Ещё одним чтением с этими вариантами является Быт.45:26 . Когда сыновья сказали Иакову, что сын его Иосиф жив и владеет всею землею египетскою, то оужасе с/ чюди с въ мысли иаковъ: не врова бо имъ. Греч. ξστη τ διανοι означает, что Иаков как бы вышел из ума, то есть временно лишился рассудка, присутствия духа. Ввиду этого оба варианта представляются эйдетически неточными; здесь имеет место механический перенос привычного способа перевода на новый контекст, где тем же греческим словом выражен несколько иной смысл. Хотя и в этом случае предпочтительнее вариант кирилловского перевода: Иаков не поверил, что давно оплаканный им Иосиф жив, и потому мог прийти в ужас от того, что с ним так зло пошутили его сыновья. В ЦСБ вариант кирилловского перевода. В РСБ: «Но сердце его смутилось, ибо он не верил им». 72 . κτρβω – К: истртис – С: погыбнти: Иосиф сказал отцу своему Иакову: не истрши с/ погнбнеши ты и сынове твои и вс имени тво ( Быт.45:11 ). Ноэма греч. κτρβω «стирать», ср. τρβω «тереть»; с этой ноэмой был отождествлён эйдос уничтожения (Liddel – Scott I, 523). Перевод кирилловской редакции является ноэматическим и эйдетическим, а перевод симеоновской редакции только эйдетическим. Выражение этого смысла словом истрти с было, по-видимому, искусственной семантической калькой: в «Материалах» И.И. Срезневского в качестве иллюстраций к этому слову приведены лишь две цитаты, одна из Паремийника, то есть списка редакции К, другая из Пандектов Антиоха XI В. (I, 1159). Ввиду этого вариант симеоновской редакции надо признать эйдетически более верным. 73 . λπζω – К: оупъвати – С: надтис ( Пс.5:12, 15:1, 16:7, 17:3, 20:8 ); λπς – К: оупъвание – С: надежа ( Пс.4:9, 20:10 ). Во 2 главе мы уже писали об этих вариантах и сейчас можем лишь повторить, что эйдетически более точен вариант кирилловского перевода. 74 . νδεια – К: нищета С: недостатъкъ: (Бог был) изнемогащимъ за нищет/ недостатъкъ (δι’ νδειαν) покровъ ( Ис.25:4 ). Ноэма греч. νδεια – «нужда, недостаток» (Liddel – Scott I, 558); ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorij...

Известихся бо, яко ни смерть, ни живот... то есть ни угрозы смертью от гонителя, ни обещание жизни. «Если бы кто стал угрожать мне; даже вечной смертью, или обещал вечную жизнь, только бы я отлучился от Христа, – и тогда я не согласился бы на это». – Злат. Ни Ангели, ни начала, ниже силы... Что говорить о людях, с которыми теперь имеем мы дело? Никто из самых ангелов, сильных крепостью, и даже высшие горние силы не возмогут победить нас ( Гал.1:8 ). «Выразился же так апостол, не потому, чтобы ангелы, или другие небесные силы действительно стали отвлекать его от Христа, но желая единственно представить в высшей степени ту приверженность, какую имел он ко Христу, Он любил Христа не ради принадлежащего Христу, напротив всё Христово любил ради самого Христа, к Нему одному устремлял взор свой, и одного страшился – отпасть от сея любви». – Злат. Ни настоящая, ни грядущая... Апостол разумеет здесь как блага, обыкновенно привлекательные для людей, так и бедствия, которых они страшатся. О прошедшем не упоминает, потому что прошедшее счастье или несчастье занимает тогда только, когда в настоящем ожидают, или опасаются чеголибо подобного. Ни высота, ни глубина... ни горнее, ни дольнее, ни небесное, ни земное, или преисподнее ( Ис.7:11 ; Исх.20:4 ; Еф.4:8 ). Мысль подобная той, какая заключается в словах Псалмопевца: что ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли? – Исчезе сердце мое и плоть моя: Более сердца моего, и часть моя Боже во век ( Пс.72:25–26 )! По другому мнению, слова апостола имеют такой смысл: ни высота, с которой стал бы кто угрожать низвержением, как было со Христом ( Мф.4:5–6 ), ни глубина, в которую погружением стал бы ктонибудь угрожать нам. О такой глубине говорится в некоторых местах Писания, как например сам апостол говорит о себе: нощь и день во глубине сотворих ( 2Кор.11:25 ; Пс.68:3 ). Первое мнение представляется более основательным. Ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, которая во Христе Иисусе, Господе нашем, избрала нас прежде сложения мира, украсила Своим Образом в творении, не оставила нас и по падении, но взыскала погибших, восставила падших, оживотворила мёртвых прегрешеньями, и благословила нас всяким благословением духовным во Христе, даровав нам Его, и чрез Него всё ( Еф.1:3–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

17-21) и об отречении Петра (стт. 26-31). Таким образом, Иисус знал об этих событиях. Он знал и то, что не должен ждать от человека, от Своих учеников ни признания, ни верности... Он Сам шел на Свои страдания. На фоне перечисляемых дальнейших действий поражает молчание Иисуса, начиная с ареста. Оно лишь изредка прерывается особо значимыми фразами. Иисус знает, что люди закрыты к Его тайне; они не могут Его понять. Но, с другой стороны, если в продолжении Своего служения Он все время отказывался признаться, Кто Он, то теперь, когда Он проклят, когда Он уже может не опасаться, что Его титул будет понят как стремление к власти, Иисус соглашается назваться Мессией (Христом; см. Мк. 14, 61-62). Но очевидно, что все не признают этого: первосвященник раздирает свои одежды в знак скорби и негодования (14, 63), стража насмехается (14, 65), Петр отрекается (14, 66-72). Иисус вновь замолкает. Одиночество Иисуса в Мк. представлено во всем ужасе. Уже в Гефсимании Иисус объят ужасом и подавлен (14, 32-42); Он покинут всеми (14, 50); даже молодой человек, последовавший за Ним, бежит, оставив свою одежду, нагой (14, 51-52) — эпизод, имеющийся только в Мк. Так и ученики, будучи нагими погружены в крещальные воды, знают, что они потом пойдут за Иисусом. На Кресте Иисус изрекает жалобу-вопль псалмопевца: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Пс. 21, 2) Умирая, оставленный всеми и даже, кажется, Отцом, беря на Себя все страдания человечества как страдающий Отрок (ср. Ис. 53), Иисус в этом открывает Свое мессианство и царство (царственность). Именно эти титулы — «Христос» и «Царь» — распинавшие выставляли, как они считали, в глумливо-карикатурном свете: надпись на Кресте гласит, что Он — Царь (15, 26), а толпа насмехается над тем, что Он — Христос (15, 32) . Погребение Иисуса есть Его упокоение (15, 42-47). Ему воздаются последние почести. Ночь погребения становится ночью ожидания... Литургический комментарий Хронологические указания (третий, шестой, девятый часы в стт. 25. 33. 34) показывают, что с самого начала воспоминание о Страстях для христиан носило богослужебный характер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Причастился животворно, обновительно, восприял жизнь совершенную, премирную, святую, которой нет ничего дороже на свете. Да удержу ее благодатию Божиею навсегда. Жизнь вечную в себе имею – чего мне больше? Что ми есть на небеса? и от Тебе что восхотех на земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век [ Пс.72,25–26 ]. Благодарю Господа за избавление меня от великой скорби и тесноты, постигшей меня за уклонение от подачи милостыни нищему (припадочному) и продолжавшейся два часа. Шедши в гимназию, я получил эту тесноту, пришедши домой, избавился по усердной молитве, которую творил в гимназии. Благодарю Господа за избавление меня от тесноты и смерти духовной в доме Голубева, в квартире Прокопия Евдокимовича Олейникова, по молитве покаяния моего пред образом Спасителя, а теснота и напасть последовали от строптивого обращения моего с нищими и недостаточного подаяния милостыни беднякам, просившим у меня денег на свои нужды. Сколь милостив и благопременителен Господь ко мне недостойному! 