220 I/17 (71)=B25 (188). 221 I/17 (70—71)=B25 (187—188). Ср. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии VI—VII. Ср. греч. aaggelow — посланник. 222 II/10,24. 223 Главы о знании II,70. 224 Букв. «Шехины невидимости». Шехина (евр.) — присутствие Божие, слава Божия; одно из важнейших понятий библейского богословия. Термин встречается у ранне–сирийских авторов и в литургических текстах. 225 II/10,24. 226 II/20,8. 227 Исаак использует язык св. Григория Богослова. 228 Главы о знании IV,86. 229 II/12,1. 230 II/8,6. 231 Ис. 14:12 по переводу LXX. 232 Ср. Лк. 10:18. 233 Главы о знании III,87—88. 234 I/17 (69)=B25 (184). 235 I/18 (72—73)=B27 (196). 236 I/31 (139—140)=B53 (386). 237 II/9,6. 238 II/9,12. 239 I/17 (71)=B25 (188). 240 Ср. II/5,6. 241 II/18,18. 242 II/18,18. 243 B4 (45) и др. 244 II/19,1. Ср. II/17,1. 245 См. Brock. Note 2 to II/17,1. 246 I/4 (21)=B3 (26). 247 I/3 (18)=B3 (21). 248 I/4 (21—22)=B3 (25). 249 I/4 (21)=B3 (25). 250 Отметим, что в славянском языке слово «страсть» имеет также двойное значение — страсти и страдания. 251 См. об этом: K. T. Ware. The Meaning of «Pathos» in Abba Isaias and Theodoret of Cyrus. — Studia Patristica XX. Louvain, 1989. P. 315—322. 252 I/57 (292)=B5 (61). 253 Букв. «цель созерцания будущего века видится в бытии святых ангелов». 254 Т. е. между людьми и ангелами. 255 Т. е. состоящими из души и тела (людьми). 256 Т. е. бесплотными (ангелами). 257 Главы о знании I,62. 258 Главы о знании III,70. 259 I/48 (207—208)=B74 (509—510). 260 Ср. Втор. 5:25 и далее. 261 Ср. Исх. 19:15 и далее. 262 Ср. 3 Цар. 19:12. 263 Ср. Пс. 71:6. 264 Ср. Евр. 10:20. 265 I/53 (232—233)=B82 (574—575). Сир. «и среди нас беседовал с нами в одежде, которую Промысл сотворил во чреве Девы». Греческий перевод данной фразы является примером того, как тщательно избегалась терминология «одежды» в среде халкидонитов. 266 I/18 (75). Данный текст существует только в западно–сирийской редакции (и греческом переводе), но отсутствует в восточно–сирийской редакции. 267 I/4 (20)=B3 (24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

С какой наглостью, насилием, ядовитостью вторгаются в мое сердце, во время литургии особенно, когда я должен быть весь небесен, страсти житейские: самолюбие, честолюбие, сластолюбие, зависть, алчность, гнев, неприязнь, нечистота, разленение, любостяжание! Но слава Тебе, Господи, избавляющему меня от страстей бесчестия! Мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно [ 2Кор.4:18 ]. Что ми есть на небеса? и от Тебе что восхотехна земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век [ Пс.72:25,26 ]. Свободу, владычественность, степенность, мерность даруй духу моему, Владыко Господи! Остроты и желчность речей братских или другого кого не передавать, чтобы не смутиться и не лишиться духа любви, кротости и смирения, тишины, спокойствия душевного. Боже мой! Что Ты зришь ежеминутно в сердцах человеческих? – Самолюбие, нелюбовь, неприязнь друг к другу. В каждом сердце тлеет искра или горит огонь неприязни к кому-либо, зависти, гордости или нечистых чувств и расположений плотских! Что такое самая добродетель наша? Это хаос, смешение добра и зла. Даруй мне, Господи, совершить великое водоосвящение во смирении, правоте, тихости, бодрости и крепости сердца. Благодарю Господа, многократно избавлявшего меня по великой Своей милости во время обедни от злых движений сердца моего, от тесноты и бессилия сердечного, от насилия греховного и даровавшего мне мир и дерзновение. Благодарю Господа, помиловавшего меня по молитве покаяния от движения злобы на нищих, просивших у меня милостыни по дороге, когда я ходил со крестом. 