Второй тип вторичной традиции имеет форму извлечений из текста первичной традиции, как правило, в сокращении. Извлечения из «Первой палестинской катены» на Пс 1 - 71. 9 сохранились в единственном кодексе Lesb. Leim. (о-в Лесбос, б-ка мон-ря св. Игнатия (Μον το Λειμνος)). 49, X-XI вв. (CPG. C. 18a), в к-ром выдержки из «Первой палестинской катены» перемешаны с др. элементами, в частности с фрагментами комментария на Пс 1-6, 8-11, 15-17, 28, 35, 38-40, 51-56, 67 Митрофана Смирнского, схолии свт. Афанасия, прп. Исихия, свт. Григория Нисского, Климента Александрийского, Диодора Тарсийского, прп. Исидора Пелусиота и Олимпиодора (Пс 1, 2, 11, 17, 21, 31, 47). Извлечения катены на Пс 38-42. 2 и 50-118 содержатся в рукописи Vindob. Theol. gr. 8, XI в. (CPG. C. 18; тип V по Каро-Лицману; Grundtypus G по Мюленбергу). В кодексе Ath. Esph. 73, XIII в. (CPG. C. 40.6), сохранилось извлечение катены на Пс 1-27; 101-103; 118. 42 - 176; 119-122; 131-132; 136-137; 138-150. Другая, более обширная коллекция выдержек катены на Пс 51-118 (CPG. C. 16; тип III по Каро-Лицману) представляет собой смесь «Первой палестинской катены» (в виде парафраза и извлечений) и т. н. Второй палестинской катены (CPG. C. 13). В «Первой палестинской катене» значительное число фрагментов анонимно, а в извлечении из нее типа III каждая выдержка снабжена леммой, причем многие леммы (особенно в части Пс 90-107) являются ошибочными, т. к. катенист или его предшественник атрибутировал анонимные фрагменты автору предшествующих отрывков, снабженных леммами. Катена кодекса Ath. Laur. B 83, XI-XII вв., является смесью извлечений из 2 частей первичной палестинской катены: типа VI (Пс 1-50) и типа XI (CPG. C. 24). Особое значение имеют извлечения на Пс 51-76, которые важны для реконструкции утерянного кодекса Taurin. 300, бывшего единственным свидетелем первичного текста для этой группы псалмов. Еще одна коллекция извлечений представлена вторичной катеной типа VII (CPG. C. 20: Vindob.Theol. gr. 59, XII-XIII вв.; Paris. Coislin. gr. 189, XV в.; Bodl. Roe. 4. Fol. 28-109v, X в. (Пс 2-17), ее составитель уделял особое внимание комментариям Оригена.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Римский чин Из взаимного влияния древнего соборно-приходского богослужения и настоящих «Правил», особенно Венедиктовых, и выработался нынешний чин римского богослужения, сложившийся в нынешнем его виде к концу VIII b., как видно из того, что в IX b. на него уже пишет подробное символическое толкование Amalarius. Псалтирь выпевается по очереди на службах в течение недели; только некоторые службы имеют постоянные псалмы. В воскресенье на ноктурнах поется 18 псалмов: 1–20 без 4 и 5. в другие дни на ноктурнах только 2 псалмов; в понедельник 26–38, во вторник 38–61 без 42 и 50, в среду 52–67 без 53, 62, 64 и 66, четверг 68–79, пятница 80–96 без 89–92, 94; в субботу 97–108. На Laudes 4 псалма и одна песнь из Ветхого Завета; на первом месте в воскресенье и праздники пс. 92, в будни 50; на втором месте в воскресенье и праздники 99, в остальные дни последовательно 6, 52, 64, 89, 142, 91; на третьем месте и четвертом всегда Пс. 62 и 66, рассматриваемые как один, далее библейская песнь; в воскресенье и праздники — трех отроков, в понедельник — Исаии, во вторник — Езекии, в среду Анны, в четверг Моисея Поим Господеви, в пятницу Аввакума, в субботу Моисея — Слыши небо; затем опять три псалма в одном отделе 148–150. на первом часе в праздники и субботы пс. 53 и два отдела 118 пс. (под двумя первыми буквами — алеф и бет еврейского алфавита). В остальные дни присоединяется в качестве 4-го псалма на первом часе