Пс.118:41.   И да приидет на мя милость Твоя, Господи, спасение Твое по словеси Твоему. Пс.118:42.   И отвещаю поношающым ми слово, яко уповах на словеса Твоя. Цель милости Божией — «спасение» наше; поэтому прилично молиться прежде о «милости» , от которой зависит наше «спасение» . Приобретший «милость» имеет также дерзновение против тех, которые поносят и восстают на него (Златоуст, Феодорит, Афанасий, Феодор, Иларий). Пс.118:43.   И не отьими от уст моих словесе истинна до зела, яко на судьбы Твоя уповах. Пс.118:44.   И сохраню закон Твой выну, в век и в век века. Молящемуся ничего более не нужно, кроме этого. А если впадает кто в какой-либо грех, у того отнимается слово «истины» не только из уст, но и из сердца. Ибо драгоценна «истина» , как и Сам Христос сказал: «Аз есмь истина и живот» (Ин. 14:6) (Епифаний, Златоуст, Анфим). Пс.118:45.   И хождах в широте, яко заповеди Твоя взысках. Пс.118:46.   И глаголах о свидениих Твоих пред цари, и не стыдяхся. Это небоязненное свидетельство истины Божией. Если даже «пред цари» , то о других прочих и говорить нечего. Жизнь по «заповедям» Господним производит дерзновение: пример которому представляет сам Давид. До грехопадения он очень свободно беседовал с Саулом; после же грехопадения — убегая даже от своего сына, восставшего против него, он шел, поникнув в землю и с покрытою головою (Златоуст, Афанасий, Феодорит, Феофан). Пс.118:47.   И поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело. Пс.118:48.   И воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих, и глумляхся во оправданиих Твоих. С «поучением» Давид соединял и делание «заповедей» , показав горячую любовь к ним в том, что непрестанно «глумляхся» , т.е. углублялся в них (Златоуст). Пс.118:49.   Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси. Пс.118:50.   То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя. Когда Бог дал закон, то хранящим его обещал Свою милость, а преступникам угрожал наказанием (см. Исх. 20:5—6). Итак, он просит, чтобы Бог вспомнил Свои обещания, на которые повелел возлагать «упование» . Ибо именно «упование» — «то (мя) утешило» во всех бедствиях. В какой мере возрастает Божие слово в душе человека, постигаемое и приемлемое ею, в такой же мере возрастает и то, чтобы жить добродетельно (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Творения, 91, 224C. 504 Там же, 212CD. 505 Там же, 193А. 506 Там же, 192ВС. 507 Диспут, 91, 297D. 508 Творения, 91, 117А. 509 Там же, 220В. 510 Творения, 91, 237В. 511 Там же, А. 512 Диспут, 91, 305С. 513 Творения, 91, 237В. 514 Там же, 84ВС; 196D. 515 Там же, 29С. 516 Там же, 81В. 517 Religionsphilosophie (2 Aufl 1840) I, 64 (Glöckner XV, 80). 518 Амбигва, 91, 1048C. 519 Творения, 91, 56В; Диспут; 308D–309A. 520 Творения, 91, 192ВС. 521 Там же, 21D; Диспут, 91, 308С. 522 Диспут, 91, 309А (я читаю: τ θεικς ποστναι «существовать божественным образом»). 523 Толкование на молитву Господню, 90, 880А. Амбигва, 91, 1044А. 524 Τ… φσει λογικν και φσει ατεξοσιον «разумное по природе и свободное по природе»: Диспут, 91, 304В — D. 525 Там же, 301С. 526 Там же, 317С. 527 Там же, 243. 528 PG 40, 1240А и выше. 529 Диспут, 91, 309В–312А. 530 Там же, 324D–325A. 531 Для русскоязычного читателя слово регресс скорее связано с деградацией, что объясняется тем, что слово прогресс «по привычке» воспринимается как обладающее положительным значением. Здесь, однако, «возвращение вспять» мыслится именно как восхождение, что и объясняется автором здесь же. — Ред. 532 PG 14, 536CD (Комментарии на Иоанна, 19, 1). 533 Амбигва, 91, 1356. 534 Вопросоответы 60; 90, 621АВ. Ср. русск. пер. всего фрагмента: Сидоров А. Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LX//Альфа и Омега. 2000. (23). С. 42–44. 535 Точное изложение православной веры, 3, 12; 4, 4; PG 94, 1228–9; 1108. 536 3десь Вагеманн (Realencyclopädie für protest. Theol. XX 1 , 129–144 или IX 2 , 430–443) справедливо возразил Штраубингеру (Die Christologie des heiliges Maximus Confessors. 1906, 126, 130). Только если не принимать во внимание собственный характер преподобного Максима как богослова и мистика, можно рассматривать его философскую антропологию в качестве центра его мировоззрения. В такой перспективе, не дающей, однако, объективного образа, человек вводится в средоточие мироздания на место Христа, в то время как Спаситель низводится до средства, обслуживающего спасение. 537

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

2486. Ср.: Мих. 5. 10. Образ квадриги (колесницы, запряженной четырьмя лошадьми, благими или дурными) часто встречается у свт. Амвросия (см.: Isaac 8. 65). — Примеч. ред. 2487. См.: Мих. 5. 11. 2488. Ср.: Пс. 44. 8. 2489. Ср.: Мих. 6. 14–15. 2490. Ср.: Мих. 7. 1–6, а также: Мф. 10. 36. 2491. Ср.: Ис. 40. 2. 2492. Ср.: Мих. 7. 17. 2493. Ср.: Мих. 7. 19. 2494. Ср.: Исх. 15. 10. 2495. См.: Еф. 6. 12. 2496. См.: Л к. 1. 78. 2497. Ср.: Мих. 7. 20. 2498. Дочерью Церкви свт. Амвросий называет душу, верную Богу. О движении верной души подробно святитель говорит в трактате «Об Исааке или душе». 2499. См. выше: epist. 18. 2500. Ср.: Деян. 17. 28. 2501. См.: Мф. 2. 14, 22. 2502. См.: Мф. 4. 1. 2503. См.: Мф. 4. 13–14. 2504. См.: Мф. 21. 1. 2505. См.: Мф. 11. 54. 2506. См.: Мф. 21. 17 и др. 2507. Ср.: Ин. 18. 1; 11. 12. 2508. См.: Мф. 27. 33; Мк. 15. 22; Ин. 19. 17. 2509. Эта же мысль повторяется в Isaac 8. 69, где слово castellum обозначает «селение, сельскую местность, поле», опосредованно — труд на земле (см.: Быт. 3. 17). — Примеч. ред. 2510. См.: Ин. 13. 1. 2511. См.: Мф. 14. 13–21; Ин. 6. 1–13. 2512. Ср.: Ис. 60. 9. 2513. Ср.: Мк. 4. 38–39. 2514. Ср.: Ин. 11. 1. 2515. Ср.: Ин. 11. 50, 53. 2516. Ср.: Ин. 12. 1. 2517. Ср.: 1Кор. 3. 16, 17. 2518. Ср.: Мф. 21. 15. 2519. См.: Рим. 10. 9. 2520. Ср.: 2Тим. 2. 3. 2521. Ср.: 1Кор. 15. 22. Также см.: Рим. 5. 12. 21. 2522. См.: Гал. 3. 18, 29; Еф. 1. 14, 18. 2523. См.: Гал. 4. 28, 23. 2524. См.: Гал. 4. 26. 2525. См.: Гал. 4. 27. 2526. Ср.: Быт. 17. 27. 2527. Ср.: Гал. 3. 18. 2528. Ср.: cxpl. ps. 1, 7. 2529. Ср.: 1Кор. 13. 13. 2530. См.: Еф. 6. 6; 2Кор. 9. 7. 2531. Ср.: Гал. 5. 1. 2532. Ср.: Гал. 3. 26; 4. 28. 2533. Ср.: Гал. 4. 31. 2534. См.: Еф. 1. 13. Уточнение свт. Амвросия, что знамение начертано in fronte, вероятно, указывает на литургическую практику spiritale signaculum (см.: sacr. 3. 2. 8, а также: Banterle. Р. 205, not. 2). 2535. Ср.: Быт. 27. 9–11. 2536. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2537. См.: Гал. 3. 10. 2538. Ср.: Гал. 3. 14. 2539. Ср.: Исх. 32.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Ст. 5–6. Эти стихи перекликаются с победной песнью Давида (см.: 2Цар. 22:10, 15 ). Образ дымящейся горы см.: Исх. 19:18 . Ст. 9. ...песнь новую – см. примеч. к пс. 32:3; ...на псалтири десятиструнной – см. примеч. к пс. 32:2. Ст. 10. ...от меча лютою – намек на победу Давида над Голиафом.   Псалом 144 Ст. 4–6. Хранить в памяти поколений благодеяния Бога Своему народу было священной обязанностью древнего еврея (см.: Втор. 4:9–10 ). Эти стихи толкуют и как призыв славить Бога за сотворение всего мироздания Божественным Промыслом. Ст. 8. См. примеч. к пс. 32:5. Ср.: Пс. 85:15 . Ст. 9. Ср.: Пс. 72:1 . Ст. 15–16. Из этих стихов составлена православная молитва перед принятием пищи. Ст. 17. Праведен... во всех путях – справедлив во всех повелениях. Ст. 21. ...