По обычном начале псалом избранный: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене, яко стрелы Твои унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костях моих от лица грехов моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны мои от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего ( Пс.37:2–7,9 ). Исполнися зол душа моя и жизнь моя аду приближися ( Пс.87:4 ). Душа моя смятеся ( Пс.41:7 ), скорби сердца моего умножишася ( Пс.24:17 ). Исчезе в болезни жизнь моя, и лета моя в воздыханиях, изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася ( Пс.30:11 ). На мне приидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя ( Пс.87:17 ). Рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очей Твоих ( Пс.30:23 ). Вскую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от Мене ( Пс.87:15 )? Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой. В руках Твоих жребии мои, избави мя из руки врагов моих и от гонящих мя. Просвети лице Твое на раба Твоего, спаси мя милостию Твоею. Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя ( Пс.30:15–18 ). Слава, и ныне. Аллилуиа (трижды). На Бог Господь: Тропарь, глас 1: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние Твое, помоги труждающимся и обремененным, утеши скорбящих и унывающих и от всех бед сохрани рабов Твоих. (Дважды.) Слава, глас 8: С вышних призираяяй, убогих приемляй, посети нас, грехов ради наших беды и скорби терпящих, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы и святых даруй душам нашим велию милость. И ныне, глас 2: Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, алчущих Питательнице, странников Руководительнице и обуреваемых Пристанище, немощных Покров и Заступнице, Жезл старости, Мати Бога Вышняго, Ты еси, Пречистая; потщися, молимся, спастися рабам Твоим. Посем иной псалом избранный: Вскую прискорбна еси, душе моя, и Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему. Реку Богу: Заступник мой еси, почто мя забыл еси и Вскую сетуя хожду ( Пс.41:6, 10 ). Ко Господу внегда скорблю, воззвах ( Пс.119:1 ). В день скорби моей Бога взысках руками моими ( Пс.76:3 ). Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего ( Пс.129:1–2 ). Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбях, обретших нас зело ( Пс.45:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Блаженство Кто, по Святому Писанию, блажен и благословен? Блаженный и единый сильный – Царь царствующих ( 1Тим.6:15 ). Господь Бог благословен ( Пс.67:20 ). И благословенно имя славы Его в век (Пс.71:19). Благословенна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего ( Лк.1:42,45 ). Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля Его, и о законе Его размышляет он день и ночь ( Пс.1:2 ). Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповедь Его ( Пс.111:1 ). Блаженны хранящие откровения Господа, всем сердцем ищущие Его ( Пс.118:2 ). Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Блажен ты, и благо тебе! Благословится человек, боящийся Господа; благословит тебя Господь с Сиона ( Пс.127:1,2,5 ). Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении ( Притч.22:14 ). Кто вникнет в закон совершенный, в закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слышателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании ( Иак.1:25 ). Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем ( Откр.1:3 ). Если будешь слушать глас Господа Бога твоего, благословен ты в городе, и благословен на поле, благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего… Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем ( Втор.28:2–6 ) Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем ( Пс.118:1 ). Соблюдающий закон – блажен ( Притч.29:18 ). Блаженны ваши очи, что видят, и уши ваши, что слышат ( Мф.13:16 ). Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете ( Ин.13:17 ). Блаженны те, которые соблюдают заповеди Божии, чтобы иметь им право на древо жизни ( Откр.22:14 ). Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает ( Рим.14:22 ). Блажен человек, в чьем духе нет лукавства ( Пс.31:2 ). Блаженны все, уповающие на Бога ( Пс.2:12 , Пс.30:14 ). Блажен человек, который уповает на Бога ( Пс.33:9 ). Кто надеется на Господа, тот блажен ( Притч.16:20 ). Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них ( Пс.145:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Псалом 46. Надписание этого псалма то же, что и предыдущего 45-го псалма, за исключением слов: о тайных, которых нет в надписании сего 46-го псалма. И объяснение слов: в конец, о сынех Кореовых, псалом – должно быть то же самое, какое дано словам псалма предыдущего. Почти одни и те же мысли и чувства составляют содержание обоих этих псалмов, равным образом и по характеру изложения оба псалма имеют большое сходство между собою. Можно думать, что одно и то же историческое событие послужило и поводом к составлению того и другого псалма. Именно, торжествующие победители воспели сей псалом, как победную песнь (равно как и предыдущий 45 псалом), после чудесной победы царя Иосафата над аммонитянами, моавитянами и обитателями Сеира в так называемой долине благословения, незадолго до возвращения в Иерусалим. Упоминаемые в надписании сыны Кореевы, вместе с сынами Каафовыми, поставлены были для пения и для прославления Господа Бога на музыкальных инструментах, и они шли впереди вооруженного войска и пели особые составленные на этот случай псалмы ( 2Пар.20:19, 21, 28 ). Псалмы эти: 43–48, те самые, которые в надписаниях своих обозначены именем сынов Кореевых. А потому совершенно основательным нужно признать мнение тех, которые считают богодухновенным составителем этих псалмов кого-либо из тех же певцов, потомков Корея. Вышеназванные языческие народы имели целью изгнать израильтян из страны, которую Сам Господь предоставил им в особенное наследие (ст. 5; 2Пар.20:11 ), но они сами понесли постыдное поражение, причем весьма ясно открылось, что Иегова есть Бог страшный и Господь над всеми язычниками. Пс.46:1 Составляет надписание, о котором сказано выше. Пс.46:2–3 Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Яко Господь Вышний страшен, Царь велий по всей земли. Языцы – значит: «народы» (объяснение сего слова см. в Пс.2:1 ). Восплещите (от слова «плескати» – «рукоплескать») руками значит: «рукоплещите, радуйтесь» (см. Пс.97:8 ). Призывая все народы к духовной радости и веселию, псалмопевец обращается особенно к побежденным и другим соседним народам с приглашением прославлять Господа радостными восклицаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Река (River) Образы рек и потоков, несомненно, взывают к человеческому воображению. Они обладают привлекательностью. Будучи источниками воды, они символизируют жизнетворное начало. Спокойное, неторопливое течение делает их образом тайны и обаяния. Противопоставляя в Пс.45 спокойствие образам разрушения, поэт просто замечает: «Речные потоки веселят град Божий» ( Пс.45:5 ). В христианской церкви есть выразительные гимны о том, как Божий народ собирается у реки, и о том, что совершенная Божья любовь подобна славной реке. Более 150 библейских упоминаний о реках и потоках разделяются в основном на шесть категорий: источник жизни, источник очищения, граница или географический ориентир, место встречи человека с Богом, инструмент Божьего обеспечения/избавления или суда и символ. Роль рек в Библии в значительной степени основывается на отсутствии на израильской территории крупных речных потоков. В отличие от Египта и Месопотамии, где жизнь поддерживается реками (см. Втор.11:10 ), Израиль «есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, земля, о которой Господь, Бог твой, печется» ( Втор.11:11–12 ). Страны, где есть полноводные реки, используют их как средства транспортировки и связи, а Израиль ассоциируется в