Кто, надеясь на помощь Божию, а не на собственное старание, удостоится достигнуть этой степени совершенства, тот из рабского состояния, в котором действует страх, и из состояния наемнического, в котором обнаруживается не столько признательность к благости дающего, сколько желание заслуженной награды, переходит в состояние усыновления, в коем не имеют места ни страх, ни корыстное желание, но непрерывно действует никогда не перестающая любовь. Кому приличен этот страх, а кому любовь, сам Господь ясно открывает нам, когда укоряет некоторых в недостатке этих добродетелей. Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? (Мал 1, 6) Таким образом, необходимо бояться тому, кто раб; раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не 456// делал по воле его, бит будет много (Лк 12, 47, 48). А кто посредством любви достигнет уподобления Богу, тот будет находить удовольствие в добре по самому уже расположению к добру. Обретя терпение и кротость, подобные отчасти Божеским, он не будет гневаться на согрешающих ни за какие пороки, но скорее станет умолять о их прощении, помня, что и сам был одержим подобными страстями, пока милосердие Господа не спасло его от них. Понимая же, что не своим старанием избавился он от плотской борьбы, но Божие покровительство спасло его, он, станет изливать на заблуждающихся не гнев, а милость, обращая к Богу, в полном спокойствии сердца, этот стих: Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы (Пс 115, 7). Также: если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания (Пс 93, 17). А находясь в таком смирении духа, он может исполнить и такую высокую, евангельскую заповедь: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф 5, 44); и таким образом может получить и ту награду, которая состоит в том, что удостаиваемся не только носить на себе образ и подобие Божие, но и называться сынами Божиими, и о которой тут же говорится: да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Там же, 45). Св. Иоанн, сознавая, что он достиг такой любви, говорит: имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он (1 Ин 4, 17). Ибо чем человек, по природе своей немощный и бренный, может быть таким, как Он, если не любовью, которую он, подобно Богу, в невозмутимой кротости сердца своего способен изливать на добрых и злых, на праведных и неправедных? Итак, тот должен творить благое из любви к самому благу, кто хочет достигнуть истинного усыновления, о чем тот же апостол говорит так: всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Посему прекрасно Приточник говорит: Лучше муж в бесчестии работаяй себе, нежели честь себе обложив и лишайся хлеба (Притч. 12:9). И опять-таки: Да хвалит тя искренний, а не твоя уста, чуждий, а не твои устне (Притч. 27:2). Псалмопевец же: Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их (Пс. 52:6). И Апостол: Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1 Кор. 4:7). И тем, что на Крите: не в глазах только служа, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человековработая (Кол. 3:22-23).    Посему ужасна, как было сказано, страсть тщеславия и все добродетели, которые совершает человек, заслоняет собой и стремится сделать бесполезным плоды монаха. И что ужасней всего, по поводу других страстей, я имею в виду блуд и гнев, мы, естественно, печалимся, и плачем, и молимся, [чтобы] от них избавиться, а по поводу тщеславия не болезнуем, не печалимся и не просим Бога освободить нас от него. Посему возненавидим, братия, совершенною ненавистью (Пс. 138:22) эту страсть тщеславия, чтобы не погибли наши труды, ибо оно отлучает человека от работы Христу и веры в Бога, как и говорит Господь: Как вы можете веровать в Меня, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин. 5:44). Ему же слава во веки. Аминь.    Об этом ср.: «Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие, как некий общий коллурий или, вернее сказать, отрава» (Преп. Иоанн Лествичник. Райская лествица. 26, 58).    Молчание уст не есть еще безмолвие души и ума, как особое духовное состояние, к которому стремятся подвижникиисихасты.    