Различные народы будут приходить в Иерусалим для поклонения единому Богу «и для празднования праздника кущей». Те племена, которые хоть раз пренебрегут этим обычаем, будут лишены дождя и подвергнутся «поражению, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей» (Зах 14. 16-19). Жертвы, приносимые Господу Саваофу со всех концов земли, станут столь многочисленными, что для их приготовления будут использованы «все котлы в Иерусалиме и Иудее». Служение истинному Богу распространится повсеместно, «и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день» (Зах 14. 21; одно из наиболее распространенных толкований этого места состоит в том, что представители традиционно враждебных Израилю хананейских племен станут исповедовать истинную религию - Meyers. 1993. P. 491-492). Основные темы З. п. к. Спасение избранного народа Увидев умножение зла в др. народах, Бог обратился «к Иерусалиму с милосердием» (Зах 1. 16). Притеснение Израиля более неугодно Богу, Он накажет его врагов (Зах 2. 8-9), а вместо униженной жизни в плену подаст ему процветание «на святой земле» (Зах 2. 12). Все это станет возможным благодаря тому, что Бог очистит Свой народ, оставив в нем лишь достойных: «...ибо всякий, кто крадет, будет истреблен... и всякий, клянущийся ложно...» (Зах 5. 3). В божественный план спасения включен не только Израиль, но и др. народы, к-рые «будут приходить... чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа» (Зах 8. 22). Однако и в этом подчеркивается избранничество иудеев - все остальные спасутся лишь тем, что «возьмутся за полу Иудея» (Зах 8. 23). Сион - место присутствия Божия Господь «утешит... Сион» (Зах 1. 17) и снова изберет его в качестве места Своего пребывания: «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя...» (Зах 2. 10). Сион, «гора Господа Саваофа», будет названа «горою святыни», а Иерусалим станет «городом истины» (Зах 8. 3). К «дщери Сиона» обращено и известное мессианское пророчество З. п. к., относимое обычно к входу Господню в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9. 9). Фигура Зоровавеля

http://pravenc.ru/text/182655.html

В «пророческом слове Господа об Израиле» говорится о будущей роли Иерусалима: против него соберутся войной «все народы земли», однако благодаря помощи Господа Саваофа он победит их и станет «тяжелым камнем для всех племен» (Зах 12. 1-3). Господь истребит «все народы, нападающие на Иерусалим», а на его жителей изольет «дух благодати и умиления»: они «воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем» (Зах 12. 9-10; ср.: Ин 19. 37). Все колена и племена Израиля будут рыдать «особо, и жены их особо» (Зах 12. 12-14). Для жителей Иерусалима и для дома Давидова (т. е. правящей династии) будет открыт источник, в котором они смогут омыть свои «грех и нечистоту» (Зах 13. 1). Очищение народа будет сопровождаться обличением лжепророков: они «устыдятся... видения своего», перестанут прорицать и будут называться земледельцами, а не пророками (Зах 13. 2-6). Меч поднимется на пастыря Господня, и исполнится речение (  , в синодальном переводе - говорит) Господа Саваофа: «...порази пастыря, и рассеются овцы!» (Зах 13. 7; ср.: Мф 26. 31; Мк 14. 27). По попущению Божию останется лишь треть людей «на всей земле», все остальные будут истреблены. Эту «третью часть» Господь введет в огонь, расплавит, «как плавят серебро», очистит, «как очищают золото», и назовет Своим народом (Зах 13. 8-9). Все народы выйдут на войну против Иерусалима. Когда наступит день Господень , город будет взят и разграблен, а половина жителей будет уведена в плен. Господь придет на помощь городу вместе со всеми Своими святыми и «ополчится против этих народов» (Зах 14. 1-5). Дневной свет померкнет, и светила удалятся, так что этот день «будет единственный, ведомый только Господу» (Зах 14. 6-7). После этого из Иерусалима потекут «живые воды», и он будет «стоять... безопасно», а Господь станет «Царем над всею землею» (Зах 14. 7-11). Он поразит различными бедами «все народы, которые воевали против Иерусалима», между ними «произойдет... великое смятение», а все их богатство «собрано будет... в великом множестве» (Зах 14. 12-14).

