Псалом 76 Псалом написан при тяжелых обстоятельствах ( Пс.76:3 ), которыми потрясен автор ( Пс.76:5 ). Он не видит помощи Божией; события же совершаются одно грознее другого, так что писатель с недоумением ужаса спрашивает: «неужели навсегда отринул Господь и... навсегда престала милость Его»? ( Пс.76:8–9 ). Так как в писании ничего не говорится о разрушении храма, главной святыни и ценности Иерусалима и всей Иудеи, о чем автор непременно упомянул бы, если бы это событие имело место в его время, то написание псалма нужно относить к периоду до разрушения Иерусалима. Вероятнее всего псалом написан во времена царя Иоакима, когда уже Иудея пережила целый ряд грозных событий, напр., пленение Манассии, гибель Иосии в борьбе с фараоном Нехао, двукратное движение по Иудее Навуходоносора. Все эти события сопровождались опустошениями и разорениями Иудеи, и писатель псалма мог быть свидетелем, как постепенно учащались эти бедствия, а надежды на прекращение или предотвращение их ни откуда не виделось. Писателем был певец из фамилии Асафа, назначивший свой псалом для исполнения хором Идифума. В день великих бедствий я обращаюсь с молитвой ко Господу. Я лишился сна и отдаюсь размышлениям: неужели Господь навсегда отвернулся от своего народа и уже не будет изливать на него своих милостей (2–11)? Тогда я стал вспоминать о Твоих великих делах, проявленных над народом еврейским в его прошлом (12–13). Ты, Святый, тогда являл Свое всемогущество над народами, избавлял Иакова и Иосифа, Твоим повелением облака изливали воду и земля содрогалась от гроз. Ты провел свой народ через море и, как стадо, охранял рукою Моисея и Аарона (14–21). Пс.76:2 .  Глас мой к Богу, и я буду взывать; глас мой к Богу, и Он услышит меня. «Я буду взывать» – буду постоянно молить Бога об оказании помощи своему народу. – «Он услышит меня» – писатель питает надежду, что его искренняя молитва вызовет благоволение Божие. Этой верой определяется дальнейшее содержание псалма, когда автор от изображения тяжелых событий своего времени переходит к указанию благодеяний Бога в прошлом еврейской жизни и перечислением этих благодеяний заканчивает псалом. Его вопль, поэтому, не вопль отчаяния и безнадежности, а горькая, но согретая надеждой молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

