Молитва здесь обращена ко Христу, Который есть «слава имени» Бога Отца. Да и кому свойственно «очищать грехи», как не Христу, «слава» Которого выражается в милосердии к грешнику. Спасти людей нельзя было простому человеку, потому что всякий человек имел нужду в Спасителе. Так как грех передал грешника во власть диавола, а диавол подверг его смерти, то не было никакого способа избавиться от смерти. Были присылаемы врачи, т.е. пророки, но они только яснее указывали на немощи; видя, что болезнь превышает искусство человеческое, они с небес призывали Врача. Поэтому присносущный Бог пришел и дал в уплату Свою Кровь, отдал Свое Тело, уничтожив смерть Своею смертью: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя» ( Гал. 3, 13 ) (Златоуст, Прокл). Пс.78:10 .  Да не когда рекут языцы: где есть Бог их; и да увестся во языцех пред очима нашима отмщение крове раб Твоих пролитыя. Пс.78:11 .  Да внидет пред Тя воздыхание окованных: по величию мышцы Твоея снабди сыны умерщвленных. «Окованные» узами греха, потому что каждый связывается цепями своих грехов. Умоляет также и «снабдить сынов умерщвленных», т.е. спасти оставшихся в живых (Златоуст, Афанасий). Пс.78:12 .  Воздаждь соседом нашым седмерицею в недро их поношение их, имже поносиша Тя, Господи. Для каких же «соседей» просит Пророк многократного воздаяния, как не для демонов, которые стали соседями иудеев по их нечестию? Ибо о воздаянии людям божественный Давид не стал бы так молиться, зная, что Судия этого не допустит; как бы в таком случае он мог и петь Ему: «Ты воздашь» каждому по делам его? (Златоуст). Пс.78:13 .  Мы же, людие Твои и овцы пажити Твоея, исповемыся Тебе, Боже, во век, в род и род возвестим хвалу Твою. Верные, питающиеся Христом чрез участие в Таинствах, являются «овцами пажити» Его. Они то и «исповедятся» Ему «во век», то есть возблагодарят Его за благодеяния (Златоуст). 1 В конец, о изменшихся, свидение Асафу, псалом 79 Псалом, Давиду Духом Святым вдохновенный, поучает, какими словами должно умилостивлять Бога и преклонять Его к помилованию «изменяющихся» спасительным покаянием. Изложен псалом в виде молитвы, как бы самими иудеями Богу. Предсказывает также будущее спасение всем человекам Владыкою Христом (Златоуст, Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Е.А. Авдеенко Кафизма XVII Псалом 118 (119) отличается от прочих количеством стихов и тем, что «всякий из 176 стихов говорит что-нибудь о законе Божьем, называя его разными именами» (ПсСвОт). Псалом составлен по 22 буквам еврейского алфавита, каждая из которых содержит 8 стихов. Пс.118:78             Да постыдятся (зло-)намеренные, ибо ложью оклеветали меня,                         я размышлял о повелениях Твоих. «Злонамеренные» зед – также: наглые; те, кто грешат не по неведению и не по ошибке ( Пс.19 /18:14). «Оклеветали» – по значению корня: искривили, извратили, накрутили, наковеркали. На праведника восстают те, кто сознательно и искусно пользуются ложью. «Размышлял» – действиям клеветников противопоставлено действие «размышления», «сетования», «беседы» (значения глагола сиах) со своим сердцем ( Пс.77 /76:4,7,13). Спорить с теми, кто лжет на праведника, – абсолютно бессмысленно 551 . О действиях «злонамеренных» говорит следующий стих: Пс.118:85             Выкопали мне (зло-)намеренные ямы,                         что не по Учению Твоему. Судилище над Иисусом происходило вопреки Закону (Учению-Торе), и не по неведению или ошибке, –        Христа засудили противозаконно и злонамеренно. Пс.118:86             Все заповеди Твои – истина;                         ложью – преследовали меня; помоги мне. Противопоставлены Божья «истина» (эмуна) и " ложь» (шекер) человеков 552 . Пс.118:95             Дожидали меня нечестивые, чтобы погубить меня,                         [но] я свидетельствами 553 Твоими проникался 554 . Сила «ждать» (кава) есть праведность как один из трех видов надежды (см. комм. к Пс.25 /24:20). Но и враг с такой же неотступностью «ждет» момента, чтобы праведника убить. Сила «ждать» Божьей правды будет крепче, если знать, как «ждет» нечестивый враг твоей смерти. Пс.118:119             [Как] изгарь Ты упразднил всех нечестивых земли,                         посему я возлюбил все свидетельства Твои. Испытание человека сравнивается в Писании с переплавкой; так происходит отделение чистого от примесей (см. Пс.11 /10:5; Пс.17 /16:3). «Изгарь» (окалина, шлак) – побочный продукт переплавки, от которого нужно тщательно выплавленный металл отчистить ( Притч.25:4 ). Пророк Исаия говорит Израилю:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

