Каким же образом внял Он? Приступи, и научись. Господь внял, что ученик колеблется, проповедник недоумевает, апостол сомневается. Выслушай же и упрек. Какой же? Желая дать почувствовать ученику, и озарить светом нас Господь присовокупил: Яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии, и веровавше (29). Но Фома не умолкает: какое же оправдание принес он на сделанный ему упрек? Сам Иоанн не говорит сего, правда; но Давид не захотел утаить, а напротив того, ясным гласом возвещает, потому что дух пророческий пророком повинуется (1Кор.14:32). Какое же это оправдание? В день скорби моей Бога взысках рукама моима: нощию пред Ним, и не прельщен бых (Пс.76:3). Не изъявляй, говорит, негодования, Царь, не гневайся, Избавитель, не раздражайся, Владыка. В день скорби моея Бога взысках. Сжалось у меня сердце, изнемог ум, оскудел рассудок, смутили меня речи фарисеев, привели в замешательство слова книжников, затмило веру мою предательство Пилатово, смутили мужество мое речи воинов, подкупленных деньгами. Какие же речи? Ученики Его, нощию пришедше, украдоша Его нам спящим (Мф.28:13). При сем оскудел у меня рассудок, сжалось сердце; но день скорби стал днем веселия. Посему говорит: в день скорби моея, не просто скорби, но скорби моея. Ибо жены возвеселились, по принесении мира; Петр же и Иоанн, увидев ризы, необходимо возликовали; и прочий собор апостолов, сподобившись лицезрения Твоего, не только возрадовались, но и со тщанием взыграли, возскакали; взыграли таинственно, возскакали духовно. А я был в скорби, потому что не сподобился ничего подобного сказанному Впрочем, и при всем этом не всецело предался я заблуждению, но в день скорби моея взысках Тебя, Бога моего. И когда ученики сказали: видехом Господа, устыдился сказать им: вы видели Того, о Ком фарисеи говорят, яко ученицы Его, нощию пришедше, украдоша Его нам спящим; я не сказал им этого, но Тебя, Бога моего взысках. Не сказал им: что мне и Распятому? Прободенного не называю Избавителем, пострадавшего плотию не могу наименовать Богом, - но взысках Тебя рукама моима, сказав: аще не вложу руку мою в ребра Его, не иму веры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/836/...

О молитве владыка Серафим говорил и так: «Ни одна наша молитвенная слеза не напрасна». О покаянии Если хочешь, чтобы Господь смилостивился над тобой, всегда кайся, будь милостив к страждущим, утешай их. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5, 7). Нужно всегда каяться в своих грехах. Особенно важно каждый вечер, перед сном, покаяться перед Богом в грехах, которые мы совершили в течение дня. Если бы дьявол покаялся, Господь бы его простил. Это написано в житии преподобного Антония Великого. Самоукорение — начало спасения, а самооправдание для человека — погибель. На вопрос: как каяться? — владыка Серафим ответил: «Говори: “Боже, милостив буди мне грешной!”» — и потом добавил, что отец Амвросий Оптинский, когда его спросили: как молиться? — ответил: «Сначала я читал много молитв, а теперь повторяю только молитву мытаря». Научить тебя покаянию зависит не только от меня, а более всего от тебя самой. Покаяние в основе своей — смирение. А ты сама должна смириться. Тогда смирение научит тебя истинному покаянию. Владыка Серафим часто напоминал русскую поговорку: «Не ищи в селе, а ищи в себе». Это означает не искать вину в других, а в себе. «Сама себя обвиняй во всем», — добавлял он. О сердечной простоте Будь простой как ребенок, доверчивой как голубь и мудрой как змея. Помни Христовы слова: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф 18, 3). Это тебе главное правило: будь простым во всех своих мыслях, чувствах, словах, поведении, в своих отношениях с людьми. Быть простым означает ни в чем не допускать искусственности, держаться перед людьми, как перед Богом. Стать простым означает перемену, перемену жизни, означает такую перемену, которая совершается десницей Всевышнего (Пс 76, 11 — сия измена десницы Вышняго ). Тогда не погибнешь, потому что простота есть смирение. А на смирении людей Бог почивает Своей благодатью как на престоле. О православной вере Свято и неукоснительно храните нашу православную веру как в ее канонах, так и в ее догматах. Приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь — к вере. От истинно православной веры черпайте все свое счастье. Тогда вы будете истинными сынами Православной Церкви и Господь изольет на вас еще здесь Свои несказанные милости.

