Точное число пророков неизвестно, поэтому, чтобы избежать ошибки, мусульманам рекомендуется говорить, что они веруют во всех пророков, начиная с Адама и заканчивая Мухаммадом. Часть пророков (25) упоминается в Коране, большинство - в суре «Скот»: «Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму [ср. Аврааму] против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем. Воистину, твой Господь - Мудрый, Знающий. Мы даровали ему Исхака [ср. Исаака] и Йакуба [ср. Иакова]. Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха [ср. Ноя], а из его потомства - Давуда [ср. Давида], Сулеймана [ср. Соломона], Айуба [ср. Иова], Йусуфа [ср. Иосифа], Мусу [ср. Моисея] и Харуна [ср. Аарона]. Таким образом Мы воздаем творящим добро. А также Закарию [ср. Захарию], Йахйу [ср. Иоанна], Ису [ср. Иисуса] и Ильяса [ср. Илию]. Все они были из числа праведников. А также Исмаила [ср. Измаила], Аль-Йасаа [ср. Елисея], Йунуса [ср. Иону] и Лута [ср. Лота]. Всех их Мы превознесли над мирами» (VI 83-86). В Коране упоминаются также Адам (III 33), Худ (VII 65), Салих (XI 61), Шуайб (XI 84), Идрис и Зулькифль (XXI 85), Мухаммад (XXX 40). Среди пророков существует иерархия: «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней» (II 253). Пророк Мухаммад, с т. зр. мусульман, превосходит всех остальных пророков. Его пророческая миссия была всеобъемлющей. Она распространялась не только на людей, но и на джиннов. Мухаммад - «печать пророков», он последний пророк, посланный Аллахом перед Судным днем. В ислам. теологии пророки разделяются на 3 группы. К великим пророкам (улюль-азм) относятся Мухаммад, Нух, Ибрахим, Муса и Иса. Посланники (расуль; мн. ч. русуль) - это пророки, к-рые приносят новое свящ. писание и новый закон. Пророк (набий; мн. ч. анабийя) означает «приносящий известие», но в отличие от посланников пророки не приносят новое учение, а помогают общине понять то, что сообщил посланник. Каждый посланник является пророком, но не каждый пророк - посланником. Любой из пророков считается более совершенным, чем все др. люди, джинны или ангелы.

http://pravenc.ru/text/674977.html

После 2 стихословия седален, глас 8 Подобен: Премудрости: С Небес от Христа призвание получив,/явился ты Света провозвестником,/всех благодати учениями озарив;/ибо служение по букве Закона изгладив,/ты верным познание Духа открыл блистательно./Потому и на третье небо достойно был поднят ввысь,/и рая достиг, Павел Апостол./Ходатайствуй пред Христом Богом/о даровании отпущения согрешений/празднующим с любовию святую память твою. Слава, глас 4 Подобен: Явился Ты в сей день: Светозарными сияниями/вы как звезды концы земные просвещаете/учениями святой проповеди,/в небесные тайны посвященные, Господни И ныне, Богородичен: Горячее заступничество в бедах пребывающим,/и Помощницу нашу, и с Богом примирение,/благодаря Которой мы от гибели избавились,/Богородицу, верные, Величание Величаем вас,/Апостолы Христовы Петр и Павел,/весь мир учениями своими просветившие/и все концы земли ко Христу приведшие. Псалом избранный Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:2 Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Пс 88:6а Вместо отцов Твоих стали сыновья Твои. Пс 44:17а Ты поставишь их князьями по всей земле. Пс 44:17б Бог богов Господь заговорил и призвал землю. Пс 49:1а От востока солнца до запада славно имя Господне. Пс 112:3 Озарили молнии Его вселенную. Пс 96:4 Возвестили небеса правду Его. И увидели все народы славу Его. Пс 96:6 Князья Иудины – вожди их. Пс 67:28б Воцарился Бог над народами. Пс 46:9а Бог, прославляемый в сонме святых. Велик и страшен для всех, кто вокруг Него. Пс 88:8 Скажите среди народов: «Господь воцарился». Пс 95:10а Возвестите среди народов славу Его, среди всех племён чудеса Его. Пс 95:3 Во всю землю