«Быша яко гной земный», потому что, оставшись непогребенными, обратились в прах, и как бы гной какой смешались с землею. Пс.82:12 .  Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом. «Положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их». И о сих упоминает история Судей. Умертвил же их Гедеон, водимый благодатию Божиею. Изображаемые в псалме умоляют, чтобы подобно сим сокрушены были и их враги, и представляют на то причину. Пс.82:13 .  Которые говорили: «возьмем себе во владение селения Божии». «Иже реша: да наследим себе святилище Божие». Хвалятся своим мужеством и дерзко мечтают овладеть посвященным Тебе храмом. Ибо святилищем Божиим Пророк назвал храм. А Симмах слово: «святилище» перевел: «жилище». Из сего явным делается все содержание псалма. Поскольку Иудеи возвратившись создали храм и при нем совершалось все подзаконное Богослужение (без храма же по закону служить Богу было не возможно), и по причине, сообразной с законом жизни Иудеев, враждовали на них ближние соседи, то все устремление их направлено было на храм, чтобы с ним вместе истребить и народ и Богослужение по закону. Пс.82:14 .  Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром. «Боже мой, положи я яко коло», то есть, повели пребывать им в напастях всякаго рода и окружи непрерывными бедствиями. «Яко трость пред лицем ветра». Разсей их наподобие тростника, разносимаго ветром. Пс.82:15 .  Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы. Пс.82:16 .  Так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение. «Яко огнь попаляяй дубраву, яко пламень пожигаяй горы»: «Тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я». – В дубравах сам собою воспламеняется огонь, когда дерева, качаемыя сильным ветром, трутся одно о другое, трением производят теплоту, и мало по малу друг от друга возгараются. Посему Иудеи просят, чтоб и враги их, подобно сему, взаимно истребляли друг друга, и предаваемы были собственным своим беззакониям, по пророчеству, которое говорит: «ходите светом огня вашего и пламенем, егоже разжегосте» ( Ис.50:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

2. 5. Для того чтобы уметь говорить 9 , мы прежде всего должны научиться молчанию, чтобы меня не осудил голос мой 10 до того, как оправдает голос другого. Ведь написано: От слов своих осудишься ( Мф.12:37 ). Почему ты спешишь подвергнуться осуждению за свои слова, когда благодаря молчанию ты мог бы чувствовать себя в безопасности? Я видел многих, впавших в грех из-за своих речей, и никого из хранивших молчание. Поэтому насколько труднее научиться молчать, чем говорить! Я знаю, что большинство говорит, потому что не умеет молчать. Очень редко кто-нибудь промолчит, даже если слова не принесут ему пользы. Следовательно, мудр тот, кто умеет молчать. Мудрость Божия гласит: Господь Бог дал мне язык мудрых, чтобы знать, когда нужно сказать слово ( Ис.50:4 ). Поистине мудр тот, кто узнал от Господа, когда ему нужно говорить. Поэтому хорошо сказано в Писании: Мудрый будет молчать до времени ( Сир.20:7 ). 6 . Святые Господни любили молчание, зная, что язык часто ведет к греху и слова человека являются началом его греха. Святой муж говорит: Я сказал: буду наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим ( Пс.38:2 ). Он знал и уже увидел, что благодаря божественной помощи человек может укрыться от бича языка своего и свидетельства своей совести 11 . Нас разит молчаливый упрек наших мыслей и суждение нашей совести, нас разят удары наших слов, когда мы произносим то, что поражает наш дух и ранит нашу душу. Кто сохранит сердце чистым от потоков греха и не согрешит своими речами? Видя, что никому невозможно сохранить уста свои неприкосновенными от грязи слов, Давид молчанием стремился избежать греха и таким образом уберечься от падения, к которому могут привести слова 12 . 