http://pravoslavie.ru/80761.html

Радуйся Андрей, по гласу познавший Слово, по светильнику научившийся знать Солнце, с помощью предтечи притекший к утаевающему Себя Царю. Ты слышал Агнца, и уразумел Бога. Где живеши? (Ин.1:38) вопросил Того, Кто нигде и везде - нигде, потому что никакое место не вмещает Того, Кто выше всякого места, - и везде, потому что все наполняет Он. Радуйся Иоанн Креститель и певец, певец и трубач, конец ветхого и начало нового, в матернем чреве провещавший утаенное от старости, в детстве пророчествовавший о сокрытом для старцев. Радуйся Иоанн, узревший незримого голубя, узревший голубя, у которого не связаны ноги, и крыла свободны, узревший голубя, которого не может коснуться нож, узревший голубя, несозданное существо. Радуйся Иоанн... Христос собственными Своими язвами опозорил смерть, и копье воина сделал вместе и блаженным и страшным. Блаженным для прободенного: ибо им показано, что Он Пастырь добрый, Пастырь, положивший душу Свою за овец. Ибо, как скоро увидел, что стадо Его жаждет, отверз ребра Свои и напоил из них. Но блаженное для прободенного было страшно прободшему - и страшно и дерзко. Он обнаружил сокровище, и не получил богатства. Отверз источник, и не мог вкусить пития. Всех напоил, не напоил только себя. Отверз врата свету и смежил очи свои. Но не так поступил Фома; как же? Послушай, что воспевает он с Давидом: Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми (Пс.76:2). Чему же внял? Тому, чего с неверием взыскал, и не изнемогши достиг. В день скорби моея, очевидно в день колебания в мыслях. Бога взысках, желая узнать, точно ли как хлебы умножались, вода прелагалась, и рыбы добровольно давались на уду, - так и смерть ясно показывает и свидетельствует, что Ты Бог и по смерти, которую пригвоздил плотию. Отвержеся утешитися душа моя: помянух Бога и возвеселился (3.4). Видишь, какая высота заключена в словах пророческих и в догматах апостольского богословия. Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми. Не сказал только к Богу. Когда же Фома взывал к Нему гласом? Когда апостолы сказали: видехом Господа, и он в недоумении отвечал: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры (Ин.20:25); а потом чрез несколько дней явился ему Христос и сказал: принеси перст твой семо, и виждь руце мои и не буди неверен, но верен (27); он же в изумлении громогласно отвечал: Господь мой и Бог мой (28); и Христос не отверг сего слова, но с радостью принял оное, почему и трость пророчественная присовокупила: и внят ми.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/836/...

Стих:  Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век. Стих:  Ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек. Отверзошася Тебе, Господи,/страхом врата смертная,/вратницы же адовы видевше Тя, убояшася,/врата бо медная сокрушил еси,/и вереи железныя стерл еси,/и извел еси нас от тмы и сени смертныя,/и узы наша растерзал еси. Отворились пред Тобою, Господи,/в страхе врата смерти,/а привратники ада, Тебя увидев, ужаснулись;/ибо Ты врата медные сокрушил,/и засовы железные разбил,/и вывел нас из тьмы и тени смертной,/и узы наши разорвал. Слава: Спасительную песнь поюще, от уст возслем./Приидите вси в дому Господнем припадем, глаголюще:/на древе Распныйся, и из мертвых Воскресый,/и Сый в недрех Отчих,/очисти грехи наша. Слава:  Спасительную песнь воспевая,/ едиными устами возгласим:/«Придите все, в доме Господнем/припадем, обращаясь к Нему:/«На Древе Распятый, из мертвых Воскресший/и Пребывающий в недрах Отца,/будь милостив ко грехам нашим!» И ныне, Богородичен: Прейде сень законная,/благодати пришедши,/якоже бо купина не сгараше опаляема,/тако Дева родила еси/и Дева пребыла еси./Вместо столпа огненнаго,/праведное возсия Солнце,/вместо Моисея, Христос,/Спасение душ наших. И ныне, Богородичен:  Прошла тень закона,/когда благодать явилась;/ибо как не сгорал терновый куст, объятый пламенем,/так Ты, Дева, родила и девою осталась./Вместо столпа огненного/воссияло Солнце правды,/вместо Моисея – Христос,/спасение душ наших. Вход со Евангелием. Свете тихий: Вход с Евангелием. «Свет отрадный». Таже, прокимен великий, глас 7: Кто Бог велий, яко Бог наш?/Ты еси Бог творяй чудеса.  Стих 1: Сказал еси в людех силу Твою.  Стих 2: И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго.  Стих 3: Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя.  И паки: Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса. Прокимен великий, глас 7 Кто Бог великий, как Бог наш?/Ты – Бог, творящий чудеса.  Стих: Ты явил среди народов силу Твою.  Стих: И сказал я: «Ныне начал я понимать: эта перемена – от десницы Всевышнего».  Стих: Вспомнил я дела Господни; ибо буду вспоминать чудеса Твои от начала.  И снова: Кто Бог великий, как Бог наш? Ты – Бог, творящий чудеса.  Пс 76:14Б–15А,15Б,12

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/ponedelni...

