Восемнадцатое. Святое Писание знамени­ями и чудесами неложными утверждено, и кровью апостолов и бесчисленных мучеников, как выше сказано, запечатано. «Они» (апостолы) «пошли и проповедовали везде, при Господнем со­действии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк 16:20). Их знамениям и сами язычники удивлялись, и тем к вере святой возбуждались и обращались.    Девятнадцатое. Читаем, что, когда обо­шли сыны Израилевы с Ковчегом Завета и гласом трубным стены Иерихонские, они со­крушились и пали (см. Ис Нав 6:19). Так язы­ческое нечестие, идолопоклонство, идолы, капища и их жертвоприношение богомерзкое проповедью апостолов Христовых сокруши­лись и пали, пали не оружием, но словом их. Чудное дело — как городским стенам, так и идольским капищам и прочим мерзким язы­ческим обрядам от одного голоса пасть. Пали, и идолы умолкли, и прелесть их исчезла, и царство дьявольское разрушилось, и воца­рился Христос Бог над народами, и приняли «иго» Его «благое» (Мф 11:30) на себя те, которые носили иго дьявольское.    Что же это, что как гласу сынов Израилевых содействовало и помогало сокрушить стены Иерихонские, так и гласу безоружных двенадцати апостолов — низложить идолов и их жертвенники во всем мире? Что, как не всемогущая Божия сила, в слове Его святом присутствующая и ему содействующая, кото­рой все повинуется? И это то, что святой Па­вел с братией своей, прочими апостолами, го­ворит: «ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор 10:3—5); и что пророк воспел: «Вот Он даст гла­су Своему глас силы. Царства земные, пойте Богу, воспойте Господу, восшедшему на превысшее небо, на восток. Вот Он дал гласу Своему глас силы. Воздайте славу Богу» (Пс 67:33—35).    Двадцатое. Святая Церковь, по всей все­ленной рассеянная, пророческие и апостоль­ские писания за истиннейшее слово Божие, которое Он устами этих священных органов благоволил сказать и в нем Себя и волю свя­тую нам открыть, признает несомненно, ве­рует и благодарит Его за небесный сей дар, и им чад себе духовных рождает, и пищей его воспитывает, «доколе все придут в единство ве­ры и познания Сына Божия, в мужа совершен­ного, в меру полного возраста Христова» (Еф 4:13). Его держимся неуклонно и мы. Да будет и нашим «ногам светильник закон Его и свет пу­тям» нашим (Пс 118:105), и да «поучаемся в нем день и ночь» (Пс 1:2), да принесем плоды, какие небесное и Божественное сие семя рождает. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

26:56). Был беззаконным судом судим, был осмеян и поруган, был заушаем и по ланитам ударяем, был осужден на смерть. Они же сказали в ответ: повинен смерти (там же, 66). Тот, у Которого в руках смерть и жизнь всякого, был отведен к правителю Пилату и перед ним оклеветан, как развратник. И повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш (Лк. 33:1–2). Тот, Который учил истине, и проповедовал царствие Божие приблизившимся, и путь к нему показывал, был от Пилата отведен к беззаконному Ироду, и перед ним так же оклеветан, и им осмеян и поруган был, и опять возвращен к Пилату. И так по улицам иерусалимским туда и сюда водим был с посмеянием Господь славы. Был с великой настойчивостью беззаконными людьми Своими испрашиваем у Пилата на распятие: «Распни Его» (Ты слышал, Господи, беззаконные слова эти и терпел), и испрошен был на крестную смерть (Мк. 15:13–15). Был воинами увенчан тернием; был как Царь ими поздравляем с поруганием: «Радуйся, царь Иудейский!» (Мк. 15–18); был оплеван и тростью по главе бит Царь Небесный и Господь славы. Был веден на распятие и нес крест, грехами всего мира отягченный, Агнец Божий (Ин. 1:29); и ведены были с Ним два злодея; и последовало множество народа, и видели Иисуса, как Агнца на заклание веденного (Ис. 53:7); и изведен был из города на распятие и смерть крестную Сын Божий. Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего (Пс. 67:25). Так приведенный на место лобное, место смерти, и уже вида и доброты не имеющий, краснейший добротою паче сынов человеческих (Пс. 44:3), наг ко кресту пригвожден, и пронзили руки и ноги Его (Пс. 21:17) беззаконные люди, и для большего поругания и бесчестия повесили между двумя разбойниками славу и хвалу Израиля; и к злодеям причтен был (Ис. 53:12) Праведный и оправдывающий нас. Так поруганного, и обесчещенного, и замученного, и страдающего хулили Его враги. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Также и Пречистую Его Матерь, воистину Богородицу, написал святой апостол и евангелист Лука. Надлежит поклоняться и Честному и Животворящему Кресту и Святому Евангелию, и пречистым Божественным Тайнам, и освященным сосудам, в которых совершаются Божественные таинства, и честным святым мощам, и Божественным храмам, — надлежит поклоняться им и почитать их. Также следует писать на святых иконах образы святых пророков, апостолов, мучеников, святителей и всех святых, почитать их и поклоняться им.    На это еретик скажет: если даже, как вы говорите, иконе Христа надлежит поклоняться — что вы скажете о тех, кого вы называете святыми, пишете их иконы и любите и почитаете их мертвые кости?    Ответим ему: поскольку святой апостол и евангелист Лука написал прежде всего на иконе образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, после же написал образы святых апостолов и пророков на иконе, — мы, последуя ему, также пишем и почитаем не только образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, но и все честные образы святых и богоносных мужей, досточтимых, Богом возлюбленных: древних праведников, пророков, патриархов, которые воскрешали мертвых, открывали глаза слепым, бесов изгоняли и многие другие чудеса с Божией помощью сделали, — тех, о ком сказал Давид: «Я же особенно почтил Твоих друзей, Господи» (См. Пс. 138:17). И еще: «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс. 115:6), и: «Дивен Ты, Боже, в святых Своих» (См. Пс. 67:36). Исаия говорит: «Праведники во веки живут» (Прем. 5:15). И много есть подобного в Писании. Господь наш Иисус Христос говорит о них: «Вы друзья Мои» (Ин. 15:14). И еще: «Кто принимает вас, принимает Меня» (Мф. 10:40). И «Вы — соль земли... Вы — свет мира» (Мф. 5:13, 14). И еще сказал Господь Иисус Христос: «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12:26).    Поэтому, если увидим храм в честь кого-либо из святых, или малую часть одежды, в которой подвизался Божий угодник, или кость тела его, или прах от гроба его — чтимо это для нас и свято, и мы со страхом поклоняемся и целуем благоговейно, поскольку все это освящено и обожено благодатью Святого Духа, и об этом свидетельствуют происходящие чудеса и исцеления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним.    Это не потому, чтобы было определенное число слуг Божиих, а потому, что большего количества не может выразить язык человеческий.    Это те тысячи и те мириады, о которых мы читаем в псалмах: «колесниц Божиих тьмы тем, тысячи тысяч несущихся, Господь в них» (Пс.67:18). И в другом месте: «творишь ангелами Твоих духов, служителями Твоими — огонь пылающий» (Пс. 103:4). Служение же ангелов двоякое: одни воздают награды праведникам, ведению других принадлежит каждое из мучений (cmciatibus). Суд сел, и раскрылись книги.   Совесть и дела каждого с обеих сторон, и с хорошей, и с худой, открываются пред всеми. Хороша та книга, которую мы часто читаем, книга живых. Но худа та книга, которую держит в руке обвинитель, который есть враг и мститель и о котором в Откровении мы читаем: «обвинитель братии наших» (Отк 12:10). Это та земная книга, о которой и пророк говорит: [имена] «на прахе да напишутся» (Иер 17:13). Дан.7:11. Видел я.., что за изречение высокомерных слов, какие говорил тот рог...   Суд Божий приходит для смирения гордости. Поэтому будет уничтожена Римская империя, потому что рог этот говорил высокомерно. И видел я, как был убит зверь... и тело его погибло.    