Видя, что плотские и земные обетования в изобилии изливаются на нечестивых, пророк говорит, что ноги его едва двигались, стопы чуть не спотыкались, точно бы он служил Богу напрасно, так как презирающие Его наслаждаются всем тем, чего он желал от Него; и он трудился над исследованием этого предмета, желая понять, почему это так, пока не вошел в святилище Бога и не уразумел последней судьбы тех, которые казались ему, заблуждавшемуся, счастливыми. Тогда он понял, что то, чем превозносились они, ниспровергнуто, исчезло и погибло из-за их безнравственности и что весь блеск их временного счастья оказался сном пробуждающегося, который находит внезапно разрушенными виденные им во сне обманчивые радости. И так как на этой земле, в земном граде, они казались великими, он говорит: «Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их» (Пс. 72:20). Но что ему полезно было искать даже и земного только у Бога, во власти Которого находится все, это он показывает, говоря: «Как скот был я пред Тобою. Но я всегда с Тобою» (Пс. 72:22-23). «Как скот», говорит, неразумный, т. е. я должен был от Тебя желать того, что не могло быть общим у меня с нечестивыми, а не того, чем в изобилии пользуются они и при виде чего я думал, что служил Тебе напрасно: так как все это имели и они, не хотевшие служить Тебе. Однако «я всегда с Тобою», потому что в желании даже и этих предметов не искал иных богов.    И потому говорится далее: «Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим» (Пс. 72:23-24), т. е. все, чем изобиловали нечестивые и при виде чего он едва было не пал, — все то относится как бы к левой руке. «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле» (Пс. 72:25). Он укоряет самого себя и выражает справедливое недовольство собою, потому что имея на небе, как понял впоследствии, столь великое благо, искал на земле от своего Бога преходящее счастье, скорогибнущее и, так сказать, непрочное. «Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего» (Пс. 72:26); изнемогает, конечно, добром для низшего ради высшего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Господи, во граде Твоем образ их уничижиши». Образ имеет цветность на время. Посему владычество Вавилонян Пророк уподобляет образу, сохраняющемуся малое время. Говорит же: «уничижиши» его, наказав за злочестие во граде Твоем. Пс.72:21 .  Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, «Яко разжжеся сердце мое». Так разсуждал я, как огнем разжигаемый их беззаконием. Пророк возвращается к сказанному в начале: «возревновах на беззаконныя», и что там назвал ревностию, то здесь называет разжжением сердца. «И утробы моя изменишася». Утробами, как говорил я многократно, именует Пророк помыслы. Имея благочестивые помыслы, едва не совратился я, говорит он, по причине их кичливости. Пс.72:22 .  тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою. Пс.72:23 .  Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Пс.72:24 .  Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. «И аз уничижен, и не разумех». Симмах выразил сие яснее: «был я неискусен и не сведущ». Недостатку же сему подвергся по неведению, не зная судов Твоих. «Скотен бых у тебе». «И аз выну с Тобою». Но не подвергнусь более сему, и не соглашусь входить в какия-либо разыскания и любопытствовать о том, что домостроительствуется Твоею премудростию; напротив того, подобно вьючному животному, буду следовать за Твоими мановениями. Ибо в таком случае не лишусь Твоего о мне промышления. Как вьючное животное следует за ведущим, не любопытствуя, куда его ведут: так и я буду следовать, направляемый Твоею благодатию, не входя в изследования о Твоем промысле. «Удержал еси руку десную мою»: «И советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси». Отсюда начинается речь о возвращении из плена, а именно: как снисходительный отец, нашедши заблудшаго сына, и взяв его за правую руку, вводит в дом, так и Ты возвратил меня в отечественную землю, освободив от рабства, дав удобство – пройти странами многих народов, соделав меня знаменитым и славным. Пс.72:25 .  Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Такое высокое нравственное настроение, которое возбуждается пребыванием в храме, должно проникать и служителей храма, священников, которые должны быть «облеченными в правду» ( Пс.131:9 ). Проникаясь в храме высокорелигиозным настроением, человек находит в храме же и поддержку этому настроению, когда в минуты колебаний и сомнений получает в храме от Бога разрешение различных, волнующих душу запросов и недоумений, например, о кажущейся несправедливости в мире «Я позавидовал безумным, – говорит свящ, поэт, – эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?.. И я думал как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их... Я всегда с тобою; Ты держишь меня за правую руку, Ты руководишь меня советом Твоим» ( Пс.72:3 , Пс.72:12–14 ; Пс.72:16–17 ; Пс.72:23:24 ). Оказывая в храме поддержку человеку в моменты тревоги и колебаний и умиротворяя его душу, Господь в храме оказывает помощь людям и в других отношениях; «во святом жилище Своем», говорит псалмопевец, Бог является «отцем сирот и судьей вдов ( Пс.67:6 ); вообще, Господь «посылает помощь из святилищ; и с Сиона подкрепляет» людей ( Пс.19:3 ). Глубокие религиозные переживания верующей души находят в храме питание себе, как дерево находит свое питание в почве ( Пс.91:14 ) и могут доходить до такой степени напряженности, что верующий человек может ощущать в храме непосредственную близость Божества и вместе с тем блаженство постороннего мира, ( Пс.83 . Пс.41 , Пс.26 , Пс.35:8–10 ). В таких чертах Давид и другие, более или мене близкие по времени к появлению храма псалмопевцы представляли себе значение храма для религиозно-нравственной жизни евреев. Глава III. Значение построения иерусалимского храма а) для города Иерусалима, б) для династии Давида Созидая в Иерусалиме храм, который должен был объединять вокруг себя народ еврейский и одушевлять и поддерживать на должной высоте религиозно нравственную и общественно-государственную жизнь евреев, строители храма, цари еврейские, естественно, могли иметь при построении храма расчеты и цели и иного характера, и связывать надежды на осуществление этих последних с постройкой храма в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Отсюда понятно во всей силе наставление Премудрого: Всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Притч:4:23). «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». Учение о сердце, как седалище 7 , основе и источнике всей отчасти телесной, а главным образом духовно-душевной жизни человека, особенно раскрыто в ветхозаветной священной письменности. Самое слово, употребляемое там для обозначения сердца, leb [лев] или lebab [левав], означает зерно, внутренность, сердцевину . Отсюда сердце рассматривается как внутреннее средоточие всего человеческого существа, всей жизни человека ( 2Цар. 18:14 ; Пс.21:27; 44:6; 72:26 и другие). И рече Иоав: сие аз начну, не тако пребуду пред тобою. И взя Иоав три стрелы в руце свои, и вонзе я в сердце Авессалому. И еще ему живу сущу на дубе ( 2Цар. 18:14 ). «Иоав сказал: нечего мне медлить с тобою. И взял в руки три стрелы и вонзил их в сердце Авессалома, который был еще жив на дубе». Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии его: жива будут сердца их в век века ( Пс.21:27 ). «Да едят бедные и насытятся, и восхвалят Господа ищущие Его, живы будут сердца их в век века». Стрелы Твоя изощрены, Сильне: людие под Тобою падут в сердцы враг Царевых . ( Пс.44:6 ). «Стрелы Твои изощрены, Сильный, народы пред Тобою падут, – они в сердце врагов Царя». Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век. ( Пс.72:26 ). «Изнемогло сердце мое и плоть моя. Боже сердца моего и часть моя, Боже, во век!» Как таковое сердце в Ветхом Завете обозначает: 1. Седалище и основу всей жизненной силы человека и ближайшим образом физической его силы ( Пс.39:13; 72:26; 101:5; 108:22 ; Ис.1:5 ): Яко одержаша мя злая, имже несть числа: постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети: умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя ( Пс.39:13 ). «Ибо окружили меня беды, которым нет числа, постигли меня беззакония мои, так что я не мог смотреть, умножились более волос на голове моей, и сердце мое оставило меня».

