Воспрепятствовать постановлению Мелетия омии поэтому не имели возможности. Но, не желая терпеть его на кафедре Антиохийской, омиии жалобами своими восстановили против Мелетия императора и ночью, вероятно во избежание волнений, изгнали его из Антиохии (ср. Спасск. 446). На основании содержания проповеди мы думаем, что Мелетий уже во время произнесения её был омиусианином (как и Gummer. 182–83). Что касается отсутствия в проповеди характерных терминов омиусиансгва μοιος, κατ’ οσαν, κατ πντα, то было бы неразумно в положении Мелетия, выставившего свою кандидатуру пред императором, пользоваться терминами, которые или прямо запрещены императором (κατ’ οσαν), или же демонстративно были выставлены в качестве вполне тождественных с запрещенными (κατ πντα). Провозгласить эти термины – для Мелетия значило заранее обречь свою кандидатуру на несомненный провал. 856 Harnack 249–50 и прим.; Спасск. 401–408; Gummer. 137–145; 137: auf der Synode von Selevcia wurde der eigentliche Kampf zwischen den Homöusianern und den homöisch gesinnten Hofbischöfen geführt. 861 Gummer. 66: den Innalt des ohne zmeifel von Basilus abgefassten Sunodalbriefes vereinbart Спасск. Gummer. 28. Was mir soimt von dem Vorleben des Basilus vor Entstehung der homousianischen Partei wissen, zeigt uns ihn als einen tüchtigen Gelehrten, gemandten. Redner und Disputator und praktischthätigen kirchenmann… 863 Mign. XLII. S. Epiphanii. Adversus Haereses Lib. III; t. I, h. LXXIII, cap. II. Русский перевод. Изд. Моск. Дух. Ак. Творения Епифания ч. IV «Против полуариан» гл. 2. 866 Сравн. κθεσις μακρστιχος: κ μνου το Θεο γνησως ατν γεγεννσθαι διδασκμεθα… Μνον γρ κα μνος τν Μονογεν τν Υν γνησως τε κα ληθς διδσκουσιν μς α θεαι γραφα γεγεννσθαι – Σχολστικον κλλησιαστικ στορα II, XIX. Oxford. 1893, стр. 81 и 82; Migne S. Gr. Patrol. XXVI. Athanasii. De synodis c. 729 III и 733, VIII. 868 Русск. пер. гл. 4 стр. 301; менее тщательно формулировано в гл. 3, 300… в понятии Творца сравнительно с тварью – бесстрастность, а в понятии твари – нечто дебелое, произведенное бесстрастным Творцом, по Его хотению. 873 Mign. с. 409 πολλς γρ νεργες… λλ μεν νεργε… πατρ δε Μονογενος ν… λλ μεν νεργε требует параллельного выражения λλ δε νεργε и потому фраза πατρ Μονογενος ν… νοεται должна быть принимаема за равнозначащую этому выражению. Сравн. так же с. 412… Πατρ στι Μονογενος ο μνον τν κτιστικν χων νργειαν… λλ δς κα Μονογενος γεννητικν… 875 P. P. 302 «Отцом называется отец не действия, но подобной ему сущности, происшедшей вследствие такого действия». Mign. 409. 881 Mign. C. 412 νργειαν δως κα μονογενς γεννητικν. См. ниже. «Примечания к русскому переводу литературных памятников полуарианства». 891 Р. П. 308–309; Mign. 416 fin: κα ς σοφα το σοφο Υς, οσα οσας, οτως εκν οσας μοα στ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

81 См., напр., «Собрание мнений и отзывов Филарета, митропол. московского и коломенск., по учебным и церковно-государств. вопросам (изд. под редакциею преосвящ. Саввы, архиеп. тверского и кашинского)», т. II, Спб. 1885 г., стран. 1, примеч. 2, где сочинение, изд. при Екатерине II, отождествляется с Пуфендорфовым, лишь только «переведенным» и «исправленным»... Чит. также С. К. Смирнова ор. cit,: «Ист. моск, сл. гр. л. Акад.».стр.301. 83 Сравн. содержание первой части книге: о. Иак. Воскресенского (выше) и о. Иак. Арсеньева(выше). 