«Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее… Весь этот кошмар… карамазовская грязь… Все это было при отсутствии у меня христианской веры…» – это из дневника Николая Евграфовича Пестова , профессора-химика, духовного писателя, подвижника, тайного просветителя обездоленной советской России. В молодости он был большевиком, комиссаром, служил в ЧК. А затем всю жизнь был движим великим раскаянием. Но может ли обычный, далекий от аскетических подвигов человек чисто психологически выдержать эту тяжесть – постоянную память о вине? Способен ли он пребывать в таком напряжении изо дня в день? Ему ведь нужен отдых, нужно какое-то приемлемое самочувствие, и сон, в конце концов, нужен спокойный – чтобы не сгореть… О сне в молитвах вечернего правила говорится не раз: «И неосужденна ныне сном уснути сотвори», «мирен сон и безмятежен даруй мне», «…да с миром лягу, усну и почию…» В какой-то момент меня, что называется, осенило: не о том здесь речь, чтоб нам хорошо выспаться, но о том, чтобы мы, не имеющие на самом деле права на необходимый нам покой, получили его по милости Божией – именно потому, что не можем без него обойтись. И это касается не только сна – всей нашей повседневной жизни. Наша вина не отнимает от нас права на осенний лес, на весенний воздух, на морской прибой, на дружбу и любовь, на творчество и познание. Потому что это все дает нам – Он. И мы плохо поступим, если не примем Его дара. За каждой литургией мы слышим 50-й псалом Давида – покаянный вопль, вырвавшийся из груди царя-псалмопевца после того, как пророк Нафан указал ему на его страшную вину. По-настоящему вслушавшись в этот текст, человек удивляется. Чего просит Давид, погубивший честного и доблестного Урию из-за похоти своей? Он просит того, что после такого поступка представляется невозможным: радости . «Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя» (Пс. 50: 14). Но разве смог бы Давид просить себе радости, если бы не увидел без всяких прикрас и самооправданий – и глубину своего падения, и ужас его последствий для других людей?

http://pravoslavie.ru/61039.html

Объяснение. Того, что здесь говорится, об умерших праведниках нельзя сказать. Их тела по смерти свидетельствуют о могуществе и славе Божией. Об этом говорится у того же Премуд. сына Сираха: Сир.48:12–15 , а потому при виде этого Божия могущества, бываемого чрез мощи святых угодников, мы сами должны прославлять Бога. Ис.8:19 . «И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мёртвых о живых?» Объяснение. Язычники, о которых здесь говорится, не только спрашивали мёртвых о живых, но даже оракулов и истуканов, сделанных их же руками, думая узнать от них будущее. Православные же христиане никогда не обращались к мощам угодников Божиих с такими вопросами, а только оказывают им то или иное почитание, подобное тому, какое в Ветхом Завете оказал Моисей костям Иосифа: Исх.13:19 , и Иакова: Быт.50:7–9 , вынесши их с большими почестями из Египта в землю Ханаанскую. Иер.8:1–2 . «В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их; И раскидают их пред солнцем и луною, и пред всем воинством небесным (пред звёздами), которых они любили, и которым служили, и в след которых