чтобы научить человека отделить страсти не только от мыслей, но и от тела, для того чтобы то и другое - и тело и душа человека - сделались подобными вечной душе и вечному телу своего Учителя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

622 Cp.: In Matth. homil. XVII, nr. 4, col. 259. – Ср.: 260: «Ετα να μ τ λον επ τν κβλλοντα ψας, αθαδεστραν εργσηται τν γυνακα κα τς το δεχομνου μετ τατα πκγαμσ μοιχται, τν γυνακα κα κουσαν σωφρονζων, κα τν πρς τερον νδρα πντως ποτειχζων εσοδον ατ, κα οκ πιτρπων φορμς παρχειν μικροψας, γρ μαθοσα τι πσα νγκη, τν ξ ρχς κληρωθντα χειν, τς οκας κπεσοσαν κενης μηδεμαν τραν χειν καταφυγν κα κουσα ναγκζετο στργειν τν σνοικον». 630 Digest. 1. 48, tit. V ad legem Juliam de adulteriis coercendis, 1. VI § 1: «Lex stuprum et adulterium promiscul et κατ χρεστικτερον appellat, sed proprie adulterium in nuptam committitur propter partum et altero conceptum compositio nomine, stuprum vero in virginem viduamve committitur, quod Graeci φθραν appellant»; 1. 34: «Stuprum commitit, qui liberam mulierem consuetudinis causa, non matrimonii, continet, excepta videlicet concubina, adulterium in nupta admittitur, stuprum in vidua, vel virgine committitur». 634 Слово 37-е на еванг. слова: «Егда сконча Иисус словеса сия...»//Твор. Григор. Богослова/в русск. перев. – Москва, 1868. Т. I. С. 218–219. 635 «Nemo sibi blanditur de legibus hominum. Omne stuprum adulterium est, nec viro licet, quod mulieri non licet: eadem ab viro, quae ab uxore debetur castimonia». Patr. C. C. Ser. Lat. Migne, t. XIV. De Abraham, Ambros. Mediol., lib. 1 c. 4, nr. 25, col. 435. 636 «Μοιχεα γρ ο μνον τ τρ συνεζευμνην μοιχσθαι λλ κα δεδεμνον ατν γυναικ. Πρσεχε κριβς, λγω... Ο τοτο δ μνον στ μοιχεα, ταν νδρ συνεζευμνην διαφθερωμεν γυνακα, λλ κν φετν κα λελυμνεν ατο δεδεμνοι γυναικ, μοιχεα τ πραγμ στι. Τ γρ; ε μοιχεουμνε ο δδεται; Αλλ σ δδεσαι, τν νμον παρβης, δκησας τν σν...» In epistol. I ad Thessalon, cap IV, homil. V, nr. 2, col. 425, Migne. Ser. Gr., t. LXII. 637 См.: Беседа на Пс. 110 , ст. 1. «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим». СПб., 1899. Т. V. Кн. I, с. 308. – Ср.: Беседа на Еванг. Иоанна. Ч. II, с. 226–227; Беседы на разн. места Св. Писания. Т. II. С. 470, 472, 473, 490 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