85 См. цит;. сочни. Фалькенберга: стр. 260–261. У Luthardta op.cit., S. 353–354. У Брокгауза – Ефрона «Энциклоп. Словарь» (50-й полут. Спб. 1898 г., стр. 818–819); См. и у друг. 88 Ее признает автором Шишков («адмирал, управлявший министерством народного просвещения»: см. цитов. «Собрание мнений и отзывов»...: стр. 330), о чем см., напр., у И. А. Чистовича: цит. соч. стран. 89 (см. также у А. С. Родосского в «Описании книги гражданской печати XVIII-ro столетия, хранящихся в библиотеке Спб. Д. Академии», Спб. 1899 г., стр. 279). – Нельзя игнорировать того, что, напр.;на стр. 82-й говорится (в изд. 1786 г.) об Екатерине VI-й в третьем лиц... 90 Историю этой книги чит.:в цитов. «Собр. мнений и отзывов»...; стр. 330–335, 1–3; у И. А. Чистовича. стр. 88–89, у А. С. Родосского, стр. 280 и у друг. 91 Справедливо по этому поводу замечает митроп. моск. Филарет: «каким должностям научится ученик из... пристойного и непристойного выворачивания ноги?» («Собрание мнений»..., стр. 335). 92 Ради легчайшего усвоения предметов и мыслей книги в ней всюду под строкой помещены вопросы для учащихся, принаровленные к раскрываемым в ней положениям. 93 В целях придания книге христианского отпечатка в ней в некоторых местах введены библейские тексты, но введены внешне обыкновенно... 94 Интересен разбор книги 1783 г., предложенный митр. Московским Филаретом. «Философские начала» её, говорит он, «всегда слабы, в сравнении с началами, которые полагает христианская религия... Книга одобрена для училищ в 1783 г... из господствовавшего тогда предразсудка. Самоназванная философия оглушала тогда Европу шумом своего имени, и везде старалась поставить себя на место христианства... Обязаны ли мы, для приобритения доброй совести, верить во Христа..., в бытие и провидение Божие? Сия книга... не говорит..., пропускает в сем важном месте все христианство и всякую религию». Но «тут же учит, что для приобритения доброй совести мы обязаны знать правила хозяйства!... Кто к другим столь добросердечен, что и о своем благосостоянии забывает, тот поступает неразсудно – вот... статья... вредная» (ср. «Иоан. XV, 13»)... «Надлежало» автору выразиться как раз наоборот и проч. (см. «Собран. мнений»...: стр. 332, 333, 334 и др., т. е., 336, 2; сравн. 330–331, 1, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

«Жирный, меланхоличный, дикий – говорит Катоблепас –, я постоянно ощущаю под своим брюхом теплоту грязи. Мой череп настолько тяжёл, что мне невозможно носить его. Раз я сожрал себе лапы, не заметил того…» «Его тупость влечёт меня», – восклицает Ahmohuй.G. Flobert? «Tentation», рр. 288–289. 190 Подобное же, но с меньшим трагизмом, встречаем у другого французского писателя: разумею Эрнста Ренана, не знающего никаких пределов своему духовному «гортанобесию», не останавливающимся ни пред чем, чтобы смаковать внутренне пустое, – внешнее эстетическое бытие. † Кн. С. Н. Трубецкой хорошо определял это свойство Ренана как «универсальный, всё – смакующий диллестантизм», «похоти воображения» и «сладострастное смакование всех человеческих чувств» («Русская Мысль», 1896 г.). Но не смотря на множество точек соприкосновения с Ренаном, Флобер гораздо безнадёжнее и серьёзнее в своём эстетическом нигилизме. 