При этой вере понятно, что промыслительного попечения Божия, по взгляду псалмопевцев, не лишается ни один народ на земле. Если обо всех тварях Господь печется, одевает, греет и питает их, то тем большее Его попечение проявляется о народах, населяющих землю. Моав, Аммон, Амалик, Ефиопия, Тир, Сава, и другие страны и вообще все народы земли сотворены Богом ( Пс. 85:9 ), находятся во власти и попечении Иеговы, живут, становятся могущественными и гибнут по Его воле. Поэтому, как все твари, так и все царства земли приглашаются псалмопевцами петь и прославлять Иегову – своего Творца и Промыслителя ( Пс. 59:10–11 , Пс. 66 , Пс. 67 , Пс. 33 , Пс. 82:7–19 , Пс. 95 и Пс. 116 ). Тем более несомненны и многообразны следы и доказательства Божественного промышления об избранном еврейском народе. Израиль, по приглашению псалмопевцев, обязан, не только лично и как-бы для себя и про себя, а во всеуслышание и даже странствуя по всем народам, прославлять Иегову, возвещать во языцех дела Его и славу Его ( Пс. 9:12, 61:10, 95:3 ). Действительно, вся история Израиля, по взгляду псалмопевцев, есть непрерывный ряд дел Божиих и чудес Его. Начиная с периода патриархов и до возвращения из вавилонского плена и построения второго храма и Иерусалима включительно, – все события этого времени суть дела Божии ( Пс. 43 , Пс. 77 , Пс. 88 , Пс. 104Пс.106 , Пс. 121 , Пс. 123 , Пс. 125 , Пс. 135 , Пс. 147 ). Посему Иудеи, и на верху славы и в «стране шакалов», т. е. в плену, должны постоянно помнить о попечении о них Иеговы и Ему усвоять, как свою славу, так и унижение ( Пс. 43:20 , Пс. 73Пс. 79 ). Но с гораздо большей подробностью псалмопевцы останавливаются на промышлении Божием о каждом человеке. Всем, здесь присутствующим без сомнения, известен классический в этом отношении 90-й псалом. Приведу, поэтому, лишь некоторые более характерные места его. С какой глубокой верой и какой сердечной теплотой псалмопевец начинает свою речь о живущем в помощи Вышняго! С какой наглядностью и проникновением в тайники сердца верующего человека псалмопевец, далее, описывает постоянное его упование на Бога и попечение о нем Бога! Для человека Бог есть кров, заступник и прибежище.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Итак, 1-й час входил в составъ всенощной службы, составляя ее заключительный акт. Соответственно этому, и в некоторых позднейших чинах служба 1-го часа в великую пятницу относится к утрене. Начертанная паломницей схема приложима и ко всем позднейшим чинам; за ее пределы не выходит ни один из них. Составные элементы остаются те же; видоизменяется лишь их распорядок. Как по месту, так и по времени, ближе других чинов к описываемой в «Паломничестве,» службе примыкает последование часов великого пятка, находящееся в Святогробском Типиконе 1122 года и усвояемое св. Софронию, патриарху иерусалимскому. По всей вероятности, это и есть принадлежащая ему редакция. Все часы – с 1-го по 9-й – соединены здесь в одно последование. Служба начинается возгласом диакона: «Благослови, владыко». Далее – Трисвятое, «Приидите поклонимся», и 1-й час. На каждом часе в начале положено по одному обычному псалму (100, 50, 90, 85). Затем – Аллилуиа, «Егда славнии», Слава – богородичен часа; и поются обычные «тропари страстей». Тропари поются с припевами из псалмов. На 1-м часе указано четыре припева, а на остальных часах – по шести: по два стиха для каждого из трех тропарей. Припевы частью нынешние, частью особые. На 1-м часе, кроме двух нынешних припевов ( Пс. 2:1–2 ), указаны еще: «Господи, что ся умножиша» ( Пс. 3:2 ) и «Мнози глаголют души моей» ( Пс. 3:3 ); на 3-м часе первый стих – нынешний ( Пс. 5:2 ), остальные – особые: «Яко к Тебе