Почему иному про­рок, говоривший выше о себе самом, теперь обращается с речью к другому лицу, как не потому, что относит дальнейшие слова к язычникам, поучая их, как они могут победить властвующих над ними демонов? Какую же помощь обещает им Бог ? Во-пер­вых, говорит, помощь закона и пророков, потому что последние суть рамена Божии, поскольку чрез них Он сообщил знание о Себе; ими он осеняет приходящего к Нему, не допуская ему быть по­паленным огнем диавола. Потому-то и Павел упомянул о сени закона ( Евр.10:1 ). Крылья суть Евангелия, потому что живущий по ним, как бы окрыленный, воспаряет от земли на небо. Итак, надеяться должно сообразно с евангелиями, т.е. следует иметь та­кую надежду на Бога, какую повелевает иметь закон евангельский, именно не надеяться на Бога и мамону, а на одного только Бога. По­ступая так, мы не потерпим никакого вреда ни от чувственных, ни от мысленных врагов. " Щитом оградит тебя истина Его». Истина – сильное оружие не знающего лжи. В подлинном смысле, однако, как многократно мы говорили, истинною Божией является Христос. Оружие Его – крест, укрепляясь которым, мы смело вы­ступали на всякую борьбу, побеждали всякого врага. Это подтверждают дальнейшие слова: «не убоишься ужаса ночи, стрелы, летящей днем» ( Пс.90:5 ). Страх ночной – страх плотских страстей, так как он особенно нападает во тьме; стрела, летящая днем – ко­рыстолюбие, потому что это время благоприятно корыстолюбцам для летания, т.е. для их деятельности. То и другое понимай также и как указание на нападение демонов; последние обыкновенно устра­шают нас ночью, – потому что тьма помогает им наводить страх, – а днем летают, – потому что они воздушны, – не оставаясь в без­действии, а поражая стрелами неосторожных и лишенных оружия. «Бедствия, постигающего ночью, болезни и полуденного беса» ( Пс.90:6 ). Видно, что и раньше речь шла о демонах. Так как между ними существует много различий (потому что они обольщают многими способами), то пророк и говорит: «бедствия, постигающего ночью», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Век означает неопределительно время, а определительно сто лет: означает кроме того и время некончаемое и беспредельное. Царем же веков называется Бог потому, что Он имеет под властию Своею времена и лета; сему учил Господь Апостолов. « Несть ваше », сказал Он им, « разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти » ( Деян.1:7 ). Он и сокращает времена по речению сему, « умалил еси дни времене его » ( Пс.88:46 ). Еще же и по сему, « аще не бы Господь прекратил дний оных, не бы убо спаслася всяка плоть » ( Мк.13:20 ): и продолжает оные по сему, « долготою дней исполню его » ( Пс.90:16 ): и пременяет также оные по Божественному Своему хотению, как пременил часы дни того, когда Иисус Навин воевал против Гаваонитов ( Нав.10:13 ), и когда Единородный Сын Божий висел на древе крестном ( Лк.23:45 ). Нетленен же Бог не только потому, что есть вечен и бесконечен, но и потому, что никогда не имеет премены или инаковости. А невидим, потому что есть Дух Умный, невещественный. Почему и сказано: « Бога никтоже виде нигдеже » ( Ин.1:18 ). А поелику ни един от человеков не есть Царь веков, ни нетленен, ни невидим, премудрые же люди суть многие: то нарицая Бога Премудрым приложил, « Единому Премудрому Богу », дабы тем показать, что един токмо Бог есть по естеству, Премудр и Премудрости Источник, а люди по благодати при посредстве трудов и усилий получить дар премудрости от Самого Бога удостаиваются. И так Богодухновенный Апостол славословя Бога богословствует, а богословствуя открывает Божественные Его свойства, как то Всемогущество и Всевластие сим, « Царю веков »; вечность и неизменяемость сим, « Нетленному »; бестелесность и невещественность сим, « Невидимому »; всепремудрость и всесовершенство сим, « Единому премудрому Богу ». Емуже Богу, говорит, подобает честь и слава не на время, но в бесконечные веки веков. Аминь же есть слово подтвердительное, и значит, что точно и без сомнения так праведно должно. Беседа о выставляющих безрассудно пример Павлов, и бывающих беспечными, кои надеются только на милость и долготерпение Божие, а не стараются быть достойными сих, удалением себя от грехов и деланием добродетелей