И при переживании ими этого очистительного процесса, к чему направлялись все их мысли, около чего они вращались? «При реках Вавилона, – говорят нам пленники, мы плакали, – когда вспоминали о Сионе» ( Пс.136:1 ). Послушайте, в чем изливается их наболевшая душа, какие песни звучат в их устах? – все те же «песни Сионские» ( Пс.136:3 ), «песни Господни» ( Пс.136:4 ). Под Сионом для них разумелся храм, к которому, след., неслись все их мечты, который был центром всех их мыслей. Обратим внимание на другое обстоятельство: пророк Иезекииль с таким вниманием останавливается на иерусалимском храме , который он созерцает в своем видении, и с такой подробностью описывает его. На что это может указывать? – без сомнения на то, что эта мысль о храме сильно занимала пленных евреев 154 , была, так сказать, главной идеей, которая жила в их сознании; для них были дороги всякие частности и подробности в его постройке, дороги были всякие отдельные украшения различных частей храма. Вспоминая о нем, как о дорогом предмете, евреи наделяли его признаками большого величия и внушительности. Такое общее настроение переживал, конечно, и прор. Иезекииль, что и должно было отразиться на его пророческом видении, в котором храм представлен в таком обширном и грандиозном виде и описан с такой подробностью. Чего же могли евреи ожидать для своей религиозной жизни от восстановления храма? – возрождения этой жизни. Сетуя, например, перед Богом о том, что «язычники пришли в наследие Божие, осквернили снятый храм Его, Иерусалим превратили в развалины» ( Пс.78:1 ), евреи просят Бога о восстановлении их прежнего состояния для того, чтобы «вечно славить Бога и в род и род возвещать хвалу Ему» ( Пс.78:13 ). Вспоминая в плену о Сионе, они так молились Господу: «Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, – ибо пришло время,... созиждет Господь Сион и явится во славе Своей» ( Пс.101:14–15 ; Пс.101:17 ); какую же цель должно будет иметь это восстановление Сиона? – «дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его в Иерусалиме» ( Пс.101:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Стимул, данный Давидом, способствовал дальнейшему развитию; Псалтирь выказывает поэтическое мастерство, хранившееся веками. После того как ложная библейская критика предложила для большинства псалмов очень позднюю дату написания, сегодня мы возвращаемся к более осторожным воззрениям. Кроме тех псалмов, которые могут принадлежать Давиду, многие из них в своей изначальной форме могли возникнуть в эпоху царств; в особенности это относится ко всем “царским” псалмам, но их содержание носит слишком обобщенный характер, чтобы в вопросе о дате их написания можно было бы высказать что-либо более точное и надежное, нежели простые гипотезы. Напротив, псалмы о царстве Ягве, исполненные отзвуков других псалмов и Второисайи, должно быть, сочинены в плену или сразу после него; то же самое явно справедливо и относительно таких псалмов, которые, как Пс 136/137, говорят о разрушении Иерусалима и об уводе в изгнание. Возвращение из плена воспевается в Пс 125/126. Представляется, что последующий период был исполнен сочинением псалмов; это было время, когда богослужение в восстановленном храме процветало, когда возрастали значимость и достоинство певцов, — их уравняли с левитами. В это время учителя Премудрости создавали целую отрасль псалмов ради распространения своих поучений, как это впоследствии делал Иисус, сын Сирахов. Можно ли, миновав персидскую эпоху, проследовать в еще более позднее время, — существуют ли псалмы эпохи Маккавеев? Такой вопрос стоит прежде всего относительно Пс 43/44; 73/74; 78/79; 82/83, однако для того, чтобы признать вероятной столь позднюю дату возникновения, аргументация недостаточна. Возникновение собрания псалмов Псалтирь в том виде, в котором она дошла до нас — это результат длительного процесса развития. Вначале были сборники, соответствующие частям. Пс 71/72 (кстати, приписываемый Соломону) завершается заметкой: Кончились молитвы Давида, сына Иессеева, хотя и до него есть “не-давидовы” псалмы, и после него — “псалмы Давида”. На деле существуют два изначально “давидовых” собрания псалмов: Пс 3–40/41 и Пс 50/51–71/72, отдельные псалмы которых (за исключением последнего, с пометой, что он принадлежит Соломону, и четырех псалмов без указания на авторство) приписываются Давиду. Сходным образом и другие части Псалтири, очевидно, вначале существовали в виде отдельных собраний: псалмы Асафа (Пс 49/50 и 72/73–82/83), сынов Кореевых (Пс 41/42–48/49 и 83/84; 84/85; 86/87; 87/88), песни восхождения (Пс 119/120–133/134), аллилуйные псалмы (Пс 104/105–106/107; 110/111–117/118; 134/135; 135/136; 145/146–150). Рядоположение нескольких сборников выявляется в случаях с повторяющимися (если не обращать внимания на текстовые варианты) псалмами, такими как 13/14 и 52/53; 39/40:14–18 и 69/70; 56/57:8–12, а также 59/60:7–14 и 107/108.