Не напрасно говорят святые отцы, что, кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение и что всякому доброму делу искушение или предшествует, или последует. Слова печерского летописца, что иноческие обители воздвигаются молитвенным потом и слезами, могут быть отнесены и к введению в Оптиной пустыни старчества – основы иноческого жития. Оно введено и упрочено здесь со многими трудами и скорбями. Согласно удостоверяют святые отцы, что враг рода человеческого не любит не только самого откровения помыслов, но даже и шума слов этого откровения; ибо знает, что этим разрушаются все его козни и коварства. Посему неудивительно, что он не замедлил против этого, в особенности ненавистного ему, иноческого пути употребить разные свои козни и за великое дело введения в обители старчества воздвиг сильное гонение против старца отца Леонида. И тем удобнее враг-искуситель мог злокознствовать против старца и старчества, что не всякий мог правильно судить о сем, как и сам старец впоследствии писал своим духовным детям, когда в 1836 году против него уже сильно стали распространяться разные толки и хульные порицания. «О жизни высокой, – так писал он, – монашеской или схимонашеской не всяк может здраво судить, а особенно неочищенно имущий душевное око. Прочтите о сем у святого Симеона Нового Богослова главы 70, 71, 72, из коих увидите о правости суда людского...» 73 Согласно со святым Симеоном Новым Богословом и иные святые отцы учат, что люди обыкновенные, не имеющие духовного рассуждения, не могут правильно судить о душевном устроении людей духовных, как и святой апостол говорит: духовный (человек) судит о всем, а о нем судить никто не может ( 1Кор.2:15 ). С другой стороны, и почва для врага невидимого была весьма благоприятная. В числе прежних оптинских братий были благоговейные, добрые иноки, но каждый из них жил по своим понятиям и подвизался как сам умел. Главное же их внимание обращалось на внешние труды и на деятельные добродетели, как-то: пост, неопустительное хождение к службам церковным и подобное. О старческом же пути они не имели никакого понятия. Потому, когда поселился в обители старец отец Леонид со своими учениками, когда заговорили о старчестве и духовном окормлении, об очищении совести и откровении помыслов, об отсечении своих хотений и рассуждений, о внутреннем делании, – все это многим показалось каким-то новым непонятным учением, которое некоторые даже прямо стали называть новой ересью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Тогда давала себя знать Монгольская степь! Тучи песку, пыли, а на солончаках – мелкой соли, поднятые ураганом в воздух, затемняли солнце, которое начинало светить тускло, как сквозь дым, а затем становилось и вовсе не видно, так что в полдень иногда делалось не светлее, чем в сумерки... Ветер с такою силою бил крупным песком, что даже верблюды, привычные ко всем трудностям пустыни, и те нередко останавливались, поворачивали задом к урагану и ожидали, пока пронесется его порыв. Воздух до того наполнялся песком и пылью, что часто против ветра невозможно было открыть глаза, а в голове происходили боль и шум, как от угара. В палатке на всех вещах ложился толстый слой пыли, и если буря случалась ночью, то утром едва можно было продрать глаза, совсем засыпанные грязью. Иногда за страшным порывом бури следовал град или дождь как из ведра, но дождевые капли разбивались ветром в мелкую пыль... Напор бури иногда бывал до того силен, что наша палатка, укрепленная двенадцатью железными кольями, каждый длиною в пол-аршина, ежеминутно готова была слететь, и мы принуждены были привязывать ее еще к вьюкам всеми наличными веревками». Там же, 83. 208 В глубине среднеазиатских пустынь, там, где протекает река Урунгу, в 1878 году прошло несколько тысяч киргизских семейств, бежавших в пределы Китая. Вот как описывает местности, по которым прошли киргизы, тот же путешественник: «Положительно, не было одной квадратной сажени уцелевшей травы; тростник и молодой тальник были также съедены дочиста. Мало того, киргизы обрубили сучья всех решительно тополей, растущих рощами по берегу Урунгу. Множество самых этих деревьев было повалено; кора их шла на корм баранов, а нарубленными со стволов щепками кормились коровы и лошади... 209 Гаммер-Пургсталь. Geschichle der golden. Horde. 1840. 90. См. выше указанные пособия, прим. 73. 