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

17. Все предки И. Христа умерли, и одни только веровавшие из них живы пред Богом ( Ин.11:25 ). Рожденное от плоти есть плоть (смертно): а рожденное от Духа ( Мф.1:20 ) есть дух (бессмертно). Ин.3:6 . 19. Праведник всячески старается скрыть недостатки ( 2Кор.13:7 ) других, хотя бы они относились с какой-нибудь стороны к его бесчестию, или были только мнимые ( Мф.1:20 ). 20. Ангелы являются праведникам во сне, и на яву ( Лк.1:28 ), и возвещая волю Божию ( Мф.2:13 , Быт.31:11–14 ), разрешают их недоумения и сомнения ( Лк.1:34, 35 сл.), внушаемые сатаной ( Быт.3:1 ). 19–20. Бурю внутрь имея помышлений сомнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышлял, непорочная: уведев же твое зачатие от Духа Свята, рече: Аллилуия (Акаф. Пресв. Богор). 21. Хотя будущего никто не знает, кроме единого Бога; но Ангелы открывают человекам и будущее по особенному им откровению Божию ( Мф.18:10 ). 22–23. О рождестве Иисуса Христа от Девы предсказано было в Ветхом Завете ( Ис.7:14 ); сим всякий верующий должен утешаться и утверждаться в вере при событии. Событие пророчества в точности есть доказательство действия Духа Святаго в пророке ( 2Пет.1:21 ); будем почитать св. Божиих пророков, как служителей Слова Божия, говоривших именем Господним ( Иак.5:10 ). 24–25. Кто получил Божие откровение, и уверен в оном ( Деян.5:32, 34, 35 сл.), тот непременно должен поступать, как повелел Господь. Гл. 2. Ст. 1–2. Откровения могут быть подаваемы и язычникам ( Быт.20:3, 6 ); ибо Бог не есть только Бог Иудеев, но и язычников ( Рим.3:29; 10, 20 ). Рождеству Христову предшествовало небесное знамение – явившаяся звезда на востоке, никому прежде неизвестная, и приведшая видевших ее восточных мудрецов к месту рождения Иисуса ( Мф.2:9 ) на поклонение Ему ( Мф.2:11 ). Христианин! если звездам служащие научились звездою кланяться единому истинному Богу ( Мф.2:9–11 ), то кольми паче покланяйся ты, когда смотришь на солнце, луну и звезды. 3–4:8, 12. Злоба и зависть, принимая личину добродетели, старается уловить праведного скрытными сетями, и погубить (ст. 16): но живущий под кровом Всевышнего в тени Всемогущего почивает ( Пс.90:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

