3. Желание. В ряде случаев древнеевр.   передает значения «желание», «стремление», «голод», которые, возможно, являются развитием представления о горле как о части человеческого тела, требующей насыщения и прежде всего причиняющей страдания при недостатке воды и пищи (ср.: Числ 21. 5; Ис 29. 8; 58. 11; Пс 106(107). 9; Притч 6. 30). Кн. Второзаконие позволяет входящему в чужой виноградник есть ягоды «досыта», «сколько хочет душа» (Втор 23. 24(25):     букв.- «пока твой голод [станет] твоей сытостью»); главным стимулом для работающего является его голод (Притч 16. 26:         букв.- «голод работающего работает за него»), а праведник «печется и о жизни (букв.- «знает о голоде») скота своего» (Притч 12. 10; ср.: Ос 9. 4). В этом значении   не только естественное стремление к насыщению пищей, но и вообще всякое сильное желание, требующее удовлетворения. Так, желание отомстить уходящим из Египта евреям фараон надеется утолить, догнав и уничтожив их: «насытится ими душа (  ) моя» (Исх 15. 9). В молитве праведник просит Бога избавить его от «произвола» и «воли» (  ) врагов (Пс 26(27). 12; 40(41). 3), окружающих его   т. е. «с жадностью», «по произволу» (Пс 16 (17). 8-9 - синодальный перевод: «от врагов души моей» ориентирован на текст LXX), чтобы они не смогли достичь того, к чему стремятся, и не сказали: «хорошо! по душе нашей» (   - Пс 34(35). 25). Пророк, обвиняя Иерусалим в грехах, говорит ему от лица Бога, что он отдан «на произвол (  ) ненавидящим» его (Иез 16. 27). Желание, обозначаемое словом   не всегда имеет негативное содержание. В ряде контекстов оно нейтрально (Втор 21. 14; Иер 34. 16; ср. Исх 23. 9) и, более того, может быть божественным волеизъявлением (1 Цар 2. 35). К этой же группе контекстов относятся и содержащие   выражения: «если вы согласны»,     букв.- «если есть ваше желание» (Быт 23. 8; 4 Цар 9. 15); «жадный», «алчный» -     букв.- «господин желания» (Притч 23. 2),     букв.- «сильный желанием» (Ис 56. 11) и     букв.- «широкий, просторный желанием» (Притч 28. 25).

http://pravenc.ru/text/180712.html

а. Въ конецъ, точилхъ, аломъ Двд. 1. Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида. 1 . См. выше стр. 17 а) и 21 ж). в. Гди гдь нашъ, к чдно им тво по всей земл, к взтс тво превыше нбсъ. 2. Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! 2 . Выражение благоговейного изумления пред величаем Творца и Промыслителя вселенной, открывающимся в прекрасном устройстве видимой природы и в благодатном устроении человеческого спасения. Псалмопевец говорит не от себя лично, а от имени всего человечества, как член всемерного царства Божия на земли: Гди Гдь нашъ. – Вся земля полна великих и дивных дел творения и промышления Божия, которые всякому, сколько-нибудь внимательному и не ослепленному неверием зрителю дают познавать величие имени Божия, т. е. видимого проявления Божества и присносущной силы Его ( Рим.1:20 ), особенно величие всего более открывающихся в творении и промышлении Его высочайших свойств всемогущества, премудрости и благости. Но откровение величия Божия не ограничивается только землею, а простирается чрез все необъятное пространство небес (ср. Пс.148:3–6; 135:1–9 ; Авв. 3:3 ) и даже не объемлется самими небесами (ср. 3Д.8:27), но бесконечно возвышается (взтс превыше) над ними (ср. Пс.56:6 и 12, 112:4), открываясь в высшем мире Ангелов, которые, благоговейно проникая к тайнам великих и многоразличных дел премудрости Божией ( 1Петр.1:12 ; Еф.3:10 ), непрестанно прославляют св. имя Его (Златоуст; ср. Пс.102:20–21; 148:2 ; Ис.6:3 и др.). Что псалмопевец, говоря о славе Божией на небе, разумеет вместе с тем прославление Его Ангелами, точно также, как говоря о земле, разумеет прославление Его человеком, это естественно следует