Но самое главное сокровище этой книги – ее великие пророчества о Мессии, которые были изречены Духом Святым через благочестивого царя. Давид Духом Святым предсказал сам факт прихода в мир Христа Спасителя (Пс. 88, 20), Божественную и человеческую природу Его – царя не иудейского народа, но Искупителя всего человечества. Пророк предсказал поклонение волхвов и будущее священническое служение Мессии – проповедь среди народов и обращение их к истине. Проречены были и торжественный въезд в Иерусалим (Пс. 8:3; 117:25-26) и предательство ближайшим другом и учеником (Пс. 40:10; 54:14) а вскоре и горькая смерть самого предателя (Пс. 54:16,24; 108:18). Святой пророк предсказал страсти Христовы с такой силой, и в таких подробностях, как будто был им свидетель: отвержение иудеями и язычниками: «Предсташа царие земстии и, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его», (Пс. 2,1), преследования и клевету «яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася» (Пс. 108, 2) Он описал и ложное обвинение Праведника (Пс. 26, 12; 34, 11; 108, 2; 2, 2,3) и Его молчание на суде (Пс. 37; 14) насмешки над Ним (Пс. 21:7,8,16; 108:25), издевательства, избиения, плевки, бичевание (Пс. 34:15,21). Предсказал позорную смерть – распятие (Пс. 21, 15–18), вкушение уксуса и желчи вместо питья (Пс. 68, 22). Предвидел Духом Святым и молитву Спасителя о врагах (Пс. 108, 4) и восклицания на кресте: «В руце Твои предложу дух мой» (Пс. 30:6). Торжественным гимном воскресения в пасхальную ночь звучат пророческие слова 67-го псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Пророк предсказал Вознесение Сына Божия и его седение одесную Бога Отца (Пс. 15, 11; 23, 7; 67, 19; 109, 1; 117, 19) и Второе славное пришествие (Пс. 49, 3-6) И вечное Царство над миром: «Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего» (Пс. 44: 6-7) Вот каковы пророчества этой книги! И если святой Давид великий пророк, то пример того, как надо внимать и исполнять пророчества – жития святых сегодняшнего дня – праведного Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня.

http://pravoslavie.ru/43975.html

Ранние изображения Сошествия во ад относятся к Х веку — это миниатюры рукописных Евангелий (в Иверском монастыре на Афоне и др.) и Псалтирей (например, Хлудовской IX b., находящейся в собрании ГИМ). Существует устоявшееся мнение, что литературной основой иконографии Сошествия во ад является апокриф — т.н. «Евангелие от Никодима». Это сочинение, приписываемое тайному ученику Христову Никодиму (Ин. 3:1–9, 7:50, 19:39), относится k II b., причем вторая половина апокрифа, возможно, появилась ещё во времена апостольские. Здесь как раз и содержится рассказ от лица двух воскресших после Воскресения Христова сыновей праведного Симеона Богоприимца о Сошествии Христа во ад: «И послышался голос, подобный голосам громов: Возьмите врата ваши, князи, и подымитесь, вереи адские, и войдет Царь славы. И князь преисподних, видя, что дважды повторился этот голос, сказал, как бы не понимая: Кто этот Царь Славы? Давид, отвечая князю преисподней, сказал: я знаю слова этого восклицания, ибо они те же, которыми пророчествовал я под наитием Его Духа… И теперь, гнусный и страшный князь преисподней, открой врата твои, да войдет в них Царь Славы. Когда Давид говорил слова эти князю преисподней, Господь Величия снизошел в виде человека и осветил мрак вечный, и разрушил узы неразрывные, и помощь непобедимой силы посетила нас, сидящих в глубине мрака греховного и в тени смерти грешников». В шестнадцатом веке святитель Макарий полностью переработал русский перевод Книги Никодима и включил его в свои Великие Четьи-Минеи. Так текст этого сочинения распространился на Руси; он известен во многих списках. Расширенный святителем Макарием текст содержит не только яркое описание события Воскресения Христова; Христос здесь показан как Праведный Судия, к возносят свои молитвы души праведных, спасаемые Им от ада преисподнего. Но будет справедливым отметить, что Книга Никодима — не единственный источник рассматриваемой нами иконографии. О Сошествии во ад говорят, например, пророческие тексты Псалтири: Ты вывел из ада душу мою и оживил меня (Пс. 29:4); Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты (Пс. 138:8). У пророка Исайи читаем: Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем (Ис. 14:9). Апостол Петр, обращаясь к мужам Израильским и всем, живущим в Иерусалиме (Деян. 2:31–32), а также в своих посланиях, говорит, что, ожив духом, Христос находящимся в темнице душим, сошед, проповедан (1 Пет. 3:18–19). Толкуя 19-й стих 67-го псалма, апостол Павел говорит: «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Он же есть и восшедший превыше небес, дабы наполнить все (Еф. 4:9–10); о победе Воскресшего Христа над смертью и адом говорится и в 1 послании к Коринфянам: …поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?.. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1 Кор. 15:54, 55, 57).

http://pravmir.ru/redkie-syuzhety-v-ikon...

« Юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах» (Пс. 148, 12-13), прославляют Бога « девы с тимпанами» (Пс. 67,26), – говорится в ветхозаветных псалмах. Христианский праздник Введения в Иерусалимский храм Богоотроковицы – Пресвятой Богородицы, неразрывно связанный с пророчествами 44 псалма, открывает нам тайну встречи детского сердца с Богом.  Необходимость участия детей в Евхаристии прямо вытекает из слов Христа Спасителя « пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19,14, см. также Мк 10,14), а также из содержания молитвословий чина Таинства Крещения. Древняя церковная традиция знает практику служения Литургий в училищах при монастырях и епископских кафедрах, где воспитывались дети. Известный литургист проф. Н.Д. Успенский отмечает: «В Дрезденском списке [ устава Великой Константинопольской церкви – кафедрального собора Св. Софии, датируемом первой половиной XI в., названном по месту его хранения в Дрезденской королевской библиотеке – свящ. О.М. ] излагаются богослужения, совершаемые самим патриархом в таких богоугодных заведениях, например 24 июня, в день рождества Иоанна Предтечи, в больнице Еввула, 27 июня в странноприимном  доме, построенном самим преподобным Сампсоном Странноприимцем. В орфанотрофионах [ приюты для сирот, воспитательный дом – свящ. О.М.] содержались дети-сироты. Здесь их растили и давали им первоначальное образование; если не было известно, был ли ребенок крещен или нет, его готовили к крещению. Крещенных и музыкально одаренных подготовляли как будущих церковных певцов. В том же Дрезденском списке дети-певчие из сиротских домов принимают участие в обряде оглашения готовящихся ко святому крещению в Великую субботу, совершаемому самим патриархом. «Певцы из сировоспитательных домов восходят на амвон и начинают петь псалом: Господи, кто обитает в жилищи Твоем. Аколуфы (привратники) приготовляют оглашаемых детей и приводят их в церковь. Дается знак певцам вторично и они «славословят» и сходят с амвона». В Иерусалимском списке [ другой список устава Великой Константинопольской церкви, рукопись Х в. Иерусалимской патриаршей библиотеки – свящ. О.М.] дети-певчие из сиротского дома 18 декабря участвуют в литии в день обновления храма Пресвятой Богородицы в Халкопратии. Им поручается в торжественный момент обряда, когда лития войдет в нарфикс (внутренний притвор храма) и стоит в ожидании открытия дверей храма, петь: « Возьмите, врата, князи ваша». Этот момент отмечен в уставе: «И входит [лития — Н. У.] в притвор. И по исполнении тропаря приютские архонты — Возьмите врата... и открывается церковь и архонты и певцы славословят». То же в Патмосском списке [ IX-X вв. – свящ. О. М. ] 23 декабря в день Обновления Великой церкви» .

