Кто производит в нас сознание о грехах? Не ум и не разум, а совесть. Она знает и видит всё, что происходит в нас и что мы делаем; она доносит нам на нас же, если делаем что дурно, и мы сознаём; свидетельствует пред нами о нас же, если забываем свои поступки, и мы сознаём; судит нас, одобряя наши добрые дела и наказывая за худые, и мы сознаём. Случается, и нередко, что совесть темнеет от нашего мрака греховного, слепнет от нашей плотской нечистоты, дремлет и спит от нашего нерадения и беспечности. Что поможет нам тогда сознать свои грехи? У Господа, Который не хощет смерти грешника, но еже обратитися ему и живу быти ( Иез.33:11 ), есть много, очень много средств к пробуждению совести. Не говорю о слове Божием, которое своим светом озаряет мрак её, – о скорбях и болезнях, которые очищают её от наших нечистот, – о несчастиях и бедствиях, которые приводят её в бодрость и деятельность, – о сокровенных действиях благодати на душу грешника, – скажу о настоящем посте: не действует ли он на пробуждение совести, предписывая нашему чувственному человеку самое строгое воздержание в пище и питии? Не говорит ли мне и тебе, возлюбленный собрат: востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос ( Еф.5:14 )? Говорит, и говорит постоянно и непрерывно в течение всего святого поста. Имеяй уши слышати, да слышит ( Мф.13:9 ). Когда совесть пробуждается от греховного усыпления и входит в свои права, тогда развёртывает пред нашим мысленным взором несколько записей. В одной записаны грехи, оскорбляющие величие и благость Божию; в другой, притеснения и обиды всякого рода противу ближнего; в третьей, грехи, растлевающие нашу душу и тело; в четвёртой, опущенные добрые дела; в пятой, нечистые добрые дела, и так далее. Что скажет грешник, прочитав две, три статьи своих преступлений? Скажет ли, что невиновен? Совесть, как молния, внезапным грозным светом озарит мрак души его, и обличит всё до малейших нечистот, помыслов и желаний. Хочет ли, или не хочет, а принужден будет сказать: виноват: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое ( Пс.50:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

«Обильно открыл Ты мне, Господи, – такими буквально словами начинает он свой знаменитый дневник «Моя жизнь во Христе», – истину Твою и правду Твою. Через образование меня науками открыл Ты мне все богатство веры, природы и разума человеческого. Уведал я слово Твое; изучил законы ума человеческого и его любомудрие, строение и красоту речи; проник отчасти в тайны природы, в законы ее, в бездны мироздания и законы мирообращения; знаю населенность земного шара; сведал о народах отдельных, о лицах знаменитых, о делах их, прошедших своею чередою в мире; отчасти познал великую науку самопознания (психологию) и приближения к Тебе; словом – многое, многое узнал я так, что «вящшая разума человеческаго показана» ми есть ( Сир.3:23 ); и доселе еще много узнаю. Много и книг у меня многоразличного содержания; читаю и перечитываю их. Но все же не насытился; все еще дух мой жаждет знаний; все еще сердце мое не удовлетворяется, не сыто. И от всех познаний, приобретенных умом, не может получить полного блаженства. Когда же оно насытится? Насытится «внегда явити ми ся славе Твоей» ( Пс.16:15 ). А до тех пор я не насыщусь. «Пияй от воды сея» (от мирских занятий) – вжаждется паки: а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный» ( Ин.4:13–14 ). Так начинает о.