http://pravenc.ru/text/182655.html

Захария «снова... поднял глаза» и увидел мужа с землемерной вервью, идущего «измерять Иерусалим, чтобы видеть, какая широта его и какая длина его». Один из явившихся Захарии ангелов предсказывает, что Иерусалим будет многолюдным городом, для к-рого Бог Израиля станет «огненною стеною вокруг него» (Зах 2. 1-5). Господь призывает Свой народ вернуться на родину и обещает защитить его от враждебных народов; Он будет жить в Сионе, и к Нему «прибегнут... многие народы» (Зах 2. 11). Захария становится свидетелем божественного суда, на котором Господь решает судьбу Иерусалима. Он видит «Иисуса, великого иерея (т. е. первосвященника Иисуса, сына Иоседекова, игравшего важную роль в восстановлении Иерусалимского храма; ср.: 1 Езд 3. 2-9; 4. 3; 5. 2.- Авт.), стоящего перед ангелом Господним» и противостоящего ему сатану (Зах 3. 1). Господь произносит запрещение сатане, называет Иерусалим «головней, исторгнутой из огня», и очищает запятнанные одежды первосвященника Иисуса (Зах 3. 2-4). Ангел сообщает Иисусу, что Бог приведет раба Своего, Отрасль, и изгладит «грех земли сей в один день» (Зах 3. 8-9). Приблизившийся к Захарии ангел разбудил его, «как пробуждают человека от сна его», после чего Захария увидел золотой светильник с 7 лампадами, чашечкой для елея и 2 маслинами с правой и с левой стороны чашечки (Зах 4. 1-3). Согласно объяснению ангела, «две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото» символизируют «двух помазанных елеем» (Зоровавеля и первосвященника Иисуса, сына Иоседекова,- руководителей послепленной иерусалимской общины) (Зах 4. 12, 14). Видение представляет собой «слово Господа к Зоровавелю»: Бог исполнит обещанное «не воинством и не силою, но Духом» Своим (Зах 4. 6). Видение прор. Захарии. Миниатюра из Книги пророков с толкованием. 1888 г. (РГБ. Ф. 242. 187. Л. 642) Видение прор. Захарии. Миниатюра из Книги пророков с толкованием. 1888 г. (РГБ. Ф. 242. 187. Л. 642) Господь являет Захарии летящий свиток, длиной в 20, а шириной в 10 локтей, представляющий собой «проклятие, исходящее на лицо всей земли». На 2 сторонах свитка начертан приговор клятвопреступникам и разбойникам: они сами и их жилища будут истреблены Господом Саваофом (Зах 5. 3-4). Захария видит сидящую «посреди ефы» (емкость для измерения зерна) женщину, символизирующую «само нечестие». 2 др. женщины, у к-рых были «крылья... как крылья аиста», понесли эту ефу и сидящую в ней женщину, накрытую куском свинца, «между землею и небом... чтобы устроить для нее дом в земле Сеннаар» (Зах 5. 7-11).