http://bogoslov.ru/article/4677997

Алтарь устраивается в восточной стороне храма. Стоящие в храме лицом к алтарю, молятся на восток. На востоке был рай, на востоке соделано спасение наше. Господь, оживотворяющий все, именуется Востоком ( Зах.6:12 ; Пс.67:34 ), Востоком свыше ( Лк.1:78 ), Солнцем правды ( Мал.4:2 ); посему христиане в молитвах всегда обращались и обращаются на восток (св. Василия Великого , прав. 90). Против алтаря, в западной части храма бывает притвор, а между алтарем и притвором находится собственно церковь , или храм. Алтарь (олтарь), как показывает значение самого слова (латинскаго alta ara – возвышенный жертвенник), устраивается выше других частей храма ступенью, двумя и более (Βμα, ρατεον); таким образом, он становится видимым для предстоящих в храме и своим возвышением указует, что он знаменует собою Горний мир. Самую главную принадлежность алтаря составляет святый престол (Τρα’πεζα) 12 . Он изображает небесный престол Божий, и на нем таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Он именуется также жертвенником 13 , потому что на нем приносится бескровная жертва за мир. Престол изображает собою и гроб Христов, так как на нем полагается тело Христово 14 . Престол бывает четырехугольный 15 ; четыре стороны его изображают, что на нем приносится жертва для всех стран мира, что все стороны призываются к вкушению тела и крови Христовой. Соответственно двоякому значению престола, как гроба Господня и престола Божия, на нем полагаются две различные одежды, которыми престол одевается до земли (Служебн. Извест. учит.): сперва белая одежда, называемая «нижнею» И срачицею (катасаркою κατασρκιον от κατ и σρξ – приплотие); она изображает собою Плащаницу, коею было обвито тело Спасителя ( Мк.15:46 ), потом полагается светлая, блестящая одежда, называемая верхнею одеждою, так же индитиею (νδυτη’ от νδω – одеваю 16 : она изображает собою славу престола Господня 2) 17 . На престоле следует быть одной срачице и потом индитии, коими одевается престол до земли (Служебн. Извест. учит. Вещи пред служением). При освящении храма нижняя одежда престола обвязывается вервию (веревкою), знаменующею узы, которыми был связан Господь, когда Его вели к первосвященникам Анне и Каиафе ( Ин.18:24 ). Престол, при освящении его Архиереем, обвязывают веревкою таким образом, что она со всех четырех сторон изображает крест 18 , которым злоба Иудеев низвела Господа в гроб, и который послужил к победе над грехом и адом 19 . Когда престол освящается священником, тогда престол опоясывается «просто» (Больш. Требн.), т. е. наподобие пояса вверху престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения: о вхождении во славу говорится в Лк. 24: 26; Деян. 5: 31; Еф. 4: 8–10; Флп. 2: 6–11; Откр. 3: 21; 12: 5; о прославлении после Воскресения – в 1 Пет. 1: 21; о седении одесную Бога – в Рим. 8: 34; Еф. 1: 20; 2: 5–6; Кол. 3: 1. Нередко данные свидетельства представляют собой цитаты из Ветхого Завета – либо прямые, либо аллюзивные. Так, Сам Спаситель еще прежде крестных страданий, толкуя псалом 109, говорит о Своем седении одесную Бога (см.: Мк. 12: 35–37; 14: 62). В Откр. 3: 21 совосседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и нахождение одесную Бога мыслятся в контексте первосвященнического служения Христа (см.: Евр. 4: 14; 6: 20; 7: 26 и проч.). Предсказания о пришествии, или возвращении с небес, Сына Человеческого подразумевают предшествующее Вознесение, или восхождение на небеса (см.: Мф. 16: 27; 24: 30; 26: 64; Мк. 8: 38; 13: 26; Лк. 21: 27). Возвращение Христа к Отцу Небесному обычно предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (ср.: Ин 3: 13; 13: 1–3: 16: 5, 28 и Ин. 3: 17, 31; 6: 38; 8: 23; 13: 3; 16: 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф. 4: 8–10 и 1 Пет. 3: 18–22 (ср.: Пс. 67: 19 и 138: 8). Таким образом, становится несомненным, что в Вознесении Своем Сын Божий прославляется наиболее полно и величественно. Последнее обстоятельство, в свою очередь, объясняет, почему Вознесение с древнейших времен было прочно укоренено в системе богословского знания. Уже в вероисповедных формулах I–II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа.

http://pravoslavie.ru/30582.html

15 когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне. 16 Гора Божия — гора Васанская! гора высокая — гора Васанская! 17 что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно? 18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище. 19 Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога. 20 Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас. 21 Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти. 22 Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях. 23 Господь сказал: «от Васана возвращу, выведу из глубины морской, 24 чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов». 25 Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне: 26 впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами: 27 «в собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева!» 28 Там Вениамин младший — князь их; князья Иудины — владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы. 29 Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас! 30 Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары. 31 Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней. 32 Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострет руки свои к Богу. 33 Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, 34 шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы. 35 Воздайте славу Богу! величие Его — над Израилем, и могущество Его — на облаках. 36 Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев — Он дает силу и крепость народу [Своему]. Благословен Бог! Отрывок для молитвенного размышления на день (Пс. 67: 1–20): 20 Благословен Господь всякий день Псалом 67 — храмовый, литургический, это видно сразу, при первом прочтении. Особенно показательна вторая часть псалма, начиная со ст. 21 и до конца, — в ней речь идет о торжественной процессии, наподобие тех, которые проходили во дворе Иерусалимского Храма по большим праздникам. Но и в первой части речь идет о торжественном шествии — однако здесь шествует Сам Бог. Меткой «села» выделена в первой части псалма молитвенная формула (ст. 20), но не только она — отмечены также ст. 8 и 9 (метка находится между ними). Ст. 8 и 9 представляют собой одну фразу, и содержание ее отсылает нас на Синай, туда, где был заключен союз-завет, где народу Божьему была открыта и дарована Тора и откуда начался путь к Сиону, на котором впоследствии будет построен Храм. Шествие Бога с Синая на Сион и путь народа от Синая к Сиону — таково содержание первой части Псалма 67.

http://blog.predanie.ru/article/zhivaya-...