76. Слово на Вознесение Господне 196 «Имуще убо Архиереа велика, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания» ( Евр. 4, 14 ). Последуем ныне, братие, мысленно за священными писателями, изображающими путь восхождения Господа нашего Иисуса Христа на небо, во славу Отца Своего. Этот путь, окончившийся восшествием Его ко Отцу ( Ин. 20, 17 ) и восприятием небесной славы, которую Он «имел» по Божеству Своему «прежде бытия мира» ( Ин. 17, 5 ), предначинался Его страданиями. «Восшедший превыше всех небес», Господь наш должен был снизойти «прежде в долнейшыя страны земли» ( Еф. 4, 9–10 ) скрыться в недра земли, в глубины преисподней, должен быть отторгнут от земли живых для того, чтобы, сделавшись «жертвою умилостивления» ( Ис. 53:8–10 ) за грехи людские, явиться и Первосвященником нашим, могущим «сострадать нам в немощах наших» ( Евр. 4, 15 ). И вот мы видим, как этот «вмененный в мертвых» и низведенный «в персть смерти» ( Пс. 87:5, 21:16 ) носитель грехов людских является Победителем ада и смерти, связывает сильного, т. е. диавола ( Мф. 12, 29 ), «величественно исходит в полноте силы Своей от Едома», т. е. после победы над врагами спасения нашего ( Ис. 63, 1 ), «восходит на высоту», получает вместо добычи спасенные Им души человеческие ( Пс. 67, 19 ), как Царь славы, входит во врата самого неба, чтобы там явиться за нас Предтечею и Ходатаем ( Пс. 23, 7–10 ; Евр. 6:20, 12:23–24 ). Если, братие, таков путь восхождения Самого Христа «в славу Свою» ( Лк. 24, 26 ), т. е. путь страданий и смерти, то может ли быть иным наш путь? Если Он есть «путь и истина и жизнь» ( Ин. 14, 6 ), то каким путем можем придти мы к Отцу всех Богу, как не путем подражания Господу нашему Иисусу Христу ( Ин. 13, 15 )? Если Господь наш Иисус Христос сидит одесную Бога, то «горняя будет мудрствовать, а не земная», ибо мы как бы умерли с Ним, по апостолу, и жизнь наша должна быть «сокрыта отныне со Христом в Боге» ( Кол. 3, 1–3 ). Умертвим земные страсти и помышления ( Кол. 3, 5 ), дабы иметь нам «жительство на небесах» ( Фил. 3, 20 ) и очищенными умами последовать Владыке нашей жизни Христу, вознесшемуся на небо и нас влекущему туда же, где Он. Уготоваем ум наш созерцанием и молитвою к той духовной радости, какою исполнены были апостолы, долго смотревшие на восходящего от земли на небо Христа и возвратившиеся после того во Иерусалим «с радостию великою» ( Лк. 24, 52 ; Деян. 1, 10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Разделы портала «Азбука веры» Хор Кафедрального собора на честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Кировограда Аудио: Кто Бог велий, яко Бог наш?/Ты еси Бог, творяй чудеса. Стих 1: Сказал еси в людех силу Твою. Стих 2: И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго. Стих 3: Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя. Кто Бог велий, яко Бог наш?/Ты еси Бог, творяй чудеса. Стих 1: Сказал еси в людех силу Твою. Стих 2: И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго. Стих 3: Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя. Кто Бог так великий, как Бог [наш]! Ты – Бог, творящий чудеса. Ты явил могущество Свое среди народов. И сказал я: «вот мое горе – изменение десницы Всевышнего». Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних. Великим называется прокимен, который имеет 3 стиха (тогда как обычный прокимен имеет один стих) и потому поется 4½ раза. Великие прокимены употребляются только на вечерне и только в следующих случаях: в субботу вечера («Господь воцарися…» на воскресном бдении, который является самым частым великим прокименом и поется 51 раз в году), на вечернях двунадесятых Господских праздников и Антипасхи (всего 7 дней), в недели вечера Четыредесятницы (6 дней), во все дни Светлой седмицы (6 дней). Таким образом, великие прокимены поются 70 раз в году. Всегда, когда поется великий прокимен, ради него совершается вход на вечерне. По Уставу прокимен и его стихи должен возглашать (запевать) канонарх в центре храма; по нашей практике это делает диакон, находясь в алтаре рядом с Горним местом. Кроме собственно великих прокименов, в службах Православной Церкви есть песнопения, которые в книгах прокименами не именуются, но по факту являются великими прокименами: «Бог Господь…» на утрене, «Да исправится молитва моя…» на литургии Преждеосвященных Даров и «Воскресни, Боже, суди земли…» на литургии Великой Субботы. Великий прокимен «Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса» ( Пс.76:12–15 ) по Уставу исполняется 4 раза в году:

http://azbyka.ru/molitvoslov/kto-bog-vel...

