Ангелы-путеводители Думается, что более или менее строгое разделение астрономического объекта и духовной силы, которую этот объект символизирует, произошло гораздо позже, а именно в междузаветный период. В эпоху, непосредственно предшествующую возникновению христианства, и в первые века его распространения, продолжала существовать и даже в некоторых аспектах развивалась ветхозаветная традиция отождествления (или смешения) мира служебных духов и астрального мира. С этим, скорее всего, связано распространенное в это время представление, что воздаянием за добродетельную жизнь является уподобление праведника звездам. Подобная идея прослеживается не только в Книге Даниила (Дан. 12, 3), которая в целом развивает ветхозаветную ангелологию, но и в позднем христианском апокрифе haчaлa II века по Р. Х. Второй книге Варуха, которая так описывает посмертную участь праведников: «Они увидят тот мир, который ныне невидим для них, они увидят время, которое ныне сокрыто от них, и время более не будет их старить, ибо они будут на высотах этого мира, и они будут подобны ангелам, и они будут равны звездам. И они будут изменены в любой образ, который они пожелали, от миловидности к красоте и от света к сверканию славы» (2 Вар. 51, 8-10). Однако наиболее ярким текстом этого времени, подробнейшим образом рассказывающим об устроении небесного мира и обитающих там созданиях, является так называемая Первая книга Еноха («Эфиопский Енох») (II дo P. X. — haчaлa I века по Р. Х.). Авторы Нового Завета это произведение считали частью Священного Писания (Иуд. 1, 14), и поэтому, вероятно, енохическая «астрономия» легла в основу новозаветных представлений о звездном мире. Книга Еноха предлагает новаторскую концепцию дихотомии звезды и ангела как движущей силы небесного тела. По мысли автора книги, любое явление природы есть зримое выражение божественной праведности (1 Ен. 41, 8). Не составляют исключения и звезды (43, 2), каждая из которых знает свой путь и время, в которое она должна его проходить (33, 3-4). Любая из них имеет имя и откликается на него, когда имя произносит Бог (69, 21; ср. Пс. 146, 4). Звезды, сбивающиеся с пути, наказываются Богом и отправляются в небесную тюрьму искупать свою вину (18, 14-16; 21, 6). Однако солнце, луна и звезды движутся не сами: у каждой из них есть свой «вождь» (72, 3; 80, 1), который следит за тем, чтобы звезды соблюдали свой черед и свое время (82, 10). Именно эти вожди иногда сводят звезды с правильного пути (80, 6).

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/1/68...

Как блудницу и прелюбодейцу, отринул от Себя, изгнал из Своего чертога, и вот, сидит она без покрывала, обнажена и посрамлена глава ее. Так вещал им в ярости Своей и гневом Своим «смяте их, и исполни лица их безчестия» ( Пс.82:16–17 ). Воспламенился яростью на Иерусалим и обратил его в пустыню. На сие указывая, взывает пророк Исаия: «яко кущу в винограде» и как оставленную хижину оставит Господь Иерусалим ( Ис.1:8 ) за злочестие его. И если бы Господь Саваоф не оставил малого останка (остатка) для сонма (общества) дома Израилева в прозябшем жезле Иессеевом, «яко Содома были Быша, и Гоморру уподобилися Быша» ( Ис.1:9 ). Но теперь он воображает, что будет ему восстановление. Этот народ, прогневавший Бога делами и поступками своими, ожидает и желает времени, в которое получит он удовлетворение. Читает этот неразумный пророков и не понимает слов их. Как скоро слышит о восстановлении, возвышает голос свой и вопиет: «Иерусалим возрадуется снова» ( Ис.49:17 ). Еще и еще слышит это, потому что желает этого, а за что был разорен Иерусалим – не знает того Еврейское племя. «Велия будет слава Его» ( Агг.2:10 ) – повторяет он непрестанно, а как это совершится – не знает; воображает, что будет имя его славно ( Ис.66:22 ), а через кого сделается славным – не знает того. Говорит, что назовется он «градом избавленным» ( Соф.3:1 ), но кто избавит его – не разумеет того. Присовокупляет в неразумии и говорит, что Иерусалим соделается именитым и славным ( Ис.56:6 ), но через кого и как – не говорит