помолюся, Господи» ( Пс. 5:3 ), «Господи, да не яростию» ( Пс. 6:2 ), «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» ( Пс. 6:3 ), Господи Боже мой, на Тя уповах» ( Пс. 7:2 ), «Да не когда похитит, яко лев» ( Пс. 7:3 ); на 6-м часе все стихи иные: «Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока» ( Пс. 16:8 ) и «Врази мои душу мою одержаша ( Пс. 16:9 ), «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем» ( Пс. 9:2 ) и «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе» ( Пс. 9:3 ), «И Ты, Господи, посмеешися им» ( Пс. 58:9 ) и «Расточи я силою Твоею» ( Пс. 58:12 ); наконец, на 9-м часе также особые стихи: «Спаси мя, Господи, яко оскуде» ( Пс. 11:2 ) и «Суетная глагола кийждо» ( Пс. 11:3 ), «Доколе, Господи, забудеши мя» ( Пс. 12:2 ) и «Доколе положу советы» ( Пс. 12:3 ), «Сонм лукавых одержаша мя» ( Пс. 21:17 ) и «Ископаша руце мои» ( Пс. 21:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

появляется множество псалмов, у которых заголовков нет; в заголовках отсутствуют указания, касающиеся мелодии; очень часто встречающееся в Пс.2–89 указание «начальнику хора» мы встречаем в Пс.90 слл. только трижды ( Пс.109, 139, 140 ); часто появляющаяся в 90 слл. в качестве заголовка или обрамления «аллилуия» вообще отсутствует в Пс.2–89 ; также музыкальный термин «села» (настоящее значение неясно), который очень часто встречается в Пс.2–89 , появляется c Пс.90 слл. только в Пс.140:4, 6, 9, 143:6 . В Пс.90 слл. псалмы перестают приписываться Асафу и «сынам Кореевым». Наоборот, среди Пс.2–89 нет псалмов, которые бы начинались с формулы «благодарите Яхве» (ср. Пс.105:1, 106:1, 107:1, 118:1 и др.) или с провозглашения «Яхве царствует» (ср. Пс.93:1, 97:1, 99:1 ). При сравнении двух этих частей Псалтири в целом обращает на себя внимание то, что в Пс.90 слл. псалмы-плачи и просьбы встречаются значительно реже в сравнении с Пс.2–89 и что, напротив, сильно увеличивается число гимнических псалмов. Для первой ориентировки в сложной истории возникновения Книги Псалмов может быть полезна следующая таблица (ср. F.-L. Hossfeld/Е. Zenger, Psalmen 1–50 [NEB]; Psalmen 51–100 [HThKAT]; Psalmen 101–150 [HThKAT, готовится к печати]; E. Zenger, Programm des messianischen Psalters, в E. Otto/E. Zenger (изд.), “Mein Sohn bist du” [ Ps 2, 7 ]. Studien zu den Königspsalmen [SBS 192] Stuttgart 2002). Композиционная и редакционная история Псалтири (без 9/10), 15–24 (без 16, 19, 23), 26–32, 35–41 (без 37, 39, 40). Фоном служат такие представления: аудиенция молящего у Яхве, Бога, присутствующего в своем храме как в резиденции; Яхве как хранитель и спаситель «бедных» (бедственные ситуации: враждебность, бедность как следствие социального расслоения, ложные обвинения и нарушения прав, властолюбие и бесцеремонность власть предержащих и богатых, болезнь, собственные прегрешения). VI/V в. Композиция/редакция вышеназванных частных собраний в духе «религии бедных» (слово «бедные» отныне обозначает первично не социальную группу, но религиозную позицию); интеграция новых псалмов (16, 19, 23, 25, 34, 37, 39, 40) и редакционное добавление к частным собраниям других псалмов; усиление аспекта «упования на Яхве».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Далее, необходимо заранее оговориться относительно счета псалмов. Именно, при одинаковом, общем числе псалмов (150), еврейский текст и перевод LXX, с которого сделан русский перевод, расходятся в нумерации отдельных псалмов. 9 и 10 псалом еврейского текста у LXX составляют один 9 псалом: следовательно, после этого псалма и до пс. 114 счёт LXX отстаёт от счета еврейского текста на один номер, так что, напр., общеизвестные пс. 50 и 90 по еврейскому счёту будут 51 и 91. 