Пс.49:3 Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна. В сих изречениях священные истолкователи псалма видят пророчество о втором и страшном пришествии Христовом на суд всего мира. Но пророчествуя о будущем, псалмопевец имел в виду прежде всего современное ему состояние иудейской Церкви, вызвавшее грозное пришествие к ней Судии Бога, которое он обставляет такими страшными явлениями, как непремолчание, или грозное слово Его, как возгорение огня и поднятие вокруг (окрест) Его сильной (зельной) бури, явлениями, подобными тем, какими сопровождалось дарование Закона на горе Синай. Как некогда Бог сходил с Синая, чтобы дать Закон, так Он теперь приближается с Сиона, жилища Своего ( Пс.67:17 ), чтоб изъяснить и подтвердить этот Закон, Он идет в славе (благолепие красоты), в виду всего мира (яве), Он идет как Бог Завета (Бог наш), Который с отцами народа израильского заключил Завет, по которому они обязались пребывать верными Ему, – идет, чтоб изречь строгое слово (не премолчит). Как некогда на Синае, так здесь Он является в огне ( Исх.19:18 ) и сильной грозе (буре), чтобы внушить страх и показать Себя народу Судиею и строгим ревнителем («огнем поядающим», Евр.12:29 ) Своего Закона (ср. Исх.20:20 ). Подобными же чертами изображается, как у пророков, так и в Новозаветном Писании, второе пришествие Христово, которое будет для всех и страшным и явным: Он приидет как Судия всей твари и не премолчит, т.е. не потерпит уже никакого нечестия, как терпел и терпит до того грозного Суда. Тогда огнь пред Ним возгорится – огнь суда и гнева Божия, имеющий сожечь и очистить земные стихии ( 2Пет.3:10 ; Мф.25:41 ), тогда будет и буря зельна, страшное смятение земли и все ужасы, предсказанные Самим Господом ( Мк.13:5–29 ). Таким страшным это второе пришествие Господне созерцал некогда в своем видении и пророк Даниил ( Дан.7:9–10 ). Пс.49:4–5 Призовет небо свыше и землю, разсудити люди Своя. Соберите Ему преподобныя его, завещающыя завет его о жертвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Ассирийский царь Сеннахирим обложил многочисленным войском столицу Иудейского царства Иерусалим и грозил опустошить всю землю иудейскую. Но благочестивый Езекия, царь иудейский, твердо уповая на милость Божию, молился, чтобы Господь явил Свою помощь и избавил его от нападения врагов. Господь внял молитве благочестивого царя и чрез пророка Исайю возвестил, что Господь защитит город Иерусалим от угрожающего ему бедствия и враги отступят от него ( 4Цар.18 и 19 и 2Пар.32 ). Получив такое успокоительное уверение в Божественной помощи, весь народ иудейский, вместе с царем своим, устами псалмопевца выражает намерение возблагодарить и прославить Бога. Сколько раз, как бы так говорят они, мы и отцы наши прогневляли Тебя! Но вот Ты, всеблагий, еще являешь нам милость Свою. И мы теперь не пропустим этого нового случая изъявления нам милости Твоей, чтобы исповедать наши грехи неверия и отступничества от Тебя. Исповедуя пред Тобою грехи наши, мы будем исповедовать Тебя как единого Бога нашего: будем благодарить и прославлять Тебя. Было время, когда мы, по жестокосердию своему, отвергали Тебя, Бога нашего, а теперь мы будем призывать святое имя Твое. Мы уже предвкушаем близкую помощь Твою, и как только она наступит, мы будем прославлять Тебя и рассказывать о чудесах избавления нашего: мы будем проповедовать о всех прежних чудесах Твоих. Пс.74:3–4 Егда прииму время, Аз правоты возсужду. Растаяся земля и вси живущии на ней, Аз утвердих столпы ея. Слово земля употреблено здесь не в собственном смысле, а в значении собирательной единицы, как и во многих других местах ( Пс.67:9, 71:19 ), посему и выражение растаяся земля нужно понимать в переносном смысле: народы и царства земные смутились от страха, пришли в состояние расстройства и политического расслабления. В таковом же, переносном, значении употреблено последующее изречение: аз утвердих столпы ея. Столпы земли – то же, что: «устои, законы и власти, установленные в государствах». Время царствования Сеннахирима было временем высокого могущества Ассирийского царства, которое угрожало лишением самостоятельности многим соседним с этим царством странам и царствам земным (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Царе-Пророк Давид воспевал, « возшед на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех » ( Пс.67:19 ). Почему же Богодухновенный Павел, предлагая в свидетельство сие пророческое слово, переменяет оное на третье лице, а вместо сего, прият, говорит « даде » 26 . Давид, исторически повествуя об освобождении Израильского народа от плена Фараонова, упоминает о дарах, данных от Египтян Израильтянам. Поелику же сие было по содействию Божия благодати, как свидетельствует Святое Писание, говоря: « и даде Господь благодать людем Своим пред Египтяны: и даша им, и обраша Египтян » ( Исх.12:36 ): посему Пророк, песнословя о сем Бога, к Нему относит сие, приял еси Боже, говорит, возвысился Ты и возвеличился, восставив рабов твоих Израильтян, находящихся пленными и рабами Фараону: взял от Египтян даяния, то есть дани, и дал оные Израильтянам ( Пс.4:24 ?). А Богодухновенный Павел, как в иносказательном смысле приняв двух сынов Аврамовых, и Агарь и Сарру, изъявил то, чего оные были образованием, так отнесши в таинственном смысле ко Христу слова Давидовы, изъявил пророческий и таинственный оных смысл: принял Израильский народ пленный и рабом бывший Фараону за образ рода человеков, кои были пленники и рабы диавола, служа ему поклонением идолам, и волю его творя злыми делами. Посему и говорил в третьем лице, сказав, «даде», а не, прият: ибо Иисус Христос не от человек принял даяния, но имея всякую власть « на небеси и на земли » ( Мф.28:18 ), от Отца своего данную Ему, дал верующим в Него Божественные Свои дары. « Взыде », говорит, Иисус Христос « на высоту », то есть восшел на небо, плени, то есть привлек и покорил под власть Свою плен, то есть пленный род человеческий, и дал им Божественные Свои дары. Отнес убо, священнотаинник сии пророческие слова к Иисусу Христу по обычаю своему, как о нем говорил: « пленяюще всяк разум в послушание Христово » ( 2Кор.10:5 ): вкупе же и учил, что « взимается покрывало ветхаго завета » ( 2Кор.3:16 ), когда применятся слова оного к Иисусу Христу. А поелику упомянул о некоем восхождении, то оставя порядок речи своей, как бы мимоходом говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

