Я никак не могу понять, зачем Господь бесов впустил в свиней? На вопросы слушателей отвечает протоиерей Олег Стеняев. 17.02.2014 09:57:11 Кульков Сергей Андреевич Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону прямого эфира или задать свои вопросы по смс. Если вы помните друзья, прошлый раз был задан вопрос: какие чудеса были совершены на поле Цоан (руссифицированный перевод - на поле Танеосе - прим.ред.)? Ссылка на эти чудеса –Пс. 77, 12-13. Здесь сказано, что Он (Господь) через Моисея пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан: «И разделил море, и провел их через него, и поставил воды стеною». И 43 стих этого же псалма: «Когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан». Поле Цоан - это главный город Нижнего Египта, где Моисей совершил великие чудеса казни египетской перед фараоном. Цоан - город в нижнем Египте. В поле Цоан Моисей творит чудеса. Поле Цоан означает обширную окрестность Цоана. Там находились советники египетских царей, если мы смотрим пророка Исаия (Ис.19, 11-13; 30, 4 стих). А фараон египетский Пепи I из VI династии основал здесь главный языческий храм, так как это был центр во время его правления. Во время владычества XII-XIII династии и гиксосов этот город весьма процветал. Потом пришел в упадок, но при Рамсесе II он сделался резиденцией. Еще историк Страбон назвал его большим городом. Иногда люди задаются вопросом: сохранились ли какие-то данные об исходе, о великих чудесах, которые совершал Моисей в не- библейских источниках? Да, это есть. Так, например Гекатей из Абдеры, современник Александра Македонского, дает следующее освещение этому событию. Об этом написано у Геродона Сицилийского. Под властью египтян жило много чужестранцев, пишет Гекатей из Абдеры, которые служили своим богам иначе, чем те. Страшная чума, посетившая в это время страну египетскую, послужила для ее жителей знамением того, что туземные боги гневаются на них за отпадение от религий египетских богов.

http://radonezh.ru/text/ya-nikak-ne-mogu...

Беседа 57. Евангелие от Матфея, глава 16, 1–12. «Просьба о знамении с неба и Закваска фарисейская и саддукейская» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж», и мы начинаем изучение 16-й главы Евангелия от Матфея. На сегодня намечено рассмотреть две темы: 1) «Просьба о знамении с неба» (1–4); 2) «Закваска фарисейская и саддукейская» (5–12). И мы читаем 16-ю главу с 1-го стиха: Мф.16:1 . «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба». Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Они просят знамения с неба, например, чтобы остановилось солнце или луна. Ибо они думали, что знамения на земле совершаются дьявольскою силою и веельзевулом. Не знали неразумные, что и Моисей в Египте сделал много знамений на земле; огонь же, сошедший с неба на имущество Иова, был от дьявола. Поэтому не все, что с неба, от Бога и не все, что бывает на земле, от демонов» . То есть, какими бы не выглядели чудеса: произошедшими от Бога (с Небес), или произошедшими от дьявола (с земли), распознать, что от кого происходит, достаточно трудно. Следовательно, как советуют святые Отцы, лучше не принимать чудес, но и не отвергать их, то есть придерживаться нейтрального равнодушия к тем явлениям, природу которых мы понять не можем. Но в любом случае нельзя забывать, что ни земля, ни Небо не принадлежат дьяволу. Сказано: «…Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» ( Иер.23:24 ); и еще: «Бог наш на небесах и на земле; творит все, что хочет» ( Пс.113:11 ). Собственно говоря, как я часто напоминаю, чудеса – это костыли для сомневающихся, но и они (чудеса), если люди развращены делами плоти и собственными религиозными предубеждениями, не помогут сомневающимся. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Когда душа находится в состоянии бесчувственности и развращения и одержима недугом зависти, тогда она не убеждается никаким чудом» . Для самих верующих чудо не есть что-то решающее и значимое. А правильнее сказать: верующий почитает чудом то, что для неверующих таковым и не является.