1–2 стт. Интересно, что в 1м стихе употребляются сразу два относительно редких имени Бога: Элйон («Всевышний») и Шаддай (в Синодальном переводе – «Всемогущий»). Стих 1 содержит два синонимичных выражения: «Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится». Здесь говорится, что  тот, кто живет надеждой на Бога, будет пользоваться Его кровом, защитой. Сравнение взято из обычая древневосточного гостеприимства, когда гость или странник, вступивший в шатер местного жителя, находил в нем полный покой и защиту. 3–8 стт. Как бы ни были разнообразны, многочисленны и велики бедствия, угрожающие этому праведнику, Господь от всех их избавит его. Он избавит его от «сети ловца» – вообще от всякой опасности, причиняемой хитростью; «от гибельной язвы» (слав, «от словесе мятежна») – от всего, что доставляет вред, гибель. Господь будет защищать его с такой же заботой, с какой птица принимает под крылья своих птенцов, где они чувствуют себя в полной безопасности («под крыльями Его будешь безопасен»). «Ужасы ночи» – скрытые тайные нападения под покровом темноты; «от стрелы, летящей днем» – от нападений явных; от «язвы, ходящей во мраке» – от действий, скрывающихся во тьме – происков, интриг; «от сряща» (слав. Библ.) – случайного недуга; от «заразы, опустошающей в полдень» (слав. «беса полуденного») – от действий южного суховея, иссушающего всякую растительность. Если бы на праведника напали бесчисленные враги, то и они погибнут; эта мысль достигается употреблением круглых чисел: «тысячи и десятки тысяч». 10–16 стт. «Не приключится тебе зло и язва не приблизится к жилищу твоему» – бедствие не коснется ни личности праведника, ни его жилища. Господь пошлет Ангела-хранителя, который как бы на руках будет переносить его через опасности. Не причинят ему вреда ни аспид и василиск (виды ядовитых змей), ни лев и дракон (возможно, удав). За то, что праведник любит Господа, Он всегда услышит его. Господь исполнит его «долготою дней», т.е. продлит его жизнь. Одна из самых известных цитат из этого псалма в Новом Завете: Пс. 90:11 цитируется в Мф. 4:6 ; Лк. 4:10 .

http://azbyka.ru/molitvoslov/psalom-90.h...

11. Книга Премудрости Соломоновой называется сокровищницей всех добродетелей. 12. В псалме 97 пророк призывает к радованию всю землю, то есть весь род человеческий, от глас труб кованых (от проповеди евангелистов) и трубы роговой, возглашающей о Христе, – роге нашего спасения. 13. В псалме 90 «Живый в помощи Вышняго» разумеется исполняющий закон Божий, который будет жить в небесном селении с Богом. Крылья – Евангелие; Истина – Христос; крест – Его оружие; страх ночной – страсти бесовские; селение человека – его тело, где обитает душа ( Пс. 90:9–10 ). Прибегающий к Богу становится сыном Божиим и его оберегают Ангелы. Бог его слышит и исполнит долготой дня – Вечную Жизнь дарует и спасение: пребывание с Богом, видение Бога лицом к лицу. 14. Отдати серебро мое торгующим ( Мф 25:27 ) – преподать учение евангельского благочестия и научить вере. Есть у тебя безмен и весы – ум боголюбивый, то взвешивай и исследуй всякое слово – вся искушайте, но доброе только держите. 15. Разговаривая с добродетельным человеком, с учителем или мастером какого дела, философии, мы получаем часто пользу и назидание. Они же, учители наши, имея малую частицу премудрости или естественный опыт и познание, должны ум наш возносить к источнику всякого блага – к Богу. 16. Подобает со всякой осторожностью блюсти сердце свое, чтобы не потерять как-нибудь мысль о Боге или не осквернить память чудес Его суетными помышлениями, а путем постоянного и чистого памятования иметь святую мысль о Боге, отпечатанную в душах наших, как бы неизгладимую печать любви усыновления и единения любящего с любимым Богом. 17. Познанием истины определяется состояние нашей нравственности. Фарисеи видели добрые плоды – многие чудеса Сына Человеческого – и признавали, что дела (плоды) хороши, но дерева, носящего плоды (Спасителя), не признавали Богом. 18. Если знание не соединено с любовью, то оно порождает гордость, которая производит разделения. Любовь же соединяет и ведет к истинному знанию. 19. Ищите и обрящете Бога, ищите с великим трудом, как ищут золото.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа Без Богородичного покрова и заступничества «кто доволен цел сохранен быти от врага, купно же и человекоубийцы» (Антифон, гл. 6). Гнал некогда фараон Израиля и, если бы Господь не простер в покров ему облако, заживо поглотил бы его: «Столп облачный... стал позади их , посреди полка Египетского и посреди полка сынов Израилевых» (Исх. 14:19—20). Гонят и нас враги наши видимые и невидимые, и, если бы не подал нам Вышний в защиту Матерь Свою, Деву Богородицу, давно уже погибли бы мы за беззакония наши. Но Она покрывает нас, как кокош (курица) птенцов своих, ибо Она — «Покров миру, ширший облака» (Акафист, икос 6). Бежавшему от гнева Иезавели Илии было слово Господне: «Пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана» (3 Цар. 17:3). Почему не иное место ему указывается для укрытия, но «против Иордана» ? Иордан, по Иеронимову свидетельству, знаменовал Деву Марию. Как сквозь Иордан кивот Божий прошел посуху, так утробу Девическую прошло Слово Отчее Единородное без тления. И не здесь ли тайна, почему пророк «против Иордана» кроется от гонящей его силы? Потому что Иордан — это тень Марии. И ныне, когда кто-либо, гонимый врагом, скроется пред лицом того мысленного Иордана, говорю, Пречистой Девы, невозможно будет никакому злу настигнуть его, ибо смотрит на него лицо Марии. О, сколь блажен всегда скрывающийся под кровом Твоим, Заступница! Ибо «не приступит к нему зло, и язва не приблизится к жилищу его» (Пс. 90:10). Нравоучение Слава Богу и по Бозе Богородице, избавляющей людей от мучительства бесовского! Но берегись, человек, да «не будет последнее хуже первого , ибо возвращается дьявол, взяв с собою семь иных духов, злейших себя» (Мф. 12:45), то есть семь грехов смертных: духа гордости, духа сребролюбия, духа нечистоты, духа зависти, духа чревобесия, духа гнева, духа лености, — которые не покаявшегося человека злее беса мучают и не временно, но навечно ввергнут его в огонь неугасаемый. А чтобы не вошли они в тебя, пусть будет «безводное место» , где бы не обрел вместилища себе лютый дух, ибо «ходит он по безводным местам, ища покоя, и не находит» (Мф. 12:43).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

