Пророк свидетельствует, что Сей воцарившийся Бог не первым нам ныне явился, но Он же являлся и именитым из пророков. Поэтому упоминает о Моисее, Аароне и Самуиле (6), из которых каждый знаменит и славен благочестием пред Богом. Присовокупляет же к слову и упоминание «о столпе облачном», в котором Бог глаголал «к ним» (7), научая тем, как думаю, неверующих не удивляться поэтому Божией бесед с нами чрез человека. Ибо тогда в столпе облачном глаголавший Бог после того явился во плоти; почему, если скажет кто, что плоть недостойна того, чтоб чрез нее глаголал к нам Бог, то не возможет засвидетельствовать достоинства и в облачном столпе. Ибо что в нем такого, что можно было бы признать достойным величия Божия? Если же для иудеев достоверно, что Бог глаголал в столпе облачном, то да не будет не вероятным и то, что глаголал Он во плоти. Сверх того, и Исаия в вид облака представлял себе плоть; ибо говорит: «се Господь седит на облаце легце» (Иса. 19:1); и последующих за Господом тот же опять Пророк именует облаками, говоря: «кий суть, иже яко облацы летят?» (60:8). Сею подобоименностию облаков показывает Он сродство Господней плоти с остальным человечеством. Итак, сему–то Богу, некогда чрез облако, а после того чрез плоть, глаголавшему к людям, говорит далее Давид: «Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их» (Пс. 98:8). А чтобы иной, смотря на домостроительство, не поползнулся на какие–либо низкие и человеческие понятия о Божестве, Пророк в конце псалмопения, обратив речь к нам, присовокупляет сие изречение: «возносите Господа Бога нашего» (9), «и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть» (5). Смысл же сказанного, как предполагаем, есть следующий: Божественные тайны открыты вам, люди, сколько слух человеческий принять может; путеводимые сим к благочестивому Боговедению, сколько вмещает ваш рассудок, столько возносит славу Божию, зная, что, сколько бы ни возвысилось ваше разумение, хотя бы преступили вы всякое высокое представление в понятиях о Боге, и тогда обретаемое и поклоняемое вами не самое еще величие Искомого, но только подножие ног Его. Сим–то сравнением с недоступным для постижения Пророк объясняет бессилие и низость нашего разумения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

1. В Медраше (т. е. в собрании раввинских проповедей), касательно сего предмета, говорится следующее: «В то время, когда в Иерусалиме существовал великий Синедрион, старейшины оного имели право определять – в какой именно день совершать праздник Нового года. Бог также собирал великий совет Ангелов и говорил: идите, и спросите, определено ли на земле начало нового года? Ангелы, узнав об определении Синедриона, отвечали Богу, что в такой-то день назначено быть новому году. В следствие этого, при наступлении назначенного дня, Бог садился для произведения суда над своим миром, как пишется: взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубном ( Пс.146:6 ); поставлялись седалища, покрытые подушками, для судей; раскрывались судебные книги, и пред Богом садился великий совет Ангелов, как говорится в другом месте: зрях, дóндеже престоли поставишася и Ветхий деньми седе. Тысяча тысящ служили Ему и тмы тем предстоялт Ему: судище седе и книги отверзошася» ( Дан.7:9–10 ) 95 . 