7 . Но послушаем наставника благоразумия: Я сказал: буду хранить пути мои ( Пс.38:2 ). То есть по молчаливому наставлению мысли своей я сказал и приказал себе сторожить пути свои. Одними путями мы должны следовать, а другие пути мы должны оберегать: следовать путями Господа и охранять наши пути, чтобы не привели они нас к греху. Ты можешь сохранить их, если не будешь говорить необдуманно. Закон гласит: «Слушай, Израиль, Господа Бога Своего» 13 , он призывает не говорить, но слушать. Ева потому пала, что сказала мужу то, что не слышала от Господа Бога своего 14 . Первое слово Бога к тебе: «Слушай». Если будешь слушать, сохранишь свои пути, и если поскользнешься, то быстро исправишься. В нем юноша исправит путь свой, если не в соблюдении слов Господа? ( Пс.118:9 ) 15 . Поэтому лучше молчи и слушай, чтобы не согрешить языком своим 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Ис.59:10 . Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в по­лдень, как в сумерки, между живыми – как мертвые. Ис.59:11 . Все мы ревем, как медведи, и стонем, как голуби; ожидаем суда, и нет его, – спасе­ния, но оно далеко от нас. С 8 по 11 дается раскрытие плодов или следствий такого пагубного поведения, которые характеризуются здесь, как удаление правосудия, как утрата света и погружение во тьму (9 ст.), сравниваются с беспомощным состоянием слепого, или даже мертвого среди живых (10) и уподобляются жалкому положению ревущего медведя и стонущего голубя (11 ст.), Ис.59:12 . Ибо пре­ступле­ния наши многочислен­ны пред Тобою, и грехи наши свиде­тель­ствуют про­тив нас; ибо пре­ступле­ния наши с нами, и беззакония наши мы знаем. С 12–15 пророк снова возвращается к наболевшему пункту – о грехах Израиля. «Ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем». (12 ст). Мысль и даже выражение ее – чисто псаломские ( Пс.39:13 ; Пс.50:5 и др.). Ис.59:13 . Мы изме­нили и солгали пред Го­с­по­дом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова. «Мы изменили и солгали пред Богом и отступили от Бога нашего». Усиление и более ясное раскрытие ранее высказанной мысли о том, что измена Господу – есть отступление от истины и служение лжи (3–4 ст.). «Зачинали и рождали из сердца лживые слова» (13 ст.). Мысль – очень глубокая. Примыкая к ранее выраженной мысли – о настроении ума, (7 ст.), он говорит о направлении сердца, т. е. области чувства, а в зависимости от него и воли, т. е. самой деятельности человека ( Мф.15:19 ). Ис.59:14 . И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина пре­ткнулась на площади, и чест­ность не может войти. Ис.59:15 . И не стало истины, и удаля­ю­щийся от зла подвергает­ся оскорбле­нию. И Го­с­по­дь увидел это, и про­тивно было очам Его, что нет суда. «И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти.» Прекрасное, образное выражение все той же мысли – об утрате правосудия, и истины, и даже элементарной честности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы». Держать кого-либо за правую руку, на языке пророка Исаии, значит сильно помогать тому ( Ис.41:13 ). Здесь более ясная речь о том славном покорении Киром многих народов, о каком говорилось прикровенно и выше, под образом победоносного шествия «мужа правды» ( Ис.41:2–3, 25 ). Блестящее оправдание этого пророчества дано в славных и быстрых завоеваниях Кира, покорившего себе все, тогда известные, могущественные государства и основавшего новую мировую монархию, простиравшуюся от Ганга до Геллеспонта и от Каспия до Нила. «Сниму поясы с чресл царей». Как препоясание чресл, на языке Писания, есть символ силы и боевой готовности ( Пс.44:4 ; Иер.1:17 ), так, напротив, снятие пояса и ослабление чресл составляет признак бессилия и бесполезности ( Ис.5:27 ; Дан.5:6 ). «Чтоб отворялись... двери и ворота не затворялись». Мелкая, но характерная деталь; действительно, как показывают современные раскопки на месте древних ассиро-вавилонских городов, все они окружались стенами, в которых находилось по несколько массивных ворот. В частности, город Вавилон, по свидетельству Геродота (1, 179), имел до ста медных ворот ( Пс.106:16 ), на что, по-видимому, и дается намек в следующем стихе (2 ст.). Ис.45:2 . Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; «Я пойду пред тобою и горы уравняю». Под «уравненными горами» здесь символизируются покоренные царства и народы ( Ис.40:4 ; ср. Ис.2:14 ). Ис.45:3 . и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты по­знал, что Я Го­с­по­дь, называ­ю­щий тебя по име­ни, Бог Израилев. «И отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства». Лучшей иллюстрацией буквального исполнения этого пророчества служит общественный рассказ о богатствах Креза, царя Лидийского, доставшихся Киру, по праву завоевателя (Герод. 