Пс.44:2:10 . «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе... Дочери царей между почётными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте». Объяснение. Соломон жил и умер; престол его не вечен; а нынче у Иудеев и совсем нет Царского престола; следовательно, песнь сия о царе, не о Соломоне, а о Сыне Божием, престол Которого вовек: Пс.44:7–12 . Царство Его не от мира сего: Ин.18:30 . Он царствует одесную престола величия на высоте: Евр.1:3 . Здесь-то одесную Его стала и Царица, Пресвятая Дева, и потому Она есть Царица Небесная; ст.10. О почитании Её и пророчествует Давид: Пс.44:13–18 ; ср. Лк.1:48–50 . Иер. 7: 18:44:17–19:25 . «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтоб огорчать Меня». Объяснение. Здесь говорится о чествовании языческой «богини неба» Астарты, заимствованной израильтянами от язычников: Суд.2:13 ; 3Цар.11:5 ; 4Цар.23:7 . Божия Матерь никогда не называется «богиней», а называется «Царицей Небесной». Пс.44:10 . Кроме того, чествование языческой богини неба происходило уже тогда, когда христианской Царицы Небесной ещё не было (повествующий о богине неба прор. Иеремия жил в ветхом завете). О молитвенном ходатайстве Пресвятой Богородицы Лк.2:19 . «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём». Объяснение. Дважды об этом говорил евангелист: Лк.2:51 , указывая тем, откуда он почерпал знание о евангельских событиях, т.е. от Пресвятой Матери Божией, которая была с самого начала «очевидицею»: Лк.1:2 , и ходатаицей пред Господом: Ин.2:1–11 ; поэтому правосл. христиане и прибегают к Ней с молитвою о ходатайстве пред Сыном Её: Откр.12:1 . Ин.2:3–5 . «И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? Ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». Объяснение. Отсюда видно, что Божия Матерь явилась в первый раз ходатаицей за немощный и бедствующий род людской, отсюда и основание для обращения к Богоматери с мольбою о ходатайстве перед Сыном, ибо о Ней сказано: Пс.44:10–14:18 ; Лк.1:48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

СЛОВО 25. О NPUЗBAHVI НАРОДОВ. Во 2-м он сказал: «Ныне, цари, вразумитесь; научитесь, все судьи земли. Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом. Блаженны все уповающие на Него» ( Пс. 2:10–12 ). В 17-м он сказал: «Народ, которого я не знал, служил мне и по слуху повиновался мне» ( Пс. 17:44–45 ). В 30-м он сказал: «Сколь велико множество благ твоих, Господи, которые Ты хранишь для боящихся Тебя!» ( Пс. 30:20 ). В 32-м он сказал: «Воспойте Господу песнь новую!» ( Пс. 32:3 ). В 47-м он сказал: «Ибо земные цари собрались и сошлись вместе и, увидев сие, изумились» ( Пс. 47:6 ). В 65-м он сказал: «Вся земля да поклонится Тебе и воспоёт Тебя!» ( Пс. 65:4 ). В 66-м он сказал: «Освети нас лицом Твоим и помилуй нас. Прославят Тебя народы, Боже, восхвалят Тебя все племена» ( Пс. 66:2, 4 ). В 67-м он сказал: «Цари принесут Тебе дары. Царства земные, пойте Богу, воспевайте Господа!» ( Пс. 67:30, 33 ). В 71-м он сказал: «И владычествует Он от моря до моря и от рек до краёв вселенной; и враги Его будут лизать прах. Цари Фарсиса и островов поднесут дары, и поклонятся Ему все цари земли» ( Пс. 71:8–11 ). В 71-м он сказал: «И благословятся в Нём все племена земные, и наполнится славою Его вся земля. Аминь» ( Пс. 71:17, 19 ). В 82-м он сказал: «И да познают они: имя твоё – Господь» ( Пс. 82:19 ). В 83-м он сказал: «Он даст благословение, давая им закон, и они будут восходить от силы в силу» ( Пс. 83:7–8 ). В 88-м он сказал: «Они будут ходить в свете лица Твоего и о имени Твоём будут радоваться» ( Пс. 88:16–17 ). В 95-м он сказал: «Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу, вся земля! [Возвещайте] в народах чудеса Его» ( Пс. 95:1, 3 ). В 97-м он сказал: «Воспойте Господу новую