Иной сказал бы, что промысл Бога нашего устрояет весь мир по божественным судам. «Он вечно помнит завет Свой, слово, [которое] Он заповедал в тысячу родов» ( Пс. 104:8 ). Это обозначает постоянство и непреложность обетований, данных Аврааму. Конечно, это не гипер­бола, как некоторые приняли, но истинное и божественное слово. Аврааму обещал Бог всяческих, что о семени его благословятся все народы; семенем же его по плоти был Владыка Христос, Ко­торый в тоже время имеет вечную державу и царство непреходя­щее. На это и указывает упоминание о тысяче родов, потому что это выражение не означает числа лет, но множество поколений ука­зывает на неизменность и вечность, или даже на бесчисленность в единстве, как например: " тысяч а ликующих» ( Пс.67:18 ), или опять: «закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра» ( Пс.118:72 ). «Которое Он завещал Аврааму и клятву Свою Исааку, и поставил ее Иакову в повеление и Израилю в завет вечный» ( Пс. 104:9–10 ). Об этой клятве упоминает и великий Моисей; сказал, говорит он, Бог Аврааму: «Мною клянусь,... благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные..., и благословятся в семени твоем все народы земли» ( Быт.22:16–18 ). Эту клятву Он возобновил Исааку, и (согласно с нею) утверждает Свой за­вет с Иаковом. И, конечно, Он исполняет этот завет Свой: чрез Моисея Он освободил потомков тех из рабства египет­ского, чрез Иисуса Навина ввел их в землю обетованную, а окон­чательное исполнение обетований совершил чрез Владыку Христа. «Говоря: «тебе дам землю Ханаанскую..., удел наследия вашего» ( Пс. 104:11 ). Названием «удел» (землемерная цепь) обозначил обладание землей, потому что измерять землю – дело владельцев. «Когда они были малочисленны, очень незначительны и... пришельцы в ней» ( Пс. 104:12 ). Это, го­ворит, обещал Он отцам, когда они были весьма немногочисленны. О силе обещавшего свидетельствует то, что и столь малочисленным Он мог доставить обладание такой землей. Он обещал Аврааму, Исааку и Иакову, что, будучи тогда немногочисленными, они умножатся как звезды небесные и как песок на берегу моря и доставят благословение всем племенам земным, – и что, вместо того, чтобы им быть пришельцами в земле ханаанской, Он сделает их госпо­дами ее. То и другое исполнилось на их потомках, которые умно­жились числом подобно песку. А когда язычники получили благосло­вение о семени Авраамовом, то и они умножились как звезды не­бесные. Тогда им было сказано: «вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни» ( Флп.2:15–16 ). «И переходили от народа к народу, и от царства к другому народу» ( Пс. 104:13 ). Патриархи оставались пришельцами и не основывались ни на одном месте, но то жили здесь, то переносили свои палатки в другое место. Под царством разумеется здесь Египет, по выходе из которого они встретились с народами ханаанскими. И тогда «никому не позволял обижать их и наказывал за них царей (говоря) :» ( Пс. 104:14 ). Он показал их сильнее тех, которые пытались обидеть их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Стихира на стиховне, гл. 7: Сион, приукрась свой храм и прими Царя Христа; приветствуй Марию — небесную дверь, ибо Она явилась престолом вместо Херувимов; Она носит Царя славы; Дева есть облако света, носящая на руках существовавшего прежде света Своего Сына, Которого принял на руки Симеон, проповедуя людям, что Этот есть Владыка жизни и смерти и Спаситель мира. Тропарь, гл. 7: Радуйся, Благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, праведный старец, принявший в свои объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение. Величание: Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем Твою Пречистую Матерь, Которою во исполнение закона Ты ныне принесен в храм Господень. Стихи псалмов Излилось из сердца моего благое слово; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца. Ты прекраснее человеческих сынов. Препояшь себя по бедру мечом Твоим, Сильный. И в этом украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей, ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. Богатейшие из народа будут умолять лицо Твое (Пс. 44, 2–5.8.11–13). Господь во Святом храме Своем, Господь — престол Его на небесах (Пс. 10, 4). Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне (Пс. 67, 25). Свят и дивен правдою храм Твой. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни (Пс. 92, 5). Сделаю имя Твое памятным в род и род (Пс. 44, 18). Прокимен, гл. 4: Сделаю имя Твое памятным в род и род. Стих: Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе (Пс. 44, 18.2). Канон, глас 3 Песнь 1 Ирмос: Солнце некогда взошло над сухою землею, родившеюся из глубины моря; ибо вода по обе стороны отвердела, как стена, для народа, идущего пешком по морю и богоугодно воспевавшего: «Воспоем Господу, ибо Он торжественно прославился».