114 и 115 пс. в переводе LXX слиты в один псалом (по счету LXX – 113): 116, псалом, наоборот, разделен на два: 116, 1–9=114 LXX и 116, 10–19=115 LXX. Счет уравнивается снова на псалме 147: 147, 1–11=146 LXX и 147, 12–20=147 LXX. Это замечание необходимо иметь в виду, так как в очерке принята обычная в науке нумерация оригинального еврейского текста, и читателю, при справках с русским Псалтырем, придётся производить самому указанную поправку номерами. Если теперь мы обратимся к отдельным псалмам собрания, то, не останавливаясь пока на содержании, заметим, что каждый почти псалом, за исключением весьма немногих, начинается примечаниями, не имеющими никакой органической связи с дальнейшим содержанием псалмов. Эти примечания различного рода. Во-первых, они указывают на имена, по-видимому, авторов псалмов. Имя Давида стоит во главе 73 псалмов: имя Моисея – при пс. 90: имя Соломона при пс. 72 и 127; имя Асафа – при 12 псалмах, имя сынов Кора (Korah) – при 11 псалмах; имя Гемана, сына Езры – при пс. 88; имя Ефана, сына Езры – при пс. 89. Эти обозначения не всегда тверды: LXX приписывают Давиду ещё 9 псалмов, отнимают у Соломона пс. 127, в пс. 137 рядом с Давидом называют Иеремию, в пс. 138 – рядом с Давидом Аггея и Захарию и приписывают последним еще псалмы 146–148. Далее, начальные примечания указывают разряд произведения. Это или tehilla (пс. 145) – хвалебная песнь, tephilla (пс. 90, 102, 142) – молитва, или schir – песнь, в целом ряде псалмов, или mizmor (так обозначены 53 псалма) – песнь, но специально религиозного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tsar-d...

Пс.90:10             Не приключится с тобой зло,                         и рана не приблизится к шатру твоему. «Не приключится» – также: не будет попущено (Бог не допустит; Исх.21:13 ). «Рана» нега – также: 1) побои ( Втор.17:8 ); 2) самое жестокое «поражение» (последняя казнь Египетская, умерщвление первородных; Исх.11:1 ); 3) «казнь» ( Ис.53:8 ). Пс.90:11             Ибо ангелам Своим заповедает о тебе –                         охранять тебя во всех путях твоих. «Охранять» – также: «стеречь». Демоны «стерегут пяты» человека ( Пс.56 /55:7); это – главная повадка врагов- " соглядатаев» ( Пс.5:9 ). И ангелы Божии «стерегут» человека; о человеке идет борьба в мире духов. «Во всех путях твоих» – если все, что предпринимает человек, находится «под покровом Всевышнего» (ст.1), не выходит из-под покрова. Пс.90:12             На ладонях понесут тебя,                         чтобы не ударил о камень ногу твою. «Понесут» – также: примут, подымут (см. Пс.24 /23:4). «Ударил» – в значении: ударился. Глагол нагаф (в той же формации qal) означает «поражать», нанести страшное ( Исх.7:27 ) или решительное ( Пс.89 /88:24) поражение. «Камень» – символ с полярными значениями: Господь «поставил на камне ноги мои» ( Пс.40 /39:3); зд. «камень на пути» – падение. Этот стих Псалма диавол хотел использовать против Христа. «Это выражение диавол применил ко Христу – «если Ты Сын Божий, бросься вниз» ( Мф.4:6 ), – но Господь, обличая его, сказал в ответ: «написано также: не искушай Господа Бога твоего» ( Мф.4:7 ; Втор.6:16 ), ибо Бог обещал помощь не искушающему, а бедствующему» (ПсСвОт). «Искушать Бога» значит испытывать: есть Он или нет? Заметим, что диавол говорил от Писания и Христос говорил от Писания. Пс.90:13             На льва и аспида наступишь,                         потопчешь скимна и змия. " Лев» шахал – символ враждующего; упоминается почти всегда в негативном значении (однако и Яхве называет себя «лев и скимен» в отношении грешных Израиля; Ос.5:14 ). «Скимен» кефир – молодой лев. Когда враг рода человеческого изображается как лев (арйе, шахал, кефир), то он обнаруживает две повадки: первая – терзать ( Пс.7:3 ), вторая – скрываться ( Пс.10:8 /9:29).