последовательно, начиная с воскресения, такие псалмы: 117, 23, 24, 25, 22, 21. На 3, 6 и 9 часе по три отдела пс. 118. На вечерни ежедневно 5 псалмов, начиная от воскресения, из группы пс. 109–147, за исключением пс. 117, 118, 133 и 134. На повечерии пс. 4 (ср. у нас), затем пс. 30, 1–6, пс. 90 и 133. Порядок служб: на утрени или ноктурнах начало тайно про себя: Отче наш, Ave (Богородице Дево радуйся) и Верую; громко: стихи: Господи устне мои отверзеши, Боже в помощь мою вонми (стих с респонсорием), Слава Отцу, аминь, аллилуиа (последнее, как и в других местах службы не поется в Великий пост и подготовительные недели от недели 70-цы), стих invitatorium сообразно дню с псалмом 94 и утренний гимн; все это вступительная часть к утрене.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

103 Выражение отсылает к постановлению Халкидонского собора: ν κερααι τοιγαρον ληθος νθρπου κα τελεαι τ φσει θες ληθς τχθη (2, 1, 1, p. 13). 104 «Многоликим» назван диавол в Corpus Macarianum (Sermones 64 (Collectio В), Homily 7, 16.3-4). 105 Протей — морское божество, сын Посейдона (Apollod. II. 5, 9), наделенный способностью принимать облик различных существ и даром прорицания. Вероятно, здесь имеется в виду знаменитый эпизод «Одиссеи», в котором Менелай борется с Протеем, постоянно меняющим обличья, чтобы получить от него пророчество о судьбе греческого войска (Od. IV, 351-424). 106 В позднейших творениях Паламы Акиндин будет сравниваться с гидрой: «итак, снова нужно Гераклу подступить к гидре, у которой после отсечения опять вырастает голова (или головы), а судьям — быть готовым прижигать огнем правосудия гортань [Акиндина], вновь лишенную голов» (Антирретик I, 1, пер. А. Г. Дунаева). И оппонент епископа Фессалоникийского, философ Никифор Григора сравнит Паламу с гидрой (Antirrhetika I 1,6, p. 1559-10: Beyer). В данном случае Палама относится и к сатане как полемист, применяя этот полемический топос позднее к еретикам. 107 Ср. Мф. 6:19. 108 2 Кор. 11:14. 109 Ср. Dion. Ar., h. е. 79, 24-25. 110 3 Цар. 19:8. 111 Дан. 6:6 sqq. 112 Иов 2:1 sqq. 113 Флп. 3:20. 114 Мф. 4:1 sqq. 115 Пс. 73:15. 116 Пс. 106:33; Пс. 106:34. 117 Лидийский камень — минерал, с помощью которого древние определяли подлинность золота. 118 Ср. выше, прим. 64. 119 Палама смягчает слова Николая Монаха (IV.5): «Кто я такой, пес, чтобы ангел Господень пришел ко мне?» 120 Пс. 21:7. 121 «Ибо диавол уже осужден» (ср. 1 Тим. 3:6). 122 Здесь Палама говорит о божественных энергиях. В сочинениях Паламы есть и другие места, где божественные энергии именуются божественными благодатями. 123 Пс. 67:3; Пс. 67:4. 124 Lucian., Icaromen. 10, 17: ον πτεροφυσαι ποτε οδεμι μηχαν δυνατν. 125 Икар — сын легендарного античного скульптора и архитектора Дедала, построившего на острове Крит знаменитый лабиринт для Минотавра. Впоследствии отец и сын бежали с Крита на рукотворных крыльях, склеив перья воском. Икар, поднявшись слишком высоко, упал в море, так как воск растаял от солнечного жара (Apollod. III, 15; Ovid., Met. VIII, 152-262).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1319