Большинство исследователей символических толкований М. вслед за Амаларием Мецским ( Amalar. Lib. offic. II 24) развивают тему слез и покаяния: М. означает «век сей», полный страданий ( Ps.-Alcuin. De div. offic. 39//PL. 101. Col. 1243), в к-ром необходимо проливать слезы покаяния ( Robert. Paulul. De caerem. I 51//PL. 177. Col. 404), но также вместе с альбой может символизировать и радость встречающих Воскресшего Христа (со ссылкой на Пс 125. 5-6: Rupert. Tuit. De offic. div. II 23//PL. 170. Col. 54; ср.: Innocent. III, papa. De sacr. altar. myst. I 43//PL. 217. Col. 790); указывает на добрые дела, которые надо обязательно делать в этой жизни, и на исполнение ветхозаветной заповеди о тфиллин, данной в Исх 13. 16 ( Bruno Signiensis. Tractatus 3: De sacramentis ecclesiae//PL. 165. Col. 1107-1108); напоминает о бдении в ожидании Второго пришествия ( Innocent. III, papa. De sacr. altar. myst. I 59//PL. 217. Col. 795-796); указывает на буд. награду за добрые дела на Страшном Суде ( Durand. Rationale. IV 7. 4). Вероятно, с IX-X вв. М. стали изготавливать в паре со стóлой так, чтобы они полностью соответствовали друг другу по качеству ткани, размеру и украшениям (см., напр., М., изготовленные в нач. X в. по заказу кор. Эльфледы, жены Эдварда Старшего, для Фритестана, еп. Уинчестера; обнаружены в 1827 в гробнице св. Кутберта в Даремском соборе). Хотя еще в XI в. существовала традиция держать М. зажатым в руке (судя по фреске в нижней церкви базилики Сан-Клементе в Риме; ср.: Sicard. Mitrale. 2. 8//PL. 213. Col. 85), в течение XII в. М. окончательно перемещается на предплечье (ср.: Durand. Rationale. III 6. 1). Длина средневек. М. варьировалась от 0,5 до 1,3 м (классический тридентский вариант - ок. 90-100 см), ширина в среднем ок. 8-10 см (при этом концы часто бывают трапециевидной формы и шире основной части М.). Чтобы М. не спадал с руки, делались специальные шнурки или петли для крепления. Концы могли украшаться бахромой и даже небольшими колокольчиками. Многие М. богато расшиты и декорированы. Рубрика тридентского Римского Миссала предписывала в обязательном порядке лишь наличие изображения креста в середине М. При этом цвет М. должен был соответствовать празднику или периоду литургического года.