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Псалом 13. Обличение господствующего в мире нечестия и утешение страждущим от нею праведникам В Пс.13 псалмопевец представляет картину повсюду господствующего, глубокого нравственного растления (ст. 1–3), подавляющего малочисленный остаток праведных (ст. 4), предвозвещая в будущем печальный конец нечестивых (ст. 5) и радостное от Господа спасение верующим в Него, истинным сынам Израиля (ст. 6–7). – По свидетельству надписания (ст. 1), сохранившегося также и в Пс.52 , составляющем, в несколько измененной редакции, повторение Пс.13 -го, псалом этот написан был Давидом и, по своему содержанию, вполне приличествует ему. Давид в своей жизни, действительно, видел, а на самом себе испытал страшную силу крайнего развития нравственного зла, сперва во время своего пребывая при испорченном дворе Саула и продолжительных со стороны последнего преследований, затем во время своего царствования в постоянной борьбе с внутренними врагами правды, порядка и спокойствия (ср. Пс.100:3–8 ) и непрерывных войнах с враждебными Израилю вероломными соседними народами и наконец в мятежном восстании собственного своего сына, – и при всех такого рода обстоятельствах не редко довольно сходно с этим Пс.изображал нравственное растление и преобладающую силу зла (ср. Пс.11:2 – 5; 34:11–16, 20; 35:2–5; 9:23 и сл. 5:5–7, 10; 54:10–12, 22; 57:2 – 5 ; 139:3–6 и др.). Некоторое сомнение в Давидовом происхождении псалма возбуждает только ст. 7-й, в котором, при буквальном понимании его, высказывается, по-видимому, мольба об освобождении Израиля из плена, которую естественно относить ко времени плена вавилонского. Но, а) если даже ст. 7 понимать в буквальном смысле, то возможно предположить, что он прибавлен к Пс.Давидову во время плена вавилонского; б) выражение 7 ст. «возвратить плен» может быть понято в переносном значении: «возвратить потерю», или «вознаградить за понесенное несчастие», в каком смысле оно употребляется в кн. Иов.42:10 ; а, при таком понимании, ничто не препятствует ст. 7 приписывать самому Давиду.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Скачать epub pdf Псалом 57 Псалом этот имеет следующее надписание: В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание. Это надписание, составляющее 1-й стих псалма, объяснено при рассмотрении и объяснении предыдущих 55-го и 56-го псалмов и в переводе с греческого читается так: «В конец. Не погуби. Давиду, в столпописание». В этом псалме Давид, изобличая оклеветавших его пред Саулом, называет их сынами человеческими, творящими неправду и всякое беззаконие, по развращению сердца – грешниками от самого рождения, пребывающими во лжи и заблуждении от утробы матерней (ст. 2–4), сравнивает злобу и ярость их с ядом змия и аспида, не поддающегося волшебным заклинаниям волхвов и обаятелей (ст. 5–6), с зубами и челюстями львов; при чем угрожает им казнью от Бога и, предсказывая им погибель, сравнивает ее с водою разливающеюся, с луком, поражающим насмерть (ст. 8), а также с воском, льющим от солнца, и с терновым кустом, сгорающим от упадающего на него огня (ст. 9–10). В противоположность им указывает на участь праведника, который возрадуется при виде награды, уготованной за праведность, и праведного суда Божия, проявляющегося на земле (ст. 11–12). Пс.57:2 Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии. Под именем сынов человеческих псалмопевец разумеет здесь советников и наперсников Саула, которых царь Саул под видом законного суда призывал к себе для осуждения неповинного Давида ( 1Цар.19:1 ). Эти советники являлись в качестве свидетелей на суде против Давида. Чтобы угодить царю, они говорили неправду, клеветали на Давида. Уверенный в своей невинности, Давид, чтобы изобличить их ложные навета и клеветы на него, теперь предлагает им самим справедливо обсудить свои действия и поступки в отношении к нему, вопрошая их: рассудите вы сами, сыны человеческие (сыны неправды и беззакония – след. ст. 3 и 4), действительно ли вы правду говорите и справедливо ли судите? Пс.57:3 Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают. Вы как будто ревнуете о справедливости, о правде, продолжает Давид свои обличения, но это только на словах или для виду, на самом же деле в сердце у вас беззаконие: вы и мыслите беззаконие, и руки ваши сплетают всякую неправду, т.е. под предлогом справедливости вы преследуете меня, обвиняя в вероломстве против Саула, представляя меня врагом царя и возмутителем общественного спокойствия. Все это вы делаете на земли, т.е. явно, и постоянно пребываете во злобе, оставаясь навсегда нераскаянными и неисправимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЧНОСТЬ одно из свойств Божиих ; применительно к миру и истории философское и богословское понятие, обозначающее нескончаемое продолжение к.