1, 30. 2. 84 и Ксеноф. Кирп. VII, 2. 11). Не меньшие сокровища достались ему и в Вавилоне ( Иер.50:37 ; Иер.51:13 ). «Дабы ты познал, что Я Господь». Вот первая цель особого возвышения Кира, чтобы он сам из размышления о необычайных своих успехах пришел к заключению о помощи ему со стороны истинного Бога. И она вполне была достигнута, как это видно из начальных слов указа Кира, приводимых у Иосифа Флавия: «после того, как Величайший Бог вселенной явил меня царем, я убеждаюсь, что это есть именно Тот, Которому поклоняется народ израильский: ибо Он именно через пророков предрек имя мое, а вместе и то, что я созижду храм Его в Иерусалиме, в стране Иудейской». (Иуд.Древн. 11:1)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

— Что такое смирение? — Согласно учению Святых отцов, настоящие смирение есть у того человека, кто считает себя худшим из всей твари. Патриарх Авраам говорил “Я есть прах и пепел” 6 , праотец Давид называл себя червем, а не человеком 7 . И это несмотря на то, что они занимали высокое общественной положение и были людьми одаренными и благочестивыми. Это есть дух смирения. Вспомним слова Господа: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» 8 . Без смирения не может быть духовного прогресса. Какие бы подвиги мы не совершили – они пойдут прахом, если будут замешаны на гордыне. — Почему сейчас такое тяжелое положение в мире? — Когда человек оставляет Бога, все идет наперекосяк. 1 1 Кор. 6:12. 2 Ин. 14:15-17. 3 Ин. 15:5. 4 Флп. 4:13. 5 1 Пет. 5:5. 6 Быт. 18:27. 7 Пс. 21:7. 8 Мф. 11:29. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 сентября, 2023 7 сентября, 2023 3 апреля, 2024 28 марта, 2024 14 февраля, 2024 9 февраля, 2024 28 ноября, 2023 1 ноября, 2023 26 сентября, 2023 13 сентября, 2023 7 сентября, 2023 3 апреля, 2024 28 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/dopustimo-li-monaxam-p...

Свящ. Вадим Леонов И. в Свящ. Писании В Свящ. Писании как ВЗ, так и НЗ словом «искупление» передается одно из важнейших представлений о действии Бога по спасению мира, человеческого сообщества, отдельного народа и отдельной личности. В Ветхом Завете I. Терминология. В традиции библейского перевода словом «искупление» принято передавать евр. слова с корнями  ,   (глагол   - выкупить, искупить; существительные   - искупление,  - искупитель) и  ,   (глагол   - выкупить, искупить, избавить; существительные   - выкуп и   - искупление). Их синонимичное употребление в грамматических конструкциях со смысловыми повторами (т. н. библейский параллелизм - Пс 68. 19; Ис 35. 9-10; 51. 10-11; Иер 31. 11; Ос 13. 14) свидетельствует о том, что в библейском тексте они строго не дифференцируются по содержанию. Все случаи их применения в ветхозаветном тексте можно разделить на 2 смысловые группы: прежде всего, законодательные уложения Пятикнижия , регулирующие правовые нормы взаимоотношений внутри ветхозаветного общества, связанные с нанесением ущерба имущественного, социально-правового или жизненного характера; затем тексты, где И. выражает спасительное деяние Бога в отношении Израиля древнего и отдельной личности. II. Искупление как норма ветхозаветного общественного права. В глазах ветхозаветного Израиля Земля обетованная была собственностью Господа, Который поселил на ней израильтян на правах пользователей: «...ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев 25. 23). По слову Господню она справедливо разделена между всем народом, всеми его родами и семьями (Нав 13-21). Как дар Божий она не должна быть отчуждаемой. Поэтому вынужденная продажа семейного надела предполагала возможность его возвращения посредством выкупа (     - Лев 25. 26), к-рый мог внести ближайший родственник (   - букв. «искупитель») или сам продавший, либо надел возвращался хозяину в юбилейный, 50-й год (Лев 25. 25-28). Это законодательное уложение очевидно соотносится с имплицитно утверждаемой в ВЗ жизненной ценностью каждого рода Израиля, что и обусловливает самое внимательное и бережное отношение к земельным и имущественным правам семьи, их неукоснительное соблюдение.

