Зах.11:12 .  И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребре­ников. А к этим применяется Пастырем последнее средство вразумления их и выяснение их истинных отношений к Нему. Пастырь предлагает овцам высказаться, насколько они ценят Его деятельность, – находят они ее заслуживающею вознаграждения или нет; и Он получает в награду за Свое попечение о стаде тридцать сребренников – цену раба ( Исх.21:32 ), которою, очевидно, не вознаградить хотели Пастыря за Его труды, а нанести Ему тяжкое оскорбление. Зах.11:13 .  И сказал мне Го­с­по­дь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оце­нили Меня! И взял Я тридцать сребре­ников и бросил их в дом Го­с­по­день для горшечника. По повелению Божию, пророк, символизирующий действие доброго Пастыря, должен бросить эту оскорбительную награду в церковное хранилище, и он бросает тридцать сребренников в дом Господень для горшечника. – Чтение «el hajjozer» в Зах.11:13 спорно. Многие читают вместо hajjozer – горшечник, haozar – сокровищница (Ges. W. В. Segfried u. Slade, Hebräisches Wörterbuch zum Alten Testament, 1893, Leipzig; Now. 372, Marti 440). Переход алеф в иод обычен в библ. -арам.; не невероятен он и для книги послепленного происхождения (H. Strack, Grammatik des Biblisch-aramäischen. Leipzig, 1901. S. 13; Zatw 1881. S. 28, Anm. Син. переводит первое «el hajjozer» этого стиха – «в церковное хранилище», второе – «для горшечника»). В объяснение выражения «горшечнику», «для горшечника», Ружемонт рассуждает так: «Поле Крови или Акеллама, на южной стороне долины... Гегинном, представляет единственное место в Иерусалиме и его окрестностях, где можно найти землю для горшечного мастера. Таким образом, в этом городе мог быть только один горшечник... Гегинном был «сточной ямою всего города, в которую стекали все нечистоты», по Талмуду, называющему его жерлом ада. Таким образом, горшечник, в глазах народа, принимал на себя некоторую долю оскверненности места, в котором обитал; и бросить горшечнику какой-нибудь предмет, значило выразить самым решительным образом презрение к нему» (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Теперь попечению доброго Пастыря о неблагодарных овцах наступает конец. – Св. Кирилл значение жезлов с символическими наименованиями толкует в применении к проповеди евангельской и закону Моисееву: «не познав и жезла доброго, то есть проповеди евангельской, и сверх того обесславив этим второй жезл, имя которому уже, т. е. закон Моисеев, иудеи не пришли к вере, не познали законом и пророками Предреченного» (с. 168). Зах.11:15 .  И Го­с­по­дь сказал мне: еще возьми себе снаряд одного из глупых пастухов. Зах.11:16 .  Ибо вот, Я по­ставлю на этой земле пастуха, который о по­гиба­ю­щих не по­за­ботит­ся, по­теряв­шихся не будет искать и больных не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет. Но стадо не может совсем оставаться без пастыря; отвергнув Пастыря доброго, оно снова подпадает власти и водительству пастыря неразумного и жестокого. Пророк, согласно повелению Божию, должен взять снаряд одного из глупых пастухов. Этот снаряд обозначает, конечно, неразумную распорядительность и небрежение о стаде со стороны пастуха. «Раздробление копыт по Келеру, указывает на употребление в пищу жира из копыт» (Marti 442). – Св. Кирилл и блаж. Иероним, под неразумным, своекорыстным и жестоким пастырем разумеют антихриста (Кир 169, Иерон 142. Ср. Luth. S. 329). Новейшие толковники под злым пастырем разумеют Римскую Империю, жестокой власти которой евреи подпали около времени пришествия Спасителя и от которой, по отвержению Его, потерпели конечный разгром (Keil 631, Haupt 284). Зах.11:17 .  Горе негодному пастуху, оставля­ю­щему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершен­но иссохнет, и правый глаз его совершен­но по­тускнет. Возмездие ждет негодного пастуха, совсем не радящего о стаде. Самые необходимые члены – рука и правый глаз его поражаются: рука теряет способность действовать, а глаз видеть – за то, что не служили интересам стада. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Книга пророка Захарии. 