из последующего затем сравнения человека с ангелами (ст. 5). Обращение к Богу: Гди Гдь нашъ составляет перевод с греч· (=лат. и сирск); в евр. т. оно выражается двумя различными именами: Иегова и Адонай ( ) которые точнее было бы переводить: «Господи, Владыка наш» (как Втор.3:24; 9:26 по русск., и Ис.1:24; 10:33 , Иер.4:10 по слав.; русск. же пер. Господи Боже наш, как в Пс.7:2 , вполне соответствует евр. словам (ср. Пс.104:7; 105:47 и др.). як в первом случае имеет смысл частицы=коль, как и переводятся соответствующие этому «яко» в евр. греч. и лат. частицы: , ς, quam в Псс. 65:3; 83:2 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

«Сильный, чтобы спасать», т. е. имеющий власть и силу не только судить, но также миловать и спасать: судить и наказывать упорных, нераскаянных грешников, а миловать и спасать искренно покаявшихся и обратившихся к Богу. Право помилования – выше права суда: судить может всякий на то поставленный судья, а миловать имеет право только одна Высочайшая власть. Соединение фракций «суда» и «милости», согласно ветхозаветному мировоззрению, мыслимо лишь в руках Самого Бога ( Пс.88:15 ; Пс.91:3 ). Отсюда, следовательно, ответ Победителя, не оставляет сомнения в Его Божественной сущности. Ис.63:2 . Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтав­шего в точиле?: Ис.63:3 . «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и по­пирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; Дают продолжение начатого диалога. «Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя – как у топтавшего в точиле?» снова вопрошают недоумевающие Победителя. И на это получают такой ответ: «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мной; и Я топтал их в гневе Моем... кровь их брызгала на ризы Мои». В ответе этом использован тот самый образ, какой дан был и в вопросе – именно, сравнение с практиковавшимся тогда на Востоке приемом выжимания виноградного сока, при котором естественно и неизбежно было и известное обагрение одежд у лица, занимавшегося этой работой. Сравнения этого нельзя не признать особенно выразительным и сильным для заключенной в нем мысли – о наказании врагов Божиих. «Вопрошаемый отвечает, что Он также топтал точило, в котором, вместо виноградных гроздов, были заключены враги Его, что Он попрал их во гневе Своем, их кровь брызгала на одежды Его и обагрила их ( Откр.19:13 ). Точилом гнева Божия, которое истоптал Христос Спаситель, был ад который Он попрал ( Еф.4:8–9 ), по распятии Своем. В этой борьбе с адом Христос, подобно Самсону, единоборствовавшему с филистимлянами, или Давиду – с Голиафом, был один и не имел Себе помощника из людей» ( Мф.26:56 ; Ин.16:32 – Комм. СПб. Академии, 905). Хотя речь все время ведется здесь как бы о прошедшем событии, но это, очевидно, лишь для предания ей большей образности и картинности, большей убедительности и силы. Фактическое же исполнение данного пророчества, как и многих др. пророчеств Исаии, можно отнести к двум историческим эпохам: во-первых, к началу христианской эры, совпавшей с концом многих древне-языческих монархий, а во-вторых, – к ее завершению, в момент страшного Суда, когда будет произведен последний и окончательный расчет со всеми темными силами зла ( 1Кор.15:24–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тем не менее в греч. печатных изданиях (в отличие от слав., груз. и проч.), начиная с первопечатных XVI в. (Ibid.) и вплоть до мн. новейших (см., напр.: Αρχιερατικν. Θεσσαλονκη, 2004. Σ. 47), «Д. и.» не указывается, что связано с устоявшейся греч. практикой опускать это песнопение (впрочем, в последнее время наблюдается тенденция к возрождению «Д. и.» и в греч. практике - напр., в издаваемом мон-рем Симонопетра Иератиконе оно присутствует согласно афонской традиции). Священнодействие перенесения Св. Даров со св. престола на жертвенник, происходящее во время «Д. и.», в слав. рукописной традиции может иметь название: «перенос» (см., напр.: РНБ. Q. п. I. 7. Л. 55 об., XIV в.) или «малый перенос» (в противопоставление «большому переносу», т. е. великому входу ). По традиции после причащения мирян диакон или предстоятель ссыпает оставшиеся на дискосе частицы в Чашу; предстоятель благословляет народ со словами, основанными на Пс 27. 