Как мало вероятна эта или подобные ей теории происхождения Псалтири, достаточно можно видеть из предложенных далее общих замечаний, а еще более из очевидной произвольности всей этой теории, и потому мы считаем излишним останавливаться на ее разборе. 1766 Так, напр. в группе Асафовых псалмов 72–82 сопоставляются между собою псалмы 72, 77, 80 и 81 из Давидовы времени, 73 и 78 из времени разрушения Иерусалима Халдеями, 74 и 75 из времени Езекии, 76 и 79 из времени пред наступлением плена, и 82 из времени Иосафата. Вероятные признаки сродства этих, равно как и других псалмов, на основании исследований разных ученых указаны в сочинении Делича: Symbolae ad Pss illustrandos isagogicae p 57 sq. 1780 См. изд. Св. Синод. Руков. к чт. Св. Пис. В. и Н. Зав. – митр. Амвросия (по 4 изд. стр. 101) и Начерт. Церк. Библ. Ист. Филарета (по 2 изд. стр. 374). Может быть в виду несомненной уверенности нашей Церкви в достоверности этого предания, Прот. Павский (в Обозр. Пс. стр. 15) и не считал нужным останавливаться на вопросе о времени заключения Псалтири, ограничившись только двумя словами: «во время Ездры она довершилась». (См. выше в введ. к исслед.). 1781 Иос. Флав. с Apion lib пар. 7–8. См это свидетельство выше в заключении истории псалмопения, стр. 85–86, прим. 2. 1783 В Преосв. Филарет Митр. Моск., игнорируя заключительные славословия частей Псалтири и считая признаками пятичастного разделения ее только лишь заключительные восклицания: аминь и аллилуия, находит такое разделение Псалтири произвольным и полагает, что оно тем же признакам правильнее было бы разделить ее на семь частей: 1) Пс. 1–40 с заключ. восклицанием: аминь и аминь; 2) Пс. 41–71 – аминь и аминь; 3) Пс. 72–88 – аминь и аминь; 4) Пс. 89–105 – аминь, аллилуиа; 5) Пс. 106–116 – аллилуиа; 6) Пс. 117–134 – аллилуиа и 7) Пс. 135–150 – аллилуиа. Между сими пределами разделения – замечает он далее, – видно точное и тонкое соответствие. Аминь заключает три первые книги; аллилуиа оканчивает три книги последние; средняя книга, как связь двух троичностей, соединяет оба признака разделения: аминь, аллилуиа (Руков. к позн. Кн. Пс. в Чт. Общ. люб. Дух. просв. 1872, 1. Стр. 9. Тоже в Введ. в Св. Кн. В. Зав., В. Преосв. Арсения, стр. 92–93). – Не трудно однако заметить, что предлагаемое седмичастное деление Псалтири, при кажущейся с первого взгляда его правильности, не более как схоластическая тонкость, не имеющая основания в самой Псалтири и даже не отличающаяся логическою последовательностью: так как, если из одного окончания псалмов словом: аллилуиа заключать об указании им особой части Псалтири, то логически следовало бы признать подобные же указания отдельных частей и в псалмах: 112, 113, 115, 145, 147, 148 и 149, которые все, точно также как и 116, 134 и 150 оканчиваются словом аллилуиа, и вообще никак не менее последних псалмов годятся быть заключительными псалмами отдельных частей Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Пс.85:9 . Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред тобою, Господи, и прославят имя твое: Пс.85:10 . яко велий еси ты и творяй чудеса, ты еси Бог един. Мы сказали негде, что когда Пророки проповедуют о пришествии языков, то всегда мысленно взирают на Христа, до пришествия Коего открыл Бог одни токмо начала славы Своея, которая наконец проповедию Евангельскою распространилась по всей вселенней. Будущее звание языков не сокрыто было и от Давида: но понеже Иудеям неприятна была сия новость, и они не могли спокойно слышать, что язычники приидут, и вместе с сынами Авраама поклонятся Богу, и притом без всякаго различия будут иметь участие в небесном учении: сего ради, умягчая слово, глаголет, что и язычники от Бога сотворены и что не должно странным казаться то, ежели и они, озарившись светом истины, познают наконец Творца своего. В следующем стихе паки повторяет вышереченную причину, то есть, что слава Божия от величия дел познается, и