520-578 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее она содержит пророчество, которое также будет цитироваться евангелистами: А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце ( Зах. 12:10 ). Пророк обещает, что в тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты… И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет ( Зах. 13:1; 14:8 ). Наконец, говорится о том, что все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей ( Зах.14:16 ). Символика воды играла существенную роль и в Книге пророка Захарии, и в церемониях, сопровождавших праздник Кущей. Слова Иисуса, обращенные к участникам торжеств в последний день праздника, созвучны этой богатой символике. В то же время они превращают ее в прообраз той благодати Святого Духа, которая придет на смену ветхозаветному культу с его жертвоприношениями, церемониями и праздниками. В проповеди Иисуса, как она описана в четвертом Евангелии, происходит последовательный демонтаж того, что является несущей конструкцией религии Ветхого Завета. Эта проповедь – «непрерывная атака на все, что в иудаизме более всего ценилось» 267 . Иисус предлагает разрушить храм сей – главную святыню израильского народа – и в три дня воздвигнуть храм тела Своего ( Ин.2:19–21 ). Он говорит о том, что Богу надо поклоняться не на горе Гаризим и не в Иерусалиме, а в духе и истине ( Ин.4:21–23 ). Он считает возможным нарушать субботу ( Ин.5:16–17 ). Манну небесную, которой Моисей питал израильский народ, Он предлагает заменить на Свою плоть ( Ин.6:53–58 ). Ветхозаветные Писания для Него ценны постольку, поскольку они свидетельствуют о Нем ( Ин.5:39 ). Он ставит Себя выше наиболее почитаемых персонажей иудейской традиции – Авраама ( Ин.8:58 ), Иакова ( Ин.4:12 ) и Моисея ( Ин.5:46 ); к этому списку синоптические Евангелия добавляют пророка Иону и царя Соломона, в отношении которых Иисус утверждал, что Он больше их ( Мф.12:41–42 ; Лк.11:31–32 ). Мы еще раз видим, как Иисус создает новую религию на обломках старой. При этом ветхозаветная религия не упраздняется: все ее наиболее существенные элементы превращаются в прообразы новозаветных реальностей. Для христианской традиции Ветхий Завет навсегда останется тем священным основанием, фундаментом, на котором после демонтажа старой конструкции будет возведена новая. Эта новая конструкция не будет привязана к конкретному месту и не будет создаваться как храм для одного народа. Она станет храмом, двери которого открыты для каждого и в который люди из всех народов… будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вопрос, который теперь предлагают послы священникам и пророкам, в сущности, разъяснен еще до плена – преждебывшими пророками. Не те же ли слова провозглашал Господь чрез прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен и покоен, и города вокруг него, южная страна и низменность, были населены? ( Зах.7:7 ) Бог многократно требовал от народа не постов, а исполнения нравственных заповедей, требовал любви к ближнему и справедливости. Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем ( Зах.7:9–10 ; ср. Исх.23:6–9 ; Ис.1:17; 66:1–3 ; Иер.21:12; 22:3; 25:3–7 ; Ам.5:21 ). Но как народ отвечал на эти ясные и настойчивые требования? Пренебрежение к словам пророков, упорство и ожесточение сердца были на это ответом. Они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим чрез прежних пророков ( Зах.7:11–12 ). И что же? Оставляя в небрежении заповеди, евреи считали себя ослушниками воли Божией? Нет: наказанные за грехи пленом, они, помимо прямого повеления Божия, установили посты; и, не обратившись на путь исполнения заповедей, полагали, что загладили внешними подвигами свои нравственные преступления и заслужили от Бога милость и прощение. Они хотят теперь освободиться от добровольно наложенного послушания и для спокойствия совести обращаются за разрешением к установленному Богом священству и к пророкам. Таким образом, постясь в продолжение семидесяти лет в положенные дни, не усыпляли ли иудеи свою совесть, не пытались ли обмануть Бога, обманывая и самих себя? Заповеди не хотели исполнять и «с закрытыми ушами презирали повеления Божия…; а теперь с такою точностью спрашивают: когда они должны поститься и плакать» – замечает в толковании на это место бл. Иероним. Не лицемерие ли спрашивать теперь священников и пророков об отмене постов, когда самовольно отменено исполнение заповедей? И не явственно ли звучит в словах послов:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И