Архив Православная библиотека Беседы с собственным сердцем (размышления и заметки). Ч. 1 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга митрополита Анастасия (Грибановского) " Беседы с собственным сердцем " . Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывком из этой книги. Размышляю о днях древних, о летах веков минувших; припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает… Пс 76, 6–7 О Божественный дар слова — дар повелевать, увлекать, вязать и решить! В нем Творец как бы уступил человеку часть Своего всемогущества. Слово есть не только символ мысли, это — живое откровение нашего духа, воплощение разума, плоть и кровь чувства, дыхание воли. В недрах его, как в семени, таится залог жизни, и если малое зерно носит в себе силу, способную разрывать скалы, то и живое вдохновенное слово может двигать горами. Когда последнее, подобно раскаленному углю, исходит из горнила человеческого духа, оно захватывает и воспламеняет тысячи людей, повелевает даже неразумным животным, везде являя свое неотразимое действие. Созданный некогда всемогущим Божественным словом, мир до сих пор трепещет от огненного глагола истины, чувствуя в нем отблеск той же вечной творческой силы. Когда святой апостол Павел говорит, что Царствие Божие не в словеси, а в силе (см.: 1, Кор 4, 20), этим не уничтожается значение слова, ибо последнее само становится орудием силы, когда вдохновляется свыше и «рождается подлинно из пламя и света». Ни с чем не сравнимо слово Самого воплощенного Слова Христа, Который говорил, как «власть имеющий». Силою многою вещали уста пророков и апостолов, помазанные свыше. «Вот, Я вложу в уста твои слова Мои, как огонь, — говорит Господь Иеремии, — и народ сей будет, как дрова, которые он пожрет» (см.: Иер 5, 14). «Дух, идеже хощет, дышет» (Ин 3, 8). «Я был пастух и собирал сикоморы, — вещает о себе пророк Амос. — Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю»» (Ам 7, 14–15). И он пошел — этот пастырь бессловесного стада, и стал глаголом жечь сердца людей.

http://pravoslavie.ru/put/070124155532.h...

Подпишитесь на наш Телеграм Доменико Гирландайо. Тайная вечеря. 1480. Фреска. Трапезная церкви Оньисанти, Флоренция Что такое вера? Не есть ли это открытие в себе взгляда, который преображает все вокруг, позволяет увидеть мир в абсолютно новом свете, разглядеть во всем окружающем Божественное присутствие? Взгляда, который высекает искру красоты и поэзии из каждого будничного момента, превращая его в Событие Встречи? Об этом — размышления протоиерея Владимира Зелинского, современного религиозного писателя, философа, богослова. « Ты удостоил мою память Своего пребывания… сделал ее Твоим жилищем с того дня, как я узнал Тебя» (Блаженный Августин. «Исповедь», книга 10, XXV) Что будит память Есть два внутренних побуждения, стимулирующих работу нашей памяти, как бы два удара молоточком, которые высекают воспоминания, таящиеся под спудом: перенесенная некогда боль (во многих ее разновидностях: стыд, гнев, злость, обида…) и благодарность. Голос благодарности куда более тихий, чем скрежет боли, зато у благодарности больше тем, вариаций, имен. Благодарность, кому бы она ни была, — это зашифрованная весть о Боге, о Котором мы узнаём еще до того, как овладеваем языком или только начинаем учить алфавит веры. Иногда оба эти вида памяти — та, которая отзывается болью, и та, которая откликается благодарностью, — соединяются вместе. «Нет ничего страшнее памяти смертной и дивнее памяти Божией, — говорит Добротолюбие, — та вселяет спасительную печаль, эта исполняет духовным веселием. Ибо пророк Давид поет: Помянух Бога и возвеселихся (Пс 76:4), а Премудрый учит: поминай последняя твоя и во веки не согрешишь (Сир 7:39)» (Илия пресвитер, Добр. III, 432). Зло и беспамятство Иногда, чтобы убедиться в благословении дара памяти, нужно прибегнуть к доказательству от противного: не от беспамятства ли совершается в мире большая часть зла? Когда приходит враг человека , он похищает Слово, некогда посеянное в нас (Мк 4:15), воруя прежде всего память или наводя на нее столбняк. Иной раз он грабит в открытую, среди бела дня, даже и не прячась. Всякий полагает, что может держать в жесткой узде если не поступки, то, по крайней мере, содержимое своего сознания. Ибо нам в слепоте нашей кажется, что все, мыслимое нами, — целиком наше, неотделимо от подручного нам я , которым мы можем распоряжаться по своему усмотрению. Но случается так, что кто-то вдруг словно отрубает это усмотрение от всего, что им движет и его держит, не только от системы «нравственного оповещения», но иной раз и от здравого смысла, даже инстинктивного чувства опасности. Вошел же сатана в Иуду… (Лк 22:3), вошел, не представившись, надев личину житейской хитрости или еще чего, и вот, не зная, как и почему, Иуда отдал в его распоряжение глаза свои, и расчеты, и пути шагов. Не с одним Иудой могло такое случиться, и тогда, с одной стороны, сатана вершит свое дело, а с другой — отданный ему в наем человек поодаль за ним наблюдает, но помешать сатане не в силах, да и не хочет, ибо в то мгновение отдан ему.