вышел голос их. И в концы вселенной речи их. Пс 18:5 Покорил Он народы нам и племена под ноги наши. Пс 46:4 Велик Господь наш, и велика сила Его. Пс 146:5а Он даст силу и мощь народу Своему. Благословен Бог. Пс 67:36 После Полиелея седален, глас 8 Подобен: Премудрости: Явившихся верховными из учеников,/светила великие и светлые,/Петра восхвалим и премудрого Павла:/ибо, просияв огнем Божественного Духа,/они мглу заблуждения попалили всю,/оттого и Вышнего Царства гражданами достойно явились, и благодати сопрестольными./Потому мы взываем:/«Апостолы Христа Бога,/согрешений отпущение испросите/празднующим с любовию святую память вашу!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Пс.118:27.   Путь оправданий Твоих вразуми ми, и поглумлюся в чудесех Твоих. Нам нужно божественное разумение, чтобы преуспевать в добродетели: упражняться в милосердии к людям без тщеславия, не домогаться человеческих похвал, жить в целомудрии. Нужно молить Господа, чтобы Он «вразумил» пройти «путь» этот истинно и сердечно; ибо сила не во внешнем ходе дела, а во внутренних расположениях сердца (Феодорит, Феофан). Пс.118:28.   Воздрема душа моя от уныния: утверди мя в словесех Твоих. Постоянное нападение греха расслабляет силу помыслов и ведет подвижника к равнодушию; расслабленная «душа» впадает в «уныние» , в этот губительный сон души; когда от скуки и томления теряется охота ко всему. Таковый от расслабления духовной энергии или праздношатается, или переходит с места на место. Как дремлющий влечется ко сну, так духовно расслабленный — ко греху. И подлинно, не тело, а «душа» дремлет в это время. Что же делать? — «утверди мя в словесех Твоих» — а этим учит, что невозможно изгнать иначе духа уныния, как только поучением в божественных «словесех» . Надлежит трезвиться и бодрствовать по слову Христа: «бдите и молитеся» (Мф. 26:41). Прежде всего молись и понуждай себя на прежние дела. Углубляйся в смысл и глубину Божественных и боговдохновенных Писаний, так как слово Божие разгоняет «уныние» (Златоуст, Феодорит, Амвросий, Кассиан, Феофан, Исихий, Афанасий, Феодор). Пс.118:29.   Путь неправды отстави от мене, и законом Твоим помилуй мя. «Путь неправды» — есть путь греха. «Окаянен» (бедный) «аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея?» (Рим. 7:24) — Благодать Божия через Господа нашего Иисуса Христа (Иларий). Пс.118:30.   Путь истины изволих, и судьбы Твоя не забых. «Путь истины, изволих» (возлюбил) тот, кто не произносит своими устами лжи, но все говорит и делает открыто. А равно и тот, кто при всяком действии помнит и поставляет пред очами своими суды и заповеди Божии — он может говорить: «и судьбы Твоя не забых» (Евсевий). Пс.118:31.   Прилепихся свидением Твоим, Господи, не посрами мене.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Размышляя об устремленности писаний апостола Луки к торжеству нового небесного жительства, можно заметить, что его эсхатологические чаяния проявляются в настойчивой проповеди Царствия Божиего, которое должно завершить и заменить существующее мироустройство. Вглядимся в это внимательнее: в Евангелии от Луки есть приблизительно 39 прямых ссылок на Царство Божие, 8 — в Деяниях. Причем большинство из них уникальные, встречающиеся только в писаниях апостола Луки. Вот основные места, подтверждающие это: • Архангел Гавриил говорит о Царстве, у которого не будет конца (ср.: Лк. 1, 33); • Господь должен проповедовать Царство, так как на то Он был послан (ср.: Лк. 4, 43); • бедные ожидают своей награды в Царстве (ср.: Лк. 6, 20), где даже самые меньшие будут больше, чем пророк и креститель Иоанн (ср.: Лк. 7, 28); • Христос проходит города и селения, проповедуя благую весть о Царстве Божием (ср.: Лк. 8, 1) и открывая ученикам его тайны (ср.: Лк. 8, 10); • некоторые из слушающих