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Пс 50:12 Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Пс 50:13 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Пс 50:14 Господь даст благовествующим слово с силою многою. Пс 67:12 Господь силу народу Своему даст, Господь благословит народ Свой миром. Пс 28:11 После полиелея седален, глас 8 По воскресении Твоем, Христе, из гроба/и к небесной высоте божественном вознесении,/боговидцам ниспослал Ты Свою славу, Милосердный,/Дух Правый обновив в учениках;/потому они, как лира музыкальная,/таинственно изъяснили всем/возглашения свои под воздействием божественным/и Твое, Спаситель, домостроительство. Слава, и ныне: повторяем то же. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4 Дух Твой благой/поведёт меня в землю правды. Стих: Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему. Пс 142:10б; 1а Евангелие от Иоанна, зачало 65. Воскресение Христово не поем, а сразу читаем псалом 50. Затем, как обычно: Слава: По молитвам Апостолов:, и прочее. После 50 псалма стихира, глас 6 Царь Небесный,/Утешитель, Дух Истины,/везде пребывающий и всё наполняющий,/Сокровищница благ и жизни Податель,/приди и вселись в нас,/и очисти нас от всякой скверны,/и спаси, Благой, души наши. Каноны Первый – преп. Космы Маиумского, глас 7, и второй – господина Иоанна Арклийского (иные же: преп. Иоанна Дамаскина), глас 4; ирмосы обоих канонов исполняются дважды, тропари все поем на 12, затем первый хор первый ирмос, а второй хор другой ирмос. Песнь 1 Канон 1 Ирмос: Морем покрыл фараона с колесницами/Сокрушающий в битвах мышцею высокою;/воспоем Ему, ибо Он прославился. На деле, как прежде обещал ученикам,/послав Утешителя Духа, Христе,/Ты озарил мир светом, Человеколюбец. Предвозвещенное в древности/Законом и пророками исполнилось,/ибо благодать Божественного Духа/в сей день всем верным излилась. Канон 2 Ирмос: Косноязычный Моисей,/божественным сокрытый мраком,/ясно изложил Богом писанный закон,/ибо, сбросив нечистоту со взора умственного,/он видит Сущего и знанию Духа научается,/прославляя Его божественными песнями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

Зах.9:2–4 . И также [ни] Емаф в пределах его и Тир, и Сидон, ибо они собрали себе премудрость в весьма великой степей. И устроил Тир укрепление свое и нагромоздил серебра, как земли, и золота, как уличной грязи. Вот Господь овладеет им и поразит силу его на море, и он будет пожран огнем. LXX: Емаф в пределах его, Тир и Сидон, ибо они стали слишком мудрыми. И устроил Тир укрепление свое и собрал серебро, как землю, и золото, как придорожную грязь. Посему Господь овладеет им и потрясет крепость его на море, и сам он будет уничтожен огнем. – Емаф, что значит χλος, т. е. негодование, – есть тот самый город, который от Антиоха Епифана ( Επιφανε) получил имя Епифании и есть ныне город Келесирии. Итак и этот город, и Тир, и Сидон будут в пределах Дамаска, или в пределах земли Адрах, чтобы веровать в Господа и Спасителя, Которому сказано от Отца: Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое и во власть Твою пределы земли ( Пс.2:8 ). Дочери этого Тира, т. е. души верующих во Христа, принесут царю дары, так что исполнится