опять поднял я глаза мои и вижу: вот, четыре колесницы выходят из ущелья между двумя горами… В первой колеснице кони рыжие, а во второй колеснице кони вороные; в третьей колеснице кони белые, а в четвертой колеснице кони пегие» ( Зах.1:8 ; Зах.6:1–3 ). Пророк Захария ( Зах.6:5 ) отождествляет коней и колесницы с четырьмя ветрами. Рыжие (красные) кони движутся на восток, вороные (черные) на север, белые на запад и пегие (пестрые) на юг. Окрас коней говорит также об угловых планетах космоса: Меркурий (красный), Сатурн (черный), Юпитер (белый) и Марс (зеленый); Венера – пятая планета – «пестрая». Эти астрально-мифологические представления очень древние, но для Иоанна они, конечно, не играют никакой роли. Остается лишь символика числа четыре и отсылка к видению пророка Захарии. Это позволяет Иоанну подчеркнуть то, что действия всадников объемлют весь мир; надо учесть, что их посылают чртыре животных, которые символизируют ангелов всего творения. В Откр.6:1–8 кони и всадники – символы эсхатологических бедствий на всей земле. Но при этом четыре всадника и их гибельные действия отражают опыт христиан конца I века. Каждый из всадников песет то или иное бедствие, названное в Откр.6:8 : «умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными». Из этой схемы выпадает только первый всадник. Не сказано, какое бедствие несет он. Следовательно, в первом всаднике выражено некоторое расширение или обобщение традиционных представлений. Большинство современных экзегетов видит в нем актуализацию ветхозаветной традиции, осмысление ее в свете современных Иоанну событий, ожиданий, опасений… Белый цвет победы показывает первого всадника как победоносного захватчика. В то время, когда писалась Книга Откровения, Рим постоянно находился в опасности от Парфии. Первый всадник мог напоминать парфянскую конницу. Парфянский царь Вологез I в 62 году одержал сокрушительную победу над римлянами, и с того времени парфянские войска постоянно нарушали восточные границы Римской империи. Первый всадник имеет лук.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Еф. 3:6 ), – быть не чужими и пришельцами, но согражданами святым и своими Богу (там же 2:19). И возвращу их (верующих), говорит Господь через св. пророка Захарию из земли Египетской, и из Ассирии соберу их, и приведу их в землю Галаадскую и на Ливан, и недостанет места для них ( Зах. 10:10 ). Но, если все народы земли соделает Господь наследниками обетования, то, естественно, уже и по этому самому нельзя будет верующих связывать с землею Обетования, как то было с евреями, которых, как народ избранный и святой, благоволил Господь отделить от язычников, – потому что тогда по самой численности верующих нельзя будет поселить их на земле Обетования, так как не достанет для них места на ней 225 . К тому же, в этом не будет и нужды, потому что тогда пойдет Он (Господь) по морю, и поразит волны в море, и будут посрамлены все пучины речные, и унизится гордость Ассура, и скипетр отойдет от Египта ( Зах. 10:11 ). Когда же Господь везде будет с верующими, тогда для них на всяком месте будет земля Обетования, кипящая медом и млеком. Самые скорби, неизбежные в мире, будут обращаться для них в радость, потому что с ними будет тот же всемогущий Бог, Который некогда иссушил море для избранных Своих и погубил в волнах его нечестивых, пред Которым расступилась вода Иордана реки, и Которому, следовательно, не трудно унизить самонадеянность человеческую и показать ничтожность внешнего могущества людей, если только это потребуется для торжества истинной веры в Него 226 . И сделаю, таким образом, их (верующих) сильными в Иегове, но, под тем, конечно, условием, если в имени Его будут они ходить, говорит Иегова ( Зах. 10:12 ) 227 . в) Пророчество о последней степени нравственного растления и избранного народа Божия в пришествие Мессии, как свидетельств совершенной необходимости в то время нравственно-благодатного обновления человечества (Гл. 11) Итак, с пришествием на землю Мессии, средостение между людьми уничтожится: отворяй же, восклицает пророк, Ливан, врата свои 228 ; потому что с уничтожением религиозной вражды между людьми, или, лучше, с распространением истинного боговедения по всей земле, не будет нужды ограждать естественными или искуственными оплотами землю Обетования, с целью охранения ее святыни и святости от языческого осквернения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

