елея, отправляется накануне таинства. «Если вечер, замечает рукоп. XIV в Синайской библ. 965, а равно и рукоп. того же столетия Афоно-Кутлумушского монастыря 491, то после первой части елеосвяще­ния бывает отпуст, если же утро, то ставится стол» 12 . Превратившись в первую часть, древняя утреня заняла в чине елеосвящения то самое место (пред освящением елея), которое прежде принадлежало литургии, и этим самым» подготовила почву для исключения последней из состава последования. Не менее настойчиво требовал того же са­мого возникший в XIV ст. обычай совершать таинство не в церкви, а в частных домах. Он не оставлял возможности удерживать в елеосвящении такие, напр., действия, как малый вход. За исключением же одних частей последовало исключение и других: песнопения и действия литургии оказались совершенно удаленными из состава последования. Дольше других сохраняются антифоны 13 , но, наконец, и они исчезают. В результате указанных перемен, в XIV ст. и выработался тот самый состав елеосвящения, который существует и до настоящего времени: древняя утреня, образующая его первую часть; освящение елея и помазание им больного, сопровождаемое семикрат­ным чтением апостола и евангелия и произношением семи молитв. Давая полное право на заключение, что окончательная редакция состава елеосвящения, – современное деление на три части восходит в XIV ст., история не может сказать того же самого о содержании каждой части. В одних оно сложилось в окончательные формы еще в XIV–XV в., в дру­гих несколько позднее. Наиболее близок к современному, почти тожествен с ним, состав и порядок первой части– прежней утрени. В целом ряде списков XIV–XVI ст. встречаются те же, что и теперь, начальные молитвословия: благословение священника, трисвятое, Господи помилуй, при­идите поклонимся; современные – пс. 142, Бог Господь или аллилуия, пс. 50, канон «Моря чермную пучину», современныя стихиры – «Дал еси знамение», «Дал еси благодать твою», «Призри непостижимое с небесе», «Тебе чистейшую цареву палату», обычные тропари – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» «Господи помилуй нас», трисвятое, ектения и отпуст 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Мф.8:11 и Лк.13:29 ). Но что мы будем со Христом, приобщимся славе Его и станем общниками царства, еще доказывать это большими доводами оставим теперь, как нисколько не сомнительное, и перейдем к другому изречению, именно: «да созерцают славу Мою». Таким образом, не нечистым и грешным, и не бесчестящим Божественный закон будет принадлежать видение славы Христа, а, напротив, одним только праведным и добрым. И это опять мы узнаем из слов Пророка: «да возмется нечестивый, чтобы не видал славы Господа» ( Ис.26:10 ), – и в евангельских проповедях Спасителя Христа (говорится): «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Но кто же могут быть эти имеющие чистое сердце, как не те, которые нахо- —119— дятся в единении с Богом чрез Сына в Духе, удалившись от всякого плотоугодия, возможно более отдалив от себя мирское удовольствие и как бы отрекшись от собственной жизни, но посвятив себя одной только воле Духа и чисто и всецело живя Христом, каковым был и Павел, от превеликой присущей ему чистоты не побоявшийся сказать: «Христу сораспялся я: и живу уже не я, а живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Слышу и другого некоего из святых, воспевающего так: «сердце чисто создай во мне, Боже, и дух прав обнови во внутренностях моих; не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня: воздай мне радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди меня» ( Пс.50:12–14 ). Радостью спасения называет Духа, как являющегося виновником радости нескончаемой и постоянной и доставляющего владычество над мирскими страстями, ибо Он есть Дух истинного спасения (Спасителя), то есть Христа. Разные имена давая Ему, присоединил и сердце чистое и назвал духом правым, так как не имеющие прямого сердца, но, напротив, кривое и развращенное, как говорит Псалмопевец ( Пс.100:3 ), еще не соединились с Богом и не сделались причастниками благословения Христова чрез Духа. Итак, говоря вообще, Спаситель желал уделить Своим ученикам изрядную благодать – вследствие сопребывания с Ним видеть и славу Его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1Ин.4:15–16 . «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём». Объяснение. Кто в силу этого свидетельства сердцем верует и устами исповедует, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий, Богочеловек, обетованный Искупитель мира, и кто сообразно с этим исповеданием ведёт и жизнь таковую, т.