В одном Римском государстве за богохульства Антихриста будут уничтожены все царства, и не будет земного государства, но будут жить святые и торжественно приидет Сын Божий, о Котором говорится: Дан.7:13. И вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий.   Кто в сновидении Навуходоносора изображается как камень, оторвавшийся без содействия рук, и возросший в большую гору, и сокрушивший глину, железо, медь, серебро и золото, тот теперь является в образе Сына человеческого, чтобы указать на принятие плоти человеческой Сыном Божиим, согласно с тем, что мы читаем в Деяниях апостолов: «мужи галилейские! что стоите, смотря на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, так же приидет, каким образом вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11). Дан.7:13-14. И дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему, и дана была Ему власть, и честь, и царство.   Все сказанное о том, что Он был приведен к всемогущему Богу и получил власть, честь и царство, должно понимать согласно со словами апостола: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но умалил Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2:6-8). Если бы ересь ариан обратила благочестивое внимание на все это, то не возвела бы на Сына Божия клеветы в неравенстве.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ах, не скорби, не унывай, Душа моя! отринь сомненья И до последнего мгновенья На Бога твердо уповай. Уже давно бы жизнь затмилась, Давно б уже душа моя В страну молчания вселилась, Когда б не Бог хранил меня. В Твоей руке – мой век летящий, Ты властно держишь жизнь мою; И ныне я мой дух скорбящий В Твои же руки предаю. Мой век – ничто перед Тобой, Но Ты – живущий! у Тебя Источник жизни и покой, И Ты помилуешь любя Вот Ты ведешь меня пред светом За руку правую мою, Наставляешь Твоим советом И в славу примешь Ты Свою; О, с этой светлою судьбою, Что мне до неба Твоего! И на земле с одним Тобою, Не захочу я ничего! Ты сохранишь от злой напасти, Ты Бог спасения всегда; В Твоей, Господь, единой власти Стоят смертные врата. И если я своей чредою Долиной смертною пойду: Не убоюся – Ты со мною, И там я посох Твой найду; Моей души Ты не оставишь И в темной адской глубине, И плоть от тления избавишь, И жизни путь укажешь мне. Так, верю я любви Господней, Что души наши Он спасет, Спасет от власти преисподней, Когда к Себе нас позовет! Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе (живут по духу Его, а не по закону плоти). Ибо сказано: всяк, верующий в Него не будет постыжден. Кто будет обвинять избранных Божиих, если Бог оправдывает их? Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа ( Рим.8:1; 5:1 ). Ради Его подается нам прощение грехов, и оправдывается Им всяк верующий ( Деян.13:39 ). Трудность спасения Горе миру от соблазнов ( Мф.18:7 )! И праведник едва спасется ( 1Пет.4:18 ). Аще мало есть спасающихся? Подвизайтеся внити сквозе тесныя врата; яко мнози взыщут внити, и не возмогут ( Лк.13:23, 24 ). Прежде страдания моего я заблуждал, а ныне слово Твое храню, – говорил пред Богом пророк Давид. Едва не погубили меня на земле, но я не оставил повелений Твоих ( Пс.118:67, 87 ). И спасаемые живут не без скорби и не без страха. Вижу отступников и сокрушаюсь, – говорил Давид, – ибо они не хранят слова Твоего. Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой ( Пс.118:158, 53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Как читается шестое прошение молитвы Господней? Что должно разуметь здесь под именем искушения? Откуда приходят таковые искушения? О чем просим мы в словах молитвы: «не введи нас во искушение»? Как сами мы со своей стороны должны бороться против искушений? 12. Седьмое прошение Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех. Сирах.40:1 . Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя. Иер.2:19 . Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. 2Тим.3:12 . Рим.5:3 . 1Пет.4:1 –2. Евр.12:9 –10. Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Пс.33:18 –20. И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести. 1Кор.10:13 . Пс.67:20 . отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих. Откр.14:13 . Теперь мы приступаем к изъяснению последнего прошения молитвы Господней: «но избави нас от лукавого». По содержанию своему прошение это может быть названо самым общим, ибо именем лукавого в нем означается вообще всякое зло, которое может нас постигнуть в мире и причинить нам вред. Как велико и разнообразно это зло! Представим только себе миллионы людей, живущих на земле и обремененных бедствиями и горем, и мы поймем, как справедливо земля обыкновенно называется юдолью плача. Сколь велики те бедствия, которые происходят от болезней, голода, засух, войн и тому подобных несчастий! Сколь велико также то зло, которое происходит от греха, от лукавых внушений и наветов духа злобы, дьявола! А наверху всего этого стоит смерть, эта царица ужасов, безжалостно поражающая все живущее на земле и не щадящая богатых и бедных, молодых и старых, счастливых и несчастных. Из глубины всего этого зла, обременяющего землю, ежедневно и ежечасно поднимаются к Богу молитвенные вопли, которые все могут быть выражены одним прошением: «избави нас от лукавого». С этим прошением благочестивые христиане обращают свой взор от бед и горя мира сего к благам Царства Небесного, от скорбей временных к непреходящему блаженству вечности. Как несчастны были бы все мы, если бы у нас не было помощника в наших бедах! Но мы имеем этого помощника в Боге нашем. Он помогал отцам нашим, призывающим Его, помогает нам и ныне, и будет помогать всегда всем, призывающим Его. А некогда Он устроит совершенное спасение всем верным Своим и исполнит слово, написанное в откровении Иоанна: «и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

В Ветхом Завете юридический статус вдовы еще не был четко определен. О ней складывается общее впечатление как о слабой и беззащитной женщине, поставленной в один ряд с сиротами и пришельцами, и большая часть упоминаний о вдовах связана с недопустимостью неправедного суда по отношению к ним. «Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!» (Втор 27:19; ср. Втор 24:17). Бог предстает в качестве высшего Судии обездоленных, Он «дает суд сироте и вдове, и любит пришельца…» (Втор 10:18; ср. Пс 67:6; Сир 35:14), — а также хранит и поддерживает их (Пс 145:9). Находя в Боге своего высшего покровителя, вдовы и сироты могли отдавать свое имущество на хранение в иерусалимский храм. На вопрос царского посланника о том, насколько велики сокровища этого храма, «первосвященник показал, что это есть вверенное на сохранение имущество вдов и сирот, и частью Гиркана, сына Товии, мужа весьма знаменитого…» (2 Мак 3:10). Вдовы наряду с пришельцами, сиротами и левитами раз в три года имели право на десятую часть дохода каждого, кто соблюдал Моисеев закон (Втор 14:28—29); вдовы могли после сбора урожая подбирать остатки снопов на поле (Втор 24:19; Руфь 2:2—3), а в садах — плоды маслин и виноградных лоз (Втор: 24:20—21). Они получали какие-то добровольные даяния в честь праздников седмиц (Втор 16:10-11) и кущ (Втор 16:13-14). По событиям середины II в. до Р. X . известно, что обездоленные получали определенную часть военной добычи: «После субботы, уделив из добычи увечным, вдовам и сиротам, остальное (предводительствуемые Иудой Маккавеем — А. П.) разделили между собою…» (2 Мак 8:28; см. также 2 Мак 8:30). Состояние безбрачия, а соответственно, и вдовства в Ветхом Завете не считалось благоприятным для женщины . И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день и скажут: «Свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, — сними с нас позор» (Ис 4:1). После смерти мужа вдова могла вернуться в дом своего отца (Быт 38:11; Лев 22:13). Согласно закону левирата, чтобы не пресекся род умершего, на вдове должен был жениться его брат (Втор 25:5—10; Быт 38:8). Только первосвященник не мог взять в супруги вдову (Лев 21:14).