что сей есть наилучший способ, по которому можно преуспеть в науке благочестия. А дабы сия наука была нам приятнее и никогда не наскучила, сего ради нарицает дела Божия величественным именем чудес, хотя слепые и безумные люди не уважают их. Между тем прилежно заметить должно, что слава Божества единому токмо приличествует Богу: ибо нигде не обрящем ни такой премудрости, ни такой силы, ни такой правды, каковыя сияют в чудных делах Бога. Сего ради Пророк не оставил сказать: Ты еси Бог един. Пс.85:11 . Настави мя, Господи, на путь твой, и пойду во истине твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене твоего. Паки обращается к молитве и просит Бога, дабы духом разума направил его к добродетельной жизни, а духом крепости утвердил в подвиге сем. И не глаголет: «научи мя путем Твоим», так как бы прежде чужд был всякаго учения, но настави мя на пути Твоя: поскольку чувствовал, что еще окружен был многим мраком неведения, и потому просит разгнать сей мрак, дабы мог удобнее ходить путем истины, то есть, путем закона Божия, якоже и инде глаголет: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего ( Пс. 118:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

82. Созерцательная жизнь с животворящим Духом наполняет созерцателя в тайне некоторыми многими досточудными умственными зрелищами; не тотчас, не внезапно, но по прошествии некоторого времени и продолжительного научного исследования, а также в известной постепенности и как бы по лестнице; и иной раз ты мог бы услышать, как этот созерцающий говорит от избытка покоя и уклонения от всего, кроме Бога: «Един есмь аз, дондеже прейду» (Пс. 140, 10); иногда же вследствие познавательного обращения к существам [говорит]: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103, 24), и следующее: (Песнь песн. 4, 10) «Воня риз Твоих, яко воня нивы исполнены, юже благословил еси Господи» (Быт. 27, 27). Иногда же, заставляя взирать с большим устремлением и внушая подниматься к духовным восхождениям, он убеждает говорить: «В воню мир твоих в след тещи имам к Богу» (Песнь песн. 1, 3), и следующее: «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века. Великий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца (Пс. 144, 1 и 3). «Удивися разум Твой от мене: утвердися не возмогу к нему» (Пс. 138, 6). В иных же [случаях] он приготовляет зрителей, устремляющихся горе, петь под впечатлением того, что есть пресущественного в видении: «Ты же вышний во век, Господи» (Пс. 91, 9), и «память Твоя в род и род» (Пс. 101, 13), «зело превознеслася еси над всеми боги» (Пс. 96, 9). Иногда же приводит зрителей к ясному выражению в восклицании: «Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим» (Пс. 85, 8), а также показывает духовно созерцающим разумную гору, на которую восходят, и святое место Божие, на котором стоят «неповиннии рукама и чистии сердцем». Но сверх того дает возможность видеть таким образом пути восхождения до высоты небес и нисхождения до глубины бездны, то есть до тайн Духа; и иногда удивительным образом ставит даже перед созерцанием личного видения в Троице, иногда же среди изумления располагает к созерцанию Иисуса, Его домостроительства во плоти и следующих за ним преестественных тайн, и тогда после многих и блаженных видений он никаким образом не оставляет созерцающего, не введя его небывалым образом просвещенного — о дивная благодать! — на самое лоно Божие, — в истинный покой и неизреченное отдохновение и духовное и преестественное наслаждение, чтобы не сказать упоение, красотами Божиими, и в божественный восторг — в те преблагословенные недра, заключающие в себе великую глубину божественных таинств и в достаточной степени приближающиеся к ощущению пресущественности Божией, в те недра, которые в наследие свыше получил и Авраам, когда и Сам Бог стал жребием Авраама по выражению «Аз есмь Бог Авраама».

http://predanie.ru/book/69133-kallist-an...