Тот же текст был включен в XVII в. в печатный Пролог. Свт. Димитрий Ростовский пересказал сочинение Евсевия о П. и дружине по лат. переводу Лаврентия Сурия, дополнив его сведениями из др. источников ( [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 520 об.- 522 об.; ср.: Державин А. М., прот. Радуют верных сердца. М., 2012. Ч. 1. С. 486-487). Л. В. Прокопенко Гимнография Согласно Типикону Великой церкви IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 232-233), последование П. 16 февр. включает тропарь на Пс 50 3-го гласа Ελογητς ε, Χριστ Θες μν (      ) и службу на литургии: прокимен из Пс 67, Апостол (Евр 12. 1-10), аллилуиарий со стихом из Пс 33, Евангелие (Лк 21. 12-19), причастен (Пс 32.1). В одной из русских редакций Студийско-Алексиевского Типикона XI в. (по списку ГИМ. Син. 333, 1398 г.) на память П., 16 февр., назначается та же служба на литургии, что и 9 марта (Апостол и причастен, как в Типиконе Великой ц., прокимен (Пс 11), аллилуиарий со стихом из Пс 65, Евангелие (Мф 20. 1-16)). Слав. Минеи XII-XIV вв. содержат под 16 февр. только самые основные песнопения (седален, стихиры, канон; ГИМ. Син. 164. Л. 117-122 об., XII в.; РГАДА. Ф. 391, 104. Л. 99-104, XII в.). Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 416-417) и южноиталийский Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 122) назначают на 16 февр., день памяти П., службу с «Аллилуия» на утрене. Последование П. по Евергетидскому Типикону включает минимальный набор песнопений (стихиры, канон, седален), без службы на литургии. В греч. рукописях Иерусалимского устава, начиная с древнейших редакций и до XV-XVI вв., день памяти П. подробно не описывался, назначалась только служба с «Аллилуия» на утрене ( Lossky. Typicon. P. 192; Sinait. gr. 1101, 1312 г., 1100, 1540 г., и др.); в нек-рых рукописях указывается кондак П. 2-го гласа. В греч. печатных изданиях Типикона, начиная с 1-го издания 1545 г., указан общий тропарь П. 4-го гласа: Ο μρτυρς σου Κριε (      ) и 2 кондака П.: 4-го гласа Κολαστηρων φοβερν (    ) и 2-го гласа (в тексте Типикона по ошибке - 1-го гласа): Θιλσας Χριστο («Возлюбив Христово...»), на литургии назначается общая служба мученикам.

http://pravenc.ru/text/2578766.html

T. 1. P. 348); также М. М. упоминается 4 мая без богослужебного последования (Ibid. P. 280-282). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память М. М. отмечается 22 мая вместе с памятью сщмч. Фоки; богослужебное последование М. М. включает отпустительный тропарь 1-го гласа                  ; кондак, канон 8-го гласа, цикл стихир-подобнов, самогласен, дополнительный подобен (на стиховне утрени), седален; на литургии прокимен Пс 67. 36, Апостол - 1 Кор 9. 2-12, аллилуиарий Пс 39. 2, Евангелие - Ин 20. 11-18 либо Мк 16. 1-8 ( Пентковский. Типикон. С. 355). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава, 22 июля служба М. М. соединяется с рядовой службой Октоиха; по сравнению с содержащимся в Студийско-Алексиевском Типиконе богослужебное последование М. М. включает дополнительный цикл стихир-подобнов и дополнительный самогласен ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 473). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, особенности богослужебного последования М. М. состоят в указаниях для литургии: назначаются прокимен Пс 147. 1, Апостол - Деян 2. 14-21, аллилуиарий Пс 101. 14, Евангелие - Ин 20. 11-18, причастен Пс 32. 1 ( Arranz. Typicon. P. 169-170; то же самое в Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в.- см.: Кекелидзе. Литургич. груз. памятники. С. 267-268). В одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.,- память М. М. отмечается 17 июня; помещены только отпустительный тропарь 1-го гласа Χριστ τ δι μς κ παρθνου τεχθντι σεμν Μαγδαλην (                ) (тот же, что и в Студийском уставе) и указания для вечерни: цикл стихир-подобнов и самогласен; указания на литургии общие для праздников в честь св. жен (см.: Lossky. Typicon. P. 226). В Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. 22 июля соединяются последования М. М., сщмч. Фоки и Октоиха; отпустительный тропарь и стихиры на вечерне М.

http://pravenc.ru/text/Мария ...