все живое – букв. «всякая плоть».   Псалом 145 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104 и пс. 112. Этим надписанием объединены пс. 145–150, которые входили в третий «Аллел» (см. примеч. к пс. 134); ...Аггея и Захарии – эти Пророки были современниками тех, кто после вавилонского плена восстанавливал храм в Иерусалиме. Ст. 1. Ср.: Пс. 102:1 . Ст. 3. Ср.: Пс. 117:9 . Ст. 4. ...в землю он – букв. «в землю свою» (ср.: Быт. 3:19 ). Ст. 5. ...Бог Иаковлев – Бог древнееврейского народа. Ср.: Пс. 33:9 . Ст. 6. См.: Быт. 1 . Ст. 7. См. примеч. к пс. 139:13. Ст. 9. ...хранит пришельцев – бережное отношение к пришельцам было требованием Моисеева Закона (см.: Исх. 23:9 ); ...сироту и вдову принимает – похожий мотив см.: Пс. 67:6 . Господь спасает беззащитных, ободряет скорбящих и бедствующих от сиротства и вдовства (свт. Иоанн Златоуст ). Ст. 10. Ср.: Исх. 15:18 .   Псалом 146 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104, 112 и 145. Ст. 1. Ср.: Пс.91:2 . Ст. 2. Речь идет о восстановлении разрушенного Иерусалима после возвращения древних евреев из вавилонского плена (см.: Неем. 2–6 ). Ст. 3. Ср.: Ис. 61:1 . Ст. 4. Ср.: Ис. 40:26 . Ст. 6. ...кротких – кротость в Священном Писании считается высочайшей добродетелью (см.: Чис. 12:3 ; Пс. 36:11 ; Мф. 5:5; 11:29 ; Иак. 1:21 ; Гал. 5:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Послания, 12, 91, 488В. 387 Там же, D. 388 Лат. elementum прежде всего означает «стихия». — Пер. 389 Послания, 13, 91, 517АВ. 390 Послания, 12, 91, 489В. Уже Леонтий примерно так же видел это «принуждение», но вследствие своего оригенистского понимания души мог установить лишь принуждение извне — от Бога. С его точки зрения, хотя душа (в отличие от Божества) из-за своей конечности в самой себе пассивна и подвержена страданию, однако эта пассивность как таковая не есть потенциальная направленность на тело (PG 86, 1284D–1285A). Но святитель Софроний, не принимая во внимание философской подосновы, в сильных выражениях подчеркивал это принуждение по природе: τυραννικς, ναγκαστς, βουλτως (PG 87 [III], 3173D). 391 Послания, 12, 91, 488D. Как уже упоминалось (см. Урс фон Бальтазар X. Вселенская литургия. Преподобный Максим Исповедник.//Альфа и Омега. 1999. (19). С. 104), Шервуд указывал на то, что преподобный Максим в этом тексте от 642-го года разрешает диалектическую проблему страдания (πθος): если душа пассивна уже в телеснодушевном сплаве, то нет необходимости связывать с виной всю чувственную страдательность ( Sherwood P. St. Maximus the Confessor. The Ascetic Life//The Four Centuries on Chanty. Translated and annotated. Ancient Christian Writers XXI. L., 1955. P. 66.). 392 Амбигва, 91, 1321D–1341C. 393 Послания, 13; 91, 517A. 394 Там же, 529D. 395 Творения, 91, 64D. Это глубочайшее определение сущности всей синтезированной природы: ρος κα λγος κα νμος «определение и логос и закон». — Послания, 13; 91, 517В. 396 Послания, 13; 91, 529D. 397 Там же, 517В. 398 Там же, 520АВ. 399 Там же, 529А. 400 Послания, 12; 91, 489CD. 401 Послания, 13; 91, 528В. 402 Κατ την αμα πρς εδους γνεσιν ψυχς τε κα σματος σνοδον… τ μοοσων (κα)… τ τερουπστατον «сообразно соединению души и тела, одновременному с возникновением вида… единосущное (и)… иноипостасное». — Послания, 15; 91, 553В; ср.: Послания, 13; 91, 529В. 403 Κατ τν αμα τφ εναι πρς αλληλα σνοδον ποιεται χαρακτηριστικ τς συμπληρουμνης μας ποστσεως «характерные особенности восполняемой единой ипостаси происходят сообразно взаимному соединению [частей], одновременному с [их] бытием». — Послания, 15; 91, 552С. 404

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