-л. определенного бытия во времени. Понятие В. в главных чертах было сформировано в античной философии. Слово «В.» (αν) употреблялось в древнегреч. языке в широком смысле: эпоха; длительный исторический период; «век» как время в целом или как определенный космический цикл; иногда «век» как неопределенное во времени пребывание мира в одном и том же качественном состоянии. В ходе развития человеческой мысли понимание В. выводилось из наблюдения над долговечностью различных существ и предметов, наполняющих эмпирический мир. Относительность этой долговечности приводила к представлению о вещах, к-рые продолжают существовать всегда, т. е. вечно. Отсюда закономерный переход к метафизическому понятию о В. как свойстве трансцендентного бытия. Это понятие, характерное не только для древнегреч., но и для древнеинд. философии (Упанишады), наиболее полное развитие получило в платонической традиции ( Plat. Tim.; Plot. Enn. III 7. 1-4; Procl. In Tim. 11). Представление о В. в Свящ. Писании В книгах ВЗ В. есть свойство безначального Божественного бытия, к-рое противопоставляется изменчивой и быстротекущей временной жизни (Пс 89. 5; 101. 12-13, 26-28). Вечным в собственном смысле этого слова, т. е. трансцендентным по отношению ко времени, Писание именует одного лишь Бога: как сотворившего «в начале» небо и землю (Быт 1. 1; ср.: Пс 89. 3); как вечно Живущего (Ис 57. 15; ср.: Пс 54. 20); как царствующего «во веки и в вечность» (Исх 15. 18; ср.: Иер 10. 10; Дан 7. 14, 27); как Первого и Последнего (Ис 48. 12), т. е. не имеющего ни начала, ни конца; как знающего «все прежде бытия его» (Дан 13. 42). Идея безусловной независимости Бога от категории времени подчеркивается и Его именем «Яхве» - Сущий (греч. ν), указывающим на непознаваемость, самобытность и абсолютную самодостаточность Божественной природы (Исх 3. 14; 17. 15). Иногда свойство В. переносится от естества Божия к Его действиям (Пс 32. 11; 118. 142, 144; 137. 8; Дан 7. 14, 27).

http://pravenc.ru/text/158324.html

Псалом 15 Откровение Давиду о вечном блаженстве его во Христе. Столпописание Давиду Выражение столпописание соответствует греческому στηλογρφια, что значить – писание выпуклыми буквами, которые вырезаны на столбе каменном или металлическом. Такое надписание соответствует еврейскому выражению михтам, которое значить именно «вырезанное письмо». Так был написан этот псалом Давида с целью навеки сохранить его важное, драгоценное, глубоко-содержательное и таинственное пророчество о Мессии (ср. Пс.56,57,58 ). 1. Сохрани мя Господи, яко на Тя уповах. Обращаясь с молитвою к Господу, Давид надеется на Него, как верно преданный Ему раб, к которому Господь всегда благосклонен. 2. Рех Господеви: Господь мой ecu Ты, яко благих моих не требуеши. Иегова, как вседовольный Владыка, не требует благ от Давида, как Своего раба, напротив, подает ему со всею щедростью все необходимое для жизни: вот почему Давид так предан Ему. 3. Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения своя в них. Святым, которые верны завету с Богом, безукоризненно исполняют Его закон и потому живут на земли, Его, в Ханаане, Господь открывает Свои премудрые намерения в дивных делах своих, кои Он совершает в их жизни. Так дивно открывал Господь свою волю и в жизни Давида ( Пс.9:11–13,17; 11:6; 4:4 ). 4. Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима. По мере того, как увеличивались немощи святых, так ускоряли и хотения или и Господь ускорял исполнением своих дивных намерений, желая укрепить святых своих. Так, убежденный в немедленной помощи от Господа, и Давид, как бы с клятвою пред Ним, исповедует, что он не соберет уже соборов их от кровей или не составит из них, этих святых, каких-либо преступных обществ для пролития крови из мести, как то делали злые враги его, Саул и Авессалом: нет, он даже не желает вспоминать и имен их и называть их устами своими, чтобы приглашать на убийство – ради отмщения за себя. 5. Господь часть достояния моего и чаши моея: Ты еси устрояяй достояние мое мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Можно ли подавать записки о заблудших? У микрофона протоиерей Олег Стеняев. 