Недостатки поведения исправляются: непонимание – учением, злонравие – добрым примером, упорство – наказанием. Так о потомках Давида говорит Господь: «если сыны Давида оставят закон Мой, и не будут ходить по заповедям Моим; если нарушат уставы Мои, и повелений Моих не сохранят, посещу жезлом беззаконие их, и ударами неправду их; милости же Моей не отниму от него и не изменю истины Моей» ( Пс.88:31–34 ). Но народ Божий не поддавался исправлению, по своему упорству, он презирал всякое наказание. Весь народ был поражен как один человек и всецело: голова в язвах, сердце исчахло от ударов и кровотечения. «Не один какой-либо член или внешняя часть тела болит; но существенно-жизненные части так повреждены, что уже не могут быть здоровы» (Кальвин). Едва живому народу грозит смерть; но безумно–упрямый, он не боится смерти! 6. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. (От ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся: несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания). Язвы и раны, нанесенные каким-либо острым орудием, и кровавые пятна – от сильных ударов тупого орудия, по милости Божией, излечиваются иногда при помощи искусства человеческого. Так, когда царь Езекия смертельно страдал от язвы, и со слезами молился Богу о выздоровлении, то пророк Исаия, возвестив ему милость Божию, в то же время посоветовал: «возьми смокв, сотри и приложи пластырь на язву, и будешь здоров»; и царь выздоровел ( Ис.38:1,4–5,21– 22 ). Но еврейский народ, грозно осужденный, беспощадно пораженный, всецело и в крайней степени страдал, так что уже не было никаких средств для его оздоровления и спасения от гибели. В таком состоянии единственная возможность избежать погибели заключается в надежде на милосердие Божие: но погибающий Израиль совершенно оставил Бога и – должен погибать без милосердия... «Не так тяжело болеть, как при болезни не иметь возможности принять врачевство, и особенно, когда есть такой Врач!» ( Иоанн Златоуст ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

О восьми вопросах Дульциция в одной книге... Пролог    Как мне кажется, возлюбленный сын Дульциций, я не замедлил ответить на твои вопросы. Ибо я получил посланные мне из Карфагена письма твоей милости на Пасху сего года, в воскресенье третьих календ апреля . После этих святых дней я немедленно отправился в Карфаген, где диктовать [ответы] мне не позволяло огромное множество безотлагательных дел. Но после того, как я вернулся оттуда, по прошествии у нас пятнадцати дней, в течение которых я был вынужден по причине долгого отсутствия заниматься другими вещами (ведь я смог вернуться лишь по прошествии трех месяцев), я не стал откладывать написание этих [ответов] и [не замедлил] предложить на присланные тобой вопросы (которые были уже исследованы мною в различных моих сочинениях) ответ или, по крайней мере, какое-либо суждение. Наконец, только относительно того места, где ты спрашиваешь, почему Господь, Который, несомненно, знает будущее, сказал: «Я избрал Давида по сердцу Моему» (3Цар. 8:16, 1Цар.13:14; Пс.88:21), хотя он совершил столь многие и великие грехи, я не сумел найти место, где я рассматривал этот вопрос и каким образом я излагал его, и есть ли он в какой-нибудь из моих книг или писем — не знаю. По этой причине (так как ты уже заставил меня [осознать] необходимость нового обсуждения этого), в моем ответном письме я поставил его последним, желая расположить прежде те [ответы], которые уже исследованы мною в других моих сочинениях; с тем, чтобы я не был лишен расположения твоей святости, которое для меня очень приятно, и чтобы мне не пришлось говорить о том же самом другим способом, что для меня было бы слишком тяжело, а тебе не принесло бы более никакой пользы. Вопрос 1 Действительно ли крещеные грешники выйдут из геенны? (§ 1)    1. Итак, твой первый вопрос звучит как: «Выйдут ли когда-либо из геенны те, кто согрешали после крещения?» Ты говоришь, что по этому вопросу существуют различные мнения, ведь некоторые отвечают, что как для праведных будет бесконечна награда, так для грешных — мучения. И действительно, они желают утверждать, что будет вечным как наказание, так и награда. Но им противоречат следующие евангельские слова: «Не выйдешь оттуда, пока не отдашь последнего кодранта» (Мф.5:26). Итак, получается, что тот, кто вернет долг, сможет выйти. Мы полагаем, что об этом говорит и апостол: «Сам же спасется, но так, как бы из огня» (1Кор 3:15). Но ты говоришь: «Поскольку мы в другом месте читаем: «не знал Ее до тех пор, пока Она не родила» (Мф.1:25), что мы не можем понимать так же, (как и в предыдущем случае); по этой причине мы хотим достичь большей ясности в этом вопросе». Таков твой [первый] вопрос.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2777...