ходили, которых искали и которым поклонялись; не уберут их и не похоронят; они будут навозом на земле». Объяснение. Эти слова Иеремии не имеют никакого отношения к святым мощам угодников Божиих, которые пользовались уважением евреев: Быт.50:7–9 ; Исх.13:19 . Здесь Господь устами пророка обличает Иудеев за их идолопоклонство и коснение во зле: ст.4–5. За такое беззаконие, за то, в частности, что Иудеи приносили человеческие жертвы: Иер.7:30–34 , Господь накажет еврейский народ и даже давно умерших, между прочим, тем, что предаст кости их посрамлению: Иер.16:4:34:20 . В Священном Писании много есть доказательств богоугодности почитания святых останков угодников Божиих, божественного попечения об этих останках – нетлении их и чудесах, являемых чрез них: 1Кор.15:53 ; 2Тим.1:8–10 ; Пс.33:20–21:15:10 ; Деян.2:27 . Так как Христос был не только Бог, но и человек безгрешный, то и пророчество о нетлении тела Христова относится и к телам Его последователей: 1Кор.15:48–49 ; 2Кор.4:10–11 ; Мф.27:52 . Бог проявлял великие чудеса даже и чрез кости ветхозаветных праведников: 4Цар.13:21 ; Сир.49:12:48:14–15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

P. 468). Многочисленные авторы IV-V вв. называют среди Б. п. песни Моисея, Анны, Исаии, вавилонских отроков, новозаветные ( Schneider. S. 42-50). Свт. Василий Великий († 379) писал (Ep. 2. 2), что утренняя служба включала в себя «гимны и песни» (μνοις κα δας). Др. неизвестный автор-каппадокиец, чье соч. «О девстве» (ок. 370 г.- Taft. P. 80) сохранилось под именем Афанасия, наставляет монахиню петь «на заре» после Пс 62 песнь вавилонских отроков и гимн «Слава в вышних» (PG. 28. Col. 276). К нач. V в., по свидетельству Руфина Аквилейского , гимн вавилонских отроков повсеместно считался праздничной песнью (Apologiae in sanctum Hieronymum lib. II. 33, 35//PL. 21. Col. 612, 613-614); о том, что эту Б. п. поет «вся вселенная», говорит и свт. Иоанн Златоуст († 407) (Quod nemo laeditur nisi a se ipso 16//PG. 52. Col. 477), а его ученик свт. Прокл (434-446) свидетельствует, что эту песнь исполняли ежедневно по всему миру (Orat. 5. 1//PG. 65. Col. 716). Свт. Иоанн Златоуст упоминает песни прор. Исаии (из 26-й гл.) (In epistulam I ad Timotheum. Hom. 14. 4//PG. 62. Col. 576) и Анны (De Anna 4. 3//PG. 54. Col. 664). То же - у Филона Карпафийского (PG. 40. Col. 29). Согласно сир. «Завещанию Господа нашего Иисуса Христа» (V в.), на утренней службе пели «псалмы и 4 песни: одну из Моисея, из Соломона и какие-либо из др. пророков» (I. 26). В «Апостольских постановлениях» (ок. 380) песни из Евангелия от Луки приведены для вечерней (песнь Симеона Богоприимца) и утренней (Лк 2. 14 с великим славословием) служб (Const. ap. VII. 47-48). Формирование устойчивого набора Б. п. к V-VI вв. Древнейший перечень Б. п., реально употреблявшихся за богослужением, принадлежит Никите Ремесианскому (340-414) и состоит из песней: двух Моисея, Анны, Исаии (26. 9-20), Аввакума, Ионы (Иона 2. 3-10), Иеремии (Плач 5), вавилонских отроков (Дан 3. 57 слл.) и Пресв. Богородицы (De utilitate hymnorum 1. 9. 11//JThSt. 1923. Vol. 23. P. 225-252; см. также: De psalmodiae bono 3//PL. 68. Col. 373). Хотя Никита - зап.