написанное: Почтут Его дочери Тира дарами ( Пс.44:13 ). И когда будет устроен град Божий, – Церковь , – о котором Псалмопевец предвозвещает: Преславное сказано о тебе город Божий ( Пс.86:3 ), – тотчас последует и остальное: Вот инородные и Тир, и народ Эфиопский, они рождены там ( Пс.86:4 ). Об инородных говорится в двух псалмах: Мне инородные служат, или покорены. Об Эфиоплянах мы читаем у пророка Софонии: Чрез реки Ефиопии, оттуда будут приносить дары мне ( Соф.3:10 ), и в Псалме: Эфиопия протрет руки свои к Богу ( Пс.67:32 ) А о Тире говорится в Евангелии: Горе тебе, Хорозаим, горе тебе, Вифсаида, потому что если бы в Тире и Сидоне были добродетели [или: силы], которые были в вас, то они некогда в рубище и пепле покаялись бы ( Мф.11:21 ). Из числа дочерей Тира и Сидона выступила на встречу Господу Спасителю та сирофиникийская хананеянка, – дочь которой страдала от демона ( Мк.7:25–30 ), – и посвятила [Господу] начатки веры Тирян и Сидонян, чтобы те, которые не уверовали во время Иисуса Христа, потому что еще не видали знамений и сил, потом через апостолов увидели и уверовали, и были обладателями того блаженства, которое обещал Господь в словах: Блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин.20:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Митрофан называет прп. Паисия Израилем, потому что имя Израиль у Филона Александрийского, а вслед за ним и в православном Предании толкуется как «Боговидец» или же «ум, видящий Бога». Серпухов 2014 . С. 281. Цитаты из Митрофана, свидетельствующие о прозорливости прп. Паисия будут даны нами в рассказы о платоновском житии. Исаак уточняет, что этот брат «на четвертый день умер в дороге». Серпухов 2014 . С. 295. Там же. С. 281. Там же. С. 281 Более того, род Величковских, как и прп. Антоний Печерский, происходил из Любеча. Тропарь Сретения Господня. См. Мф. 13: 23. Там же. Тропарь Сретения Господня. Серпухов 2014 . С. 209. См.: Ваш отец диавол . Когда говорит он ложь, говорит сво е, ибо он лжец и отец лжи . Ин. 8: 44; Всякая ложь не от истины . 1 Ин. 2: 21. Пс. 67: 36. ЦС Ср.: Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали . Мф. 13: 16–17. Ср.: Блажен муж, уповающий на Него . Пс. 33: 9. Син.; и: взыскающие же Господа не лишатся всякого блага . Пс. 33: 11. ЦС. Ср.: Милосердие к отцу не забыто. Сир. 3: 14. Син. Ср.: Кто верил Господу — и был постыж ен? Сир. 2: 10. Син. Ср. Возн ес избранного из народа Моего. Пс. 88: 20. Так Исаак передает речь настоятеля Медведовского монастыря, когда прп. Паисий проспал начало службы и от горя плакал. Ср.: «Основание всего доброго, возвращение души из вражеского плена, путь ведущий к свету и жизни — все это заключено в сих двух способах: собрать себя воедино и всегда поститься . Отсюда тот пламень ревности, который попирает всякую опасность и превозмогает всякий страх; та горячность, которая пренебрегает всяким вожделением…» Исаак 1998. С. 374–375. На Афоне. Также описывается жизнь старца в первые годы на Афоне. «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует  (имярек),  благоговейнейшаго диакона, во пресвитера; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». Молитва при возложении рук на посвящаемого в священники.