217 «Володимер князь Константинович преставися в Володимери, на память св. первомученика Стефана; плакася над ним Олександр князь и с братьею много, и проводи и честно из Золотых ворот, и везоша и в Углече поле; блаженый же епископ Кирил и с игумены, певше песни погребальныя, и положиша и у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Обетованная Аврааму земля в то время была уже населена, по замечанию Бытописателя, Хананеями ( Быт. 12:6 ). И вот, по достижении цели путешествия, Аврааму, вместо ожидаемого утешения, пришлось испытать горечь чувств чужестранца, не имеющего определенного собственного местожительства, а принужденного пользоваться милостью аборигенов, которая так непрочна. Однако праведник и в этом положении не возроптал на Бога и не усомнился в действительности Его обетований, «напротив, положившись на обетования Божии всем сердцем и с полною верою, остался непоколебим духом, за что вскоре и удостоился утешения свыше» 72 . Как бы для поддержания высокой веры праведника, Бог подтверждает свое обетование «сотворит (Авраама) в язык великий» – новым – «семени твоему дам землю сию» ( Быт.12:7 ). Обетование это Бог дал Аврааму, явившись «в месте Сихеме у дубравы Mope», ( Быт. 12:6 ). Это первое место с определенным названием, встретившееся Аврааму на его пути. Здесь Авраам в благодарность за новое обетование Божие, придавшее ему еще более бодрости, так необходимой для него, как чужестранца, «создал жертвенник Господу, Который явился ему». ( Быт. 12:7 ). Освятив место у дубравы Море созданием жертвенника, и этим самым запечатлев навсегда в своей памяти дорогое для него обетование, связанное с этим местом, Авраам переселяется далее к южным границам Ханаанской земли и достигает горы, лежащей на востоке от Лузы, названной впоследствии Вефилем. Здесь также Авраам сооружает жертвенник и призывает имя Господа, еще раз явившегося ему ( Быт. 12:8 ). Но, наверное, видя здесь недовольство жителей его присутствием 73 , «ополчися в пустыни» т. е. с готовностью и легкостью воинов перенес свой шатер еще южнее ( Быт. 12:9 ) по направлению к Египту. Обетования Божии, высказанные Аврааму в призвании его, по самому своему характеру и внутреннему содержанию, делятся на два рода. Обетование произвести от Авраама многочисленный народ, которому отдается в обладание земля Ханаанская, – возвеличить имя Авраама в потомстве, обещание благословения ему и благословляющим его и изречение проклятия клянущим его, – все это относится, очевидно, к временным, бытовым условиям жизни Авраама и его потомства. При всем громадном значении этих обетований для Авраама, человека того времени, когда обладание многочисленным потомством считалось самым высшим счастьем и знаком особенного благоволения Божия, в указанных обетованиях нет содержания духовного и религиозного, и потому они не могут быть целью божественного призвания Авраама и того великого попечения Божия о семени его, которое составляет великую историю еврейского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После разрушения Иерусалима начались облавы с целью задержания всех лиц, подозреваемых в участии в восстании. Зилоты бежали в крепости Иродион, Махерус и Масада, расположенные в пустыне. Сопротивление зилотов прекратилось на Пасху в 73-м году в Масаде, когда 960 человек, чтобы не попасть в руки к римлянам, совершили массовое самоубийство. Восстание Бар-Кохбы 132–135 по Рождестве Христове ПОСЛЕ РАЗРУШЕНИЯ ХРАМА После разрушения храма в 70-м году по Р.Х. иудейский Синедрион был воссоздан в Иавнее (Иавнеил) на Прибрежной равнине, южнее Иоппии. Саддукейское первосвященство исчезло, а фарисейский иудаизм приспособился к переменам и существовал под руководством Йоханана бен Заккая приблизительно до 85-го года, а затем под руководством Гамалиила II – до 115 года. Главный вопрос, на который должен был отвечать Синедрион в это время, заключался в следующем: «Как можно практиковать иудаизм без храма?» Большая часть современной иудейской мысли и обычаев восходит к этому периоду. Например, жертвоприношения в храме были заменены изучением Торы, молитвами и добрыми делами (поступками «хесед», или доброты). Без храма по-другому должны были отмечаться праздники. Пасха стала праздноваться дома с пересказом истории Исхода – Агады – которая была составлена при руководстве Гамалиила II. ИМПЕРАТОР АДРИАН И БАР-КОХБА И Йоханан бен Заккай, и Гамалиил II верили в необходимость компромисса с римским самодержавием. Однако с этим согласились не все евреи. В 115–117 годах по Р.