25 лет служения моего в сане священства – какая бездна милосердия ко мне Божия и непрестанного содействия мне Божия, непрестанной силы Божией! Какая бездна немощей моих, грехов моих! Но сила Божия в немощах моих всегда совершалась, но где умножился грех, там преизбыточествует благодать [ Рим.5:20 ], и преизбыточествовала во мне действительно во все двадцать пять лет в каждый день и час! Итак, слава Богу, а не мне! Ибо мои только мои немощи [и мои] только грехи! Поприще, на котором я призван Богом действовать, высоко и многотрудно, и дело, которое я с помощию Божиею делал, бесконечно велико, и польза, которую я тою же благодатию Божиею старался приносить людям Божиим, не какая-нибудь маловажная, земная, скоропреходящая, а чрезвычайной важности, ибо это спасение душ ваших, их просвещение, врачевание, исправление, обновление, утешение, утверждение! И оно стоит не земной, тленной награды, а награды небесной, нетленной, о которой говорит Апостол: когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы [ 1Пет.5:4 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

23) Если во время молитвенного предстояния мы не наедине; то внутренно напечатлеем в себе образ моления. Если же нет с нами соучастников в хвалебном служении; то и внешний вид сделаем сообразным молитвенному состоянию; потому что у несовершенных ум часто соображается с телом. 24) Всякому, еще же более тем, которые пришли к Царю, чтобы получить от него оставление долгов, нужно несказанное сокрушение. Пока мы еще в темнице, – будем внимать Тому, Кто говорит Петру: препояшься лентием послушания, совлекись хотений своих, и, обнажившись от них, приступи к Господу в молитве твоей, призывая волю Его единого. Тогда приимешь к себе Бога; и Он возьмется за кормило души твоей, и безбедно управит тобою. 25) Пробудись от миролюбия и сластолюбия, свергни с себя заботы, совлекись своих помышлений, отрекись от тела; потому что молитва не иное что есть, как отчуждение от видимого и невидимого мира. Что бо ми есть на небеси? – Нет ничего. И от Тебе что восхотел на земли? – Не иное что, как только неразрывно всегда прилепляться к Тебе в молитве. Иным любезно богатство, другим – слава, иным – имения, мне же прилеплятися Богови вожделенно есть, и полагати на Него упование бесстрастия моего ( Пс.72:25–28 ). 26) Вера окрыляет молитву, а без веры невозможно воспарить на небо. 27) Мы, порабощенные страстям, будем неотступно умолять Господа. Ибо все, порабощенные страстям, к бесстрастью восходили из страстного состояния. 28) Если и Бога не боится Судия; то зане душа, по причине греха и падения ставшая вдовою Его, творит Ему труды, и Он сотворит отмщение ея от соперника её – тела, и от врагов её – лукавых духов ( Лк.18:5–7 ). Благопризнательных благий наш Ходатай скорым удовлетворением прошения их привлекает в Свою любовь; а неблагодарные души – псов, гладом и жаждою просимого, заставляет надолго оставаться пред Ним в молитве; потому что неблагодарный пес, схватив хлеб, тотчас оставляет давшего. 29) Не говори, что, долгое время пребывая в молитве, ни в чем ты не успел; потому что самое пребывание в молитве есть уже успех. Ибо какое благо выше сего – прилепляться ко Господу, и непрерывно пребывать с Ним в единении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