6 января При служении утрени и ранней обедни был я в крайнем смущении и тесноте – раз от раздражения на нищих, потом на отца настоятеля за его неизвещение меня, сам ли он или я за него пойду на Иордан освящать воду, и от глупой досады на уклонение его от труда. Я страшно волновался, каялся, припадал много раз к святому престолу и не получил желаемого избавления; на литии был в смущении и тесноте; возгласа Боже, Спасителю наш не выговорил всего, молитву Владыко Господи в конце тоже не выговорил всю; на благословении хлебов возгласа тоже не мог выговорить; Евангелие прочитал всё; отпуст не весь; Христе, Свете истинный не всю прочитал; за обедней ранней тоже смущение, тягость, теснота; сердился на сторожа Прокопия за неглижерство 15 ; на великом входе царскую фамилию всю не выговорил от смущения и бессилия сердца, В первых помяни, Господи скрал от смятения и бессилия, заамвонную прочитал не всю, пропустил Ты тех возпрослави и прочее. Отпуст выговорил весь. На Иордан шел в смущении и душевном поражении; на Иордане Евангелие не прочитал, но смял; молитву водосвятную [читал] в душевном поражении и умерщвлении; обращение к Святой Троице говорил не по трижды от диавольской боязни и бессилия; крест погружал хорошо; возвращался в душевном поражении. 7 января

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Действительно, имена Божии употребляются в Пятокнижии не бесцельно, потому что Сам Господь придавал им и их употреблению особое значение ( Исх.3:1–14;6:2–3 ). Следя за употреблением их в Пятокнижии и других ветхозаветных книгах, филологи придают им следующее значение. Имя Божие Елогим употребляется в повествованиях о Боге, всемогущем Творце мира и помыслителе о всем человеческом роде (Быт.1гл.,5гл.,6–9гл.,21,33–37гл.,40–48,50; Исх.1 –2гл.). Имя Иегова-Елогим употребляется в повествованиях о Боге-Спасителе всех людей ( Быт.2:4–3:24 ; Исх.3:15;9:30 ; 2Цар.7:22 , Пс.72 (по евр.):18; Ион.4:6 ..). Имя Иегова употребляется при повествовании о Боге-Спасителе еврейского народа и помыслителе о ветхозаветной церкви ( Быт.10–11;12–13;15–16;18–19,22,24,25–26,39 ; Исх.3–6 ). Другие имена Божии: Адонаи, Ел, Елион, Ел-Шаддай, употребляются очень редко и не приводятся в критической и апологетической литературе, как аргументы по вопросу о происхождении Пятокнижия. С вышеуказанным нами значением имен Елогим, Иегова-Елогим и Иегова согласно употребление их, как в отделах значительной величины (напр., Быт.1 и 2–3, 12–13 гл.), так и в небольших отделах, главах и стихах. Например, в третьей главе книги Бытия употребляется имя Божие Иегова-Елогим, но в 1–5 стихах Елогим, потому что лукавый дух, говорящий через змия, не может признать Бога-Спасителя, а лишь Бога-Творца признает… (ср. Иак. 2:19 ). В пятой главе книги Бытия употребляется имя Божие Елогим, но в 29 стихе стоит Иегова, потому что здесь излагается мессианское упование Ламеха на Ноя, что через него «Господь успокоит землю от печали рук». В четырнадцатой главе Бытия в благословении Мелхиседека (18–20 ст.) употребляется имя Бог Вышний (Ел Елион), в ответе Авраама царю СодомскомуИегова (22ст.). В видении Иаковом лествицы употребляется имя Божие Иегова ( Быт.28:13–16 ) и в заключении к этому видению: «Иегова будет моим Богом» (28:21), а в других частях главы употребляется имя Елогим (ст. 3–4,20,22). Тоже значение этих имен можно указать и в других книгах Пятокнижия, а равно и в других священных книгах. Так, во второй книге Царств (7:24) Давид говорит: «Ты Иегова был Богом (Елогим) для Евреев» (= Быт.28:21 ). Соответственно этому значению имен Божиих в 18 псалме, когда Давид прославляет Бога как Творца мира, называет его Ел и Елион (2–7ст.), а когда прославляет его как Законодателя и Спасителя Евреев, называет Иеговою (8–15ст.). Таких примеров употребления имен Божиих можно привести бесчисленное множество 31 . Этим внутренним смыслом и значением различных имен Божиих объясняется их употребление в Пятокнижии, а не различием писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

1025. …Слава Тебе, всеблагой, премудрый и всемогущий Художниче! 