е. веру свою свидетельствует и делами своими, в том пребывает Бог и он в Боге: ст.12; 1Ин.3:24 ; Иак.2:14–24 . 1Ин.5:13 . «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». Объяснение. Это внутреннее свидетельство об Иисусе Христе Сыне Божием верующего не имеет убедительной силы для неверующего: ст.10:12, и это неверие в высочайшее свидетельство Бога о Сыне гибельно: ст.9; здесь выводится, по словам блаж. Феофилакта, как бы заключение всего послания: Я, говорит апостол, написал это вам как наследникам жизни вечной. Ибо для тех, которые не живут по надежде жизни вечной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псам и метать жемчуг перед свиньями непохвально: Мф.7:6 . Отсюда вывод таков: вера в Сына Божия, не сопровождаемая добрыми делами, не полезна: Иак.2:15–24 ; Лк.10:17:6:46 . Рим.3:3–4 . «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоём» ( Пс.50:6 )». Объяснение. Неверность человеческая Богу, конечно, не может уничтожить верности Божией: 2Тим.2:13 ; но этой верностью своей человек оправдаться пред Богом не может, ибо оправдывается он исполнением воли Божией: Мф.7:21 ; т.е. трудами и подвигами; Мк.8:34 ; Рим.2:6:13 ; 1Кор.3:8 . Рим.3:28 . «Ибо мы признаём, что человек оправдывается верой, независимо от дел закона». Объяснение. Если тот же апостол Павел говорит и об исполнении евангельского закона: Рим.12:1:9:11 , то очевидно, что в этом месте апостол считает ненужными для уверовавшего во Христа только дела обрядового закона Моисеева, что нетрудно разуметь из хода речи всей 3 главы и последующей 4-й, а потому на одну веру, без совершенствования её добрыми делами, полагаться опасно: 2Кор.6:4–6 . Действительно, оправдание в таинстве Крещения даётся только по вере: Мк.16:16 ; 1Кор.6:11 ; но оправдание на суде Христовом будет и по делам: 2Кор.5:10 ; Мф.25:34–35 ; да и апостол не отвергает добрых дел: 1Тим.4:7:6:18 ; Гал.6:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ибо что есть русский человек без сокрушения и страдания? - Жалкое подобие западного гедониста. Но одного страдания недостаточно, для возрождения грешника необходимо покаяние. " Каяться, себя созидать, Царство Христово созидать " . (Ф.М.Достоевский). Одно из ключевых слов в молитве перед причастием: «Помилуй меня, Господи, ибо я не токмо немощен есмь, но и Твое есмь создание». Курочка обещает снести простое яичко. Будет питать их земной пищей, а дед и бабка теперь иные, прошедшие искус, не выдержавшие его. Золотое яйцо, как непринятое чудо, остаётся в воспоминаниях наших страдальцев. Так и будут жить дед с бабкой, насыщая себя простым яйцом, но душой стремясь к той золотой гармонии, которую они потеряли. Но теперь они будут жить и осознанно готовить себя к вечности. «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». (Пс.50:19). Сказка - своеобразная притча, которую дети впитывают в себя сызмальства. С детьми нужно говорить просто. Именно так Иисус Христос разговаривал с людьми, ещё не способными понять духовную мудрость. «И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». (Мф.13:13-14). Притча запечатлевалась в памяти слушающего человека и со временем, как проросшее семя, давала пищу для размышления. Православный христианин в каждой жизненной ситуации должен уметь применить евангельские строки к себе. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, по руководству которого должно устраивать и жизнь свою». В русских сказках изложено Евангелие в манере, доступной детскому сердцу. Что можно вспомнить из Евангелия, прочитав сказку взрослому, православному христианину? У ребёнка, слушающего русские сказки, формируется некий фундамент, на котором он строит свою дальнейшую жизнь.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/15/...