9, после чего хор поет       или иное песнопение (при архиерейском богослужении - также «Ис полла эти, дэспота»), а предстоятель кадит Чашу и дискос со словами Пс 56. 12 и отдает дискос и кадило диакону, к-рый, покадив народ из св. врат, относит дискос на жертвенник; наконец, предстоятель, тихо говоря: «Благословен Бог наш», крестообразно осеняет Чашей св. престол и (при архиерейском служении архиерей передает в этот момент Чашу священнику, к-рый и произносит дальнейший возглас), возглашая: «Всегда, ныне и присно и во веки веков», осеняет Чашей народ и относит ее на жертвенник, после чего хор поет «Аминь» и «Д. и.» (в греч. традиции часто опускается), а священник ставит на жертвенник свечу перед Чашей, кадит их и отдает кадило диакону, к-рый, покадив священника, идет произносить благодарственную ектению ( Георгиевский. С. 80-82). Те же священнодействия (за исключением ссыпания частиц) совершаются и за литургией Преждеосвященных Даров , но в нек-рых южноитал. (в отличие от к-польских) греч. Евхологиях «Д. и.» за этой литургией может заменяться иным песнопением, Εχαριστομν σοι, Κριε (      ) ( Taft.

http://pravenc.ru/text/ Да исполнятся ...

с., а на литургии в храме звучат песнопения и чтения святого. На литургии служба та же, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону, но прокимен из Пс 31. Служба Троицкой субботы описана в Типиконе достаточно подробно, отличий от мясопустной субботы почти нет, чтения на литургии, как в ту же субботу по Типикону Великой ц. В ранних версиях Иерусалимского устава изложение службы В. с. могло иметь такие особенности, какие среди студийских памятников встречаются в южно-италийских Типиконах: на «Господи, воззвах» вечерни и на каноне утрени поются только песнопения Триоди, на вечерне исполняется не «Аллилуия», а прокимен дня ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 55-56). В поздневизант. редакциях Иерусалимского устава служба обеих В. с. приняла тот вид, к-рый сохраняется и в совр. печатных изданиях Типикона (в т. ч. в принятом ныне в РПЦ: Типикон. [Т. 2.] С. 802-806, 1008). Соединяются последования Октоиха, Триоди и храмового святого. На вечерне поются стихиры Октоиха и Триоди, прокимен гласа заменяется на пение «Аллилуия» с заупокойными стихами. После вечерни в притворе совершается панихида по усопшим. На утрене вместо «Бог Господь» поется «Аллилуия» с заупокойными стихами; стихословятся 16-я и 17-я кафизмы. 16-я кафизма стихословится обычным порядком, после нее - малая ектения и седальны Октоиха. 17-я поется на 5-й глас, с припевами               и      ; кафизма разделяется на 2 части (после 1-й части - заупокойная малая ектения; после 2-й - заупокойные тропари по непорочнах          , заупокойная малая ектения и седален      ). Соединяются каноны храма и Триоди; по 3-й песни седален Триоди, по 6-й - кондак       с икосом и заупокойная малая ектения, по 9-й - светильны Триоди. Канон имеет катавасию по каждой песни, и поэтому по 9-й песни не поют «Достойно есть», но в триодном последовании Троицкой субботы (в отличие от мясопустной) «Достойно есть» указано. Утреня заканчивается по будничному чину, есть стихиры и на хвалитех, и на стиховне. На литургии изобразительны, на блаженнах - тропари 3-й и 6-й песней канона Триоди.

