О чудотворениях чрез святые мощи Пс.113:25–26 . «Не мёртвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы (живые) будем благословлять Господа отныне и вовек». Объяснение. Человек по смерти тела не может славить Бога так, как славит, живя на земле, и телом и душой: 1Кор.6:20 . Но этим не отвергается жизнь души по разлучении от тела, не отвергаются хваления и моления, возносимые к Богу душами умерших святых: Откр.6:10:7:10 ; Вар.3:4 ; Дан.3:5 . На вопрос: как тела умерших праведников могут творить чудеса, ответим: православная Церковь никогда не утверждала, что мощи сами по себе творят чудеса. Она учит, что не мёртвые творят чудеса, а чудодейственная сила Божия, неоскудно пребывающая на останках святых: 4Цар.13:21 ; Сир.48:14:49:12 . Как сосуд, в котором хранится благовонная мазь, заимствует от неё благоухания, так точно и тела праведников, проникнутые благодатной силой Божией, освящаются, претворяются в нетленные, благоухают и получают чудодейственную силу. Основные места Священного Писания в учении о почитании свят. мощей, которые необходимо заучить наизусть Деян.2:27 . Ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. 1Кор.15:47–49 . Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные, и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. 2Тим.1:10 . Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие. Мф. 27:52 . И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли. Сир.48:14 . И по успении его (Елисея), пророчествовало тело его. 4Цар.13:21 . И было, что когда погребали одного человека, то погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своём коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои. Сир.49:12 . Процветут кости их от места своего. Быт.50:7–9 . Кости патр. Иакова с большими почестями были отнесены из Египта в землю Ханаанскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но мы говорим это о Солнце, Луне и звездах вовсе не для того, чтобы обесчестить столь великие творения Божии, и не говоря вслед за Анаксагором, что Солнце, Луна и звезды суть «раскаленные глыбы» (μδρον διαπυρον) 46 , но потому что мы чувствуем (αισθανμενοι) неизреченно превосходящую все Божественность Бога (θειοτητος του θεου), а также и Его Единородного Сына, превосходящего все остальное. И мы, убедившись, что и само Солнце, Луна и звезды молятся сущему над всеми Богу чрез Его Единородного [Сына] 47 , считаем, что не следует молиться тем, кто сам молится. Ведь они желают обратить наше внимание скорее на Бога, Которому они сами молятся, чем привлечь его к самим себе, или отвлечь нашу молитвенную способность от Бога и обратить на самих себя. Я позволю себе воспользоваться здесь следующим примером, относящимся к ним 48 . Спаситель и Господь наш, услышав как-то раз [слова]: «Учитель благой!» ( Мк.10:17 ; Лк.18:18 ), сказал, указав говорящему это на Своего Отца: «Что ты называешь Меня благим? никто не благ, кроме как один Бог Отец (ο θεος ο πατηρ) 49 » ( Мк.10:18 ; Лк.18:19 ). Если же это с основанием сказал «возлюбленный Сын Отца» ( Кол.1:13 ), будучи как бы «образом благости» Божией ( Прем.7:26 ) 50 , то почему же с еще большим основанием не сказало бы Солнце поклоняющимся [ему]: «Что ты мне поклоняешься? «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Втор.6:13 ), Которому и я, и все, кто со мной, поклоняемся и служим.» И даже если кто-то не будет столь величественным, [как Солнце], то и он пусть ничуть не меньше молится (ευχεσθω) Слову Божиему, могущему его исцелить, а тем более Отцу Его 51 , Который и праведным, жившим ранее, «послал Слово Его, и исцелил их, и избавил их от погибели их» ( Пс.106:20 ). 12 . Таким образом, [возвращаясь к нашей предыдущей теме, можно сказать, что] Бог по Своей благости не пространственно, но промыслительно нисходит к людям. И Сын Божий 52 не только в какой-то определенный момент времени, но вообще всегда пребывает вместе со Своими учениками, исполняя [Свое обещание]: «И вот, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28.20 ). И если только «ветвь не может приносить плод сама собой, если не будет на лозе» ( Ин.15:4 ), то ясно, что и ученики Слова, духовные ветви (τα νοητ κλματα) истинной виноградной Лозы, т. е. Слова, не могут приносить плоды добродетели, если не будут на истинной виноградной Лозе, т.е. Христе Божием, Который пребывает на земле вместе с нами, находящимися пространственно внизу 53 , и Который повсюду вместе с [так сказать] приросшими к Нему и даже с не знающими Его. Ведь именно это говорит от лица Иоанна Крестителя [ап.] Иоанн, написавший Евангелие: «Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете, идущий за мною» ( Ин.1:26 -­27).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