2, 9), хотя бы и нечисто, но с утруждением. 22. Иное дело – осквернение молитвы, иное – истребление оной, иное – окрадение, а иное – порок молитвы. Осквернение молитвы бывает, когда человек, предстоя Богу, занимается непристойными и нечистыми помышлениями. Истребление молитвы – когда ум бывает пленяем неполезными попечениями. Окрадение же – когда мысль молящегося неприметно парит, а порок молитвы есть приражение какого бы то ни было помысла, во время оной к нам приближающегося. 23. Если во время молитвенного предстояния мы не одни, то употребим образ внутренней молитвы. Если же не присутствуют служители похвал, то ко внутренней молитве присоединим и внешний образ моления, ибо в несовершенных ум часто сообразуется с телом. 24. Все, а наипаче приступающие просить Небесного Царя о оставлении греховного долга должны иметь неисповедимое сокрушение. Пока мы еще находимся в темнице (страстей), будем внимать словам Того, Который сказал апостолу Петру (см. Деян. 12, 8): препояшися лентием послушания, совлекись собственных хотений и, обнажившись от них, в молитве твоей приступи ко Господу, призывая только Его святую волю. Тогда приимешь в себе Бога, держащего кормило души твоей и безбедно управляющего тобой. 25. Восстав от миролюбия и сластолюбия, отвергни попечения, совлекись помышлений, отрекись тела, ибо молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого. Что бо ми есть на небеси? – Ничто же. И от Тебе что восхотех на земли? – Не что иное, как только непрестанно в молитве безмолвно прилепляться к Тебе. Одни пленяются богатством, другие – славою, иные – стяжанием: мне же еже прилеплятися Богови вожделенно есть и полагати на Него упование моего бесстрастия (Пс. 72, 25, 28). 26. Вера воскрыляет молитву, и без веры молитва не может возлететь на небо. 27. Страстные! Будем прилежно и неотступно молиться Господу, ибо все бесстрастные из страстного состояния достигли бессмертия. 28. Аще и Бога не боится Судия оный, но зане душа, через грех и падение овдовевшая от Него, творит Ему труды, то Он сотворит отмщение ее от соперника ее – тела, и от врагов ее – злых духов (см. Лк. 18, 3–7). Сей благой Искупитель наш благоразумных привлекает к любви Своей скорым исполнением их прошения. Неблагодарные же души, как псов, долго томит алчбой и жаждой неисполняемого желания, заставляет их таким образом пребывать при Себе молитвой, ибо неблагодарный пес, получив хлеб, тотчас же отходит от того, кто дал ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Положим, скажете: но ведь и монашество что может дать взамен тех удовольствий мира, от которых оно отказывается? Правда, нет у иноков того, что в мире называется удовольствиями. Но есть у них радости чистые, для грешного мира неведомые. Нет у них радостей семейной жизни, но они знают радость братской любви. А может ли быть что добрее, что прекраснее того, как еже житии братии вкупе? ( Пс.132:1 ). Заболеет ли кто у них? – О нем помолятся, его поддержат. Инок не знает мирских развлечений: он не посещает домов увеселения, даже в келлии братий ходить без нужды без благословения ему не дозволено. Но он не имеет и нужды в том. Для него своя келлия – источник утешений; келлия для него – что для рыбы вода: вне ее душно ему. Он не нуждается в гостях: его посетитель – Господь, не отлучающийся от душ наших в скорбях, не удаляющийся от мыслей наших в обстояниях. Его собеседники – Ангелы, его друзья – святые. Сердце его – гостеприимница, в которой он принимает Господа, и его сердце – в Господе. Если бы миролюбец указал на сладость мирской любви, то у инока есть предмет чистейшей любви – Иисус Сладчайший, Которого у него никто не отымет и Который ему никогда не изменит: Что ми есть на небеси; и от Тебе что восхотех на земли?.. Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век ( Пс.72:25–26 ). Но взамен мирских, греховных удовольствий иночество имеет много внутренних, святых утешений. Они для мира неведомы, но ведомы тому только, кто вкушает их. Это – та сокровенная манна, которую Господь обещает тем, кто последует Ему и побеждает мир ( Откр.2:17 ). Эта манна есть внутренние благодатные утешения, которые даются сердцам, возлюбившим Господа. Они изливаются в сердце как волна, и эти волны благодати бывают иногда столь велики, что один праведник (святой Ефрем) молил Господа уменьшить их, дабы он мог служить братии. То, что мир называет