http://blog.predanie.ru/article/zametit-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЗДНА [Евр.  ,  ; греч. βυσσος], библейское понятие, имеющее в зависимости от контекста разные смысловые оттенки. Основным его значением в ВЗ является «мировой океан» или «подземное собрание вод», из к-рого берут начало реки и источники. В этом качестве Б. сближается по смыслу с «водой, которая под твердью» из повествования кн. Бытия о сотворении мира (Быт 1. 7). В Септуагинте (за исключением Ис 44. 27, Иов 41. 23, Иов 36. 16) слово « βυσσος» служит переводом евр.  . В ряде случаев Б. используется как понятие, параллельное «воде» или «водам» (Быт 1. 2; Иов 38. 30; Иез 31. 4; Иона 2. 6; Авв 3. 10; Пс 76. 17) и «морю» (Ис 51. 10; Пс 105. 9; 134. 6; Иов 28. 14; 38. 16), при этом особенно подчеркивается глубина водного пространства (Пс 70. 20; 106. 26; ср.: Ис 51. 10; Иона 2. 3-6). О Б. как о подземных водах особенно ярко говорится в повествовании о всемирном потопе (Быт 7. 11 и 8. 2 ), где есть сопоставление «источников великой бездны» с «небесными окнами» (ср. Втор 33. 13; Ис 44. 27; Иез 31. 4, 15). Иногда Б. описывается как грозная хаотическая сила, укрощаемая Богом (Пс 76. 17 и Ис 51. 10 ). Но воды Б. могут быть и даром и благословением Божиим (Быт 49. 25; Втор 33. 13; Пс 77. 15). При всем своем устрашающем и подавляющем величии Б. всегда находится во власти и под контролем Творца, к-рый распоряжается ею по своей воле: так, в молитве иудейского царя Манассии есть упоминание о том, что Господь запер и запечатал Б. Своим «страшным и славным именем» (ст. 2; см. 2 Пар 36). В аккад. (ассиро-вавилонской) традиции Вавилон мыслился построенным на «вратах бездны (аккад. apsû - Апсу)», где Б.- это воды Хаоса, предшествовавшего творению. Вавилонская космология называет Апсу муж. началом, «первейшим зачинателем» наряду с «всепорождающей женской праформой» Тиамат, когда они «свои воды воедино смешали» («Энума Элиш» I, 3-5). В 4-м поколении богов появляется Эа (шумер. Энки), буд. владыка Апсу. Движение молодых богов внутри чрева Тиамат приводит к нарушению царящего там безмолвия и покоя: они «взбаламутили ее чрево, своим весельем они омрачили (будни) Небесных Покоев, их крик не приглушал (даже) Апсу» (I, 21-25). Апсу это движение так «опостылело» (I, 37), что он предлагает Тиамат погубить молодых богов. Однако всеведущий Эа разгадывает его планы и проливает Дремоту на «блаженно уснувшего» Апсу и усыпляет его (I, 62-65). Связав его, он предает Апсу смерти. Над ним Эа размещает свои божественные покои (71), к-рым присваивается имя Апсу, определив их как святилище (76). Именно в этом «святилище судеб и чертоге предначертаний» (79) будет зачат буд. верховный бог Мардук, впосл. победитель Тиамат.