Х. евреи диаспоры (Киренея, Кипр, Египет и Месопотамия) восстали против римских властей, но пожали трагические последствия. В 129 году римский император Адриан начал воплощать планы всесторонней еллинизации Иудеи. Он запретил иудейские обряды, в частности, обрезание, и планировал перестроить Иерусалим, превратив его в греко-римский город с храмами себе и Юпитеру на Храмовой горе. Планы Адриана противоречили религиозным и националистическим настроениям иудеев. Под руководством Симона Бар-Кохбы в 132–135 годах началось Второе еврейское восстание против Рима. Восстание Бар-Кохбы распространилось только по территории Иудеи и завершилось сокрушительным поражением евреев. В 135 году последним местом сопротивления Бар- Кохбы стал Бетар (Вефер) близ Вифлеема, а последние опорные пункты сопротивления располагались в пещерах Иудейской пустыни и Шефелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

1261. Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. С. 67; Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 174. 1262. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 176. 1263. Настоятелем Важеозерской Никифоро–Геннадиевской пустыни. 1264. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 14. 1265. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 177. 1266. Забытые страницы русского имяславия. С. 124 (ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Л. 190–191об.). 1267. Цит. по: Булатович А. Третье путешествие по Эфиопии. С. 115–117. 1268. Имеется в виду, скорее всего, участие в военной кампании в Маньчжурии в 1900 году. 1269. Письмо о. Павлу Флоренскому от 2 декабря 1912 года. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. Томск, 1998. С. 77–78. 1270. Дальнейшие факты биографии иеросхимонаха Антония (Булатовича) будут рассмотрены нами в последующих главах книги. 1271. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 3. 1272. Большинство творений св. Григория Паламы до сих пор не переведено на русский язык. Исключение составляют (помимо творений, вошедших в»Добротолюбие»)«Триады в защиту священно–безмолвствующих»и проповеди. 1273. Примеры искажения Булатовичем и его последователями святоотеческих текстов приведены в кн.: Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. СПб., 1914. С. 73–83. 1274. Об этом подробнее см. в Главе VIII настоящей книги. Флоренский Павел Александрович — богослов, философ, математик. Родился в 1882 году. Окончил физико–математический факультет Московского университета и Московскую духовную академию. В 1911–м принял священный сан. С 1908 по 1919 гг. преподавал в МДА, был редактором»Богословского вестника». В 1914 году получил степень магистра богословия за книгу»Столп и утверждение истины». Автор многочисленных богословских и философских сочинений. С 1921 г. — профессор ВХУТЕМАСа. В 1933–м репрессирован. Расстрелян в 1937 году. 1275. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 20. Ср.: Гал. 1:9.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Фаргард VIII. I (1–3) очищение дома после умершего в нем человека; II (4–13) похороны; III (14–22) очищение дорог, по которым проносятся труппы умерших людей; IV (23–25) не должно бросать одеяний, остающихся после умершего человека; V (26–32) незаконные вожделения; VI (33–34) недолжно осквернять или пачкать труп покойника, когда он высушивается; VII (35–72) очищение человека, совершаемое после погребенного им покойника; VIII (73–80) очищение огнем после удаления покойника; IX (81–96) огонь Bahram; X (94–107) очищение в пустыни. Фаргард IX. Девять ночей Барашнум (Barashnum). I (1–11) описание места для очищения нечистоты (Барашнум-гах); (12–36) описание очищения; II (37–44) денежная плата очистителю; III (47–57) ложный очиститель и наказание его. Фаргард X. Заговорные формулы (spells), прочитываемые при процессе обряда очищения. Фаргард XI. Специальные формулы (spells) при очищении разных предметов в отдельности. Фаргард XII. Унаман, обязанности сына и дочери по отношению к умершим родителям и родителей к детям почившим, братьев и сестер, дедов и внуков, дядей и племянников, иностранцев, в случае смерти, определение времени очищения и молитвы. Фаргард XIII. Dog – пес, собака. I (1–7) дог Ормазд и Ахримана; (1–4) дог Vanghapara (еж, hedge, Dog); (5–7) дог Lairimyangura (черепаха); II (8–16) проступки в отношении к догу; III (17–19) частные обязанности в отношении собаки; IV (20–28) собачий корм; V (29–38) собачье бешенство, как остерегаться от него и какие принимать меры; VI (39–40) о превосходных качествах дога; VII (4143) собака-волк, wolf-dog; VIII (44–48) о похвальных качествах и дурных дога; IX (49–50) молитва за дога; X (50–54) собачья