Четвертая книга, то есть псалмы 89–105, обращается от темы павшей израильской монархии к Самому Богу, все предшествовавшие века бывшему для Израиля надежной опорой. Моисей здесь упоминается семь раз, в то время как ранее в Псалтири его имя появлялось лишь однажды: в псалме 76. Псалмы 92–98, так называемые «престольные», посвящены правлению Господа над всей землей. Слова, которыми Бог восхваляется в псалмах 101,26–28, автор Послания к евреям относит к Иисусу Христу ( Евр. 1,10–12 ). Последняя, пятая, книга открывается псалмом благодарения Господу за избавление Израиля из вавилонского плена. Помимо прочего, эта книга содержит псалмы, представляющие Давида образцом благочестия ( Пс. 137–144 ), а также предрекающие, как, например, псалом 109, пришествие Царства Христова. Составители поместили так называемые «царские псалмы» в ключевых местах книги Псалтирь, придав тем самым в целом определенную мессианскую направленность. Жанры. В состав Псалтири входят сто пятьдесят поэтических композиций, каждая из которых обладает неповторимой красотой и силой. Тем не менее существует целый ряд жанровых признаков, позволяющих разделить псалмы на шесть групп. Приводимой ниже жанровой классификации следует и комментарий к Псалтири. 1. Хвалебные гимны. Они легко узнаваемы благодаря содержащимся в них восторженным хвалам Богу: Бог превозносится за то, что Он Бог и за Его деяния, исполненные могущества и милосердия. Примерами хвалебных гимнов являются, в частности, псалмы 8, 23, 28, 32, 46, 47. 2. Плачи (сетования и прошения). По эмоциональному настрою плачи являются полной противоположностью хвалебным гимнам. Псалмопевец в них открывает перед Господом свое сердце, полное печали, горечи, страха, а порой и озлобленности. Однако, за редкими исключениями, все плачи оканчиваются изъявлениями веры в Бога и упования на Него. Типичными примерами плачей являются псалмы 24, 38, 50, 85, 101, 119. 3. Псалмы благодарения. Эти псалмы благодарность Богу, внявшему плачу-прошению. Вместе с двумя названными выше типами псалмов они образуют своего рода триаду: псалмопевец слагает хвалебные гимны, когда ощущает гармонию с Богом, плачет, когда эта гармония рушится, и в конце концов благодарит Бога за ее восстановление. В качестве примеров можно назвать псалмы 17, 65, 106, 137.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

53:3). «Не скройся от моления моего» (Пс. 54:2) , но «помилуй меня» (Пс. 55:2). «Пошли с небес милость Твою и истину Твою и посрами ищущих поглотить меня» (Пс. 56:4); «сокруши зубы их в устах их и разбей челюсти львов» (Пс. 57:7). Ты — «Бог мой, милующий меня» (Пс. 58:18), «спаси десницею Твоею» (Пс. 59:7), и я укроюсь «под кровом крыльев Твоих» (Пс. 60:5), когда «воздашь каждому по делам его» (Пс. 61:13). «Жаждет Тебя душа моя» (Пс. 62:2), «укрой меня от замысла коварных» (Пс. 63:3). Когда к Тебе придет всякая плоть» (Пс. 64:3), не отврати милости Своей от меня» (Пс. 65:20), но «освети меня лицом Твоим» (Пс. 66:2). «Бог для нас — Бог во спасение» (Пс. 67:21); благополучным сделай путь мой, Боже, «да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего» (Пс. 68:16). «Помощью моею будь, Господи, не замедли» (Пс. 69:6), потому что «на Тебя, Господи, уповаю; да не постыжусь вовек» (Пс. 70:1). Когда будешь «судить людей Твоих» (Пс. 71:2) и «удаляющиеся от Тебя погибнут» (Пс. 72:27), да не буду я «угнетенный посрамлен» (Пс. 73:21): ибо Ты — праведный Судия, одного «унижаешь, а другого возносишь» (Пс. 