удовольствием, последователь Христа считает уметом, сором: никакой истинный инок не решится променять свою жизнь, якобы скучную, на мирскую, мнимо веселую. Девственникам даны великие обетования: они следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел, и поют Ему новую песнь, которой никто не может научиться ( Откр.14:3–4 ). Из предания знаем, что святой равноапостольный царь Константин, по смерти своей явившись преподобному Антонию, говорил ему, что если бы он знал славу, уготованную последнему на небесах, то за счастье считал бы променять царскую порфиру на иноческую мантию. Предание также сохранило изречение некоего подвижника, что если бы миряне знали о тех наградах, какие уготованы инокам, то никто не остался бы в мире, – но сказавший сие не утаил и того, что если бы иноки знали все скорби, ожидающие их, то никто не пошел бы в монахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Когда будешь надлежащим образом смотреть на слово Божие и читать его; то увидишь как закипит в душе твоей святое стремление ко всему истинному, прекрасному и доброму, или, говоря языком богословским, – к богоподражанию, так как Бог есть высочайшая истина, красота и добро. Что ми есть на небеси и от Тебе что восхотех на земли; Боже сердца моего и часть моя Боже, вовек ( Пс.72:25–26 ). Бог будет для тебя, так сказать центром, к которому ты, подобно земным телам будешь стремиться всегда и везде и своею мыслью и своим чувством и всем существом своим. Служение Богу будет для тебя самой сладкой пищей, самым приятным и животворным занятием, так что для тебя будут возлюбленны селения Господа Сил. Ты будешь стремиться ко всякой добродетели, особенно к точному исполнению обязанностей своего звания, и твоя душа будет кипеть святой энергией, которая будет возбуждаться с новой силой каждый раз, как святое Слово Божие будет раскрыто пред твоими очами. Блажен муж, коего воля в законе Господни, в котором он поучается день и нощь. Он будет яко древо, насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и вся, елика аще творит, успеет ( Пс.1:1–3 ). 15 Января 1856. 88. Речь пред открытием школы для нижних чинов из матросов Нас, братцы, пригласили добрые и благопопечительные начальники ваши помолиться Господу Богу пред началом вашего учения, чтобы Он, Бог разумов, благословил начало и продолжение этого доброго дела и увенчал его вожделенным успехом. Добрые люди вызвались даром, по одной высокой христианской любви, учить вас грамоте. Воспользуйтесь же, друзья, с усердием этим даровым, но истинно бесценным благодеянием. Грамота просветит ваши темные умы, озарит ваши омраченные страстями сердца, избавит вас от скотоподобного жития, от пьянства и разврата, потому что грамота откроет вам: кто таков человек, как и для чего он сотворен Богом и к какому ужасному, вечному несчастью приводят его пороки, и, напротив, к какому величайшему благополучию приводит его жизнь умеренная, чистая, трезвая, честная, трудолюбивая и в этой жизни, а особенно – в будущей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

По учению Божественного Откровения, Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. 1) Бог есть чистейший, всесовершенный Дух, не соединенный ни с каким телом, и, следовательно, природа Его – совершенно невещественная, простая, непричастная ни малейшей сложности ( Ин. 4:24 и мн. др.). Если в некоторых местах Св. Писания приписываются Богу члены человеческого тела и свойства человеческой души, то здесь Слово Божие в целях наглядности и ясности приближается к обычному человеческому языку, и соответствующие выражения нужно понимать, конечно, в духовном смысле: очи и уши означают всеведение Божие, сердце – благость Божию, руки – всемогущество, уста Божии означают обнаружение воли Бога, клятва – непреложность Его решения, гнев и ярость – правосудие, и т. д. 2) Вечность Божия не есть какое-то безначальное и бесконечное время, – как обыкновенно (представляют, – слагающееся из бесчисленного множества частей, преемственно следующих одна за другою, и, следовательно, необходимо состоящее из прошедшего, настоящего и будущего, – напротив, это есть одно постоянное, неизменно-пребывающее настоящее. Бог не подлежит измерениям времени; Он выше времени; для Него нет ни начала, ни конца; Он вечно существует п потому называется в Св. Писании «Сущим» ( Исх. 3:14 ; Пс. 39:2; 101:26–28 ; Апок. 4:8 ; Рим. 14:25 ). 