Во время жатвы хлеба, собирания маслин и винограда, Израильтяне должны были оставлять в пользу пришельцев, сирот и вдов снопы на поле, ветви с неснятыми плодами в садах ( Втор.24:19–21 ). Заимодавцам запрещено было брать в заклад одежду у вдовы ( Втор.24:17 ). Псалмопевцы славу Бога Израилева поставляют между прочим в том, что Он есть Отец сирот, Судия и Покровитель вдовиц: «Отец сирот и судия (Защитник) вдовиц Бог во святом Своем жилище» ( Пс.67:6 ). «Господь хранит странников, помогает сироте и вдовице» ( Пс.145:9 . Слич. Втор.10:17–18 ). У пророка Исаии Господь, отвергая вещественные жертвы и лицемерные празднования Иудеев и указывая, что Ему может быть благоугодно, в числе благоугодных дел требует от них внимания и справедливости к сиротам и вдовам: «защитите сироту, разберите дело вдовы» ( Ис.1:17 ). Подобно сему ап. Иаков сущность истинного благочестия поставляет в том, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях ( Иак.1:27 ). Закон Моисеев повелевает торжественно проклинать того, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову ( Втор.27:19 ). У сына Сирахова говорится о Боге: «Он не презрит молитвы сироты, ни вдовы, когда она изливает свои жалобы. Не текут ли слезы вдовы по щекам ее? И не вопиет ли она на того, кто выжимает их у нее» ( Сир.35:14–15 )? И Господь слышит вопль вдовиц. Опыт свидетельствует, что слезы вдовицы не проходят даром для ее обидчиков: они наказываются даже в настоящей жизни, если не лично, то в лице потомков до третьего и четвертого рода. На вопрос: отчего на этих потомках тяготеет гнев Божий, может быть дан во многих случаях справедливый ответ: отец, дед, прадед, обидели сироту или вдову, и вот их дети, внуки и правнуки не столько несут на себе ответственность за чужую вину, сколько получают предостережение не впадать в ту же вину. Но благо тем, которые принимают человеколюбивое участие в деле сирот и вдов. «Будь сиротам вместо отца и вместо мужа (т.е. будь покровителем) матери их; и ты будешь сыном Вышнего; Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя» ( Сир.4:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Всем Бог хочет спастись – богатым и нищим; но по большей части нищие этой спасительной Божией воле повинуются; а богатые, прилепившись к суете мира сего, отрекаются от нее. Отсюда слышим, что званные на вечерю великую «начали все... извиняться..., все житейскими попечениями запутанные. Один сказал: Я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: Я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. И третий сказал: Я женился и потому не могу прийти» (ср. Лк.14:16–20 ). Это означает не что иное, как пристрастие к земным и тленным вещам, презрение Слова Божия и преслушание воли Божией, которая хочет, «чтобы все... спаслись» ( 1Тим 2:4 ). Напротив, нищие, хотя их и отводят от спасительного пути общие враги – дьявол , плоть и мир, но много им нищета против них помогает, как выше сказано. Видишь, сколь блаженнее нищета по сравнению с богатством, хотя люди за этим гоняются, а той избегают! 2) Утешение нищие в нищете своей получают от имени Христова, которое, хотя многие богатые, скупостью плененные, презирают, однако многие с радостью и усердием в слух и сердце принимают, и так отворяют двери милосердия просящим ради Него. Это имя для них более всякого сокровища мира сего, это имя их питает, одевает, напаивает и успокаивает; с этим именем везде им дом, трапеза, одежда, утешение, где только ни имеются христолюбивые сердца. Богатый часто приходит в скудость; но нищий с именем Христовым всегда равен, доволен и богат. На это драгоценнейшее сокровище надеяться, им утешаться должны нищие. 