http://pravenc.ru/text/149135.html

Итак, если мы должны или перестать называться христианами, или быть действительными учениками Спасителя нашего, то начнем с помощью Его, более и более стараться утверждать себя в сем блаженном звании и избрании нашем, ибо так поступая, никогда не преткнемся, и таким образом откроется нам свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( 2Пет.1:10 ). Впрочем, не только вечность блаженная принадлежит ученикам Его, но и временной жизни истинное благополучие. Они составляют царствие Божие на земле. Сие царствие Божие внутрь их. Они и здесь уже начали царствовать со Христом, потому что Дух Христов царствует в них, и сие царствие Божие в них есть праведность Иисуса Христа, и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ; Флп.3:8 −11). Не это ли счастье истинное, обретаемое во всех состояниях на пути заповедей Христовых? Может ли кто-нибудь чувствовать себя счастливым среди всего изобилия, и во всей знатности, не имея мира и радости? И что то за наслаждение, которое несколько минут потешив чувственность, повергает душу во тьму, в печаль терзающую, в огненную пучину гнева Божия? И что то за спокойствие и веселие, которое если бы и чрез всю земную жизнь человека продолжилось, но кончилось бы вечною мукою? Страдания настоящей жизни ничего не стоят, говорит Св. Павел, в сравнении с вечною славою, долженствующею открыться в нас ( Рим.8:18 ). Так и в сравнении с вечною мукою, в сообществе с диаволом и с его соумышленниками, должны представляться ничего не значащими всякие удовольствия и приятности, не одобряемые совестью и Библиею, хотя бы они имели честь. похвалу и славу в мире. И может ли мир Божий сществовать в той душе, может ли Дух Святой радоваться ο той, и в той душе, может ли та душа наслаждаться сею радостию Духа Святого в ней, сею радостью спасения Божия ( Пс.50:14 .), которая в праведности ее состоит, ибо праведность – есть порядок Божественный, и все, что из сего порядка выступило, впадает в беспорядок, в расстройство, в злосчастье. Но что то за праведность, которой удивляются человеки, и которую Бог отвергает, которая сама в себе будучи все еще нечистотою Адама ветхого, сколько бы правильною ни казалась, не может войти в царствие Божие, и которая окажется лицемерием или самопрельщением на суде Божием, когда ваша судьба решится, и притом на всю вечность? И не по этому ли Святой Апостол Павел говорит таким образом: что было для меня выгодно (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

11:23), не рассуждает о Теле Господнем… и влечет осуждение себе (1 Кор. 11:29). И, следовательно, Римская Церковь в самочинном причастии мирян преподает им не спасение, а «осуждение»!… 5. Древнеримские и галльские чинопоследования свидетельствуют, что не только Восточная, но и Западная Церкви, верные древней практике эпохи семи Вселенских Соборов, признавали, что честные Дары освящаются после молитвы призывания Святого Духа чрез благословение иерейское. Но Римская Церковь и здесь ввела новшество, по которому освящение честных Даров происходит при возглашении слов Господа: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое и пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя (Мф. 26:26—28). Таким образом, Римская Церковь и в этом поселила рознь между Восточной и Западной Церквами и тем нарушила закон св. Апостола Павла, чтобы в Церквах все было благопристойно и чинно (1 Кор. 14:40). 6. С XII века Римская Церковь ввела новые учения: об огне чистилища, преизбыточествующих заслугах Святых, раздаянии их грешникам, о совершенном воздаянии праведным до всеобщего Воскресения и суда и проч… Все эти новшества стоят в резком противоречии со Священным Писанием и Св. преданием, а также и с практикою древних Церквей Востока и Запада и представляют собою плод лжеименного разума, о немже неции, хвалящеся, о вере погрешиша (1 Тим. 6:20). 