основном с землей. Но хотя в Палестине нет значительных водных потоков, не пересыхающих летом, там есть множество вади, то есть сухих долин, наполняющихся водой только в период дождей, и этот образ использовал Иов применительно к своим друзьям, на которых нельзя положиться: «Но братья мои неверны, как поток, как быстро текущие ручьи» ( Иов.6:15 ; ср. 3Цар.17:1–7 ). Отождествление в Библии потоков воды с жизнью связывается с засушливым климатом в библейском мире, по крайней мере, трояким образом. Во-первых, перед нами предстают картины потоков, текущих в пустыне. Читаем, например, об «источниках вод в степи» ( Ис.32:2 ), водах «в пустыне» и потоках «в степи» ( Ис.35:6 ), «потоках на иссохшее» ( Ис.44:3 ). Во-вторых, о деревьях постоянно говорится, что они растут на берегах потоков, и при этом подразумевается, что в стороне от потоков они не плодоносят ( Пс.1:3 ; Ис.44:4 ; Иер.17:8 ; Иез.31:4 ; ср. со словами в Ис.32:20 : «Блаженны вы, сеющие при всех водах»). К этому можно добавить время от времени появляющиеся упоминания о пересыхающих потоках – образах потери ( Иов.14:11 ; Пс.106:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Е.А. Авдеенко Кафизма IX Пс.65:3             Скажите Богу: как страшно – дела Твои!                         По множеству силы Твоей лукавят пред Тобой враги Твои. «Лукавят», лгут кахаш – это ложь и притворство, манера, когда слабый перед сильным «заискивает, притворяется, раболепствует». Здесь – та же мысль, что в Пс.18 /17:45: «по одному слуху они послушались меня, сыны чуждые лгали (кахаш) мне». Такая манера поведения – заискивания и лжи, лавирования и лукавства – может стать неотчуждаемой и войти в естество. Образом такого человека и народа в Писании является лоза или плодовое дерево, которое не дает ожидаемого плода, – о таком говорят, что оно кахаш – «изменило, обманула, солгало» ( Ос.9:2 ; Авв.3:17 ). Образом таких людей в Новом Завете стала бесплодная смоковница, которая росла «при дороге» в Иерусалим ( Мф.21:18,19 ). Сам Иерусалим в евангельском повествовании может обозначать смоковницу, которая не дала плода для Мессии. Смоковница засохла, а иудеям Иисус сказал: «Иерусалим, Иерусалим, избивающих пророков… Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:37,38 ). «Скажите Богу» (слава Богу!) – значит разом помянуть и «страшное» в Боге («дела» нашего спасения и Крест), и то, какое разделение в человечестве принес Мессия. Тогда обнаружились и «враги», которые – неотчуждаемо по своей сути – лукавят, лавируют и лгут. Псалом 67 по языку архаичен, для понимания сложен. Его соотносят с одним из самых древних памятников в составе Священного Писания – Песней Деворы. Пс.67:2             Да восстанет Бог, и да рассеются враги Его,                         и да бегут ненавидящие Его от лица Его. «Восстанет» – встанет. Глагол кум и глагол νστημι имеют основное значение «вставать», но в греческом также «воскресать» ( Пс.1:5 ; Пс.3:8 ). Стихи 2–4 входят в состав пасхальной службы. «Рассеются» – тот тип рассеяния, который прервал строительство древнейшего библейского Вавилона ( Быт.11:4,8,9 ). «Бегут» – значение глагола допускает понимание «убывать» ( Втор.34:7 ). Об этом следующий стих:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Иисус Христос однажды спросил искушавших Его фарисеев: что вы думаете о Христе (т.