1026. О, невидимый Благодетель мой, Коим я непрестанно живу! Ты, мне внимающий, исполняющий во благих желания сердца моего, спасающий меня от грехов моих, от злодейства невидимых врагов, Ты, благоустрояющий судьбу мою, просвещение мое, помощь моя, слава моя, сила моя, утверждение мое, когда я узрю Тебя? Когда узрю Благодетеля и Творца моего лицом к лицу? 1027. Что мне нужно? Ничего мне на земле не нужно, кроме самого необходимого. Что мне нужно? Мне нужен Господь, нужна благодать Его, Царствие Его во мне. На земле, месте моего странствия, моего временного обучения, нет ничего собственного моего, все Божие и все временно, назначено к временным мне услугам; избытки мои – достояние ближних не имеющих. Что мне нужно? Мне нужна истинная, христианская, живучая, деятельная любовь, нужно любящее, жалеющее ближних сердце, нужна радость о их довольстве и благополучии, скорбь о их скорбях и болезнях, о их грехах, слабостях, беспорядках, недостатках, несчастиях, бедности; нужно сочувствие теплое, искреннее во всех обстоятельствах их жизни, радость с радующимися и плач с плачущими. Полно давать место самолюбию, эгоизму, стараться жить только для себя и привлекать все только себе: и богатство, и сласти, и славу мира сего, и не жить, а умирать, не радоваться, а страдать, нося в себе яд самолюбия, ибо самолюбие есть непрестанно подливаемый в наше сердце велиаром яд. О, да воскликну с псалмопевцем: что ми есть на небеси, и от Тебе что восхотех на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя Боже во век ( Пс.72:25, 26 ). Господи, свидетель сердца моего, движение его и сих строк! Даждь мне сие, просимое у Тебя! От меня сие невозможно, но вся возможна суть у Тебе ( Мк.10:27 ). Даждь мне истинную жизнь, рассей мрак страстей, прожени силою Твоею силу их! 1033. Господи! в молитву Тебе о нас приводим святых, эти благовония духовные, это миро ароматов Твоих! Прими их благоухающие любовью и чистотою молитвы о нас и избави нас от смрада греховного, ибо наши сердца нечисты и уста скверны, и недостойны мы сладчайшей беседы с Тобою. Все в нас земно, тленно, скверно, лукаво, а они, святые Твои – миро чистейшее, – наипаче же Твоя Пречистая Матерь, Твоя одушевленная светоносная палата, чистейшая светлостей солнечных, благоуханнейшая паче всех ароматов, ибо благоуханием Ее святости, Ее добродетелей божественных полны небо и земля.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-sv-...

25, 2). Также и Пророк Иеремия, разумея спасительность такого искушения, взывает: накажи нас Господи, обаче в суде, а не в ярости (—10, 24). Равно и Исаия: благословлю тя Господи, яко разгневался еси на мя, и отвратил еси ярость Твою, и помиловал мя еси (—12, 1). Посылаются удары искушений и по грехам. Так Господь угрожает послать такие удары народу Израильскому, говоря: зубы зверей послю на тя, с яростию пресмыкающихся по земли (Втор. 32, 24); и в Псалмах о них говорится: многи раны грешному (—31, 10); также и в Евангелии: се здрав был еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Иоан. 5, 14). Есть еще и четвертая причина, по которой иным посылаются некоторыя страдания, как знаем из Писания, — именно, — да явятся чрез то слава и дела Божии. Так в Евангелии говорится о слепорожденном: ни сей согреши, ни родителя его, но да явятся дела Божия на нем (Иоан. 9, 3), — и о болезни Лазаря: сия болезнь не к смерти, но о славе Божией, да прославится Сын Божий ея ради (Иоан. 11, 4). Есть и другие роды отмщений Божиих, которыми поражаются некоторые, превзошедшие самую высшую степень зла, и на которыя были осуждены, как читаем, Дафан, Авирон и Корей, и наипаче те, о которых говорит Апостол: сего ради предаде их Бог в неискусен ум творити неподобная (Римл. 1, 26, 28), — что надобно почитать более всех других наказаний тяжким. Об них–то говорит Псалмопевец в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут мук (Пс. 72, 5); ибо не заслуживают быть спасенными посещением Господним и получить уврачевание посредством временных наказаний, как в нечаяние вложшиеся и предавшие себя студадеянию в делание всякия нечистоты (Еф. 4, 19), — и по причине ожесточения сердца своего от долговременнаго пребывания в непрестанном грешении превышающие все меры очищения и отмщения в весьма короткий срок жизни в веке сем. Таковых Божеское Слово укоряет и чрез Пророка Амоса: разорих вы, яко разори Бог Содому и Гоморру; и бысте, яко главния исторжена из огня, и ниже тако обратистеся ко Мне, глаголет Господь (Ам. 4, 11), и чрез Пророка Иеремию: убих, погубих людей Моих, и не обратишася от стезь своих (Иер. 15, 7), — и в другом месте: бил еси их и не поболеша, сокрушил еси их, и не восхотеша прияти наказания; ожесточиши лица свои, паче камене, и не хотеша обратитися (—5, 3). Так наконец Господь, как искуснейший Врач, истощив все спасительныя врачества, и видя, что не остается уже ни одного спасительнаго средства, которое можно было бы приложить к ранам их, некоторым образом как бы препобеждается великостию неправд их и вынужден быв отступить от милостиваго своего их наказания, возглашает им, говоря: отъимется рвение Мое от тебе и почию, и ктому не попекуся (Иезек. 