7. Всего лишь 90 лет тому назад (в 1855 г.) Римская Церковь ввела новый догмат о непорочном зачатии Богородицы и Приснодевы Марии, несмотря на то, что Св. Писание и Св. предание, а также обе Церкви как до разделения, так и после учили об одном только чистом и непорочном, от Святого Духа и Марии Девы, сверхъестественном зачатии Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа!.. Все же, восприявшие смерть, греховны от зачатия до смерти, греховны грехом прародительским или наследственным от Адама (Рим. 5:12; 6:23), а затем и личными (Иак. 3:2). Над всеми, рожденными от плотских отца и матери, сбывается: се бо в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50:7)… 8. Достойно особенного внимания, что Римская Церковь в лице пап в последние времена, например: в энциклике — окружном послании — папы Льва XIII (1894 г.), призывая Восточную Церковь к единению с Римской, затушевывает все вышеизложенные вероисповедные новшества Римской Церкви и якобы единственной причиной разделения Церквей выставляет непризнание Восточной Церковью главенства во Вселенской Церкви Римского папы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1Ин.4:15–16 . «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём». Объяснение. Кто в силу этого свидетельства сердцем верует и устами исповедует, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий, Богочеловек, обетованный Искупитель мира, и кто сообразно с этим исповеданием ведёт и жизнь таковую, т.е. веру свою свидетельствует и делами своими, в том пребывает Бог и он в Боге: ст.12; 1Ин.3:24 ; Иак.2:14–24 . 1Ин.5:13 . «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». Объяснение. Это внутреннее свидетельство об Иисусе Христе Сыне Божием верующего не имеет убедительной силы для неверующего: ст.10:12, и это неверие в высочайшее свидетельство Бога о Сыне гибельно: ст.9; здесь выводится, по словам блаж. Феофилакта, как бы заключение всего послания: Я, говорит апостол, написал это вам как наследникам жизни вечной. Ибо для тех, которые не живут по надежде жизни вечной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псам и метать жемчуг перед свиньями непохвально: Мф.7:6 . Отсюда вывод таков: вера в Сына Божия, не сопровождаемая добрыми делами, не полезна: Иак.2:15–24 ; Лк.10:17:6:46 . Рим.3:3–4 . «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоём» ( Пс.50:6 )». Объяснение. Неверность человеческая Богу, конечно, не может уничтожить верности Божией: 2Тим.2:13 ; но этой верностью своей человек оправдаться пред Богом не может, ибо оправдывается он исполнением воли Божией: Мф.7:21 ; т.е. трудами и подвигами; Мк.8:34 ; Рим.2:6:13 ; 1Кор.3:8 . Рим.3:28 . «Ибо мы признаём, что человек оправдывается верой, независимо от дел закона». Объяснение. Если тот же апостол Павел говорит и об исполнении евангельского закона: Рим.12:1:9:11 , то очевидно, что в этом месте апостол считает ненужными для уверовавшего во Христа только дела обрядового закона Моисеева, что нетрудно разуметь из хода речи всей 3 главы и последующей 4-й, а потому на одну веру, без совершенствования её добрыми делами, полагаться опасно: 2Кор.6:4–6 . Действительно, оправдание в таинстве Крещения даётся только по вере: Мк.16:16 ; 1Кор.6:11 ; но оправдание на суде Христовом будет и по делам: 2Кор.5:10 ; Мф.25:34–35 ; да и апостол не отвергает добрых дел: 1Тим.4:7:6:18 ; Гал.6:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

6. Но нам, возлюбленнейшие, должно размыслить, что для совершения сего невидимый Судия подвиг дыхание самого тонкого ветра, возбудил бурю из одного облака и — потряс землю, поколебал основания стольких зданий. Что же Сей Судия сотворит, когда Сам лично приидет, и гнев Его возгорится на отмщение грешникам, если и то нестерпимо, когда Он поражает нас самым тонким облаком? Какая плоть устоит перед гневом Его, если Он воздвиг только ветр — и потряс землю, дал только движение воздуху — и ниспроверг столько зданий? — Рассуждая о таком могуществе, Павел говорит: страшно есть, еже впасти в руце Бога живаго (Евр.10:31). Это же самое могущество выражает Псалмопевец, когда говорит: Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред ним возгорится, и окрест Его буря зельна (Пс.49:3). Направление этого Страшного Суда сопровождается бурею и огнем, так как буря задушает тех, которых пожигает огнь. Итак, возлюбленнейшие братия, непрестанно имейте перед очами день тот, а что кажется трудным для верования, то облегчается сравнением. Ибо об этом