Ср.: «…тщеславлюсь, когда пощусь; но, когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды, но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх» (Преп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Не о всех вас говорю — речь о значении умывания ног прерывается мыслью о предателе, который исключил себя из общины, объединённой любовью к Иисусу. Я знаю, которых избрал — эти слова могут значить или “Я знаю, кого Я воистину избрал, и среди этих избранных нет Иуды”, или “Я знаю тех, кого Я избрал, и поэтому знаю, что Иуда, несмотря на то, что был избран Мной, предаст Меня”. Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою — цитата из Пс 40:10, причём перевод с еврейского у Иоанна не совпадает с Септуагинтой. Глагол со значением ‘есть’ — то же самое mrugein, которое используется в отрывке о Хлебе Жизни (6:54–57), то есть может подразумеваться евхаристический хлеб, недостойным причастником которого при таком понимании стал Иуда. Поднял на Меня пяту — по-видимому, здесь идиоматическое выражение, которое означает ‘презирать, отвергать, насмехаться’. Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось — ср. 14:29. Слова Иисуса непонятны в тот момент, когда Он их произносит (см. ст. 7), но их вспомнят потом, и их смысл будет понят учениками благодаря действию Духа (14:26). Дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я — ср. 14:29; о выражении ™gu e„mi ‘это Я’, букв. ‘Я есмь’, одном из центральных в Евангелии от Иоанна, см. комментарий к 6:35 7 ; здесь оно без именной части сказуемого, как в 8:24, и отсылает к Ис 43:10 (чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я). К ст. 20 ср. Мф 10:40 и параллельные места. Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня — и в миссии Иисуса, и в миссии Церкви миру открывается Сам Бог. Иисус совершает дела Отца (5:19), видеть Его — значит видеть Отца (1:18; 14:9), ученикам предстоит совершить дела ещё более великие (14:12), и их любовь друг к другу — откровение единства Сына и Отца (13:35; 15:9–10). Иисус возмутился духом — ср. 11:33 (восскорбел духом и возмутился); Додд усматривает тут отсылку к Пс 41:6. Засвидетельствовал — ср. употребление этого слова в 1:32 и 4:44. Предсказание о предательстве в Ин буквально совпадает с Мк 14:18.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Объясняя эту вечную истину православной веры, святые Отцы говорили: «Мы проповедуем не только одно пришествие Христово, но и другое, которое будет гораздо славнее первого. Ибо при первом доказал Он Свое терпение, а при втором – явится в венце Божественного Царства... При первом пришествии лежал Он в яслях, обвитый пеленами, а во второе – оденется светом яко ризою ( Пс.103 – Примеч. ред.). При первом пришествии Он претерпел крест, пренебрегши посрамление ( Евр.12 – Примеч. ред.), а при втором – придет во славе, в сопровождении ангельского Воинства. Посему не останавливаемся мы лишь на первом пришествии, но ожидаем и второго... Придет Спаситель не для того, чтобы опять быть судиму, но – чтобы судить осудивших Его. Тот, Кто некогда молчал, будучи судим, напомнит [об этом] законопреступникам, показавшим при кресте свою дерзость, и скажет: Сия сотворил еси, и умолчах ( Пс.49:21 ). Тогда Спаситель пришел ради домостроительства спасения (δι οκονομαν), наставлениями поучая людей, а ныне они в силу необходимости, хотя бы того и не желали, покорятся (подвергнутся) Его царствованию». Воскресение мертвых Воскресение мертвых произойдет при Втором Пришествии Владыки Христа, Победителя смерти и Воссоздателя жизни. Об этом свидетельствует Сам Спаситель: Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро е воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения ( Ин.5:28–29 ). Об этом благовествует и святой апостол Павел: Сеется тело душевное, восстает тело духовное... Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:44, 53 ). «Воскресение есть, несомненно, вторичное соединение души и тела и повторное восстановление распавшегося и умершего (ниспавшего) живого существа». Воскресение мертвых – это основание христианского учения о вечной жизни и цели людского бытия, на котором созидается вечное существование человеческой личности. Благодаря Воскресению Владыки Христа, Богочеловека, необходимость воскресения мертвых стала абсолютно естественной и логичной.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

