Немногие описки рукописи указаны все в подстрочных примечаниях. Печальна участь сочинений Татищева; до настоящего времени нет сколько нибудь исправного издания их. Только в будущем году (136 лет после смерти Татищева) мы увидим сочинения его в приличном его значению виде; уважаемые имена Н. В. Калачова, А. А. Куника и Н. А. Попова в том порукою. Казанское Общество Археологии, Истории и Этнографии считает своим долгом принести настоящим изданием хоть лепту к будущему юбилею великого русского деятеля. Казань. 7-го Апреля 1885 г. А[ндрей] Островский В. Н. Татищев. Духовная моему сыну Любезный мой сыне! „Егда юн бе, поясашеся и хождаше, аможе хотяше; егдаже состареешися, воздежеши руце и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши“ ( Ин.21:18 ) – словеса суть Господа нашего, Петру сказанные в назнамение, коею смертию имать прославити Бога. Сила словес сих толкуется от разных разно; обаче вся на едино окончание согласить удобно: еже человек во младости и благополучии мало о законе Божии и спасении души своея прилежит, но водим паче помыслами плотскими; яко Соломон младость именует тщетою, или суетою и буйством; Иов 19 ко Господу вопиет: „хощеши мя Господи погубити за грехи юности моея“ ( Иов.13:26 ); а Давид просит Бога: „грех юности моея и неведения моего не помяни“ ( Пс.24:7 ), и паки: „не помяни моих беззаконий первых“ ( Пс.78:8 ); из чего довольно видим, еже во младости человека воля властвует над умом и, по апостолу Павлу, дух его побежден плотию, ею же водим. Егда же человек приближится к старости, или скорби, болезни, беды, напасти и другие горести усмиряют плоть его, тогда освобождается дух от порабощения, очистится ум его и примет власть над волею; тогда познает неистовство и пороки юности своея и начнет прилежать о приобретении истинного добра, еже познать волю Творца своего и прилежать о знании закона Божия; в нем же мы, по Давиду, должны поучатися день и нощь, иже нас ведет на путь правый и на путь спасения наставит; то есть свет стезям нашим и просвещение душевных очес наших. Тако в старости человек благоразумный законом Божиим и благодатию его водим бывает, а воля его, или хотение, не властвует, якоже Петр святый единакою благодатию Божиею и верою во Христа водим бысть; с тою, по слову Господню смерть прият и прослави его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Tatish...

И никто не пошевелил крылом и не открыл рта, и не пискнул ( Пс.10:13 ). Какая исполинская сила! Какое ясное сознание этой силы! Какая не менее ясная наглость исповеди об её приложении: никто не пошевелил крылом и не пискнул» 73 ! Это сказано было библеистом в осуждение народов (Генуя, Венеция, Англия), желавших превратить свои страны в «огромные конторы» с «купцами – миллионерами», чтобы «ворочать всем миром с точки зрения кармана» 74 . Это же сказал бы Андрей Петрович в особенности теперь, когда вскрылись горделивые замыслы германцев, когда начался «шум и гвалт вертепа разбойников» 75 . Голодают и отдельные гордецы. Успехи надменного сердца и тщеславие высоко поднятых глаз кружат голову ( Ис.10:5–12 ). Секира начинает величаться пред Тем, Кто рубит ею; пила гордится пред Тем, Кто двигает ею; жезл восстаёт против Того, Кто поднимает его ( Ис.10:15 ). Громко поётся высокомерная песнь своему величию, и – vae victis всем другим: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю!» ( Пс.59:8–10 ) 76 . «Не все и не каждый, – за не имением, впрочем, случаев, – намерены ломать старые житницы; но едва ли за всеми и каждым не считается тайного – желанного: если бы… Гордецы ничем не довольны: им кажется слишком узким одеяло, чтобы завернуться в него так, как бы желалось» ( Ис.28:10 ) 77 . «В мудрецах и талантах всякого рода сидит и вечно работает без всяческих страстей – честолюбия, зависти, властолюбия, словом, всего, что разъединяет людей» 78 . За всех гордецов и властолюбных людей давно уже признался Ирод, сказав, что он