слова Христа не умрут, пока не увидят Царство Божие (ср.: Лк. 9, 27); • Христос учит людей искать Царство, которое даст им Отец (ср.: Лк. 12, 31–32); • верующие имеют огромное желание присоединиться к ветхозаветным патриархам и пророкам за трапезой в Царстве (ср.: Лк. 13, 28–29) и вкушать там хлеб (ср.: Лк. 14, 15); • Сам Христос не будет есть пасху до тех пор, пока она не будет совершена в Царстве, и при этом Он не будет пить от плода виноградной лозы, пока это Царство не наступит (ср.: Лк. 22, 16–18); • фарисеи хотят знать, когда наступит Царство Божье, но Спаситель отвечает, что оно не придет приметным образом, поскольку находится внутри верующих (ср.: Лк. 17, 20–21); • хотя некоторые и жаждут богатства более, чем наступления Царства, есть те, кто способен оставить дома и семьи ради Царства (ср.: Лк. 18, 24–29); • раскаявшийся разбойник просит распятого Господа помянуть его во Царствии Его (ср.: Лк. 23, 42); • Иосиф Аримафейский также ожидает Царствия Божиего (ср.: Лк. 23, 51). Важным аспектом является и то, что ожидание Царства тесно связано с понятием ученичества. Это важно, потому что на апостолов возложена главная эсхатологическая функция: сердца двенадцати, зажигаясь от Спасителя, должны подхватить огонь Божественного света и передать его другим. Эта подготовка к встрече с Царством Божиим передается от поколения к поколению. Апостолы вкладывали свою жизнь в служение Царствию, это и есть ученичество в лучшем виде. Почему? Потому что только жизнь, посвященная людям, приумножает плод для Божиего Царства. Это и пытался донести ученикам Спаситель, что подтверждается целым рядом мест в тексте Евангелия от Луки.

http://e-vestnik.ru/history/imena_vashi_...

— Ноктурны очень кратки: а) антифон, а в воскресенье гимн, с пс. 50, в воскресенье с пс. 3; б) 3 антифона с одним респонсорием и каждый с молитвою, а в воскресенье молитва и 3 псалма с антиф.; в) 3 ант. с респонс. и молитвами. Laudes: а) «Господь да будет всегда с вами», антифон, песнь из Ветхого или Нового Завета, а на Богородичные праздники и Рождество Христово — Величит, на праздники Предтечи — песнь Захарии, с антифоном; б) «Господь да будет всегда с вами», антифон с песнью 3 отроков, sonus (=респонсорий), антифон с пс. Хвалите Господа с небес, пророчество, гимн, моление священника с ответом «Подай (praesta) всемогущий, вечный Боже», capitulum в форме молитвы с Kyrie eleyson пред ним, Отче наш, «хвала» (laus) из нескольких очень часто повторяемых стихов. Антифоны и стихи часто сопровождаются малым славословием в форме: «Слава и честь (honor) Отцу и Сыну и Духу Святому во веки веков, аминь». В будни после Laudes до 1 ч. особая служба «заря» (aurora), состоящая из 4 пс.: «Боже в помощь мою» и 3 отделов 118 пс. с антифоном, хвалы, гимн со стихом, Отче наш и нескольких молений (preces). 1 час: антифон и «Господь да будет всегда с вами», 7 пс.: Боже помилуй, Вознесу Тя Боже мой Царю (псалом разделенный на 2 части), Хвалите отроцы и 3 отдела 118 пс., антифон, респонсорий, пророчество, послание (Апостол), хвала, гимн и стих, Тебе Бога хвалим (кроме адвента и Четыредесятницы), символ апостольский, моление (supplicatio). 3, 6 и 9 часы начинаются как 1-й, состоят каждый из 4 пс. и различных responsa, пророчества, послания, хвалы, гимна и воззваний (clamores), просящих у Бога не наказывать нас по грехам, моления supplicatio и capitulum. На каждом часе 3 отдела 118 пс. и пред ними на 3 ч. пс. Приидите возрадуемся, на 6 ч. Боже во имя Твое, на 9 ч. Хвали душе моя Господа. На вечерне нет псалмов; а) после «Господь да будет всегда с вами» laus, sonus, антифон; все 3 с тем же приветствием впереди; б) опять laus, гимн, моление (supplicatio), capitulum и благословение; b) laus, при пении которой кадится церковь, заключительная молитва (collecta).