там же). Мф.22:43–44 . Говорит им: кáк же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? «По вдохновению»: от Духа Святого ( 2Пет.1:21 ; ср. Деян.2:30 ; 2Цар.23:2 ), следовательно, истинно и непреложно. – «Сказал Господь Господу моему» и пр.: слова взяты из Пс.109 , в котором изображается могущество и вечная слава Мессии. Сказал Бог Отец (Иегова) Господу моему, Сыну Своему в вочеловечении (Господу Иисусу Христу). – «Седи одесную Меня»: сидеть по правую руку царя означает благоволение царя к сидящему и могущество сего последнего (ср. прим. к Мф.20:21 ). – «Положу врагов Твоих» и пр.: образ, показывающий господство Мессии над всеми врагами Своими духовными, а вместе с тем и над всем миром (ср. Пс.2:9,12 ; 1Кор.15:25 ; Евр.10:13 ). Мф.22:45–46 . Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. «Если Давид называет» и пр.: как примирите вы то, что Давид сына своего называет своим Господом? Слово Господь указывает высшее достоинство в сыне Давида, чем в самом Давиде. Если Мессия должен быть просто только потомком Давида, как и другие; если должен Он быть просто человеком, как думаете вы, иудеи; если Он не существовал еще тогда, когда Давид писал о Нем: как он мог называть Его своим Господом? А если Он был Господом Давида, если Он уже существовал в то время, то как же Он мог быть потомком его? – На вопрос этот фарисеи ответить не могли. Ответ должен быть таков: по человеческому происхождению Своему Мессия – сын или потомок Давида, но по божеству Своему, как воплотившийся Сын Божий, Он – Господь Давида. Но фарисеи не понимали этого двоякого отношения Мессии к Давиду, не понимали или утратили понимание тайны лица Мессии, как Богочеловека. «Таким образом нанесен был им столь решительный удар, что они уже не отважились более нападать на Него, ибо сказано: «с того дня никто уже не смел спрашивать Его»» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Избави нас, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от таковой погибели и такового гнева! Сподоби же нас, Господи, разумевать всегда прилежно и смотреть на правую сторону, то есть, святые Твои заповеди совершать делом и истиною, со всяким благоговением и теплым желанием! Ибо, как соблюдающим их воздаяние много от Тебя, так и попирающим их с гордостью и великим безумием, надлежат страшные угрозы, осуждение и вечная погибель. Это тебе от меня, добрейший друже, малое духовное наслаждение, так как ты доброхотно ко мне расположен и сподобляешь меня всякой любви. Приняв это, прочитывай часто и наслаждайся духовно и, если в чем согрубил я тебе, прости меня, друга твоего. Здравствуй! 2. Объяснение слов 102-го псалма: «Обновляется, подобно орлу, юность твоя» Блаженный царь и пророк Давид во 102-м псалме, побуждая душу свою к хвалении и благодарении Владыки и Создателя всех, говорит: Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его ( Пс.102:2 ). Затем, напомнив ей все благодеяния Божии, присовокупляет: обновляется, подобно орлу, юность твоя ( Пс.102:5 ). Это дарование есть совершенство всего блаженства, которого надеются праведники получить, как говорит св. апостол Павел в послании к филиппийцам: наше, говорит, жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит, то есть, обновит плохое и тлеющее разнообразными болезнями и смертью тело наше, так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Флп.3:20–21 ), то есть, тела святых, во втором пришествии Христовом, соделаются светлыми, как и Сам Господь наш Иисус Христос извествует нас, говоря: тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф.13:43 ). И опять апостол Павел в другом месте: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное ( 1Кор. 15:41–44 ). Из этих божественных изречении явствует, что тела праведных восстанут подобообразными телу славы Христовой, сего разумного Орла, как Он называется Священным Писанием в пророчествах и в божественном Апокалипсисе, где говорится: И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню ( Апок.12:14 ). Орел великий, – это Христос, крыла его – это Новый и Ветхий Завет , которыми Церковь Христова, будучи возвышаема и вспомоществуема, летит превыше всех козней бесовских и живет в пустыне, то есть, в тишине и безмолвии, не боясь еретических шатаний и бурных наветов их.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ra...