этого, потому что лишился разума своего, «одебеле бо сердце» его, тяжко «слышит» Израиль «ушима своими» ( Ис.6:10 ), не уразумеет всего написанного. При вшествии Спасителя нашего громким гласом взывал пророческий лик: «Сей есть Тот, о Ком вещали мы, что приидет и воссядет на жребя ослицы. Востань, выходи во сретение Его, восклицая: «Осанна!» И ударяя в тимпаны, веселись и радуйся!» Но неразумный народ, как скоро услышал хвалебный клик: «Осанна!» – вознегодовал, пришел в смятение и принуждал детей умолкнуть, потому что воедино сливался глас апостолов и детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

отражено в Типиконе Великой ц. В В. ч. с утра и до полудня совершалось поклонение св. копию - тому самому, к-рым, по преданию, было пронзено ребро Спасителя (Ин 19. 34); этот чин совершался лишь в К-поле, что естественно связано с уникальностью реликвии (ныне св. копие находится в Риме). Утреня имела обычный порядок; из песнопений Типикон указывает тропарь на Пс 50 (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа: «Σμερον βασιλες τς ζως» -      ). По окончании утрени Патриарх совершал поклонение св. копию при пении тропаря 2-го гласа: «Προσκυνομεν τν λγχην» (    ). Тот же тропарь пели и на антифонах тритекти (третье-шестой час - дневная служба будних дней Великого поста), когда поклонение св. копию завершалось (на др. день - в Великую пятницу - поклонение копию совершалось еще раз). После входа тритекти на амвоне пели тропарь 3-го гласа: «Ο απισθες πρ γνους νθρπων κα μ ργισθες» (              ) и читали паремию (Иер 11. 18 - 12. 15, с прокимнами: из Пс 82 до нее и из Пс 75 после). После отпуста тритекти совершался чин омовения св. престола. Вечером служили вечерню, в конце к-рой был чин умовения ног: Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 пресвитерам, 2 митрополитам и 1 архиепископу при чтении Ин 13. 3-11 (в Евхологиях чин представлен полностью - см. ст. Умовение ног). После чина совершался вход с Евангелием, и сразу с чтений (без Трисвятого и проч.) начиналась Божественная литургия. Чтения литургии: Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 139, Иов 38. 1-21, прокимен из Пс 58, Ис 50. 4-11, прокимен из Пс 2, 1 Кор 11. 23-32, аллилуиарий, составное Евангелие (за основу взято повествование евангелиста Матфея, с 2 вставками: Мф 26. 2-20, Ин 13. 3-17, Мф 26. 21-39, Лк 22. 43-44, Мф 26. 40-27. 2). В литургию включен чин освящения мира; вместо херувимской песни и причастна поется тропарь 4-го среднего (μσος) гласа «Το δεπνου σου» (    ) ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 72-77). Богослужение В. ч. в православной Церкви с X в. В различных редакциях Студийского устава , к-рый имел широкое распространение в X-XII вв., службы В. ч. принимают уже почти совр. вид; библ. чтения и основные гимнографические тексты - канон, тропарь, кондак, многие стихиры и седальны - одни и те же в студийских памятниках и

http://pravenc.ru/text/150115.html

Ист.: Памятная книжка Саратовской губ. на 1864 г. Саратов, 1864. Ч. 1. С. 80-81; Журналы Совета МДА за 1870 г.//ПрТСО. 1871. Ч. 24. Кн. 2. Прил. С. 64; То же за 1874 г. М., 1875. С. 94, 105-106, 115, 124; То же за 1883 г.//ПрТСО. 1883. Ч. 32. Кн. 1. С. 47-48; Кн. 2. С. 112-113; 1884. Ч. 33. Кн. 1. С. 155-156, 175; То же за 1889 г. М., 1889. С. 81-82; Отчет о состоянии МДА в 1878/79 уч. г.//ПрТСО. 1880. Ч. 26. Кн. 1. С. 166; То же в 1879/80 уч. г.//Там же. Кн. 4. С. 1125; То же в 1880/81 уч. г.//Там же. 1881. Ч. 28. Кн. 4. С. 664; То же в 1881/82 уч. г.//Там же. 1882. Ч. 30. Кн. 2. С. 696; То же в 1883/84 уч. г.//Там же. 1885. Ч. 35. Кн. 1. С. 398, 399-400, 406, 418; То же в 1884/85 уч. г.//Там же. 1886. Ч. 37. Кн. 1. С. 491; [Указ Свят. Синода от 27 сент. 1885 г.]//Там же. Кн. 2. С. 175-176; Болотов В. В. Отзыв о соч. В. Кипарисова «О свободе совести. Опыт исследования вопроса в области истории Церкви и государства с I по IX в.» (Вып. 1. М., 1883), представленном на соискание Макарьевской премии//ХЧ. 1886. Ч. 2. 