72. И опять тот же пророк о страданиях Христа (говорит) так: Вот, Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин. Города Ароерские будут покинуты, – останутся для стад, которые будут отдыхать там, и некому будет пугать их (Ис. 17: 1–2). И кто иной совершенно праведен, кроме Сына Божия, Который приводит к совершенной праведности верующих в Него, которые, подобно Ему, были преследуемы и умерщвляемы. А слова В мире Он идет в Свой гроб говорят, как Он умер для нашего искупления; ибо в мире означает искупление. Ибо те, которые были врагами и противниками, вследствие Его смерти, веруя в Него, соблюдают взаимный мир, т. к. через всеобщую веру в Него они воистину сделались друзьями и возлюбленными. Если же пророк говорит: «Он взят из среды», то этим он мыслит Его воскресение из мертвых. Ибо после Своего погребения Он являлся уже не как мертвец, т. к., умирая и восставая, Он должен пребывать бессмертным, (о чем) пророк говорит так: Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век (Пс. 20: 5). Но почему он говорит: «Он просил жизни, когда все-таки Он должен был умереть?» Этим он возвещает именно Его воскресение из мертвых, и что Он, будучи воскрешен из мертвых, бессмертен. Ибо Он получил жизнь именно для того, чтобы воскреснуть, и долгую жизнь навсегда и вечно, чтобы быть нетленным. 73. И опять Давид о смерти и воскресении Христа говорит так: Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня (Пс. 3: 6). Давид сказал это не о себе, т. к. он не восстал после того, как умер; но это – Дух Христа, Который и через других пророков, а в настоящем случае – через Давида – говорит о Нем: Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Под сном пророк подразумевает смерть, ибо Христос воскрес. 74. И снова о страданиях Христа Давид говорит так: Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его (Пс. 2: 1–2). Ибо Ирод, царь иудеев, и Понтий Пилат, прокуратор императора Клавдия, осудили Его на распятие (см. Лк. 23: 7 и сл.). Ибо Ирод боялся, что Он будет земным царем, Которым он может быть низложен со своего царства. Пилат же вынужден был Иродом и окружающими его иудеями предать Его на смерть против своей воли, когда он предпочел сделать это, чем действовать против императора спасением человека, Который носил имя «царь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В Библии мы повсюду находим слова, свидетельствующие о той роли, которую играет сердце в деле познания. Мы встречаем эти слова как в Ветхом завете: «Помышления сердца их были зло» [Быт. 6:5] «Не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь» [Втор. 29:4] «Вы знаете всем сердцем вашим» [Нав. 23:14] «Даруй же рабу Твоему сердце разумное» [III Цар. 3:9] «Размыслите в сердцах ваших» [Пс. 4:5] «Изрекут... размышления сердца моего - знание» [Пс. 48:4] «Бродят помыслы в сердце» [Пс. 72:7] «Мудрость почиет в сердце разумного» [Притч. 14:33] «Мудрость войдёт в сердце твоё» [Притч. 2:10] «Безумие в сердце их» [Еккл. 9:3] «Сердце легкомысленных будет уметь рассуждать» [Ис. 32:4] «Не уразумели этого сердцем» [Ис. 42:25] «Чтобы ты узнал помышления сердца твоего» [Дан. 2:30] так и в Новом: «Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» [Мф. 9:4] «Помышляли в сердцах своих» [Мк. 2:6] «Да откроются помышления многих сердец» [Лк. 2:35] «Видя помышления сердца их» [Лк. 9:47] «Для чего такие мысли входят в сердца ваши?» [Лк. 24:38] «Слово Божие... судит помышления и намерения сердечные» [Евр. 4:12] Наличие двух проводников познавательной силы свидетельствует о нарушении целостности духа. «Мы должны, - продолжает Зеньковский, признать факт раздвоения познавательной силы в человеке: рядом с разумом и его идеями стоит сердце с его озарениями - в этих озарениях нам может открыться глубочайшая истина» Может ли разум претендовать на «знание истины»? Или он имеет отношение только к им самим же созданным искусственным конструкциям? Впрочем, и здесь, как мы выяснили в первых главах нашей работы, разум не способен разрешить тех проблем и противоречий, которые перед ним встают. Откуда идёт этот предрассудок, что только знание, получаемое разумом, несёт человеку истину? Откуда это стремление превратить «веру» в «знание», истину откровенную в истину самоочевидную? Откуда, наконец, это вечное стремление всё доказать? Почему доказанная истина много ценней недоказанной? Здесь мы видим непримиримость между истиной Откровения и человеческими истинами. В Библии сказано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Св. Писание не считается с законами, оно свободно от законов.