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Каждая служба совр.   открывается вступительными молитвами и гимном, соответствующим времени суток, затем следуют псалмы (согласно нумерации LXX): на утрене (19 псалмов): Пс 1-6, 8, 11-12, 14-15, 18, 24, 26, 62, 66, 69, 112, 142; в 3-й час (12 псалмов): Пс 19, 22-23, 25, 28-29, 33, 40, 42, 44-46; в 6-й час (12 псалмов): Пс 53, 56, 60, 62, 66, 69, 83-86, 90, 92; в 9-й час (12 псалмов): Пс 95-100, 109-112, 114-115; на вечерне (12 псалмов): Пс 116-117, 119-128; на повечерии (12 псалмов): Пс 129-133, 136-137, 140-141, 145-147; на службе «молитва завесы» (29 псалмов): Пс 4, 6, 12, 15, 24, 26, 66, 69, 22, 29, 42, 56, 85, 90, 96, 109, 114-115, 120, 128-133, 136, 140, 145 и Пс 118. 153-176; на ночной службе (31 псалом), состоящей из 3 полунощниц: 1-й (9 псалмов): Пс 3, 6, 12, 69, 85, 90, 116-118; 2-й (10 псалмов): Пс 119-128; 3-й (12 псалмов): все псалмы повечерия. Кроме того, каждая служба включает короткий отрывок Евангелия, тропари палестинского происхождения, к-рые часто имеют соответствия в совр. визант. богослужении (указание соответствий см. в работах: Burmester. 1936; Idem. 1973), 41 раз читается молитва «Господи, помилуй» , Трисвятое, «Отче наш», разрешительная молитва и общая для всех служб заключительная молитва. Нек-рые последования имеют др. добавления (напр., на утрене - великое славословие и Символ веры). Рус. перевод копт. Часослова, не вполне точный, можно найти в работе: Порфирий (Успенский). 1856. С. 49-94 (здесь же на с. 95-113 содержится перечень церковных праздников согласно копт. календарю; совр. копт. практику также отчасти отражает эфиоп. Часослов - см.: Тураев. 1897). Как правило, последования Часослова верующие знают практически наизусть. Когда их вычитывают в церкви, часто встречается практика распределения псалмов между молящимися, каждый из к-рых тихо произносит по псалму, что значительно ускоряет совершение богослужения в храме; впрочем, вернувшись в кельи, монахи повторяют все прочитанные в церкви последования, уже полностью произнося все псалмы каждого часа.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Айыы Тойон Иисус Христос т крн эппитин курдук, б. э. бастакы йэтин 70 сылыгар римляннар Таара Дьиэтин трдттэн урусхаллаабыттар. Таара Дьиэтин Ырааырдыы бырааынньыга ( евр . Ханука) – Сирия баылыга IV Антиох Епифан Таара Дьиэтин с сыл устата тэпсибитин-киртиппитин кэннэ, б. э. иннинээи 1164 с. хат ырааырдан, сибэтии гынан, Таараа анаабыттарын бэлиэтиир иудей бырааынньыга. Фарисейдар ( евр. перушим, арамей. перушайя) – былыргы Иудея олоор улахан сабыдыаллаах религиознай блх. Кинилэр Моисей Сокуонун, сиэри-туому, гэстэри экилэ суох тутуарга дьулуаллара, норуоттан эмиэ ону ирдииллэрэ, Аанньаллар, абааылар баалларын, лбттэр кэнээс тиллиэхтээхтэрин итээйэллэрэ. Хоруоп – Палестинаа лбт дьону хайа куохалайдарыгар эбэтэр очуос таастарга хаыллан ооуллубут улахан хаспахтарга – склептэргэ харайаллара. Бокуонньугу чгэй сыттаах арыынан оунуохтаан баран, тааска суулууллара уонна истиэнэни кыйа турар таас ыскаамыйаа уураллара. Кии ткйн эрэ баран киирэр намыах ааннарын, кыыл, ктр буулаабатын диэн, улахан сымара таастарынан блэтэллэрэ. Ардыгар хаспах таыгар кыракый сад ннэрэллэрэ. Эргэ Кэс Тыл ( грек. Палайа Диатэкэ, нууч . Ветхий Завет) – Таара Израиль норуотун кытта Синай хайатыгар оорсубут сблэиитэ. Бу сблэии быыытынан Таара дьону кытта ураты сыыаа киирэр, кинилэри ртн арааччылыах буолар, оттон дьон Кини этэр кэс тылын толоруохтаахтар. ЭРГЭ КЭС ТЫЛТАН ЦИТАТАЛАР ЫЙЫННЬЫКТАРА Мф 1:23 Ис 7:14; 8:8. 2:6 Мих 5:2. 2:15 Ос 11:1. 