7/8. С. 265-301; Лебедев А. П. Отзыв о соч. В. Ф. Кипарисова «Митр. Московский Макарий, как проповедник», представленном на премию митр. Макария//БВ. 1894. Т. 4. 10. С. 14-15 (3-я паг.); Заозерский Н. А. Отзыв о докт. диссертации В. Ф. Кипарисова «О церковной дисциплине»//Там же. 1898. Т. 2. 5. С. 304-316; Спасский А. А. Отзыв о докт. диссертации В. Ф. Кипарисова «О церковной дисциплине»//Там же. С. 316-325 (4-я паг.); Бердников И. С. К вопросу о церковной дисциплине: Отзыв о соч. В. Кипарисова «О церковной дисциплине», представленном на соискание ученой премии митр. Макария//ПС. 1902. Ч. 1. 3. С. 356-392; Ч. 2. 7/8. С. 66-112. Лит.: Корсунский И. Н. Магистерский диспут В. Ф. Кипарисова в МДА//ПО. 1883. Т. 3. 10. С. 361-368; он же. Проф. В. Ф. Кипарисов († 28 янв. 1899): [Некр.]//БВ. 1899. Т. 1. 2. С. 253-266 (2-я паг.); Евдоким [Мещерский], еп. Кипарисов Василий Федорович//ПБЭ. 1909. Т. 10. Стб. 19-22; Семенюк Н., свящ. Проф. МДА В. Ф. Кипарисов и его гомилетические труды: Дипл. работа/МДА. Загорск, 1986.

http://pravenc.ru/text/1684684.html

Псалом 82 Пс.82:1 . Песнь псалма Асафу. НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Пророк просит Божией помощи против врагов Церкви и, дабы мог удобнее испросить оную, исчисляет множество народов, вступивших в союз между собою с тем намерением, дабы, истребя Божий народ, загладить и самое время Церкви. Между тем, дабы расположить себя и других к теплейшей молитве, предлагает на среду многие примеры, коими показывает, коль сильную помощь подает Бог рабам Своим. Пс.82:2 . Боже, кто уподобится тебе 13 ? не премолчи, ниже укроти, Боже: По мнению многих, псалом сей сложен во времена благочестиваго царя Иосафата, ополчившагося против многочисленных врагов. Главные виновники брани были Аммониты и Моавиты, заключившие союз не токмо с Сирианами, но и с другими, отдаленнейшими народами, кои множеством своим наполнили почти всю Иудею, как читаем во второй книге Паралипоменон, в главе 20, где Священная история повествует, что один Пророк, по имени Иозиил, от имени Божия обещал царю победу, которую после воспели пред Богом Левиты. А как нет сомнения, чтоб и весь народ не участвовал с благочестивым царем во всеобщей опасности, то молитва сия предложена во образец для всей Церкви. Коликаго движения и жара исполнена она, доказывают тотчас встречающияся в первом стихе слова: не премолчи, ниже укротися Боже, или, как в Еврейском тексте изображено: не буди молчание Тебе, не премолчи, ниже препочивай Боже! Пс.82:3 . яко се, врази твои возшумеша, и ненавидящии тя воздвигоша главу. Пс.82:4 . На люди твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя твоя. Здесь изображает Пророк, в какой опасности находились верные, показывая, что враги угнетали их не токмо силою и стремлением своим, но и коварными советами, так что Израильтяне не уповали избежать и самыя смерти. Полагая глаголы, возшумеша, и воздвигоша главу, разумеет, что враги, надеяся на свои силы, поступали зело неистово и гордо. А как таковая гордость зело колеблет сердца благочестивых людей: для того святые, призывая на помощь Бога, по большей части представляют Ему гордость врагов своих, и просят, дабы смирил оную.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

А. Конев Глава 1. Христианская традиция первого тысячелетия об обожении 1.1 Общий взгляд современных исследователей на патристические труды об обожении Некоторые исследователи вслед за Адольфом Гарнаком утверждали, что богословие обожения всецело продиктовано влиянием эллинистической философии и мистериальных культов на Церковь ; оно лишь затемняет содержание Евангелий, а потому должно быть полностью забыто. 1 Однако уже в 30-е годы XX века появился ряд работ, показавших, что богословие обожения – это библейская идея в греческом одеянии, эквивалентом которой на Западе является богословие освящающей благодати. Это богословие в терминах, свойственных культуре того времени, раскрывает учение ап. Павла о причастности Телу Христову и идею евангелиста Иоанна о Воплощённом Логосе как источнике божественной жизни. Потребность в осмыслении Откровения ставила перед церковными авторами множество вопросов. В каком смысле людей можно назвать «богами» ( Пс. 81 (82):6)? Как судьба христианина связана с домостроительством Воплощения? Что христианский мыслитель понимает под «уподоблением Богу»? Как увязать возвышение души до божественного состояния с фундаментальной различностью сотворённого и несотворённого? Как можно быть «причастным» Богу, в то же время оставаясь творением? В чём именно роль Таинств и нравственности? 