Содержание    Что величественнее Царства Небесного и что незначительнее зерна горчичного? Как же безграничное Царство Небесное уподобляется здесь ограниченному и ничтожному зерну горчичному? Но если мы поглубже вникнем, что такое Царство Небесное и что такое горчичное зерно, то увидим, как прекрасно и вполне естественно было уподобить их одно другому. Что такое Царство Небесное, как не Христос? Разве не говорил Он о самом Себе: «вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21)? Что же больше Христа по Божеству? Вот как изображает пророк Его величие: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:36—38). Говорит о Нем и Исайя в подобных же выражениях. Как именно говорит он? «Труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога. Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель» (Ис. 45:14—15). Такой же точно смысл имеют и слова блаженного Петра: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).    Что же незначительнее Христа в та­инстве воплощения? Вот как, например, Давид говорит о том, что Он был ниже ангелов: «что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Пс. 8:5, 6). А что эти слова Давида относят­ся ко Христу, это поясняет Павел, говоря: «За претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами» («а умаленнаго малым чим от ангел видим Иисуса, за приятие смерти») (Евр. 2:9). Точно так же и сравнительно с людьми Он казался ничтожным. В самом деле, что говорит Исайя? «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми» («Видехом его и не имяше вида, ни доброты, но вид его безчестен, умален паче всех сынов чело­веческих») (Ис. 53:2, 3). Потому-то и сам Он применил к Себе название червя. Где же это? «Я же червь, а не человек» (Пс. 21:7). А в книге Исайи Отец именует Его так: «Не бойся, червь Иаков» (Ис. 41:14). Затем, имея в виду Его славную кончину, тот же пророк говорил: «и черви — покров твой» (Ис. 14:11). Да и необходимо было, конечно, чтобы Он, как мудрый рыболов, блестящую, подобно молнии, удочку Божества Своего прикрыл в качестве приманки червяком плоти и, закинув в глубину этой жизни, уловил таким образом змия, чтобы в действительности исполнилось написанное в книге Иова: «можешь ли ты удою вытащить левиафана» (Иов. 40:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Богословская концепция света и Туринская Плащаница В рубрике «Лучшие материалы Православия.Ru: семь лет назад» мы предлагаем вниманию читателей новости, ставшие уже исторической хроникой, а также наиболее интересные интервью с известными церковными и общественными деятелями, аналитические статьи, обзоры и другие публикации, появившиеся на сайте в 2002 году. Преображение. Икона кисти Феофана Грека. XIVb. Согласно библейскому повествованию свет был сотворен Богом в первый день, что указывает на его фундаментальное место в иерархии бытия . «Я образую свет и творю тьму», - говорит Господь (Ис 45.7). Но свет - не только фундамент мироздания, свет – это та риза, в которую облекается Бог (Пс 103.2), символ «Света истинного» (Ин 1.9). Собственно, греческое слово " символ " - σμβολον - происходит от глагола σμ- βλλω – " со- единять " , " с- вязывать " , " с- равнивать " , " с- личать " , а также " с-шибать " и " с-талкивать " , в своем первоначальном значении означало принадлежащую мне часть любого разломанного пополам предмета, вторая половина которого находится у кого-то другого. Вы- явленная часть часть символа, является не просто подобием сокрытой, но ее до- полнением до целого; половинки символа тяготеют друг к другу, желая " со- единения " , " при- мирения " - συμ- βιβζω. Таким образом, символ - это вы- явление со-крытого. «Бог, будучи Светом по естеству, проявляется в свете по подражанию, как Первообраз в образе», – свидетельствует прп. Максим Исповедник . Ветхозаветное Откровение повествует о явлениях Божиих в свете и пламени: в купине неопалимой, в явлении Моисею на Синае, в столпе огненном, в вознесении Илии. Явление этого света - «явление страшное и невыносимое для твари, ибо оно было внешним, чуждым человеческой природе до Христа и вне Церкви» : «Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет» (Пс 96.3-4). Во времена новозаветные Свет пришел в мир как свете muxiй – утешный. Поэтому он может созерцаться очами подвижников, при-общающихся к опыту апостолов, узревших на Фаворе свет Христова преображения якоже можаху.