2:18 Иер 31:15. 3:3 Ис 40:3. 4:4 Втор 8:3. 4:6 Пс 90:11-12. 4:7 Втор 6:16. 4:10 Втор 6:13. 4:16 Ис 9:1-2. 5:21 Исх 20:13. 5:27 Исх 20:14. 5:31 Втор 24:1. 5:33 Лев 19:12; Числ 30:3. 5:38 Исх 21:24; Лев 24:19-20. 5:43 Лев 19:18. 8:17 Ис 53:4. 9:13 Ос 6:6. 10:36 Мих 7:6. 11:10 Мал 3:1. 11:14 Мал 4:5-6. 12:7 Ос 6:6. 12:21 Ис 42:1-4. 12:40 Иона 2:1. 13:15 Ис 6:9-10. 13:35 Пс 77:2. 15:4 Исх 20:12; 21:17. 15:9 Ис 29:13. 18:16 Втор 19:15. 19:4 Быт 1:27; 5:2. 19:5 Быт 2:24. 19:19 Исх 20:12-16; Лев 19:18. 21:5 Ис 62:11; Зах 9:9. 21:9 Пс 117:26. 21:13 Ис 56:7. 21:16 Пс 8:3. 21:42 Пс 117:22-23. 22:24 Втор 25:5. 22:32 Исх 3:6. 22:37 Втор 6:5. 22:39 Лев 19:18. 22:44 Пс 109:1. 23:39 Пс 117:26. 24:15 Дан 12:11. 24:29 Ис 13:9-10; 34:4. 24:30 Дан 7:13. 26:15 Зах 11:12. 26:31 Зах 13:7. 26:64 Пс 109:1; Дан 7:13. 27:10 Зах 11:12-13; Иер 19:1-13; 32:6-9. 27:34 Пс 68:22. 27:46 Пс 21:2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Псалом 90 Этот псалом в евр. Библии не имеет обозначения имени писателя но по некоторым чертам его содержания можно определенно указать повод и время написания. В Пс.90:1–4 рисуется праведник, живущий только упованием и надеждой на Бога, сохраняющей его от многочисленных врагов, чудесно гибнущих вокруг праведника ( Пс.90:7–8 ). Этому праведнику Господь чудесно удлиняет жизнь ( Пс.90:16 ). Все эти черты приложимы к Езекии, который при нападении ассириян искал помощи только у Бога, погубившего 185 тысяч войска врагов. Жизнь Езекии, как известно, была чудесно продлена на 15 лет. Псалом нужно считать написанным во время царствования Езекии, но кем, неизвестно, может быть и самим царем. Надписание над псалмом у LXX (и в слав. и русской Библиях) должно понимать, поэтому, как указание, что псалом написан в подражание хвалебным песням Давида. Как написанный уже после оказанной Богом помощи благочестивому царю, псалом содержит восхваление праведника, живущего только верой и надеждой на Бога, в которых (вере и надежде) залог спасения от всех мелких и крупных несчастий жизни. Тот, кто живет верой и надеждой на Бога, найдет в Нем защитника, который спасет от всех несчастий и зол жизни (1–6). Даже военные нападения врагов не принесут вреда: враги все погибнут (7–8). Так как ты избрал Бога своим прибежищем, то Он будет охранять Тебя своими Ангелами (9–13). Всякая молитва такого праведника будет услышана Господом, который прославит его и «долготою дней насытит» (14–16). Пс.90:1 .  Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, Пс.90:2 .  говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» «Живущий под кровом Всевышнего» – живущий надеждой на Бога, настолько глубокой, что только от Него одного ищет заступления, тот «под сенью Всемогущего покоится» – будет пользоваться Его кровом, защитой. Сравнение взято из обычая древневосточного гостеприимства, когда иностранец, вступивший в шатер туземца, находил полный в нем покой и защиту. Пс.90:3 .  Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Указание на «горы» можно понимать топографически или символически. Пещеры в горах служили прибежищем от непогоды и врагов, склоны гор — источником пропитания людям и животным. Тем самым они напоминали о своем Творце как Скале и Убежище (Пс. 17:3, 89:3, 103) . Их массивность и твердость в псалмах метафорически сравниваются с неизменностью правды Божией и Его спасением (Пс. 5:7, 91:16, 93:22). Выражение псалма 120 «Он не даст поколебаться () ноге твоей» (Пс. 120:3) вселяет уверенность, что Бог поддержит в трудную минуту. Корень слова «колебаться» () описывает на только дрожание ног (Пс.  37:17, 65:9, 90:12), но и землетрясение (Пс. 98:1) и колебание гор (Ис. 54:10; Пс. 45:3). Возможно, неподвижные «горы» (Пс. 120:1) как символ Господа, по задумке автора псалма, выступают антиподом колеблющимся «ногам» (Пс. 120:3) как символу человека. Таким образом, вопрос «откуда придет помощь моя?» (Пс. 120:1) риторический. Ответ уже обозначен по обе стороны от вопроса: с Сионских гор, а именно от Господа (Пс. 120:1а, 2а). 