Иоанн свой дневник. И после говорит откровенно, уже незадолго пред смертью, в день 50-летнего служения во священстве, что он много хорошего получил в школах: «Сколько за все это время получил я милости от Бога естественной и выше естества! Как развился я физически и духовно; как преуспевал в науках и в науке богопознания и самопознания, последовательно в трех духовных школах – низшей, средней и высшей». Говорил он ранее с похвалой об академии, что она много дала ему знаний. И все же школа не дала ему главных знаний, то есть знаний о Боге Господе Иисусе Христе и о грехе. Я уже писал об этом и раньше; но напишу и еще. «Наибольшая часть людей не знает, как должно знать Спасителя. Он не составляет для них необходимой, приятной потребности их сердца, как для малых детей составляют потребность их родители. Наконец, Всеблагий дал мне познать себя! И Он становится теперь потребностью моего сердца, я не могу жить без Него; я гоняюсь за Ним, как дитя за оставляющею его матерью. Дитяти больно, когда мать намеренно оставляет его за какие-нибудь шалости; и мне больно, когда Спаситель оставляет меня, оскорбленный какой-нибудь нечистотою моего сердца».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Поговорим о втором. Что такое грех? Что принести на исповедь? О чем сокрушаться и проливать слезы? От чего отгребаться, бегать, с чем бороться? Занявшись этими вопросами всерьез и вплотную, христианин обнаружит, что тремя мишками дело не ограничивается. Самый общий путь распознания греха пролегает от точки «этого нельзя делать» до точки «этого нельзя не делать». Новоначальный христианин заостряет свое внимание в первую очередь на «отрицательных» заповедях и в их нарушении справедливо видит грех. Но постепенно и заповеди блаженств начинают звучать в его сердце призывом. Он вдруг понимает, что это всё не про каких-то других блаженных, а про него самого. Он, именно он, должен стать блаженным — и если таковым не становится, то грешит. Черпая из глубин молитвы «Отче наш», он учится видеть свои грехи, как долги неисполненного призвания. Эх, казалось всего три медведя, а тут… Набив изрядное количество духовных шишек, набравшись опыта, христианин все лучше понимает, почему грешить не следует. Он осознает, что грехи подобны пятнам грязи на одеянии души и взывает к Богу вместе с пророком Давидом: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега» (Пс. 50:9). Его покаяние — возвращение блудного сына в отчий дом, где грязная, пропахшая свиньями одежда сжигается, а чистая одевается (Лк. 15:22). Он понимает, что в небрачной одежде пир грядущего царствия будет для него закрыт (Мф. 22:13). Он знает, что на белоснежном, парадном костюме неуместны и крупицы грязи. Вот и в игре света и тени разбираемся потихонечку… Грехи он начинает подмечать, как острые осколки, рассыпанные по жизненному пути дьяволом. Прежде он топтался по ним, словно обезумев, не осознавая вреда. Теперь же, приходя в «ум Христов» (1Кор. 2:16), старательно обходит их стороной, а те духовные раны и струпья, которые приобрел прежде, не надеясь на самолечение, показывает Небесному Врачу. Вот колючие сучки… Движение к Богу прекратилось? Молитва «не идет»? Возможно, ты уперся в стену, отделяющую тебя от Бога, закрывающую от Его Света. Не сам ли ты собирал ее из кирпичиков своих грешков и бревен грехов? Не сам ли воздвиг вокруг себя темницу? Исповедание есть просьба к Господу, чтобы Он это «средостение» разрушил (Еф. 2:14).