http://pravenc.ru/text/Вселенские ...

55. «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.» (Иак. 3:17). Мудрость свыше Возможно ли прийти к тому, чтобы: Перестать думать неправильно о жизни? Перестать думать неправильно? Перестать думать? Перестать...? 56. «Ибо кто познал ум Господень?» (Рим. 11:34). Для чего? Для чего по горным склонам расцветает миндаль, ведь этого никто не видит? Для чего в лугах летом столько красивых цветов, ведь там никто не ходит? Для чего осень окрашивает кленовые листья в ущельях гор, ведь этим некому любоваться? Для чего так величаво сияют под солнцем горные вершины, ведь туда никому не добраться? 57. «Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится…. Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.» (Мк. 9:49-50). Как держаться за Истину Можешь ли ты держаться за Истину так, как моряк, потерпевший кораблекрушение, держится за обломок мачты? Можешь ли ты стоять за Истину так, как воин стоит насмерть, решив ценой своей жизни спасти жизнь товарищей? Можешь ли ты думать об Истине так, как думает о своем освобождении из темницы тот, у кого утром казнь? Если можешь, тогда у тебя есть надежда. 58. «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека.» (Пс. 117:8). Бесполезные надежды Не принесет никакой пользы: Просить денег у нищего, Спрашивать совета у глухого, Узнавать дорогу у слепого, Ждать ответа от немого. 59. «…Итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (Мф. 10:16). Мудрость и простота Нежелательно: С первого шага потерять путь, С первого слова сказать ложь, С первого желания запутаться, С первой мысли ошибиться. 60. «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.» (Рим. 6:11). Столяр, спящий в гробу В мастерской работал столяр-умелец. Жители поселка часто делали ему заказы. Однажды в мастерскую, во время обеденного перерыва, зашел заказчик, но не прошло и минуты, как он выскочил оттуда, сильно напуганный. Рабочие, сидевшие под навесом, спросили его, – что случилось? «Как что случилось? Ваш столяр умер!» – «Не может быть! – засомневались столяры. – До обеда он был совсем здоров!» – «Не знаю, что с ним было до обеда, – возмутился заказчик, – но сейчас он лежит уже мертвый в новом гробу». – «А, вот оно что! – засмеялись рабочие. – Да, это у него привычка такая: он всегда в обед спит в новом гробу!»

http://isihazm.ru/1/?id=116

6. Безмолвник тот, кто существо бестелесное усиливается удерживать в пределах телесного дома 112 . Подвиг редкий и удивительный. 7. Стережет видимую мышь кошка; а мышь невидимую мысль безмолвника. Не отвергай сего сравнения; если же иначе, то ты еще не познал, что такое безмолвие. 8. Не так (спасается) уединенный монах, как монах живущий с другим монахом. Ибо уединенный имеет нужду в великом трезвении и в неразвлекаемом уме. Сожительствующему с другим часто помогает брат; а безмолвнику споспешествует Ангел. 9. Умные Силы небесные сослужат безмолвствующему душою, и любовно с ним пребывают; о противном же умолчу тебе. 10. Глубина догматов неисследима; и уму безмолвника не безбедно в нее пускаться. 11. Небезопасно плавать в одежде, небезопасно и касаться Богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть. 12. Келлия безмолвника заключает в себе тело его; в внутри оного заключается храмина разума. 13. Недугующий душевною страстию и покушающийся на безмолвие подобен тому, кто соскочил с корабля в море, и думает безбедно достигнуть берега на доске. 