Пс.67:7. Бог вселит единомысленныя в дом.   «Единомысленными» называет тех, которые Ему единому посвятили жизнь свою, и соделали ее чуждою всякого двоедушия и мирского пожелания. Посему, обещает таковым вселение в дому Его, небесном граде. Изводя окованныя мужеством.   Это подобно сказанному «сущим во узах: изыдите, и сущим во тме: открыйтеся» (Ис. 49:9). «Узами» же и «тьмою» называет служение демонам. Такожде преогорчевающия живущия во гробех.   Говорит это, потому что и во ад «сошед проповеда» там «духовом противльшимся иногда» (1 Петр. 3:19-20). Ибо «преогорчевающия» сказано вместо «преогорчившие». Пс.67:8. Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни.   Показывает, что нисшедший даже до ада есть Тот самый, Кто древле чрез Моисея извел Израиля из Египта. А посему говорит, что, когда предшествовал Ты народу Своему, исшедшему из Египта, Пс.67:9. земля потрясеся,    то есть исшествие его стало известно во всей земле. Земля потрясеся, ибо небеса кануша.   Небеса искапали духовную пищу, разумеет же манну. От лица Бога Синаина,    т.е. Бога, на горе Синайской давшего закон. От лица Бога Израилева.    Израиль есть ум зрящий Бога. Пс.67:10. Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему.    «Дождем» именует евангельское слово, по сказанному: «снидет яко дождь на руно» (Пс. 71:6). «Вольным» же называет в отличие от служения подзаконного, потому что подзаконные службы допущены Им не добровольно, по сказанному: «кто... изыска сия из рук ваших» (Ис. 1:12)? или: «всесожжения ваша не суть приятна, и жертвы ваша не усладиша Мя» (Иер. 6:20). И изнеможе, Ты же совершил еси е.   Изнемог древле, когда идолослужительствовал. Но «совершил еси е», призвав евангельскою проповедью. Пс.67:11. Животная Твоя живут на ней.   «Животными» называет здесь приобщившихся животворящей пищи. «На ней» же не тоже ли значит, что и «в достоянии Его»? Уготовал еси благостию Твоею нищему, Боже.   Что же уготовал, как не «ихже око не виде, и ухо не слыша» (1 Кор. 2:9)? И кто нищий, как не один из тех, о которых сказал: «блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное» (Мф. 5:3)?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Книги исторические, содержащие в себе преимущественно историю религии и жизни еврейского народа, сохранившего веру в истинного Бога, следующие: Книги учительные содержат в себе преимущественно учение о вере. К ним относятся: 13. Книга Иова. Она посвящена праведному Иову, который перенес страшные бедствия, но не возроптал на Бога. 14. Псалтирь. Состоит из 150 канонических псалмов, или священных песней, написанных по вдохновению Духа Святого. Существует также один неканонический 151й псалом, которого нет в еврейском подлиннике, он взят из греческого перевода Библии. Считается, что большая часть песней-псалмов написана царем Давидом. Их пение сопровождалось у евреев игрой на музыкальном инструменте, подобном арфе, называвшемся псалтирью, откуда и произошло название книги. В псалмах автор выражает благодарность Богу за Его благодеяния, молится Ему о помощи, просит прощения грехов. Поэтому псалмы, являясь прекрасными образцами молитвы, пелись за ветхозаветным богослужением. Звучат они и сегодня в нашей Христианской Церкви. Кроме того, в псалмах содержатся пророчества об Иисусе Христе; особо замечательны пророчества о том, что Мессия, Спаситель мира, будет Сыном Божиим ( Пс. 2:7; 109:3 ); Истинным Богом ( Пс. 44:7-8; 109:1 ); по человеческой природе Спаситель произойдет из рода Давидова ( Пс. 88:36-38 ); Он будет пророком ( Пс. 21:23; 39:10-11 ), первосвященником ( Пс. 109:4 ) и царем ( Пс. 71:7-8 ); что Мессия будет проповедовать в притчах ( Пс. 77:2 ), будет предан одним из ближайших к Нему лиц ( Пс. 40:10 ), умрет мучительной смертью ( Пс. 21 ), сойдет во ад ( Пс. 15:10 ), воскреснет из мертвых ( Пс. 70:20 ), вознесется на небо ( Пс. 67:19 ) и сядет одесную Бога Отца ( Пс. 109:1 ). Псалмы или их отдельные стихи входят в состав каждого православного богослужения. 