Пс. 118, 127 118 Пс. 118, 138 8 Пс. 118, 72. 103 118 Пс. 132, 2 15 Пс. 136, 8 52 Пс. 18, 8 8 Пс. 2, 1 14 Пс. 21, 29 32 Пс. 50 45 Пс. 50, 3 45 Пс. 67, 19 64, 65 Пс. 67, 2 64 Пс. 73, 2 121 Пс. 8, 5 52 Пс. 88 , 13 64 Пс. 92 32 Сир. 24, 10 150 Суд. 9, 8-15 26 Числ. 118 VIII. Синоптические Евангелия и Книга Деяний § 16. Общее введение к Евангелиям Несколько десятилетий жизни первого христианского поколения (30–80-е, максимум 90-е годы I века) в истории Церкви именуются апостольским веком. Тем самым подчеркивается, что жизнь Церкви в первоначальный период — во всех ее определяющих аспектах: миссионерском, катехизаторском, богослужебном (см. гл. IV), наконец, богословском, — питалась напрямую или почти напрямую от общения с живыми апостолами и от их достоверных свидетельств об Иисусе Христе. Вот почему, а не только в силу формального фактора первоначальности, апостольский век — исключительный век в истории Церкви как общины, всегда в той или иной форме внимающей Слову Божию. Потребности в записи апостольской проповеди, похоже, особо и не было — во всяком случае, острой потребности. Первыми чисто христианскими писаниями, и то, как мы видели, написанными не сразу после Пятидесятницы, были апостольские послания (ап. Павла). И все же точнее будет сказать, что послания — единственное, что дошло до нас из того раннего периода апостольского века, который почти вплотную примыкает ко «времени оному», когда жил и проповедовал Господь Иисус Христос. Послания дошли до нас просто потому, что были приняты в канон Нового Завета. Утверждать же, что апостольские послания были единственными письменными документами родившейся Церкви, ни в коем случае нельзя. Труды по записи в более-менее систематизированном виде (как сборники) слов и деяний Господа Иисуса Христа ученики предпринимали и в тот ранний период апостольского века. На это указывает древнейшее свидетельство Папия Иерапольского (II век), дошедшее через Евсевия Кесарийского (IV век). Папий Иерапольский упоминает сборник «Изречений (ta lo/gia) Господа», которые переводил «кто как мог» (см. также § 42. 2). В самом же Новом Завете наиболее прямое указание на этот счет мы встречаем у св. Луки:

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

«Свои творения, – отмечает проф. Сидоров А. И. , – преп. Максим начал создавать уже будучи зрелым мужем, обретя трудный опыт подвижнической жизни. К написанию их он приступил в возрасте примерно 45–46 лет, и в течение последующих 10 лет были созданы главные его произведения (хронологию их можно установить лишь весьма приблизительно). Литературное наследие преподобного весьма обширно… По объему, жанровым особенностям и т.д. творения его чрезвычайно разнообразны и с трудом поддаются классификации… Логика жанра редко выдерживается преп. Максимом, и он часто нарушает границы жанровых форм, следуя развитию внутренней логики богословской мысли» (Указ. соч. С. 58–59). «Несмотря на то, что жизнь Максима, – пишет проф. Муретов М. Д. – мало благоприятствовала литературной деятельности, ему принадлежат многочисленные и разнообразные сочинения: догматико-полемические, богословско-эгзегетические, нравственно-аскетические, мистико-литургические, частные письма и гимны», и приводит их перечень с указанием тома и колонок в «Патрологии» Миня (90–91 тома). Богословско-эгзегетические: 1) Объяснение трудных мест Писания, Migne 90, 247–789; 2) Вопросы и ответы, М. 90, 785–856; 3) К Феопемпту схоластику на Лк. 18, 6–6, 29 и Ин. 20, 27 . М. 90, 1393–1400; 4) Толкование на 59 псалом. М. 90, 855–872; 5) Краткое толкование на молитву Господню М. 90, 871–910. Сюда же относятся Схолии к трудным местам сочинений Дионисия Ареопагита и Григория Богослова . М. 91, 1031–1418. Догматико-полемические: 1) Письмо к Иоанну