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

В Ветхом Завете юридический статус вдовы еще не был четко определен. О ней складывается общее впечатление как о слабой и беззащитной женщине, поставленной в один ряд с сиротами и пришельцами, и большая часть упоминаний о вдовах связана с недопустимостью неправедного суда по отношению к ним. “Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!” (Втор 27:19; ср. Втор 24:17). Бог предстает в качестве высшего Судии обездоленных, Он “дает суд сироте и вдове, и любит пришельца…” (Втор 10:18; ср. Пс 67:6; Сир 35:14), — а также хранит и поддерживает их (Пс 145:9). Находя в Боге своего высшего покровителя, вдовы и сироты могли отдавать свое имущество на хранение в иерусалимский храм. На вопрос царского посланника о том, насколько велики сокровища этого храма, “первосвященник показал, что это есть вверенное на сохранение имущество вдов и сирот, и частью Гиркана, сына Товии, мужа весьма знаменитого…” (2 Мак 3:10). Вдовы наряду с пришельцами, сиротами и левитами раз в три года имели право на десятую часть дохода каждого, кто соблюдал Моисеев закон (Втор 14:28–29); вдовы могли после сбора урожая подбирать остатки снопов на поле (Втор 24:19; Руфь 2:2–3), а в садах — плоды маслин и виноградных лоз (Втор: 24:20–21). Они получали какие-то добровольные даяния в честь праздников седмиц (Втор 16:10–11) и кущ (Втор 16:13–14). По событиям середины II в. до Р. Х. известно, что обездоленные получали определенную часть военной добычи: “После субботы, уделив из добычи увечным, вдовам и сиротам, остальное (предводительствуемые Иудой Маккавеем — А. П.) разделили между собою…” (2 Мак 8:28; см. также 2 Мак 8:30). Состояние безбрачия, а соответственно, и вдовства в Ветхом Завете не считалось благоприятным для женщины 43 . И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день и скажут: “Свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, — сними с нас позор” (Ис 4:1). После смерти мужа вдова могла вернуться в дом своего отца (Быт 38:11; Лев 22:13). Согласно закону левирата, чтобы не пресекся род умершего, на вдове должен был жениться его брат (Втор 25:5–10; Быт 38:8). Только первосвященник не мог взять в супруги вдову (Лев 21:14).

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

Вопрос: Ничего не бывает случайного. Страшная засуха, постигшая нашу страну, не может не иметь серьезных причин. Дайте, пожалуйста, духовную оценку этого бедствия. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Бог действует не только в истории, но и управляет сотворенной Им природой. Эта мысль проходит через все Священное Писание. Псалом 103 является величественным гимном Богу, Который сотворил все Своей премудростью и продолжает заботиться не только о человеке, но и о других Своих созданиях: «Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу» (Пс. 103: 13–14). Люди библейских времен всегда воспринимали дождь как проявление Божественного милосердия: «Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения» (Иез. 34: 26). Псалмопевец воспевает милосердие Божие, ибо Бог посылал дожди даже во время странствования евреев по пустыне: «Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его» (Пс. 67: 10). Еще через пророка Моисея Господь объявил избранному народу, что его благополучие зависит от верности Богу и от исполнения тех законов, которые Он дал людям. Если же они уклонятся от исполнения заповедей и будут поклоняться идолам, то «тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих» (Втор. 11: 17). Напротив, за благочестивую жизнь людей Господь Бог посылает плодоносные дожди: «Аще в повелениих моих ходите, и заповеди моя сохранитеи сотворите я: и дам дождь вам во время свое, и земля даст плоды своя, и древеса селная отдадят плод свой» (Лев. 26: 3–4). Ввиду жизненной значимости для земли влаги пророк Осия говорит о Господе: «Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос. 6: 3). После засушливого лета, продолжающегося с середины мая до второй половины октября, в Палестине начинается период дождей. Для урожая наиболее благотворными были ранние (октябрь- ноябрь) и поздние (февраль – начало марта) дожди, о которых неоднократно упоминается у священных писателей (см.: Иер. 5: 24; Иак. 5: 7). Особенно нужен для плодородия поздний дождь, который идет весной. От него зависит урожай. Благодаря этому дождю заполняются водоемы, из которых черпается вода для полива в засушливые летние месяцы.

http://pravoslavie.ru/38650.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010