15. Притчи Соломона. В этой книге содержатся краткие, мудрые и поучительные изречения Соломона о страхе Божием, о добродетелях и пороках. 16. Екклезиаст. Екклезиаст по-гречески — проповедник. Второе название этого произведения — книга плача. Оно содержит размышления царя Соломона о суетности жизни и раскаяние во грехах.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Еже затворити искушенныя сребром.   Сребро — Божественные словеса. Говорит же: «запрети» и мысленным, и чувственным врагам, чтобы проповедники Евангелия не были доведены до невозможности более проповедовать. Или так: «запрети» тем и другим, чтобы проповедники не были недопускаемы до проповеди. Расточи языки хотящыя бранем:    очевидно, разумеет народы в смысле духовном и брани воздвигаемые против Святых. Пс.67:32. Приидут молитвенницы от Египта: Ефиопия предварит руку свою к Богу.   После того как рассеяны и связаны мысленные враги, стекаются уже на проповедь египтяне и ефиопляне. Именем же египтян означает ревностных идолослужителей и противников жития израилева, а именем ефиоплян — пределы земли. Но, каким образом Ефиопия притекла на проповедь, можно видеть это в примере Евнуха ефиоплянина. Пс.67:33. Царства земная, пойте Богу.    Показывает, что и все прочие народы вместе с своими царями уверуют во Христа. Воспойте Господеви Пс.67:34. восшедшему на небо небесе.   Поелику в предыдущих стихах проповедал о страдании и сошествии Христовом во ад, то проповедует и о восшествии Христовом на небо. А присовокупленное «на востоки» сказано сравнительно. Ибо, как солнце, сокрывшись на западе, восходит на востоке, так и Господь как бы из глубин адовых восшел на небо небесе. Се даст гласу Своему глас силы.    «Гласом силы» называет глас, который воздвигнет всех мертвых, когда воскреснут по Его велению. Пс.67:35. Дадите славу Богови.    Так и Павел говорит: «прославите Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия» (1 Кор. 6:20), потому что справедливость требует во всем прославлять Благодетеля. На Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. Пс.67:36. Дивен Бог во Святых Своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим: благословен Бог.   Поелику псалом упомянул о втором Его пришествии, в которое воскресит всех мертвых, то открывает нам различные почести, какие возданы будут Святым, также различные чины Святых. И чины означает словами: «Израиль», «облака», «Святые люди», а почести показывает в словах: «велелепота», «сила», «дивное», «держава». Сверх же всего этого присовокупляет, что Бог «благословен». Ибо ясно, что Святые в тех обителях, то есть небесных, непрестанно будут благословлять Бога, подражая чину горних духов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Тоже пророки – Давид и Исаия предсказали, что Христа Спасителя будут презирать ( Пс.21:6; 68:7,9,20 ; Ис.49:7,53:3 ), что Он будет отвергнут братьями ( Пс.68:8 ; Ис.53:3 ), князьями и начальниками языческими и иудейскими ( Пс.2:1–2,117:22 ), будет для иудеев предметом ненависти, камнем претыкания и соблазна ( Пс.68:4,108:5 ; Пс.8:14 ). И эти пророчества исполнились на Иисусе Христе ( Мф.13:54–57 ; Мк.6:3,9:12,23:11 ; Ин.6:42,9:29 ; Рим.15:3 ; Мк.3:21 ; Ин.1:11,7:5 ; Мф.27:18 ; Мк.15:10 ; Ин.15:18–25 ; Мф.2:3–18 ; Лк.23:12 ; Деян.4:25–27 ; Мф.21:42–45 ; Ин.7:48,9:29 ; Деян.4:11 ; IKop.2:8 ; Мк.12:10–12 ; Лк.20:17–19 ; 1Пет.2:7–8 ; Рим.9:32–33 ). Пророки Давид, Исаия, Даниил, Моисей и Захария предсказали, что Христос Спаситель будет предан врагам одним из Его учеников ( Пс.40:9 ), оставлен своими учениками ( Зах.13:7 ), будет продан за тридцать сребреников ( Зах.11:12 ), что за эти деньги потом будет куплено поле горшечника ( Зах.11:13 ), что Он будет страдать и мучиться за грехи всего народа ( Ис.53:4,6–11,63:1–5 ), что Ему нанесут удары-побои по ланитам, будут плевать в лицо и оскорблять ( Ис.50:6 ; Мих.5:1 ; Пс.21:7–8 ; Ис.68:19–20 ; Пс.88:51 ). что Он будет обвиняем ложными свидетелями ( Пс.26:12,34:11 ), что Его руки и ноги будут прободены ( Пс.21:16 ; Зах.13:6 ), что Ему дадут пить уксус с желчью ( Пс.68:21 ), что Он будет как бы оставлен Богом ( Пс.21:1 ), поставлен в число злодеев ( Ис.53:12 ), с молчанием, будет терпеть это от своих гонителей ( Ис.53:7 ) и будет даже ходатайствовать за своих убийц ( Ис.53:12 ; Пс.108:4 ), которые осудят Его на смерть ( Ис.53:12 ; Дан.9:26 ). Из книг нового завета мы видим, что все эти пророчества сбылись на Христе Спасителе: предательство – Мф.26:23–25 ; оставление учениками – Мф.26:31,56 ; Мк.14:27,50 ; Ин.16:32 ; сребреники – Мф.26:14–16,27:9 ; Мк.14:10–11 ; Лк.22:4–6 ; поле горшечника – Мф.27:6–10 ; мучение за грехи народа – Мф.20:28,26:67 ; Мк.10:45,14:33–36 ; Лк.22:42,44 ; Ин.12:27 ; Деян.3:18 ; 1Пет.2:21,3:18 ; удары, плевание в лице и оскорбления – Мф.26:39–62,27:39–49 ; Мк.14:65,15:19,29–39 ; Лк.22:63–64 ; Ин.18:22,19:3 ; обвинение лжесвидетелями – Мк.26:59–62 ; Мк.14:55–60 ; Лк.23:10 ; прободение рук и ног – Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Лк.23:33 ; Ин.19:18,20:25–27 ; желчь и уксус – Мф.27:34.48 ; Лк.23:35–37 ; Ин.19:28–30 ; кажущееся оставление Богом – Мф.27:46 ; Мк.15:34 ; поставление в число злодеев – Мф.27:38 ; Мк.15:27–28 ; Лк.22:37,23:33 ; молчание перед гонителями – Мф.26:62,27:12–14 ; Мк.14:60–61,15:3–5 ; Лк.23:9 ; Деян.8:32–35 ; ходатайство за убийц – Лк.23:34 , осудивших на смерть – Мф.27:50 ; Мк.15:44 ; Лк.23:46 ; Ин.19:33 ; Деян.10:39,13:27–29 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пророки Моисей, Давид, Исаия, Иоиль (за 700 лет), Амос (за 700 лет) и Захария пророчествовали, что смерть Христа Спасителя будет сопровождаться чудесами ( Иоил.2:30–31 ; Ам.8:9 ). что разделят Его одежды и будут бросать о них жребий ( Пс.21:18 ), что ни одна из костей Его не будет повреждена ( Исх.12:46 ; Чис.9:12,46 ; Пс.33:20 ), Он будет прободен ( Зах.12:10 ), похоронен будет богатыми ( Ис.53:9 ), тело Его не подвергнется тлению ( Пс.15:10 ), что он воскреснет и вознесётся на небеса ( Пс.15:10,23:7–10,67:18,109:1 ; Ис.53:9 ). В св. книгах нового завета видим исполнение и этих пророчеств: чудеса по смерти – Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44–45 ; разделение одежд – Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Лк. 23:34 ; Ин.19:23,34 ; – о целости костей – Ин.19:33,36 ; – о прободении – Ин.19:34,37 ; погребение богатыми – Мф.27:57,60 ; Мк.15:43–46 ; Лк.23:50–53 ; Ин.19:38–42 ; нетление тела – Деян.2:25–31,13:35–37 ; воскресение и вознесение на небеса – Мф.16:6,28:6–7 ; Лк.24:6,34,51 ; Ин.20:14 ; Деян.1:9,2:24,32–35,13:30,37 ; Еф.4:8–10 . Пророки; Давид, Исаия, Иеремия, Иоиль, Захария, Даниил и Михей предсказали, что Христос по своём вознесении на небо сядет одесную Бога Отца ( Пс.109:1 ), что Он пошлёт своим ученикам Святого Духа ( Пс.67:18 ; Иоил.2:28–29 ), что Он будет первосвященником на небе и ходатаем за грешников ( Зах.6:13 ), будет краеугольным камнем в Церкви ( Пс.117:22 ; Ин.28:16 ) и её верховным пастырем ( Ис.34:23,40:11 ), светом и спасением народов ( Ис.11:10,42:1,6,49:6,55:4–5 ) и будет царствовать с правдою над всеми народами вечно, ( Чис.24:17 ; Пс.2:7–9,44:6–7,71:2–8 ; Ис.9:6,11:4,42:3 ; Иер.23:5,33:15 ; Дан.7:14 ; Мих.7:4 ). И эти пророчества о Христе Спасителе исполнились и исполняются доселе, как мы видим из книг св. Писания нового завета: седение одесную Бога Отца – Деян.2:34 ; Рим.8:33–34 ; Евр.1:3,10:12 ; посольство Св. Духа ученикам – Деян.2:1–4,16:18 ; первосвященство и ходатайство на небе – Рим.8:33–34 ; Евр.7:25 ; краеугольный камень Церкви – Мф.16:16–18,21:42 ; Мк.12:10 ; Лк.20:17 ; Деян.4:11 ; INem.2:6–7 ; IKop.3:11 ; Еф.2:20 ; верховное пастырство в Церкви – Ин.10:11,14 ; Евр.13:20 ; 1Пет.2:25,5:4 ; свет и спасение народов – Мф.12:18,21 ; Мк.16:15–16 ; Лк.2:32,24:47 ; Ин.1:4–9,8:12,10:16,12:46 ; Деян.11:17–18,13:47 ; вечное с правдой царствование над всеми народами – Лк.1:32–33 ; Ин.5:30 ; Флп.2:9–11 ; Откр.19:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

М., 2003. С. 306-307; Баталова С. Мотивът за появата на чудния Елен в житието на св. Евстатий Плакида - инициация «преведена» на езика на агиографската легенда?//Cultura Animi: Изслед. в чест А. Николова. София, 2004. С. 342-348; idem. (Batalova S.). The Tradition of St. Eustachius Placidas in Latin//Scripta & e-Scripta: The J. of Interdisciplinary Mediaeval Studies. Sofia, 2005. N 2. Р. 325-353; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина: Сер. XIII - сер. XV в. М., 2004. С. 199-206. О. В. Гладкова Гимнография Память Е. П. отмечается 9 нояб. в иерусалимском Лекционарии VII-VIII вв. ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars 1.] P. 39-40; [Pars 2.] P. 49-50), последование включает пение прокимна из Пс 67, Апостол Евр 10. 32-39, аллилуия со стихом из Пс 96, Евангелие Лк 21. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 40) память Е. П. приходится на 20 сент., его последование включает прокимен из Пс 15, Апостол Еф 6. 10-17, аллилуиарий со стихом из Пс 36, Евангелие Лк 21. 12-19, причастен Пс 32. 1. В самой ранней сохранившейся редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 284) - последование Е. П. имеет ряд праздничных особенностей: самогласен на вечерней стиховне, стихиры на хвалитех, пение на утрене «Бог Господь» и тропаря Е. П., светилен     после 9-й песни канона, на литургии служба, как в Типиконе Великой ц., аллилуиарий со стихом из Пс 33. Последование Е. П. в слав. студийских Минеях XI-XII вв. в целом соответствует указаниям Студийско-Алексиевского Типикона и включает 2 седальна, 2 цикла стихир-подобнов, 2-й из к-рых предназначен для пения на хвалитех, самогласен, в нек-рых списках помещается кондак с икосом ( Ягич. Служебные Минеи. С. 0162-0168). В слав. Стихирарях этого же времени имеется 4 самогласна великомученику. В последовании Е. П. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 280-281), отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава, почти те же праздничные особенности, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; служба на литургии включает те же чтения из Апостола и Евангелия, прокимен из Пс 67 (как в иерусалимском Лекционарии), аллилуиарий со стихом из Пс 33, причастен на выбор - Пс 32. 1 или 111. 6b. Согласно одной из южноиталийских редакций Студийского устава, Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 28), 20 сент. соединяются последования Е. П. и попразднства Воздвижения Креста, к-рое продолжается по 21 сент. (согласно более ранним редакциям Студийского устава, праздник Воздвижения отдается 15 сент.), праздничные элементы последования Е. П. сохраняются (кроме светильна по 9-й песни). На литургии вся служба совпадает с приведенной в Типиконе Великой ц.