Значение Кумрана для богословия канона ясно проявляется в случае с псалмами. В Кумране засвидетельствованы почти все 150 масоретских псалмов (они разбросаны по различным рукописям). Кроме того, найдены: известный из LXX Пс.151 , известные из сирийской традиции Пс.154 и 155, а также «обращение Сиона», гимн Создателю (все в 11Q5 a ]), эсхатологический псалом и «обращение Иуды» (в 4Q88 f ]). Все эти тексты без исключения скомбинированы с известными библейскими псалмами таким образом, что необходимо предположить, что и они обладали каноническим значением. Большая часть рукописей подтверждает, в существенных чертах, масоретскую последовательность псалмов. Примечательна растущая, начиная с Пс.89 (т.е. в 4-й и 5-й книгах псалмов), неопределенность. В эти книги включаются и «апокрифические материалы». На этом основании был сформулирован тезис (Флинт) о том, что свитки Писания из Кумрана сохранили две разных версии книги Псалмов: начиная с Пс.89 , традиция Псалтири разделяется. Одна версия, содержащаяся в большинстве копий ( Пс.89–150 ), принадлежит традиции, ведущей, в конечном итоге, к масоретскому тексту. Другая версия, представленная 11Q5 (11QPs a ), содержит Пс.89–151 , а также 10 «апокрифических» дополнений в немасоретской последовательности. Против данного вывода, однако, свидетельствует мессианская ориентация композиции (Дамен), по причине которой 11Q5 не может уже рассматриваться в качестве свидетельства текучести масоретской Псалтири в I в. по Р.Х. Возможно, он был «особым свитком», составленным для литургической цели, а потому не имеет значимости для богословия канона. 3.9 Тексты из Масады, Нахаль-Хевер и Мурабба с ат Среди рукописей, найденных в иродианской крепости Масада у Мертвого моря, находится 13 весьма отрывочных экземпляров с библейскими ссылками. Эти рукописи принадлежат, в основном, последнему зелотскому гарнизону (66–74 гг. по Р.Х.) и удостоверяют наличие в Масаде библейских текстов, имеющих первостепенное значение для критики текста. Имеющиеся библейские тексты ( Быт.46:7–11 ; Лев.4:3–9, 8–12 ; Втор.33 ; Иез.35:11–38:14 ; Пс.81:3–85:10; 147; 150 ) являются свидетелями протомасоретской текстовой традиции. Рукопись MasPs b (M 1103–1742) была написана во 2-й половине I в. до Р.Х. и интересна для истории канона тем, что ставит Пс.150 в конец, явно предполагая Псалтирь со 150-ю псалмами и отличаясь тем самым от 11Q5 (11QPs a ). Еврейский (!) свиток Сираха из Масады содержит Сир.39–44 и идентичен тексту из каирской генизы. Далее, из Масады происходят апокриф Бытия (50–25 гг. до Р.Х.), апокриф Иисуса Навина, возможно также апокриф Есфири (Mas 1m), еврейская версия книги Юбилеев и копия кумранских песен субботней жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Рукописи D 4с) 83 . Афины 2795 (XII-XIV вв.)=Тремпелас L: а. «мол. на заре»: б. –=«мол. на заре 1, 2, 3, 4». в.=«мол. Евангелия. Пс. 50 ». г.=«7 (после 3-й песни), 8, 9». д.=«Хвалите, отпуст, главопреклонения». Отсутствует только такая же система, что и в Синод. 952. 84 . Тифлис груз. 450 (Церк. Музей) (XVI в.)=Кекелидзе. I45 232 : а. «последование утрени»: б. во время 6 псалма шестопсалмия ( Пс. 142 ). в. великая ектения, Пс. 117 , тропарь, псалмодия. г. с ектенией, «после трех псалмов» 233 . д. Пс. 118 , антифоны 234 , прокимен, Пс. 150,6 , Евангелие. е. Воскресение Христово видевше, Пс. 50 , вел. ектения. после 3, 6, 7, 8-й песни. з. ектения, просительная, и Воскресная служба, ввиду наличия Пс. 118 , Евангелия и стиха о воскресении после Евангелия. Молитвы после песен 7 и 8 – это особенность, не встречающаяся в других рукописях 235 . Отсутствует 85 . Тифлис груз. 208 (XVI в.)=Кекелидзе. 165: § как Тифлис 450, но=«мол. отпуста». Рукопись D 3а) 86 . Синай 956 (X в.) (Дмитриевский, II, 18) (конец Вечерни; Паннухис): а. «молитвы на заре»: б.=«мол. на заре I ». в.=«мол. на заре». г.=«мол. на заре 6». д.=« Пс. 50 , Хвалите, отпуст ». е.