2. В Талмуде – Раввин Иоханан говорит: «при наступлении нового года отверзаются три книги: одна для нечестивых, другая – для совершенных праведников, третья для средних, т е. тех, коих добрые дела равны злым и одни других не превышают. Праведные, по произведении над ними суда Божия, тотчас записываются к жизни, нечестивые – к смерти; судьба средних отлагается до дня очищения с тем, впрочем, если они будут вести жизнь добродетельную и принесут покаяние так, что бы добрые их дела могли превысить злые; тогда и они запишутся к жизни, в противном же случае – к смерти» 96 . И 3. В требниках еврейских объясняется этот предмет подробнее след. образом: «Сначала века, говорят раввины, от отцов наших по преданию мы знаем, что всемогущий Бог сотворил мир и Адама в раю в осеннее время 97 . Посему справедливость требует, чтобы, по истечении года, Бог требовал от человека отчета в том, как он себя вел, и воздал ли ему должную награду за добрые, или наказание за худые дела. Впрочем, Бог отлагает сие на следующий год, и за некоторые грехи наказывает ещё в этой жизни, а за некоторые – в будущей. Таким образом поступает Он и в рассуждении добрых дел: иные награждает в этой, а иные в будущей жизни» 98 . б) Принесение покаяния перед праздником нового года

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Так, Шимеон бен-Лакиш (около 260 по Р. X.) в своем толковании на книгу Бытия объясняет 1, 2 в апокалиптическом смысле: toh обозначает Вавилон, boh – мидийское царство, – эллинское, ткнт – римское, a rah йlohim (дух Божий) – Мессию (ср. Dalman, Worte Jesu, 248). Как ни искусственно такое толкование, оно показывает, что до позднейших времен апокалиптическая мысль держалась традиционных идей. 413 The testament of Abraham ed. by James (в Texts and Studies Робинсона II, 2, 1892); про Авраама сказано σ γρ ξ ρχς ποησας ατν λεεν ψοχς πντων νϑρπων (109, 7) ср. Б. 18. Ср. стр. 148 сл. из «Завета Исаака». 414 Philo, De exsecr. 9, ср. IV Макк. 6, 29 и 17, 21; Ен. 22, 12 и др.; о Талмуде ср. Weber 287, 314. 415 Ср. Пс. 129, 8 с Мф. 1, 21. 416 Just Dial, cum Tryph. (ed. Oehler), 89–90. 417 См. Baldensperger, Selbstbew. Jesu, 145–152. 418 Ср. Schьrer II, 553 сл. Dalman, Worte Jesu, 245. Он же посвятил этому предмету специальную книгу Der leidende und d. sterbende Messias im ersten nachchristlichen Jahrtausend, 1888, 1–26. 419 Хорошо высказывается по этому поводу сам Штраус: «dass bei einer Persцnlichkeim von so unermesslicher geschichtlicher Wirkung, wie sie bei Jesus vor Augen liegt, von Anbequemung, von Rollespielen, gleichsam von irgend cinem leeren, nicht mit der treibenden Idee ausgefьllmen Raume im Bewusstsein nicht die Rede sein kann, dass bei einer solchen Persцnlichkeim jeder Zoll Ueberzeugung gewesen sein muss» . (У Holtzmann " a N. T. Theologie I, 345); в издании, бывшем у меня под руками, я этого места не нашел. 420 Baldensperger, Das Selbstbewusstsein Jesu im Lichte d. messian. Hoffnungen seiner Zeit (1892). 421 Holtzmann, Lehrbuch d. Neutestam. Theologie, I (1897), 278 сл., где приведены мнения различных ученых об этом вопросе. Особенно резко высказывается Meinhold, Jesus und das Alte Testament (1896), ст. 98 сл. 101: er ist nicht der Messias und wollte es nicht sein , Ehrhardt, d. Grundcharakter d. Ethik Jesu (1895) 103, и др. 422 Ср. Dalman, Die Worte Jesu, 234: «Помазанник Ягве», «Мой» или «Его» помазанник. Просто «Мессия», как сокращенная общеупотребительная форма, помимо Н. З. впервые встречается в IV Ез. 7, 28 и 12, 32. 423

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Именно в силу того, что все действия совершаются Богом Словом, возможно признание communicatio idiomatum (ссылки на источники и их анализ см.: Ibid. S. 460-472, 477-479). Из этого, впрочем, не следовало умаления человечества Господа. Поскольку Диодор Тарсийский, Феодор Мопсуестийский и затем Несторий развивали свое учение в русле противостояния всем 3 разновидностям христологии «Слово-плоть», учение о полноте человеческого состава во Христе не могло не стать фундаментальным положением строгого дифизитства, одной из форм которого было Н. Кроме того, несториане отрицали «взаимообщение свойств», означавшее, по их мнению, перенос человеческих свойств на божественную природу Логоса, что могло поставить под сомнение неизменяемость Бога. С другой стороны, содержательный анализ данных фрагментов (подробнее см.: Заболотный. Учение Диодора Тарсийского. 