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

26 . (и) выпрямляет (выпрямляющий) согбенных ( Пс. 144:14 ср. Лк. 4:18 из Ис. 52:6 ; Мф. 12:20 из Ис. 62:3 ) 27 . Тебе Единому мы признательны (исповедаемся, благодарим, прославляем) ( Пс. 75:2 ; 1Пар. 23:13 ; Деян. 10:8, 15:14 , 1Пет. 1:3, 3:9 ; Иак 3:9 ; Иуд.1:4, 25 ) К 20 стр. ο βραδνει 2Пет. 3:9 απ. λεγ. – ο νυστζει 2Пет. 2:3 , еще только Мф. 25:5 (в пророчественной речи Господа), – или ργε 2Пет. 2:2 – απ. λεγ. К 21. Можно сближать с идеей воскресения мертвых и сошествия Христа в ад. κοιμω для обозначения умерших 2Пет. 3:4 ; Деян. 7:10 . Ср. Мк. 14:37–42 и пар. Мк. 14:72 и пар. Мк. 5:39 пар. Форма предложения: «не (дремлет и не спит), но (пробуждает). К 22–25: можно сблизить с новозаветными исцелениями больных. К 24: можно сблизить с повествованием Деяний об освобождении апостолов и ап. Петра от уз. К 25: σθενω 1Пет. 5:10 – απ. λεγ. Стр. 21–26 представляют накопление причастий и синонимов. К 27: ср. 5 стр. Вся первая строфа наполнена заимствованиями из ветхозаветной поэзии, преимущественно из псалмов, – и имеет вид хвалебного псалма. В этом отношении она сходствует с подобными же новозаветными творениями: Лк. 1:46–55. 68–79. 29–32 . По этой начальной строфе своей молитва процитирована в Вавилонском Талмуде Pesachim 118. а. нач. Goldschmidt, 134 кон. В нек. опущ. стр. 14–26. В. Вторая строфа: I. 28 . И если бы рот наш наполнился песнопением, как (полно) море, – ( Пс. 126:2 ср. Деян. 2:4, 3:10, 4:8, 31, 5:17 ; Иак. 3:8, 17 ; 2Пет. 2:14 ; Деян. 2:13 ) 29 . и язык наш – ликованием, как шум волн его, – ( Пс. 126:2, 65:8 ; 1Пет. 1:6, 8, 4:13 ср. 2Пет. 3:10 οιζηδν) 30 . и уста наши – славословием, как широты тверди, – ( Пс. 63:3. 5 ; 1Пет. 1:7, 2:14 ср. к стр. 5 Авв. 1:6 ; Ис. 19:1 ; Дан. 3:56 ; Мк. 7:6 и пар из В. З. и 1Пет. 3:10 из Ис. 34:14 ; 1Пет. 5:9 ) 31 . и очи наши светились (были блестящи) как солнце и как месяц, – (Ср. Сир. 17:31; 23:19 ; 2Пет. 1:19 ) 32 . и руки наши распростирались (были распростерты), как орлы поднебесные, – ( 3Цар. 8:54 ; Плач. 4:19 ср Рим. 10:21 из Ис. 65:2 )

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Иллюстрации предметов, следуя бедственному для искусства направлению, сочиняются в лицевых Псалтырях по бедному шаблону и редко представляют какой-либо интерес; живописец изображает буквально врата небесные, Ковчег Завета, лозу виноградную, идолов; местами они примыкают к лирическим и поучительным, местами же и к символическим изображениям. Любопытнее других те, которые взяты из древнейших лицевых рукописей: из Космы взято изображение захода солнца за гору (δσις) к Пс. 49:3  (солнце в виде бычьей головы); 237 сзади Моисея в Исходе идет день (μρα) – женская фигура в изукрашенном хитоне и нимбе ( Пс. 77:14 ). Антиподы – из Космы (к Пс. 103:8 ); вселенная – оттуда же ( Пс. 101:26 ); идол Венеры, держащейся за сосцы, – к Пс. 95:5 . Подобного рода античные изображения солнца, рек; к Пс. 57:8  – врач прыскает водой в пасть змеи. 238 К словам «ты переплавил нас» ( Пс. 65:10 ) – две фигуры клириков (σιμαντες, παπδες) в голубом и розовом подире с молотками. Грубейшая мазня изображает мучеников и различные детские иллюстрации – сцены мученичества. Рукопись Британского музея предлагает, наконец, особый разряд миниатюр, которые, принадлежа по характеру или назначению своему к поучительно-лирическим изображениям, представляют отдельных святых, порознь или в группах, почти к каждому псалму, как только позволяет это текст. И в этом отделе мы легко можем проследить тот народный характер, который направляет монашеское книжное знание. «Господь хранит дивно святого своего» ( Пс. 4:4 ): изображен столпник (есть и в хлуд. рукописи), он же служит далее ( Пс. 24 ) выражением беззаветного христианского