http://pravenc.ru/text/674968.html

47) Иисус увидел идущего к Нему Нафанаила и говорит о нем: «Вот воистину израильтянин, в котором нет лукавства». 48) Нафанаил говорит Ему: «Откуда Ты знаешь меня?» «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». 49) Отвечал Ему Нафанаил: «Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев!» 50) Отвечает Иисус и говорит ему: «Ты веришь, ибо Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею»; увидишь больше сего». 51) И говорит ему: «Истинно, истинно говорю вам: будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих над Сыном Человеческим». Глава II 1) И на третий день была свадьба в Кане Галилейской, и была Матерь Иисуса там. 2) Был также зван Иисус и ученики Его на свадьбу. 3) И как недоставало вина, Матерь Иисуса говорит Ему: «Вина нет у них». 4) И говорит Ей Иисус: «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой». 5) Матерь Его сказала служителям: «Все, что скажет Он вам, сделайте». 6) Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по два или по три метрета [metretas] каждый. 7) Говорит им Иисус: «Наполните водоносы водою». И наполнили их даже до краев. 8) И говорит им Иисус: «Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». И понесли. 9) Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, а он не знал, откуда оно, служители же знали, которые зачерпывали воду; зовет жениха распорядитель 10) и говорит ему: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда то, что похуже; ты же хорошее вино сберег даже доселе». 11) Так сотворил Иисус начало знамениям в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. 12) После сего сошел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней. 13) И приближалась Пасха иудейская, и взошел Иисус в Иерусалим, 14) и нашел в храме продающих волов, овец и голубей, и сидящих менял. 15) И когда сделал как бы бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у менял рассыпал, а столы опрокинул. 16) И продающим голубей сказал: «Возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли!» 17) При сем ученики Его вспомнили, что написано: «Ревность по доме Твоем снедает Меня» ( Пс.68:10 ). 18) Отвечали же иудеи и сказали Ему: «Каким знамением докажешь Ты нам, что [по праву] так поступаешь?» 19) Ответил Иисус и сказал им: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». 20) Сказали же иудеи: «Сорок шесть лет строился храм сей, и Ты в три дня воздвигнешь его?!» 21) Он же говорил о храме тела Своего. 22) Когда же воскрес Он из мертвых, вспомнили ученики Его, что Он это говорил, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус. 23) Когда же Он был в Иерусалиме на Пасху, в праздничный день, многие уверовали во имя Его, видя знамения Его, которые Он творил. 24) Сам же Иисус не вверял Себя им, так как Сам знал всех, 25) и поскольку не было Ему нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что есть в человеке. Глава III

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

5 . Кроме этих ты найдешь и другие многие наименования Духу Святому. Он называется Духом святыни, как написано: по духу святыни ( Рим.1:4 ). Называется и Духом сыноположения, как говорит Павел: Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» ( Рим.8:15 ). Называется и Духом откровения, как написано: дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его ( Еф.1:17 ). Называется и Духом обетования, как говорит тот же Павел: В Нем и вы... уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом ( Еф.1:13 ). Называется и Духом благодати, как тот же самый опять говорит апостол: и Духа благодати укоривый ( Евр.10:29 ). Он называется другими многими подобными именами. Ты ясно слышал еще в прежнем поучении, что Он в псалмах иногда благим ( Пс.142:10 ), иногда Владычним (50:14) именуется. А в пророчестве Исаии называется Духом премудрости и разума, и совета и крепости, и ведения и благочестия и Духом страха Божия (ср. Ис.11:2–3 ). Все же это, что и прежде и теперь сказано, подтверждает, что хотя различные наименования, но один и тот же Дух Святой, имеющий жизнь и самобытие и всегда вместе со Отцом и Сыном пребывающий; не устами и словом Отца или Сына изрекаемый или дышимый, ни в воздухе разливаемый, но самолично существующий; Сам говорящий и действующий, устрояющий и освящающий, поскольку нераздельно, совокупно и едино спасительное о нас смотрение Отца и Сына и Святого Духа, как и прежде сказали мы. Ибо я хочу, чтобы вы помнили недавно сказанное мной и совершенно знали, что не иной в законе и пророках, а другой в Евангелии и апостолах, но один и тот же есть Дух Святой в Ветхом и Новом Заветах, изрекавший Божественное Писание. 