«и поклонились дракону, который дал власть зверю» – как принимающий Христа принимает Бога Отца 115 , так принимающий антихриста принимает дракона-диавола. 115 «Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня» (Ин. 12, 44); «Принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин. 13, 20).  Диавол изначально желал встать на место Бога, жаждал поклонения себе как Богу, ради чего предпринял бунт, окончившийся низвержением его с неба. То, чего диавол  не смог получить на небе, он, по словам святых отцов, всеми силами старается достичь на земле. Например, в Древнем мире диавол достиг повсеместного поклонения себе через введение многообразного идолопоклонства. В конце же времен он установит единый всеобщий культ почитания себя как бога через религию мирового правителя. 4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? «и поклонились» – поклонение зверю противопоставляется поклонению Богу на небе, о котором шла речь в главах 4–5. «кто подобен зверю сему» – прославление зверя есть кощунственное подражание прославлению святыми Бога: «Правда Твоя, Боже, до превыспренних; великие дела соделал Ты; Боже, кто подобен Тебе?» (Пс. 70, 19; ср. Пс. 34, 10; Исх. 15, 11) «и кто может сразиться с ним?» – политический, экономический и военный потенциал государства зверя будет настолько велик, что противостоять ему не будет возможности ни у кого, даже если бы такое желание возникло. Но у большинства оно и не возникнет, так как антихрист будет не просто тираном, но предложит миру новый идеальный путь развития, небывалую систему мироустройства, для построения которой он будет демонстрировать все средства, в том числе технические. И этот новый путь, эта небывалая система ответят чаяниям, надеждам и ожиданиям заблудившегося и отступившего от Бога человечества. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, «антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков». 5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

44 «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» ( Иер. 17:5 ). Надеяться на человека, как на последнее свое, человеку не только неразумно, но и грешно. Неразумно потому, что всякий человек, сам по себе, без Божией помощи – ничто. А грешно – так как призывая человека опорою своей жизни, мы тем самым впадаем в идолопоклонство, в человекобожие... Защита наша необоримая и оплот вечный – Господь Бог, как и поет Псалмопевец: «возрадуются все уповающие на Тебя (Господа) вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им, и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое» ( Пс. 5:12 ). 45 «И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин. 9:39 ). Кто это невидящие и кто – видящие? Видящие – это те, кто считает себя вполне счастливыми без Христа, кто не нуждается в Христовом учении и благодати. Такой остается с своим убогим духовным богатством, не видя и не зная Христа Бога, не поминая Его: это кроты, зарывшиеся в свою землю, и думающие, что кроме земли нет уже ничего. А невидящие – это те, кто сознает свое ничтожество без Бога, кто жаждет истины, стремится ее постичь, кто понимает, какая разница существует между ограниченным человеческим учением и Божественным, абсолютным; такой человек узрит свет Христов, и пред ним откроются вечные горизонты, он станет зрячим духовно. 46 «В усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите» ( Рим. 12:11 ). Таков истинный христианин-труженик: постоянно в духовном напряжении, непрерывной работе – служении Богу и людям. К сожалению, многие из нас не таковы, но рабы лукавые и ленивые. Какое же средство для этого духовного рвения? – усердная молитва к Богу. Ослабеет молитва наша к Богу – упадет и ревность о служении Богу и трудах во благо ближних. В искренней, горячей молитве нашей к Богу – источник всякой бодрости и духовной энергии нашей! 47 «Как много в Тебе благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими» ( Пс. 30:20 ). Господь не всегда сразу посылает нам свои милости. Но в свое время Он несомненно нас утешит. Только бы не ослабевала у нас вера в Бога! Не только люди неверующие, смеющиеся над скорбями христиан, но и сами христиане не знают, какие великие блага уготовал Господь всем любящим Его, в жизни будущей!

