И еще: Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону (Гал.4:4). И все Писание, как ветхозаветное, так и новозаветное, исполнено таких свидетельств, и сами дела возве­щают, что воплотился Единородный, а не Отец. Итак, видев ли Отца воплотившимся, Сын воплотился? По-видимому, Он не воплотился бы, если бы не видел Отца воплотившимся, потому что Он не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего . Когда же Он мог бы видеть Отца сде­лавшим это? Ты не в состоянии сказать. Между тем не по­думай, что это событие маловажное. Воплощение Единородного, снисхождение Его есть главизна нашего спасения. Прежде, нежели Он сделался человеком, господствовало зло, глубочайшая ночь покрывала все, везде были жертвенники и идольские ка­пища, смрад, дым и потоки крови не только овец и волов, но и людей, — потому что приносили в жертву сыновей своих и дочерей своих бесам (Пс.105:37); и это делал такой народ, который имел про­роков, получил закон, удостаивался созерцать Бога и был воспитан столь многими чудесами. Если же эти люди были таковы, то представь, в каком были состоянии прочие части вселенной, где люди были приводимы в неистовство бесами, предавались порокам, раболепствовали всем страстям, слу­жили лесам, поклонялись камням, горам, холмам, лесистым долинам, деревьям, озерам, источникам и рекам. Но для чего говорить о прочих? И на основании пороков, господство­вавших у иудеев, я могу судить о чрезмерности их у прочих народов. Это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого (Иер.5:8). Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет (Ис.1:3). Все они немые псы, не могущие лаять (Ис.56:10). У тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд (Иер.3:3). Есть ли разумеющий или ищущий Бога. Все уклонились, все стали совершенно негодны (Пс.13:2,3). Еще другой говорит: плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились (Иер.6:29). Еще иной: клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием (Ос.4:2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И еще один важный момент: как Елиезер приводит слова Авраама: Он сказал мне (Елиезер рассказывает про Авраама – О.С.): Господь, пред лицем Которого я хожу … Вот, оказывается, как жил Авраам! Он ходил перед Лицом Божиим (Ангелом Лица Божия). То есть – очами веры взирая на Начальника и Совершителя жизни Господа Христа! Вот, про Ноя сказано иначе : Ной ходил пред Богом (Быт. 6, 9). Про Еноха сказано : И ходил Енох пред Богом (Быт. 5, 22, 24) . А про Авраама сказано, что он ходил пред Лицом Божиим. А когда архидиакона Стефана побивают камнями, он, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 55–56) – то есть видел, как Христос стоя приветствует его восхождение в Царствие Небесное. Кстати, в случае с Ноем там дословно сказано : И ходил Ной с Господом. «с» Господом – здесь приставка «эт» («с»), то есть самостоятельно Ной не мог ходить. Это не в том смысле, что он много пил, но в том смысле, что времена были настолько тяжелые, что он не мог без помощи Божией никак выжить. И если Лот был падший праведник, то Ной был пьющий праведник… Для Авраама присутствие Божие в мире было зримым, и зримым ясно А вот Авраам – это человек, который ходит перед лицом Господним. Это особый человек, особый праведник. Ходить пред Лицом Божиим – означает пользоваться особым расположением Господа Бога. Ибо Бог действует как с открытием Своего Лица, так и с закрытием . Сказано: скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются (Пс. 103, 29); и еще: А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим (Пс. 16, 15). Есть люди, от которых скрыт лик Божий, а есть такие, которые не только наслаждаются образом, но и могут сказать о себе: Господь, пред лицем Которого я хожу… Таким был Авраам, для которого присутствие Божие в мире было зримым, и зримым ясно. И вот Елиезер приводит слова Авраама: Он сказал мне: Господь [Бог], пред лицем Которого я хожу, пошлет с тобою Ангела Своего и благоустроит путь твой, и возьмешь жену сыну моему из родных моих и из дома отца моего; тогда будешь ты свободен от клятвы моей, когда сходишь к родственникам моим; и если они не дадут тебе, то будешь свободен от клятвы моей (Быт. 24, 40–41).