=«молитва, которую читает архиерей. Здесь идет речь о епископском евхологии, который следует порядку константинопольских служб: молитвы «катагиров» после Вечерни, в сосудохранительнице и в большом баптистерии; службы Паннухис, Коленопреклонения и Тритоекти; рукоположения и другие обряды, совершаемые епископами. Почему такой отбор среди молитв Утрени? Молитвы и опущены, но они известны, ибо их предполагает нумерация. Отсутствие этих молитв в данной рукописи могло бы объясняться тем фактом, что она является епископским евхологием; епископ не возглавлял ежедневно службы (мы указываем на Симеона по этому поводу); по воскресеньям и в праздничные дни число антифонов было довольно сокращенным: трех молитв должно было бы быть достаточно для всего псалмопения. Нужно заметить, что выбор молитв не делался так, что брались просто первые молитвы из ряда, но по другим критериям. Например, и дополняют друг друга, не повторяясь; кроме того, представляет собой прекрасный текст о духовном просвещении; является благодарственной молитвой с довольно торжественным началом. Ввиду того, что эта рукопись представляет собой очень богатый экземпляр, следует предполагать, что этот отбор молитв не был импровизированным, а хорошо продуманным, и что епископ, пользовавшийся им, никогда не читал других молитв. Так как он был «архиереем», а не патриархом, нужно предполагать, что он был епископом провинциальной кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сотворение земных зверей и человека. Мозаика собора в Монреале (Сицилия). XII в. Сотворение земных зверей и человека. Мозаика собора в Монреале (Сицилия). XII в. Лишившись в результате грехопадения высшего Б., или блаженства , каковым в раю было непосредственное богообщение, человек стал искать Б. в тварях, «хороших для пищи и приятных для глаз» (Быт 3. 6). Однако, утратив возможность вполне наслаждаться земными Б. (Еккл 2. 24; 5. 14; 11. 2-6), неспособный делать только добро и не грешить (Еккл 7. 20), человек испытывает неудовлетворенность (Еккл 5. 9 сл.; 6. 7). Поэтому вся жизнь ветхозаветного человека была направлена на восстановление прежнего богообщения путем исполнения Закона. Представление о благости единого Бога, доступное отдельным ветхозаветным праведникам (Ною, Аврааму, Иакову, Иосифу и др.), открывается всему Израилю во время исхода из Египта: Яхве предстает как освободитель, избавитель от смерти (Исх 3. 7 сл.; 18. 9), приводящий в Землю обетованную, «землю добрую» (Втор 8. 7-10), «текущую молоком и медом». Условием обретения Б. Бог ставит верность Его Завету (Втор 8. 11-19; 11. 8-12). В идее Завета выражена глубинная связь между физическим и моральным Б. народа и отдельного человека и его верностью Богу: забывая Бога, перестав Его любить и нарушив Завет с Ним, Израиль немедленно лишается этих Б., хотя через покаяние может обрести их вновь (Ос 14. 2-3). С течением времени в ветхозаветном сознании все более укореняется представление о том, что верность Богу не обязательно ведет к земному преуспеянию. Все чаще поднимается вопрос о страдании праведных и благоденствии нечестивых, Отрок Яхве оказывается гоним, а пророки убиваемы (Ис 53; Иер 12. 1 сл., 15. 15-18; Пс 21, 72; Иов 23-24). Именно через опыт страдания, смысл к-рого неясен с первого взгляда, постепенно обретается путь к отрешению от непостоянных и обманчивых Б. мира сего; истинное Б. обретается в Боге, Который один остается верен, когда все потеряно (Пс 21. 20; 118. 71; Иер 20. 11). При этом Закон, открывающий путь к Б. (Втор 30. 15), сам начинает переживаться человеком как Б. (Пс 118. 72). Божественная благость в ВЗ стала предметом вдохновенного молитвенного славословия, воплотившегося в библейских песнях и псалмах, воспринятых христ. богослужебной традицией: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс 117. 1), «Вкусите и увидите, как благ Господь!» (Пс 33. 9), «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» (Пс 85. 5), «Благ и праведен Господь» (Пс 24. 8, см. также: 2 Пар 5. 13; 1 Езд 3. 11 и др.).