LXXXV, 4). – При умножении скорбей моих в сердце моем утешения Твои услаждают душу мою (Пс, XCIII, 19).    дает покой: так говорил Господь: остановитесь на путях своих, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: не пойдем. (Иер. VI:16). – Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим (Мф. XI:29).    Душа верных должна заботливо хранит себя в правде: путь праведных – уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой (Прит. XVI:17).    убегать от пути злых: в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя (Быт. XLIX, 6).    быть упражняема в терпении: терпением вашим спасайте души ваши (Лук. XXI:19).    надеяться на Бога: душа наша уповает на Господа: Он – помощь наша и защита наша (Пс. XXXII, 20). – Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю (Пс. CXXIX, 5).    возвышаться к Богу: к Тебе, Господи, возношу душу мою (Пс. XXIV:1). Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи. возношу душу мою (Пс. LXXXV, 4).    прилепляться к Богу. Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь (Пс. LXII, 8).    благословлять Бога: благослови душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его (Пс. CII, 1). – Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне (Пс. CXVIII, 175).    радоваться в Боге: моя душа будет радоваться о Господе: будет веселиться о спасении от Него (Пс. XXXIV, 9). – Радостию буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец, и как невесту украсил убранством (Ис. LXI, 10).    горячо желать Бога: как вожделенны жилища Твои, Господи сил! (Пс. LXXXIII, 2). И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша (Ис. XXVI:8).    находиться в руках Божиих: в Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   б) охраняет и защищает ее: Я, Господь, хранитель возлюбленного виноградника, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него (Ис. XXVII, 3).    в) спасает: Господь Бог Твой среди тебя, Сион: Он силен спасти тебя (Соф. III:17). – Я спасу овец Моих (Иезек. XXXIV:22).    г) радуется о церкви: как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Пс. LXII, 3) . – Вот я творю Иерусалим веселием и народ его радостию. И буду радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Моем (— LXV, 18 – 19) . Господь возвеселится о тебе, Сион, радостью, будет торжествовать о тебе с ликованием (Софон. III, 17).    д) дает священнослужителей церкви: дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас со знанием и благоразумием (Иер. III:15). – Иисус говорит Петру: паси агнцев Моих; паси овец Моих (Иоан. XXI:15 – 16). – Господь поставил одних апостолами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры (Ефес. IV:11 – 13). – Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога (Деян. XX:28).    Поэтому священнослужители обязаны пасти церковь: кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах (2 Кор. XI:28). – Пастырей ваших умоляю я сопастырь: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ними непринужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (I Петр. V:1 – 3).    Церковь есть предмет благодати Божией: великая благодать была на всех уверовавших (Деян. IV:33). – Молясь за вас за преизбыточествующую в вас благодать Божию (2 Кор. IX 14).    Бог постоянно прилагает верующих к церкви: верующих более и более присоединялось ко Господу, множество мужчин и женщин (Деян. V:14).    При всегдашнем существовании церкви, врата или силы ада не одолеют ее. Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится: оно сокрушит и разрушит все царства, а само стоять будет вечно (Дан. II:44). – Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. XVI:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Мы на это ответим вот что. Может быть, некоторые злые духи и воздействовали на записывание подобных басен (я не допускаю только их воздействия на само осуществление этих басен), – все это, может быть, затем, чтобы и пророчества об Иисусе, а равно и Его собственные изречения могли выставляться так же, как басни, подобные тем (демонским измышлениям), чтобы все это нисколько не могло возбуждать к себе удивления, как не заключающее ничего значительного по сравнению с прочими вещами. Притом же говорил мой Иисус о своей душе, которая отделялась от тела не насильственно, как это бывает у людей, а по Божественной силе, данной Ему в этом случае. Он говорил: «Никто не отнимает ее у Меня; но Я сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее» ( Иоан. 10:18 ). Так как имел власть отдать ее, то Он и отдал, когда сказал: «Боже мой! для чего Ты Меня оставил!» И «возопив сильным голосом, Он испустил дух» ( Мф. 27:46–50 ), предупредив мучителей, которые перебивали голени распятых, чтобы сократить их мучения и наказания. Он принял душу, когда явился своим ученикам, как и предсказывал еще раньше неверующим в Него иудеям, говоря так: «разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его» ( Иоан. 2:19 ). И говорил Он это о храме тела своего. То же самое предсказание мы находим и у пророков во многих местах и особенно в следующем: плоть моя успокоится в надежде, что не «оставила души Моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15:9, 10 ; ср. 2, LXII). XXXIII. Показал также Цельс, что он изучил и еще много греческих историй, когда присоединил сказание о Клеомеде Астипалейце. «Этот последний, по его словам, взошел в дом и заперся в нем. Когда же некоторые взломали дверь, чтобы захватить его, то оказалось, что там его не было: он, будто бы, исчез отсюда по некоторому демоническому определению». Если это даже и не выдумка, как об этом можно полагать, то и тогда в данном случае нет сходства с чудесами Иисуса. В жизни этих людей не оказывается даже тени Божественности, как это он желает найти в рассказах о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

Таковы же и молитвенные обращения в Богу в псалмах по переводу Пумпянского: „О Боже, выбей зубы в пасти“ (LVII, 7), „пробудись для расправы со всеми варварами“ (LVII, 6); „не мешкай, превечный“ (LXIX, 6); „потормоши их своею силою“ (LVIII, 12). Усвоив много хорошего из народной речи и из церковно-славянского языка, переводчик однако весьма часто употребляет слова и выражения, взятые из речи простонародной, или соединяет со словами не тот смысл, какой обыкновенно соединяется с ними, или наконец коверкает русские слова; напр. Nc. XXIV, 2 : „потрунивают надо мной мои враги“; пс. XXXIV, 10: „все мои кости заголосят“; – 21: „они раскрывают на меня свою пасть, голосят: ох, ох, насмотрелись вдоволь“; XLIII, 19: „не спятилось назад наш сердце; наши стопы не своротили с твоего пути“; пс. XLVIII, 7: „взял их там трепет, пробрала их дрожь, словно родильницу“; XLIX, 9: „не возьму я скотины из дома твоего“; LX, 6: „день деньской они огорчают меня“, LXII, 4: „безбожники спятились с роду, с чрева свихнулись обманщики“; LVIII, 7: „ворчают как собаки“; LXVII, 4: благочестивые „прыгают от восторга“; LXVII, 20: „славен Господь, день деньской заботится Он об нас“; LXXII, 4: „заревели враги внутри соборного храма“; LXXVII, 31: „Он избил их храбрецов, поверг молодцев израиля“; – 33: „и доконал он их дни“; XCII, 2: „поднимись, судья земли, воздай мзду нахальцам“; CIV, 15: „не трогайте моих помазанников, не задевайте моих пророков“; CV, 37: „сыновей и дочерей приносили в жертву мракобесию“; CVIII, 23: „я скользаю словно уходящая тень“; CXVIII, 131: „я открыл рот и глочу“ (твои заповеди); CXXIII, 3: „живьем проглотили бы нас“; CXXXVIII, 17: „и как велика была их (мыслей Божиих) сумма“; CXLII, 10: „ты поведешь меня по прямой почве“; CXLIII, 13: „наши амбары полны“. Псалом 101 озаглавлен: „Молитва горемыки“. Переводчик любит это слово и употребляет его довольно часто; напр. в пс. XI, 6: „ради бедствия беспомощных, ради вопля горемык ныне же поднимусь, говорит Бог“ (страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь); в пс.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