http://pravoslavie.ru/76868.html

   Так великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом, одно и то же, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах — непозволительно, а в других обстоятельствах — и благовременно, допускается и позволяется. Так же рассуждать должно и о телесном совокуплении. Блажен, кто в юности, составя свободную чету, употребляет естество к деторождению. Но если к любострастию, то блудники и прелюбодеи подвергаются казни, возвещенной Апостолом (Евр 13.4). Ибо два пути в жизни, относительно сего предмета. Один — обыкновенный и житейский, то есть брак, другой же — Ангельский, и коего нет превосходнее, то есть девство. Если кто избрал мирской путь, то есть брак, то не подлежит порицанию, но не получит стольких даров, хотя, впрочем, получит некие, ибо и он приносит плод тридесятикратный. Если же кто восприял чистый и премирный путь, хотя путь его жесточе и труднее первого, но таковой приемлет более чудные дарования, ибо принес плод совершенный, сторичный. Так нечистые и лукавые их вопрошания имеют собственные решения, Божественными Писаниями древле предуготовленные. И так утверждай, отче, подчиненное тебе стадо Апостольскими увещаниями, Евангельскими утешениями, псаломскими советами, говоря ко Господу: " " оживи меня по слову Твоему " " (Пс 118.25). Слово же Его состоит в служении Ему от чистого сердца. Ибо зная это, тот же Пророк, как бы себя изъясняя, говорит: «сердце чисто созижди во мне, Боже» (Пс 50.12), дабы скверные помышления не возмущали меня. И вновь; «и Духом владычним утверди меня» (Пс 50.14) дабы, если когда помышления и возмутят меня, мощная некая сила, от Тебя исходящая, укрепляла меня, словно некая твердыня. Таковые и подобные советы преподав и ты, глаголи тем, которые медленно покоряются истине: «научу беззаконныя путем Твоим» (Пс 50.15), и уповая на Господа, когда убедишь их отступить от таковой злобы, воспевай: «и нечестивые к тебе обратятся». Да престанут злонамеренно вопрошающие от такового суетного труда, а сомневающиеся по простоте да утвердятся Духом владычним; вы же, которые твердо знаете истину, содержите оную ненарушимо и непоколебимо, о Христе Иисусе Господе нашем, с Ним же Отцу слава и держава, со Святым Духом, во веки веков, аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Мелхиседек, как священник Бога Вышнего, Ему единому служил и поклонялся. Подобно ему и ты, душа христианская, служи Богу твоему со всецелой преданностью, не колеблясь между служением Ему и пристрастием к земному, – будь готова верность Ему запечатлеть отречением от всего земного. Мелхиседек в качестве священника приносил Богу Вышнему в жертву земные плоды и кровь бессловесных животных. Своего рода жертвы Богу требуются и от каждого христианина: Жертва Богу дух сокрушен ( Пс.50:19 ). Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы (обеты) твоя ( Пс.49:14 ). Благотворения и общения не забывайте, таковыми бо жертвами благоугождается Бог ( Евр.13:16 ). Самые телеса наши должны быть представляемы Богу в жертву живую, святую, благоугодную Богу ( Рим.12:1 ), ибо мы обязаны прославлять Господа не душами только, но и телесами (Кор.6:20), соблюдая их в чистоте, свойственной целомудренным, упражняя их в воздержании и богоугодных трудах, – и должны быть готовы даже на мученичество, которое есть высшая жертва Богу – на каковую жертву обрек себя апостол Павел, когда писал: аз уже жрен бываю, и время моего отшествия наста (Тим.4:6). Мелхиседек был царем. И христианин должен быть царем в своей душевной области. Управлять собою, подчинять низшие свои стремления высшим, говорят, труднее, чем управлять царствами и народами: управляющие царствами и народами тем легче могут сделаться рабами страстей, чем меньше встречают внешних препятствий к их удовлетворению. Благо тому, кто успел достигнуть самообладания, власти над собой: он поистине царь, даже если бы по внешнему положению был рабом. Мелхиседек по значению своего имени есть царь правды ( Евр. 7:2 ), а по значению названия столицы своего царства – Салима 5 – есть царь мира (там же). Без сомнения, он был на деле таким, каким должен быть соответственно тому и другому значению, то есть был царем правосудным и миролюбивым. Подобно ему и каждый из нас в отношении к ближним должен следовать правилам справедливости и миролюбия. По закону справедливости мы должны поступать с людьми так, как хотели бы, чтобы они с нами поступали ( Лк.6:31 ). По духу миролюбия мы должны сохранять незлобие к обижающим, снисхождение к согрешающим и быть готовыми на все жертвы, непротивные христианской совести, чтобы только остаться в добрых отношениях к ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