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/23/...

И далее: «Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно» ( Быт.46:4 ). И еще к избранному Израилю говорит: «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя», и прочее ( Ис.41 и след.). И еще: «Ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» ( Ис.43:1–2 ). Так пишется о святом Иосифе, что «Бог был с ним» ( Деян.7:9 ), пишется о Израиле: «Господь Бог твой Сам пойдет с тобою и не отступит от тебя и не оставит тебя» ( Втор 31:6 ). Это присутствие Божие с верными Своими рабами не такое, как с прочими людьми и тварями, поскольку Бог, как вездесущий, везде и во всяком месте есть, разумеется, но благодатное и утешительное и хранящее их, как чад Своих, как о том Моисей святой в песне своей говорит: «ограждал его (Израиля), смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими», и прочее. ( Втор 32:10–11 ). Этим благодатным Божиим присутствием ободряемы, верные дерзают и говорят Богу с пророком: «Если я пойду посреди тени смертной, не убоюсь зла; ибо Ты, Боже, со мною» ( Пс.22:4 ). Дерзают в узах, темницах, изгнаниях, пленениях, бранях, страданиях и самых смертях, ибо Господь близ них есть, сохраняя и спасая их, и говорят с пророком: «С нами Бог» ( Ис.8:10 ); – говорят с Псалмопевцем: «Господь пасет нас, и ничего нас не лишит» ( Пс.22:1 ); восклицают с апостолом: «Если Бог за нас, кто против нас?» ( Рим.8:31 ) Рассуди же, возлюбленный христианин, какое большее может быть утешение боголюбивой душе, чем Бога присутствующего иметь и на Него очами веры смотреть? А где Бог со Своим благодатным присутствием, там всякое утешение, радость и веселье. Почувствовал это Псалмопевец на себе: «Я всегда с Тобою; Ты держал меня за правую руку, и советом Твоим наставлял меня, и со славою принял меня. Что для меня небо? и без Тебя чего желать мне на земле? Изнемогло сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, во век» ( Пс.72:23–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

И по своему опыту, и по рассказам других людей я знаю, насколько неожиданно оказывается при приближении к Библии обнаружить в ней гневные людские недоумения. Нам, приученным к жесткой цензуре (и самоцензуре) тем более странно видеть столь разительную, порой граничащую с кощунством честность библейских пророков. Они дерзают выражать свое непонимание путей Промысла: «Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою. Все одно: я сказал, что Он губит и непорочного, и виновного. Если этого поражает Он бичом вдруг, то пытке невинных посмеивается. Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает. Если не Он, то кто же?» ( Иов.9:21-24 ). «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них» ( Иов.21:7-9 ). Кроме Иова о том же плачет Иеремия: «Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии; почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?.. Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях – сохнуть?» ( Иер.12:1-4 ). Тот же вопрос срывается с уст и других пророков: «Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби? По гордости своей нечестивый преследует бедного» ( Пс.9:22-23 ). «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?» ( Пс.93:3 ). «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам… Потому туда же обращается народ Его, и говорят: как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего? И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце мое, и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?» ( Пс.72:2-14 ). «Есть и такая суета на свете: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников» (Эккл.8:14).