http://pravoslavie.ru/29863.html

Документы Послание Предстоятеля УПЦ по случаю празднования 1000-летия мученической кончины святых князей Бориса и Глеба 15.05.2015 12:20 Послание Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Киевскогои всея Украины Онуфрия архипастырям, пастырям и всем верным чадам Украинской Православной Церкви  В этом году Православная Церковь отмечает 1000-летие мученической кончины святых князей Бориса и Глеба. За что же почитают этих святых? В чем так явно и бесспорно проявилась их любовь к Богу и к ближнему, а также к своей Родине? Ответ прост – в желании сохранить мир и братскую любовь на родной земле, даже ценой собственной жизни. После преставления равноапостольного великого князя Владимира Киевская Русь могла погрузиться в длительную кровавую смуту. Для этого святым князьям Борису и Глебу нужно было только заявить свои права на великокняжеский престол, собрать дружину и начать вооруженную борьбу за власть с другими братьями. Однако они выбрали другой путь – блаженный путь миротворцев, которые положили свои души, чтобы спасти жизни других и сохранить свое Отечество. Сохранить от разорения, распрей и взаимной ненависти. Сегодня беда снова пришла в наш дом. Продолжается вооруженное противостояние в Донецкой и Луганской областях. Продолжается и небывалая информационная война. Пропаганда разрушает братские отношения между народами и разрывает даже кровные родственные связи. Где нам искать спасения? Как преодолеть трудности и раздор, когда между братьями по вере обильно посеянные семена вражды и междоусобиц, дают свои кровавые всходы? Пролитая за последний год на нашей земле кровь взывает к Небу. Только Всемилостивый Господь в силах избавить верных своих от любой беды. Только «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс. 45:2). «Ко Мне обратитесь, – говорит Господь, – и будете спасены» (Ис. 45:22). Оставив злобу и вражду, увидим, услышим и возлюбим каждый ближнего своего. «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды» (Ис. 1: 16-17).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Бог нам Прибежище и Сила… Сего ради не убоимся, внегда смущается земля. Пс. 45: 2–3 Примерам помощи Божией при различных болезнях, моровых поветриях и прочих напастях несть числа. И всегда возникали они тогда, когда люди отступали от Бога, и прекращались, когда с покаянием призывали помощь Божию. Очень кратко приведу только три таких примера. «И архангел Михаил вложил в ножны свой пылающий меч» Процессия святого Григория Великого Великим постом каждую неделю в храмах служится Литургия Преждеосвященных Даров, автором которой является святитель Григорий Великий, папа Римский. Святителя Григория называют еще Двоесловом, хотя точнее было бы перевести это его именование с греческого как «Собеседник». Вспомним, с чего началось его служение в Риме. В конце VI века в Италии разразилась страшная эпидемия чумы, в самом начале которой умер папа Пелагий II. Именно тогда святитель Григорий был единодушно избран его преемником. Он призвал народ Рима покаяться в своих согрешениях. В житии святителя говорится, что он обратился к народу со словами: «Подобает, братия возлюбленные, чтобы наказания Божия, пришествия которого мы должны были бояться, мы убоялись теперь, когда несем это наказание. Да откроет нам страдание двери обращения к Богу, и сама мука, которую терпим, да сокрушит жесткость нашего сердца… Итак, пусть каждый из нас ищет защиты в покаянном плаче, пока есть время плакать». «Пусть каждый из нас ищет защиты в покаянном плаче, пока есть время плакать» В проповеди он призвал весь народ Рима к трехдневному посту и покаянию. На четвертый день святитель возглавил молебен и покаянную процессию, собравшую множество духовенства и народа, по охваченному мором городу. Как гласит предание, когда крестный ход проходил мимо замка, где находится гробница императора Адриана (сейчас это замок Святого Ангела близ Ватикана), произошло чудо: над его куполом показался архангел Михаил, который вложил в ножны свой пылающий меч, тем самым показывая, что моления римлян услышаны на Небесах. И чума прекратилась.