2 Несмотря на то, что богословское осмысление вопроса о причастности человека Богу является одной из важных тем христианских авторов, Отцы Церкви первых веков, говоря о приобщении Богу, не считали нужным подробно объяснять значения используемых ими терминов. Они чаще всего говорили об обожении метафорически. Смысл использованных понятий выяснялся из контекста. Формальное определение обожения (ϑωσις) как «обретения богоподобия и максимально возможного соединения с Богом» принадлежит Псевдо-Дионисию, автору VI века. И лишь св. Максим Исповедник в VII веке сделал дискурс об обожении самостоятельной богословской темой. Для трудов, написанных после этого времени, уже следует говорить не о метафорическом, а о техническом употреблении терминов и о чётких определениях. 3 1.2 Доникейский период

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Изъяснение псалма 82-го. Пс.82:1 .  Песнь. Псалом Асафа. «Песнь псалма Асафу». По возвращении Иудеев из Вавилона, ближние соседи, увидев обновление Божия храма и славу их, сходятся вместе, и собрав другие варварские народы, предприяли войну против Иудеев. И сие предрекают как божественные Иоиль и Иезекииль, так и чудные Пророки Михей и Захария. Впрочем всех преодолевают Иудеи, которыми предводительствует Зоровавель и которым свыше споборает Бог, сокрушающий дерзость врагов. Сие-то предвозвещает и настоящий псалом. В виде же молитвы излагается пророчество Божественнаго Духа, научающаго воюемых, как должно им умилостивить Бога. Пс.82:2 .  Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже. «Боже, кто уподобится Тебе?» И все собранное вкупе естество Ангелов и человеков не может сравниться с Твоею силою, потому что могущество Твое не сравнимо. Слово: «кто» Пророк употребил вместо: «никто». «Не премолчи, ниже укротися, Боже». Умоляем Тебя, Владыка, не употреблять долее обычнаго Тебе долготерпения. Ибо сие означает сказанное: «ниже укротися». Так перевел и Симмах: «не оставайся в покое». Потом Пророк показывает причину сего прошения. Пс.82:3 .  Ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову. «Яко се, врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя воздвигоша главу». Подобно морю, шумят и волнуются, поступая с нами кичливо и дерзко, по неприязненности к Тебе предприяв воевать с нами; ибо, враждуя против Тебя, нападают и на народ Тебе преданный. Пс.82:4 .  Против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою. «На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя». Симмах, вместо: «на святыя Твоя», перевел: «на утаеннаго Твоего», и Акила, а также и Феодотион: «на сокровеннаго Твоего». Поскольку от них имел произойдти по плоти Владыка Христос, а народы сии сошлись с намерением совершенно искоренить род иудейский, то Всесвятый Дух научает Иудеев принести следующую молитву: не против нас только злобно и злоумышленно действуют враги, но и против утаеннаго Твоего и в нас сокровеннаго, о котором предвозвестил Ты, что процветет от колена Иудина. Ибо по отсечении корня от чего родиться плоду? Сие же и чрез Исаию дал разуметь Бог всяческих, говоря: «им же образом обретается ягода на грезне, и рекут: не погуби его, яко благословение Господа есть в нем, тако сотворю служащаго Ми ради, не имам всех погубити ради его, и изведу из Иакова семя и из Иуды» ( Ис.65:8–9 ), и тогда уже предам прочих конечной гибели. Посему ради одной ягоды весь грезн, даже весь виноградник, пользовался Божиим попечением; а когда ягода сия снята, а с нею собраны и другие плоды, тогда оставшийся виноградник предается зверям, зобает его и вепрь от дубравы, и поядает его «уединенный дивий, и вси мимоходящии путем» попирают, сколько угодно ( Пс. 79, 13–14 ). Сии и здесь, говорят молящиеся, не против нас только, но и против Сокровеннаго Твоего, дерзают неистовствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Собеседование 15 на псалом 82 Пс.82:1 .  