74:8), — «Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим?» (Пс. 75:8) «Ты Бог, творящий чудеса» (Пс. 76:15). Как Ты напитал народ Свой хлебом в «пустыне» и «желаемое ими дал им» (Пс. 77:20, 29), так меня алчущего да насытит благость Твоя и да встретят меня «щедроты Твои» (Пс. 78:8). «Хлеб слезный» (Пс. 79:6) и горечь печали пошли во время скорби и «меда» сладость произведи из скалы» (Пс. 80:17), чтобы получить мне внутреннюю усладу. «Боже» (Пс. 81:8), рассматривающий (дела) праведных и грешных, «Всевышний над всею землею» (Пс. 82:19), «услышь молитву мою» (Пс. 83:9), помилуй меня и благослови меня: Законоположник; «прости беззаконие» мое, и «покрой все грехи» (Пс. 84:3) мои, и «спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя» (Пс. 85:2). Боже, утвердивший Пс. 86:2), «приклони ухо Твое к молению моему» (Пс. 87:3). «Рука Твоя да пребудет» (Пс. 88:22) со мною, чтобы «не возвратился я в тление» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

                        когда вздымаются волны его, Ты укрощаешь их. «Управляешь гордыней (геут) моря» – геут может означать: 1) «величие» (Божие; Пс.93 /92:1); 2) «вздымание» («столб дыма»; Ис.9:17 ); 3) «гордыня» ( Пс.17 /16:10). Укрощение гордыни моря – иносказание о диаволе (см. Пс.74 /73:13). О падших ангелах говорится иносказательно, например, через образ морской глубины, куда они пали: «левиафан» – житель «моря, великого, пространного» ( Пс.104 /103:25,26); он называется также «большая рыба» ( Ион.2:1 ). В Книге Иова он «чудовище моря – «рахав» ( Иов.9:13 ; Иов.26:12 ). Другое имя сатаны – морское животное таннин: «или я море, или я таннин, что Ты учинил на меня охранение?» ( Иов.7:12 ). Выразительный образ: бушующее море, как обозначение сатанинских сил, находим в гневной речи Господа к Иову: «Я сказал (морю): доселе дойдешь и не прибавишь. И здесь Он поместил в гордыню 472 волны твои» ( Иов.38:11 ); последнее предложение LXX истолковали: «в тебе самом сокрушатся волны твои». Гордые волны восстают друг на друга – не только внешним пределом ограничены силы зла: злоба сокрушается злобой. Так устроил Господь, в этом смысле Он (как сказано в Псалме) «управляет гордыней моря – укрощает 473 волны, когда они вздымаются». Победа над диаволом – такова: Пс.88:11             Ты сокрушил рахава, как пронзенного,                         мышцею силы Твоей Ты рассыпал врагов Твоих. Рахав – одно из имен диавола ( Пс.87 /86:4; Ис.51:9 ; Иов.26:12,13 ). Как уже говорилось, «пронзать» (пронзенный) указывает на сакральное действие: 1) о Мессии сказано: «Он пронзен за беззакония наши» ( Ис.53:5 ; ср.: Пс.77 /76:11; Иов.39:30 ; Пс.69 /68:27); 2) победа над диаволом передается тем же глаголом «пронзил» ( Иов.26:13 ; Ис.51:9 ; Пс.89 /88:11). Казнь Христа была «пронзением», и поражение диавола – тоже было «пронзением». Казнь Христа была задумана как заклание диаволу, подобно тому, как Каин «заклал» (σφαξεν) Авеля ( 1Ин.3:12 ); и поражение диавола было сакральным действием, как говорится в Откровении о «звере, восходящем из моря»: «увидел я одну из голов его как закланную» (σφαγμνην) в смерть» ( Откр.13:1,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Павский Г. П., прот. Псалтирь, или книга хвалений на российском языке. СПб., 1822. Мандельштам Л. И. Псалмы. Буквальный перевод в пользу русских евреев. Берлин, 1864, 2 1865, 3 872. Псалмы Давида (для евреев). Еврейский текст с русским переводом и новым комментарием на еврейском языке/Перевел и объяснил поневежский раввин А.-И. Л. Пумпянский. 