14. Тем, которые борются с телесною похотию, в свое время прилично бывает безмолвие, если они только имеют наставника. Ибо уединенная жизнь требует Ангельской крепости. Я говорю здесь об истинных безмолвниках по телу и по душе. 15. Безмолвник, разленившись, начинает говорить ложное, некоторыми намеками побуждая людей, чтобы они убедили его оставить безмолвие, а, оставив келлию, обвиняет в этом бесов, не зная того, что сам был себе бесом. 16. Видал я безмолвников, которые пылающее свое желание к Богу насыщали безмолвием ненасытно, и порождали в себе огнь огнем, рачение рачением, и вожделение вожделением. 17. Безмолвник есть земной образ Ангела, который на хартии любви рукописанием тщания освободил молитву свою от лености и нерадения. Безмолвник тот, кто явственно вопиет: «готово сердце мое, Боже» ( Пс.56:8 ). Безмолвник тот, кто говорит: «аз сплю, а сердце мое бдит» ( Песн.5:2 ). 18. Затворяй дверь келлии для тела, дверь уст – для бесед, а внутреннюю дверь души – для лукавых духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

И вот скорбь и теснота на всяку душу человека, творящего злое ( Рим.2:9 ). Умножая, умножу печали твоя и воздыхания твоя ( Быт.3:16 ), – сказал Господь первой виновнице нашего грехопадения. И Саула мучил лукавый дух, когда он делал по-своему и не слушался Бога; так и ныне, ко всякому грешнику допускается дух злобы – томить душу его печалью и воздыханием. Однако, если рассмотрим пути, отводящие нас от Бога, то окажутся они многи и различны, хотя главная причина грехопадения одна и та же, – своеволие и непокорность Богу. Так, например, когда человек начинает подвизаться в делах спасительных и недовольно бодрствует духом, то скоро утрачивает свою решимость и оставляет тот путь, которым приближался он к Богу. Потому и Господь говорил ученикам: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Мф.26:41 ). Ибо человек, как трава, когда не подкрепляется Божиею благодатью, и, как полевой цветок без росы, орошающей его, так и он без молитвы ослабевает духом и замирает в добрых желаниях стремиться к Богу. Вот причина – отчего человек падает духом? – оттого, что перестает молиться. Самые апостолы, когда не хотели и не могли молиться, подверглись великому искушению, как сказано: оставльше Иисуса, бежаша от Него ( Мф.26:56 ). Но, по слову пророка, грехопадения кто разумеет? Иногда человек и молится по силе своей, вдруг изменяется его мысль и падение, или отвращение от путей Господних, становится неизбежным. Это бывает тогда, когда молитва делается ему приятна, и он, подобно Давиду, помышляет: во благоденствии моем не подвижуся вовек ( Пс.29:7 ). Но он еще не знает, что Господом тверды шаги его, что только по благоволению Господню стоит он крепко; потому Господь отвращает от него лице Свое, и он повергается в неискусен ум и падает. Ибо Господь гордым противится, и только смиренным дает благодать ( Иак.4:6 ). Много есть причин падения, или оттолкновения от Бога, бездействия и омертвения на пути спасения. Иногда человек от уныния останавливается на пути к Царствию Небесному и озирается назад, как жена Лотова, которая убежала из Содома, но, оглянувшись назад, сделалась соленым столпом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Кто обращается с братом своим лукаво, тот не избежит печали сердечной (31,49). Лукавство посредством собственных своих членов низводит друзей своих до крайней злобы (30,337). Кто поступает лукаво, тот не ожидай, что извинится, прогневляя Господа (46,355). Лукавство происходит от возношения и от гнева (54,184). Как от горького корня и ветви, и листья, и цвет, и плоды – все горькое, так и у лукавого человека и походка, и взгляд, и вид, и действия лукавы (36,830). Скрытое лукавство вредоноснее предъявленного, потому что если бы знали клеветников, то удобнее избежали бы их невоздержанных языков и недобрых расположений… (3,9). Сколь