песнь, ибо дивное сотворил Господь: все концы земли увидели спасение Бога нашего. Восклицайте Господу, вся земля!» ( Пс. 97:1, 3–4 ). В 99-м он сказал: «Воскликните Господу, вся земля! Служите Господу с веселием!» ( Пс. 99:1–2 ). В 101-м он сказал: «Когда соберутся вместе народы и цари, – служите Господу» ( Пс. 101:23 ). В 135-м он сказал: «Славьте Бога богов, ибо Он благ!» ( Пс. 135:1 ). В 138-м он сказал: «Буду считать их 1212 , но они многочисленнее песка» ( Пс. 138:18 ). В 143-м он сказал: «Боже, песнь новую воспою Тебе, дарующему спасение царям!» ( Пс. 143:9–10 ). В 148-м он сказал: «Цари земные, все народы и властелины, все судьи земные, юноши, девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа, ибо превознесено имя Его Единого! Слава Его на земле и на небесах сынам Израилевым, народам, приближающимся к Нему. Воспойте Господу песнь новую! Всякое дыхание да хвалит Господа!» ( Пс. 148:11–14; 149:1; 150:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

А чтобы вполне убедиться нам, что здесь невеста сочеталась с женихом и совершился духовный брак, вот и брачная песнь; воспевает ее Иоанн, говоря: «имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин.3:29–30 ). При совершении брака требовалось совершить дарственную запись на имя невесты: нужно было найти бумагу, писца и трость. Бумагу нашли у Исаии. Там Святой Дух приказывает писателю и говорит: «возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом» ( Ис.8:1 ). Отыскивается и трость: ее нашли у Давида, потому что он говорит: " язык мой – трость книжника скорописца. Пре краснейший из сынов человеческих» ( Пс.44:2–3 ). Эту Церковь Давид приготовляет к браку: сам ее украшает, сам ее наставляет и научает, как устроитель брака, или, как говорится у людей, сваха. Он внушает невесте: смотри, дитя: «слушай, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ Твой... И возжелает Царь красоты Твоей» ( Пс.44:11–12 ). Не думай, что ты равна с ним. »Слушай, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ Твой и дом отца Твоего! И возжелает Царь красоты Твоей, ибо Он – Господь Твой, и поклонишься Ему« ( Пс.44:11–12 ). Если послушаешь меня, дочь, »и богаты е из народа будут умолять лице Твое» ( Пс.44:13 ). Нужно, наконец, было написать и то, что приносится в приданое той и другой стороной, рабов и рабынь. Со стороны Христа – рабы, со стороны невесты – рабыни. Христос дает рабов: приходят Павел, Силуан, Тимофей, – рабы Иисуса Христа. А от невесты требуют рабынь. На это Давид отвечает: «приведутся к Царю девы во след Ее, ближние Ее приведутся к Тебе» ( Пс.44:15 ). Совершается брак: приходит Господь таинственно в Кану Галилейскую. «Кана» в переводе означает создание Божие, а создание Божие – весь мир. Здесь совершается духовный брак, (Господь) приходит в Кану Галилейскую, и там является весь лик святых. Приносят жениху дары, как полагается при браке, каждый по своей силе: Авраам – тельца, жена его Сарра – хлебы, печеные в горячей золе, Исаак – дрова, Иаков – козлят, Иосиф доставляет хлеб, Моисей приносит светильники, Исаия поет, а Давид пляшет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пс.44:9 .  Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя. «Смирна», «касия» и «алой» – виды благовоний, которыми умащались знатные люди на древнем востоке. Эти благовония добывались из смолы ароматических кустарниковых растений. «Смирна» – род камедистой смолы дерева, «касия» – ароматическая кора, «алой» – дерево, родом из Индии, с очень тонким ароматом. – «Из чертогов слоновой кости» – вероятно, от дворцов, которые построил Соломон и в которых были украшения из дорогой слоновой кости. Из этих дворцов увеселяли Соломона теми увеселениями, которые тогда были приняты на Востоке у царей. У Соломона же, как царя пышного и роскошного, предметы роскоши достигали необыкновенной ценности, а виды развлечений – разнообразия. Пс.44:10 .  Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. «Дочери царей между почетными у Тебя». Это были подруги невесты царя и, как знатные по роду, они пользовались почетом во дворце Соломона. Из всех их, однако же, выделялась одна, которая получила царское достоинство, т. е. сделалась венчанной царицей, супругой, ( «Одесную» – по правую сторону, значит, получить полное право, власть и почет). – «В Офирском золоте» – у восточных женщин, особенно в древнее время, любимыми цветами были яркие, и их костюмы поражали пестротой красок. Вместе с тем в ткани их одежд пропускались золотые и серебряные нити, что, придавая блеск и пестроту наряду, делало его вместе с тем и очень ценным. Такие одежды были доступны только людям богатым и знатным, какою и была невеста, происходившая, очевидно, из царского рода ( 2Цар. 13:18 ), так как и подругами-то ее были «дщери царей». Пс.44:11 .  Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. Пс.44:12 .  И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. Пс.44:13 .  И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Речь писателя обращается уже к этой царице и автор псалма просит особенно усиленного ее внимания к своим словам, придавая последним особенную важность ( «слыши, ...смотри, и приклони ухо»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О чудо! В храм, построенный из камней, приносится Храм одушевленный и Престол херувимский! Ибо, за несколько поколений прежде, Давид предрек о Ней, говоря: «Слыши, дщерь Божия, и воззри и наклони ухо свое и забудь народ свой и дом отца своего, и возлюбит Царь красоту твою» ( Пс.44:11–12 ); и опять: «За нею приведутся к Царю девы» ( Пс.44:15 ). Как приведутся? Конечно, «с веселием и ликованием» ( Пс.44:16 ). А Она, пророк, какая? Так как неприлично, чтобы в храм Царя приводилась Царица одинокою, то и о свите ее давно уже предвозвещено Духом Святым. «Подруги ее, – говорится еще, – приведутся к тебе» ( Пс.44:15 ). Итак, со святою Девою приведены и другие девы: явно, что и они будут участницами в освящении, ибо кто из находящихся в свите царя или царицы не получает от них даров и наград? Поэтому и в другом месте говорит пророк, что «дщери иудейские торжествуют» ( Пс.47:12 ). И это сказано о Всесвятой Матери Господа нашего Иисуса Христа, как имевшей войти в святое святых в сопровождении дщерей иудейских. Ибо дотоле жены еще не видали, чтобы отроковица воспитывалась в святом месте; поэтому, когда совершалось предсказанное необычайное событие, дщери иудейские заторжествовали, видя, что Всесвятая Отроковица Мария, как непорочная голубица, входит в святое святых, и что родители Ее Иоаким и Анна приносят Ее в дар Богу с неизглаголанною радостью, а первосвященник необычным образом отверзает уста и благословляет Ее, прочие же священники со старейшинами и со всем народом велегласно взывают и говорят: «Да будет, да будет, аминь, да будет». Видя это-то событие, как сказал я, дщери иудейские, согласно пророчеству, заторжествовали и воспели победные песни 34 . «Скачите и торжествуйте не только дщери иудейские, но и все племена народов. Родилась Мария, и Еве уже не стыдно. Мария приносится в храм, и новая Отроковица становится новым храмом, способным принять Бога, и не храмом только становится эта отрасль Давидова, но и престолом херувимским», а иудейский храм будет разрушен, как и в Евангелии сказал Господь: «Истинно говорю вам: не останется камня на камне; все будет разрушено» ( Мф.24:2 ). Женский пол всегда и везде один и тот же, предсказывает ли он будущее, или восхваляет царя, или, напротив, порицает и поносит; не взыщи на нем, потому что он пол слабый, ибо вот передо мною девы, современницы Саула, которые не боятся ярости царя, но восклицают: «Саул победил тысячи, а Давид-десятки тысяч» ( 1Цар.18:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

