И чтец: К коринфянам послания святого Апостола Павла чтение. Диакон: Будем внимать. Чтец: Послание к Коринфянам, зачало 133 Братья, малая закваска заквашивает все тесто. Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны. Ибо и Пасха наша, Христос, был заклан. Итак, будем праздновать не со старой закваской и не с закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. Христос искупил нас от проклятия Закона, сделавшись за нас проклятием, потому что написано: проклят всякий, висящий на древе, чтобы на язычников благословение Авраама пришло в Иисусе Христе, чтобы обещанного Духа мы получили чрез веру. 1 Кор 5:6б–8; Гал 3:13–14 Священник: Мир тебе. Чтец: И духу твоему. Диакон: Премудрость. Чтец: Аллилуия, глас 5 Стих: Да восстанет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Стих: Как исчезает дым, да исчезнут, как тает воск пред лицом огня. Стих: Так да погибнут грешники от лица Божия, а праведники да возвеселятся. Пс 67:2, 3а, 3б–4а Диакон: Премудрость. Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Священник: От Матфея святого Евангелия чтение. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Будем внимать. Евангелие от Матфея, зачало 114 На другой день, который приходится после пятницы, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и сказали: господин, мы вспомнили, что обманщик тот сказал, еще будучи в живых: «через три дня восстану». Повели поэтому охранять гробницу до третьего дня, чтобы ученики, придя, не украли Его, и не сказали бы народу: «восстал из мертвых»; и будет последний обман хуже первого. Сказал им Пилат: имеете стражу; идите, охраняйте, как знаете. И они пошли и охраняли гробницу, запечатав камень и приставив стражу. Мф 27:62–66 Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Ектения сугубая Возгласим все от всей души и от всего помышления нашего возгласим. Хор: Господи, помилуй. Господи Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь и помилуй. Хор: Господи, помилуй.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

С великой болью взирали Василий Николаевич и Ольга Ивановна на происходившее в России. Это было нелегким испытанием, требовавшим особого мужества и терпения. Воочию видели они отступление от веры и открытый разврат с одной стороны, а с другой – внешнее благочестие, прикрывавшее душевную теплохладность к вере и добродетели. Еще в конце 18-го века святитель Тихон Задонский изрек горькую правду: «Ныне почти нет истинного благочестия, ныне – одно лицемерство» с. 512]. Всем сердцем веровать и жить среди мира, погибающего по собственной греховной воле – не подвиг ли это? Святитель Игнатий пишет: «Нашему времени дан подвиг, сопряженный с многими трудностями и преткновениями. Нам пришлось совершать путешествие – ни днем, ни при солнечном ясном свете, а ночью, при бледном свете луны и звезд. Нам даны в руководство священное и святое Писание: это прямо говорят Святые Отцы позднейших времен. При руководстве Писанием полезен и совет ближних, именно тех, которые сами руководствуются Писаниями Отцов. Не думайте, чтоб подвиг наш лишен был скорбей и венцов: нет! Он сопряжен с мученичеством. [...] Совершим этот подвиг с верностью святой Истине – и, среди мира, пройдем к Богу по стезе узкой послушания Церкви и Святым Отцам. Не многие идут по этой стезе? – Что до того! Сказал Спаситель: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их " ( Лк.12:32 ; Мф.7:13–14 )» с. 442–444]. 1903 год. «Дивен Бог во святых Своих!» ( Пс.67:36 ). Милость Божия покрыла Русскую землю, даровав ей еще одного молитвенного заступника в лице новопрославленного Серафима Саровского . Словно луч света просиял во мраке, с каждым годом все плотнее и плотнее покрывавшем Россию. Церковь , Его Императорское Величество и Августейшая фамилия, вся православная Россия приняла участие в торжествах в Сарове. Как и предсказывал батюшка Серафим, «посреди лета запели Пасху». Замирали сердца и никто не скрывал теплых слез...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Что же говорит Даниил, услышав об этом? Он не смутился, и ни в чем не изменил своей жизни. Посмотри, как добродетельный человек живет всегда ровно, взирая на все, как на какие-нибудь скоропреходящие цветы, – и на радости и на скорби, как на тени. Если он был непоколебим вначале, то тем более теперь, когда он полу­чил победные венцы в стольких подвигах. Почему же он не пришел (к царю)? Почему не вознегодовал, пользуясь та­ким влиянием у царя? Он хотел подействовать не словом, а делом. Мы видим, что в других случаях, когда было не­обходимо, он всегда спешил явиться. Дан.6:10 .  Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того. Для чего Писание напоминает нам, что дверцы были отверсты к Иерусалиму? Иудеи имели к нему сильную любовь, и как тот, чья возлюбленная отсутствует, любит и путь, ведущий к ней, – так точно было и с Даниилом. Другие любили Иерусалим ради чувственных благ, а он ради славы Божией. А что это так, видно из того, что он не хотел возвратиться в Иерусалим, когда дождался желанного времени. Потому и мы, как заповедали нам отцы, молимся, взирая на восток; мы также стремимся к древнему городу и отечеству; и оно вполне достойно этого. Зачем же мы обращаемся к востоку, если Бог – везде, и пророк говорит: «воспойте Богу, пойте имени Его, готовьте путь Шествующему на запад " ( Пс.67:5 ) 4 ? Там, на востоке, была как бы лечебница в древности. Но ведь ты не прибегал к ней? Поразмысли; ведь и мы живем в плену, – впрочем только до пришествия Христова. Почему же он только в три времени дня преклонял колена свои? Что же? Разве и это не удивительно? Он был человек, обремененный столькими заботами, и не имевший ни малого отдыха. Посмотри, как исполнялось апостольское изречение: «на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки» ( 1Тим.2:8 ). И то, что Христос повелел, они исполняли. «Затворив дверь твою, – говорится, – помолись Отцу твоему» ( Мф.6:6 ). h5 Дан.6:13 .  Тогда отвечали они и сказали царю, что Даниил, который из пленных сынов Иудеи, не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный, но три раза в день молится своими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь ( Мф.6:9–13 ). Прежде всего, Учитель мира и Наставник единодушия не хочет, чтобы мы молились поодиночке и отдельно друг от друга, так, чтобы молящийся молился только за себя. Ибо мы не говорим: Отче мой, иже еси на небесех; не говорим: хлеб мой дай мне днесь; не молится каждый из нас, чтобы ему только отпущен был долг; не просит каждый, чтобы он только не был введен в искушение, или избавлен от лукавого. Молитва у нас всенародная и общественная: и, когда молимся, то молимся не об одном человеке, а о целом народе, потому что целый народ составляет одно. Бог мира и Учитель согласия, учивший нас единодушию, восхотел, чтобы каждый молился за всех, так как Он Сам в одном Себе носил всех. Сей закон молитвы соблюли три отрока, ввержениые в пещь огненную, быв единодушны в молитве и согласны духом. В сем удостоверяет нас священное Писание и в их молении представляет нам пример, которому мы должны подражать в своих молитвах, чтобы быть такими же, как они. Тогда сии трое, говорит Писание, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога ( Дан.3:51 ). Они говорили, как бы, едиными устами, хотя Христос в телесном виде еще не учил их молиться; потому-то слово их было действительно и сильно; и молитва их, тихая, простая и духовная, умилостивила Господа. Так, знаем, молились и Апостолы с прочими учениками, по вознесении Господа: все они, говорит Писание, единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его ( Деян.1:14 ). Единодушно пребывали в молитве: сим показывается и горячность, и единодушие их молитвы. Ибо Бог одиноких вводит в дом ( Пс.67:7 ), приемлет в Божественный и вечный дом только тех, у коих молитва бывает единодушна. Но, братия возлюбленнейшие, какие таинства сокрыты в молитве Господней! Сколь многое и сколь великое заключено в сем кратком, но, по духовной силе обильном наставлении, так, что нет ничего из наших молений и прошений, что бы не заключалось в сем кратком небесном учении! Таким образом, говорит Спаситель, молитесь вы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Каковы плоды истинного покаяния и раскаяния в своих грехах? иеромонах Иов (Гумеров) Цель покаяния – освободиться от бремени грехов и получить от Бога помилование. Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован ( Прит.28:13 ). Принесший покаяние не должен останавливаться на этом пути, а продолжать деятельную духовную жизнь. Все, что мы делаем, должно иметь плоды: ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная ( Рим. 6:22 . В другом послании св. апостол Павел более подробно говорит о целях духовной жизни, которая немыслима без регулярного покаяния: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание( Гал.5:22–23 ). Без этого наше христианство становится внешним. Плоды духовные уже на земле приготовляют нас блаженной жизни в Царстве Небесном. Что такое крещение для мертвых? иеромонах Иов (Гумеров) Святитель Иоанн Златоуст и некоторые другие святые отцы считают, что здесь речь идет о необходимости веры в воскресение для принимающих крещение. По слову святого апостола, мы погреблись с Ним крещением в смерть ( Рим. 6:4 , то есть умираем для греховной жизни с верой в воскресение мертвых и будущую жизнь, обещанную нам воскресшим Иисусом Христом. Если бы не было воскресения мертвых, то было бы и бесполезно крещение. Почему в молитве «Да воскреснет Бог…» мы обращаемся к Кресту как к одушевленному лицу? иеромонах Иов (Гумеров) Надо поставить принципиальный вопрос: к кому обращена данная молитва? – Она обращена к Богу, ибо начало ее взято из 67-го псалма. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом ( Пс. 67: 2–4 ). Святитель Афанасий Великий пишет: «Слово это выражает побуждение Бога произвести суд над нечистыми демонами; потому что пришествием Его демоны лишены власти мучительствовать над людьми» (Толкование на псалмы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Так, больше всех повезло хоббитам победнее, особенно тем, что жили в Отвальном Ряду . С христианской точки зрения щедрость — несомненная добродетель. Она противостоит эгоизму, вызывающему скупость, направлена на благо других, — а потому происходит от любви. Щедрость щедрого указывает на то, что он не полагается лишь на земное богатство. Христианские авторы древности и средневековья особенно призывали к щедрости богатых, считая, что щедрость для них не просто добродетель — но и обязанность. Уже апостол Павел советует в послании Тимофею увещевать богатых, «чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны» (1 Тим. 6, 18). Ветхозаветная книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, наставляет: «Щедрого на хлебы будут благословлять уста, и свидетельство о доброте его — верно» (Сир. 31, 27). Великолепие Прощальный пир Бильбо напоминает и о еще одной, связанной со щедростью, малой добродетелью, о которой упоминает св. Фома Аквинский. Эту добродетель он называет великолепием. Этьен Жильсон пишет: Ибо великолепие — добродетель. А почему бы и нет? Всякая человеческая добродетель представляет собой причастность добродетели божественной. Бог же творит все сущее великолепно: «Великолепие Его и могущество Его в облаках» (Пс. 67, 35). . [Великолепие] состоит прежде всего в умении расставаться с деньгами. Не все богачи способны на это; многие, наоборот пряв–ляют мелочность, желая построить роскошный дом или хорошо угостить друзей ценой малых расходов. К несчастью, это невозможно, ибо для того, чтобы делать такие вещи хорошо, нужны деньги. Великолепие — свойство именно такого человека, который не отступает перед затратами ради действительно великих замыслов. Для великолепия находится место и в самом простом течении жизни, соразмерно средствам, которыми располагает человек, — например, когда речь идет о том, чтобы отпраздновать свадьбу. Однако по преимуществу эта добродетель подобает богачам и правителям . Гостеприимство и странноприимства Еще одна добродетель, о которой напоминает Пир — добродетель гостеприимства. С ней связана и другая, также присущая толкиновской истории добродетель — странноприимства, то есть гостеприимного отношения к путникам. Странноприимство не раз встречается на страницах толкиновских книг. В «Хоббите» мы сначала видим гостеприимство Бильбо, выбивавшегося из сил, чтобы угостить Гэндальфа и гномов. Пусть он делал это и не такуж охотно, все равно, этот эпизод — учитывая все, что мы знаем о Гэндальфе — напомнит христианину слова ап. Павла: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Ев. 13, 2). Гостеприимство оказывает странникам и Беорн. Во «Властелине Колец» мы также нередко встречаем эту добродетель — достаточно вспомнить фермера Мэггота и его хозяйку, а также дом Тома Бомбадила. Об удовольствиях, хорошей компании и умении слушать советы