И сказал мне Иегова: еще возьми себе вещи глупого пастуха ( Зах. 11:15 ), т. е., оставь упорных, с их убеждением, что ты не можешь управить их, сообразно с их целью, – и пусть управляют ими пастыри по сердцу их (сравн. Ин. 5:43 ) 255 . Ибо вот, Я поставлю на этой земле пастуха, который о погибающих не позаботится, потерявшихся не будет искать и больных не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет ( Зах. 11:16 ), для того, чтоб путем тяжких бедствий, какие принесут иудеям пастыри, имеющие заменить отвергнутого ими доброго пастыря, узнали, наконец, эти жалкие овцы, различие между последним и первыми (сравн. 2Фес. 2:10–12 ). О, пастырь ничтожный, в годину бедствия паствы своей, не защищающий ее, но оставляющий стадо! Меч на мышцу его и на правый глаз его, – потому что он обещал могущество другим, которого сам не имел, льстил поверившим ему вечной свободой, предав их, вместо того, нескончаемому рабству 256 ! И мышца его непременно иссохнет, и правый глаз его непременно ослепнет ( Зах. 11:17 ), – т. е., со временем, он получит достойное наказание. В частнейшем применении пророчества, ко временам христианским, отцы Церкви видят в образе сего ничтожного пастыря – антихриста, который, как говорит св. Ефрем Сирин , «мяса избранных пояст», т. е. возмет серебро богатых, и «глезны их избиет», т. е. не пощадит и останков стада, представленных в образе глезн» 257 , и которого, как говорит Апостол, Господь Иисус убьет, наконец, духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего ( 2Фес. 2:8 и след.). Речь вторая а) Пророчество о том, что крест Христов для неверующих будет камнем претыкания и соблазна, а для верующих – Божией премудростью и силой, приводящей ко спасению (Гл. 12) Бремя слова Иеговы на Израиля, говорит Иегова, распростерший небо, и поставивший землю, и образовавший дух человека во внутренности его (12:1), т. е. Бог всемогущий, Который непременно совершит, что предопределил совершить 258 . Такое вступление пророческой речи, без сомнения указывает на важность содержания ее. Вот, говорит Господь, Я сделаю Иерусалим прахом, трясущимся для всех народов окрестных 259 , т. е. «соделаю, как говорит блаж. Феодорит, город сей для всех народов доступным и одолимым, уподоблю его преддвериям, колеблющимся, и готовым упасть, так что враги, видя его лишенным Моего, о нем, промышления, приступят, осадят его, и причинят ему, обыкновенно, бывающие при этом бедствия» 260 : и на Иуде сбудется это, когда Иерусалим будет стеснен отовсюду (12:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

В этих словах усматривается готовность Израиля идти вслед Господа. Влеки меня – этим означается призывающая благодать Божия, влекущая людей к Богу, но не принуждающая их. Мы побежим за тобою – свободный отклик Израиля на зов Ягве. Царь – например, в сирийских песнях, жених и невеста часто именуются царем и царицей. В христианском таинстве венчания на жениха и невесту возлагаются золотые венцы, напоминающие царские. Ягве часто именуется Царем Израиля. «Господь Бог Ваш – Царь ваш» ( 1Цар. 12:12 ; Ис. 6:1.5 ; Иер. 23:2 ; Иез. 34:11–16 ). Но еще чаще Господь именуется Царем после вавилонского плена ( Авд. 1:21 ; Зах. 14:9 ; Мал. 1:14 и др.). Ложница, или чертоги – это святой Иерусалим, или лучше сам Иерусалимский храм – место пребывания и покоя Ягве. Место – где Он являлся Своей Невесте – святому Израилю в лице его первосвященника. Туда устремлялись и девицы , ибо там был и двор язычников. Тех язычников, которые, оставляя своих идолов, устремлялись к Единому и Истинному Богу. Увлекаемый Господом, Израиль говорит: «Ты, Ягве, повлек меня за собою, когда я был в Египте, и я поспешил вслед Тебя, так что не успел заготовить в путь хлеба, и за это послушание Ты ввел меня в свой чертог, в город Иерусалим» Эти слова можно отнести и к плененным в Вавилоне иудеям, сердца которых тосковали по чертогам Господним, по храму святого Иерусалима. «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе...» ( Пс. 136:1 ). Царь ввел меня в чертоги свои – «так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим» ( Зах. 1:17 ). Иудеи ждали, когда они вновь будут позваны в Иерусалим, теперь уже из Вавилона, как некогда из Египта. Возрадуемся и возвеселимся о Тебе и возлюбим сосца твоя паче вина – радость иудеев при возвещении им вести о спасении. «Возвеселится сердце их, как от вина; и увидят это сыны их и возрадуются; в восторге будет сердце их о Господе» ( Зах. 10:7 ). 