http://pravenc.ru/text/77808.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней 3.4 Хорошо, когда ты никого не боишься, но еще лучше, когда тебя никто не боится... 76. «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.» (Пс. 36:3). Пока сердце не приняло дурных мыслей Пока в колодец не опустят ведро, не потревожат и небо, отраженное в воде, Пока не раздастся раскат грома, горная тишина, кажется, будет длиться вечно, Пока на снежной поляне не появятся следы, вся она, как одно целое, Пока сердце не приняло дурных мыслей, оно не отпало от Жизни. 77. «…Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.» (Пс. 72:26). Глубина сердца Пока не заглянешь в дупло, не верится, что дерево внутри полое, Пока не зайдешь в пещеру, трудно представить, что в горах могут быть такие пустоты, Пока не выплывешь на корабле в море, невозможно понять его истинные размеры, Пока не войдешь в сердце, трудно догадаться о его глубине. 78. «Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость.» (Пс. 50:8). Истина и сомнения Когда бумажные деньги проверены в банке – они не вызывают беспокойства, Когда человек испытан в трудностях – ему во всем доверяешь, Когда слово подтверждено жизнью – ему полностью веришь, Когда открывается Истина – все сомнения исчезают. 79. «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.» (1Ин. 5:20). Фанерный бык По Испании ехала группа туристов. Кто-то из них с удивлением воскликнул: «Смотрите, вдали справа – огромный бык!» – «Где? Где?» – с любопытством стали спрашивать друг друга люди. «Вон там, на холме – черный бык». Когда автобус поравнялся с холмом, на котором стоял непонятный бык, то все с удивлением обнаружили, что это не настоящее животное, а фанерный щит, вырезанный в виде быка – символ любви испанцев к этим сильным животным. Далее на холмах вдоль дороги путешественники заметили еще такие же огромные фигуры: «Вот, еще быки! И еще!» – закричали они. А кто-то из пассажиров с иронией подытожил: «Фанерные!»

http://isihazm.ru/1/?id=111

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней 5.4 Когда в сердце нет зависти, все люди кажутся ангелами 76. «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение…» (1Кор. 6:3). Если гневаться Если резко поднять даже пушинку, легко надорваться, Если резко надломить даже соломинку, можно пораниться. Если нервничать, то даже пробуя сладости можно расстроиться, Если гневаться, то даже милостыня не приведет к добру. 77. «…И пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.» (1Кор. 7:31). Если бы ты знал Если бы ты знал, что тебе осталось жить столько, сколько горит свеча, какую бы свечу ты поставил? Если бы ты знал, что следующий твой вдох будет последним, каким бы он был? Как быстро прошло твое прошлое, так же быстро пролетит и настоящее. Пытаться удержать здесь свою жизнь, все равно, что рукой пытаться удержать дым. 78. «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога…» (Иак. 1:5). Непросто найти Непросто найти Того, кто везде успевает, но никогда не торопится, Того, кто все делает, а никто этого не видит, Того, кто все знает, а никто об этом не догадывается, Того, кто всем помогает, но никому об этом не говорит. 79. «…На [всю] жизнь благоволение Его…» (Пс. 29:6). Когда сама Жизнь открывается Ты пробуждался от того, что первые лучи солнца проникали в твою комнату? Ты пробуждался когда-нибудь от раскатов весенней ночной грозы? Ты пробуждался от того, что счастье переполняло твое сердце? Если – да, то все это лишь очень слабое подобие того, когда сама Жизнь открывается в тебе. 80. «…Любовь не завидует…» (1Кор. 13:4). Когда в сердце нет зависти Когда нет комаров, летний вечер еще красивее, Когда нет городского шума, весеннее утро еще прекраснее, Когда в сердце нет гнева, терпение становится радостью, Когда в сердце нет зависти, все люди кажутся ангелами. 81. «…В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите…» (Рим. 12:11). Утренние тучи Один юноша должен был срочно доставить лекарства пастухам высоко в горы. Он проснулся рано утром. Над горами клубились темные тучи и угрожающе рокотал гром. Сомнения стали закрадываться в сердце юноши. Он подумал: «Может быть, сегодня идти не стоит?» Но потом заставил себя собраться, взял плащ на случай сильного ливня и решительно двинулся в путь. Начал понемногу накрапывать мелкий дождик. Но чем выше из-за гор поднималось солнце, тем больше светлело небо. Когда юноша поднялся уже достаточно высоко, он увидел, что солнце разогнало последние тучи. На небе не было видно ни облачка.