http://bogoslov.ru/article/6195625

Молитва может быть в грех , и Таинство Причащения – во грех, как это было с Иудой-предателем: «после сего куска вошел в него сатана» ( Ин.13:27 ). Пс.108:8             Да будут дни его – малы,                         назначенному ему – да примет другой. «Да будут дни его малы» – малыми, сравнительно с вечностью, стали дни жизни Адама после грехопадения. Смерть тогда пресекла накопление греха. «Малыми» стали дни у изменников в том отношении, что только временем земной жизни 514 ограничена для них ценность жизни. «Назначенное» – это и материальный «запас», и властные «полномочия», и «посещение» Божие 515 . То, что в полноте было человеку назначено – само назначение жизни, призвание, дар, – примет другой. Сказанное относится и к «первому Адаму», во искупление греха которого пришел «последний Адам», Христос ( 1Кор.15:45 ), и к Иуде, апостольское достоинство которого перешло к другому лицу ( Деян.1:25 ), и к той части еврейского народа, которая осталась с иудеями. Израилю через Моисея сказал Господь: «если вы слухом послушаете голос Мой и сохраните завет Мой… вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх.19:5,6 ). Таково было «назначенное» – назначение Израиля, но Христос говорит иудеям: «отнимется от вас Царство Божие и дано будут народу, приносящему плоды его» ( Мф.21:43 ). Пс.108:9             Да будут сыны его – сиротами,                         и жена его – вдовой. «Сироты» и «вдовы» – предмет особого попечения Божьего: Он – «Отец сирот и Судья вдов» ( Пс.68 /67:6), и упомянут «судья» на таком суде (дин), который есть заступничество и милость (см. Пс.7:9 ). Что отец для сироты – то такой судья для вдовы. Как Бог допустит, чтобы за грех отца дети стали сирыми, а за грех мужа жена стала вдовицей? Такова сила греха человеческого, что он может иметь космическое значение (как это было после греха Адама и перед Великим Потопом) и может иметь значение для всей семьи и для всего народа. Если народ в лице предстоятелей и вождей пойдет за предателем Иудой, то в народе дети осиротеют от Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Это те чудеса, которые Бог положил на земле, и тот же пророк призывает все народы к удивлению им, говоря: придите и видите дела Господа, — какие произвел Он опустошения на земле: прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем (Пс 45, 9, 10). Какое чудо может быть больше, как в самое короткое время из хищных мытарей сделаться апостолами, из жестоких гонителей самыми терпеливыми проповедниками Евангелия, так что ту самую веру, которую преследовали, потом распространяли даже пролитием своей крови? Это те дела Божии, о которых Сын Божий свидетельствует, что Он ежедневно вместе с Отцом делает, говоря: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин 5, 17). Об этих делах Божиих блаженный Давид, воспевая в духе, говорит: благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса (Пс 71, 18). О них и пророк Амос говорит: смертную тень претворяет в утро, а день делает темным, как ночь (Ам 5, 8). Это именно есть изменение десницы Всевышнего (Пс 76, 11). Об этом спасительном делании Божием пророк молит Господа: утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас! (Пс 67, 29). Я уже не говорю о тех тайных, сокровенных действиях Божиих, которые дух всех святых каждую минуту видит совершающимися внутри себя особенным образом, о том небесном излиянии духовного веселья, вследствие которого унылый дух живостью нечаянной радости возвышается к тем неведомым восторгам сердца, к неизреченным, неслыханным утешениям радости, коими мы, иногда цепенеющие в унылой бесчувственности, как бы от глубокого сна возбуждаемся к пламеннейшей молитве. Это есть та радость, о которой 484//говорится: того не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор 2, 9), о которой блаженный апостол говорит тому, кто расслаблен земными пороками, привязан к человеческим страстям и не видит ничего из этих даров Божиих. Наконец, тот же апостол как о себе, так и о подобных ему, вышедших уже из сожительства человеческого, прибавил: а нам Бог открыл это Духом Своим (Там же, 10). глава 13 Одни испытавшие знают сладость целомудрия Итак, во всем этом, насколько дух возвысится в чистоте, настолько же возвышеннее будет созерцать Бога, и будет возрастать в нем больше удивление в самом себе, нежели раскрываться способность высказаться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