«И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими», – вот как только человек начинает жить греховной жизнью, так Бог ему мешает. И он находит доводы и поводы, чтобы вычеркнуть Бога из своея жизни. Посмотрите – это заложите, а посмотрите 52-й псалом. И в этом в псалме мы с вами прочтём то, что сказано и в 5-й главе Книге Бытия: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога” [почему он это сказал? что, он нашёл какие-то доводы, чтобы изречь это? доказательства? Ничего подобного. Дальше объясняется:]. Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро. Бог с Небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» ( Пс. 52:2–4 ). Вот это комментарий вам на 6-ю главу Книги Бытия. Вот вам довод: развратились, стали порочными, и конечно, при такой жизни страстной Бог мешает. Его нужно вычеркнуть. Что и делается. И вот 6-я глава, снова смотрим 3-й стих: «Не вечно духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть [вот, все зачатки духа, все духовные устремления загублены. Человек плотской, душевный и духовный – вот, они – плоть], пусть будут дни их 120 лет». Фраза понимается таким образом: или 120 лет даётся на покаяние до потопа, или 120 лет – это предел человеческой жизни, которая затем умалится до 70 лет. Откройте – это опять заложите, а откройте 89-й псалом. Это псалом, молитва человека Божия Моисея, и вот смотрите, что он в 89-м псалме скажет, 7-й стих: «Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении [почему?]. Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего [Вот где будет ужас. Вот на Страшном Суде будет то же самое, что написано здесь:]. Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего [Вот в свете лица Божия мы и увидим себя, каковы мы есть. И что останется от нашея праведности, которая в большинстве своём носит корыстный характер?]. Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим». – Летим в бездну. Вот скоротечность этой жизни. Так вот 120 лет – это предел. И этот предел опять сокращается.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Выражение: " и восхищено было дитя ее к Богу и к престолу Его " - означает, что небесный царь, а не земной, есть Тот, Которого она вечно рождает, как об этом и Давид возвещает в словах: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих (Пс.109:1). " И увидел - сказано - дракон, и начал преследовать женщину, которая родила (младенца) мужеского пола. И даны были женщине два крыла огромного орла, чтобы летела она в пустыню, где и питается она в продолжении времени, времен и полвремени от лица змея " . Это и суть те самые тысяча двести шестьдесят дней, - половина седмицы, - в продолжение которых тиран будет иметь силу и преследовать Церковь, бегущую из города в город, скрывающуюся в пустыне и в горах, не имеющую с собой ничего иного, кроме двух крыльев огромного орла, т.е. веры в Иисуса Христа, Который, распростерши на древе святые руки, развернул два крыла - правое и левое, призывая таким образом всех верующих в Него и покрывая их, как курица - своих птенцов. В этом смысле и у Малахии говорится: И возсияет вам, боящимся имене моего, солнце правды, и исцеление в крилех его (Мал.4:2). 52. Говорит также и Господь: Егда узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе - иже чтет, да разумеет -: тогда сущии во Иудеи да бежат на горы; и иже на крове, да не сходит взяти, яже в дому его; и иже на селе, да не возвратится вспять взяти риз своих. Горе же непраздным и доящым в тыя дни. Будет бо тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира, ниже имать быти, и аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть (Мф.24:15-22). А Даниил говорит: И дадут мерзость запустения на дни тысяща двести девятьдесят. Блажен терпяй и достигнувый до дней тысящи трех сот тридесяти пяти (Дан.12:11-12). 53. Блаженный апостол Павел в послании к Фессалоникийцам говорит: молим же вы, братие, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании о нем, не скоро подвизатися вам от ума, ни ужасатися, ниже духом, ниже словом, ни посланием, аки от нас (посланным), яко уже настоит день Господень.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/678/...

И теперь, говоря о защите Отечества, важно знать, что под этим подразумевается: клановый интерес партийно-мафиозных структур государственного масштаба или защита детей, матерей, храмов и веры. Поэтому многие верующие отвергают право и обязанность к защите Родины, ориентируясь на атеистическое наследие от 1917 года, которое насаждалось еще с орудийных залпов по куполам, кончая кощунственным поруганием святынь... Господь знает наши колебания и сомнения, но не нужно делать поспешных выводов, ибо и написано: " ... Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби " (Мф. 10:16). Лучше еще раз перелистаем Новый Завет — наш компас в вероучении и посмотрим, что там сказано по этому вопросу. " Спрашивали Его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем " (Лк. 3:14). Заметьте, ни слова об оставлении службы или чего подобного. Но, наоборот: " Если же делаешь зло, бойся, ибо он (начальник, воин) не напрасно носит меч: он Божий слуга, отомститель в наказание делающему зло " (Рим. 13:4). " И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? " (1 Кор. 14:8) О каком сражении в христианском понимании может идти речь? Духовная брань под трубы не осуществляется. И вот, наконец, слова Самого Спасителя: " Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все взявшие меч, мечем и погибнут " (Мф. 26:52). Заметьте, не выбрось вон, но возврати. И еще два характерных места из Ветхого и Нового Завета: " Благословен Господь Бог мой, научающий руки мои битве и персты мои — брани " (Пс. 143:1); " ... кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убитому мечем " (Откр. 13:10). В Православии существует священство всеобщее и сугубое. Если священник ударит человека, он может лишиться сана. Поэтому священнику нельзя участвовать в военных действиях, но нельзя даже брать в руки оружие. Ветхозаветное колено левитов не участвовало в военных операциях Израиля, но благословляло справедливые войны своего народа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Лк.1:52–53 . Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя… то есть как Всеблагой Он возвышает смиренных, а сильных – властителей низлагает с престолов, алчущих насыщает, а богатых – πλοτουντας, стремящихся к наживе, отпускает ни с чем. Под сильными – δυνστας – разумеются те владыки земные, которые злоупотребляют своею властью, а под смиренными – ταπεινος – всеми унижаемые и всему покорные. И эти выражения напоминают опять ветхозаветные изречения, например Сир.10:17 : Господь низвергает престолы властителей и посаждает кротких на место их, и Пс.106:9 : ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами. Под благами разумеются не столько блага материальные или вещественные, сколько духовные; алчущих этих духовных благ Он насыщает (ср. Мф.5:6 ), а не сознающих своей духовной бедности отпускает ни с чем со стыдом и позором. В четвертой, наконец, строфе ( Лк.1:54–55 ) Мария возвращается к тому, с чего начала Свою хвалебную песнь, то есть к прославленно Бога. Но здесь Она прославляет Его не от Себя, а от лица Своего народа, прославляет Его за исполнение обетований, данных Аврааму и семени его: восприят Израиля отрока Своего помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его до века. Верность Бога Своим обетованиям составляет основной принцип сего ветхозаветного домостроительства, или лучше всего, мессианского дела. В словах восприят Израиля отрока Своего буквально исполнилось пророчество Исаии: ты Мой раб (у семидесяти вместо раб – отрок – παις), Я избрал тебя и не отвергну тебя ( Ис.41:9 ). Хотя израильский народ и был наказан Богом за свои преступления, лишен был далее политической свободы, переходил из рук одних врагов к другим, но Бог не забыл его, снова протянул к нему Свои руки 4 и воспринял его в Свою отеческую любовь так, как никогда прежде; Он послал для спасения его Своего Единородного Сына, Который восприял от него Свою плоть и кровь ( Евр.2:14–18 ). Слова Аврааму и семени его зависят не от якоже глаголах, как думают Лютер, Кальвин, Гроций и др., а от помянути милости, – это ясно, во-первых, из конструкции слов, а во-вторых, и главным образом, такого сочетания требует выражение до века, которое никак не может зависеть от слова глаголах. Бог потому воспомянул Свои милостиАврааму и семени его, то есть народу израильскому, что милости эти должны продолжаться вечно, как вечно, на все времена простирается действие искупительных заслуг Спасителя. Помянути – образное выражение, означающее не забвение Богом Своих обетований, а то, что Он привел в исполнение эти обетования лишь с течением времени, в продолжении которого они оставались неисполненными, как бы забытыми по давности времени. Таков внутренний смысл хвалебной песни Пресвятой Девы. Наша Церковь поступила весьма мудро, определив воспевать ее на утреннем церковном Богослужении в заключение девятой песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

1. Случалось слышать и отвержение существования души! Так, умствующие утверждают, что в нас находится непостижимая жизненная сила, еще неразгаданная наукою, подобно как и во всех животных, действующая только во время жизни тела и умирающая вместе с ним, — что мы нисколько не выше прочих животных; что признаем себя высшими их только по гордости нашей. Суждение это принадлежит тем, которые, по пословице, не слышат в себе души! конечно, по причине преобладающего плотского состояния, причем весь человек делается плотию (Быт. 6. 3). 2.  Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. …Дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (1 Ин. 3. 8; Евр. 2. 14). 3. Мф. 28. 19, 20. 4. Мф. 7. 21–23. 5. Ин. 14. 21–24. 6. Преподобного Марка Подвижника о Законе Духовном, гл. 32. Добротолюбие. Ч. 1. 7. Мф. 13. 52. 8. «Отрекшиеся от мира, хотя и алфавита (азбуки) не знают, но мудрейшими бывают, Божиим просвещаемы светом, паче тех, которые все Писание знают, но ищут в мире сем прославиться. Писание бо Святое дано нам от Бога ради спасения нашего и прославления имени Божия: ради того должно его читать, и поучаться, и внимать. А когда ради прославления нашего читаем и тщимся знать, то оно не только не в пользу, но и во вред будет нам». Святой Тихон Воронежский, том 15, письмо 32. 9. Мф. 22. 30; 25. 41. 10. См.: … на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, … собранный из народов (Иез. 38. 8, 12). 11. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания» об Исааке Великом, пресвитере Келлий. — Келлиями называлась отдельная пустыня, соседняя к горе Нитрийской. 12.  Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного (Пс. 11. 2–3). 12a.  Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2 Тим. 3. 13). 13. Алфавитный патерик, изречения преподобного Пимена Великого. 14. … против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6. 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010