http://pravoslavie.ru/129963.html

Поздравительный адрес членов Священного Синода Святейшему Патриарху Кириллу с годовщиной интронизации 1 лютого 2023 р. 12:00 Члены Священного Синода Русской Православной Церкви поздравили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с четырнадцатой годовщиной интронизации. Его Святейшеству, Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый Отец! С сыновней любовью просим Вас принять искренние поздравления с 14-й годовщиной Патриаршей интронизации. Ревностно и пламенно совершая служение Превечному Отцу, Которого вся земля величает (хвалебная песнь свт. Амвросия Медиоланского), и все свое упование возлагая на Него, Вы уверенно ведете врученную Вам Христом Пастыреначальником церковную лодию в тихую гавань спасения среди штормов и волнений житейского моря, особенно многомятежного в нынешнюю эпоху. Взирая на Вас, архипастыри и пастыри, монашествующие и миряне стремятся подражать Вам в твердости веры, мужестве, бесстрашии, умении трезво мыслить и принимать взвешенные решения, в духовной стойкости и неослабеваемом усердии. В нынешнее тяжелое время Вы убедительно свидетельствуете людям о том, что всякий стяжавший надежду на Господа высший есть всех скорбящих (степенна 4-го гласа в Неделю утра). Мы видим, как Вы болезнуете о происходящих ныне разделениях, конфликтах и столкновениях, как горячо молитесь, дабы Спаситель державною рукою укрепил Свое изрядное достояние (канон 4-го гласа в Неделю утра). С особым чувством Вы призываете людей не отчаиваться, но уповать на всемогущество и милосердие Божие, неустанно возносить молитвы о единстве Церкви и мире всего мира, а также памятовать о необходимости для каждого ежедневно совершать свой малый подвиг — с любовью относиться к ближним, помогать нуждающимся, добросовестно трудиться. Сегодня, когда наши современники начали переосмыслять свою жизнь и задумываться о духовных причинах происходящего, голос Предстоятеля Церкви особенно значим. Внимая Вам, все больше людей стремятся следовать традиционным духовно-нравственным ориентирам, осознают сугубую важность идеалов добра и милосердия, справедливости и любви к Родине, понимают, что Бог нам прибежище и сила, скорый Помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля и горы двинулись в сердце морей (Пс. 45:2-3). Воззрение на труды Ваши радует сердца архипастырей, пастырей и чад церковных и вселяет в них надежду и бодрость.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6000759...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Нестору (Люберанскому), епископу Кузнецкому и Никольскому 18 мая 2014 г. 16:54 18 мая 2014 года, в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, за Литургией в Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Нестора (Люберанского) во епископа Кузнецкого и Никольского ( Пензенская митрополия ). По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал новорукоположенного архиерея на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Нестор! «Да возрадуется душа твоя о Господе: облече бо тя в ризу спасения, и одеждею веселия одея тя, яко жениху возложи ти венец, и яко невесту украси тя красотою». Приветствуя тебя этими торжественными словами чинопоследования архиерейской встречи и поздравляя с днем личной Пятидесятницы, хотел бы вместе с тем напомнить тебе и о других, не менее значимых словах, произносимых во время облачения епископа: «Аще кто хощет последовати Мне, да отвержется себе, рече Господь, и возмет крест свой, и последует Мне» (см. Литургия архиерейского чина). Ты призван ныне к этому крестоношению. Вместе с дарами Святого Духа, ниспосланными тебе в Таинстве хиротонии, на тебя возложена и сугубая ответственность за вверяемый тебе церковный удел Кузнецкую епархию . В этом будет состоять твой архиерейский крест. Неси его без ропота и печали. Неси и в здравии, и в немощи. Неси и в стужу, и в зной. Неси и в славе, и в уничижении. Неси и тогда, когда тебе будет казаться, что нет ни сил, ни терпения, что нет людей, готовых поддержать тебя на многотрудном пути шествия за Божественным Страдальцем. Неси с верой и упованием на всеблагой Промысл Божий и опытно познаешь: Господь всегда рядом. Он твой Помощник и Покровитель, прибежище и сила (см. Пс. 45:2). Он никогда не оставит без духовного утешения и поддержки верного раба Своего и усердного служителя. Так было, и есть, и будет, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). 

http://patriarchia.ru/db/text/3649892.ht...

Тыловай. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая). Успенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:между приблизительно 1884 и 1887. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Удмуртия, Дебёсский район, Тыловай Координаты: 57.492377, 53.786734 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Приход с. Тыловай открыт по указу Св. Синода от 23 июня 1883 г. 2306. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Большая Пурга, Дебессы, Шаркан. В 1917 г. в приходе числились селения: с. Тыловай, д. Старый Тыловай, д. Нижний Тыловай, д. Ягвуково, д. Верхний Шудзялуд, д. Касаткино, д. Шудзялуд, д. Ярославская, д. Князевская, д. Новый Кеч, д. Аняшур, д. Яговыр, д. Азман, д. Матвеевская, поч. Ореховский, д. Верх-Тыловай, д. Зяногурт, д. Новый Зяногурт, д. Чемошур-Теры, д. Богданово, д. Урдомошур, д. Русские Альчи, д. Ключи, д. Вотские Альчи. Деревянная церковь построена на средства прихожан с одним престолом и освящена 10 марта 1887 г. во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1914 г. был заложен каменный храм. Сведений о завершении его строительства по документам ЦГА УР не обнаружено.  Успенская церковь была закрыта на основании постановления Президиума Верховного Совета УАССР от 19 октября 1938 г. Здание передано под клуб и кинотеатр.  В 2016 г. состоялось Великое освящение нового храма в честь Владычицы нашей Богородицы, построенного на месте первого разрушенного храма. http://tylovay.cerkov.ru/ Село Тыловай – Успенская церковь, деревянная, построена в 1887 г.; расстоянием от г. Вятки в 330 в., от уездного города в 133 в., от благоч. в 45 в.; причта по штату положено: 2 св., 2 пс.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 2 д., 6 с., пах. 49 д. 201 с., сен. 2 д.; братский денежный доход по общей кружке: св. 168 р. 48 к., пс. 56 р. 16 к., по частной кружке: св. 311 р. 31 к., пс. 103 р. 77 к.; приговором прихожан назначена руга мерная, но она не выполняется, а получается одна треть; прихожан: правосл. рус. 717 м. п., 719 ж. п., крещ. вотяк. 2038 м. п., 1999 ж. п.; приход состоит из 23 селений, расст. 1 – 11 в.