Об этом нам очень мало известно. Место пребывания грешников после частного суда Евангелие называет, во-первых, " адом " (Лк. 16, 23, Деян. 2, 51). " Ад " (греч. — ades) буквально означает " место, лишенное света " . В Писании оно также называется " преисподними местами земли " (Еф. 4, 9), просто " преисподней " (Флп. 2, 10), " тьмой кромешной " (Мф. 22, 13; 25, 30), наконец, " темницей духов " (1 Пет. 3, 19). В православном исповедании (Чл. 68) сказано, что грешники пребывают " в местах осуждения и гнева Божия " . Как описывает это состояние Свщ. Писание? Прежде всего, это состояние удаления от Бога. Господь говорит грешникам: " ...отойдите от Меня, делающие беззаконие " (Мф. 7, 23). Грешники, в отличие от праведников, не имеют покоя: " ...червь их не умирает, и огонь не угасает " (Мк. 9, 44). Причиной этих мучений являются угрызения совести и неудовлетворимая страсть. Ап. Павел говорит об этом состоянии: " Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое... " (Рим. 2, 9). Скорбь и теснота усиливаются ведением о блаженном состоянии праведников, сознанием невозможности выйти из места мучения, ибо " ...утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут... " (Лк. 16, 26). Это различие в состояниях между праведниками и грешниками и невозможность по своей воле перейти из одного состояния в другое было уже в ветхозаветном шеоле. Хотя в шеоле пребывали и праведники, и нечестивые (Пс. 88, 49; Иов. 30, 23), тем не менее находились они в различном состоянии. После сошествия Христа во ад праведники были Им из шеола изведены (1 Пет. 3, 18-20). Грешники в аду также общаются между собой и друг друга узнают. Например, в Ис. (14, 9-10) говорится о сошествии во ад царя вавилонского, где его узнали. Аналогичное повествование имеется в Иез. (31, 16-17) — сошествие во ад царя ассирийского и в Иез. (32, 21) — сошествие во ад царя египетского. Но несмотря на то, что общение возможно и для грешников, это общение, в котором нет Бога, не приближает их к Престолу Божию. 1.4. Молитвы Церкви за усопших

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

Обобщая сказанное, Ириней заключает: «Если пророки предрекли о Сыне Божием, что Он явится на земле, возвестили, где на земле, как и в каком образе Он явится, и Господь принял на Себя все эти пророчества, то наша вера в Него твердо обоснована, и истинно предание проповеди, т. е. свидетельство апостолов (о Нем)» (Гл. 86). Ветхозаветными пророками предсказана была и дальнейшая, после вознесения Господа, судьба дела Его на земле: послание апостолов на проповедь ( Ис. 52, 7 ), а также и то, что они вышли из Иудеи и Иерусалима ( Ис. 2,3 ) и возвещали учение Христа во всем мире ( Пс. 18, 5 ; Доказ. Гл. 86–87). Очерчен был у пророков также общий характер Нового Завета в отличие от Ветхого (вопросу об этом посвящает Ириней гл. 88–97). Христос искупил людей Своей кровью и даровал спасение всем. С Него начался новый период. Законодательству Моисея теперь не должно уже быть места; предписания последнего не обязательны для христиан. Так и говорит Исайя: «Не вспоминайте прежнего и не помышляйте о том, что некогда произошло. Воистину Я совершаю нечто новое, что уже является, и вы узнаете его. И Я создам реки в пустыне и в безводной степи, чтобы поить избранный народ Мой» (43,19–20). Главное внимание людей Нового Завета должно обращаться не на внешние дела, а на обновление духа, как пророчествовал Иеремия: «Завет, который Я заключу с домом Израилевым в те дни, будет состоять в следующем: Я вложу закон Мой в мысли их и в сердце их напишу его» (31, 32–33). В Церковь Христову должны вступить не только евреи, но и язычники. О последних у Исайи сказано: «Так говорит Бог Израилев: в тот день обратит человек взор свой к Творцу, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; и они не взглянут на храм идольский и на дело рук своих, которое создали персты их (идолов)» (17, 7–8). И еще: «Я открылся не вопрошающим обо Мне, Меня нашли не искавшие Меня. Я говорил: вот Я, к народу, который не призвал имени Моего» (65, 1). У пророка Осии также возвещено: «И скажу не народу Моему: ты Мой народ, и не возлюбленная будет возлюблена. И на месте, где говорили о них: вы не Мой народ, там назовут их сынами Бога живого» (2, 23; 1, 10). Язычники в Церкви стали первыми, непокорный же