3) Бесконечная благость Божия есть такое свойство, по которому Бог всегда готов сообщать и действительно сообщает Своим тварям столько благ, сколько каждая из них может принять по своей природе и состоянию ( Мф. 19:17 ). Эта благость, но различию условий существ, на которые она действует, называется или благодатью, когда дарует блага тем, которые их не заслужили ( Рим. 11:35 ; Еф. 2:5 ), или милосердием, когда является на помощь бедствующим и нуждающимся ( Лк. 1:72,78 ; 2Кор. 1:3 ), или долготерпением, когда снисходит к грешникам и, ожидая обращения их, медлит их наказывать ( Рим. 2:4; 3:25 ), или милостью, когда уменьшает наказание за грехи ( Рим. 11:22 ), и т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

но с утруждением. 22. Иное дело осквернение молитвы, иное - истребление оной, иное - окрадение, а иное - порок молитвы. Осквернение молитвы бывает, когда человек, предстоя Богу, занимается непристойными и нечистыми помышлениями. Истребление молитвы, когда ум бывает пленяем неполезными попечениями. Окрадение же, когда мысль молящегося неприметно парит; а порок молитвы есть приражение какого бы то ни было помысла, во время оной к нам приближающегося. 23. Если во время молитвенного предстояния мы не одни, то употребим образ внутренней молитвы. Если же не присутствуют служители похвал, то ко внутренней молитве присоединим и внешний образ моления; ибо в несовершенных ум часто сообразуется с телом. 24. Все, а наипаче приступающие просить Небесного Царя о оставлении греховного долга, должны иметь неисповедимое сокрушение. Пока мы еще находимся в темнице (страстей), будем внимать словам Того, Который сказал Апостолу Петру (Деян. 12, 8); препояшися лентием послушания, совлекись собственных хотений, и обнажившись от них, в молитве твоей приступи ко Господу, призывая только Его святую волю. Тогда приимешь в себе Бога, держащего кормило души твоей и безбедно управляющего тобою. 25. Восстав от миролюбия и сластолюбия, отвергни попечения, совлекись помышлений, отрекись тела; ибо молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого. Что бо ми есть на небеси? - Ничтоже. И от Тебе что восхотех на земли? - Ни что иное, как только непрестанно в молитве безмолвно прилепляться к Тебе. Одни пленяются богатством, другие славою, иные стяжанием: мне же еже прилеплятися Богови вожделенно есть и полагати на Него упование моего бесстрастия (Пс. 72, 25. 28). 26. Вера воскрыляет молитву; и без веры молитва не может возлететь на небо. 27. Страстные! будем прилежно и неотступно молиться Господу; ибо все бесстрастные из страстного состояния достигли бессмертия. 28. Аще и Бога не боится Судия оный, но зане душа, чрез грех и падение овдовевшая от Него, творит Ему труды, то Он сотворит отмщение ея от соперника ея - тела, и от врагов ее - злых духов (Лук. 19, 3-7). Сей благой Искупитель наш благоразумных привлекает к любви Своей скорым исполнением их прошения. Неблагодарные же души, как псов, долго томит алчбою и жаждою неисполняемого желания, заставляет их таким образом пребывать при Себе молитвою; ибо неблагодарный пес, получивши хлеб, тотчас же отходит от того, кто дал ему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/937/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010