не хотел бы быть царём в пустыне 79 . Отсюда поиски власти теми, кто не призван к власти, отсюда «ковы против законной власти» 80 . Отсюда непонимание того, что только «в царстве Христа», а не «в царствах мира сего может тихо развиваться знамя с золотыми словами братства, равенства и свободы». Отсюда закликающий зов волков в овечьей одежде «в своё звериное стадо» 81 . Негодует библеист-летописец на настроения, но и верует в непреложность Божественного суда над горделивыми помыслами и деяниями народов и отдельных лиц. Пусть уверенно заявляют народы: «Я – и никто кроме меня»… На это, раз навсегда, ответил голос правды Божией: «есть истребительная метла, которая сметает острова, как порошинку» ( Ис.14:29; 40:15 ). Знаменитый древний Тир давно уже – голая скала ( Ис.23 ; Иезек.26–28) и много славных городов, гордившихся своим богатством, погибло 82 . В них не воскреснет более изжитое чувство чести. И как изживается это чувство! Люди плюют в лицо самовлюблённой гордости ( Числ.12:14 ), а она не замечает этого и говорит: мы сами себе господа ( Иер.225:31 ). «Таков обычай жены прелюбодейной, – поела и обтёрла себе рот и говорит: «я ничего худого не делала» (Пр. Сол.30:20). Она «идёт на старую дорогу и истаптывает обувь» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

67. Если ты вооружаешься против какой-нибудь страсти, то возьми себе в помощь смиренномудрие; ибо оно наступит на аспида и василиска, то есть на грех и отчаяние, и поперет льва и змия (Пс. 90, 13), то есть диавола и змия плотской страсти. 68. Смиренномудрие есть тифон, могущий возвести душу из бездн грехов на небо. 69. Некто увидел в сердце своем красоту сей добродетели, и, будучи объят удивлением и ужасом, вопрошал ее, да скажет ему имя родителя своего. Она же, радостно и кротко улыбаясь, сказала ему: «Как ты стараешься узнать имя Родившего меня, когда Он неименуем? Итак, я не объявляю тебе оного имени, доколе не стяжешь в себе Бога». Слава Ему во веки веков. Аминь. Матерь источника — бездна; рассуждения же источник — смирение. СЛОВО 26 О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей 1. Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроения душевного; в средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других. 2. Или же, рассуждение в общем смысле в том состоит и познается, чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи. Оно находится в одних только чистых сердцем, телом и устами. 5. Никто по неразумию своему да не впадет в неверие, видя или слыша в монашеской жизни бывающее выше естества; ибо где Бог, превысший естества, являет Свое присутствие, там много бывает вышеестественного. 6. Все брани бесовские происходят от трех главных причин: или от нерадения нашего, или от гордости, или от зависти диавола. Окаянен первый; всеокаянен второй; третий же — треблажен. 7. Целию и правилом во всех случаях, да поставляем по Богу совесть нашу, и узнавши, откуда веют ветры, по ее указанию уже да распростираем и паруса. 8. Во всех деланиях, которыми стараемся угодить Богу, бесы выкапывают нам три ямы. Во-первых, борются, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу. Во-вторых, когда они в сем первом покушении бывают побеждены, то стараются, чтобы сделанное не было по воле Божией. А если тати оные и сем умышлении не получают успеха: тогда уже тихим образом приступивши к душе нашей, ублажают нас, как живущих во всем Богоугодно. Первому искушению сопротивляются тщание и попечение о смерти; второму — повиновение и уничижение; а третьему — всегдашнее укорение самого себя. Сие труд есть пред нами, дондеже внидет во святилище наше огнь оный Божий (Пс. 78, 16). Тогда уже не будет в нас насилия злых навыков; ибо Бог наш есть огнь, поядаяй (Евр. 12, 29) всякое разжжение и движение похоти, всякий злой навык, ожесточение и омрачение, внутреннее и внешнее, видимое и помышляемое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