2015; Он же. 2016. С. 98-101) показывает, что Диодор использовал термины «тело» и «плоть» для обозначения понятий «человеческая природа» и «человек» (Blasphemiae Diodori, Theodori et impii Nestorii: Fragmenta ex Diodore Tarsensi. N 12, 29 - Behr. 2011. P. 176, 192), при этом он не рассматривал человека как орудие (ργανον) Бога Слова (это учение активно развивалось в рамках христологии «Логос-плоть», в частности свт. Афанасием Александрийским; подробнее см.: Grillmeier. 1990. Bd. 1. S. 471-472), а фактически писал о нем как о субъекте, отличном от Логоса (Blasphemiae...: Fragmenta ex Diodore Tarsensi. N 6 - Behr. 2011. P. 172). Др. фрагменты также свидетельствуют о равнозначности терминов «плоть» и «человек» в рамках христологии Диодора (Ibid. P. 172. N 6; P. 176. N 11; P. 188. N 25). О полном совпадении значения этих понятий писали также Феодор Мопсуестийский ( Theod. Mops. Comm. in Ioan. I 14//CSCO. Vol. 115. P. 33-34) и Несторий ( Nest. Liber Heracl. II 1. P. 212-213), принадлежность к-рых к схеме «Логос-человек» не вызывает никаких сомнений. Более того, несмотря на отсутствие в сохранившихся фрагментах творений Диодора упоминания человеческой души Христа, выраженного эксплицитно, в них можно найти не только слова о Его совершенной человеческой природе, но и формулу, весьма близкую к учению Феодора о воспринятом человеке: «Совершенный образ Бога Слова [и] совершенный «образ раба» (Флп 2. 7), который Он воспринял (                  )» (цит. по: Sever. Antioch. Contr. gramm. III 23//CSCO. Vol. 101. P. 13). Др. сходная формула из сочинения Диодора, также сохраненная Севиром Антиохийским: «Бог совершенный от Бога совершенного воспринял совершенного человека (                )» (Ibid. 26//CSCO. Vol. 101. P. 63). В толковании на Пс 2 Диодор прямо писал о Вочеловечении (νανθρπησις) Господа ( Diod. Tars. Comm. in Ps. II 8//CCSG. 1980. Vol. 6. P. 15). Т. о., характерное для Нестория исповедание полноты человеческого состава во Христе уходит своими корнями не только в учение Феодора Мопсуестийского, но и в более ранний вариант антиохийской христологии - доктрину Диодора Тарсийского.

http://pravenc.ru/text/2565152.html

Довольно ли этого? И точно ли изобразило вам слово мужа сего? Или надобно, подражая прилежным живописцам, не один раз набросать краски, чтобы представить вам в слове совершенное его изображение? Итак, опишем его вам полнее и явственнее. Кто всех знаменитее из законодателей? Моисей. Кто всех святее из священников? Аарон. Оба братья не менее по благочестию, как и по плоти. Или, лучше сказать, один – бог Фараону ( Исх.7:1 ), ходатай и законодатель Израиля, входящий внутрь облака, созерцатель Божественных тайн и тайноводитель, строитель истинной скинии, юже водрузи Господь, a не человек ( Евр.8:2 ), оба же равно иереи, как сказано: Моисей и Аарон во иереях его ( Пс.98:6 ). Один – князь князей, иерей иереев, – употребляет Аарона, где только нужен язык, и сам служит ему в тех, яже к Богу ( Исх.4:16 ). A другой немного ниже первого, но много превосходит других достоинством и близостью к Богу. Оба поражают казнями Египет, рассекают море, переводят через него Израиля, потопляют врагов, низводят хлеб свыше, то дают, то услаждают сверх упования, воду в пустыне. Оба низлагают Амалика святым воздеянием рук и прообразованием высшего таинства. Оба ведут и поспешают в землю обетования. Не знакомое ли что для вас в этом образе? Живописующее слово не ясно ли изобразило