202 Мы указывали уже на сходство в мироотношениях у Флобера и Ренана. Это сходство влечёт за собою одинаковый коренной промах в главных по своему замыслу произведениях названных писателей. Всё сказанное о не историчности «Искушения» mutatis mutandis должно быть сказано и о «Жизни Иисуса» – тоже своего рода, поеме на религиозную тему (ср. «Эрнест ренан и его «Жизнь Иисуса»». Митрофан Муретов . «Богословский Вест.» 1892 г. И отдельные оттиски). 209 У Афанасия Вел. мы находим следующие свидетельства этому: «Отроком он (Антоний) не захотел учиться грамоте» (§ 1, стр. 179); «не учился письменам» (§ 78, стр. 238), см. также § 77 (стр. 179); далее: «память заменяла ему книги» (§ 3, стр. 182); «не учась грамоте» (§ 72, стр. 254); философы «думали осмеять его в том, что не учился он грамоте» (§ 73, стр. 235); Антоний, по получении писем, сказал: «не умею отвечать на подобные писания» (§ 81, стр. 240); сравн. § 93, стр. 249. – Далее Сократ (Церковн. Истр. кн. 4, гл. 23), Синезий и Августин указывают на неграмотность Антония. – См. также у Извекова, стр. 81 и стр. 79–83. 215 См.напр. Штёрринга «Психопатия в применении к психологии» курсы психиотрии – Корсакова (новое издание), Крафт-Эбинга и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Радцига) – Гезиод и гезиодическая поэзия, стр. 81–108. Перечень переводов и комментариев к Гезиоду см. у Прозорова – Систематический указатель книг и статей по греческой филологии. С. Пб. 1898. стр. 20–21. В этом труде показаны и работы на русском языке по 1895 г., имеющие своим предметом вполне или отчасти поэзию Гезиода. 80 Штоля. Мифы классической древности. Перевод Покровского и Медведева. Т. 1. 1865. Антигона. стр. 242–250. Проф. Зелинского. Из жизни идей. 1905. Антигона. стр. 136–143. Анненского. Театр Еврипида. Т. 1. стр. 32–34. 81 Roscher, Ausführliches Lexikon d. griechisch. und römisch. Mythol. 1. Amalthee. 2. Kureten. Daremberg et Saglio, Dictionnare des antiquites. . Jupiter. Preller – Griechische Mythologie. Vierte Auflage. 1. 1887. Zevs. 84 Fr. Cumont, Le Zevs strations de Mithridate. Actes du premier congress international d’ histoire des Relig. Paris. 1900. 2-me partie, 1-re fascic. 1902. pp. 112–122. 86 Теорию отождествляющую Диониса=Вакха с индийской сомой развил Мори. См. Daremb. et Saglio, op. cit. p. 592. 88 Dioskuren (Roscher, op. cit 1, 1154–1177). Dioscuri (Daremb. et Saglio, op. cit. 2, 249–265). Myriantheus, Die Acvins oder arische Dioskuren. Münch. 1876. Всев. Миллер – очерки арийской мифологии. Т. 1. Асвины Диоскуры. М – ва. 1876. S. Reinach, Les Theoxenies. p.p. 42–57. (Cultes. Mythes et Religions. T. 2. 1906). Μ. P. Nilsson, Griechische Feste. 1906. S.S. 417–422. 90 Павсания, op.cim. VIII, 25, 5–6, стр. 636, сравн. Также стран. 472, 655, 657 и 664. Общие сведенья о Деметре и Персефоне см. Ceres (Roscher, op. cit. 1, Daremb. et Saglio, op. cit. 2) 91 Roscher, op. cit. 1, Aphrodite, особенно S. 401. См. также Павсания, do cit. 1, 22, 3. стр. 192. 94 Павсания, ор. Cit. III, 18, 3. Стр. 354–355. См. также Roscher, op. cit. 1, Ammon. S. 288 und folg. 106 Roscher, op. cit. 49/50 Lieferung. 1903. Personiflkationen, особенно 2127–2145. Для примера также 51 Lieferung – Phobos. S.S. 2386–2395. 109 Roscher, op. cit. 1. Helena. 1928–1977. Анненский, Театр Еврипида, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