11. Любовь и воздержание очищают душу, ум же (дух) осиявает чистая молитва. 12. Силен муж тот, который деянием и разумом отгоняет зло. 13. Обрел благодать у Бога, кто стяжал безстрастие и разумение духовное. 14. Если хочешь избавиться от страстных помыслов, стяжи воздержание и любовь к ближнему. 15. Сохрани себя от невоздержания и ненависти, и не встретишь преткновения во время молитвы. 16. Как в помойной яме нельзя найти ароматов, так — в злопамятной душе — благоухания любви. 17. Обуздывай мужественно гнев и похоть, и скоро избавишься от худых помыслов. 18. Тщеславие истребляет укрывание добрых дел, а гордость прогоняет никого неуничижение. 19. Тщеславию свойственны лицемерие и ложь, а гордости самомнение и зависть. 20. Властелин тот, кто над собою возвластвовал, и душу и тело подчинил уму (духу). 21. Искренность друга познается в искушении, когда бывает он общником нам в нужде нашей. 22. Заключи чувства посредством безмолвного уединения, и подвергай строгому суду помыслы возстающие в сердце. 23. Опечальных оскорблениях помыслы встречай не злопятно, а к любострастным относись враждебно. 24. Безмолвное уединение, молитва, любовь и воздержание, — се четвероконная колесница, возводящая ум на небеса. 25. Изможди плоть пощением и бдением, и отгонишь мучительный сластолюбивый помысл. 26. Как тает воск от лица огня (Пс. 67, 3), так нечистый помысл от страха Божия. 27. Большое зло для разумной души — долго пребывать в срамной страсти. 28. Переноси терпеливо удары печальных и душераздирательных случайностей; ибо таковыми очистить тебя хочет Божие промышление. 29. Бросив имущество и отрекшись от мира, отрекись наконец и от худых помыслов. 30. Подобающее уму дело — всегда поучаться в словесах Божиих. 31. Как дело Божие управлять миром, так дело души править телом. 32. С какой надеждою сретим Христа мы, даже до ныне рабствующие плотским сластям. 33. Истребляют похоть злострадание и печаль, произвольные ли или Промыслом посылаемые. 34. Сребролюбие есть пища страстей, поколику оно поддерживает и ростит всеобъемлющую самоугодливую похоть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010