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

       таков его взгляд на мир (его «глаз»): он смотрит на все и на всех не иначе, как ради «тука» – через свой материальный интерес. И достаток ему дается паче чаяния. «Преуспевают выше, чем воображало сердце» – букв.: «они переходят воображение сердца». Основное значение слова маскит – «изображение» идольское. Такие воображаемые картины (идольские) бродят в сердце ложно благочестивых людей (все они связаны с прибытком), но «им дается больше того, о чем они мечтали» (Раши). Пс.72:8             Издеваются и говорят злобно,                         о хищении говорят свысока. «Издеваются» (hap.leg.) – насмехаются. Это те, кто в Пс.1:1 названы «глумящиеся» («блажен муж, который на седалище глумителей не сидит»). Соединение грубости и издевки характерно для тех, кто прикрыт высшим авторитетом и при этом лжет. «Хищении» – также: притеснения, вымогательстве ( Пс.62 /61:11). «Свысока» – также: «с высоты» собственного положения. Эти люди знают, что злодействуют, но вполне это себе позволяют, потому что их положение «высоко» 392 . Пс.72:9             Полагают в небесах уста свои,                         и язык их расхаживает по земле. Говорят о всех предметах земных свободно («язык расхаживает по земле») и безапелляционно – как вещающие с небес. Из чего видно, что        быть во власти при высшем авторитете (традиции, Церкви) – великая опасность. Пс.72:10             Поэтому обращается народ Его туда же,                         и воды полные сцежены им. «Народ Его» – народ Божий идет за своими вождями и приходит в то же бедственное состояние: «они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» ( Мф.15:14 ). «Горе вам, вожди слепые» ( Мф.23:16 ). «Воды полные» – «воды полноты», благодать. «Сцежены воды» – эти люди не пьют «воды живой» ( Ин.4:10 ) и других не допускают: «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное пред человеками, ибо сами не входите и входящих не допускаете войти» ( Мф.23:13 ). «Сцежены воды ими» – они дают священному и благодатному просочиться, пролиться, истечь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

«Безумный сказал в сердце своем: «нет Бога». Они развратились и гнусны стали по причине беззаконий: нет делающего добро». Рече бо в сердцы своем: забы Бог, отврати лице свое, да не видит до конца ( Пс.9:32 ). «Ибо сказал в сердце своем: «Бог забыл, отвратил лице Свое, чтобы, никогда не видеть». Ибо в сердцы беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают ( Пс.57:3 ). «Ибо в сердце беззаконие составляете на земле: неправду руки ваши сплетают». Вся нравственно религиозная жизнь человека – от высшей мистической любви к Богу ( Пс.72:26 ) до крайнего высокомерия и упорства ( Ис.6:10 и другие) – имеет своим седалищем сердце, так что все нравственное состояние человека и вся его религиозная жизнедеятельность характеризуется по сердцу. Как же вследствие этого важна, бесценна чистота, непорочность сердца и как трудно хранение этой чистоты! Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век ( Пс.72:26 ). «Изнемогло сердце мое и плоть моя. Боже сердца моего и часть моя, Боже, во век!» Одебеле бо сердце людий сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима и ушима услышат, и сердцем уразумеют и обратятся, и исцелю я ( Ис.6:10 ). «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Святитель Иоанн Златоуст называет сердце «возницею» и «кормчим» жизни человека (Святой Иоанн Златоуст, т. V, стр. 20). Но чтобы этот кормчий привел человека к пристани счастья и добродетели, чтобы люди действительно имели источники жизни истинной и богоугодной, – они должны хранить свое сердце от всякой скверны, от всего, что грязнит, извращает и развращает его, – словом, должны быть, как говорит Христос, чистии сердцем . Трудное это дело, очень трудное, но и необходимое, как необходимо иметь чистое зрение, чтобы не спотыкаться; как необходим свет, чтобы не заблуждаться ( Мф.6:21-23 ); как кормчему необходимо знание, чтобы не погубить корабль.