http://pravoslavie.ru/110108.html

Ибо такое изображение для нас – вместо всегдашней памяти и очевидной истории, а для не умеющих читать – вместо всегдашнего чтения, и так, что в священной истории читаем, или из нее слышим, то изображенным на иконе ясно видим. 3) Благодарным хвалением, пением и славословием, когда чудесные и спасительные дела Его поминаем и воспеваем благость Его. Потому святое Божие слово повелевает нам воспевать великое сие дело: Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу (Еф. 5:18-19). И еще: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. 3:16). И песнь новую петь повелевает: Воспойте Господу новую песнь, ибо дивное сотворил Господь (Пс. 97:1). Новому чуду новая песнь прилична. Новое чудо соделалось в нас, какого в древние годы не видели. Новое чудо, что Бог во плоти явился, и Господь славы пострадал за непотребного раба Своего. Нас ради, грешных, то новое чудо сотворилось: нам новую песнь петь Господу подобает, петь же в обновлении сердца и духа, то есть в отложении ветхого человека и облечении в нового. Нашему благополучию сорадуясь, Ангелы святые воспели Богу, помиловавшему нас: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2:14). Предвидели это великое чудо пророки святые и воспели с удивлением. Один воспел: Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис. 7:14). Другой, ужаснувшись о сем, возопил: Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! узнал о делах Твоих, и ужаснулся (Авв. 3:1-2 и след.). Авраам увидел и возрадовался (Ин. 8:56). Они предвидели то, что мы уже видим. Они видели будущее, мы видим совершившееся. Они ожидали, мы дождались. Они – под мраком и тенью покрытое, мы откровенное видим. Посему праведно и прилично нам петь новую песнь: Приидите, радостно воспоем Господу, воскликнем Богу Спасителю нашему; предстанем пред лицем Его со славословием и во псалмах воскликнем Ему (Пс. 94:1-2). К сему ликованию созывает нас матерь наша, Святая Церковь: «Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе», и прочее (На вечерни праздника Рождества Христова). Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему (Лк. 1:68). Помощник и покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и вознесу Его (Исх. 15:2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

. Имеется в виду Бог. Ср. З Цар 22:19; Ис 6:1; Иез 1:26-27. В кумранских текстах говорится: «Бог велик, и Его многие дни [мы не зна] ем; число Его лет бесконечно» (11 QtgJob 28:3-4). В Книге Еноха к Богу применяется эпитет: «Глава дней» (1Ен 47:3; 60:2; 71:9). . Белые льняные одежды издавна считались атрибутом святых. Ср. Мф 28:3; Мк 9:3; Отк 3:5. . Видение огненных колес (арам. TllW? J) восходит к Книге Иезекииля, описавшего фантастические колеса божественной колесницы, причём в одном случае они называются " 2В1КЛ (офаним) (1:15сл.), в другом (галгал – «вихрь») (10:13). . Впоследствии на этом месте была основана евангельская сентенция: «в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы (=апостолы) на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф 19:28). Ср. Откр 4:2-4; 20:4. . Книги дел человеческих. ещё в Пятикнижии упоминается некая «книга Господа», куда вписаны Моисей и другие праведники (Исх 32:32-33), но тогда, по-видимому, это была всего лишь метафора (ср. «узел жизни» в 1 Цар 25:29; «книга живых» в Пс 68/69:29). В пророчествах Исайи также в переносном смысле говорится о «книге для житья в Иерусалиме», куда будут вписаны «оставшиеся на Сионе» (4:3). Постепенно У евреев сложилось представление о существовании некоей особой небесной книги или книг, куда записываются праведники: «Но боящиеся Бога говорят друг другу: внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» (Мал 3:16). См. также Пс 55/56:9; 138/139:16; Ис 65:6; Дан 12:1; 1Ен 47:3; 90:20; 103:2-3. . Этот стих заставляет думать, что четыре «зверя» – царства сосуществуют во времени, а не следуют один за другим. Некоторые комментаторы, впрочем, говорят в этом случае об остатках прежних «зверей» – царств (Атропатене Мидии, Харакене и т. п.), продолжавших существовать наряду с «царством Еллинским». См.: Collins, 1984. Р. 304. . Развитие этого образа в З Езд 13:3; Мф 26:64; Мк 14:62; Откр 1:7. Облака сопровождают Мессию и в представлении раввинов (Толедот Танхума, 20; Таргум 1 Хроники 3:24).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