Впрочем, не непременно в раздирающем горы и сокрушающем скалы ветр Господь, «не в землетрясении» только или «огне Господь»: Он и в гласе хлада тонка (сн. 3 Цар., XIX, 11:12). В самом деле, «аще не Господь созиждет дом», тем более дом молитвы и иноческих подвигов, разве бы не «всуе, трудишася зиждущии» (сн. Nc. CXXVI, 1 )?! Всуе бы бдели и стражи этого места (сн. там же), коль скоро, полустолетие назад, созданное и доселе невредимо сохраненное ими не было делом Божиим (сн. Деян.5:39 ). – А, ведь, не только «той цели, для которой положено начало основания» монастыря «в Бозе почившим высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским, то есть быть приютом обращающимся от раскола и ищущим аскетической жизни, и служить вразумлению заблуждающих от истины» (Дух. зав. Архим. Павла), но и цели всякого монастырского устроения, за 50 первых протекших лет жизни, наша обитель не упустила из своего вида. Мало того, временами, как будто, тесным становилось для нее такое младенческое ложе и, в меру Богодарованных сил и талантов, в меру ниспосылавшегося ей «свыше» ( Иак.1:17 ) благословения и оказывавшегося, ближними и дольними, содействия, обитель даже выполняла не одни прежние, но и новые задания. С точки зрения церковного учения, вечное спасение, искание коего породило, между прочим, монастыри и монашествующих, соделывается, по благодати Иисус Христовой, чрез веру и добрые дела. Горел ли огонь религиозной веры в сердцах насельников этой обители? – Несомненно, ибо лишь он один был в силах пробудить жажду веры истинной у тех из них, которые ранее заблуждались, а всех без исключения побудить, самым иночеством, осуществлять высший порядок христианской жизни. Ревность к дому Божию, явно, снедала их (сн. Пс.68:10 ), когда, забывая о собственных немощах, лишь бы излечить недугующих расколом старообрядчества, они бережно охраняли и строго выполняли древний церковный чин, а отдельные из них, не взирая на лица, еще и решительно пресекали естественные или намеренные попытки, хотя несколько, уклониться от принятого богослужебного порядка или совершить дело Божие с известной долей небрежения 12 . Огонь веры, бесспорно, согревал и питал наших насельников в холодных стенах их скудного обиталища, ибо этот монастырь, с самых первых шагов жизни 13 , был всегда богат лишь своею бедностью 14 , попытки же, не роняя достоинства учреждения 15 , скольконибудь обеспечить себя внешне, монастырю, если иногда и удавались, то с значительной трудностью 16 и прямотаки потерей в других отношениях 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

Говоря «одна плоть», Господь имел в виду постоянный экзистенциальный, а не только эмоциональный союз, а также союз тела, разума, духа и всей жизни. В этом экзистенциальном союзе супруги являются живой иконой Триединого Бога: два человека одновременно единые и разные, сведенные Богом в единстве, предвосхищающем совершенство. 5 . Христос дал нам новое понимание Божьего присутствия в браке, совершив Свое первое чудо на свадьбе в Кане Галилейской (см.: Ин.2:1–11 ) Таким образом, он придал браку новое измерение, не ограничивая его ни древней человеческой целью продолжения рода, ни римской юридической концепцией брака как общественного договора. «Все стало новым» (ср.: Откр.21:5 ) в браке, благодаря присутствию Христа. Таким образом, христианский брак стал святым Таинством, которое наполняет супругов благодатью Святого Духа и делает им доступной «радость спасения» ( Пс.50:14 ) во Христе. 6 . Спасение и радость не приобретаются волшебным образом. Святой Дух не налагает Свою благодать на человека, пренебрегая его свободой, а скорее ожидает, что он добровольно активирует ее, стремясь освободиться от ига греха и возрастать в «полноте Христа» ( Еф.4:13 ). Церковь надеется, что супруги осознают данную им благодать и претворят ее в жизнь, посредством ежедневной молитвы, отказавшись от эгоизма и себялюбия. Таким образом, они могут наполниться любовью ко Господу и к своему ближнему, чтобы Святой Дух мог действовать в них и вести их в странствии от разделения к единению, от двух тел к «одной плоти», странствии, которое олицетворяет жизнь по «подобию Божьему» ( Быт.1:26 ), в жизнь божественной любви, которая принадлежит Отцу, Сыну и Святому Духу. Брак – Таинство любви 7 . Новый Завет описывает Господа Иисуса Христа как Жениха, а Церковь – как Невесту. Апостол Павел утверждает, что в браке мужчины и женщины «есть великая тайна» ( Еф.5:32 ), когда он сравнивает его с тайной брака Христа и Церкви, которая, тем самым, является образом этой божественной любви, явленной в Воплощении и Кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/past...