вода. Фаргард XIV. Искупительные дела за убиение водяного дога, water-dog. Фаргард XV. I (1–8) пять грехов, из коих один касается Peshotanu; II (6–19) о беззаконных союзах и попытках к защищению преждевременных родов и выкидыша (abortion); III (20–45) обращение самки со своим детенышем; IV (46–51) о рождении и воспитании дога. Фаргард XVI. I (1–11) о нечистоте женщины в течении её болезни; II (11–12) когда может вставать с одра болезни; III (13–18) разные законы, касающиеся сего предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Осмеливаюсь вам сказать: не справедливее ли пожалеть своей пустыни и пожелать в ней пребывать неисходно? А у страха-то, матушка, глаза велики; пришло ей в ум слово ап. Павла: уне ми есть умрети, нежели похвалу мою кто да испразднит! 73. 1851 года 15 апреля. Достопочтеннейший батюшка! Благословите? Взмились на Алфавит 12 : так он воодушевит. Простите: письменно утруждаю вас? Когда угодно: прошу писать. Верно грех моих ради не сподобилась лично – У Бога милости и впредь осталось: только за нами дело стало. Принять ваше благословение? Оно многих огорчило, так боюсь, и вам бы не досадило. Душевно о сем скорблю? Что-то не приметно. Слезно прошу ваших молитв и мне и старице моей М.? Была честь, не умели пользоваться: так не на кого и пенять. Жаждем слышать от вас, хотя словечко на пользу душам нашим? Живая наука, ведущая нас ко спасению, в книге Добротолюбия . Искренно уважающую вас? А я негодяй кого (будто) уважаю, того и обижаю. И просящую св. молитв и благословения? Доколе будем мы упрямы: Пора б глядеть на Бога прямо? 74. 1851 года 20 апреля. Позвольте и мне просить молитвенной вашей помощи за нерадивую жизнь мою: Господь послал мне труд не по силам, – должность Казначеи? Наукою Добротолюбья, обнимем сердцем Боголюбье. Помогите отеческим наставлением вашим? Миру угождать, – Бога не видать! Помяните новопреставленную схимонахиню Екатерину? Умерших поминать: спасаться нанимать. Помогите ей достигнуть места упокоения? Иных из ада выводить Нам нужно Богу угодить? Простите и благословите с верою просящую св. молитв ваших? Чтоб вечных мук нам свободиться: Усильно должно возродиться! Убогую М. Людей коль слепо уважаю: Тем сердцу адом угрожаю. Аще кто хощет мудр быти в веце сем, буй да бывает: яко да премудр будет. Ныне меньшим Только и спасаться; а большим, – это диво! 75. 1851 года 9 июля. Батюшка, мы как ударом грома поражены внезапным посещением Божиим? Возблагодарим Господа за таковое Его к нам, недостойным, милосердие! В наших окрестностях появился падеж на скот и людей много умирает?

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Начиная с Архипастырства, блаженной памяти Архиепископа Мелетия 1050 , я письменно или партикулярно обращался по разным предметам к последующим за ним великим предшественникам Вашим по управлению Харьковскою паствою. На сем основании я возымел дерзновение, кроме официального, при сем прилагаемого прошения, обратиться к Вашему Преосвященству и письменно, среди подобных выше выраженных скорбных обстоятельств. Составлением статьи в Вып. 37 «Домашней Беседы» 1875 г. и написанием объяснительного прошения от 11 апреля, я хотя ненамеренно, но тем не менее безрассудно оскорбил высокую Архипастырскую особу Вашего Преосвященства. Припадая к стопам Вашим и имея вскоре лично явиться к Вашему Преосвященству и повергнуться к Святительскому Вашему подножию, я, орошая сии строки слезами горького раскаяния среди стенаний сокрушенного сердца, всенижайше и всепокорнейше прошу ослабить пра- —341— 1876 г. ведный и заслуженный мною гнев и пременить на милость, оставив меня дожить век в Святогорской пустыни, где я прожил шесть лет. Со времени начавшегося дела глубокая скорбь и печаль сердца до того расстроили мое физическое и старческое здоровье, что едва передвигаю стопы свои, чувствую головокружение и опасаюсь за умопомешательство с преждевременным прекращением жизни. Если бы я был один, то скорби мои и печаль были бы легче и выносливее. Но я имею сестру-старицу в Хорошевском монастыре, племянницу – дочь бедного многосемейного отца и, наконец, на Афоне сына иеромонаха Афанасия, кои все живут и питаются, особенно первые, единственно от меня, при посредстве скудной 140-рублевой годовой пенсии. Посему, если не ради меня самого, то ради сих трех невинных кровных существ, пощадите меня, почти 73-летнего болезненного и морально, и физически, крайне расслабленного старца. По слову Св. Апостола: идеже умножася грех, преизобилует благодать. Если мое преступление