дне у Пророка сказано: близ день Господень великий, близ и скор зело, глас дне Господня горек и жесток учинися. Силен день гнева, день той, день скорби и нужды, день безгодия и исчезновения, день тмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и вопля (Соф.1:14–16). Об этом же дне Господь еще говорит через Пророка: (еще единою) Аз потрясу небом и землею (Агг.2:22). Итак, если Он, как сказали мы прежде, потряс воздух — и земля не устояла, — кто же устоит, когда Он потрясет небо? — Но чем мы назовем те страшилища, которые видим, если не предвестниками грядущего гнева? Потому–то и необходимо нам подумать, что нынешние страшилища настолько же различаются от последнего страха, насколько лицо предвозвестника различается от могущества Судии. Итак, возлюбленнейшие братия, с полным вниманием помышляйте о дне том, исправляйте жизнь, переменяйте привычки, искушения ко злу побеждайте противлением, а допущенные грехи очищайте слезами. Ибо тем безопаснее некогда узрите Пришествие вечного Судии, чем большим страхом ныне предварите Его устремление. Беседа II, произнесенная к народу в храме Св. Ап. Петра в неделю 50–ю. Чтение Св. Евангелия: Лк.18:31–44

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Более того, человек наделен таким величием, что может вступить в беседу с Создателем мироздания: «Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его» ( Пс.4:4 ). Люди поверхностные часто видят в покаянной молитве – например, в 50-том псалме – приниженность. Те из неверующих, кто дает себе труд задуматься, возмущаются скорее масштабом притязаний. Например, известный историк Толкильд Якобсен пишет: «Однако, хотя такое самоуничижение и привлекает внимание в первую очередь, было бы неразумно не попытаться выяснить, каковы его исходные предпосылки. Ясно, что покаяние не имело бы ни малейшего смысла, если бы грешник не был внутренне убежден в глубокой личной заинтересованности Бога в его судьбе. И чем больше мы вникаем в такую невысказанную презумпцию, тем больше первое впечатление уступает место совершенно иному ощущению: мы начинаем понимать, что на самом деле здесь – вовсе не униженность, но подсознательное огромное человеческое самомнение; а если учесть, что данное отношение есть отношение к Божественному, то самомнение почти безграничное. В сущности говоря, если вернуться к самым различным выражениям приниженности и самоуничижения и внимательно их перечитать, вдумываясь в подтекст, мы невольно почувствуем, что псалмы не просто придают большое значение судьбе кающегося... Фигура кающегося ... оказывается настолько важной, что способна монополизировать внимание Бога, вовлечь Бога в эмоциональное сопереживание, вызывая гнев, сочувствие и любовь по отношению к себе». Но такова наша вера – Бог сотворил каждого из нас и Ему есть до нас дело. Он слышит, когда мы к Нему обращаемся. Ему важно, как мы себя ведем. Боговоплощение: «Он не стыдится называть их братиями» Ветхий Завет не только открывает Бога как нашего Создателя. Он подготавливает самые важные события в истории спасения. Новый Завет начинается с того, что Бог входит в сотворенный Им мир и становится человеком. Вот как об этом рассказывает Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:1–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Важна не продолжительность епитимии, а произволение Святой Григорий Нисский также говорит, что в деле исправления грешника имеет значение не время или продолжительность епитимии, а произволение, то есть характер нравственного настроения лица, состоящего под епитимией (пр.8). «Если будет истинное обращение, – замечает тот же святой отец, – то да не соблюдается число лет, но с сокрушением времени да ведется кающийся в церковь и к причастию Св.Тайн» (Прав. 5 Срав. Василия Великого , прав.84). Также в житии Марии Египетской сказано, что едва только она оставила греховную жизнь, пошла на Иордан и в церкви Предтечи причастилась Св.