http://pravenc.ru/text/187479.html

    «Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи?» (Пс. 4:3).     «Если не обратитесь, Он оружие свое изощрит; лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смерти, стрелы Свои сделал для сожигаемых» (Пс. 7:13—14).     «В делах рук своих увяз грешник. Да возвратятся грешники во ад, все народы, забывающие Бога» (Пс. 9:17—18).     «Беззаконники же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится» (Пс. 36:28).     «Как исчезает дым, да исчезнут: как тает воск от лица огня, так да погибнут грешники от лица Божия» (Пс. 67:3).     «Вот, удаляющиеся от Тебя погибнут» (Пс. 72:27).     «Воздаст им Господь за беззаконие их , и по лукавству их погубит их Господь Бог» (Пс. 93:23).     «Далеко от грешников спасение, ибо уставов Твоих они не хранили» (Пс. 118:155).     «Господь праведен: Он рассек выи грешников» (Пс. 128:4).     «Падут в сеть свою грешники» (Пс. 140:10).     «Хранит Господь всех любящих Его, и всех грешников истребит» (Пс. 144:20). Святой Златоуст об этом    Бог грозит грешникам потому, что не хочет их погубить: для того изъявляет гнев Свой, чтобы мы страхом исправляли себя и избежали бы вечной казни (Беседа о землетрясении).    Угроза казни обыкновенно больше обращает людей к исправлению, чем обещание награждений (Беседа 55 на евангелиста Матфея).    Если страх земного царя от столь многих зол нас отвращает, то гораздо больше Небесного Царя страх мог бы нас отвратить от зла, если бы мы часто слушали Писание (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).    Бог грозит нам казнью потому, что напоминание о ней есть как бы некое спасительное врачевство (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).    Не скоро бы согрешил человек, если бы всегда прилежно рассуждал о геенне, ибо говорится в Писании: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7:39. — Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).    О геенне больше мы должны рассуждать, чем о Царствии Небесном, ибо страх большую имеет силу, чем обещание (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

6, 50). 23 апр. даются общие указания о чтениях в честь Г., уточняются только апостольские чтения: Деян 16. 16-34 (читается в том случае, когда последование совершается в период Пятидесятницы) или 1 Петр 3. 9-18. Последование 10 нояб. включает тропарь 5-го гласа «Явился, как звезда», прокимен из Пс 144, паремии Притч 29. 2-6, Ис 65. 13-18, апостольское чтение 1 Фес 1. 1-12, аллилуиарий со стихом из Пс 88, евангельское чтение Ин 15. 20 - 16. 4. Вмч. Георгий. Эмалевый образ в «Св. Короне» Венгрии. К-поль. 1074-1077 гг. (Венгерский нац. музей, Будапешт) Вмч. Георгий. Эмалевый образ в «Св. Короне» Венгрии. К-поль. 1074-1077 гг. (Венгерский нац. музей, Будапешт) В иерусалимском Тропологии VIII-X вв. (сохр. в груз. переводе - см. Метревели. Иадгари. С. 233-235, 318-321) память Г. указывается 23 апр. и 3 нояб. Последование Г. в эти дни включает стихиры на «Господи, воззвах» и на хвалитех и четверопеснец (6-9-я песни). Типикон Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 270) отмечает память Г. 23 апр., в этот день приводится праздничное последование: на Пс 50 утрени поется тропарь 4-го гласа на подобен «Вознесыйся»: Γεωργηθες π Θεο, νεδεχθης τς εσεβεας γεωργς τιμιτατος (                ); чтения литургии: прокимны из Пс 67 и 63, Деян 12. 1-11 (указано также апостольское чтение для совершения службы вне периода Пятидесятницы: 1 Кор 3. 9-17), аллилуиарий из Пс 91, Ин 15. 17-16. 2, причастен Пс 32. 1. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 341), к-рый представляет древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава , 23 апр. приводится праздничное последование с пением «Блажен муж» на вечерне, «Бог Господь» на утрене и тропаря Г.       На литургии на блаженнах - тропари 3-й и 6-й песней канона ; литургийные чтения - те же, что и по Типикону Великой ц. (но прокимен один (из Пс 63), причастен - Пс 111. 6b). В случае совпадения с Великими пятницей или субботой предписывается переносить последование Г. на Великую среду, при этом на утрене поется Аллилуия , а не «Бог Господь», одна из стихир Г.