Песнь– псалом. Асафа. 1. Справедливо пророк назвал настоящее повествование песнью и псалмом, так как соединил с пророчеством (которое он по обычаю называет псалмом) победную песнь против врагов. «Боже! Кто уподобится Тебе? Не безмолвствуй и не будь кроток, Боже! " ( Пс.82:2 ) Пророк говорит это не вопрошая (во­прос был бы без смысла), а, желая выразить беспредельность Бога и Его ни с чем несравнимость, потому что никто и не вообразит в чем-нибудь уподобиться Богу, виновнику всего существующего. Должно, однако, обратить внимание на особенность чтения; пророк не сказал: кто подобен Тебе, но: «кто уподобится Тебе?», чем указал на будущее время. Этим пророк делает намек на то, что домо­строительство Единородного во плоти уподоблялось по славе дея­тельности некоторых пророков, почему Его считали одни за Илию, другие за одного из пророков, тогда как никто из них не мог уподобиться Ему, потому что только Он один был Богом и человеком, только Он один спас род наш. «Не безмолвствуй и не будь кроток, Боже! " , т.е. не долготерпи далее, – молчанием пророк называет время долготерпения к грешникам. Почему же он об этом молится? «Ибо вот, враги Твои восшумели и ненавидящие Тебя подняли голову» ( Пс.82:3 ). Благодаря Твоему долготерпению, говорит, грешники возгордились до такой степени, что " восшумели», т.е. стали дерзкими и с бесстыд­ством открыто показывают свое нечестие, как бы трубят о нем, и поднимают голову, не стыдясь своих преступлений; мало того, они даже тщеславятся, как будто нет никого, кого бы они могли бояться. Врагами Бога пророк называет грешников; так как они враги самим себе, делая то, что им служит во вред, то Бог, как человеколюбивый и не хотящий смерти грешника, и считает своими вра­гами тех, кто губят сами себя. " На народ Твой составили охотно коварный умысел и совещались на святых Твоих» ( Пс.82:4 ). Вот, пророк указывает другой вид вражды против Бога. Те, кто враждует против народа Божия и святых, поднимают войну против Того, чьи они рабы и братья. Под войною пророк разумеет не только описанную им ниже, где он упоминает и о воевавших с иудеями народах, но и подразу­мевает ту тайную войну, какую обычно ведут грешники против праведников. Поэтому пророк говорит не просто: составили коварный умысел, а: «составили охотно коварный умысел», т.е. употребляли хитрости всякого рода и вида. Таковы суть те, которые людей, преданных Богу, сначала лишают денег, имений или чего другого, чтобы побудить их к неблагодарности и хуле на Бога; когда же в этом не успевают, подстрекают их к удовольствиям, возбуждают страсть тщеславия, высокомерие, гордость, давая советы врагов под видом друзей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Е.А. Авдеенко Кафизма XIX Псалом 136 (137) входит в богослужения пред Великим постом. Пс.136:1,2             На реках Вавилона, там мы сидели 586 и плакали,                         когда вспоминали о Сионе.                   На ивах посреди него                         повесили мы лиры 587 наши. Это песнь плача лишенных родины и богослужения. Пленные сидят под небом; вместо стен храма – ивы (арава). «Ива ручья» – одно из деревьев праздника кущей, когда полагалось жить в шатрах и «веселиться»; вспоминали об исходе из рабства ( Лев.23:40 ). Смысл жеста (повесить лиры на ветви) был двойной: 1) не будет ни богослужения, ни веселья праздника кущей; ибо как его праздновать, будучи в рабстве (ст.4)? 