16, 42). О других же, которых сердце не ожесточилось еще частостию грешения, которые не заслужили еще такого жесточайшаго и истребительнаго казнения, но способны принять вразумительное наказание во спасение, говорится: накажу я в слух оскорбения их (вразумлю, дав услышать об угрожающей их скорби) (Осии 7, 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Исполненный Духа Святаго имеет глубокий мир и с самим собою: совесть не беспокоит его ни за какие худые дела, порочные страсти не волнуют его, зависть не мучит его, а если когда согрешит в чем-нибудь, тотчас же раскаивается перед Богом, стараясь загладить сделанное им зло, крепко верует в благость Божию, надеется на кровь Спасителя и бывает спокоен в душе своей. Вместе с миром Дух Святый изливает в сердце верующего радость – духовную, святую. Исполненный Духа Святаго радуется о Господе, представляя себе все Его совершенства, которые составляют неизреченную красоту. Радуется он о спасении своем, живо представляя себе ту бездну греха и мучений, от которой избавил его Господь по велицей Своей милости. Наконец, радуется он, воображая себе великие блага, которые уготовал Бог любящим Его, которых он надеется быть наследником. И радость его так бывает велика, что он от избытка ее взывает к Богу: «что ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век» ( Пс.72:25–26 ). Вот какова правда, какой мир и какая радость бывает в верующих, исполненных Духа Святаго. Благо нам, если в нас есть сей драгоценный залог Св. Духа: тогда мы можем надеяться на вечную жизнь с Господом; но горе нам, если мы удалили от себя Духа Святаго: тогда уделом нашим будет вечная смерть. Чтобы избежать сей последней несчастной участи, будем усиленно молить Св. Духа: «Царю небесный! приди и вселися в ны...» А чтобы Он действительно пришел и вселился в нас, для этого необходимо нам чистосердечно раскаяться в своих грехах и остерегаться от грехов. (Из поуч. Иустина, еписк. тобольского). 4. О том, что мы должны делать, чтобы Дух Святый пришел и вселился в нас Из свящ. писания известно, что Св. Дух сошел на апостолов в виде огненных языков. Для нас было бы довольно, если бы Он без шума и огненных языков, но хотя тайно, коснулся бы искрою благодати Своея и произвел ею в сердцах наших то духовное просветление, ту горячую любовь к Богу и пламенное стремление ко всему святому, которым сопровождается присутствие Духа Божия в человеке. Но что же? Ознаменовал ли Св. Дух присутствие в нас означенными благодатными действиями?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пс. 103:15 ), то есть хлеб мудрости и мужества. Будьте хорошо препоясаны и снаряжены, взирайте горе, не отягчайтесь бременами неудобоносимыми, то есть дурными желаниями, ибо для путешественника от земли к небу возможно совершать свой путь весело только в том случае, если у него нет никакого бремени. Вы прекрасно порешили дело, мудро вышли из мира, как подобает, вселились в дому Господнем, сделались рабами Господу и служите Ему каждый день, отвращаясь от всего временного: рода, отечества и от всех плотских желаний и обычаев. Ваше дело ангельское 72 : если мы немного понесем свое бремя, немного победствуем, несколько еще потерпим, то наступит конец нашей жизни, мы будем взяты Ангелами и будем радоваться вечно, наследуя вместе со всеми святыми обещанные нам блага (см. Евр. 11:9 ). Тогда никто из вас не станет раскаиваться, что ему в подвижнической жизни пришлось терпеть невзгоды и мучения, что приходилось тогда поститься, бдеть, зябнуть и вообще терпеть отказ в исполнении своих похотей. Напротив, мы тогда будем благословлять себя и ублажать тот день и час, в который Бог соблаговолил, чтобы мы бежали из мира и приняли монашеский образ, и тогда даруется каждому из нас награда в соответствии с тем видом злострадания, какой нам пришлось здесь