451 Mills, Histoire du Mahometisme, p. 330; Sale, civilisation musulmane, p. 504: Reland, La religion des Mahometans, § XVIII. p. 166–172. 452 Коран 55:56–74; Sale, civilisation musulmane, p. 504: Mills, Histoire du mahometisme, p. 330. 462 Lüdeke, B. III, S. 70: Клот-Бей, ч. 1, стр. 189: Monradgea d’Ohson, T. III, p. 270; Mischaud, Т. VII, 86. 481 Путешествие в Бухару: рассказ о плавании по Инду от моря до Лагора и отчет о путешествии из Индии в Кабул, Татарию и Персию, предпринятом по предписанию высшего правительства Индии в 1831, 1832 и 1833 годах Лейтенантом Ост-Индийской компанейской службы, Александром Борисом. Рус. пер. Москва, 1848 г. Часть вторая, стр. 137–138, 483 Коран 2:23; Коран 3:13; Коран 36:66; Коран 37:47; Коран 33:52; Коран 64:54; Коран 52:20; Коран 55:56, Коран 55:70–72; Коран 56:22, Коран 56:33–36; Коран 78:33; Коран 81:7. 485 Клот-Бей, Египет в прежнем и нынешнем своём состоянии, ч. 1, стр. 268. Приложение 3, стр. 50. 487 Mem. sur les Tures, les Tartares et les Egypt, par M. de Tott, t. 1. Disc, prelim. p. 52, – ц. в слов. Бержье. 491 Lüdeke, Beschrcibung des Türkischen Reiches, В. III, S. 342. M. do Tott, mem. sur les Tures, les Tartars et les Egyp. p. 52; Осман-Бей, Турки и их женщины, султан и его гарем, стр. 117–118. 492 См. приложение 3-е стр. 103. Bibliotbèque du journal le levant, la civilisation musulmane, p. 30 м, дал.: Осман-Бей, стр. 112. 495 См. прекрасное описание этого беспокойного состояния жён, заставляющего их прибегать к помощи колдунов и колдуний, у Османа-Бея, стр. 118–123. 496 Islam I.M. Arnold p. 208–213; Отеч. Записки. 1855 г., т. CI, стр. 82, Сравн. Döllinger, Muhammed’s Religion, S. 22. 497 Для того, чтобы проверить правдивость моих слов, стоит только прочитать книгу Османа-Бея, который, как воспитанный в гареме, мог отлично знать всю гаремную жизнь. Также хорошее понятие о вражде и ненависти жён в гаремах может дать и автобиография его матери под заглавием «Тридцать лет в турецких гаремах». 502 Mohler, Ueber das Verhaltuiss des Islams zum Evangelium. Gesammelte Schriften, 399–402, цит. в «Islam», I. M. Arnold, р. 208.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

XVIII. 6. 7; 78 ) срав. след. ст.). Эти слова Писания многознаменательны и заставят каждого, слушающего или читающего их, человека призадуматься, заставят каждого быть крайне осмотрительным как в словах, так и в делах... Не посягая на то духовное богатство, каким обладает наш ближний, мы, с одной стороны, из любви к нему должны заботиться об утверждении его в обладании такого рода сокровищем, а с другой, о приумножении последнего в возможно большей степени. Для достижения той и другой цели с нашей стороны должны быть употребляемы средства всякого рода. Здесь, прежде всего, большое значение может иметь и имеет наш личный пример. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрый дела и прославляли Отца вашею небесного ( Mamф. V, 16 ) 79 . Эти великие божественные слова Спасителя должны быть приняты к сведению каждым из нас. В самом деле, о том, что наш личный пример оказывает весьма действенное влияние на других, спора быть не может: наша правдивость, напр., свидетельствующая о нашей любви как к себе самим 80 , так и к ближним, от которых мы не хотим скрывать своего внутреннего содержания (2 Корф. IV, 2 Eфec. IV, 25 и мног. друг.), невольно побуждает и их к подобного рода поведению; наше милосердие ( Uak. II, 13 . Колосс. III, 12 и др.: 1 Корф. ХШ, 4...), кротость ( Koлoc. III, 12 и др.), великодушие ( Koл. I, 11 ...), братолюбие и почтительность ( Puмл. XII, 10 ...), смиренномудрие ( Koл. III, 12 ; Филипп. II, 3 и др.), любовь ко всем, даже и к врагам, подобная солнечным лучам, одинаково освещающим всех, или дождю, орошающему всех одинаково же ( Mamф. V, 45 , сравн. Лyk. VI, 35 ...), наше долготерпение ( 1Kop. XIII, 4 ; Колосс. I, 11; III, 12...), наша вообще внимательность к ближнему ( Евр. Х, 24 ...), наша свобода от пороков в роде зависти, гордости и проч. (1 Корф. XIII, 4. 