http://pravenc.ru/text/149255.html

Рассказав об этом святом муже, я, моля о его благословении, приступлю к другому рассказу. II. ИУЛИАН 1. Иулиан, которого окрестные жители почтили именем «Сава», что в переводе на греческий язык означает «старец», утвердил свою подвижническую келлию в краю, бывшем тогда парфянским, а ныне называемом Осроена. Эта страна к западу простирается до самого берега реки, имя которой Евфрат, а на востоке граничит с владениями Римскими и переходит в Ассирию, западную часть Персидского царства, которую позже назвали Адиабена. В этой стране было множество больших и многолюдных городов; много в ней было земли – как обитаемой, так и необитаемой и пустынной. 2. Удалившись в глубину пустыни и найдя здесь нерукотворную пещеру, хотя и не изготовленную хорошо и красиво, но могущую дать тесный приют желающим уединения, сей божественный муж с радостью поселился в этом месте, считая его лучше великолепных чертогов, блистающих золотом и серебром. Здесь-то и проводил он жизнь свою, единожды в неделю принимая пищу; а пищей ему был хлеб ячменный (и тот из отрубей), приправой – соль, самым приятным питием – родниковая вода. Все это употреблялось не с пресыщением, но в мере, принятой раз и навсегда. Подлинной же пищей, роскошью и наслаждением служили для него псалмопения Давида и непрерывная беседа с Богом. С жадностью наслаждаясь ими, он никогда не мог пресытиться, но, всегда насыщаясь ими, постоянно воспевал: «Коль сладка гортани моему словеса твоя, паче меда устом моим» ( Пс.118:103 ). Слышал он и другие глаголы Давида: «судьбы Господни истинны, оправданны вкупе: вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждшя паче меда и сота» ( Пс.18:10–11 ); слышал также и другие: «насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего» ( Пс.36:4 ), «возвеселися сердце мое боятися имени Твоего» ( Пс.85:11 ) и «вкусите и видите, яко благ Господь» ( Пс.33:9 ). Внимал он еще и таким словам: «возжажда душа моя к Богу крепкому, живому» ( Пс.41:3 ) и «прильпе душа моя по Тебе» ( Пс.62:9 ). Внимая же этим глаголам, он принял в себя и любовь изрекшего их. Ведь и великий Давид, воспевая эти песни, говорил, что он желал бы приобрести многих сообщников и соучастников в любви к Богу. Вот и не обманулся он в надежде, но привлек к Божественной любви и этого благочестивого мужа, и множество других. Иулиан воспламенился такой любовью к Богу, что был как бы упоен ею; ничего земного он не замечал, днем и ночью грезя и помышляя только об одном Возлюбленном.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

9-ая молитва Вечерни «Молитва главопреклонения» (или без названия, непосредственно после возгласа диакона: Преклоните ваши головы перед Господом), эта молитва заканчивала Вечерню, как и соответствующая молитва VIII книги Апост. Постановлений 84 : Славянский Служебник: главопреклонения: 1. Господи Боже наш, 2 . приклонивый небеса и сошедый= Пс. 17,10 ; Пс. 143,5 3 . на спасение рода человеческаго, 4 . призри на рабы Твоя и на достояние Твое; 5 . Тебе бо страшному и человеколюбцу судии 6 . Твои раби подклониша главы, своя же покориша выя, 7 . не от человек ожидающе помощи, 8 . но Твоея ожидающе милости 9 . и Твоего чающе спасения: 10 . яже сохрани на всякое время, и по настоящем вечере, и в приходящую нощь 11 . от всякаго врага, от всякаго противнаго действа диавольскаго, 12 . и от помышлений суетных, и воспоминаний лукавых=ср. Пс. 93,11 . В. Буди держава царствия Твоего благословена и препросла влена, Отца и Сына и Святаго Духа... В этой молитве в первый раз не говорится в первом лице множ. числа, но здесь священник молится за других, которые, однако, присутствуют: эта молитва – посредническая, священническая. Молитва преклонения главы Постановлений 85 , как кажется на первый взгляд, отличается по своему содержанию: после воспоминания о сотворении человека, разумного существа и владыки других созданий, уточняетса, что только царям была дана власть, а священникам ( ερες) законное богослужение ( λατρεα ννομος). Снизойди, Господи, Вседержитель, и покажи свое лицо твоему народу (ср. Пс. 30,17 и Пс. 79,15 ), согнувшему выю своего сердца, и благослови его Христом, который просветил нас светом знания и сам открылся нам. Священнический характер этой молитвы более акцентирован, чем в отношении к Это священническое благословение состоит – что к тому же является общим для всех благословений народа, наклоняющего головы в конце службы – в открытии лица Бога, которое озаряется (благосклонно улыбается), или во взгляде (благосклонном) Бога. Происхождение этой молитвы относится к Числам 6.22–27 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