вам со мною одноименного и единодушного мужа? Один из них меня помазал и укрывавшегося извел на среду. Не знаю, что его побудило и чем он увлекся, поступив недостойно живущего в нем Духа. (Как ни жестоко слово это, однако же скажу, потому что дружество переносит все, что ни терпит и ни слышит). Другой приходит утешить меня и примирить с Духом. И теперь для меня дорого его пришествие (да и как не дорожить оным тому, кто предпочитал вас всей своей жизни?), однако же укоряю его за то, что пришел позже, чем требовала нужда. К чему помощь после нашествия и поражения, наилучший из друзей и помощников? К чему кормчий после бури и лекарство по заживлении раны? Устыдился ли ты причиняемого нам насилия, как братолюбивый? Или и сам, как имеющий власть, вознегодовал на непослушание? Которого из братьев обвиняешь и которого освобождаешь от укоризны? Скажу тебе словами Иова (и он сетовал на друга, хотя не на такого и не в таких страданиях): кому прилежиши? или кому хощеши помогати? не сему ли, емуже многа крепость? не емуже ли многа премудрость и ведение ( Иов.26:2 )? A это, как вижу, бывает ныне со многими судиями, которые легче простят самую важную вину людям значительным, нежели малость – незначительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

96. Некий брат спросил одного старца: разрешает ли он ему, придя домой, есть с матерью и сестрами? [На это старец] ответил: " С женщиной не вкушай пищи " . 97. Один из братии имел только Евангелие, но и его он продал, отдав [деньги] на пропитание алчущим. При этом он произнес достопамятное изречение: " Я продал ту книгу, которая говорит мне: Продай имение твое и раздай нищим " (Мф.19:21). 98. Близ Александрии есть остров, расположенный в северной части озера, именуемого Мареотским. На нем обитал [один] монах, наиболее испытанный из [всего] воинства гностиков. Он говорил, что все совершаемое монахами делается по пяти причинам: ради Бога, ради природы, по обычаю, по необходимости и ради [нужды] трудиться руками. Еще он говорил: по природе [своей] добродетель - едина; она обретает различные виды в силах души подобно тому, как солнечный свет, будучи бесформенным, обычно приобретает форму тех отверстий, через которые он проникает [внутрь помещений]. 99. Другой монах говорил: " Я потому лишаю себя наслаждений, чтобы пресечь [всякие] мотивы для гнева. Ибо я знаю, что яростное начало [души] всегда сражается за наслаждения, приводит в смущение мой ум и прогоняет ведение " . А один из старцев говорил: " Любовь не умеет беречь порученных на хранение запасов еды и денег " . Он же изрек: " Я не знаю [случая], чтобы бесы обманули меня дважды относительно одного и того же " . 100. Невозможно любить одинаково всех братии, но возможно со всеми обходиться бесстрастно, будучи свободным от памятозлобия и ненависти. После Господа [больше всех] следует любить иереев, очищающих нас святыми Таинствами и молящихся о нас; старцев же наших мы должны почитать, как Ангелов, ибо они намащивают нас маслом для [духовных] борений и исцеляют от укусов диких зверей. Эпилог Вот, возлюбленнейший брат Анатолий, что могу сказать я ныне о духовном делании. Это все, что нашли мы, по благодати Святого Духа, на ветвях виноградника нашего, собирая с него спеющий урожай. Если же Солнце правды (Мал.4:2), стоя в зените, будет освещать нас и виноградные гроздья станут совсем спелыми, тогда испием и сделанное из этого винограда вино, веселящее сердце человека (Пс.103:15), благодаря молитвам и заступничеству праведного Григория, насадившего меня, и святых отцов, ныне поливающих меня (1Кор.3:6-7), а также благодаря силе взрастившего меня Христа Иисуса Господа нашего, Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/737/...