http://sobory.ru/article/?object=50622

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ [евр.  ,   - «он прибавит»; греч. Ιωσφ; лат. Ioseph], прав., ветхозаветный патриарх (пам. в понедельник Страстной седмицы, в Неделю св. праотец и в Неделю св. отец). И.- старший сын патриарха Иакова от Рахили (брат Вениамина) и младший из 11 сыновей Иакова, рожденных в Месопотамии; отец Ефрема и Манассии , родоначальник одноименного колена Израилева. Происхождение имени Иосиф (от глагола   - увеличивать, прибавлять, преумножать) приводится в Быт 30. 24: любимая супруга Иакова Рахиль, будучи неплодной в течение 7 лет, после рождения сына, которого назвала Иосифом, говорит: «Господь даст [  ] мне и другого сына». Полная форма имени Иосиф -  ,   встречается только в Пс 80. 6 и, как правило, распространена в постбиблейской лит-ре ( Sarna. 2007. P. 410). История И. в книге Бытие Иосиф рассказывает свои сны. Рис. Рембрандта. 40-е гг. XVII в. (Национальная галерея, Вашингтон) Иосиф рассказывает свои сны. Рис. Рембрандта. 40-е гг. XVII в. (Национальная галерея, Вашингтон) В центре сюжета подробного повествования об И. (Быт 37-50) - рассказ о конфликте внутри семьи (ср. похожие мотивы в истории Авраама (Быт 11-25) и Иакова (Быт 25-35)). История И. уникальна тем, что она не содержит рассказов о чудесах или к.-л. упоминаний о действиях религ. характера, но пронизана верой в Божественный Промысл, к-рый определяет все происшедшее с И. (см., напр.: Быт 45. 4-8; 50. 19-20). Предание об И. имеет стройный сюжет и четкую структуру: продажа И. в егип. рабство (Быт 37. 2-36); И. у Потифара (39. 1-20); И. в темнице (39. 21 - 40. 23); И. во дворце фараона (41. 1 - 57); 1-й визит братьев И. в Египет (42. 1-38); 2-й визит братьев И. в Египет (43. 1 - 45. 28); 3-й визит братьев И. в Египет (46. 1 - 47. 31); последние дни Иакова и И. (48. 1 - 50. 26). История И. состоит из отдельных эпизодов, в которых можно выделить вступление, кульминацию и заключение; вместе они представляют собой искусно составленную биографию И. Ее текст обладает внутренним повествовательным единством, но содержит множество повторов и несоответствий. Так, в Быт 37. 25 речь идет об измаильтянских купцах, к-рые в Быт 37. 28 названы мадиамскими (это противоречие сохр. в Быт 37. 36; 39. 1 и далее). Мн. исследователи видят в такой манере изложения последствия редакторской правки; в классической теории источников о происхождении Пятикнижия подобные противоречия рассматриваются как смешение различных преданий. Возможно, что центральная часть повествования об И., обладающая внутренним единством (Быт 37. 39-45), восходит к одному автору, напр. Яхвисту (J) ( Coats. 1974; Idem. 1992. P. 979; Wenham. 1994. P. 344). Главы 38, 46-50 считаются поздними добавлениями, в к-рых содержатся отдельные элементы т. н. священнического кодекса (P). Они позволили упорядочить исходный материал в соответствии с историей Иакова (Быт 25-35; Wenham. 1994. P. 344).