е. о Мессии)? Чей Он сын? и когда они ответили ему: «Давидов», то Он, Спаситель наш, имея в виду опровергнуть неправильный взгляд иудеев – вообще на происхождение и достоинство ожидаемого ими Мессии и желая сказать, что Мессия по плотскому только происхождению Своему потомок Давида, а по высокому достоинству Господь свыше, Сын Всевышняго, – сослался на 1-й стих 109-го псалма и сказал фарисеям: как же Давид по вдохновению называет Его Господом, когда говорит: рече Господь Господу моему «седи одесную Меня, Дóндеже положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» Итак, если Давид называет Его Господом: как же Он сын ему?» ( Мф.22:41–45 ). Этими немногими словами ясно и точно определены: писатель 109-го псалма Давид, предмет его – Мессия, и характер его – богодухновенный, пророчески-мессианский. Так смотрели на этот псалом и св. апостолы Христовы. Апостол Петр, просвещенный уже Духом Святым, в день Пятидесятницы сошедшим в виде огненных языков на него и на пребывавших с ним в молитве и молении ( Деян. 1:14 ), объясняя в значительной речи своей, произнесенной им тогда же, пророчество Давида о воскресении Мессии – Иисуса ( Пс. 15:10 ), упомянув в ней о вознесении Его на небо, сказал: «Давид не восшел на небеса, но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную меня» и т.д. ( Пс. 109:1 ; Деян. 2:31–36 ). Св. ап. Петр, очевидно, писателем 109-го псалма считает Давида, а предметом его – Мессию, и, скажем мимоходом, Мессиею признает Иисуса Христа, как видно из 32–36-го стихов указанной главы книги Деяний св. апостол. Предметом этого псалма считает он Иисуса же Христа и в 1-м своем Послании, когда говорит, что Христос, «восшед на небо, пребывает одесную Бога», и что Ему «покорились Ангелы и власти и силы» ( 1Пет.3:21–22 ). Предметом сего же псалма считает Иисуса Христа и апостол Павел: «О Нем (Иисусе Христе), – говорит он в Послании к Евреям ( Евр.7:21, 6:20 ), – сказано: «клятся Господь и не раскается. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:4 ). То же подтверждает он, когда говорит: «Кому когда из ангелов сказал Бог: «седи одесную Мене»? ( Евр.1:13 ). Не Тому ли, Кому также сказал Он: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? ( Пс.2:7 ; Евр.1:5 ). Не Тому ли, о Ком сказано: «Престол Твой, Боже, в век века»? ( Пс.44:7–8 ; Евр.1:8–9 ). Такие же указания находятся и в других местах писания ( Евр.5:5–6, 7:17 , Евр.8 и след.; 1Кор.15:25 ; Еф.1:20–23, 4:10 ; Мф.26:64 ). После столь ясных и драгоценных свидетельств о Давиде, как писателе псалма, и о Мессии – Иисусе Христе, как предмете его, признаем излишним не только приводить другие доказательства, но и указывать на совершенно согласные с новозаветными свидетельствами толкования св. отцев и учителей Церкви касательно сего предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Беседа 13 на псалом 44 45 Пс.44:1–2 . Победная песнь о цветах сы­нов Кореевых (Симмах). 46 Излило сердце мое слово благое: изрекаю о делах моих Царю: язык мой – трость книжника скорописца. 47 Объяснение слов: «Излило сердце мое слово благое». – Отличие пророков от языческих прорица­телей. – Какое разумеется дело, о котором Псалмопевец говорит: Царю? Новое указание на то, что он говорит под благодатным озарением. – «Прекраснейший» есть Христос. – «Излилась благодать из уст Твоих» ( Пс.44:3 ). – Отличие пророческого слова о Христе от евангель­ского. – В словах: «благословил Тебя Бог во век» разу­меются излияние благодати на человеческую природу Иисуса Христа. – Предъизображение Его, как воору­женного Царя, блистающего красотою, поражающего врагов Своею божественной силою и устрояющего царство «ради истины и кротости и правды» ( Пс.44:5 ). Двоякий смысл слов: «стрелы Твои изощрены» ( Пс.44:6 ). Почему Псалмопевец гово­рит о божестве Христовом после указания на воче­ловечение? Обличение осуждающих действия божественного Промысла. Помазание Христа «более общников». – Прославление Иисуса Христа предстоящею Ему Церко­вью, обращение Его к Церкви и заповедь. – Слава Цер­кви, ее внутренняя красота и распространение по все­ленной. 