13:10)? В чем же обвиняются идолопоклонники? Не в том ли, что «разумевше Бога, не яко Бога прославиша» (Рим. 1:21)? За что несмысленные галаты укоряются Павлом, который говорит: «Ныне же, познавше Бога, паче же познани бывшее от Бога, како возвращаетеся паки на немощныя и худыя стихии» (Галл. 4:9)? Почему был «ведом во Иудеи Бог» (Пс. 75:2)? Потому ли, что в Иудее познана сущность, что она такое? Сказано: «Позна вол стяжавшаго и» (Ис. 1:3). По–вашему, это значит, что вол познал сущность господина своего. «И осел ясли господина своего» (Ис. 1:3); следовательно, и осел познал сущность яслей. «Израиль же, — сказано, — Мене не позна» (Ис. 1:3). По–вашему, Израиль обвиняется в том, что не познал сущности Божией, что она такое? Сказано: «Пролий гнев Твой на зыки незнающая Тебе» (Пс. 78:6), то есть не постигшие сущности Твоей. Но знание, как сказали мы, многоразлично. Ибо оно есть и познание Творца нашего, и разумение чудес Его, и соблюдение заповедей, и приближение к Нему. Они же, отвергнув все это, приводят знание к одному значению: к умозрению самой сущности Божией. Сказано: «Да положиши прямо сеиде нию… отонудуже познан буду тебе тамо» (ср.: Исх. 30:36) Ужели: «познан буду» значит — явлю сущность Мою? «Позна Господь сущия Своя» (2 Тим. 2:19). Ужели поэтому сущность Своих познал, а сущности непокорных не знает? «Позна Адам жену свою» (ср.: Быт. 4:1); ужели познал сущность ее? И о Ревекке сказано: «дева бе, муж не позна ея» (Быт. 24:16); и: «како будет сие, идеже мужа не знаю» (Лк. 1:34)? Ужели никто не знал сущности Ревекки? Ужели и Мария говорит: Я не уразумела сущности ни одного мужа? Или словом «позна» Писанию обычно именовать супружеские объятия? И Бог будет познан с очистилища; это значит, явится священнослужащим. И «позна Господь сущия Своя» (2 Тим. 2:19), то есть за добрые дела принял их в общение с Собою. 228 (236). К тому же Амфилохию (Ответствует на вопросы: в каком смысле говорится, что Христос не знает дня и часа кончины мира; какую силу имеет пророчество Иеремии об Иехонии; почему не все употребляется нами в пищу, о чем спрашивали енкратиты: о судьбе, о том, что значит в Крещении изникновение из воды; о правописании слова «φαγος»; о разности значения слов: «сущность) и «ипостась»; о том, кем управляются безразличные дела человеческие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Но несмотря на все это, я не бросаю и не отвращаюсь от выпавшего на мою долю великого и страшного дела настоятельства, но стремлюсь и предаю себя вам во всем. Так давайте же, чада мои, все сообща, ревностно и все больше и больше служить Богу и благоугождать Ему, пусть ничто не мешает и не останавливает нас в этом, давайте отречемся совершенно от мира, победим плоть, бросим родство, попрем страсти, возьмемся за труд и за все прочее и будем делать и творить дела добродетели, дабы, оставаясь непреткновенными в своих обетованиях, мы могли наследовать Царство Небесное. Козни диавола Лютый змий и дракон (см. Пс. 90:13 ), начальник зла ( ρχκακος )диавол, ежедневно подползает и строит козни для нашей гибели, потихоньку вкрадывается и вползает в наши сердца и всевает каждому семена зла. Одному он внушает сладость греха заглядываться на лица, дабы посредством небольшого удовольствия и продолжающегося всего какой-нибудь один час приятного волнения лишить человека наслаждения вечными благами и отправить его в вечный огонь. Другому он всевает другую столь же убийственную страсть – зависть к предпочтению, оказываемому его брату; он омрачает разум у такого человека и не позволяет ему видеть славу Божию, как будто тот живет во тьме, дабы таким путем сделать из него нового Каина. Затем третьего он увлекает свинским набиванием желудка, дабы, победив его страстями чрева, таким путем удалить от Бога. Далее, кого он ввергает в уныние, кому внушает ненависть к обетам, или товарищам, или к монастырю, кого заставляет злиться на псалмопение, чтение, безмолвие, стихословие 77 , – и вообще, он отовсюду поднимает ужасный и неизъяснимый вихрь 78 на смиренного монаха, чтобы заставить его отступить, чтобы погубить и сбить его с правого пути. Посему мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше (см. Пс. 30:25 ), ибо мы возложили свои надежды на Бога, разрушившего державу смерти (см. Евр. 2:14 ) и даровавшего нам силу наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию ( Лк. 10:19 ). Все святые побеждали диавола