2) Повесим лиры, чтобы не играть для поработителей (сл. стих). Пс.136:3             Ибо просили там пленившие нас – слов песен,                         и притеснители 588 наши – веселья:                         «спойте нам из песни Сиона». Все, что связано с «весельем» праздника кущей, больно ранит. Возможно, просьба (требование) песен и веселья было глумлением. Пс.136:7             Помяни, Господи, сынам Едома день Иерусалима,                         (когда) они говорили: «испорожняйте, испорожняйте [все] в нем от основания. «Помяни сынам Едома» – почему не вавилонянам-пленителям? Этому есть два объяснения. Во-первых, «Едом» (Исав) – близнец Иакова-Израиля. При жизни близнецы примирились; однако в Псалме вавилоняне названы «сыны Едома». Среди идумеян царская власть зародилась намного раньше, чем в Израиле (в Израиле – только после Исхода и эпохи Судей). «Сыны Едома» можно понимать как мощное царство – языческое. Пленные израильтяне хотят иметь своих царей в своей земле, вместо этого над ними – чужой царь в земле чужой. Во-вторых, и это главное, слово «Едем» имело другое символическое значение. В Псалме 83/82:7–9 описана военная коалиция против Израиля, первыми среди ее участников упоминаются родственники (Едом, Измаил, Моав, Агаряне, Гевал, Аммон, Амалик), затем соседи (Филистимляне и жители Тира). К этой коалиции примкнули Ассирийцы, но объясняется, что они были «мышцей для сынов Лота», Моавитян и Аммонитян ( Пс.83 /82:9). Почему же первым в коалиции упомянут Едом? – От такого близкого, как тот, кто вместе с тобой лежал в утробе матери, – именно от него исходит самая беспощадная вражда. Фарисеи и предатель Иуда ( Пс.55 /54:12 сл.) пришли из самых глубин церковной жизни. Подобное можно увидеть во всей церковной истории (см. Пс.83 /32:7–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Глава 20 1–28. Союзная война моавитян, аммонитян и идумеев против Иосафата и счастливое для последнего ее окончание. 29–37. Продолжительность, благочестие и слава царствования Иосафата; новый ошибочный союз его с домом Ахава и пророческое обличении ему. 2Пар.20:1 .  После сего Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Моанитской, пошли войною на Иосафата. 2Пар.20:2 .  И пришли, и донесли Иосафату, говоря: идет на тебя множество великое из-за моря, от Сирии, и вот они в Хацацон-Фамаре, то есть в Енгедди. Описываемый здесь поход Иосафата некоторые исследователи (например, Гезениус) отождествляли с рассказываемым в 4Цар.3 союзным походом Иосафата вместе с Иорамом и царем едомским против моавитян. Но, при некоторых чертах сходства обоих рассказов, каждый из них имеет и свои отличительные черты, не позволяющие отождествлять их. Здесь, таким образом, надо видеть самостоятельный факт, не отмеченный в книгах Царств. Указание на него не без основания находят в псалме ( Пс.82 ) (евр. 83), где стихи ( Пс.82:7–9 ) так же как во ( 2Пар.20:1 ), в числе врагов, ополчившихся против народа Божьего, называются Моав, Аммон, Едом, а также в псалме ( Пс.47:4–7 ) (евр. 48), где также можно видеть указания на победу Иосафата над союзниками (см. у Н. И. Троицкого , «Псалтирь. Последовательное изъяснение славянского текста», Тула, 1904, с. 226–227). Союзные силы, предпринявшие поход против Иосафата (ст. 1), состояли из моавитян, аммонитян (ст. 1), обитателей Сеира, т.е. идумеев (ст. 10–23), и «некоторых из страны Моанитской» (ст. 1). Последнее выражение в еврейском, в Vulgata и славянском текстах читается: некоторые из аммонитян (евр.: Mehaammonim, Vulgata: de Ammoniis, слав.: «от аммонитов»), что не дает удовлетворительного смысла: об аммонитянах есть упоминание ранее в том же стихе. LXX передают: κ τν Μιναων (впрочем, в кодексах 44, 74, 106, 120, 121, 134, 234: κ τν μμαντων). Минеями назывались жители округа Маон, находившегося в южной части удела Иудина колена, к юго-востоку от Хеврона ( ( Нав.15:55 ; 1Цар.23:25,25:2 ); «Толковая Библия», т. II, с. 98, 285 и 287; Onomasticon, 696). В этом округе оставались еще потомки прежних обитателей, которые, при случае, возмутились против покоривших их иудеев. Признавая, таким образом, правильность чтения LXX, а также русского синодального перевода – «из страны Моанитской», разницу между ними и еврейско-масорецком тексте, можно объяснить из перестановки одной евр. буквы: и (см. у проф. Гуляева, с. 540–541; Ср. Fr. Böttcher, «Neue exegetisch-kritische Aehrenlese zum Alten Testamente», 1865, s. 233).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010