14.11.2014 08:57:44 Кульков Сергей Андреевич Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов. Сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. - Известна ли разница в возрасте Авраама и Сары? Ведь Аврааму было семьдесят пять лет, когда ради Сары ему было хорошо у фараона. А сколько лет было Саре, есть ли у них разница в десять лет? Если  есть, то, значит, фараон прельстился шестидесятипятилетней Сарой? - Праматерь Сара действительно была моложе праотца Авраама на десять лет, и на момент их схождения в Египет ей было шестьдесят пять. Но тут надо понять: египтяне были не те, которые сейчас живут в Египте. Современный Египет завоеван арабами, это семитские племена. Сейчас там у людей преимущественно светлая кожа, а тогда это был мицраим, хамиты, все чернокожие. Например, в житии святаго апостола и евангелиста Матфея рассказывается, что, когда он крестил эфиопов и ганнибалов - хамитов, они входили в воду крещения губастые, иссиня – черные, а выходили белые, нормальные люди. Вот, существует такое описание. Так вот, в мицраиме, в Египте, в то время жили чернокожие хамиты, и светлокожая женщина выглядела красавицей, несмотря на свой возраст.  В шестьдесят пять лет она была без отвислых ушей, отвислых губ, отвислого живота, что свойственно хамитам. В православной «Толковой Библии», в Толковании  на книгу «Бытие» (Быт.12, 12) сказано: «В этих словах видно прекрасное знание современных той эпохе обычаев и нравов египетской страны, где муж красивой женщины убивался, а сама жена бралась в гарем. В особенности широко это практиковалось с переселенцами из Аравии, женщины которых сильно выигрывали в красоте по сравнению с довольно безобразными египтянками и эфиоплянками». Но с другой стороны, братья и сестры, надо понять: эта праведная женщина обладала духовной красотой, которая с годами все ярче и ярче проявляла себя. Например, читаем: «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане, насажденные в доме Господнем они цветут во дворах Бога нашего. Они и в старости плодовиты, сочны и свежи» (Пс.91,13-15).

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-podava...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Как можно радоваться, быть счастливым в раю, если родственники, друзья, близкие в аду? Похожие вопросы 6 Ответов У святых не возникает из-за этого скорби, потому что они утешены и во всем согласны с праведной волей Бога. Подобно тому, как существование геенны не может омрачить радости Бога, оно не помешает радоваться и Божьим детям, которые будут блаженствовать вместе с Ним. Свт. Феофан Затворник поясняет: Что Господь считает правым и должным, то – и они. Сочтет Господь должным послать в ад нераскаянных, так будут сознавать сие и они. И состраданию тут места нет. Ибо отверженные Богом отвергнуты будут и ими; чувство сродности с ними пресечется. И на земле духовное родство бывает совсем иное, чем естественное, и коль скоро последнее несогласно с первым, то оно охлаждается и совсем исчезает: родные кровно делаются чуждыми друг друга. Это внушил Господь, когда сказал: кто мать Мне и брат? – И ответил: творящий волю Отца Моего ( Мф.12:50 ). Если на земле так, то на небе это обнаружится в крайней силе, – и особенно после последнего суда. Отверженные будут иметься наравне с теми, в чье место они пойдут, кому уготован огнь вечный. Тут важно понимать, что только в земной жизни чувства (эмоции) опережают наш разум. Например, преступника могут справедливо казнить и разум человеческий признает эту необходимость, а все равно по-человечески может быть его жалко. Так вот этого эмоционального “жалко” не будет в обоженных людях — святых. Эта немощь будет устранена Богом, так что святые будут руководствоваться разумом, как это делает Бог. Они наоборот будут радоваться торжеству правосудия Божия, победы добра над злом. Как говорит Псалмопевец: Возрадуется праведник, когда увидит отмщение ( Пс.57:11 ). Святые с нетерпением ждут этого момента: И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? ( Откр.6:9 ). Кроме того, нужно иметь в виду, что умершие в нераскаянности становятся демонами. Не по природе, а по направлению воли. Мы не сможем пожалеть демонов, они ненавидят нас с вами и желают не любезной встречи, а чтобы и мы мучались также, как они. Это похоже на фильмы про зомби апокалипсис, где люди заразились и стали зомби. Ими движет только ненависть. Но праведники не смогут уже им ничем помочь. Люди делают свой окончательный выбор во время земной жизни.