1 СПб., 1871; 2 Варшава, 1872. 255 с. Об этом переводе см.: Чистович. История перевода Библии. С. 344–347. Никольский М. В. Псалмы в русском переводе с объяснениями//ПО. 1875. Т. 1. 2. С. 374–307 [ Пс. 1–8 ]; Т. 2. 5. С. 21–39 [ Пс. 9–16 ]; 6. С. 216–230 [ Пс. 17–19 ]; Т. 3. 10. С. 237–244 [ Пс. 20–22 ]; 1876. Т. 2. 8. С. 607–627 [ Пс. 23–29 ]; 1879. Т. 2. 5–6. С. 8–45 [ Пс. 30–34 ]. Аверинцев С. С. [Псалмы 1, 3, 22, 23/24, 37/38, 56/57, 62/63, 76/77, 83/84, 87/88, 90/91, 91/92, 102/103, 113/114, 116/117, 117/118, 120/121, 121/122, 142/143, 148, 150]: Арфа царя Давида: у истоков древнейшей лирической традиции (вступление и пер. с древнеевр.)//Иностранная литература. 1988. 6. С. 189–194; «Арфа царя Давида»: Избр. псалмы/Пер. и коммент. С. С. Аверинцева //Мир Библии. 1994. 1 (2). С. 74–81; Избранные псалмы [пер. и коммент.]//Православная община. 1994. 3. С. 92–96; Псалом 90/91/Пер. С. С. Аверинцев ; Поэтич. перелож. А. Я. Сергеев//АиО. 1995. 1(4). С. 5–10; Из книги Псалмов Давидовых (Псалмы 22. 116 (117). 117 (118). 120–121. 148. 150)//Новый мир. 1998. 1. С. 90–93; Крепка над нами милость Его: Избр. псалмы 91/92, 116/117, 117/118, 120/121, 150/Пер. и предисл. С. Аверинцева //Православная община. М., 1999. 1. C. 115–120. Звукозапись: Из библейской поэзии: Книга Иова. Псалмы/Пер. с древнеевр. С. Аверинцева . Читают: И. Смоктуновский, С. Аверинцев. [Музыкальный диск.] Фирма: Мелодия. С. 40. 29 541 006. Графов А. Шестопсалмие//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 3–10; Из книги Псалмов//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 299–309 [ Пс. 8, 10 (11), 13 (14), 15 (16), 17 (18).] Стихотворные переложения с еврейского (также с подстрочников или с синод, пер.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

9 . Итак, будем искать свидетельств о страдании Христовом, ибо собрались мы не для того, чтобы сделать умозрительное изъяснение Писаний, но в основном для того, чтобы увериться в том, чему уже верим. Свидетельства о пришествии Иисуса ты слышал прежде, равно и о том, что Он ходил по морю, ибо написано: Путь Твой в море ( Пс.76:20 ). И о различных исцелениях свидетельство слышал ты в другое время. Итак, я начинаю с того, откуда началось страдание. Предатель Его, Иуда, придя и став против Него, мирные слова говорил Ему, а враждебное дело готовил (см. Мф.26:49 ). О сем-то говорит псалмопевец: Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали ( Пс.37:12 ). И в другом месте: слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи ( Пс.54:22 ). Радуйся, Равви! ( Мф.26:49 ), а предает Учителя на смерть, не устыдился Того, Который, увещевая, говорил ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческаго ( Лк.22:48 ). Как бы так говорил Он ему: вспомни наименование твое, Иуда означает «исповедание», ты сделал условие, взял по которому серебро, исповедуй это немедля: Боже хвалы моей! не премолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым; отвсюду окружают меня словами ненависти ( Пс.108:1–3 ). А что были при сем некоторые и из архиереев и что перед вратами града был связан Он, это слышал ты прежде, если только помнишь изъяснение псалма, который говорит о времени том и месте, как возвратились они вечером ( Пс.58:7 ), и взалкали, как псы, и обошли град (см. Пс.58:15 ). 