удобно праводушным людям измениться е лукавых, столь же трудно лукавым переродиться в простосердечных (54,160). Лукавое сердце есть корень и источник греха (56,25). Кто говорит одно, а в сердце своем имеет другое в лукавстве, все служение (молитвы) такого тщетны (61,317). Никто не будь лукав и двоесердечен, одно имеющ в сердце, а другое говорящ, чтобы не быть поражену грозным приговором Священнопевца Давида, который говорит: Потребит Господь вся устны льстивых, язык велеречивый» ( Пс. 11, 4 ) (64,63). ВТОРНИК. Мк. Зач. 55. (12,18–27) О ЖИЗНИ ЗАГРОБНОЙ И БЛАГАХ ИСТИННЫХ Нет сомнения, что и в Будущем Веке человек будет участником того же, чему ныне захотел быть служителем и сообщником (50,177). Люди… и в худом, и в хорошем, какими закончили жизнь здесь, такими будут и после сей жизни (15,192). Там справедливое наказание несут люди за грехи свои, без лицеприятия приемлют, что следует каждому. Уготованы там нечестивым – тьма; и немерцающий свет – праведным (25,249). Там жажда и голод – роскошным; блаженство и жизнь – постникам; огненный меч – нечестивцам и светлая риза – победителям (25,388). Ни свет там не омрачается, ни тьма там не озаряется. Не прекратятся тамошние хвалы и не умолкнет тамошний плач (25,388). Ни блаженство тамошнее не оскудевает, ни посрамление тамошнее не оскудеет, не кончится. Там свет объемлет праведных и пламень – нечестивых (25,388).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Мне тех всех примеров, которыми сбыкла Божия премудрость великолепнее себя оказывать, исчислять времени недостанет, да и не можно. Таковая премудрость не смотрит, пастухов ли кто сын, или и не зрелых лет: она такого похищает, которой ничего не имеет кроме жезла и пастырской свирели. Здесь мне на память приходит Иессеев сын: он беснующегося Саула своими гуслями приводит в разум, и в нем сгустившуюся кровь пением разбивает; он с Голиафом, страшным оным Гигантом вступает в брань, и его железные щипцы пращею разбивает; да он еще стал и таким, которого гусли в хвалах Божиих не умолкали. Его струна не преставала бряцать: Он-то по утру вставши рано, обычай имел говорить: «Востани псалтирь моя, востани слава моя», а за чем? «Исповедатися Господеви, яко благ, яко в век милость Его» ( Пс.56:9, 117:1 ). А что ж еще значил тот чудный и приятный, и которому я довольно почудиться не могу, Божий с Самуилом разговор? Самуил еще был так сказать, трилетний юнец, незлобием приукрашенный юноша, и живу Богу будучи посвящен в жертву, жил в храме Господнем. Самуил как спал, Бог ему спать не попускал: Он его сими словами пробуждал: «Самуиле, Самуиле!» ( 1Цар.3:4 ). Самуил не так, чтоб на сии слова не пробудиться, и приличного ответу не дать: да только Бог по тех словах умалчивал, а Самуил, как простодушный отрок, далее искать не поступал. Что, опять говорю, сия Божия с Самуилом, когда так можно сказать, игра? Когда не то, что он из уст младенец и ссущих совершает хвалу? А сие все для того действуется, «да премножество силы будет Божия, а не от нас» ( 2Кор.4:7 ). Я все сии Истории для того привел, чтобы вы ими удостоверившись, не отважились в учении Христовом учительские лица разбирать, как бы на пример так говоря: я Павлов; а другой, я Аполлосов; третий, я Кифин ( 1Кор.1:12 ). В церкви Христовой может кто учение насадить, может кто и напоить, да не возрастить. И так ни насадитель, ни напоители есть что, но возраститель Бог. Без Него насаждение не действительно, без Него напоение неплодно, без Него всуе зиждем град, напрасно метаем семена свои в землю; все наши предприятия без Него суть паутина, все замыслы на песке поставленный дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010