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Вонми души моей, и избави ю ( Пс.68:17-19 ). Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй. Боже мой, не удалися от мене, Боже мой, в помощь мою вонми. Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне ( Пс.70:9-13 ). Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век ( Пс.72:25-26 ). Да не возвратится смиренный посрамлен, нищ и убог восхвалита имя Твое. Востани, Боже, суди прю Твою, помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день. Не забуди гласа молитвенник Твоих, гордыня ненавидящих Тя взыде выну ( Пс.73:21-23 ). Не помяни наших беззаконий первых: скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело. Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имени Твоего, Господи, избави ны, и очисти грехи наша имене ради Твоего ( Пс.78:8-9 ). Воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти нас. Боже, обрати ны и просвети лице Твое, и спасемся ( Пс.79:3-4 ). Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль, оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея. Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны? Или простреши гнев Твой от рода в род? Боже, Ты, обращься, оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе. Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам. Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему ( Пс.84:2-9 ). Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою: да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися ( Пс.87:2-3 ). Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз ( Пс.85:1 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-i-b...

Ст.14. Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским. Феодор. под змием разумеет Египет, под главою – вождей. После потопления фараона с воинством в море ефиопляне удобно могли побеждать Египет и пользоваться его богатствами. Ст.15. Ифамския. По Феодор. – древние. Пс.74:19. Глас грома Твоего в колеси. По Феод., ударами грома Господь связал колеса колесниц египетских в Чермном море; ибо так повествует Моисей (исх.14:12,2). Пс.77:8. Не увери с Богом духа своего: духом не был верен Богу. Ст.13. На поле Танеосе, потому что в Танисе был дворец фараонов, и там Моисей производил казни. Феодор. Ст.31. Избранным израилевым занят. То есть сильных остановил низложивши. Ст.33. Лета их со тщанием – с бесплодным тщанием насытиться египетских брашен. Ст.37. Ниже уверишася в завете Его – не были верны Его завету. Пс.78:11. Снабди сыны умерщвленных. Враги избили много рабов Твоих; по крайней мере, спаси тех, которые остались в живых. Афан. Пс.79:14. Уединенный дивий. По Феодор.: вепрь пустынный, дикий, который жесточе других, он означает Навуходоносора. Пс.80:6. Языка, его же не ведяше, услыша. Народ, вышедши из Египта, услышал язык, которого прежде не знал. По Афан.: это глас Божий на горе. Ст.8. В скорби призвал Мя еси, и избавих тя, услышах тя в тайне бурне. В тайне бури – время скрытого нападения, когда среди мрака ночи Ангел погубляющий поразил первенцев египетских, Я слышал вопль твой; то есть этим доказал, что услышал вопль твой. Пс.82:14. Положи яко коло, то есть чтобы находились в беспрестанном смятении. Пс.85:11. Да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего. То есть чтобы я радостно творил Твои заповеди, а не с принуждением. Ст.14. Сонм державных – сильных. Пс.87:6. В мертвых свободь. Феодор.: не приял рабства смерти, как раненый на войне, был предаваем погребению. Иисус Христос, когда был мертв, пребыл свободным, потому что не имел греха, который бы сделал Его повинным смерти, но свободно предавал душу: область имам положити душу мою, и область имам паки прияти да ( Ин.10:18 ). Ст.13. Егда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Со слова с рдзмо, приходитъ члвк дши, за­кона к и вскаго зла. Просто Вскаго