перетерпеть, и за скорби тогда мы получим радость и вечную награду 73 . Посему кто из вас да не отказывается терпеть случающиеся неприятные обстоятельства, ибо взамен их мы получим вечное веселие, как, наоборот, творящие дурные дела получат наказание. Да избавит нас Бог испытать что-нибудь подобное и услышать такую речь: «Ты восприял еси благая твоя в животе твоем. Он утешается… Между нами и вами пропасть велика утвердися» ( Лк. 16:25–26 ). Вышний Иерусалим Эти Божественные слова, страшные и для слуха, и для мысли, разлучают грешника от праведника: как отстоит небо от земли (см. Ис. 55:10 ), настолько велики расстояние, пропасть, отдаление и отпадение сущих во грехах от Господа Бога нашего. А те, которые, как и мы, желают постоянно быть Его друзьями и истинными слугами, войдут в вместе с Ним в Небесное Царство, в вышний Иерусалим (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

§ 72. Важнейшая, самая священная и вместе приятная обязанность проповедника в рассуждении предметов жизни общественной есть – вдыхать в народ пламеннейшую любовь, беспредельную преданность, глубочайшее уважение и благоговение к Верховной Монархической Власти. В Религии Бог , в обществе Государь – вот два главных начала, на которых проповедник должен основывать и к которым приводить все религиозные и общественные мысли и чувства народные. Справедливо говорит один писатель, что обязанностям подданных к Верховной Власти, должно поучать так же, как и обязанностям к Богу; ибо в Законе Божием т. е. в Св. Писании Верховная Власть показывается как видимое и наилучшее представительство власти Божества на земле. По Библейскому учению Всевышний уделяет Владыкам народов Самое имя Своё, называя их Помазанными своими, богами ( Ин.10:31, 35 ; Пс.81:1:6 ) и избранными. Он Сам возводит их на престол, Сам управляет ими и держит сердца их в руке своей; сам повелевает хранить, неприкосновенность их власти, и угрожает страшною казнью народам, восстающим против своих владык; облекает их собственным величием и силою, предыдет пред ними на бранях и в мире, везде храня их. В умилительных и возвышенных изображениях представляет слово Божие тесную связь подданных с Царём своим: их беспечальную и блаженную жизнь под скипетром Царя мудрого и сильного; величие самого Царя, облечённого властью и помощью Бога. Решительны и ясны заповеди Писания о повиновении и преданности подданных к своему Государю. Се кости твоя и плоть твоя мы есмы, говорили некогда Израильтяне Давиду. Ты был еси ввобяй и изводяй Израиля, и рече Господь к тебе: ты упасеши люди моя Израиля, и ты будеши вождь Людем моил Израилю. ( 2Цар.5:1–2 ; 1Пар.11:1–2 ; 1Цар.25:30 ). И живяху Иуда и Израиль бозпечально, замечает дееписатель Израильский, кийждо под виноградом своим и под смоковницею своею, ядуще и пиюще во вся дни Соломона ( 3Цар.4:25:32 ). Величественны и восхитительны обетования Божии тому народу, который ходит в заповедях своего Господа ( Лев.26:3–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Его широко раскинутые ветви и большие вечнозелёные листья дают путнику прохладную тень ( Пс.77:47 ). Плод сикомора похож на небольшую смокву и употребляется во множестве бедными классами ( Ам.7:14 ). Ситтим-дерево ( Ис.41:19 ; Исх.26:15 ) 69 . Обозначенное дерево упоминается в пророчестве Исаии, как одно из деревьев в обновлённой пустыне, и в книге Исхода, как единственный материал для устройства скинии и её приспособлений в пустыне, так как один только ситтим служил строевым материалом в песчаных пустынных местностях. Ситтим – это небольшое дерево с угольчатыми ветвями, изящными перистыми листьями и кистями белых цветков, растущее в самых пустых и безводных местах и рассеянное по всему Синайскому полуострову и западному берегу Мёртвого моря. Древесина ситтима очень тверда и тёмно-оранжевого цвета; из него добывается смола – гуми-арабик, а кора употребляется как вяжущее средство на дубление кож. Смирна ( Исх20:23 ; Притч.7:17 ) 70 ; ( Быт.30:25 ) 71 – благоухающая смола, часто упоминается в Ветхом и Новом Завете, как вещество, входившее в состав священного мира и как домашнее курение вместе с алоэ, кассией и корицей; она употреблялась при месячных