После разделения царств редко устанавливались между иудейским и израильским царствами дружественные отношения. И в 4Цар.15:37 , окончив речь о царствовании Иоафама, царя иуд., свящ. писатель прибавляет: «в те дни начал Господь посылать на Иудею... Факея, сына Ремалиина». Снсть бо Ефремово (το Εφραμ) и Ефремъ (το Μανασσ): соответствующее греч. чтение могло бы быть правильнее переведено так: «снесть бо Манассий Ефрема и Ефрем Манассия» (глагол φγομαι сочиняется иногда с родительным падежем). Гл. 10:1–4. Во время как междоусобных войн, так и неприятельского нашествия на страну, Господь оставит без помощи тех, которые, пренебрегая указаниями закона Божия, производят в народе неправедный суд. а. Горе пишщымъ лкавство: бо лкавство пиштъ, 1. Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, 1 . По слав.-греч. переводу кажущееся тождесловие может иметь тот смысл, что лукавство само в себе носит зародыш возмездия: грех есть жало смерти ( 1Кор.15:56 ), и ими же кто согрешает, сими и мучится ( Прем.11:17 ). По буквальному смыслу евр. текста, пророк предсказывает горе тем, которые постановляют несправедливые, и потому тяжёлые, законы (в евр. слове есть мысль и о тяжести, и о несправедливости) и пишут жестокие решения, т. е. решения, причиняющие страдание незаслуженное. Греческое πονηρα (лукавство) можно признать довольно точно соответствующим еврейским словам и , которые одинаково значат первоначально: тяжёлый труд. То же значение принадлежит и греческому πνος, от которого происходит πονηρς=причиняющий или несущий труд, тяжёлый, потом уже – злой, лукавый. в. Укланюще сдъ убогихъ, восхищающе сдъ нищихъ людей моихъ, к быти имъ вдовице в и сирот в 2. чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. 2 . Укланюще сдъ убогихъ=направляя судебные дела бедных не по тому пути, на котором эти бедные могли бы достигнуть удовлетворения своих законных исков, восстановления своих прав. Восхищающе сдъ нищихъ=похищая права у угнетённых, т. е. отказывая им в восстановлении их прав. Вдовы и сироты – обыкновенные в Ветхом Завете представители тех людей слабых, бедных и угнетенных ( Пс.9:35, 39; 145:9 . Ис.1:17 ), на которых всего скорее может обнаружиться правдивость или неправедность людей, власть имеющих (ср. Пс.9:29, 30; 40:2; 81:3–4 . Иер.22:16 . Ам.5:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Предвозвещено было, что за тридцать сребреников Господь будет продан: и поставиша плату за Меня тридцать сребреников ( Зах.11:12 ). И было так. Продан был от предателя за тридцать сребреников Господь наш Иисус Христос ( Мф.26:15 ). Писано было о Христе: поражу пастыря, и разыдутся овцы стада ( Зах.13:7 ). И было так. Предан и взят был Христос, и рассеялись овцы Его – апостолы. Тогда все ученики Его, оставив Его, бежали ( Мф.26:56 ). Воспел царствующий пророк, провидя совет беззаконных на Иисуса Христа: зачем мятутся народы; восстают цари земли, и князья совещаются вместе на Господа и на Христа Его ( Пс.2 )? И было так. Собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника Каиафы и совещались, чтобы взять Иисуса хитростию и убить ( Мф.26:3 ). Князи людские и Пилат судили и осудили на смерть Иисуса Христа. Царь Ирод надругался над Ним и возвратил Его к Пилату. Возопили иудеи: возьми, возьми, распни Его ( Мк.15:13 ). Предвозвещено было, что ложные будут свидетели на Христа: восстали на Меня свидетели неправедные; чего Я не знаю, о том допрашивают Меня ( Пс.34:11 ). И было так. Первосвященники и старейшины искали лжесвидетельства против Иисуса, и пришли два лжесвидетеля ( Мф.26:59–60 ). Писано было о Христе: плечи Мои Я дал на раны и ланиты Мои на заушение; лица Моего не закрывал от поругания и оплеваний ( Ис.50:6 ). И было так. Биен, ранен, заушен и оплеван был Иисус Христос, Господь наш. Писано было о Христе: и нет в Нем ни вида, ни славы, и Он презрен и умален пред людьми, муж скорбей, изведавший болезни ( Ис.53:2, 3 ). Так и было. Всякое зверское бесчеловечие и злобу совершили на Нем враги Его; Он был показан Пилатом иудеем, как зрелище ужасное: се Человек, вида человеческого не имеющий ( Ин.19:5 ). Предвозвещено было о Христе: как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих ( Ис.53:7 ). Так и исполнилось. Не отверзал Иисус Христос уст Своих пред врагами Своими. Не отверзал в дому Каиафы на беззаконном сонмище иудейском; Иисус же молчал ( Мф.26:63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