3.5. Яхве — Покров. Ссылка на солнце и луну в псалме 120 — это меризм. Указывая на частности (солнце и луна), писатель тем самым обозначал весь суточный круг, постоянную смену дня и ночи, подводя читателя к идее постоянной защиты Бога. День сменяется ночью, но Господь продолжает хранить человека, не дремля и не засыпая. Он защищает от палящего солнца и вредного воздействия луны (Пс. 120:6). В жаркие дни солнечный удар действительно мог представлять угрозу для жизни (4 Цар. 4:18–20; Иудифь 8:2–3; Иона 4:8). Подразумеваемое «поражение» луны, скорее всего, было связано с представлением древних людей, что воздействие света полной луны может привести к болезни. Неадекватное поведение юноши в «новолуния» представлено в Евангелии именно как болезнь (Мф. 17:15). Апостол Матфей отличает «лунатизм» от беснования и паралича (Мф. 4:24), следовательно, исходные предпосылки у этих болезней, как предполагалось, разные . Солнце и луна в религиях Египта и Месопотамии служили объектом поклонения.

http://bogoslov.ru/article/6177544

Пс.90:5.   Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, «Стрелою» наименовал какую-то нечистую силу, «ангела смерти» (Афанасий). Пс.90:6.   От вещи во тме преходяшия, от сряща и беса полуденнаго. «Вещь преходящая во тьме» — есть всякое злоумышление, проявляющееся там, где его не ожидают; а встреча «полуденная» — есть явный и открытый вред. Заметь, что демон «полуденный» возмутил Давида, когда он после полуденного сна впал в прелюбодеяние. Другие отцы «бесом полуденным» называют духа лености и уныния, нападающих в определенные часы, как лихорадка на больную душу и расстраивающих ее крепость. «Срящ» — есть всякий непредвиденный случай, встреча, нападение (Златоуст, Афанасий, Кассиан). Пс.90:7.   Падет от страны Твоея тысяща, и тма одесную Тебе, к Тебе же не приближится. В высшем смысле псалом указывает, что «живущий в помощи» Божией будет подвергаться нападению с левой стороны ( «от страны» ) «тысячам» злых стрел — ярости и похоти, а с правой ( «одесную» ) — «тмам» , т.е. десяткам тысяч; ибо то, что право в нас, к сокрушению того устремлено множество лукавых сил. Диавол, зная, что многие не принимают грехов явно, начинает брань против них с таких вещей, которые представляются хорошими, но потом через них низвергает их в явное зло. Но «рукою тайною ратует Господь на Амалика от рода в род» (Исх. 17:16). Ибо не перестает Господь спасать любящих Его (Афанасий, Исихий). Пс.90:8.   Обаче очима Твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Своими «очами» ты увидишь победу над врагами и справедливое возмездие им. «Воздаяние грешникам» мысленным мысленно и сам увидишь после трезвенной молитвы. Именно она освобождает наш ум от всякого вещественного образа лукавых помыслов и дает ему познавать внушения мысленных супостатов и ощущать пользу трезвения (Златоуст, Исихий). Пс.90:9.   Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище Твое. Дух человека Божьего и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в «уповании» на Бога. Бог потому столько много печется о верном, потому что последний всецело предался в волю Божию и возложил все «упование» на Него: «яко ты, Господи, упование мое» . За это, — отвечает Пророк верному, — ты сподобишься и промышления от Него, так как «Вышняго положил еси прибежище твое» (Афанасий, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010