очищениях женщин и при бальзамировании усопших. Как по указанию Библии, так и по свидетельству классических писателей, эта благовонная смола вывозилась из Аравии и добывалась посредством надрезов в коре смирнового небольшого колючего деревца, с мелкими и редкими листьями. Восточные волхвы принесли в дар Богомладенцу Господу Иисусу золото, ладон и смирну. Смоковница ( Быт.3:7 ; Втор.8:8 ) 72 ; ( Песн.2:13 ) 73 ; ( Ос.9:10 ) 74 ; ( 1Цар.25:18 ) 75 . Смоковничное дерево часто упоминается в священных книгах Ветхого и Нового Завета. Оно растёт особенно в Сирии и иногда достигает значительной высоты. Плоды его имеют подобие груши. Смоковница упоминается в Библии прежде всех дерев, именно когда ещё первые люди блаженствовали в раю. Оно и доселе ещё в обилии встречается повсюду в Палестине в диком и культивированном состоянии. Библейское выражение: «сидеть под своею смоковницею» означает не только безопасность, но и полную защиту, так как смоковничные деревья своими широкими листьями дают широкую, прохладную тень от палящих лучей восточного солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Человек подобен маятнику, качающемуся и направо, и налево. Но только качание этого маятника – неравномерное. Человек или наклонен более к миру и менее к Богу, или наоборот. Вот молитва и представляет одно из действительных средств наклонения человека к Богу и отклонения от мира. Это действие молитвы на человека хорошо выражено в словах псалмопевца: Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле... Бог – твердыня сердца моего и часть моя во век ( Пс.72:25,26 ). Образец такой действенной молитвы представляет нам молитва , данная человечеству Господом Иисусом. В ней каждое прошение, проникновенно произнесенное, тут же получает исполнение. «Да святится имя Твое», молит христианин, и имя Отца небесного уже святится благоговейным призыванием Этого имени. «Да приидет Царствие Твое», – в душу молящегося уже приходит это Царствие, как залог будущего полного общения с Богом и святыми. Таковы же и другие прошения этой дивной молитвы: в них мы, отрекаясь от своей воли, утверждаем волю Божью в материальном и духовном (яко на небеси и на земли...) 101 , ограничиваем свои потребности пределами необходимого, слагаем с себя заботы о будущем обеспечении своём; прощая других, сами получаем прощение и мир совести; признавая власть тьмы и лукавства в жизни человеческой, мы обособляемся от неё и в большей или меньшей степени побеждаем ее. Молитва не только умилостивляет Бога, но и душу молящегося делает нежною и восприимчивою к божественной благодати. «Как вода леденеет от холода, так и душа наша от греха и беспечности отвердевает и делается камнем. Потому-то и нужно много тепла, чтобы размягчить затверделость ее; а это преимущественно делает молитва . Итак, когда ты приступаешь к молитве, то заботься не о том только, чтобы получить просимое, но чтобы во время самой молитвы сделать душу твою более мягкою и лучшею» 102 . Это облагораживающее действие молитвы сказывается и на внешнем поведении человека. «Вышедши из (церковного) собрания, ты и одеждою, и взглядом, и голосом, и всем вообще наружным видом покажешь отсутствовавшим, какой прибыток выносишь ты с собою отсюда. Мы должны выходить отсюда так, как из святилища, как бы мы сходили с неба, делаясь скромнее. Жена, когда увидит мужа своего, возвратившегося с собрания, отец сына, сын отца, раб господина, друг друга, враг врага, каждый пусть почувствует, какую пользу мы получаем здесь. А почувствует тогда, когда увидит, что вы стали кротче, любомудрее, благочестивее» 103 . Кто, вспомнив о своих грехах, беседует с Господом о прощении их и молит Его быть кротким и милостивым, тот по самому упражнению в такой беседе отлагает всякое житейское попечение, окрыляется и становится выше страстей человеческих. Врага ли увидит он после молитвы? Уже не будет смотреть на него, как на врага; – красивую ли женщину? не соблазнится при виде ее, потому что пламень, вожженный молитвою, еще остается внутри его и отгоняет всякую негодную мысль» 104 . § 23. Взаимовлияние молитвы и нравственной добропорядочности

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010