народ (евреи) последним. Так говорил еще Моисей во Второзаконии: «Вы раздражили Меня не Богом и огорчили Меня своими суетными идолами; и Я раздражу вас не народом, народом неразумным огорчу вас» (32, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Первородным на­зывается тот, кто имеет братьев, потому что он первен­ствует по происхождению, а единородный называется единород­ным потому, что не имеет братьев. Но есть единородный и в ином смысле; единородный тот, кто один рожден от кого-нибудь, а не один только произошел, как легкомысленно го­ворят еретики. Единородным, говорят, называется Спаситель потому, что только один был такой, как Он. Но в таком случае и Илия единороден, потому что один только был такой, что и разумно. Писание обычно называет единородным того, кто один только рожден от кого-либо, согласно с вышеука­занным значением слова. Слушай. Первородный, говорят, если не имеет братьев, есть единородный. Я укажу не одного, не двух, не трех, а многих первородных. Странное дело! Как может быть много первородных? Должен бы быть один. Я затянул речь о первородном и единородном; но решим во­прос. Бог называет первого верующего первородным в своем роде, не как первого среди других верующих, а как бывшего первым в свое время. Например, когда народ Из­раильский был в Египте, Бог говорил чрез Моисея: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой. Я говорю тебе: отпусти сына Моего» (Исх.4:22—23). Вот первородный народ, потому что в то время он был первым народом, познавшим Бога. Позднее, после за­кона, после многих родов, явился Давид, и Бог возвещает ему, что от семени его явится Христос, и говорит так: «обрел Давида, раба Моего, елеем святым Моим помазал его. Он будет звать Меня: Ты — Отец мой. ...И Я первенцем поставлю его» (Пс.88:21, 27—28). Первенец Давид, первенец и народ. Первенец Адам в своем роде, первенцы Ной, Сим, первенец в своем роде Авраам, Моисей, Исаия, потому что они в свое время первенствовали благочестием. Из этого множества первородных собрана великая церковь, пребывающая на небе. «Но вы приступили, — свидетельствует Павел, — к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр.12:22—23). Один из этих первородных есть Христос по плоти, по божеству Единородный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

Первородным называется тот, кто имеет братьев, потому что он первенствует по происхождению, а единородный называется единородным потому, что не имеет братьев. Но есть единородный и в ином смысле; единородный тот, кто один рожден от кого-нибудь, а не один только произошел, как легкомысленно говорят еретики. Единородным, говорят, называется Спаситель потому, что только один был такой, как Он. Но в таком случае и Илия единороден, потому что один только был такой, что и разумно. Писание обычно называет единородным того, кто один только рожден от кого-либо, согласно с вышеуказанным значением слова. Слушай. Первородный, говорят, если не имеет братьев, есть единородный. Я укажу не одного, не двух, не трех, а многих первородных. Странное дело! Как может быть много первородных? Должен бы быть один. Я затянул речь о первородном и единородном; но решим вопрос. Бог называет первого верующего первородным в своем роде, не как первого среди других верующих, а как бывшего первым в свое время. Например, когда народ Израильский был в Египте, Бог говорил чрез Моисея: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой. Я говорю тебе: отпусти сына Моего» ( Исх.4:22–23 ). Вот первородный народ, потому что в то время он был первым народом, познавшим Бога. Позднее, после закона, после многих родов, явился Давид, и Бог возвещает ему, что от семени его явится Христос, и говорит так: «обрел Давида, раба Моего, елеем святым Моим помазал его. Он будет звать Меня: Ты – Отец мой. ...И Я первенцем поставлю его» ( Пс.88:21, 27–28 ). Первенец Давид, первенец и народ. Первенец Адам в своем роде, первенцы Ной, Сим, первенец в своем роде Авраам, Моисей, Исаия, потому что они в свое время первенствовали благочестием. Из этого множества первородных собрана великая церковь , пребывающая на небе. «Но вы приступили, – свидетельствует Павел, – к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр.12:22–23 ). Один из этих первородных есть Христос по плоти, по божеству Единородный.