против Севера. М. 91, 459–509; 2) К Петру против того же Севера. М. 91, 509–533; 3) К нему же догматическое. М. 91, 533–544; 4) К Косьме об общем и свойстве (личном), то есть о личности и ипостаси. М. 91, 544–576; 5) О двух природах. М. 91, 145–149; 6) К Феодору о качестве, свойстве и различии. М. 91, 245–257; 7) В защиту Халкидонского Собора. М. 91, 257–260; 8) Главы о сущности и природе, ипостаси и лице. М. 260–264; 9) К Иулиану о церковном догмате о Воплощении Господа. М. 91, 580–584; 10) От лица Георгия, префекта Африки, к монахиням, отпавшим от Кафолической Церкви в Александрии. М. 91, 584–589; Сюда же относится Диспут с Пирром. М. 91, 287–353; несколько писем к разным лицам. М. 91. 1–132, 141–216, 227–246, 265–286, 589–597; письмо к пресвитеру Марину об исхождении Святого Духа. М. 91, 133–140.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Пс.118:108.   Вольная уст моих благоволи же, Господи, и судьбам Твоим научи мя. Добродетель должна быть произвольная ( «вольная» ) и свободная от всякого принуждения: такова была Давидова, который молился Богу о том, чтобы благоволил принять дела его только произвольные: «доброхотна бо дателя любит Бог» (2 Кор. 9:7) (Кирилл). Пс.118:109.   Душа моя в руку Твоею выну, и закона Твоего не забых. Когда мы в «руки» Божии предадим душу свою, чтобы из «них» получить пищу, жизнь, честь и славу, то мы не подвергнемся забвению Бога ни малейшему, но всегда будем памятовать о Нем, и ничто житейское не приведет нас в гнев или раздражение на злоумышленников своих (Феодор). Пс.118:110.   Положиша грешницы сеть мне: и от заповедей Твоих не заблудих. Беззаконные люди и демоны сплетают всякого рода козни, но я решился идти несоблазняющимся путем «заповедей Твоих» (Феодорит). Пс.118:111.   Наследовах свидения Твоя во век, яко радование сердца моего суть. Подобно «свидения» Божии составляли «радование сердца» апостолов, когда они пошли из собора, радуясь, что за имя Иисусово удостоились принять поругание (Аполлинарий). Пс.118:112.   Приклоних сердце мое сотворити оправдания Твоя в век за воздаяние. Сам Господь Вседержитель говорит: «обратитеся ко Мне, и (Аз) обращуся к вам , и излию вам благословение Мое» (Мал. 3:7). Надеждою на «воздаяние приклонил сердце» свое Пророк, зная, что чем больше кто потрудится здесь — тем большего радования сподобится там (Феофан). Пс.118:113.   Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих. Как любящий свет ненавидит тьму, так и любящий закон Божий ненавидит «законопреступные» помыслы и действия. Такова похвала святых. А кто помнит зло — тот законопреступник (Златоуст, Исаиа). Пс.118:114.   Помощник мой и Заступник мой еси Ты: на словеса Твоя уповах. Пророк не просит: будь Ты мне помощником, но исповедует, что Бог уже есть его «помощник» и «заступник» (Златоуст). Пс.118:115.   Уклонитеся от мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего. Пс.118:116.   Заступи мя по словеси Твоему, и жив буду: и не посрами мене от чаяния моего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

© Перевод. M. C. Першин, 2003. 215 О соотношении идей Леонтия и преподобного Максима см. Grumel V. L’union hypostatique et la comparaison de l’âme et du corps chez Léonce de Byzance et Saint Maxime le Confesseur//Echos d " Orient. 1926. P. 393–406. Преподобный Максим нигде прямо не цитирует Леонтия, однако не остается никаких сомнений в его прямом или по меньшей мере косвенном влиянии (с. 400). О сущностной связи между святителем Софронием и преподобным Максимом см. Hefele. Sophronius und Maximus über die zwei Willen in Christus//Tüb. Theol. Quart. 