http://azbyka.ru/vopros/kak-mozhno-radov...

Скачать epub pdf Псалом 74 Псалом этот имеет такое надписание: В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу. Надписание это, составляющее 1-й стих псалма, состоит из нескольких отрывочных, не имеющих между собою никакой связи, речений, или кратких выражений, из которых каждое повторяется в надписаниях псалмов уже не один раз и в своем месте было объясняемо. Так, изречение в конец объяснено в псалмах 4, 6, 8, 50 и др. Выражение да не растлиши имеется в надписаниях 56-го и 57-го псалмов, где и дано ему объяснение. Псалом песни – это изречение встречалось в надписаниях псалмов 66, 67, 47 и др., и там же оно было объяснено. Асафу – это имя стоит в надписаниях тринадцати псалмов и означает в одних – писателя тех псалмов, а в других – то лицо из рода Асафа, известного певца и начальника хора при Давиде, которому передан был псалом составителем его, для музыкального и хорового исполнения. В надписании сего (74-го) псалма имя Асафа приведено в последнем значении, т.е. что псалом этот, по составлении его, передан для пения, с аккомпанементом музыки, одному из потомков Асафа, состоящему начальником певческого хора. В этом псалме ясно развивается та мысль, что Бог несомненно спасает Своих верных рабов и осуждает их врагов. Под именем беззаконных и высокомерных врагов, которым угрожает праведное наказание Божие (ст. 8, 9 и 11), некоторые толковники и ученые исследователи Псалтири (свящ. Вишняков и еп. Порфирий) разумеют ассириян и основывают свое мнение на весьма близком сходстве псалма сего с последующим, 75-м псалмом, который, несомненно, относится к чудесному поражению ассириян при Сеннахириме, царе ассирийском, и при Езекии, царе иудейском. В рассматриваемом псалме выражается уверенность, что Бог скоро окажет помощь Своему угнетенному врагами народу. Уверенность эта подняла упавший дух царя Езекии и народа его после того, как пророк от имени Божия предвозвестил предстоящее поражение нечестивых и богохульных ассириян ( 4Цар.19:32–34 ). Пс.74:2 Исповемыся тебе, Боже, исповемыся тебе и призовем имя Твое: повем вся чудеса Твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Псалом 57 Псалом написан Давидом во время начинавшегося подготавливаться восстания Авессалома, когда он мог наблюдать в Иерусалиме как степень озлобления против него его врагов ( Пс.57:4–5 ), так и начавшееся нестроение в жизни: они (враги) злоупотребляли своей властью. Вы, судьи, поступаете несправедливо, так как всегда совершаете злодеяния (2–3). Эти судьи – нечестивцы, с самого рождения они любят зло и неспособны к перерождению, как аспид не поддается заклинаниям (4–6). Сокруши, Господи, их силу, сделай их безвредными и развей (7–10). Тогда праведник будет радоваться от сознания, что есть Бог, судящий на земле! (11–12) Пс.57:2 .  Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие? Известно, что Авессалом старался расположить к себе евреев указанием на те несправедливости, которые будто бы допускаются Давидом за его неспособностью к управлению народом и за нелюбовью к последнему. Так как вкрадчивые речи Авессалома возымели свое действие, то популярность его и его сторонников росла, влияние же Давида сокращалось. Власть, таким образом, фактически и постепенно переходила на сторону непризнанных и незаконных правителей. Как последние вели дела, выясняется далее. Пс.57:3 .  Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле. «Составлять беззаконие в сердце» – любить и питать зло, быть внутренне расположенным к дурному. «Класть на весы злодеяния» – наклонять чашку весов справедливости, перевешивать злым делом. Злое же дело в судебных решениях зависит от руководства при разборе тяжбы не существом поступка, а посторонними соображениями, каким являлось, напр., взяточничество. Подкуп, как бесчестное дело и злодеяние, и склоняло весы судьи. Пс.57:5 .  Яд у них – как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои Пс.57:6 .  и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях. Испорченность этих новых судей настолько велика, что они недоступны к восприятию хорошего и честного. Они похожи на змей, вроде аспида, который не поддается влиянию самых лучших заклинателей Востока, умевших путем нашептываний и насвистываний так очаровывать самых даже ядовитых из них, что они делались бессильными жалить.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010