http://pravenc.ru/text/182655.html

Зах.3:3 .  Иисус же одет был в запятнан­ные одежды и стоял перед­ Ангелом, Зах.3:4 .  который отвечал и сказал стояв­шим перед­ ним так: снимите с него запятнан­ные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торже­с­т­вен­ные. Правосудие Божие удовлетворено; теперь настало время милости и прощения, в знак чего, по повелению Ангелом Иеговы, подчиненные ему Ангелы снимают с первосвященника запятнанные одежды, в которых он стоял пред Ангелом Иеговы, своим судьей; а ему самому объясняется, что это снятие обозначает прощение греха. Вслед за тем, по повелению Ангела Господня, первосвященник облечен в одежды торжественные (Венск.: чистые). Так как первосвященник, в данном случае, является в качестве представителя всего народа, то и оправдание его служит символом оправдания всего народа. Зах.3:5 .  И сказал: воз­ложите на голову его чистый кидар. И воз­ложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду; Ангел же Го­с­по­день стоял. Относительно возложения, в частности, чистого кидара на голову первосвященника св. Ефрем делает следующее замечание: «священнику, служившему пред наступлением плена, сказано было: сниму с тебя украшение и кидар ( Иез.21:26 ), который на главе твоей; теперь же Ангел повелевает, говоря: на главу возвращающегося из плена священника возложить кидар чист» (с. 229). Зах.3:8 .  Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед­ тобою, мужи знаменатель­ные: вот, Я при­вожу раба Моего, ОТРАСЛЬ. Зах.3:9 .  Ибо вот тот камень, который Я по­лагаю перед­ Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Го­с­по­дь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день. В заключение дается обетование, относящееся к предмету чаяний всего Израиля. Иисусу и его собратьям священникам предрекается о явлении раба Божия, имя которому Отрасль. Этим именем обозначается, конечно, Мессия. Но исследователи отрицательного направления пытаются доказать, что в Зах.3:8 назван Отраслью Зоровавель (и только он); Зеллин, напр., рассуждает: по Зах.4:9 основателем и строителем храма представляется Зоровавель, а по Зах.6:13 – Отрасль: отсюда тождество Зоровавеля и Отрасли не может подлежать сомнению (And.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Зах.6:6 .  Вороные кони там выходят к стране северной и белые идут за ними, а пегие идут к стране по­луден­ной. Зах.6:7 .  И сильные вышли и стремились идти, чтобы прой­ти землю; и он сказал: идите, прой­дите землю, – и они про­шли землю. Восьмое видение имеет близкое сходство и со вторым видением. Там четыре рога и четверо рабочих обозначают языческие державы всех стран света и поражающие их бедствия. Здесь частнее указываются страна северная, под которою принято разуметь Вавилон, и южная, представляющая Египет, по выражению Корниля, «Египет – Вавилон всегда являются четою враждебных Иегове держав» (S. 167, Kohl. Sach. 1–8, ss. 185, 187–188); но и другие страны не оставлены без посещения исполнителей гнева Божия ( Зах.6:7 ). Зах.6:8 .  Тогда по­звал он меня и сказал мне так: смотри, вышедшие в землю северную успоко­или дух Мой на земле северной. Наказание, постигающее Вавилон, как видно, всего более соответствовало намерениям Божиим; враги народа Божия, претерпевшего от них великие, не преданные еще забвению бедствия, заслуживают и гнев Божий в сильнейшей степени. Зах.6:9 .  И было слово Го­с­по­дне ко мне: Зах.6:10 .  возьми у при­шедших из плена, у Хелдая, у Товии и у Иедая, и пойди в тот самый день, пойди в дом Иосии, сына Софониева, куда они при­шли из Вавилона, Содержание второй половины главы шестой, далеко не всеми толкователями понимаемо одинаково, таково: оставшиеся в Вавилоне евреи, желая прийти на помощь своим возвратившимся в Иерусалим соотечественникам в деле восстановления храма, отправили строителям с избранными представителями вавилонских жителей из евреев золота и серебра. Пророк получает повеление от Господа – в тот же день, как придут в Иерусалим вавилонские послы, отправиться в дом некоего Иосии, где они остановятся. Зах.6:11 .  