Тайн. Милосердие Божие велико. Господь принял Петра, отрекшегося от Него, и не лишил его апостольского достоинства; так и каждого человека, кающегося, Он приемлет и не отвергает. Господь приемлет не только тех, которые при­несли искреннее продолжительное покаяние, но и тех, которые оставили грех и умерли с покаянным чувством, не принеся достойных плодов покаяния. Об этом свидетельствует пример из Древнего Патерика. Одна девица устроила в своем доме гостиницу для египетских пустынников и с любовию служила им. Со временем с ней сблизились плохие люди и скло­нили ее на путь греха. Когда отцы Скита узнали об этом, они опечалились и решили послать авву Иоанна Колова, чтобы он спас погибавшую душу. Придя к падшей девице, авва своими кроткими словами настолько подействовал на нее, что она изъявила желание сразу же оставить все свое неправедное богат­ство и последовать за старцем в пустыню. На пути в пустыню в первую же ночь она умерла. В момент ее смерти авва видел как бы некий светлый путь, сходивший с неба до самой девицы, и увидел Ангелов Божиих, возносивших ее душу. Увидев это, авва повергся на лице свое, молясь Богу, и услышал он голос, сказавший, что один час ее покаяния принят лучше покаяния многих медлящих и не являющих подобного покаяни 9 (Там же, с.14–16). Епитимия должна быть посильной В слове Божием и святоотеческой литературе имеется множество таких примеров, которые свидетельствуют не о строгости, а о милости и сострадательности Божией к грешному человеку. Следовательно, и священник не должен налагать на кающегося бремена неудобоносимые, но вразумлять людей посильными епитимиями. Священник должен знать, что он не судия кающемуся, но только свидетель покаяния, определенный исключительно на то, чтобы служить спасению человеческому ( 2Кор.4,5 ), что человек согре­шающий, Единому Богу согрешает ( Пс.50,6 ) и кающийся от Единого Бога приемлет прощение ( Мк.2,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Во избытцих твоих (на остатки твои) уготовиши лице их. Здесь вид переложения, по Феодориту, которое может быть исправлено, для приведения мыслей в порядок, так: «на остатки их Ты приготовишь лице свое», что означает следующее: и те, которые останутся от побитых на брани врагов твоих, не избегнут той же участи: Ты и на них приготовишь посещение свое, то есть накажешь их 49 Пс.20:14 .  Вознесися, Господи, силою Твоею При изъяснению седьмого псалма, мы показали, что значит: вознесися. Почему там и смотри так как сии слова имеют сходство с теми, которые читаются так: вознесись в концах врагов твоих 50 Воспоем и поем силы твоя конце двенадцатого псалма изъяснено, что значит: буду петь и воспою. Но некоторые, в числе коих и божеств. Кирилл, приспособляют сей псалом и к Давиду, говоря, что он воспел его о себе. Если и нам принять эту мысль (ибо ничто не препятствует принять); то изъясним оные слова и иначе. Итак слова: «Господи, силою твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем весьма возрадуется» – мы можем понимать так, что Давид сказал их к Господу Христу, который по словам Павла, есть сила Божия, Христа Божию силу и Божию премудрость ( 1Кор.1:24 ), и который есть Спаситель, по словам Евангелиста: Он спасет народ свой ( Матф.1:21 ); или точнее: сказал к Отцу: Господи, силою твоею, а к Сыну: и о спасении твоем, или: возвеселится царь о произведенном Тобою спасении Его. Так могут быть изъясняемы и прочие слова, одни в отношении к Отцу, а другие в отношении к Сыну. Давид по истине возрадовался и возвеселился, поелику и по смерти увидел таинство воплощения Божия. Ибо если и в этом грубом и мрачном теле очами душевными он предвидел будущее, то тем чище увидел это по смерти, когда скинул с себя тело. Далее, под «желанием сердца» мы можем разуметь то стремление Давида, которое он имел к тому, чтоб увидать воплощение Спасителя, которого предвидел только образ. Под «желанием уст» Давида мы должны понимать желание всегда петь Богу. И по истине он всегда поет устами христиан, которые ежедневно поют и читают священные псалмы. Он просил жизни и получил ее, ибо, неоднократно ожидая от врагов своих смерти, он избавлялся от них одною молитвою. И великая слава Давида была спасением Твоим, то есть спасением ниспосланным от Тебя. И подлинно он прославился, потому что от корня и семени его произрасло наше спасение, или Владыка Христос, великий и славный.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010