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

С 9–11 стихов идет объяснение причины такого, довольно непонятного на первый взгляд, Божественного благоволения к народу израильскому. По-видимому, «жестоковыйный» и «непокорный» Израиль не заслуживал бы таких забот о нем, а по всей справедливости и правде подлежал бы полному отвержению и уничтожению. Однако Бог как раньше постоянно спасал Свой народ, так и теперь до времени еще щадит его. «Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя». Историческая справка о прошлом отношении Всевышнего к Израилю, искушавшему Его долготерпение. Сколько раз, действительно, вероломный Израиль изменял Господу и сколько раз поэтому он уже стоял на краю своей полной духовно-политической гибели ( Исх.32:10 ; Чис.11:1 ); но каждый раз Господь щадил Своего недостойного избранника, давая ему возможность покаяния и исправления. Господь делал это не столько ради самого Израиля, относительно безнадежности которого Он не мог, конечно, сомневаться, сколько ради Себя Самого, ради славы Своей. Здесь пророк рассуждает применительно к тогдашним воззрениям и понятиям. По смыслу последних, каждая нация имеет своего Бога-покровителя, который избирает себе излюбленный народ и всемерно заботится о нем. У народа израильского таким Богом-покровителем был Господь, избравший (даже как бы «создавший») Себе этот народ и заботившийся о нем. И вот, если бы когда-либо Всевышний покинул Свой народ и дал бы ему погибнуть, то в глазах всего языческого мира Он этим самым сильно уронил бы Себя, так как доказал бы или то, что Он ошибся в выборе себе народа, или что оказался бессильным спасти и защитить Свой народ. И вот, чтобы не подавать подобного соблазна языческому миру, не подвергать имя Божие нареканию и не омрачать Славу свою, Господь, невзирая на все недостоинство Израиля, продолжает оказывать ему Свое покровительство (11 ст. Исх.32:12 ; Чис.14:13 ; Втор.9:28 ; Пс.78:10 ; Пс.105:8 и др.). Нельзя, впрочем, упускать из виду и сравнительной оценки Израиля: если, судя безотносительно, Израиль часто оказывался недостойным Божественного избрания и этим как бы свидетельствовал об ошибке Избравшего его, то, оценивая того же Израиля сравнительно, путем сопоставления его с другими народами древнего языческого мира, мы все же не можем не отдать ему решительного предпочтения во многих отношениях. Языческий мир был сплошным злом; но Израиль из всех зол был все же меньшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Да не входит в сердце смрад привязанности к житейскому во время Божественной службы и да не помрачает, и не подавляет души твоей. Дай ей насладиться Господеви (Ср.: Пс.36:4 ). Слова Евангелия и Апостольских посланий, как дух и живот, должно читать с жизнью, с сочувствием, чтоб вся душа читающего была в них. То же сказать надо и о псалмах, и других священных чтениях. То же и о всех службах и таинствах. Священнику твердо полагаться на успех своей молитвы, как пророки, – на свою (Иеремия), а для этого всеми мерами заботиться о чистоте сердца: потому что только чистым сердцем приносимая молитва сильна пред Богом. Во время молитвы с твердой верой различать нашептываемую диаволом ложь и клеветы на святыню Божию от самой истины, и быть твердым во Богопреданной вере. В сердце держать слова: вседержавен, всеблаг и всесилен Господь, и очи Его сматряют на всяцем месте (Ср.: Притч.15:3 ), – значит, исполнить молитву. Верно и нелицемерно служить Вседержителю