возьми у них серебро и золото и сделай венцы, и воз­ложи на голову Иисуса, сына Иоседекова, иерея великого, Взяв у пришедших золото и серебро, пророк должен сделать венец и возложить его на голову первосвященника Иисуса. Для обозначения венца, предназначаемого для первосвященника, в подл. т. употреблено множественное число: «венцы». Отсюда Эвальд заключает, что, согласно повелению Божию, следовало изготовить две короны: для Иисуса и для Зоровавеля; таким образом, в тексте Зах.6:11 необходимо предположить пропуск слов: «и на голову Зоровавеля». Но такому толкованию не соответствует контекст: по смыслу всего отдела корона предназначалась для одного лица – именно, для первосвященника Иисуса. По мнению некоторых, множ. ataroth указывает только на сложность устройства короны, имевшей, быть может, не один обод (наподобие папской тиары).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Зах.9:10 .  Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бран­ный лук; и Он воз­вестит мир народам, и владыче­с­т­во Его будет от моря до моря и от реки до концов земли. С воцарением Царя мира, для народа Божия не нужны будут военные колесницы и боевые кони; всякое бранное оружие должно быть уничтожено, так как мир возвещен будет всем народам во все концы земли. Зах.9:11 .  А что до тебя, ради крови завета твоего Я освобожу узников тво­их изо рва, в котором нет воды. Зах.9:12 .  Возвращайтесь на твердыню вы, плен­ники надеющиеся! Что теперь воз­вещаю, воз­дам тебе вдвойне. При изображении падения языческого могущества и воцарения на Сионе Царя мира не забыты те евреи, которые рассеяны по языческим странам и томятся в неволе. Ради завета, запечатленного жертвенною кровью. Господь определяет вывести всех участников завета из рассеяния и освободить от бедствий плена. Из всех народов Господь заключил завет только с одним народом еврейским; в силу этого завета, те, которые теперь находятся как бы в безводном рву, будут поставлены на возвышенное и безопасное место; узники еврейские, как не лишенные надежды на освобождение, и названы в Зах.9:12 пленники надеющиеся. В крови завета и непреложных обетованиях Божиих лежит, следовательно, твердое основание надежды на освобождение от порабощения и плена; а за все перенесенные сынами Израиля бедствия они будут вознаграждены сугубо. Зах.9:13 .  Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воз­двигну сынов тво­их, Сион, про­тив сынов тво­их, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца. Между притеснителями язычниками и угнетаемыми ими узниками еврейскими роли переменятся. Иуда и Ефрем сделаются в руках Божиих бранным оружием – луком и стрелами против язычников. А в руках Божиих и слабое оружие несокрушимо. Сыны Сиона восстают против сынов Ионии и ведут с ними победоносную борьбу. Таким образом, в Зах.9:13 и след. указывается на необходимость борьбы избранного народа, как орудия в руках Божиих, с боговраждебными царствами для того, чтобы могло осуществиться царство всеобщего мира, о котором предвозвещается в Зах.9:10 . Пророчество Зах.9:13 можно отнести к борьбе (нередко победоносной) Маккавеев против греческих царей Сирии (Селевкидов). Св. Кирилл разумеет здесь другого рода победы: «какие чада Сиона восстали против чад эллинских, если не божественные ученики и впоследствии ставшие предстоятелями церквей?.. Подвизаются же они против сынов еллинских и воюют против заблуждающихся» (с. 129). Подобное же понимание, наряду с вышеизложенным, встречаем и у блаж. Феодорита.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем ( Зах. 7, 9–10 ), ( Зах. 8, 16–17 ) – вот, что благоугодно Богу и невыполнение чего навлекает Его гнев; поэтому, наказание, которое постигло предков современного пророку поколения, может разразиться и над головами тех, от лица которых предложен пророку вопрос о постах. (См. Kaamz, Ss. 81–84). Исполнение заповедей требует Господь, но когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце.., для Меня ли вы постились?.. И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?