§ 170. I. О почитании святых Откровенное о сем учение Так, прежде всего, имея между отшедшими от нас таких членов Церкви, которые, за богоподобную святость свою, удостоились прославления Самим Богом, мы не можем не считать себя обязанными достойно чествовать их, как угодников, друзей и слуг Божиих, выражая свое чествование их в благоговейном воспоминании подвигов их святости, с целью подражания им, а также, в прославлении их, к славе дивного, во святых Своих, Самого Бога ( Пс.67:36 ). И такое чествование святых, как сейчас увидим, не только не противно божественному откровению, но, напротив, необходимо предполагается и прямо требуется его духом и смыслом, хотя в нем и нет, буквально выраженной, заповеди о почитании святых. Так, Сам Бог, требуя от евреев, чтобы они были святы, как Он свят ( Лев.11:44 ), и, вместе с сим, неоднократно удостоверяя, что одни, достигающие сей святости, праведники – Ему вполне угодны ( Притч.11:20 ), и, что Он настолько любит праведных ( Пс.145:8 ) и удобоприклонен к их молениям ( Пс.33:16–18 ), что, ради немногих из них, готов щадить целые беззаконные города ( Быт.18:23–32 ), этим самым, понятно, располагал их не только к тому, чтобы высоко ценить, саму по себе, святость, к которой они призваны стремиться, но и к тому, чтобы достойно чтить тех, в которых она на самом деле, в возможном совершенстве, олицетворяется, т. е. праведников. Так как то и другое совершенно нераздельно между собой: потому что, если кто, поистине, чтит все доброе и святое, тот не может не чтить его в тех, в которых оно более всего приближается к божественному идеалу святости, равно, как и наоборот, если кто не чтит доброго и святого в высших и совершеннейших носителях и образцах его, тот, наверно, вовсе не чтит и его самого. Потому-то, по изображению ветхозаветных писаний, если кто с укоризною или ненавистно обращался к праведникам, то это были люди греха и неправды ( Пс.33:22, 57:11, 93:21, 138:19–20 ), тогда как, наоборот, люди благочестивые всегда благоговейно чтили праведных не только во время их земной жизни (как, напр., Нафан почитал Давида – 3Цар.1:23 , а сыны пророчеств чествовали пророка Елисея – 4Цар.2:15 ), но и после их кончины. «В памяти вечной будет праведник» ( Пс.111:6 ), воспевал Давид. Автор же книги Премудрости Соломона так разъясняет эту мысль, ввиду лжеумствований тех нечестивцев, которые полагали, что со смертью человека все вместе с самим его именем должно для него погибнуть и, вместе с сим, почитали заслуживающими не только презрения, но и смерти тех, которые учили противному и даже ублажали кончину праведных. «Так умствующие, – говорит он, – ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали таин Божиих, не ожидали воздаяния за святость, и не считали достойными награды души непорочных ( Прем.2:16, 21, 22 ). Память о добродетели бессмертна; ибо она признается и у Бога, и у людей».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Важно обратить внимание именно на такое развитие откровения в контексте пророчества, поскольку в таком случае история Израиля первична, а история Христа вторична. Обычно в святоотеческих толкованиях можно видеть обратную связь. См., например: Иоанн Зизиулас, митр. Пергамский. Евхаристия и Царство Божие//Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. С. 213. Diodor. Tars. Commentarius in Psalmos I — L. 17, 405 — 420. Так же см. Пс. 88, 5, 8, 29, 30, 37; Пс. 79, 16; Пс. 117, 22; Пс. 131, 11 (Ed. par Louis Mariés. Études préliminaires a edition de Diodore de Tarse sur les Psaumes. P. 137 — 138). Речь идет о «буквальном», то есть непосредственном значении слов, фраз и контекста с которым сталкивается читатель при простом прочтении текста. Diodor. Tars. Commentarius in Psalmos I — L. 21, 20 — 36. См. там же: 9, 36 — 45; 13, 29 — 43;31, 10 — 29. Ibid. Prolog. 134 — 153; Prolog. in Ps. CXVIII/Recherches de Science Religieuses IX (ed. Louis Mariès). 90, 5 — 33 — 92, 1 — 9. Сравни: Commentarius in Genesim 36, 1 — 36; 57, 1 — 83/Essai sur la Chaine de l’Octateuque (par J. Deconinck), Paris, 1912. См. так же: Нестерова О.