328 Пр. Аввакум в 2:18–20, говоря о бесполезности идолов, употребляет и и . Отсюда, он имел пред собою всю теперешнюю книгу пр. Исаии, в которой находились оба выражения, – и пользуясь 40-ю и другими главами, вспомнил из 1-й характеристическое название идолов – собственно: «ничтожный». Ср. еще Пс.96:7 и 95:5, написанные, вероятно, во время нашествия Сеннахерима. 331 43:12: «Я предрек и спас, и нет Спасителя, кроме Меня». Здесь предсказание будущего представляется, как доказательство силы Господа спасать. 333 44:3, 4: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих; и будут расти между травою, как ивы при потоках вод»; 58:11: «и будет Господь вождем твоим всегда и во время засухи всегда будет насыщать душу твою и утучнять кости твои; и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякнут»; ср 66:14 и 56:3...; о народах в 40:24 говорится: «едва они посажены, – едва посеяны, едва укрепился в земле корень их» – , как в 5:24; 14:30, ср. 6:13. 334 На эти образы, напоминающие конец 6-й главы, нарочно обращено особенное внимание, чтобы легче можно было убедиться в действительном полном единстве словесного выражения во всей книге. Всего более оснований судить о характеристических особенностях последнего по 6-й главе, так как там описывается «видение», бывшее пророку при призвании, положившее, как само собою понятно, самые глубокие следы на мысли и на словесном выражении пророка. Но следует только прочитать главу последовательно, чтобы видеть, что действительно вся книга написана пророком, находившимся под неотразимым влиянием этого видения, а не подражавшим лишь приемам другого писателя. Так, ст. 1: «видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм» ср. с 2:2, 11–12; 5:15–16; 13:4; 19:1; 26:21; 33:5, 10; 57:15; 60:13 (о храме, как месте обитания Господа), 66:1, 6, ср. 14:13; 40:22, 26 и др. Ст. 3-й и 5-й: «свят, свят, свят, Господь Саваоф, вся земля полна славы Его!» «Глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» ср с 2:10; 3:8; 12: 4, 6; 24:14, 23; 28:5; 33:17, 22; 35:2; 40:5; 41:21; 44:6; 60:19, 1; 66:5... и со всеми теми местами, где Господь называется «Святый Израилев», «Святый», «Господь Саваоф». Стих 5-й: «я человек с нечистыми устами и живу среди народа с нечистыми устами» ср. с 3:8; 9:17; 29:13; 59:3 и 21... Стихи 6–9-й – о «прикосновении к устам», «очищении греха» (или «удалении») и «посланничестве» пророка со «словом» к Израилю ср. особ. с тою же 59:21; 55:11; 48:16; 9:8; 61:1 и др. О стихе 9-м: «очами смотреть будете и не увидите» и т. д. нет нужды снова говорить; «ушами с трудом слышат» ср. с тою же 59:1; «не обратятся» ср. с повторяемым по всей книге выражением «остаток обратится» и 1:27; 9:13; 19:22; (22:12); 31:6; 44:22; 49:6; 55:7; 59:20; «чтобы Я исцелил их» ср. с 19:22; 30:26; 57:18; 58:8; 61:1... О последних трех стихах главы 6-й также нет нужды упоминать.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

1056. Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему (Пс. 39:2–4). 1057. Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18:7, 8). 1058. …любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8:28). 1059. …верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но и при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10:13). 1060. Слово 4, гл. 6–8. 1061. Святого Григория Синаита глав зело полезных, гл. 117. Добротолюбие. Ч. 1. 1062. Преподобный Макарий Великий. Беседа 27, главы 4, 5 и 18. 1063. Если же останетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны (Евр. 12:8). 1064. Слово 7, гл. 14. 1065. Исх. 3:21–22. 1066. Слово 31. Здесь употреблено слово «делание», потому что Отцы наиболее так называют мысленный и сердечный подвиг, чаще обозначая словом «подвиг» телесные труды. Преподобный Варсонофий Отв. 210. Исаака Сирского. Слово 56. 1067. Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл.1. 1068. Добротолюбие. Ч. 1, деятельных и Богословских глав 43. 1069. Преподобный авва Дорофей. Поучение 1. 1070. 2 Пет. 1:4. 1071. …если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3:5–6). 1072. «Он (Господь) освободил нас Св. Крещением, подав нам прощение грехов, и Дал нам свободу делать добро, если пожелаем, и не увлекаться уже, так сказать, насильственно к злому; ибо того, кто порабощен грехами, они отягощают, и увлекают, как и сказано (в Писании), что каждый связывается узами своих грехов» (Притч. 5:22). Преподобного аввы Дорофея поучение 1 об отвержении мира. — «Самовластия и самопроизволения нашего не отнимает Крещение: оно доставляет нам свободу, при которой диавол уже не насилует нас, когда мы не соизволяем ему. Нам предоставляется по крещении на произвол, или пребывать в заповедях Христа, Владыки и Бога, в Которого мы крестились, и ходить по пути повелений Его, или снова возвратиться лукавыми деяниями к супостату и врагу нашему, диаволу». Преподобный Симеон Новый Богослов, гл. 109. Добротолюбие. Ч. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