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Самуил, являет собой образец суждений неосмотрительных о таком предмете Св. книг, который требует своего рассмотрения согласно с духом, смыслом и прямыми указаниями Божия Закона, – и своего разумения согласно основам истины о бытии и жизни человека и существ духовного мира в взаимном общем их отношении как к Богу, так друг к другу. Как непреложна есть сия истина для Церкви Божией земной: «всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает: не бо волею бысть когда человеком пророчество; но от Св. Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы» ( 2Пет.1:20–21 ): так она же, эта истина, непреложна и для Лиц Церкви Небесной, именно для Ангелов Божиих и для душ святых Божиих человеков, потому что без Воли Божией и без откровения сей Воли Божией ни Ангелы Божии, ни души святых Божиих человеков не могут ни являться на земле «яве», ни «пророчествовать». Воля же Божия относительно откровения – «пророчества» Саулу уже ведома была в Церкви Небесной из сего изволения Божия, «и вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков» ( 1Цар.28:6 ). 11 Полнота истины о так называемых «незаслуженных страданиях людей» ведению ветхозаветного человека в Церкви Божией не была открыта в слове Божием, так как «сей полноты ведения» ветхозаветный человек не мог своею личной верой ни воспринять, ни обнять. Для мысли и разумения даже ветхозаветного праведника «тайна» оных «страданий» разрешалась, с одной стороны, предпосылкой веры в безусловную «правду и правоту судеб Божиих» ( Пс.88:15; 93:15; 96:2; 118:75–137 ), каковая предпосылка веры, конечно, безусловно справедлива в конечной своей причине, – с другой стороны, предпосылкой упования на всегда безусловно спасительную для человеков цель оных страданий, хотя «разум» самых страданий, по непостижимости Божиих «судеб» и по «величию Божия суда» о людях, остается «непостижимым» для ведения человеческого ( Иов.37:23–24 ). В том и другом случае, в силу – указанных «предпосылок веры и упования», по сознанию ветхозаветного праведника, «блажен» всякий «человек, которого вразумляет Бог…, ибо Он причиняет раны, и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же рука врачует» ( Иов.5:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Слова грех остается на вас (ст. 41) соответствуют предупреждению в синоптических Евангелиях, что хула на Святого Духа, то есть приписывание исцеления действию бесовских сил, не прощается (Мк 3:28–29). У синоптиков также противопоставляются те, кому дано знать тайны Царствия Божия, и те внешние (Мк 4:10–11); говорится и о тех, кто имея очи, не видит (Мк 8:18), и о том, что служение Христа есть испытание для людей, в котором им дано устоять или пасть (Мк 8:38; Мф 11:6,21–24; Лк 7:23; 10:13–16 и мн. др.). Ту же тему у апостола Павла см. в Рим 9–11; 1 Кор 1:18,23–24; 2 Кор 2:15–16. В ранней Церкви история слепорождённого воспринималась как прообраз крещения, и слово fwmismTj ‘осве­ще­ние, свет’ часто обозначало крещение. Однако Евангелист не даёт никакого указания на такую связь (ср., наоборот, очевидное указание на Евхаристию в 6:51–56); в рассказе говорится не о таинствах, а о свете, тьме, вере, неверии и суде. Проходя — действие происходит в Иерусалиме, но скорее всего не в храме. Увидел человека, слепого от рождения — наряду с буквальным смыслом имеется метафорический: человечество по природе невосприимчиво к Свету, Который во тьме светит (1:5,9–11), и нуждается в прозрении. Кто согрешил, он или родители его? — и иудеи, и язычники верили, что причиной слепоты должен быть грех (необязательно совершённый самим слепцом). Согласно раввинистическому трактату (Шаббат 55a), смерть предполагает грех (толкование на Иез 18:20) и не может быть наказания без вины (толкование на Пс 88:33). Грех до рождения считался возможным, если, например, беременная женщина участвовала в языческом богослужении: при этом зародыш также, по иудейским представлениям, совершал грех. Хотя страдания, согласно той же традиции, нередко посылаются как испытание верности и знак Божественной любви, иудейским учителям трудно было признать таким испытанием слепоту, делающую невозможным изучение закона. Чтобы на нем явились дела Божии — ср. 11:4 (Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией). Эти слова не означают, что рождение человека слепым находится вне власти Божьей, см.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