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Такое " хождение пред Богом " бывает иногда настолько благоговейным, что человек чувствует, будто каждый его шаг видит Сам Бог, видит, одобряет и укрепляет пути человека. Святой пророк Давид писал: " Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь… " (Пс. 15, 8). Он же восклицал, будучи глубоко тронут постоянным ощущением близости к себе Божества: " Я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим… Бог — твердыня сердца моего и часть моя во век " (Пс. 72, 23, 24, 26). Премудрый царь Соломон писал: " Бог есть свидетель внутренних чувств и истинный зритель сердца " (Прем. 1, 6). Самое полное единение Бога с человеком принес в мир Господь наш Иисус Христос. В один из последних дней Своей земной жизни Он провозгласил: " …кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим " (Ин. 14, 23). Наиболее глубокое единение человека с Богом стало возможным с установлением Богом на земле таинства Причащения Тела и Крови Христовых. Кто принимает в свое сердце Самого Христа, и в великом священнодействии происходит таинственное единение Духа Божия и духа человеческого. Это единение тем крепче и тем продолжительнее, чем усерднее хранит человек - христианин чистоту своей души, чистоту совести, чем сосредоточеннее он пламенеет в молитве к Богу. Молитва — одно из главных условий прочного единения души с Богом. Молитва наша должна быть чистой. Она должна быть искренней. Молитва должна быть вся проникнута любовью к Богу. Но кроме молитвы требуется, чтобы вся наша жизнь была проникнута глубокою религиозностью. Встаем утром от сна,— изображаем на себе крестное знамение, и вот уже наша мысль с Богом. Находимся в пути, в труде, посещаем своих близких — всегда и везде нам следует помнить о Боге, и Бог будет сопутствовать нам в пути, будет помогать в труде, будет вдохновлять нас на добрые дела и на добрые слова при общении с людьми. Мы должны быть всегда с Богом. И Бог всегда будет в нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

«А сам-то ты где живешь?» – спросили у этого человека сельские жители. «На горе», – ответил он. «А возле твоего дома есть родник?» – «Есть». – «Зачем же тебе, чудак, нужен наш ручей, раз он течет сверху, из твоего родника?» 46. «…Всякий, делающий грех, есть раб греха.» (Ин. 8:34). Не давай в сердце приют В жилом доме не терпят крыс и мышей, В колодце с питьевой водой не разводят ядовитых змей, В комнате не оставляют пауков и паутину. Никогда в своем сердце не давай приют дурным представлениям. 47. «И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная.» (Ин.12:50). Опасно Опасно: Ходить в лесу среди высоких прогнивших деревьев, которые вот-вот упадут, Пытаться устоять на уходящей из-под ног каменной осыпи, Переходить реку по сломанному мосту. Но еще более опасно: Считать надежным этот изменчивый мир. 48. «И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.» (Пс. 77:72). В чистоте сердца В чистой воде нет никакой мути, В чистом небе нет ни единого облачка, В чистом взгляде нет ничего потаенного, В чистом сердце нет ни одной дурной мысли. 49. «Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.» (Пс.111:8). Не поддавайся Терпи боль от раны, пока она не заживет, Терпи обиду, пока она не пройдет. Не уступай дурным желаниям, пока они не исчезнут, Не поддавайся гневу, пока он не умрет. 50. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.» (Лк. 11:23). Если внимание рассеивается Если река размывает берег, его заново укрепляют, Если дорога осыпается, ее каждый раз восстанавливают, Если одежда рвется, ее вновь чинят, Если внимание рассеивается, снова и снова собирай его. Комментарии Всего комментариев: 4 2017/11/07, 21:34:11 Как мудро! И сколько же я ещё не в силах понять! Спаси Господи! р.Б. Ирина 2017/10/18, 23:02:33 Слава Богу! 2012/08/01, 10:39:39 Всего немного предлоджений, а сколько глубокого смысла! Спасибо! Лариса 2012/07/31, 11:24:31 Превосходно! Сказано все так просто, умно и доходчиво! Спасибо огромное! Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон .

http://isihazm.ru/?id=126

Некогда через пророка Моисея Господь говорил израильтянам: «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят... будьте святы, потому что Я свят» ( Лев.11:44–45 ). «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом... И будете у Меня людьми святыми» ( Исх.19:5, 22:31 ). Слушая Господа и смиренно принимая для руководства в жизни Его слова, человек будет пребывать в благословении Божием и жизнь свою станет устроять праведно, свято, словом, по-Божьи. Кто же в гордом самомнении кичливого разума отвергает послушание слову Господню и, вопреки ему, живет по-своему, живет нечестиво, тот, лишаясь благословения Божия, навлекает на себя Его проклятие. «Возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него» ( Пс.108:17 ). Жизнь гордого человека всегда греховна, всегда проходит в удалении от Господа. Сказано ведь: «Начало греха – гордость» ( Сир.10:15 ). «Начало гордости – удаление человека от Господа» ( Сир.10:14 ). Всякий грех удаляет человека от Бога, и чем тяжелее содеянный грех , тем дальше человек отходит от Господа и тем ближе оказывается к диаволу. «Вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя» ( Пс.72:27 ). «Не слушает голоса Божьего, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается» ( Соф.3:2 ). Кто хочет приближаться ко Христу Богу, тот должен отстраняться от всего, что противно Христу, отстраняться от мира, лежащего во зле (ср.: 1Ин.5:19 ), ибо Сам Христос говорит: «Я не от сего мира» ( Ин.8:23 ). Под миром подразумевается, по толкованию блаженного Феофилакта, «вообще все, враждебное Богу» 40 . Нам дана заповедь любить Бога всем существом; а значит всякая иная любовь должна подчиняться этой любви, «соединяться с ней, проникаться ею. Все земные блага, по заповеди Божией, надобно ценить и употреблять, как дары Божии, во славу Божию, и не к чему земному – ни к людям, ни к вещам – не должны мы привязывать сердца свои настолько, чтобы эта привязанность могла вредить нашей любви к Богу... Тот грешит, кто, наслаждаясь дарами Божиими, прилепляется к ним и забывает о Благодетеле; любит дары, а не Подателя даров; наслаждается дарами к оскорблению Бога, «дающего нам все обильно для наслаждения» ( 1Тим.6:17 ) " 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

«Моисей был богом фараону, но слугой Бога, как написано. И звезды ночью ярко сияют, а от солнца прячутся, так что днем нельзя узнать, какие они. И маленький светильник, оказавшись рядом с большим огнем, не исчезает и не светит, и не может быть различим, но все является огнем, ибо побеждает сильнейший» 72 . Вот этот пример Григория Богослова , когда маленький огонь светит рядом с большим, но его не видно, он невидим и как бы уже не светит – как звезды: ведь они на небе и днем и ночью, но когда взошло солнце, мы их уже не видим. Святитель Амвросий Медиоланский дает такое рассуждение на 1-ый стих 7-ой главы: «Если они думают, что Христос назван Богом, поскольку имел божественное вдохновение, подобно многим святым мужам (ибо Писание называет богами тех, к кому был глагол Божий), – то они не ставят Его над людьми, но считают сравнимым с людьми. Тогда они думают, что Он есть то, что даровал людям Сам, говоривший Моисею: Я поставил тебя богом фараону, почему и в псалме сказано: Я сказал: вы – боги ( Пс.81:6 )» 73 . Святитель Амвросий хочет подчеркнуть, что одно дело быть поставленным Богом, как Моисей по отношению к фараону, но совсем другое дело – Христос, Который по естеству был истинный Бог и Жизнь вечная! И Его глагол, конечно, несоизмерим с глаголом любого пророка, хотя Христос говорил во всех пророках: в Новом Завете сказано: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» ( 1Пет.1:10–11 ). Иногда в Священном Писании сказано: «Вы – боги» (см.: Пс.81:6 ; Ис.41:23 ; Ин.10:34 ), или по отношению к людям используется иногда даже Божие имя «Елоним»! Иоанн Дамаскин решил объяснить эту ситуацию: «Богами же я называю их, и царями, и повелителями не по природе, но потому, что они царствовали и господствовали над страстями, и Божественного образа подобие, по которому они и возникли, сохранили неповрежденным (ибо царем называется и образ царя); и соединились с Богом по собственному выбору, и приняли вселение Его в себя, и благодаря причастности к Нему стали по благодати тем, что Он есть по природе» 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Поэтому до тех пор, пока человечество будет нуждаться в положительном государственном законодательстве, – следовательно, в государственной организации, – национальное сознание и национальное самоутверждение будет важным и неизбежным фактором в истории. Поэтому, христианская политика должна, во всяком случае, относиться к нему, как к факту, которого не следует отрицать, но на основе которого надо строить. 