3) Хотя Бог, как Щедрый и Милостивый, обо всех промышляет, но о нищих, как беспомощных, особенно. Ибо называется «Отцом сирых и Судией вдовиц» ( Пс.67:6 ; Ин 14:18 ). И еще сказано: «Сироту и вдову примет» ( Пс.145:9 ). Почему во многих местах Писания читаем, что о них нам заботиться, им помогать, им, просящим, подавать повелевает и вменяет то Себе, что нищим доброхотно подается. «Милующий нищего взаймы дает Богу» ( Притч 19:17 ). И Христос говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНОН термин, широко используемый в различных сферах церковной науки: 1) в библеистике - см. Канон библейский ; 2) в литургике - см. Канон (жанр визант. гимнографии), Канон мессы ; 3) в каноническом праве - см. Каноны (правила); 4) в церковном искусстве - канон иконописный. История термина Греческое слово κανν родственно существительному κννα - тростник; тростниковая ограда. Последнее в свою очередь представляет собой заимствование из семит. языков. В ВЗ неоднократно употребляется существительное   означающее «тростник», отсюда производные значения «трость», «брус для измерения». В первоначальном, букв., значении слово   употреблено в 3 Цар 14. 15: «...как тростник (  ), колеблемый в воде»; в Ис 19. 6: «...камыш (  ) и тростник завянут»; в Пс 67. 31: «Укроти зверя в тростнике» (     букв.- «зверь тростника») и в ряде других библейских текстов, а также слово   в значении «трость (для опоры)» - в 4 Цар 18. 21 (=Ис 36. 6). Производные значения слова   в древнеевр. языке можно разделить на 2 группы: связанные с идеей ответвления; связанные с идеей меры и измерения. В кн. Исход слово   24 раза употреблено в значении «ветви семисвечника» (Исх 25. 31, 32, 35; 37. 17-18 и др.); в Иезекииля пророка книге слово   регулярно используется в значении измерительного инструмента: «...и в руке того мужа трость измерения (    ) в шесть локтей, считая каждый локоть в локоть с ладонью; и намерил он в этом здании одну трость (  ) толщины и одну трость вышины... И в каждой боковой комнате одна трость длины и одна трость ширины... и в пороге ворот у притвора... одна... трость» (Иез 40. 5-7; т. о., слово   ситуативно используется не только в значении измерительного инструмента, но и в значении меры длины. См. также: Иез 40. 3; 42. 16-19). Древнейшие зафиксированные контексты употребления греч. κανν соответствуют значению «трость»: у Гомера упоминаются прутья (καννες) щита, служившие его каркасом и рукоятью («...Несторов щит, о котором слава до неба восходит, будто из золота весь он - и круг, и его рукояти (καννας)» ( Homer.

http://pravenc.ru/text/1470223.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Но факт тот, что не все религии содержат представление о рае; а чтобы предлагать путь в рай (истинность которого мы могли бы оценивать), нужно в него хотя бы верить. «Ныне же будешь со Мною в раю» В Рио-де-Жанейро есть огромная статуя Христа, Который, распростирая руки, стоит над городом. Её невозможно не заметить; это первое, что мы увидим, приближаясь к бразильской столице. Так и над миром религий возвышается фигура Христа – и, говоря о рае и поисках вечной жизни, мы не можем не увидеть Его. Не просто потому, что Христианство – это мировая религия, сформировавшая культуру нашей страны и многих других стран и изменившая всё лицо мира. Но прежде всего потому, что притязания Христа носят уникальный характер. Господь Иисус, Которого мы встречаем в Евангелии, не дает нам возможности видеть в Нём всего лишь «одну из» почитаемых религиозных фигур. Он говорит о Себе не просто как о Божьем посланнике, открывающем нам истину – Он категорически утверждает, что Он и есть истина: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). Более того, Он постоянно – прямо и косвенно – отождествляет Себя с Богом. Например, Библия говорит, что ключи от смерти – в частности, в смысле возможности избавлять от неё людей – принадлежат Богу: «Бог для нас – Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти» ( Пс.67:21 ). Иисус утверждает, что эта власть принадлежит Ему: «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» ( Откр.1:17:18 ) Он есть «Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит» ( Откр.3:7 ). Как Он обращается к Апостолу Петру, «и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:18:19 ). Христос обладает ключами от Царства – и вверяет их Петру, который исповедал Иисуса Христом и Сыном Божьим, и, таким образом, Церкви, основанной на этом исповедании.