Е. Allegoria pro typologia. М., 2006. С. 57 — 67. См. об этом так же: Mariès L. Études préliminaires a edition de Diodore de Tarse sur les Psaumes. P. 135, 136, 139, 140. См. так же: Mariès L. Études préliminaires a edition de Diodore de Tarse sur les Psaumes. P. 135 — 136. Не совсем ясно говорит об этом Юлиан Экланский, который находится в узкой зависимости от Диодора: «Теория же, как полагают сведущие, есть созерцательное разумение по большей части под незначительными фигурами или событиями тех событий, которые выше. Тогда это вовсе не возвращение иудеев из Вавилона согласно истории, но та свобода, которая дается через веру во Христа, что обозначено и о чем говорится отдельно согласно аллегории, когда пророческое слово одновременно предвозвещает и то и другое, чтобы простота, предшествуя, внедряла последующий ей более высокий смысл… Итак, следуя учению апостолов, мы узнали, как следует понимать писания пророков, что они, описывая события в контексте своего времени, через неожиданные отступления или через высоты смыслов, обозначили также и будущие события и учат, что их величие видно в предшествующих (событиях)» ( JulianusEclanensis . Comm. in duodecim prophetas/PL 21, 971B; 1103С). Так, кажется, он, как и Диодор, указывает на то, что пророк намекает на Христа посредством истории. См. об этом: Vaccari S.I La ΘΕΩΡΙΑ nella scuola esegetica di. Antiochia. P. 22; Nassif Bradley. The “Spirtual Exegesis” of Scripture: The School of Antioch Revisited. P. 445; Bertran de Margerie. Introdaction a histoire de exégèse. T. I. Paris, 1980. P. 189.

http://bogoslov.ru/article/2610447

Пс.67:20–21 Господь Бог благословен, благословен Господь день дне: поспешит нам Бог спасений наших. Бог наш Бог еже спасати: и Господня, Господня исходища смертная. День дне значит: «на всякий день, ежедневно». Поспешит значит: «споспешествует, поможет, посодействует». Исходища – «исход, источник»; выражение: Господня исходища смертная – с еврейского переведено так: «во власти Господа Вседержителя врата смерти». Благоговейные размышления о чудесах Божиих в Церкви Его, совершенных для народа Его, естественно должны оканчиваться благодарением и восхищением пред Творцом их. Так и пророк-псалмопевец изречениями настоящих стихов воздает достодолжное благодарение Господу Богу за все благодеяния Его и, пророчески созерцая будущее спасение людей чрез Мессию Христа, прославляет Его за подаяние даров Святого Духа (даяния в человецех) и за победу над смертию (Господня исходища смертная). Вторая половина 20-го стиха переведена с еврейского так: «Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас». Возложив однажды тяжкое иго Закона, Господь Бог со дня на день возлагает на нас благое и легкое иго Евангелия, вместе с тем Он споспешествует нам соделывать наше спасение теми дарами, которые воплощенный Сын Божий приял от Отца для человеков ( Деян.2:33 ; Еф.4:8 ). И раздаяние тех даров имеет не иную цель, как сообщение нам, немощным, силы Божией для достижения блаженства. У Господа Бога всегда имеются в готовности бесчисленные способы спасать людей (Он Бог спасений наших… Бог еже спасати), и во власти Его состоят исходища смертная, т.е. Он имеет многоразличные средства изводить рабов Своих от смерти в живот, избавлять от всякой опасности внезапной смерти. Ему как Начальнику жизни и Победителю смерти и ада свойственно освобождать от смерти не только временной, но и вечной. Пс.67:22 Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих. Выражение верх влас переведено с еврейского и греческого одинаково словами «волосатое темя» – и в связи с последующими словами означает человека зверонравного, а также – закоснелого грешника, отъявленного злодея, или же сильного земли. Врагами Бога называются здесь люди злочестивые, от которых претерпевает несправедливые нападки и гонения Церковь Божия в лице верующих и благочестивых людей, и о которых, как выше (ст. 2–3) пророк говорил: Да расточатся врази Бога и да исчезнут от лица Его, так и здесь говорит: «Господь сокрушит врагов и особенно не пощадит верх власатый, т.е. сильного земли, который, как власами, потрясает подвластными ему народами, не обращается, а более простирается в согрешениях, приходит в глубину зол» (Толкование еп. Палладия, с. 303).