1857. S. 189–223, где, однако, прямо не сказано о влиянии святителя Софрония на преподобного Максима, но содержится анализ только Соборного послания 634 г. и диспут с Пирром в Карфагене 645 г. Немногим более дает нам Штраубингер: Straubinger. Die Lehre des Patriarchen Sophronius von Jerusalem//Der Katholik 87. 1907. S. 81–109, 175–198, 251–265. 216 Амбигва; 91, 1332С. 217 Там же; 1057А. 218 Там же; 1053CD. 219 Там же; 1253D. 220 Там же; 1165D. Ср.: «Поскольку Бог Сам по Себе и по Своей сущности вечно есть Таинство, то Он настолько выходит из Своей природной Сокрытости, насколько Она посредством проявления делается все более сокрытой». — Различные богословские и домостроительные главы, глава 9//Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I/Пер., вступ. статья и комм. А. И. Сидорова. М., 1993 С. 258. —  Пер. 221 Там же; 1253В. 222 Творения; 91, 88В. 223 Там же; 56С. 224 Там же; 44В. 225 Там же; 76А. 226 Там же; 113В, ср. примечание Комбефиса (Combefis). 227 Там же; 121С. 228 Там же; 208D. 229 Там же; 225А. 230 Диспут с Пирром; 91, 348С. 231 Там же; 348С–350В. 232 Творения; 91, 85В; Там же 91, 116АС. 233 Амбигва; 91, 1058С. К вопросу о тритеизме VI века ср. ниже Сотницы о любви 2, 29. 234 Посл. 13; 91, 52 °C. 235 Диспут; 91, 289D. 236 Там же; 313С. 237 Амбигва; 91, 1057А. 238 Там же; 1056D–1057A. 239 Там же; 1044D. 240 Там же; 1049D. 241 Творения; 91, 77АВ. 242 Амбигва; 91, 1048В. 243 Там же; А. 244 Творения; 91, 108В. 245

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

50 ЛЕТ – в основном тексте греч. и пер. «55 лет». Гл. 90.5. ДРУНГАРИИ ДРОМА – восстанавливаем по Эрм. В основном тексте по Унд слова дром нет. Роман I Лакапин был старшим военачальником флота. Гл. 91.2. ИЗ ЭЛЛАДЫ. В основном тексте действия Рендакия описываются в гл. 91.2 и 91.3, заговор против Романа – в гл. 91.4, нападение болгар – в конце гл.. 91. 4. Гл. 91.7. О ВОЙНЕ ЦАРЯ ΠΕΤΡΑ. Правитель Болгарии Петр воевал с хорватами, венграми и другими народами. СВОЮ ДОЧЬ. Это Мария – внучка царя Романа I, дочь его сына Христофора. Распределение содержания по подглавам здесь и в основном тексте не совпадает: о войне Петра с хорватами и пр. в основном тексте рассказывается в гл. 91.6, о мире и женитьбе на визант. княжне – в гл. 91. 7. Гл. 91.8. ДОМЕСТИК СХОЛ – военачальник Романа I Иоанн Куркуас. И26 Гл. 91.9. НА 120 ДНЕЙ. После этих слов возобновляется Криница по Тр., л. 15а. Гл. 91.10. ЗА ЦАРЯ – Константина VII. Гл. 91.11. НА 10 ТЫСЯЧАХ КОРАБЛЕЙ; в Тр. людии – порча из лодии. Место заимствовано летописцем Нестором в ПВЛ под 6415 (907) r., о походе князя Олега на Царьград. Гл. 91.12. ХРИСТОВ ОБРАЗ. В 942 г. Иоанн Куркуас заставил эдесских граждан выдать полотно Христа с отпечатком образа Спасителя. Это была самая ценная икона Константинополя. История создания образа (Спаса Нерукотворного) – на И222. К предисловию И27 Предисловие, как и сама Хроника, не является самостоятельным сочинением Амартола. Мысли о противопоставлении безыскусственности христианского слова и вычурности до- и внехристианских учений; самоуничижительный тон и умаление собственных заслуг до той степени, какая получается нагнетанием синонимов и поясняющих подробностей; густота лексики с отрицательной семантикой и просто бранной для нехристианских учений – это общие места святоотеческой литературы и основанных на ней Хронографий. Вместе с узнаваемыми речевыми штампами и риторическими приемами они составляют жанровые приметы предисловия-леммы «Вселенских хроник " . См.: [Шестаков LVIII. Кн. 3, 1891, 89–110]; [Чичуров 1975, 203–217]; [Чичуров, 19816, 81]; [Чичуров 1989, 136]. Слав. текст Предисловия – одно из самых темных мест Врем, превосходя другие темные и невразумительные места длиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010