и во всем повиноваться Ему и людям, – овцам пажити Его (Ср.: Пс.78:13 ) служить не щадя живота своего до последней капли крови, быть кротким ко всем, незлобивым. Некоторые священники, причащая из Святой Чаши народ, показывают свою злобную горячность и раздражительность. Этим они дают знать о себе, что в сердце их нет кроткого и смиренного Иисуса, что они причастились недостойно, без веры. – Сохрани Бог! Моисей видел в купине яко пламень огнь Божества, – а священник созерцает Божественное Тело и Кровь Господа Иисуса, Духом Его оживотворенные на престоле и огнем являются внутри его пречистые Тайны, приятно оживляющим, покоющим, веселящим, по достойном принятии, – и попаляющим, подавляющим, убивающим силы духа и тела, по недостойном принятии их. Стой во входе сердца своего и бодро отражай лжеца – врага, всегда клевещущего на святыню и всячески усиливающегося посредством неверия сердечного убить твое сердце; стой на мысленной страже и говори постоянно: смрад дьявольский. Это бьет гордого денницу и прогоняет его, как дым. Так же надо, чтобы на сердце твоем было, как бы начертано и всегда ясно зримо следующее слово: благодарность, – то есть благодарность за все духовные дары Божий, которыми ты пользуешься в Богослужении, в таинствах и вообще, – в молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

…и Слово стало плотию… – Ин. 1:14 . Кто есть сей Царь славы?.. Господь сил. Он есть Царь славы. – Пс. 23:10 . Очень сходное место с использованием той же ветхозаветной цитаты в «Собеседовании с Трифоном Иудеем» у Юстиниана Мученика, гл. 36. Я сплю, а сердце мое бодрствует. – Песн. 5:2 . …се, не воздремлет – Пс. 120:4 . …мертвым рождает его… – сказочная гипербола; античная научная и развлекательно-поучительная литература о животных от Аристотеля до Элиана подчеркивала слабое развитие новорожденных львят, слепых и бесформенных. …Первородного… прежде всякой твари… – Ср. Кол. 1:15 . …возлег и уснул… – Быт. 49:9 . Раздел кончается завершением той цитаты, которая его открывает. 2 .О ЯЩЕРКЕ СОЛНЕЧНОЙ Аналогичные сообщения – у Епифания Кипрского и Исидора Севильского . Одеяние ветхого человека. – Ср. Еф. 4:22–24 . …что и Востоком именуется… – Ср. Зах. 6 (в русском синодальном переводе «Отрасль», но в греческом тексте Септуагинты – «Восток») и Лк. 1:78 . 3 .О ХАРАДРИИ Есть птица, называемая харадрий… – Это название совершенно реальной птички – то ли авдотки, то ли ржанки (зуйка). Древнегреческая пословица упоминает ее как пример ненасытности. Однако мы оставили экзотически звучащее для русского уха слово «харадрий» без перевода и не столько потому, что лучшие словари (Например, Леддел-Скотт) выражают некоторую неуверенность в орнитологической идентификации этой птички, сколько ввиду того, что «Естествослов» решительно порывает с прозой жизни, делая из маленького прожорливого существа, знакомого греческим земледельцам как «противное и видом, и голосом» (Аристотель. «О животных», 615 а, 2), непорочно белый символ Спасителя. …как написано во Второзаконии. – Втор. 14:18 . …и выпивает харадрий недуг болящего… – Подобные поверия упоминаются у Плутарха («Пиршественные вопросы», V, 7) и в романе Гелиодора «Эфионики» (III, 122), а также у Элиана («О природе животных», XXII, 13); по свидетельству словаря «Суда», они были известны уже ямбографу Гиппонакту. …всецело бел… – Ср. 1Ин. 1:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Но как грубо ошибаются они в сем заключении своём! Други мои! сказал бы я им, возьмите целебного коллурия, который подаёт вам Ангел в откровении Иоанновом, помажьте им очи свои и потом взгляните на мир Божий, окружающий вас, не видите ли, как всё в нём живёт и движется силами невидимыми, а для невидимых сил надобно предположить и движителя невидимого; почему же вы, подчиняя Ему всё, хотите исключить только самих себя из-под Его влияния? Нет, возлюбленные братия, о Нем мы, по Апостолу, живем и движемся и