–вопрошает пророк ( Зах. 7, 5–6 ). Таким решением вопроса о постах пр. Захария, следовательно, как бы предвосхищает новозаветное учение о том же (ср. Мф. 6, 16–18 ); ( 1Кор. 8, 8 ) и др. Если бы пророк признавал неуместность постов именно в виду ожидаемой им в близком будущем в судьбе иудеев перемены к лучшему, как полагает, напр., Дум (S. 316), мы едва ли встретились бы в глл. 7–8 с неоднократным напоминанием о необходимости выполнение заповедей, о наказании за упорство и противление ясно выраженной воле Божией и, наконец, с общим замечанием ( Зах. 7, 5–6 ) о том, что пост сам по себе никакого отношение к Богу не имеет. Хотя пророк, согласно вообще с ветхозаветным представлением о соответствии благосостояние в жизни временной с благочестием, говорит в ( Зах. 8. 12 ): посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведение свои, и небеса будут давать росу свою: и все это Я отдам во владение оставшемуся народу сему ср. ( Зах. 3, 10 ); но в заключение своих наставлений и обетований, данных при решении вопроса об отмене постов, пророк говорит о благах высших, духовных – о распространении истинного богопознания и богопочтения между язычниками при посредстве иудеев, как результате полного обращение их на путь исполнение заповедей ( Зах. 8, 16–23 ). 75 По мнению Кейля, в ( Зах. 8, 8 ) под Иерусалимом нельзя разуметь земного Иерусалима, а только мессианское царство: земной Иерусалим не мог бы вместить иудеев, собранных со всей земли (S. 585). Но во всяком случае, возможно относить это обетование и к земному Иерусалиму, так как к буквалистическому пониманию подобного рода выражений ничто не обязывает: прямой смысл этого стиха тот, что Иерусалим, обезлюдевший в период плена, снова будет заселен. 76 Иегова, как Творец всего мира, должен быть Владыкой и Богом всех народов; но в ветхозаветное время Он является Богом преимущественно для избранного народа, и только чрез его посредство истинное богопознание делается всеобщим. Мысль, что и язычники предназначаются для вступление в устрояемое Богом царство, достигает полной ясности лишь у пророков (Oehl. Ss. 216–217). Читать далее Источник: Сергиев посад. Типография Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. 1910 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Глава 8 1–17. Обетования Божии об изменении судьбы остатка избранного народа к лучшему. Несомненность и условия этого изменения. 18–23. При изложенных условиях посты могут обратиться для дома Иудина в торжественные празднества, и сами иудеи сделаются посредниками между Богом и неверующими Его язычниками. Первые семнадцать стихов главы восьмой, представляют необходимое соединительное звено между гл. VII и второю половиною гл. VIII, которая заключает прямой ответ на поставленные в Зах.7:3 вопрос о постах. В гл. VII пророк обращает внимание слушателей на времена минувшие и вразумляет их почерпаемыми из истории уроками; в гл. VIII он рисует картины будущего, выясняя, при каких условиях посты могут превратиться в торжественные празднества. Зах.8:1 .  И было слово Го­с­по­да Саваофа: Зах.8:2 .  так говорит Го­с­по­дь Саваоф: воз­ревновал Я о Сионе ревностью великою, и с великим гневом воз­ревновал Я о нем. Пророчество, заключающееся в рассматриваемом отделе, начинается теми же словами, которые мы встречаем почти в самом начале пророчества восьми ночных видений ( Зах.1:14–15 ). Господь говорит о любви к Сиону, т. е. к Своему народу; под ревностью здесь, конечно, разумеется ревность любви, а выражение гнева относится к язычникам, которые причинили столько зла избранному народу. Зах.8:3 .  Так говорит Го­с­по­дь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет назы­ваться Иерусалим городом истины, и гора Го­с­по­да Саваофа – горою святыни. Но Господь определил по отношению к нему переменить Свой гнев на милость. Он возвратится на Сион и будет обитать в Иерусалиме, который оставлен Им при разрушении храма и города, в начале плена, как это созерцал пророк Иезекииль ( Иез.9:3 ; Иез.10:4, 18 ; Иез.11:22–23 ). Иерусалим и его окрестности снова будут вместилищем истины и святости, равно как мира и благополучия. Зах.8:7 .  Так говорит Го­с­по­дь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захожде­ния солнца; Зах.8:8 .  и при­веду их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Мо­им народом, и Я буду их Богом, в истине и правде.