http://pravenc.ru/text/578394.html

Вопрос: Что в православной традиции понимается под сердцем? Я так понимаю, что сердце, в отличие от ума, есть источник человеческих чувств. Но мне трудно понять, что значит «встать вниманием в сердце». Как на практике это сделать? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Святитель Игнатий (Брянчанинов) Поскольку человек состоит из духа, души и тела, в нем должно быть объединяющее начало. Чтобы выполнять это назначение, такой центральный орган должен относиться к духовной, душевной и телесной сферам. Таким органом, согласно Священному Писанию, является сердце. Объединяющую роль сердце выполняет двояким образом: во-первых, интегрирует каждую из этих областей и, во-вторых, связывает все три сферы в человеке. Сердце настолько значимо для человека, что слово это встречается в Священном Писании в разных грамматических формах около 950 раз. О том, что сердце является важнейшим жизненным органом, говорит Священное Писание: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4: 23). Стрела, пронзившая сердце, приносит смерть (см.: 2 Цар. 18: 14). Одновременно сердце является средоточием душевно-эмоциональной области. Оно подвержено многообразным душевным волнениям и чувствованиям: ощущает подавленность (см.: Пс. 33: 19), печаль (см.: Ин. 16: 6), смущение (см.: Ин. 14: 1), скорбь (см.: 2 Кор. 2: 4) или радость (см.: Ин. 16: 22). Сердцу присущи все степени радостей – от благодушия (см.: Ис. 65: 14) до восторга и ликования (см.: Пс. 83: 3; Деян. 2: 46), а также разнообразные виды горестей и переживаний – от печального настроения до стенания (см.: Ис. 65: 14). Если человек боязлив и малодушен, значит сердце его является робким (см.: Втор. 20: 8). Сердце является также средоточием духовно-нравственной жизни человека. Благодатное слово Божие действует в сердце «как бы горящий огонь» (Иер. 20: 9). Сердце человека горит, когда, общаясь с Богом, познает истину: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24: 32). В зависимости от устроения сердце может вмещать доброе или злое: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6: 45). По слову апостола Павла, сердце есть скрижаль, на которой Бог написал нравственный закон (см.: Рим. 2: 15).

http://pravoslavie.ru/7446.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛУДНОГО СЫНА НЕДЕЛЯ [греч. κυριακ το στου], одна из подготовительных недель (воскресений) перед Великим постом , между неделями мытаря и фарисея и мясопустной . В силу того, что Великий пост каждый год начинается в разное время, Б. с. н. приходится на период с 18 янв. по 22 февр. (ст. ст.). Название недели происходит от евангельской притчи о блудном сыне (Лк 15. 11-32), к-рая читается в этот день на литургии. Как особая память церковного года Б. с. н. впервые появилась в древнем иерусалимском богослужении не ранее VI в. В V в. иерусалимский лекционарий еще не содержал особых чтений для великопостных воскресений, что видно из его арм. перевода ( Renoux A. Le Codex Armenien Jerusalem 121//PO. T. 163, 168). По крайней мере с VII в. чтение притчи о блудном сыне закрепляется за 3-м воскресеньем Великого поста (по совр. нумерации это 2-я неделя поста, посвященная свт. Григорию Паламе), что отражено в груз. переводе иерусалимского лекционария, где в 3-ю неделю на литургии указаны прокимен 4-го гласа из Пс 54, чтения Притч 25. 2-15, Ис 45. 22-25 и Рим 12. 6-16, аллилуиарий 1-го гласа со стихом Пс 1. 1, Евангелие Лк 15. 11-32, начальные слова песни на умовение рук (песнопение иерусалимской литургии ап. Иакова, не имеющее параллели в к-польском чине литургии) 2-го гласа: «Раскаялся в дерзости моей», начальные слова песни на перенесение Даров (это песнопение на литургии ап. Иакова в отличие от к-польской литургии свт. Иоанна Златоуста было изменяемым): «    » и молитва отпуста «Дар Отца» ( Кекелидзе. Канонарь. С. 59; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1.] P. 65-66. [Pars. 2.] P. 57). В груз. Иадгари IX-X вв. (приложение к лекционарию) тропарь выписан полностью: «Раскаялся в дерзости моей, Господи, как блудный сын...» ( Метревели. С. 123). Греч. оригинал этого текста неизвестен, но он, безусловно, существовал, поскольку в Триодях из собрания РНБ - Шафариковой (F. п. I 74, XII в.), Орбельской (F. п. I 102, XIII в.) и Погодинской (Погод. 40, XIII в.) - сохранился и слав. перевод (стихира «Раскаися о злобе моей, Господи» - Карабинов. С. 175). Следует отметить, что, т. о., в раннем иерусалимском богослужении Б. с. н. еще была одним из воскресений Великого поста, но не подготовительного к посту цикла, к-рый начинался только с мясопустной недели ( Кекелидзе. Канонарь. С. 56; Метревели. С. 99).

http://pravenc.ru/text/блудного сына ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010