существуем, так же, как и всё остальное в мире видимом и невидимом в Нем всяческая состоятся, состоимся и мы; Его суд и правда есть всеобщий закон для всего сущего на земле и на небе, стрежемся под сим же законом и мы, да прейдём некогда в свободу чад Божиих. Востани убо, Господи, и суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех, мы же людие Твои и овцы пажити Твоея, исповемыся Тебе во век, в род и род возвестим хвалу Твою ( Пс.78:13 ). Видите, что Бог едва только воссел на престол суда, изрёк слово прещения, как нечестивый погиб, имя его потребилось, оружия не стало, грады разрушились и память его исчезла с шумом. Или, по другому изображению того же псалмопевца: едва Он сокроет лице Свое, как всё приидет в смятение; едва отъимет дух от живущих тварей, как все они умрут и в персть свою возвратятся; едва взглянет на землю и она затрепещет; едва коснётся гор и они воздымятся ( Пс.103:29:32 ). Но то и другое изображение, как составленное человеком и для человеков, след., человекообразно и применительно к действиям человеческим, необходимо требующим большого или малого времени для своего совершения, в чём Бог вечный, как Творец времени, живущий и действующийвне условий времени, не имеет никакой надобности, при всей выразительности своей, слишком ещё недостаточно, для означения во всей полноте, изумительной и непостижимой быстроты судопроизводства Божия. Суд Божий есть суд мгновенный, так как и всякое действие Божие, не смотря на необъятную огромность и величие своё совершается в одно мгновение ока.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Кроме этого книжники занимались текстологической работой и стремились минимизировать количество разночтений в рукописях. Метод их работы был прост: сравнивали несколько рукописей и в тех местах, где были различия, выбирали чтение, которое поддерживалось большинством документов. Иудейское предание говорит о том, что книжники подсчитали, что в Пятикнижии находится 5888 стиха, в псалмах на 8 больше, а в книге Паралипоменон на 8 меньше. Они определили среднюю букву ( [вав] в слове [гахон] – «чрево», Лев.11:42 ), среднее слово ( [дараш] – «искал», Лев.10:16 ), и средний стих Пятикнижия ( Лев.13:33 ), среднюю букву ( [аин] в слове [мийаар] – «лесной», Пс.80:14 ) и средний стиха в псалмах ( Пс.78:38 ) 199 . Эти вычисления могут показаться излишними, однако их следует рассматривать как защиту против возможного повреждения и искажения текста. После переписывания текста с помощью аналогичных расчетов можно было проверить любую новую рукопись и убедиться в ее соответствии оригиналу. Кроме того, сам по себе факт подобных подсчетов говорит о том, что книжники с благоговением относились к священному тексту и дорожили каждой его буквой. Эпоха Талмуда. Этот период охватывает время со II по VI вв. после Р.Х. Работе по закреплению текста Писания придали новый импульс диспуты иудеев с ранними христианами. У иудеев было представление о том, что христиане, доказывая, что Закон и пророки свидетельствуют о страданиях Мессии, недобросовестно манипулируют текстом Писания. Возможность же таких «манипуляций» естественно было объяснить тем, что у Писания нет единого закреплённого текста. Отсюда желание как можно быстрее восполнить этот пробел. Известно высказывание известного раввина той эпохи Акивы бен-Йосеф, о том, что закрепление буквы Писания – это «ограда для Торы» 200 . Из многочисленных изречений, правил и предписаний иудейских авторитетов видно, что библейский текст в это время был уже вполне установлен, всем известен и считался неприкосновенной святыней. Для сохранения священного текста в Талмуде были записаны все исчисления соферов, которые касались определения количества слов и букв. К ним были добавлены новые подсчеты, например, было определено, как часто или сколько раз какое-либо слово употребляется в книге или во всём Писании 201 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010