Кто избавит нас от сего искушения? Кто нам покажет надежный способ достигнуть оправдания в молитве? – «Сей мытарь», толико презираемый фарисеем. Мытарю поручил сие Христос Спаситель в слове притчи. «Мытарь, издалеча стоя, не хотяше ни очию возвести на небо, но бияше перси своя, глаголя: Боже, милостив буди мне грешнику». Вот молитва, в следствие которой мытарь «сниде оправдан в дом свой» ( Лк.18:13–14 ). Следственно, здесь есть и для нас образец молитвы, которая способна достигнуть оправдания. Мытарь, вошед в церковь , стоит вдали, ближе к дверям храма, нежели к его внутренней святыне. Что сделаем мы по сему образцу? Станем ли тесниться в притворе, оставив церковь пустою? – Сие не было бы сообразно ни с удобством, ни с порядком церковным. Кто может, поколику может, да подражает и видимому образцу оправданной мытаревой молитвы: всякий же да тщится постигнуть дух образа сего, и оным одушевиться! Что значит мытарево стояние вдали? – Страх Божий пред святынею Божиею, чувствование своего недостоинства. И мы да стяжем и да сохраним сии чувствования! – О Боже святыни и славы! Тот, котораго Ты оправдываешь, не дерзает приближиться к святыне Твоей: как же дерзаю я, достойный тысячекратнаго осуждения, входить во внутренность Твоего святилища, прикасаться к святыне Твоей, которой Ангелы со страхом служат, приступать к таинствам Твоим, в которыя Ангелы желают приникнуть? Даруй мне страх и трепет и самоосуждение, да не осудит меня мое дерзновение. Мытарь не хочет и очей возвести на небо. Что сие значит? – Смирение. Итак, имей смирение в молитве: и будешь иметь молитву оправдывающую. Мытарь биет себя в перси. Что сие значит? – Сокрушение сердца о грехах и покаяние. Итак, имей и ты сии чувствования. – «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс.50:19 ). Что ознаменовалось видимыми образами молитвы мытаревой: то же выражают и слова: «Боже, милостив буди мне грешнику». Мытарь не опирается на свои дела, подобно фарисею, но уповает на милосердие Божие. С биением себя в перси называя себя грешником, он чрез сие исповедует, что правосудие Божие требует добродетели, и осуждает грех; что он, как грешник, признает себя достойным осуждения, и уже чувствует свое осуждение; что желает избавиться от греха, и вместе сознает свое безсилие избавиться от онаго. Когда же, вместе с сим, просит у Бога милости, не представляя ни права, ни побуждения: то сим исповедует веру в безконечное милосердие Божие и в благодать, по вере оправдывающую и спасающую грешника, возраждающую и возсозидающую человека на дела благая, да в них ходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

На великой вечерне: на «Господи, воззвах...» стихиры на 10: три воскресных, Анатолиева одна, и праздника 6. «Слава, и ныне» – стихира праздника (вместо догматика). Вход. Прокимен дня. Паремии праздника. На литии: все стихиры праздника. На стиховне: стихиры воскресные. «Слава, и ныне» – праздника. На благословении хлебов тропарь праздника (трижды). На утрени: на «Бог Господь...» – тропарь воскресный (дважды), «Слава, и ныне» – праздника. По кафизме – седальны воскресные с Богородичными их. Полиелей и тропари: «Ангельский собор...». Прокимен и Евангелие праздника. «Воскресение Христово...», пс. 50-й, «Слава» – «Молитвами Богородицы...», «И ныне» – то же, «Помилуй мя, Боже...», стихира праздника. Каноны: воскресный с ирмосами на 4 и Богородицы из Октоиха на 2, праздника оба канона на 8. Катавасия: «Крест начертав...». По 3-й песни – кондак и икос воскресный, и седален праздника (дважды). По 6-й песни– кондак и икос праздника. По 9-й песни припевы не поем, но «Честнейшую...». Светилен воскресный, «Слава, и ныне» – праздника. Далее – «Свят Господь Бог наш» 12 . На хвалитех: стихиры воскресные – 4 и праздника – 4 с праздничными припевами. «Слава» – праздника, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Славословие великое. Тропарь только воскресный. После отпуста – «Слава, и ныне» с евангельской стихирой. На 1-м часе – тропарь воскресный, «Слава» – праздника, «И ныне» – Богородичен часа. Кондак – воскресный, на следующих часах – попеременно 13 . На литургии: «Блаженны» воскресные на 6 и праздника песнь 3-я на 4. При входе поется «Приидите, поклонимся...», «Воскресный из мертвых...», тропарь воскресный и праздника. «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – праздника. Прокимен, Апостол, «Аллилуия», Евангелие читаем прежде Недели пред Воздвижением, затем – рядовой под одно зачало и Богородицы. Прокимен гласа оставляется. Причастен: «Хвалите Господа с небес...» и праздника: «Чашу спасения прииму...». Особенности попразднства в воскресенье На великой вечерни: на «Господи, воззвах...» стихиры воскресные – три, Анатолиева – одна, праздника – три и святого Минеи – три. Но если случится память святого, имеющего службу шестиричную или полиелейную, то стихиры поются так: воскресные – три, праздника – три и святого Минеи – четыре. «Слава» – святого, если есть, если же нет, то «Слава» – праздника, «И ныне» – Богородичен (т.