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

II. По поводу этого печального события в жизни святителя Петра, побеседуем ныне, братия, о клевете, запрещенной девятой Заповедью закона Божия. а)  Клевета есть величайший грех против девятой Заповеди закона Божия. Этот грех смертный и в то же время самый обыденный, но проявляющийся в весьма различных видах. Вот почему во всем св. Писании – в законе Моисея, в Псалтири, в книге притчей Соломоновых, в книге пророков и почти в каждом послании Нового Завета – так ревностно преследуется возрастающая и гибельная наклонность в клевете и вероломству. Клевета, уязвляющая и оскорбляющая наших ближних, приравнивает клевещущего человека, по словам свящ. Писания, к змию и диаволу. Язык лжеца подобен жалу ядовитой змии. Псалмопевец говорит: «они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань, изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их». (Пс. 139, 3 и 4). «Вино их, – говорится во Второзаконии, – яд драконов и гибельная отрава аспидов» (Втор. 32, 33). Спаситель сказал клевещущим фарисеям: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять прихоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». (Ин. 8, 44). Клеветники часто гордятся собой, ибо гордость одно из отличий злого духа, чье самое имя диавол – значит клеветник. Многие, к сожалению, не только потакают этим грешникам, но и развивают в них самодовольство. Семена клеветы, обильно разбрасываемые ежедневно, бесконечно плодородны. Им, как семенам крапивы, не нужно вспаханной почвы. б)  Большею частью клевета гибельна уже в самом зачатке своем, так как она создается для поражения и разрушения. «Нечестивые затянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем». (Пс. 10, 2). А между собой со всей откровенностью, как сказано в книге Премудрости Соломона, оправдывают свои дела. «Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания» (Прем. 11, 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

11) Вера эта спасительное Христово смотрение, рождение, жизнь на земле, страдание, смерть и Воскресение дорого и высоко почитает как единственное средство, которым вечно спасаемся. Она, с благоговением взирая на распятого Христа, помышляет: Кто и каков Тот, Который так за низкого Своего раба пострадал, и что этим страданием ему приобрел! Оттого верующий возбуждается ко взаимной любви и сердечному благодарению и всячески старается это исполнять. Но когда видит, что не может этого сделать, – «Что воздам Господу за все, что Он даровал мне?» ( Пс.115:3 ), – падает пред Ним со смирением и любовью, сердечно исповедуя свои недостатки, и единое сердечное желание благодарения, усердие и любовь, какая возможна в веке сем, приносит Высочайшему своему Благодетелю. От этого в верном возбуждается желание терпеть за имя Господа Иисуса все, что воля Божия захочет. Поэтому святые апостолы почти везде в своих посланиях высокую эту благодать нашим душевным очам представляют: «Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» ( 2Кор.8:9 и в других местах), – и тем к благодарению возбуждают верных. 12) Вера эта подвизается против греха (о чем смотри в параграфе 13-м). И у веры есть такое свойство, что иногда она ясно является и возносит сердце верующего в высоту, а иногда так скрывается, что как бы ее и не было, отчего верующий бывает унылым, печалится, боится Суда Божиего, осуждения, геенны и прочего. Но, вспоминая Божии милостивые обещания и евангельские утешения, снова ободряется, укрепляется и упование свое и дерзновение воспринимает. Это можно приметить в Псаломнике и других святых, упоминаемых как во всем Святом Писании, так и в церковной Истории. 13) Вера душу верного таинственно соединяет со Христом, как невесту с женихом, как пророк говорит от лица Господа: «Обручу тебя Себе в вере, и ты познаешь Господа» ( Ос. 2:20 ). И апостол говорит соответствующие слова: «Обручил вас (говорит верным) единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор.11:2 ). Поэтому Христос такую верную душу очищает от греха и всякой скверны и делает ее святой, отнимает от нее духовные бедствия: проклятие, осуждение, смерть и всякое духовное неблагополучие – и вместо того подает Свои духовные блага: благословение, избавление и вечную жизнь, как и апостол об этом учит: «Христос сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением, и искуплением» ( 1Кор.1:30 ); как жену некую, содрав с нее разорванные рубища и омыв от смрада, облекает в чистую багряницу правды Своей, чтобы перед очами Его и Небесного Его Отца явилась чистая, и, как Царская дочь, «одетая и преукрашенная» ( Пс.44:10 ) духовными украшениями. Потому святой пророк, радуясь об этом духом, восклицает, говоря: «Да возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждою веселия одел меня; как на жениха возложил на меня венец и, как невесту, украсил меня убранством» ( Ис. 61:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010