8 прости народу Твоему. И в отношении находящихся за пределами Израиля представителей избранного народа обетования Господа сохраняют свою силу ( Неем. 1,11 ; Пс. 105,46 ). Соломон просит Господа простить кающихся пленников и «возбудить» в пленивших сострадание к ним. 8 ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли. Поскольку Господь особо выделил Израиль и вывел его из египетского плена, чтобы он стал Его особым наследием ( Исх. 19,3–6 ; Втор. 4,20; 9,26; 25,19 ), Соломон молит Господа не забыть об этом, если Израиль снова окажется в плену. 8 И стоя благословил все собрание Израильтян. В ст. 23–53 Соломон у жертвенника молился Господу от лица всего собрания. Теперь, обернувшись лицом к собравшимся, Соломон благословляет их от имени Господа и просит Его внять молитве (ст. 56–61). 8 Господь, Который дал покой народу Своему Израилю. После бурного периода скитаний по пустыне и войн Израиль ожидало исполнение «всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея» ( Исх. 33,14 ; Втор. 12,10 ). Израиль, наконец, вкусил покой в земле обетованной (см. ком. к 5,4). 8 Господь есть Бог и нет кроме Его. Первая заповедь ( Втор. 4,35; 5,6 ). 8 двадцать две тысячи крупного скота. Ср. Езд. 6,16–18 . 8 всесожжения. См. ком. к 3,4. хлебное приношение. Хлебное приношение или приношение муки часто сопровождало принесение в жертву скота ( Лев. 2; 7,11–14; 9,4; 14,20 ; Чис. 15,1–10 ) и являлось выражением благодарности Богу и прославлением Его. тук мирных жертв. См. Лев. 3 . медный жертвенник. Он помещался напротив входа в храм (ст. 22,54). 8 И сделал Соломон в это время праздник. См. ком. к 8,2. от входа в Емаф. Емаф находился у северной границы контролируемой Израилем территории, приблизительно в шестидесяти пяти километрах к северу от Кадеса, на реке Оронт ( Нав. 13,5 ; 4Цар. 14,25 ). до реки Египетской. По всей видимости, река Води Аль-Ариш на северо-востоке Синая. На праздник стеклись люди из самых дальних пределов царства Соломона (4,21). 8 радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю. Господь в милосердии Своем исполнил данное Давиду обетование о том, что его потомок построит храм, который намеревался построить сам Давид ( 2Цар. 7,1–16 ). Бог милостиво даровал Израилю святилище ( Втор. 12 ) и обетованный покой (5,4). Глава 9

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его. Случается же, что нам кажется, другой делает худо, а в самом деле, по благому намерению делающего, это хорошо. Притом дверь покаяния всем отверзта, и неизвестно, кто прежде войдет в нее: ты ли, осуждающий, или осуждаемый тобою. «Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай. Если осуждаешь ближнего, – учит преп. Антиох, – то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь. Судить или осуждать не нам надлежит, но единому Богу и Великому Судье, ведущему сердца наши и сокровенные страсти естества» (Антоний Вел. Слово 49). Чтоб избавиться осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву. Итак, возлюбленные, не будем наблюдать за чужими грехами и осуждать других, чтобы не услышать: среди сынов человеческих, у которых зубы – копья и стрелы, и у которых язык – острый меч ( Пс.56:5 ). О прощении обид За обиду, какая бы ни нанесена была, не только не должно отмщать, но, напротив того, должно еще прощать обидчика от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия: Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф.6:15 ), и паки: молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф.5:44 ). Не должно питать в сердце злобы или ненависти к ближнему враждующему, но должно любить его и, сколько можно, творить ему добро, следуя учению Господа нашего Иисуса Христа: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас ( Мф.5:44 ). Когда твою честь кто уничижает или отнимает, то всеми мерами старайся, чтоб простить ему, по слову Евангелия: от взявшего твое не требуй назад ( Лк.6:30 ). Бог заповедал нам вражду только против змия, т.е. против того, кто изначала обольстил человека и изгнал из рая, – против человекоубийцы-диавола. Повелено нам враждовать и против мадианитян, т.е. против нечистых духов блуда и студодеяния, которые сеют в сердце нечистые и скверные помыслы.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010