1. Желал бы я, чтобы теперь находились здесь все иудеи и язычники; при них, взяв у иудеев книгу псалмов, я и про­читал бы этот псалом. Вы знаете, что и в судилищах и везде свидетельство о делах тогда особенно бывает свободно от подозрения, когда оно представляется со стороны врагов. Поэтому, дабы то же самое было и теперь, мы представляем сви­детельство из ветхого завета, чтобы устыдились и иудеи и языч­ники, – иудеи, которые читают и не разумеют, и язычники, которые видят, что эти книги доставляются нам врагами. Тогда они уже не станут говорить, что они сочинены нами, когда не мы, но сами распявшие Христа доставляют нам эти книги, возвещающие о Его силе. Но будут ли они здесь, или не будут, мы сделаем свое и приступим к изъяснению. Этот псалом написан о Христе; потому имеет и надпись: о возлюб­ленным и: о изменяемых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В псалме 26 псалмопевец, в удалении от святилища, окруженный врагами, в ожидании нападения их, укрепляясь упованием на Господа, почерпает в нём спокойную уверенность в совершенной своей безопасности под божественным покровом и защитою, и вместе с тем возносит горячую мольбу, чтобы Господь, всегда бывший его помощником, и теперь не лишил его Своей, столь уверенно ожидаемой им, всесильной помощи и защиты. Надписание псалма именем Давида, свойственный Давиду язык и характер псалма, всегда отличавшее Давида спокойное упование на Господа в самой крайней опасности (ср. ст. 1–3 с 1Цар.17:37 и 45–47; 2Цар.22 ), особенная любовь к посещению дома Божия (ст. 4, ср. с Пс.5:8; 25:6–8; 121:2 ; 2Цар.6:17; 7:18; 12:20 ) и именно скинии (ст. 5), и к воспеванию в ней при жертвоприношениях хвалебных песней Господу (ст. 6 ср. с 2 Ц. 6:21; Пар. 16:4–7; 25:1–6; Сир.47:9–12 ), – все это вместе не оставляет сомнения в том, что Пс.действительно принадлежит Давиду; а положение псалмопевца в удалении от скинии (ст. 4–6), оставленного самыми близкими людьми (ст. 10) и окружённого множеством врагов (ст. 2, 6, 11–12), в ожидании нападения их полчищ (ст. 8), – даёт с вероятностью предполагать, что он написан был во время Авессаломова восстания, когда Давид, удалившись из Иерусалима и возвратив назад в город вынесенный было за ним ковчег Завета, в надежде, что Господь еще возвратит его и даст ему видеть жилище Свое ( 2Цар.15:25 ), – проводил ночь в Иорданской пустыне, спеша укрыться с своими людьми от преследования войсками мятежника за Иорданом ( – 17:16, 22:24), и усердно молил Господа разрушить совет Ахитофела – (16:31). Предположение это подтверждается и сходством псалма с Давидовыми же псалмами 3 и 62, которые, по прямому свидетельству их надписании, воспеты были Давидом во время Авессаломова восстания, а последний притом именно «в пустыне Иудейской» (ср. ст. 3 с Пс.3:7 ; ст. 4 с 62:2; ст. 5 с 62:3 и 3:5 б ; ст. 6 а с 3:4 б ; ст. 6 б с 62:4 и 6; ст. 7 с 3:5; ст. 8 с 62:2; ст. 9 с 62:8 и 3:8; ст. 10 с 3:6 б ; ст. 12 с 3:2 и 62:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

h9 Моисей Моисей (=из воды извлеченный или спасенный; Μωσς; Moyses; М сей; L: Mose): Исх.2:10, 6:20 , Чис.26:59 . Нав.24:5 . 1Цар.12:6 . 3Цар.8:53 . 4Цар.18:4, 21:8, 23:25 . 1Пар.6:3, 23:13–15 . 2Пар.1:3, 5:10, 23:18, 24:6, 30:16, 33:8, 34:14 . Пс.89:1, 98:6 . Сир.45:1 . Иер.15:1 . Мих. 6:4 . Мал.4:4 . 1Ездр.3:2, 6:18 . Неем.1:7, 8:1, 14, 10:29, 13:1 . 2Ездр.1:6, 5, 48, 7:6, 9:39 . Мф.8:4, 17:3, 22:24, 23:2 . Мк.9:4 . Ин.1:17, 45, 3:14, 5:45–46, 7:23, 8:5, 9:29 . Деян.7:20, 35, 37 . Евр.3:2, 3, 5, 11:23. 24 . и друг. – Сын Амрама, сына Каафа, сына Левия, сына патриарха Иакова ( Исх.2:1, 6:16–20 ), вождь и законодатель народа еврейского, пророк и первый священный бытописатель. Родился в Египте за 1574 года или за 1576 лет до Р. Хр. (Сн. Герц. X. р. 34 и дал. и Богосл. со Св. Ист. Летосч. р. 3–4). Евреи прожили уже в Египте около 400 лет. Приближалось время исполнения обетования Божия Аврааму об избавлении их от рабства египетского ( Быт.15:13–16 ). Около этого времени цари египетские, опасаясь размножения их, стали угнетать и изнурять их тяжкими работами, и дано было наконец сперва тайное приказание повивальным бабкам, а потом – открытое всем египтянам – убивать младенцев еврейских мужеского пола и бросать их в реку ( Исх.1:6–22 ). Мать Моисея, Иохаведа, долго скрывая сына своего, и не могши более