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

«Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13). «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9, 10). «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). «Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжател, который есть идолослужител, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5). «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21:8). «Путь нечестивых погибнет» (Пс. 1:6). «Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи?» (Пс. 4:3). «Если не обратитес ь, Он оружие свое изощр и т; лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготов и л орудия смерти, стрелы Свои с дела л для сожигаемых» (Пс. 7:13—14). «В дел а х рук своих увяз грешник. Да возвратятся грешни к и во ад, все народы, забывающие Бога» (Пс. 9:17—18). «Беззаконни к и же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится» (Пс. 36:28). «Как исчезает дым, да исчезнут: как тает воск от лица огня, так да погибнут грешни к и от лица Божия» (Пс. 67:3). «Вот, удаляющи еся от Тебя погибнут» (Пс. 72:27). «Воздаст им Господь за беззаконие их , и по лукавств у их погубит их Господь Бог» (Пс. 93:23). «Далеко от грешник ов спасение, ибо уставов Твоих они не хранили» (Пс. 118:155). «Господь праведен: Он рассек выи грешников» (Пс. 128:4). «Падут в сет ь свою грешни к и» (Пс. 140:10). «Хранит Господь всех любящих Его, и всех грешник ов истребит» (Пс. 144:20). Святой Златоуст об этом Бог грозит грешникам потому, что не хочет их погубить: для того изъявляет гнев Свой, чтобы мы страхом исправляли себя и избежали бы вечной казни (Беседа о землетрясении). Угроза казни обыкновенно больше обращает людей к исправлению, чем обещание награждений (Беседа 55 на евангелиста Матфея).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Содержание     Собеседование 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46     Предисловие   1. Божественные Писания все святы, но особенною святостью про­никнуты псалмы. Так, с самого начала книги (они говорят) прямо о воздержании, и прежде всего о том, чтобы не иметь общения с нечестивыми. С этого именно и начал блаженный Давид своими словами: «блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых» (Пс.1:1). Говоря о блаженстве, он разумеет высшую степень всего хорошего. Вместе с тем (говорят псалмы) об общении с добрыми, об обуз­дании чрева, об удержании рук, о нелюбостяжании, о ничтожестве денег, славы и всего подобного. Послушай, например, его слова о том, чтобы хранить целомудрие: «внутренность моя насыщена позором» (Пс.37:8), и в другом месте: «Ты истребил всякого прелюбодействующего от Тебя» (Пс.72:27). О том, что должно обуздывать чрево, он говорит: «еще пища была в устах их, когда гнев Божий пришел на них, и убил очень многих из них» (Пс.77:30—31). О том, что должно удаляться стяжания: «если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца» (Пс.61:11), — и не искать славы: «при смерти он ничего не возьмет, и не сойдет с ним слава его» (Пс.48:18). Не по­дражать порочным: «не ревнуй лукавым» (Пс.36:1). Он по­учает ни во что вменять земное могущество: «видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские: и прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашлось место его» (Пс.36:35—36), — и презирать все временное: «считали счастливым народ, у которого это есть, (но) блажен народ, блажен народ, у которого Господь... — Бог его» (Пс.143:15). Говорит (псалмопевец и) о том, что мы не просто согрешаем, но есть воздаяние: «Ты возда...шь каждому по делам его» (Пс.61:13). И почему не за каждый день воздает (тотчас): «Бог — судья праведный и [крепкий, и долготерпеливый]» (Пс.7:12). Также говорит он о том, что смирение прекрасно: «не превозносилось сердце мое» (Пс.130:1), и что гордость — зло: «посему овладела ими гордость...