Ученый приводит, между прочим, два места из пророка Иезекииля, где встречаются выражения: a) « » êl gim ( Иез.31:11 ) и б) « » êlê gibborim ( Иез.32:21 ). В первом примере разумеется Навуходоносор, в отношении к которому Адонаи Господь, через пророка, говорит: «предах его (египетск. царя) в руце князя языческого». Царь вавилонский справедливо называется « » êl gim=«князем языков», или, по выражеиию Даниила, «Царем всем людем, племеном и языком, сущим во всей земли» ( Дан.3:98 ). В другом случае (б) обоим еврейским словам в славянской Елизав. Библии соответствует одно слово: «исполини», хотя этим последним можно было бы перевести только речение «» gibborim без первого «» êlê. Положим, факт вполне доказан, т. е. что «» êl=герой, сильный. Но чаще всего это речение в Св. Писании Ветх. Завета употребляется в применении к Богу Вышнему; примеров для этого достаточно. Гезениус и другие гебраисты смотрят на разбираемый вопрос, очевидно, так, что понятие от «» êl в значении «сильного» перенесено евреями на высочайшее Существо; поэтому Оно, также, называется «» êl (=Всемогущий), с происходящими отсюда однокоренными именами. Конечно, можно – и даже лучше – представлять дело и в обратном порядке: не перенесена ли с Бога – êl – некая частица Его всемогущества на человека, особенно сильного, могучего. В пользу такого мнения служит то, что суд, свойственный единому Богу, сообщается, как выше было сказано, и людям. Навуходоносор, по выражению пророка Иезекииля, называется «царь царем» ( Иез.26:7 ), каковое наименование, в собственном смысле, принадлежит Богу, «Царю царствующих и Господу господствующих» ( 1Тим.6:15 ). Для оправдания первого взгляда, слово «» êl производят от коренного «» ul, придавая ему смысл: «быть могучим», «обладать силою». Но это глагол фиктивный; он в еврейско-масоретской Библии с отмеченным значением не встречается. С натяжкой этот придуманный глагол стараются сопоставить с арабским «aval» (– выступать вперед), от которого в еврейском языке указывают, напр., такие производные слова: ajjál==олень; «» ul=живот (см. Пс. 73:4 по еврейской Библии); «» ul=знатный: «» (чит. = êlê) «» haárez=«крепкие земли» ( 2Цар.24:15 по еврейской Библии; 4 Ц. – по слав. Б.); «» êln=дуб; «» ulám=паперть, предхрамие, портик. Итак, мы видим, что основания в пользу происхождения «» êl от глагола «» ul, сближаемого с арабским «» avál, не отличаются прочностью, и вопрос в этом случае остается открытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Velika...

В царстве небесном, а не здесь на земле, не будет пастырей, так как они уничтожены будут в день суда, при кончине мира. 6) Когда православный собеседник объяснит слова прор. Иезекииля и Иеронима (ч. 11, стр. 101 и 104) в отношении ко второму пришествию Спасителя, то беспоповцы возражают из той же части, что как-же мол понимать следующие слова Иеронима: «Тогда погибшее среди языческих народов будет отыскано и вследствие убеждения еретиков заблуждшее будет возвращено, и пораненное будет обвязано и сокрушенное и слабое будет укреплено» (стр. 107). Как же это? Неужели и в день страшного суда будут заблуждьшие среди еретиков отыскиваться? Нет, этого там не будет, Следовательно, и понимать по вашему нельзя. Разбор: Надо обратить внимание, что здесь не сказано, что будет «отыскиваться, возвращаться, обвязываться, укрепляться», а сказано: будет «отыскано, возвращенο, обвязано, у креплено», т. е. употреблена глагольная форма совершенного вида, показывающая, что действие совершилось прежде того времени, про которое идет речь. А беспоповцы начетчики искажают речения св. отцов, переделывают по своему из совершенного вида в многократный. 7) Мы, говорят беспоповцы, можем воскликнуть с пророком Давидом: «Господь пасет мя и ничтоже мя лишит». Разбор: Едва ли Господь пасет беспоповцев, потому что, до учению св. отцов, этот псалом ( Пс.22:1 ) к ним не может быть применяем. Св. Афанасий Великий пишет: «Предложенный псалом воспевается от лица язычников, которые восхищены тем, что пасет их Господь, и описывает также таинственную трапезу, какую предложил им Сам пасущий их» (ч. 4, стр. 98). Св. Кирилл Алекс. в толков. того же псалма говорит: «Верующие, быв, по написанному научены Богом, вкушая и насыщаясь духовно спасительной пищи, признают в настоящем псалме Его подателем и называют Его пастырем и питателем (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена стр. 179, примеч.)... Таинственная трапеза – плоть Господа делает нас сильными против страстей и демонов. Ибо сатана страшиться причащающихся таин с благоговением» (там же стр. 182, примеч.