б) отпущение грехов: Облагодатствовал нас Бог в возлюбленном Сыне Своем, в Котором мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов ( Еф.1:6–7 ; Кол.1:14 ). Христос есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, призванные к вечному наследию получили обетование ( Евр.9:15 ); в) усыновление Богу: Бог послал Сына Своего, дабы вам получить усыновление ( Гал.4:4–5 ). Бог совершил чрез Иисуса Христа искупление: а) нашей души: Избавит Господь души рабов Своих ( Пс.33:23 ). Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня ( Пс.48:16 ). Радуется душа моя, которую ты избавил ( Пс.70:23 ); б) нашего тела: Имея начаток Духа, мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего ( Рим.8:23 ); в) искупленным дарует небесное наследие: Уверовав во Христа, запечатлены вы обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его ( Еф.1:13–14 ). Искупление в Святом Писании описывается как а) простирающееся на людей всех племен и народов: Взглянул я, [говорит апостол Иоанн,] и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем ( Откр.7:9 ). И поют новую песнь, говоря: Ты был заклан, и кровью Своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени ( Откр.5:9 ); б) вечное: Христос, первосвященник будущих благ, с Своею кровью однажды вошел во святилище, и приобрел вечное искупление ( Евр.9:12 ). В искуплении открываются а) всемогущество Бога: Разве рука Моя коротка стала для того, чтоб избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать ( Ис.50:2 ); б) любовь и милость Божия: Во всякой скорби людей Своих Господь не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их ( Ис.63:9 ). Верные чрез искупление: а) принадлежат Богу: Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2Цар.22:13 .  от блистания пред Ним разгорались угли огненные. 2Цар.22:14 .  Возгремел с небес Господь, и Всевышний дал глас Свой; 2Цар.22:15 .  пустил стрелы и рассеял их; [блеснул] молниею и истребил их. 2Цар.22:16 .  И открылись источники моря, обнажились основания вселенной от грозного гласа Господа, от дуновения духа гнева Его. 2Цар.22:17 .  Простер Он руку с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих; 2Цар.22:18 .  избавил меня от врага моего сильного, от ненавидящих меня, которые были сильнее меня. 2Цар.22:19 .  Они восстали на меня в день бедствия моего; но Господь был опорою для меня 2Цар.22:20 .  и вывел меня на пространное место, избавил меня, ибо Он благоволит ко мне. Поэтическое описание грозного могущества и славы Божией, выступавших в защиту праведника Давида от охватывавших его «вод» бедствий и страданий. 2Цар.22:21 .  Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня. 2Цар.22:22 .  Ибо я хранил пути Господа и не был нечестивым пред Богом моим, 2Цар.22:23 .  ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал, 2Цар.22:24 .  и был непорочен пред Ним, и остерегался, чтобы не согрешить мне. 2Цар.22:25 .  И воздал мне Господь по правде моей, по чистоте моей пред очами Его. 2Цар.22:26 .  С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, 2Цар.22:27 .  с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его. Этим не означается, конечно, то, что Давид считал себя непогрешимым человеком: его ответ пророку Нафану ( 2Цар.12:13 ), его покаянный ( Пс.50 ) псалом раскаяния по случаю ненадлежащей произведенной переписи ( 2Цар.24:10 ), – говорят нам совершенно о противоположном. В отмеченных стихах говорится лишь о том, что Давид сознавал себя (да и не мог не сознавать) далеко не закоренелым грешником: все помыслы, все чувства, все движения его высокорелигиозного духа были устремлены к Богу. Неумирающим памятником религиозной жизни души великого царя и пророка Давида являются всем известные псалмы его. 2Цар.22:29 .  Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс. 11 7. Когда услышишь, что хулят иные Промысл, тогда не приобщайся к их нечестию, но, обратясь к Господу, произнеси: Пс. 13 8. Если желаешь узнать, каков должен быть гражданин Небесного Царствия: Пс. 14 9. Видя угнетаемых, утешай их, молясь за них и говоря им этими словами: Пс. 19 10. Если увидишь упорство беззаконных во зле, не думай, что злоба в них от природы, как говорят, а увидишь, что они сами причиной того, что грешат: Пс. 35 11.  Если кто хочет смутить тебя и привести в боязнь, имей упование на Господа и читай: Пс. 10 12.  При гонении и поношении врагов, во множестве восстающих на тебя: Пс. 3, 24, 26, 41, 139 13.  Если желаешь укрепиться против нападающего врага: Пс. 38 14 . Видя лукавнующих, которые уготовляют тебе сети: Пс. 5, 7 15 . Если злоумышление врагов продолжается – не падай духом, как будто забыт ты Господом, но призови Господа, воспевая: Пс. 12, 25, 34, 42 16. Если терпишь скорби от нападающих и хочешь узнать пользу терпения: Пс. 39 17. Если раскаиваешься в со деланном грехе и молишь о помиловании: Пс. 50 18. Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу: Пс. 28, 104, 106, 134, 145–150 19. Желая вспомнить, какие благодеяния Божии оказаны отцам, сколь Бог благ, а люди – неблагодарны: Пс. 43, 77, 88, 104, 105, 106, 113 20. Благодарение Господу, когда Он услышал тебя в скорби: Пс. 4, 45, 74, 114 21. Когда спасен ты от врагов твоих, избавлен от гонителей своих: Пс. 9, 17 22. Видя, что Господь пасет тебя и благоустрояет путь твой: Пс. 22 23. Впав в руки врагов, и мудро избежав их, и уклонившись от зло-умышлений их: П 33 Молитвослов. Издание пятое. – Москва. Синодальная типография, 1897 год. Псалмы, выражающие чувствования верующего 1. Прославление Бога за дела творения и промысла, наипаче же за благодеяния, на человека изливаемые: Пс. 102 2. Прославление Бога за особенное хранение верующего: Пс. 22 3. Без благословения Божия невозможно иметь успеха в делах своих: Пс.126 4. Промысел Божий о верующем и избрание его для жизни вечной:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Иаков благословляет своих сыновей. Миниатюра из Евангелия царя Ивана Александра Болгарского. 1356 г. (Add. MS. 39627. Л. 6 об.) Иаков благословляет своих сыновей. Миниатюра из Евангелия царя Ивана Александра Болгарского. 1356 г. (Add. MS. 39627. Л. 6 об.) Бог может даровать Свое Б. человеку и через др. людей, действующих в согласии с Его волей, поскольку только Он - источник всякого Б. (Быт 12. 3; 49. 25; ср.: Иак 1. 17). Сила и действенность любого Б. неразрывно связаны с верой в Единого Бога и всегда произносятся во имя Его (Быт 12. 1-3; Числ 6. 22-27; Пс 5. 13). В ВЗ Б. мог давать каждый, но древнейшие Б., как правило, отражают семейно-родовые отношения: глава рода благословляет жену, детей и др. подвластных ему людей (Быт 9. 26-27; 27. 27-29; 49. 25-26; 1 Цар 2. 20); наиболее значимым считалось Б. наследника (Быт 27. 1 сл.; 48. 14; 49. 28). После исхода из Египта и в эпоху судей особую силу и значимость для израильского народа обретают Б. божиих избранников - Моисея (Исх 39. 43, Втор 33), Иисуса Навина (Нав 14. 13; 22. 6-8) и др., а с установлением монархии - царей (2 Цар 6. 18; 3 Цар 8. 14, 55). Привилегия и обязанность давать Б. были связаны со священническим положением. Согласно Второзаконию (10. 8; 21. 5) Б. давали левиты; кн. Чисел (6. 22-27; ср.: Лев 9. 22-23) связывает особое Б. со священниками из колена Ааронова (см. ст. Аароново благословение ). Древнейший текст священнического Б. сохранился на 2 серебряных амулетах, найденных в гробнице в р-не Кетеф-Хинном в Иерусалиме и датируемых VII в. до Р. Х., что свидетельствует как о древности этого Б., так и о его социальной значимости (Г. Баркай, А. Ярдени). Священническое Б. из кн. Чисел было важным элементом храмового богослужения в межзаветный период (ср.: Сир 50. 16-24, где приводится подробное описание ритуала Б. в иерусалимском храме); первосвященник благословлял народ только по праздникам, священники же - дважды в день. Кроме того, общественное богослужение в этот период начиналось с возгласа: «Благословите Господа» (Неем 9. 5), на что следовал ответ «Аминь» (Неем 8. 6) или длинное славословие «Благословен Господь» (ср.: Пс 17. 47; 27. 6; 30. 22; 40. 14; 65. 20; 67. 20; 67. 36; 71. 18; 88. 53; 105. 48; 123. 6; 134. 21; 143. 1). Б. произносились также при чтении книг Закона (Неем 8. 5-6; ср.: Пс 67. 12).