http://pravenc.ru/text/2561838.html

Лк.4:10 .  ибо написано ( Пс.90:11–12 ) : Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; Лк.4:11 .  и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Далее, нападает на Него тщеславием, ибо говорит: «если Ты Сын Божий, бросься... вниз». Пустословил это, лаская Его, чтобы Он, обманувшись лестью и желая показать Себя Сыном Божиим, бросился вниз и таким образом открылся пред ним, кто Он. Но смотри, как Господь поражает его Писанием. Лк.4:12 .  Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. ибо никто не должен подвергать себя очевидной опасности в самообольщении, что Бог ему поможет. Заметь и то, что знать Писания весьма полезно; ибо и Господь поразил сатану Писаниями. «Не хлебом одним будет жить человек», это – Моисеево изречение о манне ( Втор. 8, 3 ); ибо хотя манна была не хлеб, однако ж, питала народ. Равным образом Моисеевы изречения и сии: «Господу Богу твоему поклоняйся» и «не искушай» ( Втор.6:13, 16 ). Лк.4:13 .  И, окончив всё искушение, Хотя Господь искушаем был тремя искушениями, однако Лука говорит, что Он окончил всё искушение, потому что основания всех искушений суть три сии: пресыщение, любостяжание, тщеславие. Искушение пресыщения Господь отразил словами: «не хлебом одним будет жить человек». Прежде других искушений навел это искушение на Него, как и на Адама. Ибо Адама он не мог запнуть ни любостяжанием, так как Адам, будучи один, не имел против кого бы желать более; ни гневом, ибо не на кого было ему гневаться; ни завистью; а запнул его чревоугодием. Искушение любостяжания Господь отразил тем, что не пал, не поклонился перед ним. Ибо, когда он чувственно показал все царства в призраке, Господь не покорился ему. Некоторые разумели это о царствах не чувственных, но мыслимых, что он, например, показал Ему царство невоздержания, царство зависти и вообще всех грехов и говорил Ему как бы так: если Ты хочешь царствовать над всеми страстями и на то пришел, чтобы пленить одержимых мной, то пади и поклонись мне, и получи всех, над которыми я царствую. Господь хочет царствовать и на то пришел, но царствовать не с грехом, не без борьбы, но после подвига и победы. Так разумели некоторые. Кому угодно, пусть так и понимают. Отразил Господь и искушение тщеславия словами Писания. Господи, избавь нас от сих трех глав змия!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Поэтому Он сказал нам через своего апостола: исправьте сердца ваши (Иак. 4: 8) и Сам призывает нас: Смотрите, бодрствуйте (Мк. 13: 33). Ибо если Он, придя, найдет наши сердца нечистыми, а нас — спящими, то скажет: не знаю вас (Мф. 25: 12). И этот час всегда тут, если не в этот момент, то в следующий, ибо как Царство Небесное, так и час судный всегда в наших сердцах. Значит, если стража не бодрствует, то не сохранит и Господь, но если Господь не сохранит, напрасно бодрствует и стража. Поэтому будем бодрствовать у дверей нашего сердца, неусыпно взывая ко Господу о помощи. Не направляй свой взор на врага, не входи с ним в пререкание, потому что ты не имеешь возможности противостоять ему; со своим многотысячелетним опытом он знает достаточно уловок, чтобы обезоружить тебя. Нет, стой на страже своего сердца, и пусть взор твой будет устремлен ввысь; тогда сердце будет всячески ограждено: Господь Сам пошлет Своих Ангелов охранять его. Понимай это так: если подвергаешься искушению, не занимайся рассматриванием и взвешиванием его или размышлением о нем; этим ты омрачишь свое сердце и потеряешь время, к чему враг и стремится. Обратись вместо этого без замедления ко Господу с молитвой: «Боже, милостив буди мне грешному!» (ср.: Лк. 18: 13). И чем скорее ты отклонишь твой помысл от искушения, тем скорее придет помощь. Самоуверенность — плохой товарищ: чем меньше надеешься на свои силы, тем крепче ты стоишь Никогда не полагайся на себя. Не принимай никогда благое решение, думая: конечно, я справлюсь! Не надейся никогда на свои силы и способности противостоять какому-либо искушению, будь оно большое или малое. Думай наоборот: я сам не устою, если подвергнусь искушению. Самоуверенность — плохой товарищ: чем меньше надеешься на свои силы, тем крепче ты стоишь. Чувствуй себя слабым и совершенно лишенным возможности противостоять даже малейшему мановению злого духа, тогда ты, к удивлению, заметишь, что он не имеет никакой власти над тобой. Ибо, избрав Господа своим прибежищем, ты вскоре убедишься, что не приключится тебе зло (Пс. 90: 10). Единственное несчастье, которому подвергается христианин, — есть грех.