5. 6. 7. 8...; срав. Филипп. II, 3...) и т.д. – все эти и подобные им наши качества побуждают к соревнованию нам и наших ближних, между прочим, и таким путем улучшающихся нравственно. Наряду с нашим личным примером в данном случае имеет огромное значение наше действование путем непрерывных и настойчивых увещаний (взаимных) и наставлений, назиданий ( 1Coлyh. V, 11. 14 ) и т. д. Увещавайте друг друга, назидайте один другого, вразумляйте безчинных... (ibid) 81 , советует св. ап. Павел. Этим путем можем рассеять облегающую нашего ближнего греховную тьму и дать ему средство увидеть истину в её божественном сиянии, а чрез то – наставить его на путь правой веры и благочестия. Наставляя одних на путь правды, мы тем самым косвенно благотворным образом влияем и па окружающую их среду...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

содерж. докл. к XXVI науч. конф. ЛИСИ (20 янв.- 9 февр. 1968 г.). Л., 1968. С. 33-35; она же. Архитектурный ансамбль XVII в. бывш. Троицкого Зеленецкого мон-ря и проблема его реставрации: АКД/ЛИСИ. Л., 1971; она же. К вопросу реконструкции Троицкого собора бывшего Зеленецкого мон-ря Ленинградской обл.//Архитектура: Мат-лы к XXIX науч. конф./ЛИСИ. Л., 1971. С. 26-29; она же. Керамическое убранство зданий бывш. Зеленецкого мон-ря//Архитектура: Мат-лы к VI конф. молодых ученых-строителей/ЛИСИ. Л., 1971. С. 15-20; она же. Ансамбль Зеленецкого мон-ря// Андреева Л. В., Коляда М. И., Кондратьева Е. В. По Ленинградской обл.: Посвирье, Бокситогор. и Волхов. р-ны. Л., 1978. С. 134-164; она же. Новые данные о деятельности керамической мастерской Валдайского Иверского мон-ря//ПКНО, 1980. Л., 1981. С. 465-477; Гоголицын Ю. М., Иванова Т. М. Архитектурная старина: Памятники зодчества Ленинградской обл. Л., 19792. С. 85-88; они же. Памятники архитектуры Ленинградской обл. Л., 1987. С. 47-49; Булкин В. А., Овсянников О. В. По Неве и Волхову. Л., 1981. С. 81-86; Архит. наследие Ленинградской земли: Фотоальб./Сост.: Н. А. Дока, К. А. Дока. Л., 1983. С. 132-141; Пятницкая Т. Н. Братские кельи Тихвинского и Зеленецкого мон-рей: Сравн. анализ объемно-планировоч. структуры и декора//Архит. наследие и реставрация: Реставрация памятников истории и культуры России. М., 1992. Вып. 5. С. 188-194; Петров Д. А. Строительство Сырковых//Заказчик в истории рус. архитектуры. М., 1994. Ч. 1. С. 64-96. (Архив архитектуры; 5); Крушельницкая Е. В., ред. Мартирий Зеленецкий и основанный им Троицкий мон-рь. СПб., 1998; Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 1999. С. 32, 33, 87, 183, 196; Седов Вл. В. Источники новгородского зодчества эпохи митр. Корнилия//Филевские чт.: Тез. 6-й науч. конф. по проблемам рус. худож. культуры XVII - 1-й пол. XVIII в., 20-23 дек. 1999 г. М., 1999. С. 72-73; он же. Новгородские формы собора Зеленецкой пустыни//Филевские чт.: Тез. 9-й науч. конф., 10-13 окт.