БЕСЕДА LXI. Зависть – опасная страсть; когда она овладевает душою, то не прежде оставляет ее, как доведет уже до последней степени безрассудства; уязвляя душу, в которой родилась, она представляет того, на кого обращена зависть, иначе, чем хочет; она еще более возвышает его славу, знатность и известность; а это – еще новый тягчайший удар завистнику. Минь. Т. IV. С. 526. Творения Т. IV. С. 652. 272. Промысл и затруднения в жизни Благоискусный и премудрый Владыка всего, являя могущество силы Своей, часто попускает многоразличные затруднения в делах для того, чтобы, приведши в исполнение Свои намерения, открыть величие Своего всемогущества. Минь. Т. IV. С. 528. Творения Т. IV. С. 654. 273. Прообраз: Иосиф и Иисус Христос В событиях жизни Иосифа, как на тени, предъизображались события (евангельской) истины. Как Иосиф пришел посетить братьев, а они, не уважив ни братства, ни причины его посещения, сперва хотели было убить его, а потом продали иноземцам, – так и Господь наш, по человеколюбию Своему, пришел посетить человеческий род, приняв нам свойственную плоть и благоволив стать нашим братом. Об этом и восклицает Павел, говоря: «не от Ангел когда приемлет, но от семене Авраамова, отонудуже должен бе по всему подобитися братии» (ср.: Евр. 2:16 ). Но неблагодарные иудеи замыслили умертвить Врача душ и телес, который ежедневно совершал бесчисленные чудеса, и привели в исполнение свой убийственный замысел, и распяли Того, Кто ради нашего спасения благоволил принять зрак раба. Но эти, предав Господа распятию, исполнили свое намерение, а братья Иосифа, хотя и имели замысел, но не привели его в дело. Образу надлежало заключать в себе менее истины (прообразуемой); иначе это не было бы образом будущего. Поэтому здесь (будущее) предначертано было только как бы в тени. Минь. Т. IV. С. 529. Творения Т. IV. С. 655. 274. Промысл не удаляет опасностей, а среди них являет силу БЕСЕДА LXII. Так всегда угодно Богу – не удалять от опасностей людей добродетельных и не освобождать их от искушений, а в самых искушениях являть им такую Свою помощь, что и самые искушения делаются поводом к торжеству. Поэтому и блаженный Давид говорил: «в скорби распространил мя еси» ( Пс. 4:2 ). Ты, говорит, не отдалил скорби; не дал мне покоя, освободив от нее, но – что дивно и необычайно – среди самых скорбей привел в безопасность.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

домом своим он имеет душевное расположение заблуждающихся, тяготеющее к неведению. А клятвопреступником он является потому, что всуе заставляет трудиться деятельное на­ча­ло души, убеждая его следовать противоестественному; домом своим он имеет грехолюбивое расположение воли тех одержимых им, которых он удерживает в своей власти. Следовательно, диавол, как я сказал, есть тать, поскольку он извращает ведение естества; а клятвопреступником он является потому, что отвращает от духовного делания добродетельное действие этого естества. Жилищем татя является внутреннее расположение души, зиждущееся на ошибочном понимании ведения, а жилище клятвопреступника есть то состояние её, которое создаётся позором страстей бесславия. Спасительное Слово Божие, по Своему человеколюбию проникнув в эти жилища, делает их посредством Духа обиталищем Бога, создав в них вместо заблуждения и неведения знание Истины, а вместо порока и лукавства — добродетель и праведность: посредством них и присуще Ему являть Себя людям достойным. Стало быть, Писание назвало лицами способы различного злодеяния одного и того же лукавого диавола, а жилищами, сродными этим диавольским действиям, оно назвало душев­ные расположения людей, находящихся под воздействием лу­кавого. Можно ещё сказать, что татем является тот, кто, обманывая внимающих ему, изощряется в Божественных словах, смысла которых, познаваемого только посредством собственных дел, он не понимает: простым произнесением этих слов он стяжает призрачную славу, а речью, которая исходит только с языка его, стремится добиться похвалы себе у слушателей, считающих его за праведника. Схолия: “Это — прекрасное изъяснение ( qewr…a — рассмотрение, толкование), весьма подходящее для нас, недугующих вследствие своего тщеславия желанием прославиться добродетелью и ведением”. Или, чтобы сказать просто, тать есть тот, у кого жизнь не соответствует слову и душевное расположение которого противоположно ведению — пользуясь чужими благами, он нечестно становится известным. И, разумеется, к нему обращены слова: Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими? (Пс 49:16) 31 .

http://pravmir.ru/voprosootvetyi-k-falas...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010