10 . Слушай и о тридцати сребрениках: И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте, и проч. ( Зах.11:12 ). Иную плату должны воздать вы Мне за исцеление слепых и хромых, иную, однако, получаю Я. Вместо благодарности принимаю Я бесчестие, вместо поклонения – обиды. Видишь, как предсказаны в Писании происшествия? И они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников ( Зах.11:12 ). Какая точность у пророков! Как велико и непогрешительно ведение Духа Святого! Не сказал: десять, ни двадцать, но именно: тридцать, сколько их и было. Теперь скажи и о том, куда обращена эта цена? Получивший ее владеет ею или отдает назад? И если отдал, то куда обращена она? Пророк говорит: и бросил их в дом Господень для горшечника ( Зах.11:13 ). Сличи Евангелие с пророчеством; оно говорит: Иуда... раскаявшись, возвратил тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника (ср. Мф.27:3, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Пс.76:8–10 Еда во веки отринет Господь и не приложит благоволити паки? Или до конца милость Свою отсечет, сконча глагол от рода в род? Еда забудет ущедрити Бог ? Или удержит во гневе Своем щедроты Своя? Отдавшись ночным уединенным размышлениям, псалмопевец задает себе такие вопросы: Господь Бог, всеблагий и многомилостивый, Который в прежние времена с любовью и благоволением, как нежный и попечительный отец, относился к народу Своему, ужели навсегда (еда во веки) отринул сей народ и не будет более оказывать ему Своего благоволения! Правда, что народ сей своими грехами, своими частыми отпадениями от веры в Бога в идольское нечестие и участием в идольских мерзостях безмерно прогневлял Бога; но Господь Бог долготерпелив и многомилостив, по существу Своему, и, как неизменный в существе Своем, ужели на сей раз Он допустит изменение, и Свои милости к народу Своему до конца отсечет, прекратит навсегда? Неужели Тот, Который «помнит завет Свой» с народом, – «слово, которое заповедал в тысячу родов, которое завещал Аврааму и с клятвою подтвердил Исааку, и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный» ( Пс. 104:8–10 ), неужели это слово Его пресеклось, сконча глагол от рода в род? Правда, Господь и в древние времена угрожал гневом Своим нарушителям завета Своего и отступникам от Него ( Втор. 6:15, 7:1–4 и др.), и люди многократно наводили на себя праведный гнев Его и были жестоко Им наказываемы (см. напр., Числ.25:3–4, 11:1–2 и др.); но милость Свою Господь не отнимал навсегда, и глагол Его к народу, чрез пророков и других избранников Его, не прекращался. А ныне мы не видим уже ни милости Божией, ни щедрот Его: один только праведный гнев, за наши грехи и нечестие, преследует нас в лице многочисленных врагов наших. Неужели Бог забыл миловать! Неужели во гневе затворил щедроты Свои? Пс.76:11 И рех: ныне начах (разумети – дополнено в «Учебной Псалтири», на поле), сия измена десницы Вышняго. После долгих и глубоких размышлений псалмопевца непонятные и неразрешимые для него вопросы стали как бы проясняться: он начал уразумевать и правильно оценивать бедственное состояние народа, которое, как наказание Божие, было следствием его глубокого нравственного падения и совершенного отпадения от Бога, заслуживающего такого наказания. В таких размышлениях я сказал сам в себе, говорит псалмопевец: «и рех: теперь я начал разуметь: есть изменение десницы Всевышняго». Переведя такими словами изречения 11-го стиха, преосвящ. Порфирий делает такое примечание к своему переводу: «Псалмопевец по внезапному вдохновению свыше уразумел, что Бог помилует и спасет нас чрез Святого Своего, Господа Иисуса Христа». О сем Святом он говорит ниже (ст. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010