http://pravenc.ru/text/199709.html

Fr. Schleiermaclier’s Dialectik в Zeitschr. f. Philosophie u. phil. Kritik. Bd. 73 p. 16 и 20–31 и предисловие издателя Диалектики, .p. I), и всякий раз со значительными дополнениями и видоизменениями.–Рукописи лекций, оставшиеся от всех этих годов, были изданы с объяснительными примечаниями уже после смерти Шлейермахера в 1839 г.–берлинским проповедником Ionas, и это издание доселе остается пока единственным 121 §§ 118 и 119. Dial. р. 63 и 64. Сравн. Kants Kritik der reincn Vernunft. (Изд. Кирхманна) р.71 и др. 134 Насколько близко Шлейермахер соприкасается здесь с Шеллингом, видно не только из того, что он также точно, как и Шеллинг, сводит противоположность идеального и реального на противоположность субъективного и объективного, но еще более из определения ее, как противоположности «текучей», т.е. такой, в которой соотношение обоих членов связано с преобладанием то одного, то другого, идеального или реального; тут уже полное сходство с Шеллингом, который также не разделял идеального и реального, как два параллельные ряда бытия, а на все в бытии смотрел, как на соединение того и другого с перевесом идеального или реального 135 Приложение к Zeilschrift für Philos. u. philos. Kritik. Bd. 73. 1. 1879. Примеч. 82-е стр.9-я 143 Dial. р. 81. §138. Умозаключение, как особую форму знания, Шлейермахер отвергает, во-первых, потому, что оно есть не что иное, как расширенное суждение; в конклюзии не высказывается что-либо новое, а то же самое, что дано уже и в посылках, из коих она выведена. Кроме того, если бы умозаключение было особой формой знания, то ему должно было бы нечто соответствовать и в бытии, чего однако нельзя указать. См. примеч. 2-е и 3-е к § 138. Beil. A. Dial. p.327. Beil. E. Dial. p.507 150 Другое условие для знания состоит в тождестве образования понятий и суждений всеми мыслящими индивидуумами. Тождество образования понятий обусловливается тождеством у всех разума, хотя при этом принимает некоторое участие и органическая функция. Разум, говорит Шлейермахер, «есть место всех истинных понятий», а не некоторых только, как утверждает теория врожденности идей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

81 Для примера можно указать здесь на толкование волевой деятельности у Шопенгауэра. «Способность обдумывания, — говорит он, — не дает на самом деле ничего иного, кроме весьма частого мучительного конфликта мотивов, во главе с нерешительностью, ареной которого является весь дух и сознание человека; при этом мотивы, чередуясь и повторяясь, пробуют друг перед другом свою силу над его волей, через что она попадает в положение того тела, на которое действуют разные силы в противоположном направлении, пока наконец сильнейший мотив оттеснит все прочие и решительно определит волю. — Свобода воли и основы морали, стр. 51. 82 О том, какие выводы могут иногда делаться на основании загадочных фактов изменения человеческой личности, можно прочитать у Рибо, Болезни личности. , стр. 69—75; о том же, какие выводы действительно вытекают из этих загадочных фактов, у В.А. Снегирева, Психология, стр. 307—312. 83 Spir, Drei Grundfragen des Idealismus в Viertelj a hrschrift fur wissens. Philos., Bd. IV, S. 368—369: «Наше Я несомненно есть простой комплекс и процесс, но комплекс, который познает себя самого как безусловное единство, как субстанцию: конечно, это — только обман сознания, но без этого обмана было бы невозможно и бытие Я», сравн. S. 370, 375, 379. Имея в виду подобные толкования душевной жизни, В.А.Снегирев сделал совершенно верное замечание: «Надо иметь слишком большое предубеждение и ненависть ко всему духовному и большой навык обходить трудности и мириться с несообразностями в мысли, чтобы не видеть в подобном предположении верха нелепости». — Психология, стр. 313. 