http://pravenc.ru/text/162188.html

67:26. Участие музыкантов в процессии. О назначении храмовых музыкантов говорится в 1Пар. 15:16–22 . Они сопровождали исполнение гимнов благодарения на струнных инструментах и кимвалах (см.: Пс.41:5 ). Настенная живопись египетских гробниц изображает шествие певцов, танцоров и музыкантов, подобное описанному в этом тексте. 67:31. Зверь в тростнике. Вероятно, здесь подразумевается гиппопотам или крокодил. Оба они представляли опасность, подстерегавшую людей на берегах Нила. Египетская настенная живопись из Бени-Хасана представляет сцены с рыбаками, сидящими в тростниковых лодках, с которых они охотились на этих опасных земноводных. В политическом отношении этот образ относится к Египту. 67:32. Египет и Эфиопия. Поскольку в Египте правила эфиопская династия, нет ничего удивительного в том, что Египет и Эфиопия упоминаются в этом тексте параллельно. Очевидно, взимание дани с расположенной далеко на юге Эфиопии символизирует могущество Бога, покоряющего народы во всех концах земли (ср.: Ис. 18:7 ). 67:34. Шествующий на небесах. См. коммент. к Пс. 67:5 . 68:11. Пост. См. коммент. к Суд. 20:26 . 68:12. Вретище. См. коммент. к 3Цар. 20:31 . 68:20. Поношение и стыд. Израильтяне считали, что если Бог праведен, то награды и наказания должны распределяться в этой жизни в соответствии с индивидуальной праведностью или нечестием. Дальнейшее развитие этих представлений привело израильтян к убеждению, что если человек процветает, то это вознаграждение за его праведность, а если страдает, то это наказание за его нечестие. Чем больше страданий выпадало на долю человека, тем он считался более грешным. Благодаря широкому признанию принципа воздаяния, страдания стали считаться позором. Псалмопевец, оставленный друзьями и утешителями, обращается к Богу – единственному, кто «знает» о его страданиях и не отвергнет мольбы о помощи (ср.: Пл. 1:2,7,9). Выраженному здесь чувству отчаяния вторит «Вавилонская теодицея» (ок. 1000 г. до н. э.), герой которой, невинный страдалец, живущий в перевернутом вверх дном мире, говорит: «Пред теми, кто ниже меня, я склоняюсь; презирают меня и последний, и богатый, и гордый».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

той же главы и книги называется девою, которой не познал муж. В кн. Исх.2:8 именем almah названа Мариам, сестра Моисея, получившая от дочери фараона поручение позвать для мальчика Моисея, найденного в засмоленной корзинке в водах Нила, кормилицу. Что Мариам ко времени рождения Моисея была еще молодою девушкою и даже девственницею, в этом также нельзя сомневаться: обстоятельства повествования (срав. Числ.20:1; 33:38 ; Втор.34:7 ) и общее согласие в этом ученых служат достаточным ручательством для этого; по общецерковному мнению Мариам даже и до самой смерти своей оставалась девою и притом, непорочною. В Пс.67:26 именем alamot (мн. чис. от almah) называются девы, которые являются при торжественном шествии в качестве участвующих в религиозном хоре. Впереди шли поющие, говорится в этом месте, позади играющие на орудиях, в средине девы (alamot) с тимпанами. Что слово alamot значит здесь «девы», это признавали почти все ученые. Впрочем, Кнобель находит возможным разуметь здесь под словом alamot и замужних женщин 34 . Он утверждает это на том основании, что в кн. Исх.15:20 и 1Цар.18:7 по отношению к играющим на тимпанах употреблено не alamot или какое-либо другое слово со значением «дева», но naschim (мн. чис. от ischschah), что значит «женщины». Отсюда, по мнению Кнобеля, следует, что между играющими на тимпанах не только в кн. Исх.15:20 и 1Цар.18:7 , но и в Пс.67:26 были и замужние женщины. Но такое заключение совершенно неправильно. Против него, прежде всего, должно сказать, что слово ischschah означает женщину вообще, будет ли то замужняя или нет, означает, так сказать, только женский род или женскую личность вообще; следовательно, это слово с одинаковым правом может быть употреблено как по отношению к замужней женщине, так и по отношению к деве. Поэтому Кнобель не имел достаточного основания утверждать даже и то, что в кн. Исх.15:20 и 1Цар.18:7 между играющими на тимпанах были непременно и замужние женщины. Если это утверждение уже и само по себе не может быть признано несомненно верным, то какое право имел Кнобель на основании такого утверждения заключать, что и в Пс.67:26 между играющими на тимпанах могли быть замужние женщины, когда в этом месте играющие на тимпанах названы даже не именем naschim, а именем alamot, что значит уже не «женщины» вообще, но «девы»? Притом, если даже и согласиться, что в кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/predsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010