и велико пред Вами, то явите соразмерно оному и величие своего милосердия и снисхождения, дабы я в краткий остаток дней моих более мог прославлять сии богоподобные качества, нежели испытывать тяготу, хотя и праведного гнева, об отвращении коего Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Псалом 79 Псалом сей имеет такое надписание: В конец, о изменшихся, свидение Асафу, псалом. С еврейского это надписание, составляющее 1-й стих псалма, переведено так: «Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошанним Эдуф. Псалом Асафа». Значение выражения в конец, или (по пер. с евр.) «начальнику хора», – объяснено неоднократно в предыдущих псалмах (4, 5, 6 и др.). Выражение о изменшихся, повторяемое в надписаниях некоторых других псалмов (5, 9, 68, 44), хотя и в несколько измененном виде, также достаточно объяснено нами, при объяснении надписания псалмов 44 и 68. Свидение (testimonium) значит: «свидетельство»; в псалмах же употребляется чаще в значении: «откровение, наставление, устав, заповедь». В переводе с еврейского слова свидения совсем нет в надписании, а в переводе с греческого оно поставлено в связи не с словом «Асафу», а с предыдущими: о том, что будет изменено свидетельство – и таким образом слово «Асафу» присоединено к слову «псалом» и означает указание на принадлежность псалма Асафу как составителю его. О том, кто был этот Асаф, достаточно разъяснено в предыдущих псалмах, 73 и 78. К вышеуказанному надписанию псалма сего, в переводе его с греческого, имеется еще прибавление выражения: «об ассирийцы». Прибавление это, допущенное, по свидетельству Предания, LXX переводчиками псалмов и сохранившееся в древних латинских изданиях, указывает, без сомнения, на отношение этого псалма к истории столкновений израильского народа с ассирианами, на те бедствия, которые причиняли последние израильскому народу. Но к какому именно историческому периоду этих столкновений относится псалом этот, трудно определить с точностью, а потому и различные толковники псалмов выражают различные мнения по этому вопросу. Перенесенный из Египта виноградник Божий, некогда прекрасный и цветущий, простиравший ветви свои до моря и отрасли свои до реки, величественно расширявшийся, как кедры Божии, и покрывавший тенью своею горы, т.е. простиравший границы свои от Средиземного моря до Евфрата и от знаменитого своими кедрами Ливанского хребта до гор Аравийской пустыни (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. С. 67; Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 174. 1262 Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 176. 1263 Настоятелем Важеозерской Никифоро–Геннадиевской пустыни. 1264 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 14. 1265 Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 177. 1266 Забытые страницы русского имяславия. С. 124 (ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Л. 190–191об.). 1267 Цит. по: Булатович А. Третье путешествие по Эфиопии. С. 115–117. 1268 Имеется в виду, скорее всего, участие в военной кампании в Маньчжурии в 1900 году. 1269 Письмо о. Павлу Флоренскому от 2 декабря 1912 года. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. Томск, 1998. С. 77–78. 1270 Дальнейшие факты биографии иеросхимонаха Антония (Булатовича) будут рассмотрены нами в последующих главах книги. 1271 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 3. 1272 Большинство творений св. Григория Паламы до сих пор не переведено на русский язык. Исключение составляют (помимо творений, вошедших в»Добротолюбие»)«Триады в защиту священно–безмолвствующих»и проповеди. 1273 Примеры искажения Булатовичем и его последователями святоотеческих текстов приведены в кн.: Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. СПб., 1914. С. 73–83. 1274 Об этом подробнее см. в Главе VIII настоящей книги. Флоренский Павел Александрович — богослов, философ, математик. Родился в 1882 году. Окончил физико–математический факультет Московского университета и Московскую духовную академию. В 1911–м принял священный сан. С 1908 по 1919 гг. преподавал в МДА, был редактором»Богословского вестника». В 1914 году получил степень магистра богословия за книгу»Столп и утверждение истины». Автор многочисленных богословских и философских сочинений. С 1921 г. — профессор ВХУТЕМАСа. В 1933–м репрессирован. Расстрелян в 1937 году. 1275 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 20. Ср.: Гал. 1:9. 1276 Там же. С. 90–91. 1277

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010