самоотречения. Праведник, обращающийся к Богу ( Пс. 6 , Пс. 19:1 ), представляется в виде Василия Великого за аналоем со свечой или молящегося. Пс. 15:3  упоминает «святых на земле»: толковники единогласно указывают на апостолов как на непосредственных наследователей Господа на земле; для иллюстратора это – три главнейшие святые церкви греческой (и отчасти, Солунской области) Григорий Богослов , Дмитрий и Георгий; еще чаще является Златоуст, пользовавшийся особым почитанием ученого монашества, также св. Афанасий ( Пс. 16:7 ), Харитон ( Пс. 22:2 ), затем Алипий, Аверкий, Артемий, Авксентий, Арсений, Амфилохий, Алексий Божий человек; Онуфрий, Даниил и Пантелей ( Пс. 110:3 ) и пр., причем в выборе, по-видимому, руководились столько же почитанием местных святых, сколько и благочестивым старанием почтить всех святых по алфавиту. В русской редакции к Пс. 91 встречаем часто великого Онуфрия «яко финикс» среди пальм на горе, в которой также течет река, как новый источник, подобный чудесной воде Моисея в пустыне; так же изображается и Павел Фивейский пустынник, а к Пс. 103 прямо изображены ручьи, текущие с гор, как символическая подробность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Величание: Прославляем вас, апостолы Христовы, своим учением просветившие весь мир и приведшие ко Христу народы всей земли. Стихи из псалмов Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь (Пс. 18, 1).  Небеса прославят чудные дела Твои, Господи (Пс. 88, 6). Вместо отцов Твоих будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле (Пс. 44, 17). Бог богов, Господь возглаголал и призывает землю (Пс. 49, 1). От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне (Пс. 122, 3). Молнии освещали вселенную (Пс. 76, 19). Небеса возвещают правду Его и все народы видят славу Его (Пс. 96, 6). Князья Иудины, владыки их (Пс. 67, 28). Бог воцарился над народами (Пс. 46, 9). Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его (Пс. 88, 8). Скажите народам: Господь царствует. Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его (Пс. 95, 10.3). По всей земле проходит звук их и до пределов вселенной слова их (Пс. 18, 5). Покорил нам народы и племена под ноги наши (Пс. 46, 4). Велик Господь наш и велика крепость Его (Пс. 146, 5). Он дает силу и крепость народу Своему, благословен Бог (Пс. 67, 36). Прокимен на утрени и литургии, гл. 8: По всей земле проходит весть их и до пределов вселенной слова их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь (Пс. 18, 5.2). Кондак, гл. 2: Непоколебимых и богодухновенных проповедников, первоверховных апостолов Твоих Ты принял, Господи, в Свои обители для блаженства и упокоения, ибо страдания их и смерть благоволил Ты принять выше всякой жертвы, Ты один знающий наши сердца. Стихира на хвалитех, гл. 4: Во время беседы с двенадцатью учениками апостолами Спаситель спросил их: «За кого считают Меня люди?» Тогда первый из апостолов, богословствуя в ответе, ясно сказал: «Ты — Христос, Сын Бога Живого». Поэтому он достойно ублажается, как удостоившийся откровения свыше и праведно принявший власть связывать и разрешать. 15 июля. Память святого равноапостольного князя Владимира Стихиры на Господи воззвах. гл. 4

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Правда, по свидетельству 2Пар.28:3 еще с «первого» года царствования Езекия начал очищать храм от предметов идолослужения и окончил к 16-ому дню первого месяца; но отсюда едва ли следует выводить заключение, что тогда же была совершена и описываемая в следующей – 29 – главе Пасха. Скорее она была совершена уже по падении царства Израильского, так как едва ли при царе Осии Езекия мог посылать гонцов «по всей земле Израильской» с увещанием прийти в Иерусалим на праздник Пасхи и называть Израильтян «остатком, уцелевшим от царей