787. Гл. 17. 788. Гл. 18. 789. Гл. 20. 790.  …достойно любят тебя (Песн. 1. 3). 791.  Благ и праведен Господь (Пс. 24. 8). 792.  …спасающем правых сердцем (Пс. 7. 11). 793.  …лицо Его видит праведника (Пс. 10. 7); Гл. 23. 794. Гл. 25. 795. Гл. 6, Слово 22. О тщеславии. 796. Гл. 11. Народ мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили (Ис 3. 12). 797. Гл. 12. 798.  Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого (1 Кор. 2. 11). 799. Гл. 14. 800. Гл. 15. 801. Гл. 16. 802. Гл. 17. 803. Гл. 19. 804. Гл. 23. 805. Гл. 24. 806. Гл. 29. 807.  Какая польза человеку, …а душе своей повредит? (Мф. 16. 26). 808. Гл. 34. 809.  Я прославлю прославляющих Меня (1 Цар. 2. 30). 810.  Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк. 6. 26). 811.  …чтобы видели их люди (Мф. 23. 5); Гл. 36. 812. Мф. 5. 16; Гл. 37. 813. Гл. 38. 814. Гл. 41. 815. Гл. 42. 816. Гл. 45. 817. Слово 23. О гордости. Гл. 2. 818. Гл. 4. 819. Гл. 6. 820. Гл. 8. 821. Иак. 4. 6. 822.  Высокосердый — надменный сердцем (Притч. 16. 5). 823. Гл. 9. 824. Гл. 11. 825.  Они вопиют, но нет спасающего; ко Господу — но Он не внемлет им (Пс. 17. 42). 826. Гл. 13. 827. Гл. 17. 828. Гл. 18. 829. Гл. 19. 830. Гл. 28. 831. Гл. 34. 832. Гл. 36. 833. Слово 8. О безгневии и кротости. Гл. 1. 834. Гл. 2. 835. Гл. 3. 836. Гл. 4. 837. Гл. 5. 838. Гл. 6. 839. Гл. 7. 840. Гл.8. 841. Гл.9. 842. Гл. 10. 843. Гл. 11. 844. Гл. 12. 845. Гл. 13. 846. Гл. 14. 847. Гл. 15. 848. Гл. 18. 849.  Иссохло от печали око мое (Пс. 6. 8). 850. Гл. 19. 851. Гл. 20. 852. Гл. 23. 853. Слово 9. О памятозлобии, Гл. 6. 854. Гл. 5. 855. Гл. 6. 856. Гл. 9. 857. Гл. 12. 858. Гл. 14. 859. Гл. 14. 860. Гл. 15; Лк. 6. 37. 861. Гл. 16. 862. Гл. 18. 863.  При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою (Пс. 93. 19). 864. Слово 4. О послушании, Гл. 43. Ты посылаешь на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня (Пс. 70. 20). 865. Гл. 44. 866. Гл. 44. 867. Гл. 44.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Бумагу нашли у Исаии. Там Святой Дух приказывает писателю и говорит: « возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом » (Ис. 8:1). Отыскивается и трость: ее нашли у Давида, потому что он говорит: « язык мой — трость книжника скорописца. Прекраснейший из сынов человеческих » (Пс. 44:2, 3). Эту Церковь Давид приготовляет к браку: сам ее украшает, сам ее наставляет и научает, как устроитель брака, или, как говорится у людей, сваха. Он внушает невесте: смотри, дитя: « слушай, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ Твой И возжелает Царь красоты Твоей » (Пс. 44:11, 12). Не думай, что ты равна с ним. « Слушай, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ Твой и дом отца Твоего! И возжелает Царь красоты Твоей, ибо Он — Господь Твой, и поклонишься Ему » (Пс. 44:11:12). Если послушаешь меня, дочь, « и богатые из народа будут умолять лице Твое » (ст. 13). Нужно, наконец, было написать и то, что приносится в приданое той и другой стороной, рабов и рабынь. Со стороны Христа — рабы, со стороны невесты — рабыни. Христос дает рабов: приходят Павел, Силуан, Тимофей, — рабы Иисуса Христа. А от невесты требуют рабынь. На это Давид отвечает: « приведутся к Царю девы во след Ее, ближние Ее приведутся к Тебе » (Пс. 44:15). Совершается брак: приходит Господь таинственно в Кану Галилейскую. «Кана» в переводе означает создание Божие, а создание Божие — весь мир. Здесь совершается духовный брак, (Господь) приходит в Кану Галилейскую, и там является весь лик святых. Приносят жениху дары, как полагается при браке, каждый по своей силе: Авраам — тельца, жена его Сарра — хлебы, печеные в горячей золе, Исаак — дрова, Иаков — козлят, Иосиф доставляет хлеб, Моисей приносит светильники, Исаия поет, а Давид пляшет. А так как и святым женам нужно было принять участие в этом браке, то и они поют; приходит Есфирь, Иудифь наряжается и украшается, а Мария, сестра Моисея, берет тимпан и говорит: « пою Господу, ибо Он высоко превознесся » (Исх. 15:1). А так как требовалось по поводу этого брака написать похвалу, то Павел, восхваляя брак, говорит: « брак у всех да будет честен и ложе непорочно » (Евр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Пс.44:15 .  В испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее. Пс.44:16 .  Приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя. «Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся Тебе». «Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев». Поскольку не все достигают высоты совершенства, то Пророк называет одних невестою, как совершенных в добродетели, а других – девами, как в чистоте сохранивших принятую ими веру. Впрочем говорит, что и девы последуют за царицею и с нею войдут в храм Царев. Сие различие показал нам Господь в священном Евангелии, сказав: «обители многи» у Отца Моего ( Ин. 14, 2 ). Согласно с сим и блаженный Павел сказал: «понеже человеком смерть, и человеком воскресение мертвых; якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут: кийждо же во своем чину» ( 1Кор. 15, 21–23 ). Пс.44:17 .  Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. «Вместо отец Твоих Быша сынове Твои: поставиши я князи по всей земли». Пусть скажут Иудеи: каких имели они сынов, которые бы стали князьями «по всей земли»? Конечно, не укажут они таковых князей, потому что и не начальствовали, и не начальствуют, но пребывают в крайнем рабстве. Божественные же Апостолы, имев отцами патриархов, и по смерти начальствуют на суше и на море, как некие областеначальники и воеводы, поставленные Всецарем Христом. И последовавшие за Апостолами, которых, никто не погрешит, назвав сынами Церкви, разумею победоносных мучеников, поставлены также начальствовать, и все ныне покорствуют им, одни решившись покорствовать из любви, а другие быв принуждены к тому страхом. Пс.44:18 .  Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки. «Помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век, и во век века». Предсказав сие псалмопевец дает обет во всяком роде устами благочестивых того времени песнословить Божие имя. Ибо так перевели и три переводчика 12 : «воспою имя Твое во всяком роде, потому что народы будут песнословить Тебя во веки непрестанно». Все народы во вселенной, говорит Пророк, пользуясь написанным мною песнословием и дознав из онаго дарованное им и издревле предреченное спасение, не престанут песнословить Тебя – Благодетеля и Подателя благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

К Евстохии. О хранении девства Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего, и возжелает Царь доброты твоея (Пс. 44, 11–12). В 44-м псалме Господь говорит душе человеческой, чтобы она, по примеру Авраама выйдя из земли своей и от родства своего, оставила халдеев, то есть, как можно толковать, демонов, и поселилась на земли живых, о которой негде пророк воздыхает, говоря: Верую видети благая Господня на земли живых (Пс. 26, 13). Но недостаточно для тебя выйти из земли твоей, если ты не забудешь людей своих и дом отца своего, чтобы, презрев плоть, броситься в объятия Жениха. Не оглядывайся назад, сказано, и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть (Быт. 19, 17). Не следует, взявшись за плуг, смотреть вспять, ни возвращаться с поля домой, ни, имея Христову тунику, сходить с кровли, чтобы взять иную одежду. Великое чудо: Отец увещевает