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Которое Бог прежде обещал через пророков Своих. Так как проповедь ту поносили, как нововведение, то показывает, что она древнее язычества и прежде описана была у пророков; даже слово «благовестие» находится у Давида, который говорит: Господь даст слово: провозвестниц великое множество (Пс. 67:12), и у Исаии: как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир (Ис. 52:7). В святых писаниях. Пророки не только говорили, но и писали и изображали действиями, например: Авраам посредством Исаака, Моисей посредством змия, воздеяния рук и заклания агнца. Ибо когда Бог имел уготовить нечто великое, то предвозвещает о том задолго прежде. Посему, когда говорит Он, что многие пророки желали видеть, что вы видите, и не видели (Мф. 13:17); то выражает сим, что они не видели самой плоти Его, а потому не видели и знамений, совершающихся перед их глазами. О Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти. Здесь явно показывает два рождения; ибо чрез слова о Сыне Своем, то есть Божием, указывает на рождение горнее, а чрез выражение от семени Давидова — на рождение дольнее. Присовокуплением же: по плоти показал, что и рождение по Духу принадлежит Ему. Посему благовестие есть не о простом человеке, ибо оно — о Сыне Божием, и не о простом Боге, ибо оно — о Рожденном от семени Давидова по плоти, так что Один и Тот же есть то и другое, то есть и Сын Божий и Сын Давида. Посему да устыдится наконец Несторий. Упоминает же и Апостол о рождении Его по плоти, как и три евангелиста, чтобы от него возвести слушателей к высшему рождению. Так и сам Господь сначала виден был человеком, а потом признан Богом. Открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем. Выше сказал: о Сыне Своем, а теперь доказывает, как Он познан Сыном Божиим, и говорит, что Он наречен, то есть показан, утвержден, признан; ибо наречение есть самое признание, приговор и решение. Ибо все признали и решили, что Он — Сын Божий. Как так? В силе, то есть чрез силу знамений, которые Он творил. Притом по духу святыни, чрез который освятил верующих; ибо даровать это свойственно Богу. Также через воскресение из мертвых, ибо Он первый, и притом Он один. Сам воскресил Себя. Итак, Он узнан и открылся Сыном Божиим чрез воскресение; ибо и это великое дело, как и Сам Он говорит: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (Ин. 8:28).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

103. И все же зачем мы ищем словесную формулировку, когда явно видим проявление божественного единства? Даже если ты проведешь различие между Господом и Духом, ты не сможешь отрицать, что где Господь, там и Дух и что обратившийся к Господу 67 обратится и к Духу. Если ты искажаешь букву, то не можешь оспаривать единство; если ты хочешь исключить единство власти, ты признаёшь, что Дух является Господом. 104. Ты можешь снова возразить: «Если я назову Духа Господом, то провозглашу тем самым трех Господ». – А когда ты называешь Сына Господом, ты отрицаешь, что Он является Сыном, или исповедуешь двух Господ? Да не будет того! Сам Сын сказал: не можете служитъ двум господам ( Мф. 6:24 ). Но Он не отрицал, что Он Сам или Отец являются Господами. Он назвал Отца Господом, как ты читаешь: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли ( Мф. 11:25 ), и засвидетельствовал, что и Сам Он Господь, как мы можем увидеть в Евангелии: Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то ( Ин. 13:13 ). Но Он не сказал «два Господа» и даже подчеркнул это, сделав предупреждение: вы не должны служить двум господам. Не может быть двух Господ там, где лишь один Господствующий, ибо Отец в Сыне и Сын в Отце, и потому Господь един 68 . 105. Так учил и закон: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един естъ ( Втор. 6:4 ), то есть вечно неизменный, вечно пребывающий в единстве власти, вечно один и Тот же, Его нельзя изменить, к Нему нельзя прибавить или убавить. Потому Моисей и сказал, что Он един, хотя тот же Моисей упомянул, что Господь пролил... от Господа ( Быт. 19:24 ). И апостол сказал: Да даст ему Господь обрести милость у Господа ( 2Тим. 1:18 ). Господь пролил от Господа; Господь дает милость от Господа. Там, где Господь проливает от Господа, Господь не разделяется, как не отделяется и там, где Господь дает милость от Господа, но в обоих случаях утверждается единство божественного господства. 106. Ты читаешь в псалмах: Сказал Господь Господу моему ( Пс. 109:1 ). Хотя псалмопевец сказал, что Сын является его Господом, он не отрицал, что и Отец – его Господь. Но он назвал Сына своим Господом, чтобы ты не подумал, что Он был сыном самого пророка, а не его Господом. Господь объяснил эти слова в Евангелии: Если Давид в Духе называет Его Господом, как же Он сын ему? ( Мф. 22:45 ). Давид называет Его Господом в Духе, но Сам Дух не называет. А если из-за этого еретики придумают, что Дух назвал [Его] Господом, тогда им придется также святотатственно заявить, что Сын Божий является Сыном и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010