Ассирийских» 30:1–6. Эти действия и слова Езекии более подходят ко времени до падения царства Израильского в 6-й г. Езекии. Ср. рассуждение об этом Каспари (Beitrage zur Einleitung in Iesaiam, s. 109–128). Впрочем могли они иметь место и ранее 6-го года Езекии; так как Осия, царь Израильский мог быть заключен «под стражею», «в доме темничном» еще в 4-й г. Езекии, царем Салманассаром; а назвать Израильское царство «остатком, уцелевшим от царей Ассирийских», мог Езекия и потому, что уже Феглаффелласар отвел в плен 2,5 колена израильского царства – 4Цар.15:29 . В виду сказанного и 29 глава могла быть написана в 4, 5, 6, 7... год Езекии. 181 Тесное родство глав 28–35 (ср. напр. 28:7 и 29:9–10; 28:11 и 33:19; 28:12 и 30:15; 28:15, 18 и 29:15; 28:14 и 29:20 и дал.) не требует одновременности написания всех этих глав, но имеет другие основания. С одной стороны, сама проповедь пророка Исаии с 6 до 14 года Езекии имела одинаковый характер. По той же причине оказывается не мало сходства с главами 28–35 и в главах 24–27, которые, впрочем, по времени написания близки к 28-й главе. (Ср. особ. след. места 24:4: «сетует, уныла земля» и 33:9; 25:8 и 27:11: «отрет Господь Бог слезы со всех лиц… на Него мы уповали», «не помилует его» – Израиля, ср. 30:18–19; 26:5: «Он ниспроверг высоко стоявший город, поверг на землю, бросил в прах.... нога попирает его» ср. 28:1–3; 26:19 и 5: «воспрянете, поверженные в прахе» ср. с 29:4: 26:8 и 9: «Господи, мы уповали на Тебя»...

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

в., Антропологические: о душе С. II, 195–200, М. 91, 353–362, – письмо к архиеп. Иоанну о бестелесности души С. II, 238–243, М. 91, 423–433 и к пресв. Иоанну о продолжении сознательно-личного существование души по смерти С. II, 243–247, М. 91, 433–440. г., Нравственно-аскетические: Подвижническое слово С. I, 367–393, М. 90, 911–958, – как прибавление к нему – Главы о любви С. I, 394–460, М. 90, 959–1079, – и несколько -VI- писем С. II, 201–235, 253–255, М. 91, 363–420, 449–453 и др. д., Смешанного характера – аскетико-догматико-мистические: Главы о богословии и о домостроении воплощения Сына Божия, называемые также гностическими главами С. I, 461–511, М. 90, 1083–1174, – Главы относящиеся к богословию и домостроению С. I, 512–634, М. 90, 1177–1392, – Другие главы такого же характера С. I, 640–671, М. 90, 1401–1462, – здесь же можно назвать и Богословские Главы или Loci communes, представляющие извлечение из церковных книг и из светских писателей, коих принадлежность св. Максиму оспаривается С. II, 528–689, М. 91, 719–1018. е., Мистико-литургического характера: Тайноводство, мистико-символическое объяснение богослужение С. II, 489–526, М. 91, 657–718. ж., Хронологического характера: Computus ecclesiasticus – краткое изъяснение определение Пасхи Христовой М. t. 19, 1217–1280 и Chronologia succinta vitae Chzisti – Краткая хронология жизни Христа, изданная Bratke в Zeitschrift für kirchengeschichte 13 (1892–1893), 382–384. з., Письма: догматического, нравственного, мистического, частью же более общего и личного характера С. II, 201–381, М. 91, 363–650. и., Наконец три гимна, изданные Daniel’eм в Thesaurus hymnologicus III, 97. sq. и Μ. 91, 1417–1424. Воззрение св. Максима представляют своеобразное соединение философии, богословия и мистики. Широта философского синтеза, высота богословского созерцания, глубина мистических переживаний и тонкость диалектики открывали св. Максиму возможность стремиться к объединению греческой философии (Платона и Аристотеля) с христианским богословием прежних великих отцов (Афанасия, Григория Богослова и Нисского) и мистикою Дионисия Ареопагита и Египетских аскетов. В этом оригинальность и значение св. Максима.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010