См. также об аде (преисподней): 1Цар. 2:6 ; 2Цар. 22:5–6 ; Иов.14:10–13, 11:7–8, 17:13–16, 21:13 ; Пс.48:15–16, 62:10, 87:4–7, 88:49 ; Песн.8:6 ; Иез.26:19–20, 31:14–18, 32:17–32 . Адам АДАМ: БРЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ; В ПОТЕ ЛИЦА ТРУДИТЬСЯ; ВЕТХИЙ АДАМ; ГРЕХОПАДЕНИЕ; ДРЕВО ЖИЗНИ; ДРЕВО ПОЗНАНИЯ; ЕВА; ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД; ЗМИЙ-ИСКУСИТЕЛЬ; ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ; КОСТЬ ОТ КОСТИ, ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ; МУЖ И ЖЕНА — ОДНА ПЛОТЬ; ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА; ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ; ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ; ПОТЕРЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБРАЗ ; РАЙ В русской речи имя Адам существует и как собственное и как нарицательное 1 , означая в последнем случае человека вообще, «человека во плоти, грешника, падкого на соблазн. “И ты адам и я адам; все мы адамы”» (Даль. Посл.). Вошло в следующие словосочетания: адамова голова, адамово яблоко, адамовы времена (веки), ветхий Адам (Новый Адам), в костюме Адама, от Адама, дети (сыны) Адама, прародитель Адам. Адам — букв.: земля, краснозем (от евр. dmh). В евр. тексте Б. часто употребляется в значении «человек». Как собственное имя первого человека появляется в Быт.4:1, 25 . Книга Бытия открывается рассказом о сотворении мира (Шестоднев); в шестой день творения был создан человек. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» ( Быт.1:26–28 ). Другое повествование книги Бытия излагает события несколько иначе: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). Рай (сад) в Эдеме стал местом, где надлежало жить человеку, возделывая и храня сад Господень и питаясь его плодами. Лишь «от дерева познания добра и зла» заповедано было ему не есть плодов во избежание смерти. Все животные земли и все птицы небесные получили от человека имена, соответственные своей сути. Помощником человеку стала жена, сотворенная из его ребра. Прародителям человечества даровано блаженное существование. Но человек, не устояв перед змеем-искусителем, срывает запретный плод, попирая тем самым заповедь Господню и давая возможность злу поселиться в своем уме и сердце. Отягощенный грехом человек изгоняется из рая: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» ( Быт.3:23 ). Господь определяет дальнейшую судьбу Адама и его потомков: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 , см. также Быт.17–18 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Так, Господь сказал Аврааму: «Потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» ( Быт. 15:18 ). По убеждению премилленаристов, это был не двусторонний договор, а личное обещание Бога Аврааму о его потомках, т.е. их праведность или неправедность не могла впоследствии отменить Божиего обещания. Мы видим, что Господь Сам проходит между рассеченными животными, но не принуждает к тому же Авраама ( Быт. 15:17–21 ). Таковы же по содержанию и так же еще не исполнены обетования Божии Давиду: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» ( 2Цар. 7:12–16 ). Ч. Райри восклицает: «Сейчас Израиль не владеет всей обетованной землей целиком и навеки; это время наступит в будущем. Премилленаристы считают, что это произойдет в эпоху тысячелетнего Царства. Итак, завет с Авраамом является серьезным свидетельством в пользу премилленаристского подхода к эсхатологии» 7 . Правда, он не поясняет, почему ожидаемое вечное царство Израиля будет иметь временный (тысячелетний) характер. Г.К. Тиссен, пытаясь найти обоснования миллениума вне Откр. 20 , приводит ряд библейских мест о царстве Мессии, которое никогда не разрушится ( Дан. 2:44; 7:13  и далее; 7:26 и далее; Откр. 11:15 ). Автор говорит об этом в сильных выражениях: «Чтобы сохранить Свой завет с Давидом ( 2Цар. 7:11–16 ), клятвенно запечатленный ( Пс. 88:3  и далее; 88:20–36), Бог вынужден восстановить земное царство» 8 . Как видно, Г.К. Тиссен и другие премилленаристы вынуждают Бога создать вечное царство для евреев, делают его заложником якобы несбывшегося обещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010