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Зах.14:8   И будет в тот день, живые воды по­текут из Иерусалима, по­ловина их к морю восточному и по­ловина их к морю западному: летом и зимой так будет. Из Иерусалима потечет чудесный источник животворной воды на восток (к Мертвому морю) и на запад (к морю Средиземному); этот источник будет давать воду в продолжение целого года (обыкновенно же источники жаркой Палестины в летнее время высыхают). Зах.14:9   И Го­с­по­дь будет Царем над всею землею; в тот день будет Го­с­по­дь един, и имя Его едино. Тогда Господь воцарится на всей земле, все будут чтить единого Господа. Зах.14:10   Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своем месте и населит­ся от ворот Ве­ниаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Анамеила до царских точил. Зах.14:11   И будут жить в нем, и про­клятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно. Иерусалим, как место обитания Божия, получит особенное значение и сделается центральным возвышенным пунктом для всей страны, которая обратится в равнину; святой город будет возвышаться над всею окрестностью, оставаясь на своем месте, в определенных границах; тогда наступит пора полной безопасности и истребления уже не будет. Зах.14:14   Но и сам Иуда будет вое­вать про­тив Иерусалима, и собрано будет богат­с­т­во всех окрест­ных народов: золото, серебро и одежды в великом множе­с­т­ве. Зах.14:15   Будет такое же по­раже­ние и коней, и лошаков, и верблюдов, и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них. Св. Кирилл, изъясняя Зах.14:13–14 в применении ко временам Мессии, разумея здесь уверовавших во Христа и врагов Христовой Церкви, замечает: «ополчившись в Иерусалиме, то есть препобедят врагов и осилят противников» (с. 220). Блаж. Иероним, переводя с евр.: «и Иуда будет сражаться против Иерусалима», проводит и чтение LXX: «и Иуда приготовится в Иерусалиме» – και Ιοδας παρατξεται ν Ιερουσαλμ; παρατσσω (в средн. з. – становиться, строиться, особ. – в боевую линию, приготовляться к бою, сражаться), которое предлагает понимать двояким образом: или в том смысле, что Иуда некогда исповедал имя Господа, но, побужденный во время гонения преследовал народ Христов...; или в том смысле, что Иуда, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Донесение небесных сил, олицетворенных под видом коней, успокоительно и утешительно по своему содержанию вообще, но не для данных обстоятельств. Спокойствие и благоденствие языческих народов исключало возможность мира и благополучия для избранного народа. Зах.1:12 .  И отвечал Ангел Го­с­по­день и сказал: Го­с­по­ди Вседержителю! Доколе Ты не умило­сердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Поэтому, Ангел Иеговы обращается к Господу Вседержителю с ходатайством о возвращении милости к Иерусалиму и всей стране Еврейской, находящейся под гневом уже семьдесят лет. Из Зах.1:15 , а равно из видений второго и восьмого, выясняется, что ходатайство Ангела Господня за избранный народ, очевидно, представляло, по своему содержанию нечто напоминающее Откр.6:10 ; доколе Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь и проч. Зах.1:16 .  Посему так говорит Го­с­по­дь: Я обращаюсь к Иерусалиму с мило­сердием; в нем соорудит­ся дом Мой, говорит Го­с­по­дь Саваоф, и землемерная вервь про­тянет­ся по Иерусалиму. Зах.1:17 .  Еще про­воз­гласи и скажи: так говорит Го­с­по­дь Саваоф: снова пере­полнят­ся города Мои добром, и утешит Го­с­по­дь Сион, и снова изберет Иерусалим. Содержание слов благих, слов утешительных, изреченных Господом ( Зах.1:13 ) непосредственно об Иерусалиме и других городах, которые Господь называет Своими ( Зах.1:17 ), таково: бедствиям избранного народа наступает конец; в Иерусалиме будет сооружен храм (следовательно, Иегова, обитающий в храме, будет снова близок в Своему народу), и самый город отстроится заново. Бедствия плена забудутся, потому что благоволение Божие проявится в полноте благ, которыми будут изобиловать города чтителей истинного Бога. Зах.1:18 .  И поднял я глаза мои и увидел: вот четыре рога. Второе видение стоит в тесной связи с предшествующим: оно представляет продолжение и разъяснение мыслей, высказанных в первом видении относительно языческих народов. – Пророк видит четыре рога. Рог, по библейскому словоупотреблению, символ силы и могущества, – выражение применяется как к избранному народу, так и к язычникам, врагам народа Божия и Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010