http://pravenc.ru/text/149325.html

Среди исследователей, считающих Иез 38-39 послепленным текстом, распространена т. зр., что Г. мог быть военачальником армии молодого персид. царя Кира (ок. 400 г. до Р. Х.), а также, что имя Г. могло быть использовано как псевдоним для Александра Великого (Обзор толкований имен см.: Rowley H. H. The Relevance of Apocalyptic. L., 1963. P. 33-37; Zimmerli. 1969. S. 940-942; Herrmann. 1924. S. 244-245). Имя М. в таком случае понималось либо как искусственная форма в значении «земля Гога» ( Zimmerli. 1969. S. 941), либо как «гебраизированное» имя от аккад.   (   в амарнских письмах ( D ü rr. 1923. S. 98-99; Herrmann. 1924. S. 245)). В лит-ре представлена и позиция, согласно к-рой первичным является название страны, а имя Г. было образовано от него ( Wevers. 1969. P. 284). Ряд исследователей объясняют имена Г. и М. как мифические: они произведены от шумер. «тьма», т. о., М.- это «земля тьмы», а Г.- персонификация тьмы или же «вождь и представитель сил, враждебных Богу» ( Lauha. 1943. P. 71). Другие усматривают связь этих имен с аккад. богом Гага, к-рый упоминается в эпосе Энума Элиш ( Herrmann. 1924. S. 244). Эсхатологические мотивы пророчества Иезекииля и развитие традиции в поздней литературе По структуре Иез 38-39 принадлежит к ветхозаветным пророчествам, построенным по схеме: наказание Израиля - наказание язычников - восстановление Израиля. Новый, отличительный элемент Иез 38-39, видимо предваряющий развитие поздней апокалиптической идеи об эонах (см. Апокалиптика ),- идея «двойного эсхатона» ( Frost. 1952. P. 91), т. е. «пророк указывает здесь на то, что находится далее ближайшего будущего, т. е. на 2-ю ступень божественного действия после того, что должно произойти в ближайшее время (собрание Израиля из рассеяния)» ( Zimmerli. 1969. S. 945). Здесь эсхатологические выражения «после многих дней» (Иез 38. 8) и «в последние дни» (38. 16) вместе с более редким «в последние годы» (Иез 38. 8) получают более конкретное содержание. В изображении великой эсхатологической битвы (Иез 38-39) виден ряд мотивов, получивших дальнейшее развитие в библейской и постбиблейской лит-рах. Среди таких мотивов: день Господень (день, в к-рый Господь откроет Свой гнев на народы); борьба Господа с силами хаоса (Наум 1. 4; Ав 3. 8; Ис 50. 2-3 и др.) и Его война с (языческими) народами (Ис 14. 24-27; 17. 12-14; Пс 2; 110; 68. 13-19 и др.), к-рая обычно связана с изображением теофании и космических катастроф; враг с севера (богопротивные силы зла и хаоса локализуются на севере - Иер 1. 13-15; 4. 6 слл.; 6. 1 слл.; Иоиль 2. 20 и др.); натиск народов на Иерусалим (Пс 46; 48; 76); жертвенная трапеза (идея, что павшие представляют собой жертвенную трапезу - Иер 46. 10; Соф 1. 7-8; Ис 34. 5-8); мотив мира - сожжение оружия (Ис 9. 5; Пс 45. 10) и др.

http://pravenc.ru/text/165219.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010