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Астрономия, история, топография, механика, физика, геометрия, даёт ответы на все эти вопросы. Но знание «созидает только тогда, когда ему предшествует и сопутствует добрая воля». Без этого «будут резать по правую сторону – и останутся голодными: и будут есть по левую – и не будут сыты, каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Манассия – Ефрема и Ефрем Манассию, оба вместе – Иуду» ( Ис.9:20–21 ). «Сирияне с востока, Фелистимляне с запада, – будут они пожирать… полным ртом» ( Ис.9:12 ). Так сильный может, при одном холодном знании, «есть бессильного во весь рот» 67 . И едят! – сказал бы теперь почивший библеист. «Утерян секрет» – «быть довольным» 68 … Человечество опирается теперь на «три жезла» – на «опыт, разум и науку» 69 , с которыми и восходит на вершину гордости. И гордецы множатся, так как «у зла более пособников, нежели у добра» 70 . Гордость всюду. Гордость развивает «аппетит» к властолюбию, которое одновременно зовёт и к свободе от власти и, подменяя понятие христианской свободы, предлагает обществу хлеб, но «хлеб недопечённый» 71 . Аппетиты отдельных лиц превращаются иногда в аппетиты целых народов. Результат этого – «вечный голод» 72 . Такие народы нуждаются «в постоянной пище» – и они «объявляют войну против того, кто ничего не кладёт им в рот» ( Мих.3:5 ). Царства, стремящиеся к обладанию всем миром, прекрасно характеризуют пророки. «Эти царства требуют от всех безмолвного подчинения». И мир слышит речи самоуслаждения: «я – и никто, кроме меня» ( Ис.47:7,8:10 ); речи самоуверенности: «кто придёт ко мне»? ( Иер.49:4 ); речи пагубного насилия: «пади ниц, чтобы нам пройти по тебе»! и вот, хребет людей делается как бы землёй и улицей для этих проходящих великанов ( Ис.51:23 ); а только мирный заговорит, они – к войне ( Пс.119:7 ). Пресыщенных и вместе вечно голодных гордость облегает, как ожерелье, и дерзость одевает их, как наряд уже выкатываются глаза их от жира, а жадные помыслы всё ещё бродят в сердце. Они над всем надеваются, говорят свысока, поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле ( Пс.72:6–9 ) с высокомерной речью: «силою руки моей и моей мудростью я сделаю это.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

«Безделье же научает тернистому пороку, ибо в руке бездельника вырастают тернии и путие праздных постлани тернием (Притч. 15:19). Таковые, которые ничего не делают, — клеветники и болтуны, не боящиеся Бога. Вдобавок к этому они развязны под предлогом [Col. 1700] якобы учения, не понимая ни что говорят, ни что утверждают». Таковых и Псалмопевец порицает, говоря: в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран (Пс. 72:5). Ибо согрешающие и не кающиеся, не приемлющие ран, то есть не наказуемые здесь с людьми, там будут нескончаемо казнимы вместе с демонами. Поэтому и мы из Писания научаемся любить труд, потому что он нам во всем полезен. Ибо говорит: Не отвращайся от трудной работы… Глубоко смири душу твою (Сир. 7:15, 17); Во всех делех твоих буди тщателен и всяк недуг не имать приступити к тебе (Сир. 31:26); В похотех есть всяк праздный, руки же мужественных в прилежании (Притч. 13:4). Давид же: сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие (Пс. 72:16), но сего ради и тружусь, чтобы жить до конца. Ибо Ты сказал, Владыка: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исх. 20:2), то есть из праха и делания кирпичей (Исх. 5:7-8) позорных страстей. Посему прекрасно ревновать Апостолу, ибо он говорит: Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас (1 Фес. 2:9), ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас (2 Фес. 3:8). И [в Послании] к коринфянам, перечисляя подвиги свои за благочестие, он прибавляет: я гораздо более был в трудах (2 Кор. 11:23). И опять-таки: я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15:10). Посему должно нам совершать труды со смирением и различением, то есть с советом духовных отцов. Ибо так мы не впадем в прелесть и поругание бесовские, потому что всегда возбуждают человека нечистые духи на то, что он не может совершить, и затем глумятся над ним. Говорить же и думать нам следует по Апостолу, когда мы чего-то достигли: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010