дочь, чтобы она забыла отца своего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин. 8, 44), сказано иудеям. Кто делает грех, тот от диавола (1 Ин. 3, 8), говорится в другом месте. Родившись от такого отца, мы черны и, пока еще не взошли на верх добродетелей, говорим: Дщери Иерусалимские! черна я, но красива (Песн. 1, 4). Я вышла из дома, где провела детство свое, забыла отца своего, возрождаюсь во Христе. Что же я получаю в награду? Вот что: И возжелает Царь доброты твоея (Пс. 44, 12). Это— великое таинство. Ради него оставит человек отца и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут оба уже не в плоть едину (Быт. 2, 24), но в дух един. Не высокомерен Жених твой, не горд; Он берет в жену эфиоплянку: как скоро ты пожелаешь услышать мудрость истинного Соломона и придешь к Нему, Он откроет тебе все, что знает, и введет тебя Царь в чертоги Свои, и чудесным образом изменится цвет твой, так что о тебе можно будет сказать: Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного? (Песн. 8, 5). Я пишу это, госпожа моя Евстохия (я должен называть госпожой невесту Господа моего), чтобы с самого начала чтения ты узнала, что я не буду восхвалять девства, которое ты признала наилучшим и которому последовала, не буду исчислять тягостей супружества, не стану говорить о том, как полнеет чрево, ребенок кричит, сокрушает разлучница, тревожат домашние заботы и наконец смерть пресекает все, что казалось благом. Имеют и замужние свое достоинство, честный брак и ложе нескверное, но ты должна понять, что тебе, исходящей из Содома, следует страшиться примера жены Лотовой. В моем сочинении нет ласкательства. Ласкатель — это льстивый враг.

http://pravoslavie.ru/2712.html

Содержание     Собеседование 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46     Предисловие   1. Божественные Писания все святы, но особенною святостью про­никнуты псалмы. Так, с самого начала книги (они говорят) прямо о воздержании, и прежде всего о том, чтобы не иметь общения с нечестивыми. С этого именно и начал блаженный Давид своими словами: «блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых» (Пс.1:1). Говоря о блаженстве, он разумеет высшую степень всего хорошего. Вместе с тем (говорят псалмы) об общении с добрыми, об обуз­дании чрева, об удержании рук, о нелюбостяжании, о ничтожестве денег, славы и всего подобного. Послушай, например, его слова о том, чтобы хранить целомудрие: «внутренность моя насыщена позором» (Пс.37:8), и в другом месте: «Ты истребил всякого прелюбодействующего от Тебя» (Пс.72:27). О том, что должно обуздывать чрево, он говорит: «еще пища была в устах их, когда гнев Божий пришел на них, и убил очень многих из них» (Пс.77:30—31). О том, что должно удаляться стяжания: «если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца» (Пс.61:11), — и не искать славы: «при смерти он ничего не возьмет, и не сойдет с ним слава его» (Пс.48:18). Не по­дражать порочным: «не ревнуй лукавым» (Пс.36:1). Он по­учает ни во что вменять земное могущество: «видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские: и прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашлось место его» (Пс.36:35—36), — и презирать все временное: «считали счастливым народ, у которого это есть, (но) блажен народ, блажен народ, у которого Господь... — Бог его» (Пс.143:15). Говорит (псалмопевец и) о том, что мы не просто согрешаем, но есть воздаяние: «Ты возда...шь каждому по делам его» (Пс.61:13). И почему не за каждый день воздает (тотчас): «Бог — судья праведный и [крепкий, и долготерпеливый]» (Пс.7:12). Также говорит он о том, что смирение прекрасно: «не превозносилось сердце мое» (Пс.130:1), и что гордость — зло: «посему овладела ими гордость...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010