влга на вывае от слова с рдзмо. Сег ради да прилжи ко свтом а паче же да прочитае свтю книг с размо, и не спшн: дабы рдзмти глема. Понеже вс книги сты бываю во цркви читаны со премною, а свта книга атырь, во цркв себ не иметъ. На день, во весь годъ читаема бываетъ, во вскю црквню слжб не мнн; тог ради, иже велми полезна, и потревна сть. Л. 6-й об. Въ нашей алтири мног разиыхъ зыквъ, на и не возмож­но рдзмти, но токм вдаютъ, иже мнги зык исксни и сть. И то ради вины, ин в сей кннг аломной, истолкованы алмы, на нашъ простой словенской зыкъ, с великн самой истинный в ни виденъ двдовъ размъ, вез вскаг удобнйшаго ради разма, на слав и честь стом имени и всмъ людемъ во бщю полз. Псалтирь Фирсова не распространялась в списках. Другого подобного списка нет в других библиотеках. С 13-го стиха 54 Псалма мною ещё приобретены подарком от тайного советника, г-на библиотекаря Императорской Публичной библиотеки Афанасия Феодоровича Бычкова, «Псалмы Давида», буквальный перевод кандидата С.-Петербургского Университета Мандельштама. Берлин. 1872, Третье издание. Г. Мандельштам хотя и озаглавил: буквальный перевод, но многие выражения, им переведённые, не означают буквального перевода. Так например, в Пс.72 -м, по Славянскому счету, в стихе 19: исчезли будто от потопа, в Русск. переведено: исчезают от внезапных ужасов, в Пс. раввина Пумпянского; исчезнут от ужасов, в Пс. преосв. Амвросия: погибоша от страха. Почему г.Мандельштам перевёл: от потопа? не известно. По Рейнекцию евр. бэгала значит: страх, ужас; и по Буксторфию тоже значение имеет. См. Лев. гл.26, ст.16. В 78 Пс. ст.19 Мандельштам перевёл: воинства, а равв. Пумп. перевёл: общины, в Русск. Пс. стада, в Пс. преосвящ. Амвросия: живота, евр. хайягъ, буквально значит: жизнь. В 76 Пс. ст.3 Мандельштам перевёл: сквозь руку мою ночью текли слезы беспрерывно, равв. Пумп. ночью простерта рука моя и не устает; в Русск. Пс. нощию рука моя простерта и не опускается, преосв. Амвросий: руце мои нощию простерта, и не изнемогосте. Почему так перевёл Мандельштам и с какой Еврейской Псалтири, неизвестно, а буквальности в его переводе, в приведённых местах, нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Да откроется, говорит, Господи, язычникам сделанное Тобою отмщение им, за пролитую ими кровь верных рабов Твоих; и да откроется оно еще при жизни нашей, что выражено словами: пред очами нашими (1). (1) Слова Исихия: Почему желает, чтобы сделалось известным мщение язычникам? Потому что оно имело быть против демонов, повредивших идолопоклонством кровь (т. е. души); какое же было мщение? разрушение идолов, сожжение диавольских храмов. Пс.78:11 .  Да внидет пред Тя воздыхание окованных Пусть приидет, Господи, пред Тебя воздыхание заключенных в оковы и отведенных в рабство иудеев, дабы приклонило гнев Твой на милость к нам. По величию мышцы Твоея снабди сыны умерщвленных Сохрани, говорит, Господи, детей убитых Иудеев, которые спаслись бегством, или и тех, которые пленены; а как велика сила Твоя, которую здесь называет мышцею, так велика да будет и помощь Твоя к ним. Пс.78:12 .  Воздаждь соседом нашым седмерицею в недро их поношение их, имже поносиша Тя, Господи Древнее писание обыкновенно называет седмикратным то, что многократно, а равно употребляет семь раз вместо: много раз, а поношением называет уничижение: уничижение, говорит, сделанное Тебе, Господи, язычниками, воздай многократно им, чтобы имели его в недре своем, т. е. чтобы носили его безотложно (1). (1) Переносно это взято от тех, которые, имея что-либо в недре своем, держат его крепко, чтоб не выпало. А по словам Феодорита имеет мысль такую: Заплати им бедствиями всегда угрожающими. Исихий: И теперь не людей назвал соседями, но говорит о демонах. Они то справедливо получают седмикратное воздаяние за то, что быв лучше нас по природе, но будучи свержены с неба, и не вразумившись тем, но смущая землю своими ухищрениями, чтоб не одни они были грешны, но и нас ввести в грехи и сверх того поносят Бога за то, что пал образ. Его (в изд. Своде). Пс.78:13 .  