84 Факт единства сознания не как продукт связи психических явлений, а как основное условие этой связи был разъяснен у Канта, Kritik der rein. Vern., S. 115—120; логический же процесс самосознания совершенно верно был понят Рейнгольдом, Theorie d Vorsteilungsverm о gens, 1789, S. 336—337. Но так как Рейнгольд отождествлял самосознание с сознанием я, то он естественно полагал, что самосознание заключается в сознании одной только психической функции представления независимо от всякого представляемого содержания. В действительности, однако, факт самосознания сопровождает собой всякую вообще психическую деятельность, и потому отделение сознания от содержания психических явлений как от состояний самого же сознания необходимо распространяется на всю область психической жизни во всех ее состояниях и во все периоды ее последовательного развития. Возможность этого отделения определяется несомненным разграничением в сознании фактов и образов, и факт самосознания необходимо осуществляется с первым же явлением памяти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3692...

На этой челобитной дана революция: 197 (1689) г. мая 20 дать патриархальная грамота на год: пети вечерни, заутрени, а литургии не петь (Вологод. Еп. Ведом. 1869, 5, стр. 187). 56 В инструкции данной Московскому поповскому старосте из Духовной Дикастерии 21 июля 1738 г. вследствие именного указа 25 ноября 1737 г. о замеченных в государстве суевериях, между прочим предписано досматривать есть ли у вдовых попов и диаконов епитрахильные и стихарные грамоты. А буде где есть вдовые священники у церквей, которые на свои места поставили своих детей и родственников, а сами служат и живут, с ними ж, и тех допрашивать и по допросу ежели явятся править с попов к диаконов штрафы. А недействительных вдовых попов и диаконов, которые при производственных вновь на их места священнослужителей праздно живут оковав, присылать в Дикастерию за крепким караулом на их копте, 1738 июля 21, дело архива св. Син. 518, стр. 2, п. 11. 57 Допущенное вступать овдовевшим священнослужителям во второй брак, по сложении сана, с оставлением в должностях учителей (имен. указ 1724 г.). 60 Стогл. гд. 81, стр. 367, изд. Казан.: да в те же них граматы писати, что вдовым священником и диаконом, которые обещаются и, чистоте пребывати посвященним правилом св. IV всел. собора 5-е правило: в дому у себя женскаго полу не держати от мерзких лиц, но токмо кому матерь и сестру, или тетку по отце или по матере или дщерь свою. Преступающие же сие изврещи повелевают, а мирских отлучают. 62 Марта 1687, грамота патриарха Иоакима о пошлинах, в описании документ. Моск. Архива Мин. Юстиции, 2 прилож., стр. 6. 63 Вот, образец просьбы: «Государю Преосвященному... бьет челом богомолец твой поп Амвросим: в нынешнем государь в 194 году (1686) волею Божией и богомолец твой овдовел, и остался с детишками сам третей, да со мною ж, богомольцем твоим, живут брат да сестра и поить в и кормить некому, и я богомолец твой без твоей архиерейской, благословенной патрахильной грамоты служить не смею. Милостивый Государь преосвященный…, пожалуй меня богомольца своего, вели, Государь, мне дать свою архиерейскую благословенную патрахильную грамоту, чтобы мне богомольцу твоему с братом и сестрой и с детишками бродя меж двор в конец не погаснут“ (чин в Хр. Чт. 2. 1871 г. Моск. общ. любит. дух. просвещ. кн. 5, стр. 72–74. Сравн. Вологодск. Епарх. Ведом. 1869, 5, стр, 183–187. Срав. А. Ю. изд. 1838 391, стр. 416).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010