http://pravoslavie.ru/108626.html

Старая-престарая сказка Это старая-престарая сказка. Царь сказал верному слуге: «Пойди туда, не знаю, куда. Принеси то, не знаю, что». Тот пошел и принес. Царь встал, посмотрел и говорит: «Знаешь что? Унеси то, не знаю, что, туда, не знаю, куда». А верный слуга отвечает: «Поздно, Ваше Величество. Оно уже выбралось, не знаю, как. И теперь, с Вами будет, не знаю, что». 86. «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим. 6:2). Не боится Не боится: Океан – акул, Лес – волков, Тюрьма – разбойников, Мудрый – недобрых мыслей. 87. «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен…» (Мф. 13:23). Опыт и справочники Певцу нужен голос, а не руководство по пению, Один прием у врача лучше десятков справочников, Простое лекарство лучше сотен советов о лечении, Совет опытного рыбака лучше многих пособий по ловле рыбы. 88. «Человек подобен дуновению; дни его - как уклоняющаяся тень.» (Пс. 143:4). Самый короткий рассказ Самый короткий и самый грустный рассказ: Один мальчик не мог дождаться, когда же наконец он станет взрослым. С тех пор прошло шестьдесят лет. 89. «…Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» (Мф. 11:30). Одна добрая улыбка Одна добрая книга лучше многих томов критики, Одно доброе слово лучше многих добрых книг, Один добрый взгляд лучше многих добрых слов, Одна добрая улыбка лучше многих добрых взглядов. 90. «… И в упорстве погибают…» (Иуд. 11). Расширение вселенной Если правда, что вселенная расширяется, то также расширяется и ум человека. Много времени пройдет, пока он остановится и начнет возвращаться в себя. Но это случается очень редко. 91. «…Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.» (Мк. 10:15). В мастерской часовщика Отец с сыном зашли к часовщику. У него по стенам мастерской висело множество часов с фигурками людей и животных. Там были медведи, зайчики, петушки и кукушки. Все это пощелкивало, щебетало, куковало, поводило глазами, размахивало руками и ногами. Мальчик удивленно спросил: «Папа, а это все живое?» – «Нет, сынок, – улыбнулся отец. – Здесь только один часовщик живой».

http://isihazm.ru/1/?id=117

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010