скрывать его, положила его в осмоленной корзинке при береге Нила в тростник. Здесь нашла его дочь фараона, вышедшая на реку мыться, и решилась сохранить жизнь его; он отдан был ею на воспитание своей матери; после представлен дочери фараоновой, взят ею вместо сына, наименован Моисеем и воспитан во всей мудрости египетской ( Исх.2:1–10 . Деян.7:19–22 ). Флавий рассказывает, что с течением времени ему поручено было начальство над войском против эфиоплян, и Моисей блистательно отразил притеснителей, осадил их столицу и заключил весьма выгодный договор (Древн. к. 2. гл. 10). Такие или подобные славные качества и действия могли открывать ему путь к престолу; но он, по слову апостола, лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение и обладать богатствами египтян ( Евр.11:24–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Псалом 47 Истинная и глубокая радость Израиля – Господь, основавший на Сионе свой город и укрепивший его на век. 1. Псалом песни сынов Кореовых, вторыя субботы. Псалом песни, т. е. песнь, имеющая вид, характер и назначение такие же, как и псалом, хотя первоначально, может быть, она не назначалась для употребления при богослужении во храме. – Принадлежит эта песнь одному из левитов, потомков Корея. – Вторые субботы, точнее с греческого δευτρ Σαββτου – во второй субботы, т. е. во второй день по субботы, иначе – во второй день еврейской недели. 2–3. Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его, благокоренным радованием всея земли: горы Сионские, ребра северова: град Царя Великого. При созерцании святого города Иерусалима, чрезвычайно укрепленного на горе Сионе, псалмопевец в восторге восклицает: «велик Господь и всехвален во граде Бога нашего», – прославляя величие свойств и дел Господа, Ему постоянно воспевают священные песни в Его городе Иерусалиме, на святой горе Сионе, где был храм – место обитания Его ( Пс.45:5–6 ), – благокоренным радованием, т. е. Бог хвален или прославляем в радости всей земли, в радости, коренящейся в народе,благо, т.е. глубоко, твердо и неизменно, ибо, от времени до времени, сюда приходил весь Израиль и восторгался великолепием города, особенно храма. – Горы Сионские, ребра севера: гора Сион разделяется на два холма – собственно Сион и Мориа, простирающееся с севера на юг, и представляет, таким образом, два ребра или два бока одной и той же возвышенности, на которой и расположен град Царя Великого, именно Иерусалим, где собственно пребывает истинный и великий Царь народа Израильского, Господь Бог (ст. 9; Пс.45:5–6;45:9 ). 4–7. Бог в тяжестех его знаем есть, егда заступает и. Яко се царие земстии собрашася, снидошася вкупе. Тии видевше тако, удивишася, смятошася, подвигошася: трепет прият я: тамо болезни яко раждающия. Что город, построенный на Сионе, принадлежит Великому Царю, это очевидно из устройства самого этого города. – Бог в тяжестех его знаем, – величие царского могущества и власти Господа как бы запечатлевается, отражается, сказывается в тяжестях – в городских постройках разного рода из громадных и тяжелых камней: таковы особенно общественный здания и преимущественно – храм Божий, дворец царский и городские стены. В особенности это очевидно, когда Господь заступает и – его, город или является заступником его, этого своего города, именно – при нашествии врагов. – Ибо говорит псалмопевец, вот цари земли собрались, разумеется – воевать против Иерусалима, сошлись вместе – чтобы соединенными силами легче и вернее поразить и разрушить его: но, увидав так, – как сильно укреплен этот город Божий,– удивились, смутились и поколебались, точнее – обратились в бегство, в сознании, что этот город не сокрушим, ибо он пользуется очевидным заступлением Божиим. Страх объял их, там – при этом городе эти враги испытали болезни как рождающая при родах, т. е. сильнейшие болезни при совершенной беспомощности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010