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Достойно христианина не подозревать только по слухам. Но когда слух дойдет до «надзирающего», «то не есть ли сие какое-нибудь указание Провидения? Именно: указание усилить внимание и наблюдение, дабы потом лечить или болезнь порока, или болезнь подозрения, разносимую слухами» (7:31). Во всех случаях надо слух проверить – «узнать дело, как оно есть», а не принимать так, как кому-либо кажется или как нравится видеть (17:104). Бог есть Бог мира ( 1Кор. 14:33 ) – и христианину надобно быть мирну. «Но для чего призываем мир? Для чего Сам Господь повелевает призывать его? – вопрошает святой Архипастырь и отвечает: – Без сомненья, или для того, что именно в нем недостаток или несовершенно им обладаем, или обладаем не без опасности нарушения и утраты оного. Так бывает со всем во времени: неизменное, ненарушимое, безопасное принадлежит вечности» (3:40). «Мир лучший щит» (8:59) и «польза общих дел» (19–1:97). Это – сокровище, которое надо стеречь и к которому не допускать покушающихся похитить его (3:45). Жить надо со всеми в мире. – «Как мириться с людьми, кои не желают мира?» – Ответ в Священном Писании : «С ненавидящими мира бех мирен» ( Пс. 119:6 ) (29:304). «И если не отрекался некто с ненавидящими мира быть мирен, не отрекайтесь иметь мир с погрешающими, не отрекающимися от исправления» (8:251). Деловые споры не должны нарушать мир. «По должности надобно всякого побуждать к исправности в деле, потому что сего требует правда и польза дела. Я слыхал, – пишет Святитель, – что Платон и Гавриил (оба «Синодальные» митрополиты. – К. С.) после жаркого спора в Синоде по делам, прямо из Синода ехали вместе к тому или другому из них обедать. – Так дела не мешали тогда миру» (17:87). Даже «худой мир лучше брани», – напоминает Святитель известную пословицу (8:360). И, на тот же худой конец, надо быть мирным «при исполнении своего долга» (4:96). Возникла ссора – спеши исправить дело «самым тихим образом... со снисхождением и любовью» (19–1:98). – «Благо есть искать мира в помышлении о Небесном и о ничтожности земного. Впрочем, земными потребностями нельзя пренебрегать тем, которые должны пещись о братии. То, что для Неба, да делаем, как дело, а то, что нужно для земли, как поделие, и не столько для себя, как для братии» (3:47).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой святый, ймже нас спасл еси от работы вражия.     Величаем Тебя, податель жизни Христос, и чтим Крест Твой святой, которым Ты спас нас от рабства врагу. 1. Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя.    Суди, Господи, обижающих меня, побори борющихся со мною (Пс. 34:1). 2. Приими оружие и щит, и востани в помощь мою.    Возьми оружие и щит и восстань на помощь мне (Пс. 34:2). 3. Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.    Отпечатлелся на нас светлица Твоего, Господи (Пс. 4:7). 4. Яко оружием благоволения венчал есй нас.    Благоволением, как оружием, оградил Ты нас (Пс. 5:13). 5. Дал еси знамение боящимся Тебе, еже убежати от лица лука.    Дал боящимся Тебя знамение, чтобы убежали от лука (Пс. 59:6). 6. Познати на земли путь Твой, во всех языцех спсение Твое.    Чтобы узнать на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое (Пс. 66:3). 7. Видеша вси концы земли спасение Бога нашего.    Увидели все концы земли спасение Бога нашего (Пс. 97:3). 8. Поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его.    Поклонимся (по направлению) к месту, где стояли ноги Его (Пс. 131:7). 9. Тогда возрадуются вся древа дубравная.    Тогда возрадуются все деревья лесные (Пс. 95:12). 10. Бог же Царь наш прежде века, содела спасение псреде земли.    Бог жеЦарь наш, прежде века соделал спасение среди земли (Пс. 73:12). 11. Возносите Господа, Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.    Превозносите Господа Бога нашего и покланяйтесь подножию ног Его, ибо оно свято (Пс 98:5). 12. Благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже.    Благослови нас, Боже, Боже наш! Благослови нас, Боже! (Пс. 66:7). 13. Спаси люди Твоя и благослови достояние Твое.    Спаси народ Твой и благослови наследие Твое (Пс. 27:9а). 14. И упаси я, и возми я до века.    И паси их, и возвышай их до века (Пс. 27:9б). Седален по полиелее    Как важнейший из седальнов, имеющий место на торжественнейшей части службы, этот седален говорит о Кресте с особенно всеобъемлющей точки зрения, сообщая и новые, по сравнению с прежними песнопениями, данные о значении его; именно: 1) древо Креста одело в жизнь человека, смертельно обнаженного райским древом; 2) исполнило мир радости, а 3) Церковь — славы, образом чего было совпавшее с первым воздвижением Креста освящение храма Воскресения. Этот седален, как и первые по кафисмам, за общность содержания употребляются и на дневных службах среды и пятницы в соответствующих гласах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010