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Митрофан называет прп. Паисия Израилем, потому что имя Израиль у Филона Александрийского, а вслед за ним и в православном Предании толкуется как «Боговидец» или же «ум, видящий Бога». Серпухов 2014 . С. 281. Цитаты из Митрофана, свидетельствующие о прозорливости прп. Паисия будут даны нами в рассказы о платоновском житии. Исаак уточняет, что этот брат «на четвертый день умер в дороге». Серпухов 2014 . С. 295. Там же. С. 281. Там же. С. 281 Более того, род Величковских, как и прп. Антоний Печерский, происходил из Любеча. Тропарь Сретения Господня. См. Мф. 13: 23. Там же. Тропарь Сретения Господня. Серпухов 2014 . С. 209. См.: Ваш отец диавол . Когда говорит он ложь, говорит сво е, ибо он лжец и отец лжи . Ин. 8: 44; Всякая ложь не от истины . 1 Ин. 2: 21. Пс. 67: 36. ЦС Ср.: Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали . Мф. 13: 16–17. Ср.: Блажен муж, уповающий на Него . Пс. 33: 9. Син.; и: взыскающие же Господа не лишатся всякого блага . Пс. 33: 11. ЦС. Ср.: Милосердие к отцу не забыто. Сир. 3: 14. Син. Ср.: Кто верил Господу — и был постыж ен? Сир. 2: 10. Син. Ср. Возн ес избранного из народа Моего. Пс. 88: 20. Так Исаак передает речь настоятеля Медведовского монастыря, когда прп. Паисий проспал начало службы и от горя плакал. Ср.: «Основание всего доброго, возвращение души из вражеского плена, путь ведущий к свету и жизни — все это заключено в сих двух способах: собрать себя воедино и всегда поститься . Отсюда тот пламень ревности, который попирает всякую опасность и превозмогает всякий страх; та горячность, которая пренебрегает всяким вожделением…» Исаак 1998. С. 374–375. На Афоне. Также описывается жизнь старца в первые годы на Афоне. «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует  (имярек),  благоговейнейшаго диакона, во пресвитера; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». Молитва при возложении рук на посвящаемого в священники.

http://bogoslov.ru/article/6195625

И паки, дабы возшествие на высоту не отнеслось к единому телу Христову, сего ради описывается сила и плод возшествия Его: то есть, что Бог Отец покорил под власть Его небо и землю, а с ними и врагов, доселе не покорявшихся, понудил к повиновению, соделав их данниками; так что неверные, оставя мудрование плоти с упорством, не токмо вся своя, но и самих себя, по учению Евангелия, предали Христу, пленив и чувства и страсти в послушание веры. А что касается до демонов и отверженных людей, которых ожесточенная злоба всегда к мятежам подстрекает, тех Христос, яко Бог, сокровенною Своею силою связанных содержит, дабы неистовством своим не делали замешательства в мире, и никому вреда не причиняли. А что Павел в некоторых словах не согласует Давиду (ибо вместо: приял еси даяния в человецех, полагает: даде даяния человеком ): сие не делает противоречия в сущности вещи. Якоже бо Бог корыстьми врагов не Себя, но народ Свой обогатил, тако и Христос не сам обогатиться искал, понеже ни в чем нужды не имеет, но для украшения церкви Своея соделал Себе врагов данниками. Следовательно в разсуждении таинственнаго между главою и телом союза обоя глаголются прилично и в собственном разуме, то есть, что Бог, явльшийся во плоти, и приял и разделил между Своими взятыя у пленных корысти. Не меньше приличествует Христу и глаголемое при конце стиха, еже вселитися. Ибо Христос не с тем от нас отшел, чтоб мы искали Его далече, но как тот же Апостол глаголет, да исполнит всяческая ( Еф. 4:10 ). Он, возшед на небеса, и Божества Своего силу гораздо в большем сиянии открыл, и нас любить не престал. Хотя бо во плоти уже не обращается с нами на земле, однако плотию и кровию Своею невидимо питает наши души. Разстояние мест не препятствует, чтоб плоть Его не была истинная для нас пища, а кровь истинное для нас питие. Пс.67:20 . Господь Бог благословен, благословен Господь день дне: поспешит нам Бог спасений наших. Пс.67:21 . Бог наш Бог еже спасати: и Господня, Господня исходища смертная. Пророк, исчисляя благодеяния Божии, так везде слова Свои соразмеряет, что никогда от одной цели не уклоняется, то есть, что церковь стоит непоколебима, будучи охраняема не другою какою-либо силою, но всегдашним покровительством Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010