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Без сомнения, сошествие Спасителя в ад и Его проповедь в аду как составная часть Его Богочеловеческого домостроительства спасения человеческого рода покрыты таинственностью и самим своим существом утопают в над-умной и Божественно-удивительной всеобщей тайне спасения, возвещенной и исполненной предивным Господом Иисусом. Священное Писание, изъясняемое Священным Преданием, говорит нам об этом столько, сколько это нужно для нашего религиозного знания, а главное – для нашего спасения. Богооткровенное учение о сошествии Спасителя в ад полнее всего выражает верховный Апостол, говоря: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» ( 1Пет.3:18–20 ). Дополняя это благовестие, тот же Апостол немного далее говорит: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом ( 1Пет.4:6 ). А христоносный Павел, приводя слова псалмопевца: «Возшел еси на высоту, пленил еси плен, дал еси дары человеком» (в церковнослав. «приял еси даяния в человецех. – Примеч. пер.») ( Пс.67:19 ), добавляет в качестве объяснения: «А «восшел» что значает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и Восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (ср.: Еф.4:8–10 ). И Своему возлюбленному ученику Сам Спаситель возвещает в потрясающем апокалиптическом видении: «Имею ключи ада и смерти» ( Откр.1:18 ). В этом Богооткровенном, апостольском учении выделяются две стороны: 1) время и способ сошествия Спасителя в ад и 2) проповедь Спасителя в аду и последствия Его сошествия в ад и Его проповеди в аду. 1. Как в Своей жизни, так и в Своей смерти Господь Иисус Христос является истинным человеком. Его смерть, как и смерть всякого человека вообще, состояла в разлучении души с телом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Так, возлюбленный христианин, двенадцать препростых и некнижных буйством проповеди достигли того, что весь свет преклонили под сладкое иго Христа распятого, праведного Царя славы. Рыбаки, мытари и ремесленники сделали то, чего никаким образом сделать не могли мудрецы века сего. Ибо превосходит предприятие и дело это силу человеческую. Отсюда заключаем, что всемогущая сила Божия действовала в них, ибо пишется: Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями (Мк. 16:20). И так исполнилось Христово слово, которое прежде страсти Своей сказал: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12:32). Воистину привлек к Себе от востока и запада, и севера и юга рассеянных овец Своих и привел во двор Церкви Своей, как и говорил: Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь (Ин. 10:16). А так видим шествия Божия следы и от них познаем Самого Бога, Который выступил на спасение людей Своих, как поет Ему пророк: Т ы выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего (Авв. 3:13). И Псаломник: Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего царя моего во святыне (Пс. 67:25). Сколько еретиков и хульников восставало и старалось славу распятого и воскресшего Христа помрачать и церковь Его одолеть. Но не могли силы и старания человеческие разорить того, что всемогущая Божия сила и премудрость создала. Утверждена стоит Церковь и до конца будет стоять на камне, ибо и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Камень же есть Христос, Сын Бога живого, от Отца Небесного во основание Сиону положенный, по Писанию: Вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится (1 Петр. 2:6). А отсюда видим, что как мир создать, так и возобновить, одного Бога дело есть; и Тот, Кто создал мир, Тот падший и обветшавший мир восстановил и возобновил. И как из видимого создания познаем Бога и Его всемогущество, премудрость и благость, так из обращения ко Христу тьмою заблуждения помраченных народов и веры их во Христа познаем Его же всемогущую силу; и как в создании, так и в искуплении мира видим следы Бога нашего и Самого Бога видим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010