1:4 Черна есмь и добра, дщери Иерусалимския, якоже селения кидарска, якоже завесы Соломоновы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Когда слуга св. Елисея, Гиезий, взял тайно и обманным образом серебро у исцеленного пророком от проказы военачальника Неемана, св. Елисей прозрел мерзкий поступок Гиезия, обличил его и наказал, сказав ему: «разве сердце мое не сопутствовало тебе. Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег» ( 4Цар. 5:25–27 ). По действующей же в нем благодати Божией узнал и ап. Петр о том, что «Анания с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей», узнал и наказал их обоих смертию ( Деян. 5:1–11 ). Нужно ли говорить о том, что святые за целые сотни и даже тысячи лет с точностию предсказали о времени и месте рождения Мессии Христа ( Дан. 9 гл. Мих. 5:2 ), о рождении Его от Пречистой Девы (Исаии 7:14), о многих обстоятельствах Его земной жизни ( Агг. 2:6–9 срав. Мф. 21:12–13 . Зах. 9:9 . срав. Мф. 21:1–5 . Пс. 21:19 и др.)», страдании и смерти на кресте (Исаии 53 гл. срав. Ин. 18 гл. и 19:24. Зах. 12:10 . ср. Ин. 19:34 и др.). И пророчества эти с удивительной точностию сбылись, убеждая нас в том, что для святых угодников Божиих для их ведения нет границ ни во времени, ни в пространстве, когда Господь Сам открывает им и настоящее, и будущее, и тайны сердца человеческого. Освобожденные от бренных тел, находясь под постоянным действием благодати Божией, в непосредственном общении и лицезрении Бога, святые, живя на небе, еще легче чрез Него могут знать о том, что происходит на грешной земле, еще скорее могут слышать наши молитвы: так холодное железо, накаляясь от действия огня, приобретает от него и силу теплоты и силу света. Св. Ангелы тоже не всеведущи, однако и они, будучи на небе, у престола Божия, знают о раскаянии каждого грешника на земле ( Лк. 15:10 ). Ангелы-хранители каждого человека и каждого народа не всеведущи, однако, будучи на небе, знают о жизни на земле каждой вверенной им души, каждого вверенного им народа, – знают, молятся и помогают им ( Мф. 18:10 . Дан. 10:11–21 . Зах. 1:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Пророчества о событиях после погребения Христа Пророчества, исполнившиеся в один день Нижеследующие 29 пророчеств из Ветхого Завета, в которых предсказывается предательство, суд, смерть и погребение Господа нашего Иисуса Христа, произнесены в разные времена разными голосами на протяжении пяти столетии от 1000 до 500 г. до Р.Х. Тем не менее, все они буквально исполнились в Иисусе в течение одних суток. 34. Продан за тридцать сребреников Пророчество: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников...» ( Зах. 11:12 ). Исполнение: «И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников» ( Матф. 26:15 ); ( Матф. 27:3 ). 35. Деньги будут брошены в дом Божий Пророчество: «И взял Я тридцать серебренников и бросил их в дом Господень для горшечника» ( Зах. 11:13 ). Исполнение: «И бросив сребренники в храме, он вышел...» ( Матф. 27:5 ). 36. НА ЭТИ ДЕНЬГИ БУДЕТ КУПЛЕНО ПОЛЕ ГОРШЕЧНИКА Пророчество: «И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника» ( Зах. 11:13 ). Исполнение: «Сделавши же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников...» ( Матф. 27:7 ). В предыдущих четырёх пророчествах мы обнаруживаем семь сбывшихся предсказаний: 1) о предательстве; 2) о предательстве друга; 3) за 30 монет, причём 4) серебряных, а не, скажем, золотых; 5) о деньгах, брошенных – неположенных! – на пол; 6) в доме Господнем, и, наконец, 7) о покупке на них земли горшечника. 38. Обвинения лжесвидетелей Пророчество: «Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня» ( Пс. 34:11 ). Исполнение: «Первосвященни ки и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля...» ( Матф. 26:59 ). 39. Молчание перед обвинителями Пророчество: «Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих...» ( Ис. 53:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010