http://isihazm.ru/1/?id=128

Псалом 52 Крайнее нравственное развращение есть следствие безбожия. 1. В конец, о маелефе, разума Давиду. Псалом принадлежит Давиду, как писателю; по своему содержанию он представляет учение для разума – о том заблуждении, в которое он впадает, именно, при забвении о Боге. – О маелефе, это выражение еврейское, по точному произношению – ал-махалах, значит о болезни или скорби. Некогда, законодатель Еврейского народа, пророк Моисей, предостерегая современное ему поколение и его потомство, сказал: «если ты будешь слушаться гласа Господа Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его; то не наведу на тебя ни одной из болезней (евр. махалах), которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, Бог Твой, целитель твой» ( Исх.15:26 ). Но во дни Давида, народ нарушил этот завет Божий, данный чрез Моисея, – все уклонились, сделались равно непотребными; не было делающего добро»... И вот Господь послал им скорбь – болезнь, ибо наказал пленом людей своих (ст. 4–5 и 7). – Скорбь Давида об этом состоянии народа и выражается в этом псалме. Сей псалом вполне сходен с 13-м псалмом, а потому имеет с ним и одинаковое изъяснение. 2. Рече безумен в сердце своем: несть Бог, растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое. Ср. Пс.13:1 . 3–4. Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога? Вси уклонишася, вкупе непотребни Быша, несть творяй благое, несть до единаго. Ср. Пс.13:2–3 . 5. Ни ли уразумеют ecu делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Ср. Пс.13:4 . 6. Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх: яко Бог рассыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их. Не боясь Бога, люди видели предмета страха там, где его не было, или в мнимых богах – идолах, или в сильной, но суетной власти коварного царя Саула ( Пс.51:1,9 ). Но что здесь не было истинного страха, это очевидно, так как Бог рассыпал кости человекоугодников, – поразил их преждевременною смертью на войне и, мертвые, они быстро в тлении обнажили кости, которые, быв не погребены, остались в разбросанном состоянии. Так Господь, за неповиновение своей воле, подверг их постыждению – попранию их костей ногами врагов и диких зверей, ибо Он уничижил их, – зато, что они уничижили Его. 7. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Бог пленение людий Своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль. Ср. Пс.13:7–8 . Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 130 Смирение и сыновняя любовь – основание надежды на Бога. Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119 ). 1. Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои: ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене. Псалмопевец проникнут глубоким убеждением, что для очищения его беззаконий нужны не столько жертвы и кропление крови, что полагалось по Закону, сколько смирение, глубокое до сокрушения сердца и самоуничижения: ибо существенная «жертва Богу – дух сокрушен сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит» ( Пс.50:19 ). В таком сознании псалмопевец и исповедует чистосердечно свое глубокое смирение. – «Господи, взывает псалмопевец, мое сердце не возносилось – не было надменным; не возносились и очи мои, – не смотрел я гордо, с презрением на других, как бы не желая и замечать их просьб или расположения ко мне. Ниже ходих в великих, – не поступал я так, как будто я кто-то великий, а другие все меньше и не достойнее меня... ниже в дивных, паче мене, – не выдавал я себя как бы за кого-то дивного – чрезвычайного, кому нужно удивляться, пред кем все должны страшиться (ср. Деян.8:9–11 ). – Нет, разумеется, я был совершенно чужд презренной гордости и постыдного самомнения, я был смиренномудрым (ст. 2). 2–3. Аще не смиренномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоенное на матерь свою, тако воздаси на душу мою. Да уповает Израиль на Господа от ныне и до века. Аще не смиренномудрствовах, правильнее – не мудрствовал ли я во смирении? – да, разумеется (ст. 1 и Пс.131:1 ). Но вознесох душу мою, яко отдоенное на матерь свою, – а так как я возносил, т. е. обращал в молитве к Тебе, Господи, душу мою, также, яко отдоенное, или, как дитя, только что отнятое от груди, самое нежное, обращается к матери своей, т. е. с самой искренней любовью и преданностью, исключающими всякую гордость: то и Ты, Господи, тако воздаси на душу мою, – также с любовью матери обрати взор свой на мою душу, т. е. как на грудное дитя, с чистым сердцем, и не презри ее в ее смирении. – «Да уповает Израиль на Господа отныне и во век!» Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010