6 . Этот самый Дух Святой сошел на Святую Деву Марию. Ибо когда Христос Единородный должен был родиться, сила Вышнего осенила Ее и Дух Святой, нашедший на Нее, освятил Ее, чтобы возможно было Ей приять Того, через Которого все произошло. Не нужно мне говорить об этом много, чтобы научить тебя, что нескверно и чисто это рождение, ибо ты знаешь, что Гавриил говорил Ей: «Я провозвещаю Тебе то, что имеет быть, но не действую в сем; хотя и Архангел, но знаю должность свою и возвещаю Тебе радость; а как имеешь родить, это зависит не от моего дарования. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк.1:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Если нет страха Божия в сердце, нет его и совсем, хотя бы кто видом казался исполненным благоговения. Если нет чистоты и отрешенности в сердце, нет их и совсем, хотя бы кто чист был телом и ничего не имел из благ мира. Если не бывает человек сердцем в храме, нет его здесь и совсем, хотя бы он тут стоял телом. Так, все надо совершать сердцем. Сердцем любить, сердцем смиряться, сердцем к Богу приближаться, сердцем прощать, сердцем сокрушаться, сердцем молиться, сердцем благословлять и прочее и прочее... Ибо каков кто в сердце, таковым зрит его Бог с высоты Своего престола и соответственно тому принимает его. Каин и Авель приносили жертвы вместе, но Бог «призре... на Авеля и на дары его: на Каина же и на жертвы его не внят» (Быт. 4:4—5). Мытарь и фарисей молились вместе в церкви, но мытарь принят, а фарисей отвержен (Лк. 18:10—14). Где причина таких отличий? В настроении сердца. Почему Бог и требует словами премудрого: «Даждь ми, сыне, твое сердце» (Притч. 23:26). И пророк Давид влагает нам в уста такую молитву: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50:12).    Каково должно быть настроение сердца, свойственное христианину, идущему незаблудно путем спасения, это я по временам буду объяснять вам мало-помалу хотя в главных чертах. Аминь.     13 ноября 1860 г., в 25-ю неделю по Пятидесятнице 2. Каков кто в сердце, таким имеет его Бог и так относится к нему    В прошедшей беседе я навел вас на мысль, что главное в нашей жизни есть настроение сердечное и что каков кто в сердце, таковым того имеет и Бог, несмотря ни на какие внешние отличия и преимущества. Хочу и ныне остановить внимание ваше на той же мысли, чтоб научить вас ценить свои движения внутренние и таким образом расположить — строже смотреть за своим сердцем и за всем, что входит в него и исходит из него.    Не буду для этого входить в рассуждения. Представляю только несколько случаев и примеров из слова Божия и житий святых в подтверждение сей истины.    Вот и в читанном ныне Евангелии представляется богач, который, как обычно зажиточным, задумал перестроить житницы свои по случаю обильного урожая.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ис.47:5 . Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут назы­вать тебя го­с­по­жею царств. «Сиди молча, уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут называть тебя госпожею царств». Отдел речи о судьбе Вавилона, по обычаю пророка, заканчивается тем же, с чего он и начался, т. е. решительным и бесповоротным провозглашением окончательной гибели Вавилонской монархии, под ударами ее нового завоевателя. «Темнота» – на языке Священного Писания, символ «несчастия и плена» ( Ис.50:10 ; Мих.7 и др.). Вавилон и его цари, как мы знаем из свидетельства самого же пророка Исаии и др. пророков, действительно, гордо высился над всеми остальными нациями и его монархи недаром носили титул «Царя царей» ( Ис.13:19 ; Иез.26:7 ; Дан.2 и др.). И вот теперь из положения господствующего властелина он должен перейти в состояние пленного раба, заключенного в темную одиночную тюрьму (ср. Плч.2:10 ; Плч.3:2 ; Мих.2:8 ). Ис.47:6–7 . Раскрывают нам ближайшие, непосредственные причины такой ужасной гибели Вавилона. Их указывается здесь две: одна – это жестокость обитателей Вавилона в обращении с преданным в их руки народом Божиим (6 ст.), другая – непомерная гордость и тщеславие жителей Вавилона, черта, очевидно унаследованная ими еще от их предков, строителей знаменитой вавилонской башни ( Быт.11 гл.). Ис.47:6 . Я про­гневал­ся на народ Мой, уничижил наследие Мое и пред­ал их в руки твои; а ты не ока­за­ла им мило­сердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое. «Я прогневался на народ Мой». Обычная библейская точка зрения на политические катастрофы в жизни Израиля, как на результат Божественного гнева за измену Израиля Всевышнему ( 2Цар.24:14 ; Зах.1:15 и др.). « А ты не оказала им милосердия». Жестокое и пренебрежительное отношение вавилонян в отношении к побежденным иудеям представляло нечто выдающееся даже среди всеобщей тогдашней грубости нравов ( Иер.51:34 ; Пс.136:8–9 ; Плч.4:16 ; Плч.5:12 ). «На старца налагала крайне тяжкое иго». Упоминание о старце едва ли имеет здесь какое-либо конкретное значение – просто это особый прием усиления и обострения мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010