Мы же людие Твои и овцы пажити Твоея, исповемыся Тебе, Боже, во век Хотя, говорит, мы и согрешили, но мы опять овцы пастбища Твоего, которое составляют заповеди Божии; и если Ты нас услышишь и спасешь, то мы будем благодарить Тебя всегда за спасение Твое (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Что касается первого возражения, то по основательно мотивированному и всесторонне освещенному выводу из анализа всех псалмов, как 78, 82, 84-го, так и других, содержащих мнимые указания на Маккавейскую эпоху и гонения Антиоха Епифана, – выводу о. Вишнякова, а равно и западных ортодоксальных ученых, нет решительных исторических оснований относить к Маккавейской эпохе происхождение ни одного из канонических псалмов. В другие эпохи исторические обстоятельства более близки ко всем псалмам, чем в Маккавейскую. Всех деталей приводить не будем. Можем лишь привести цитаты из 1Мак.7:17 : «умертвил их в один день, как сказано в Писании: тела святых Твоих и кровь их пролили вокруг Иерусалима и некому было похоронить их». – Здесь ясно «писанием» называется и цитируется Пс.78:2–3 . Из этой цитаты, кажется, вполне бесспорен вывод, что 78-й псалом в Маккавейскую эпоху уже существовал, был в каноне и считался пророчеством о событиях этой эпохи. – Что касается второго довода: разделения «беззаконников и праведников», то и отсюда вывод ошибочен. И в другие эпохи и времена среди евреев были люди благочестивые и были беззаконники. Свидетели этому: Притчи Соломона ( Притч.1:10–16 ­­ Пс.1:1 ; Притч.2:7–8:12–15:20–22 …; 3:31–35 и мн. др.) и все пророческие книги, в коих постоянно порицаются нечестивцы и нарушители закона и ободряются и утешаются люди благочестивые (ср. Ис.1:10–24; 3:9; 5:11–23; 8:17–16 и мн. др.). Таких цитат бесчисленное множество можно привести. А пророки ведь, и по взгляду ученых критического направления, жили не в Маккавейскую (кроме разве Даниила) эпоху, а значительно ранее. Наименование праведников или , напоминающее σιδαοι – Маккавейской эпохи ( 1Мак.7:13 ; 2Мак.14:6 ), употреблялось у евреев с давнего времени ( Втор.33:8 ; 1Цар.2:9 ; 2Цар.22:26 ; Мих.7:2 ; Притч.2:8 ), не говоря уже о «ранних» и по мнению критиков псалмах (напр., Пс.4:4; 12:2; 18:26; 32 и мн. др.) и не может служить доказательством Маккавейской эпохи. А это ведь, чуть ли не единственное сколько-нибудь «специальное» указание в критической литературе на Маккавейскую эпоху. Остальные доводы самого общего характера. Третье же основание – вопрос о каноне и происхождении и заключении последнего – решался нами уже в Общем Введении, где было уделено место и рассматриваемому предположению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Пс.78:13. Мы же, людие Твои и овцы пажити Твоея, исповемыся Тебе, Боже, во век, в род и род возвестим хвалу Твою.    Верные, питающиеся Христом чрез участие в Таинствах, являются «овцами пажити» Его. Они то и «исповедятся» Ему «во век», то есть возблагодарят Его за благодеяния (Златоуст). 1 В конец, о изменшихся, свидение Асафу, псалом 79    Псалом, Давиду Духом Святым вдохновенный, поучает, какими словами должно умилостивлять Бога и преклонять Его к помилованию «изменяющихся» спасительным покаянием. Изложен псалом в виде молитвы, как бы самими иудеями Богу. Предсказывает также будущее спасение всем человекам Владыкою Христом (Златоуст, Феодорит). Пс.79:2. Пасый Израиля вонми, наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися    Пасущий «Израиля» есть ни кто иной, как Иисус Христос, сказавший: «Аз есмь Пастырь добрый» (Ин. 10:11). «Израиль» знаменует всех верных Христовых, устремляющих непрестанно ум свой к Богу. «Иосиф» — в целомудрии живущий. «Херувим» — множество разума и премудрости (Исихий). Пс.79:3. Пред Ефремом и Вениамином и Манассием: воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас.    Обозначив несколькими коленами весь народ, Пророк просит Бога скорее придти во плоти и освободить нас от мысленных врагов (Златоуст, Феодорит). Пс.79:4. Боже, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся.    Видеть Христа лицем к лицу — в этом заключается «спасение» наше; но не чисто божество просит увидеть, так как на это никто не в состоянии взирать (Златоуст). Пс.79:5. Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих; Пс.79:6. Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру. Пс.79:7. Положил еси нас в пререкание соседом нашым, и врази наши подражниша ны.    До тех пор Пророки питались «хлебом слезным» и «питием», оплакивая род человеческий, пока Сам Христос не стал Хлебом и Чашей Жизни (Златоуст). Пс.79:8. Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся.    Усиленно повторяет ту же просьбу, желая показать ее необходимость и научить нас не падать духом, когда не получаем просимого, но оставаться твердыми, в уверенности, что получим непременно (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010