                        на всех врагов своих он плюет. «Крепнут пути» со временем – у князя мира сего ( Ин.12:31 ), потому что «земля отдана в руки нечестивого» ( Иов.9:24 ). «Высота судов Твоих далеко от него», – «высота» (маром) судов Божьих – небесная (см. Пс.7:8 ), на «высота» (говах) носа того, кто все измеряет своей самостью. «Плюет» на врагов (Раши) – «дует с пренебрежением», вменят ни во что. Такова растущая и грядущая сила диавола в мире сем. Но как «враг» набрал и набирает такую силу? и за счет чего и кого? и какова его главная цель и поле деятельности? Далее в Псалме продолжается мысль о князе мира сего. Символ диавола – лев. И у него две основные повадки – прямолинейная и изощренная, «терзать» и «стеречь». В Пс.7:3 лев – «терзающий терзатель», насильствующий; еще лев «рыкающий», устрашающий ( Иез.22: 25 ). Другая его повадка – ловить в тишине и тайне, главная добыча льва-диавола – «убить невинного»: Пс.9:29,30             сидит в засаде [за] дворами в скрытых [местах],                         убивает невинного, очи его беспомощного высматривают.                    Подстерегает в засаде сокрытой, как лев, в чащобе своей,                          Подстерегает в засаде, чтобы схватить смиренного,                         хватает смиренного, вытаскивая его сетью своей. «За дворами» – вне стана (вне врат) должен был пострадать Христос ( Евр. 13:12 ; Лев 16:27 ) – главная добыча льва-диавола. «Беспомощного» – «несчастного, униженного» (значение слова устанавливаетя приблизительно); LXX: «нищего»; Жертва льва – невинный», «беспомоощьный», «смиренный» 85 . «Лев в чащобе своей» – перевод «в логове» не вполне удовлетворителен (корень слова «чащоба» указывает на нечто густое, сотканное). Но главное, символ Яхве – тоже (молодой) лев, который имеет свою «чащобу» ( Иер.26:38 / Иер.25:38 ) 86 . О святилище Яхве сказано: «и была в Салиме чащоба Его ( Пс.76 /75:3). Это также место укрытия и полной безопасности: Бог «спрятал меня в чащобе Своей в день бедствия, сокрыл меня в месте сокрытом» ( Пс.27 /26:5). На примере того, что есть «лев в чащобе», видна

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

8:9). Не имеем сердечной веры – поищем, да обогатит нас верою. Господи! Помоги моему неверию (Мк. 9:24). Не имеем сердечной молитвы – поищем ее у Него, да научит нас через Духа Своего Святого молиться. Господи! Научи нас молиться (Лк. 11:1). Не знаем, как истинно и сердечно благодарить, – попросим и этого у Него, да научит нас благодарить и петь. Не имеем страха Божия и любви, и прочего душевного сокровища, – да стучим в двери милосердия Его, да отверзет Свое небесное сокровище. Обо всем этом Сам Он повелел нам молиться и все это обещал подать. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7:7–8). Приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз (Пс. 85:1). Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое (Пс. 118:132), и прочее. «На кого воззрю? Только на кроткого, и молчаливого, и трепещущего пред словом Моим», – говорит Господь (Ис. 66:2). Призрел Он на молитву смиренных и не уничижил моления их. Да будет написано о сем роду последующему (Пс. 101:18–19). 3) Нищ человек, потому как не имеет верных и искренних друзей. Истинная дружба не может быть без взаимной и сердечной любви, без единомыслия и согласия. Редка любовь в сынах человеческих. Лукавство, хитрость, ложь, лицемерие почти во всех показывается. Мало истины среди сынов человеческих. Суетное говорил каждый ближнему своему; уста льстивые говорили от сердца, и от сердца говорили злобное (Пс. 11:2–3). Тот обманет, другой солжет, третий и четвертый то же сделают, и так надобно всякого опасаться и бояться. Сердце человеческое глубоко и лукаво (Иер. 17:9). Много случается нам иметь друзей, но потом они вскоре врагами нашими делаются; так вот и узнаем, что они ложными нам были друзьями. Друг искренний – всегда друг. В счастье нашем много у нас друзей, это как тень во время сияния, но когда скроется сияние счастья нашего и день благополучия нашего помрачится, тогда они, как тень, от нас отступают и скрываются.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010