107 . Воистину Святой Дух очистил нас от языческой нечистоты! Четвероногие звери и птицы – образ человеческого рода, который, подобно диким зверям, был облечен в животную свирепость, но Дух смягчил его Своим освящением. Велика благодать, изменяющая животное неистовство на духовную простоту. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий ( Тит. 3:3 ), ныне же, благодаря обновлению Духом 66 , мы стали наследниками Христу 67 и сонаследниками ангелам. 108 . Провидя духом, что мы из животных, какими были, уподобимся небесным сущностям, святой пророк Давид сказал: Укроти лесных зверей ( Пс. 67:31 ), но речь здесь, безусловно, не о лесе, оглашаемом страшным ревом и топотом диких животных. Это лес, о котором написано: Мы нашли ее на полянах лесных ( Пс. 131:6 ). Это лес, в котором, как говорится в пророчестве, праведник процветет, как пальма, возвысится подобно кедру в Ливане ( Пс. 91:13 ). Этот лес, сотрясшись, низвел с вершин пророческих деревьев пищу небесного слова. В этот лес Павел вошел хищным волком 68 , а вышел пастырем. По всей земле проходит звук их ( Пс. 18:5 ). 109 . Мы были дикими зверями, и потому говорит Господь: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные ( Мф. 7:15 ). Святой Дух очищает наши чувства от львиной свирепости, леопардового непостоянства 69 , лисьей хитрости и волчьей хищности. Велика благодать, превратившая землю в небо, и как сказал апостол: Наше же жительство отныне на небесах ( Флп. 3:20 ), а ведь мы прежде, подобно диким зверям, блуждали в лесах. 110 . Во многих местах Деяний апостол Петр показал, что Церковь создана Святым Духом. Ты читаешь: Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их ( Деян. 15:8–9 ). В этих словах важно, что как краеугольный камень 70 Христос объединил оба народа 71 , так и Дух Святой не разделяет, но соединяет сердца обоих народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор 10:3-5); и что пророк воспел: Вот Он даст гласу Своему глас силы. Царства земные, пойте Богу, воспойте Господу, восшедшему на превысшее небо, на восток. Вот Он дал гласу Своему глас силы. Воздайте славу Богу (Пс 67:33-35). Двадцатое. Святая Церковь, по всей вселенной рассеянная, пророческие и апостольские писания за истиннейшее слово Божие, которое Он устами этих священных органов благоволил сказать и в нем Себя и волю святую нам открыть, признает несомненно, верует и благодарит Его за небесный сей дар, и им чад себе духовных рождает, и пищей его воспитывает, доколе все придут в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4:13). Его держимся неуклонно и мы. Да будет и нашим ногам светильник закон Его и свет путям нашим (Пс 118:105), и да поучаемся в нем день и ночь (Пс 1:2), да принесем плоды, какие небесное и Божественное сие семя рождает. Аминь. Размышления и замечания из текстов   Размышление I (На слова 1-го псалма: Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не встал, и на седалище губителей не сел, но в законе Господнем воля его, и в законе Его поучится день и ночь) . Если и мы хотим быть участниками блаженства, то будем отвергать от себя советы нечестивые и будем поучаться в законе Господнем день и ночь. Усиленно размышляй об этом стихе и обо всем этом псалме и рассматривай себя. Ибо чем более мир к концу приближается, тем более нечестивых умножается. Берегись их, как змиев. Святое Писание, всегда и прилежно читаемое, всему тебя научит с помощью Того, Который издал его через рабов Своих. Спасайся.   Размышление II Послушаем, чем заключил святую песнь свою Давид. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет (Пс 1:6). Чему здесь учимся у святого песнопевца? Ответ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010