4 Великие народы древнего Востока, – халдеи, народы Ассиро-Вавилонии, мидяне, персы, знаменитые в истории своими громадными движениями, – представляются нам лишенными национального единства; они грандиозны не духом, который их объединял и покорял им окрестные племена, они поражают нас главными образом, как какие-то стихийные, случайные для нашего понимания сгущения людей, стихийно неожиданно затоплявшие все вокруг себя. Единственным человеческим началом, двигавшим этими силами, была, по-видимому, стихийная же, не знающая границ божественная воля «великого царя», пред величием которой все народы, племена и языки трепетали и страшились ее; кого хотел, великий царь убивал, и кого хотел – оставлял в живых, кого хотел – возвышали, и кого хотел, унижал ( Дан.5:19 ). Национальное единство предполагает собою уже нечто —201— высшее, это есть уже идея, одушевляющая собрание людей. Естественно, что в те времена, явившись у народа, не оторвавшегося от «лона природы», живущего живыми ощущениями действительности, такая идея была религиозною. Библейская история есть история встречи такой идеи с бунтующейся стихией древнего восточного человечества, история многовековой, иногда беспощадной, борьбы этой стихий с национально-религиозными чаяниями Израиля. Великие мужи Израиля, – сила его, – несли из глубины времен сознание какого-то высшего духовного содержания в недрах своего народа, своей национальной души. Откровение, посетившее древнего Аврама – Еврея, жившего у дубравы Мамре, – откровение о его великом призвании, никогда с тех пор не покидало его потомства, даруя ему силу не падать под тягостными ударами, и своей исторической судьбы, являясь для них «путеводным облаком при зное дня в пустыне, и светом огня во всю ночь» ( Пс.77:14 ). Израиль забывал великие трудности путешествия через «пустыню» царств звериных древнего востока, – увлеченный и влекомый идеей, которая ощущалась ему в душе его нации «Я всегда с тобою, говорил он «Сильному Иакова»: ты держишь меня за правую руку; ты руководишь меня советом твоим и потом примешь меня в славу… изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог – твердыня сердца моего и часть моя во век». ( Пс.72:23–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я прилепился к откровениям Твоим, Господи (Пс 118, 31). А мне благо приближаться к Богу (Пс 72, 28). Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор 6, 17). Итак, утомляемые устремлением помыслов души к Богу, мы не должны оставлять упражнения в этом. Ибо кто возделывает землю свою, тот насытится хлебом; а кто подражает праздным, тот насытится нищетою (Притч 28, 19). И в напряженном наблюдении за этим мы не должны ослабевать и впадать в гибельное отчаяние, поскольку от всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб (Притч 14, 23). И еще: трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его (Притч 16, 26). Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11, 12). Ибо никакая добродетель без труда не совершенствуется, и без большого сокруше- 349// ния сердца никто не может достигнуть того постоянства духа, какого вы желаете. Ибо человек рождается на труд (Иов 5, 7). Чтобы он мог придти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4, 13), необходимо ему всегда бодрствовать с большим вниманием и трудиться с постоянной заботою; иначе полноты этой меры никто не достигнет в будущем, если не будет размышлять и не приучится к ней в настоящее время, находясь еще в этом веке, не будет предвкушать ее, и если, назначенный быть драгоценным членом Христовым, не получит залог того соединения со Христом, которым мог бы еще в этой плоти соединиться с Его телом, одного только желая, одного жаждая, к одному всегда направляя не только все свои действия, но и помыслы, чтобы удержать в себе уже данное в залог в настоящей жизни то, что говорится о блаженном пребывании святых в будущей жизни, т. е. чтобы Бог был все во всем (1 Кор 15, 28). глава 7 Вопрос о непостоянстве души и о нападении злых духов Герман. Эта рассеянность ума, кажется, могла бы быть несколько сдерживаема, если бы окружающие враги непрестанно не побуждали разум к тому, чего не хочет, и к чему увлекает его и сама подвижность природы его. Поскольку окружают его столь бесчисленные, столь сильные и страшные враги, то нам думалось, что невозможно противиться им особенно в этой бренной плоти; при этом мнении мы ободрились вашим наставлением, как бы небесным изречением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010