е. догматик текущего гласа 14 . Вход. Прокимен дня и ектении по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Но по мере того, как разогревается вера грешницы, вера фарисея постепенно затухает. И вот он уже думает: нет, сей Человек даже не пророк, ибо если бы знал Он, кто прикасается к нему, то вознегодовал бы и прогнал ее, как сделал бы я. Фарисейство Симона настолько сильно, что он даже не понимает смысла причти, рассказанной Ему Христом. И тогда Господь открыто противопоставляет грешницу фарисею. Ведь Симон не оказал Ему даже общепринятых знаков гостеприимства (ср. Быт.15:4 ; Быт.33:4 ; Руф.3:3 ; Пс.22:5 ), а сия грешница исполнила правила встречи гостя во много раз лучше. И грешнице говорит: «Прощаются тебе грехи… вера твоя спасла тебя», и отпускает ее: «Иди с миром» ( Лк.7:48-50 ). Да она уже исполнила то, что должна была, – она уже помазала Мессию. «Если Христос родился в яслях, а главное само откровение о Своем мессианском достоинстве сделал бедной и греховной самарянке, то неудивительно, что и помазание Его было совершено не первосвященником в торжественной обстановке храма, а при самых простых обстоятельствах» (5, с. 281). И, исполнив, она «пошла с миром, именно с тем миром, который дается Христом и не может быть дан миром», – говорит один из исследователей Евангельской истории (7, с. 171). Необходимо отметить, что западное предание отождествляет эту женщину с Марией Магдалиной, из которой Иисус изгнал семь бесов ( Лк.8:2 ), опираясь на то, что число «семь» означает полноту, и по иудейским представлениям, именно семь бесов должны обитать в блуднице. Однако, православная Церковь не поддерживает этого мнения. Заметим также, что православие отличает это помазание от последующих, тогда как относительно Мф.24:6-13 ; Мк.14:3-9 ; Ин.12:1-8 существуют различные мнения. Так, св. Иоанн Златоуст , блаж. Феофилакт, свт. Феофан Затворник говорят о трех помазаньях, причем Феофилакт и арх. Михаил говорят даже о том, что первое и третье помазания были совершены одной женщиной, в одном доме (отождествляя Симона-фарисея и Симона-прокаженного), тогда как св. Ефрем Сирин и св. Иннокентий Херсонский , считают, что помазаний все-таки было два.

http://azbyka.ru/obrazy-zhen-v-evangelii

Рейтинг: 7.8 Голосов: 17 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Сергий Крым 13 декабря 2011, 14:21 ЧИТАЕМ ПС.50....НАУЧУ БЕЗЗАКОННЫЕ ПУТЕМ ТВОИМ, И НЕЧЕСТИВИИ К ТЕБЕ ОБРАТЯТСЯ... Наверное, в первую очередь, под нечестивым и беззаконным следует понимать себя, который обязан жить по заповедям Божиим, исправлять жизнь свою. А потом, если Бог даст, по стяжании Духа святаго, может и других спасать будете. Господи, спаси нас грешных! Александр 12 декабря 2011, 23:59 Я, вот, тоже был деревом, рябиной наверно, потому, что она горькая. Объясню, есть такое направление, Нью Эйдж, которое распространяет такую ересь, о какой говорится в Статье. Так, вот, не подготовленному читателю, очень легко плдпасть под воздействие, такой ереси. Так как там так же говорится, и лб Ангелах, и о Боге, и много много чего, только с одной лишь разницей, у Христиан все наполнено великим смыслом, у ченнелеров, смысл отсутствует, они пишут для того, что-бы писать. И, тексты зачастую настолько противоречивы, что если углубиться в них, то можно стать - душевнобольным. Думаю, этого и добиваются, авторы таких книг. Прости Господи. Александр Ануров 12 декабря 2011, 10:47 Существуют проблемы в Европе и секуляризации, и глобализации, и безнравственности. Да и у нас они были и есть к сожалению. По любви необходимо спасать не только свою душу, но и возлюбить брата своего. Духовный свет и святая Русь не просто синонимы, а некая синергия. Только светом святоотеческого и вселенского предания спасемся и спасем. " Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира - как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский " . Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. 1906-1908 гг.

http://pravoslavie.ru/50265.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010